Что производили в таганской слободе. Храм святителя николая чудотворца на болвановке

Получил своё название по Таганной слободе, одной из многих расположившихся в Земляном городе, между нынешними Бульварным и Садовым кольцами ремесленных слобод. Здесь жили таганники. Таганом называлась железная подставка (обруч на ножках) для котла или другой посуды, применяющаяся при варке пищи на открытом огне. В 1632 г. в слободе отмечено 93 двора. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Таганной слободе», известная с 1625 г., хотя, судя по всему, она существовала раньше. В 1657 г. она показана деревянной, а в 1659—1662 гг. была перестроена в камне.

Болвановка

По преданию, ранее здесь находилось урочище Болвановка. Его место можно определить по церкви Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. и перестроенной в камне на рубеже XVII— XVIII вв. ( , 20). По мнению П.В. Сытина, в XVII в. здесь находилась ремесленная Болвановская слобода, жители которой делали из дерева болванки для пошива мужских головных уборов. Другое объяснение связывает это название с тем, что на этих местах перед привезенными из Орды войлочными изображениями ханов — «болванами» — московские князья давали им присягу перед татарскими послами. И хотя второе объяснение ближе к истине, оно все же не соответствует действительности. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.

Певческая слобода

Что же касается территории Белого города, то в этой его части была известна лишь одна небольшая Певческая слобода патриарших певчих, о которой ныне напоминает лишь Певческий переулок, расположившийся между , и .

Православная церковь всегда имела для исполнения богослужебного пения особых певцов при каждом храме. Помимо этого приблизительно с XV в. существовали особые митрополичьи (затем патриаршие) певчие — т.н. патриаршие певчие дьяки и поддьяки. При патриархе Филарете (по данным 1626 г.) их считалось 29 человек, а к концу XVII в. их стало уже 50. Певчие дьяки (их всегда было 10 человек) разделялись на две статьи или станицы, по пяти человек в каждой. Певчие поддьяки образовывали шесть станиц, большей частью также по пять человек. Довольно часто к ним присоединялась еще седьмая станица, состоявшая из новичков. Все певчие дьяки и поддьяки делились по возрасту на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дозволялось вступать в брак. Обязанностью патриарших певчих являлось исполнение церковного пения при патриаршем служении. Нередко они пели в царском дворце или доме патриарха, а также на службах, заказываемых отдельными лицами. Патриаршие певчие в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный (или столповой) распев, большое и малое демественное пение. Также им было известно трехстрочное йение, а со второй половины XVII в. — греческий (большой и малый) распев. За свою службу певчие получали с патриаршего житного двора съестные припасы (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса), а из патриаршей казны денежное жалованье (в 1626 г. 186 рублей на 29 человек, в 1698 г. — 309 рублей на 50 человек). Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.

Воронцово

Пожалуй, древнейшим поселением этого района являлось село Воронцово, располагавшееся на правом берегу Яузы, неподалеку от ее устья. Ныне о нем напоминает лишь название московской улицы . По весьма обоснованному предположению И.Е. Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г. он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе». Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.

По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному .

Стрелецкая слобода

Если в XIV—XV вв. земли вблизи Яузы представляли собой обширное княжеское владение, то в XVI в. ситуация здесь меняется. Воронцово превращается в одну из многочисленных московских слобод, в которой жили стрельцы. В конце XVII в. этот район считался землей стрелецкого полка приказа Степана Стрекалова. В XVII в. она насчитывала 135 дворов. Помимо стрельцов полка Стрекалова здесь известна и другая стрелецкая слобода, о существовании которой напоминает Николоворобинский переулок, получивший свое название от фамилии стрелецкого полковника Данилы Воробина, чей полк был поселен здесь, и приходской церкви Николая Чудотворца его стрельцов. Здешний деревянный храм документально известен с 1625 г. В 1688 г. он сгорел, но спустя два года начал строиться вновь, уже в камне, «на пожалованные из государевой казны для рождения царевича Алексея Петровича и за многие службы» стрельцам 550 рублей. Освящен храм был в июне 1693 г. и простоял на этом месте вплоть до 1932 г.

Иноземная слобода

Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в., здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний когда-то именовался по ней Кривогрузинским переулком). Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы).

Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.

Серебряники

Серебрянические и сохранили память о слободе серебряников, в которой жили мастера денежного Серебряного двора, именовавшегося также и Троицким, по одноименной церкви. Церковь Троицы еще долго называлась «что в Старых Серебряниках», или «что в денежных мастерах». Она упоминается в 1620 г. как деревянная, а в 1657 г. показана уже каменной.

Серебряное литье, которым славилась Москва, начинает развиваться в ней с XIV в. Об этом свидетельствует существование специальной пошлины на серебряное литье, упоминающейся в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского начала XV в. Изделия московских серебряников ценились высоко. Крымский хан Менгли-Гирей в конце XV в. специально просил Ивана III прислать ему серебряные чары «доброго дела», вместимостью в два ведра, и серебряные кубки, соответствующие их размеру. «У нас так сделати мастера доброво не добыта, а у тебя, у брата моего, такие есть», — писал хан. При этом среди серебряников были не только русские, но и иностранцы.

По сведениям XVII в., серебряники находились в ведении Серебряного приказа, ответственного за изготовление серебряной посуды для царского двора. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной. Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками. Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.

Кошельная слобода

В начале нынешней когда-то стояла церковь Николая Чудотворца «в Кошелях». Это название указывает на существование здесь Кошельной слободы. В 1632 г. в ней значилось 24 двора. В литературе было высказано мнение, что здесь жили мастера, выделывавшие кошели для различных припасов. Однако в действительности кошельниками назывались рыбные ловцы, точнее люди, доставлявшие из ближайших подмосковных дворцовых сел свежую рыбу для нужд дворца. Ее они перевозили в особых «кошелях», откуда образовалось и их название. Здешняя церковь впервые упоминается в связи с московским пожаром 1547 г. В 1657 г. она упоминается как деревянная. Каменный храм на этом месте был заложен в 1692 г., но освящен лишь в 1706 г.

Котельническая слободе

Пять Котельнических и напоминают о Котельнической слободе, где жили котельники, изготовлявшие металлическую посуду. В отличие от кузнецов, вырабатывавших железные изделия, котельники работали с медью и оловом. Из их мастерских выходили предметы домашнего обихода: котлы «медные поваренные», блюда оловянные, а также всевозможная церковная утварь — кадила, паникадила и т.п. Поскольку месторождений своей меди в средневековой Руси не было, сырьем для котельников обычно служил медный лом. Слобода была небольшой — в 1632 г. в ней значилось всего 7 дворов. Но в 1654 г. среди владельцев здешних дворов уже не было ни одного котельника. Их приходским храмом была церковь Николая Чудотворца, «что в Котельниках», известная с 1625 г. В 1657 г. она значится уже каменной.

Кузнецкая слобода

Здесь же была известна и Кузнецкая слобода ведомства Оружейной палаты. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Старых кузнецах». Поселение кузнецов впоследствии было перенесено в Замоскворечье, где образовалась Новая Кузнецкая слобода.

Гончарная слобода

Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные , два ), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г. Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г. был записан как «новоприбылый».

Тетеринская слобода

На месте современного существовала небольшая (в 1632 г. всего 10 дворов) Тетеринская слобода, населенная вероятно, дворцовыми каменщиками.

Семеновская слобода

Церковь Симеона Столпника за Яузой на обозначает место обширной Семеновской торговой слободы, получившей название по приходскому храму. По преданию, здешняя церковь была освящена 3 декабря 1600 г. Борисом Годуновым в память о дне своего венчания 1 сентября 1598 г., который пришелся на память этого святого. В 1657 г. этот храм показан каменным. В 1632 г. в слободе было зафиксировано 189 дворов, а к 1653 г. их число достигло 238 дворов.

Рогожская ямская слобода

Сама же и напоминают о ямской слободе. В XV в. здешние земли, принадлежавшие Андроникову монастырю, перешли к Ивану III, устроившему здесь сады. В XVI в. здесь поселяются ямщики, которых к 1671 г. сменили стрельцы. Главным храмом здесь была Троицкая церковь, известная с 1642 г. и снесенная к 1959 г. Что касается ямщиков, то их дома были перенесены несколько восточнее, по той же , и их поселение получило название Рогожской ямской слободы, названной так по ближайшему к первопрестольной яму, находившемуся в селе Рогожь (ныне город Ногинск). В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора. Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне ). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.

Алексеевская слобода

Помимо ямской слободы в районе нынешней располагалась Алексеевская слобода, первые сведения о которой относятся к началу XVII в. Это была черная тяглая слобода, названная, вероятно, по церкви во имя св. Алексея, митрополита московского, здание которой стояло на . Центральными здесь считались две улицы — Большая и Малая Алексеевские, в начале 1920-х годов переименованные в . В 1632 г. в слободе имелось 65 дворов, а в 1651 г. — уже 166 дворов.

Семеновская слобода

Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале и улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы. После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в. бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».

Крутицы

Современные Крутицкие , и напоминают о Крутицах. Свое название это место получило по Крутицкому монастырю, возникшему в самом начале XIV в. Его возникновение самым тесным образом связано с историей Золотой Орды.

После монголо-татарского нашествия в столице Орды городе Сарае, лежавшем в низовьях Волги, очутилась масса пленников из славянских народов — различных мастеров и знатоков ремесел, которых захватили татары. Позднее сюда постоянно приезжало множество русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока. Татарские ханы прекрасно понимали, что могут удержать власть над огромным конгломератом народов с различными языками и верованиями только при помощи священнослужителей. В 1261 г. по ходатайству князя Александра Невского русским в столице Орды было дозволено проводить христианские богослужения. Тогдашний митрополит «всея Руси» Кирилл направил сюда православного епископа. Так была создана Сарская епархия Русской церкви, обнимавшая территорию Нижнего Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа.

25 августа в рамках проекта прошло заседание фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Напомним, в мероприятиях проекта принимают участие более 60 человек. Инициатором проекта выступает Детская общественная Организация Курганской области «Открытый мир » с использованием средств Фонда президентских грантов. Приглашенной стороной является Объединение юридических лиц «Северо-Казахстанская областная детская ассоциация » из г. Петропавловска.

Третий день международного молодежного обмена начался с дискуссии участников молодежных делегаций из Петропавловска и Курганской области в рамках запланированной фокус-группы «Состояние и перспективы международного молодежного сотрудничества Россия-Казахстан».

Организаторы проведения фокус-группы – преподаватели Гуманитарного института Курганского государственного университета Захарова Татьяна , Чебаненко Ирина , при участии директора Благотворительного фонда «Вместе с нами» Лилии Масловой , кандидата социологических наук.

Участники, всего 16 человек по 8 представителей из каждого государства: госслужащие, участники некоммерческого сектора, лидеры молодежных организаций и волонтерского движения, – рассказали о собственном опыте международных обменов, о сложностях в выстраивании коммуникаций со сверстниками разных стран, об успешных практиках реализации совместных проектов в сферах образования, экологии, культуры, патриотического воспитания.

Дискуссия завершилась большим набором предложений участников по расширению географии совместного сотрудничества молодежи на постоянной основе. Материалы будут опубликованы на сайте ДОО «Открытый мир» .

Маргарита Распопова, г.Курган

Решение минздрава последовало после того, как врачи ГБ №1 и ГБ №4 сообщили, что не справляются с повышенной нагрузкой, возникшей в результате ухода из Демидовской больницы сразу нескольких хирургов. Причина ухода последних, как они заявляют, в политике главного врача и преследованиях со стороны Следственного комитета. Некоторые из медиков уже отозвали свои заявления, сообщают СМИ со ссылкой на источники.

Напомним, в минувшие выходные губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев собрал совещание по кадровой проблеме в сфере здравоохранения, на котором была озвучена проблема нижнетагильских хирургов. На встречу были приглашены медики и представители профсоюзов.

По данным очевидцев, на выезде из ТЦ «Мега» водитель Volkswagen врезалась в Daewoo Nexia, а сзади в Daewoo въехала Mazda. Шестилетний мальчик, находившийся в салоне Mazda, получил ушиб брюшной полости – от более серьезной травмы ребенка спасло удерживающее устройство. Он и четыре человека из Daewoo Nexia были доставлены в больницу, передают со ссылкой на ГИБДД Екатеринбурга.

Причины и виновники ДТП устанавливаются.

По результатам исследования РИА-Новости , ипотечные кредиты наиболее востребованы в Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области: в этих регионах на 1000 человек приходится порядка 30 ипотек. Реже всего берут ипотечные кредиты жители Москвы, Крыма, Севастополя и Горного Алтая.

Свердловская и Курганская области по этому показателю заняли 20 и 21 места соответственно. В среднем на 1000 человек на Среднем Урале и Зауралье приходится около 22 ипотечных кредитов. В Челябинской области ипотеку берут несколько реже, средний показатель в регионе на уровне 21 ипотеки на человека, а средний размер ипотеки на 500 тысяч меньше, нежели в Свердловской области и на 1,3 миллиона меньше, чем на Ямале.

Как отмечают эксперты, последние два года наблюдается взрывной рост спроса на ипотеки, 2018 год даже стал рекордным по количеству ипотечных договоров за всю историю страны. В 2019 году спрос на ипотеки заметно снизился, в среднем за год выдается 18 кредитов на 1000 экономически активного населения.

В прогноза результатов предстоящих 8 сентября голосования в регионах, публикуем подробности и мнения Константина Костина, а также его коллег по цеху по ряду вопросов, возникших в ходе обсуждения у журналистов.

Напомним, обсуждение хода избирательной кампании в рамках 2 этапа проходило в прямом эфире 22 августа под эгидой Фонда развития гражданского общества. В мероприятии приняли участие Константин Костин, Председатель правления Фонда развития гражданского общества; Леонид Давыдов , руководитель экспертной сети и Telegram-канала «Давыдов.Индекс» и Михаил Виноградов , Президент Фонда «Петербургская политика».

Выборы глав в 4-х «проблемных» регионах. Вопрос: Какие самые сложные выборные регионы на Ваш взгляд и почему?

Костин : Больше того что мы сказали, я добавить не могу, все что я хотел до этого сказать, я уже сказал. Безусловно, я считаю достаточно сложной компанию в Вологодской области. Там, на мой взгляд, были пропущены важные этапы, когда рейтинг должен был подниматься. То есть выборы идут, уже довольно активная фаза компании, избиратели определяются, а рейтинг главы региона стоит на месте.

Там есть кандидат от «Справедливой России», который был не очень хорошо известен на федеральном уровне, но опять же кому был известен Сипягин, например или Коновалов? Фургала знали, он все-таки был депутатом Государственной Думы. В этом смысле в регионе есть опозиционно настроенные избиратели, есть протестные настроения и если сильно не ускориться на последнем этапе, то, конечно же, мы сможем увидеть тогда, что компания переходит в конкурентный сценарий, а это всегда риск второго тура.

Второй регион по сложности, на мой взгляд, это республика Алтай. Там сейчас много выборов, а для главы региона это всегда тяжёлая ситуация с совмещением компаний. Там очень сильные оппозиционные партии, имеющие сильных кандидатов, это не только парламентские партии, но еще и «Патриоты России». Владимир Владимирович, как то на одном из заседаний употребил меткое определение, что там один из представителей КПРФ - опытный турнирный боец.

Кандидат прекрасно понимает как вести компанию, на что он может опереться, как выглядит его политическая инфраструктура республики (Алтай), как использовать параллельно идущие выборы. Поэтому у него есть достаточно серьезные возможности этот протест и негативный настрой к власти, который есть в республике (а это досталось на самом деле от предыдущего главы Бердникова, у которого был очень низкий рейтинг). Поэтому сочетание этих двух факторов тяжелого политического наследства и наличие сильного кандидата, представителя КПРФ, плюс в целом – совмещение выборов: главы региона и законодательного органа субъекта.

Костин: Я не согласен с экспертами по поводу Волгоградской области, эксперты настояли, чтобы мы включили Волгоградскую область в повестку. Там просто, на мой взгляд, есть своя специфика, региональные элиты привыкли к определенной вольности и ложно воспринимаемой субъектности.

Бочаров в значительной степени вернул эту ситуацию к нормальной, но недовольство по этому поводу внутри элит есть. Но здесь в отличие от Владимирской области нет сильного кандидата - все участники выборов достаточно возрастные, некому раскачать эту ситуацию, на мой взгляд.

По Астрахани я согласен с тем, что ситуация такая, что врио пошел в кампанию «с колес», компания практически шла, это было летом. Но у него очень хорошая рейтинговая динамика, весь вопрос в том удастся ли эту рейтинговую динамику сохранить, если это будет так, то у него будет один из лучших результатов. И весь вопрос еще в том насколько избиратели Шеина его самого послушают. Сейчас он находится в некой конструктивной позиции по отношению к врио, но, тем не менее, когда «вожди» перестают говорить своим избирателям то, что они хотят услышать, избиратели поступают по-своему.

Вот четыре проблемные территории на данный момент.

Сахалин. Вопрос: Почему Вы думаете, что там не будет второго тура?

Костин : Потому что мы видим каковы сегодняшние рейтинги и видим опять же, рейтинги оппонентов. Чтобы говорить о втором туре, нужны высокие рейтинги конкурентов, неблагоприятный фактор социального самочувствия или что-то еще. Нет там такого.

МГД-2019. Вопрос: Расскажите о приоритетных округах в Москве

Костин: Не хочу сознательно делать это подробно, чтобы в эти дискуссии, которые идут у непримиримой оппозиции, чтобы не подливать масла в огонь и не упрощать, так сказать, ситуацию.

Несколько округов мы назвали, они даже опубликованы. Остальное озвучивать не хочется, потому что кто хочет устроить умное голосование, пусть сами ищут эти округа, а мы о них расскажем на последней неделе выборов, до этого облегчать жизнь мы никому не хотим. Мы все-таки аналитики и не участвуем в политической борьбе.

Если говорить об умном голосовании, там получится игра в угадайку. Нужно узнать, где в каком округе есть оппозиционный кандидат с неплохими шансами, и заявить об его поддержке. Причем политическая позиция, как и сам кандидат зачастую не важны, абсолютно все равно. Его будут поддерживать, потому что у него есть какие-то гипотетические шансы выиграть у целевого кандидата.

Поэтому сейчас конкретики не будет, а дня за три до выборов все четко поименуем, какие округа какими считать, с указанием кандидатов, которые вели равную борьбу последние две недели.

Вопрос Анастасии Мельниковой: Скажите пожалуйста, как бы вы могли спрогнозировать, после того как пройдут выборы в Мосгордуму, есть ли вероятность второй протестной волны?

Давыдов : Волна мало зависит от того, устали люди ходить на протесты или нет, был бы интерес, как говорится … Все затухает, так как нет консолидирующей идеи. Поэтому от этого не зависит, будет ли вторая волна или нет, то есть от результата выборов, я имею в виду.

Костин: Вы поймите, те, кто делали протест, не собирались что-то менять. Во всех этих протестах повод был очень не большой. Одним из диссонансов этого действа было, например, накал риторики и ничтожность повода.

Костин: Я думаю, что протестов не будет. Но вы ведь понимаете, если кому-то будет надо …

…и всё же: о прогнозе протестной активности?

Виноградов: Есть две важные переменные, которые позволяют завуалировать прогноз о протесте. Первое, научилось ли чему-то протестное движение со времен 2011-2012 годов? Судя по тому, что мы видели на трибунах накануне – ничего! Выступления катастрофически плохие. Никакой повестки, как правило, у протестующих нет, в случае поражения.

Второе, действие государства как фабрики информационных поводов для мобилизации. Все достаточно двойственно.

Давыдов : Когда повестки нет - получается клоунада.

Виноградов : Протестное движение никогда повестку не создает, повестку создает власть. Фабрика повесток не приостановлена, хотя интенсивность чуть снизилась. Поэтому важно как в Москве, так и в регионах – это конкуренция антирейтингов.

Костин : В этом смысле, среди членов КПРФ, в том числе и участвующих в московских выборах, очень многих людей, призывающих за себя голосовать протестников, обвиняют в том, что они участвуют в иностранном вмешательстве в Российские выборы. По сути своего собственного палача мы поддерживаем на выборах.

КПРФ, МГД, перспективы Зюганова-младшего.

Вопрос: В связи с тем, что последние протестные акции проходили практически без влияния сильных оппозиционных партий, можно ли сделать вывод, что КПРФ, ЛДПР практически слились в этом конфликте, либо они очень слабы, если дозволили произойти тому, что произошло в Москве? Оцените, пожалуйста, перспективы московских выборов, что мы получим в итоге? Если партии не могут взять на себя смелость вести общество и дозволяют, якобы оппозиционерам баламутить народ в Москве, то, что мы получим с точки зрения управления в городе, это как минимум? И в этом смысле перспектива Зюганова младшего?

Костин : Перспектива Зюганова младшего я бы в этом контексте не рассматривал в целом, это новая постановка проблемы. Мне кажется у него неплохие шансы избраться.

Протесты я бы разделил: естественный интерес и политическая активность. Активность созданная, определенной событийной повесткой, а также определенными технологическими действиями. Тоже все эти вещи нужно разделять.

За что должны брать ответственность по-Вашему, оппозиционные партии? Они берут ответственность перед своими избирателями, перед теми, кто за них проголосует. Коммунисты довольно представлены. То о чем вы говорите это разные вещи.

Я далек от мысли, что есть естественная часть людей, которые в эти протесты втянулись по разным причинам, протестная группа довольно обширна, но самое главное, что были люди, которых технологически туда привезли. Для многомиллионного мегаполиса акция в несколько тысяч человек это вообще нормально…

Костин: Мне понравилось как по поводу «желтых жилетов» сказал Владимир Владимирович: «Эта перформансная политическая активность с политической активностью: с выборами, с электоральным поведением мало связана».

Кто выиграл от протестов «желтых жилетов» во Франции? Результаты улучшили крайне правые и крайне левые. Марин Ле Пен и коммунисты соответственно, а сами «желтые жилеты» получили меньше 1%. У нас то же самое. Те, кто ходит на митинги, мало ходят на выборы, это тоже аксиома.

О регистрации кандидатов.

Вопрос: Есть мнение (в частности «Либеральная миссия» и «Голос» писали об этом, анализировали регистрацию кандидатов), что в этом году по сравнению с прошлым довольно много случаев, когда представители парламентской оппозиции не зарегистрировали в регионах на выборах губернаторов и при этом зарегистрировали очень много «спойлеров» по сравнению с предыдущими годами. Хороший пример тому Забайкалье, где нет ни одного представителя парламентской оппозиции, ну и Сахалин, где оказывается три коммуниста. Согласны ли Вы с этим мнением? Почему так происходит?

Костин: Я со статистикой не согласен, потому что я ее не видел. У нас в Москве кандидаты провластные не все были зарегистрированы, потому что не смогли сдать подписи.

Ну, а если говорить про выборы губернаторов, то я считаю, что вот такие масштабные недовольства экспертные, могут быть только в том случае, если у этих партий есть ресурс хотя бы процентов на 80 для самостоятельного преодоления фильтра. Другой вопрос, что фильтр каким-то образом нужно чтобы работал как инструмент квалификации.

Кстати никто не говорит про политические результаты протестов. В 2011 и 2012 году протестующие могут сказать, что хоть какие-то результаты были. И надлом соответственно произошел после победы Путина в первом туре, и тем что собрались про властные митинги, гораздо более масштабные. Но тем не менее либеризация партийного законодательства произошла, вернули выборы губернаторов, то есть какой-то формальный результат был.

Здесь люди упираются в свою профессиональную карьеру, то есть нас надо на выборы и в депутаты, чтобы кабинет у нас был хороший, а об институциональной проблеме, о том, что давай те подумаем, как сделать, чтобы сбор подписей, который существует во всех странах как инструмент квалификации, сделать более прозрачным, чтобы было меньше спорных моментов при проверках. Слово «спойлер» я говорить не буду.

Виноградов: Конечно политическая система региональная итоги предыдущих выборов. Тревожность, конечно это повысило. Из этого пытаются делать выводы. Является ли не регистрация кандидата в парламентские партии эффективным ответом, гарантирующим от неудачи на выборах, наверно не всегда. Но таково специфическое прочтение уроков предыдущей компании, которые мы видим.

В письме отмечается, что принятый в 2018 году закон «О жестоком обращении с животными» содержит запрет на выгул опасных собак без поводка и намордника, однако не предусматривает наказание для владельца в случае нападения животного на постороннего человека.

В случае, если его здоровью причинен легкий вред, Марат Аманлиев предлагает наказывать хозяина штрафом до 200 тысяч рублей и ограничением свободы сроком до шести месяцев. Если собака нанесла человеку вред средней тяжести – сумма штрафа может доходить до 400 тысяч, если же питомец нанес тяжкий вред здоровью пострадавшего, его хозяину может грозить до трех лет лишения свободы, в случае летального исхода – до семи лет.

«Потенциально опасная собака фактически является своего рода разновидностью оружия, с которым его владелец должен обращаться ещё осторожнее, чем с обычным ружьём или пистолетом», – сказано в тексте письма.

Напомним, в июле в России утвердили список потенциально опасных пород собак. В него вошли акбаш, американский бандог, амбульдог, бразильский бульдог и другие породы собак, отличающихся агрессией и силой. С 1 января следующего года представителей этих пород нельзя будет выгуливать без поводка и намордника, за исключением тех случаев, когда собаку выгуливает хозяин на частной огороженной территории, при наличии предупреждающего знака.

Почему же я выбрала Таганский район?
В Таганском районе много достопримечательностей, можно всегда прогуляться по набережной. Рядом находится Красная площадь пройдя 30 минут по Таганке вы там окажитесь.

Также там много различных кафе и ресторанов, где пока гуляешь можно перекусить. Там всегда оживленная, свежая и счастливая обстановка, приехав туда вы оказываетесь в центре событий, жизнь там кипит очень бурно и с искрами.
Мой взгляд
Мой взгляд на этот район таков, каждый турист, каждый житель нашей страны, должен там побывать. Это незабываемое место, там творятся чудеса, можно смотреть на людей и видеть, как происходят деловые встречи, встречи с друзьями, с родными и близкими. Ты можешь видеть, как твориться судьба и история.
Таганский район – район Центрального административного округа Москва. Расположен к востоку и юго-востоку от исторического центра города – Зарядье и Китай-город, по левому (северному) берегу реки Москвы. Территория района, заселявшаяся с запада на восток, начиная с рубежа XIV –XV веков, включает основанное в XIII веке Крутицкое подворье. В XVII веке в районе сложилась система слобод ремесленников и хлебопашцев, а во второй половине XVIII возник центр старообрядчества – Рогожская застава.
Топомимика

Название района происходит от Таганной ремесленной слободы за Яузой, располагавшейся на месте современных Радищевских улиц близ Таганской площади. Её жители, кузнецы, изготавливали таганы - треножники для котлов, которыми пользовались в походах стрельцы.
Улица возникла как дорога из Москвы через Таганские ворота Земляного города и первоначально называлась Таганка, что исторически связано с Таганским холмом и более поздними названиями Таганной слободы и Таганских ворот. В XVII веке появляется название Семёновская улица. Эти два названия длительное время конкурировали: на плане 1739 года - Таганка, Семёновка; на плане 1858 года - улица Таганка и её продолжение Семёновская; на плане 1915 года вся улица надписана как Семёновская. В 1918 году ее переименовывают в Советскую, а в 1922 году в Таганскую. Название Семёновская улица возникло в XVII веке в связи с переселением сюда части жителей Семёновской слободы, находившейся на реке Яузе. Название Советская улица - характерный для того времени идеологический штамп, замененный в 1922 году на историческое название исключительно по необходимости устранить одноименность.

Геральдика

Щит московской формы рассечён на зеленое и голубое поля. В зелёном поле два серебряных перекрещенных бердыша. В голубом поле серебряный Спасский собор Андроникова монастыря. В золотой повышенной оконечности глиняный сосуд натурального цвета на чёрном тагане.
Зелёное поле левой части щита обозначает границы старого города, а перекрещивающиеся бердыши – охрану границ, что сохранилось в названиях улиц: Рогожская застава, Крестьянская застава. Зелёный цвет символизирует рост и процветание.
Голубое поле правой части символизирует веру и чистоту, на его фоне изображён храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковском монастыре. Данная каменная постройка является одной из древнейших (12 век), сохранившихся в г. Москве.
Золотой цвет обозначает рогожу – Рогожская застава, площадь Рогожской заставы, Рогожский вал – названия, лежащие в основе микрорайона Таганки и связанные с находившейся здесь Рогожской ямской слободой. Золото, жёлтый цвет символизирует богатство, благосостояние, которое даёт труд. Это связано с ремеслом, развитым на Таганке.Таган, котёл, гончарное производство сохранилось в названиях улиц, где размещались ремесленники (Гончарная слобода, Котельническаянабережная., Серебряническая набережная. и др.) и само название района «Таганский» – ремесло по изготовлению таганов – треножная подставка под котёл.

Примечательные места Таганского района

1) Здание кинотеатра "Вулкан", в котором 13 мая 1920 г. Ленин Владимир Ильич выступал на рабоче-красноармейской конференции Рогожско-Симоновкого района (с 1946 г. – Театр драмы и комедии на Таганке) - памятник истории федерального значения.
Земляной вал ул., 76
2)Храм Покрова Богородицы на Лыщиковой горе - памятник архитектуры регионального значения.
Храм Покрова Борогодицы на Лыщиковой горе-памятник архитектуры региональногоЦерковь Покрова на Лыщиковой горе, 1696 г. Трапезная и придел, 1748 г. - Лыщиков переулок 10 с.1
3)Усадьба Морозова А.А. - памятник архитектуры федерального значения.
Дом Морозова, кон. XVIII в. - Коммунистическая Б. ул., 27

Свое название Таганка получила в XVI в. от находившейся в пределах Земляного города дворцовой Таганской слободы. Здесь жили мастера, специализировавшиеся на изготовлении таганов - подставок для походных котлов. Сейчас подобный предмет обихода многим кажется маловостребованной экзотикой, но в свое время таган был необходим каждому, кто пускался в дальний путь, и производство его велось с размахом. Впрочем, жили на Таганке и представители других профессий - память о роде их занятий запечатлелась в названиях улиц. С несколькими из них нам с вами предстоит познакомиться поближе.

Таганская площадь

В XIX в. слово «Таганка» стало нарицательным. Здесь селились купцы, многие из которых исповедовали старообрядчество. Их нравы, причудливое смешение патриархальных традиций и типичного для нуворишей самодурства охотно описывали литераторы, запечатлевали художники-передвижники. Подлинным певцом «темного царства» стал, конечно, драматург А. Н. Островский, пьесы которого и сегодня с успехом идут в московских театрах, но и помимо него можно найти десятки свидетельств «таганского» уклада жизни, который наложил отпечаток на архитектуру этого района Москвы.

В начале XX в. москвовед П. И. Богатырев писал: «Таганка представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступавший известным московским рынкам - Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, мучные и колониальные лавки, где можно было найти все… Народ кругом жил богатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и перенимавший у них внешнюю «образованность»… Над Таганкой смеялись в комедиях, в юмористических журналах и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

Сенька Скориков, решив обучиться «светскому поведению», рассказывает «студенту Межевого института по имени Жорж», что он, «мол, купеческий сын, при тятеньке в лавке состоял, некогда учиться было. Теперь вот батька помер, все свое богатство наследнику завещал… Нашелся бы добрый человек, поучил уму-разуму…». Подобная история настолько типична для обитателей «темного царства», что дикость Сеньки не вызывает удивления. Правда, и «культурность», к которой приобщает своего ученика Жорж, тоже того «галантерейного» рода, о котором москвичи в XIX - начале XX в. так и говорили: «Таганские манеры».

…Мы пересекли по мосту Яузу. Справа, подобно фантастическому замку, поднимается громада «сталинской» высотки. Она стоит на одном из «семи холмов» старой Москвы - Швивой горке. «Пошли мы на Швивую горку, откуда вид на город», - поясняет Фандорину Ахтырцев («Азазель»). не вполне ясно. Сходную версию о происхождении этого странного названия приводит П. В. Сытин: «Название «Вшивая горка» было настолько одиозным, что городские власти в XIX в. превратили его в невразумительное, но созвучное «Швивая горка». Однако в народе продолжало жить первое название. По разъяснению академика А. И. Соболевского, оно происходит от древнего слова «ушь» - терние, волчец, которым некогда была покрыта горка, высокий левый берег реки Яузы. Но с течением времени слово это было забыто, и «Ушивая горка» стала «Вшивой горкой».

Как бы то ни было, Швивая горка существовала на карте Москвы и даже дала название небольшой (372 м) улочке, которая в 1922 г. была объединена с примыкающей Гончарной под именем улицы Володарского. Сейчас Гончарной возвращено прежнее название, но улица Швивая горка так и осталась «растворенной» в своей соседке - уж больно непрезентабельно даже измененное ее имя. Переодетый девицей Сенька Скориков, желая улизнуть от городового, которому продажный пристав Солнцев поручает проводить новоявленную осведомительницу «до дому, куда укажет», употребляет старый, просторечный топоним: «С пучеглазым псом Сенька поступил просто. Сказал ему, что проживает на Вшивой горке, а как пошли переулками к Яузе, подобрал подол, да и дунул в подворотню. Городовой, конечно, давай в свисток дудеть, материться, а что толку? Мамзельки-фурсетки и след простыл».

Другим фасадом высотка выходит на Котельническую набережную Москвы-реки, названную так в память об одной из бывших здесь черных слобод. В начале XX в. берега реки были густо усеяны торговыми пристанями. «Поди-ка отыщи на Москве-реке неведомо какой склад. Грузового порта в Первопрестольной не имеется, товарные пристани начинаются от Краснохолмского моста и тянутся с перерывами вниз по течению на несколько верст, до самого Кожухова.

Начали прямо от Таганки, с пристани «Общества пароходства и торговли Волжского бассейна». Потом был дебаркадер «Торгового дома братьев Каменских», склады нижегородской пароходной компании г-жи Катиной, пакгаузы Москворецкого товарищества и прочая, и прочая», - начинает в «Алмазной колеснице» Фандорин поиски той самой баржи с оружием, на которой и происходит задержание неуловимого «Рыбникова».

Видимо, в районе Котельников обитал рэкетир Упырь («Любовник Смерти»): «Это который Упырь, Котельнический?» - уточняет Сенька Скориков.

С Котельнической высоткой (еще один народный топоним) связана еще одна жутковатая история. Это роскошное здание было возведено руками заключенных, и в начале 50-х гг. XX в. вплотную к стройке располагалась небольшая «зона», где содержались подневольные строители, то есть лагерь со всеми его реалиями почти у стен Кремля… Но пройдем дальше, на ту самую Гончарную улицу, о которой только что шла речь.

На ее месте в XVII в., как легко догадаться, была слобода гончаров.

На Гончарной улице смыкаются интересы «обитателей» многих романов «фандоринской» серии. Вспомните, с чего начинается знаменитый рассказ Ахтырцева, описывающего Эрасту Петровичу свои блуждания по Москве с самоубийцей Кокориным: «А с Пьером договорились так - он сам предложил. Встречаемся в десять утра у меня на Таганке (я на Гончарной живу). У каждого в кармане шестизарядный револьвер с одним патроном в барабане. Идем порознь, но чтобы; видеть друг друга. Кому жребий выпадет - пробует первый» («Азазель»).

Москвичи даже в начале XX в., подразумевая, район города, говорили «в Таганке». «На Таганке» должно было означать «непосредственно на Таганской площади». Но Таганской площади, какой мы видим ее сегодня, в то время не существовало. Она была поделена на Верхнюю и Нижнюю Таганские площади, причем границей служили навесы длинного торгового ряда. Нижняя Таганская площадь была почти полностью засажена деревьями. Так что же имел в виду Ахтырцев, который «в Москве у тетки проживал, княжны Корчаковой, собственный палаццо на Гончарной улице»? Что это за дом?

Среди основательных купеческих особнячков на «роль» жилища ахтырцевской тетки могли бы претендовать три городские усадьбы, оказавшиеся в этом окружении. Первая из них стоит на Гончарной улице, № 12, рядом с той самой Никитской церковью, которая упоминалась только что. У дома богатая история: в конце XVIII в. М. Ф. Казаков построил его для графа А. А. Безбородко. Впоследствии трехэтажное здание с круглым бельведером именовалось домом Шапкина и домом Тутолмина - по именам владельцев. Дом описан в «Войне и мире» Л. Н. Толстого как дом графа Безухова. Но сейчас мы уже не можем во всей полноте насладиться красотой старинного особняка - здание подверглось реконструкции в 1905 и 1930 гг., было надстроено. При всей своей неоспоримой смелости Б. Акунин вряд ли позволил бы себе намек на дом, который уже послужил «героем» столь известного литературного произведения, да и название «дом Тутолмина» хорошо известно каждому знатоку Москвы рубежа XIX–XX вв.

Может быть, речь идет о доме № 16, который известен как «дом Клаповской»? От прежней владелицы до наших дней сохранились прекрасные росписи потолочных плафонов. Но его интерьеры, по свидетельствам современников, тоже представлявшие немалую художественную ценность, до нас не дошли, - в советское время в здании расположился ни много ни мало Центральный дом научного атеизма - на богомольной Таганке ему, конечно, было самое место.

Ну и, наконец, по свидетельству П. В. Сытина, дом № 35 - ровесник дома Клаповской. В пользу этого варианта говорит его близость к Таганской площади: если решить, что Акунин имеет в виду искаженный в наши дни до неузнаваемости реконструкциями 1930–1940-х гг. дом № 35, становится понятной «немосковская» формулировка Ахтырцева: до Таганской площади действительно рукой подать. А встретились молодые люди, конечно, не в торговой суете Верхней Таганской площади, а под деревьями Нижней Таганской.

Впрочем, каждый может выбрать версию по своему вкусу.

Вот и мы стоим на Таганской площади, от которой, точно лучи звезды, разбегается множество улиц. «К вечеру пятого дня магистр добрался до Таганской площади, где некогда стояли Яузские ворота. От них на юго-восток тянулись целые четыре древние улицы: Таганская (ранее - Семеновская), Марксистская (ранее - Пустая), Воронцовская и Большие Каменщики» («Алтын Толобас»). На минутку представим себе, как выглядели эти места в XVII в. Как справедливо указывает Б. Акунин, до 1919 г. она именовалась Семеновской - по находившейся здесь некогда слободе. «Современная Таганская улица триста лет назад была главной улицей черной Семеновской слободы», - читаем в том же романе. Следует добавить, что возникла эта магистраль как дорога на Коломну и Рязань.

Здесь, на Семеновской-Таганской улице, достигает кульминации интрига «Алтын Толобас». Здесь поместил писатель дом одержимого аптекаря Адама Вальзера, в подвале которого спрятан артефакт, давший название роману, - «сундук, пропитанный особым составом, который не пропускает влагу» (собственно «алтын толобас»), в котором хранится «Либерея», а рядом - послуживший причиной стольких трагедий «Замолей», книга, способная бесповоротно изменить мир к худшему: «Ради Христа бери только ту Либерею, что внизу в алтын-толобасе… Замолея же, прикрытого рогожей трогать не смей ради спасения души», - читает сэр Николас взволнованную инструкцию своего предка фон Дорна.

Конечно, было бы интересно осмотреть этот «деревянный дом в столько окон, сколько было дочерей у предка нашего Гуго Сильного», как иносказательно выразился г-н фон Дорн. Читатели знают, что окон, как и дочерей, было 13. Известно также, что дом был деревянным не полностью: «Посреди темной, состоявшей сплошь из глухих заборов улицы аптекарь остановился и показал:

Вон, видите крышу? Это и есть мой дом… Ничего особенного не примечаете?

Фон Дорн посмотрел. Дощатый забор в полтора человеческих роста, над ним довольно большой бревенчатый сруб с покатой крышей. Темные окна. Ничего особенного, вокруг точно такие же дома.

Окна посчитайте.

Посчитав узкие прямоугольники, Корнелиус непроизвольно перекрестился.

Чертова дюжина!

И на первом, каменном этаже тоже тринадцать. Отлично придумано! Я среди здешних жителей и без того колдуном слыву - как же, немец, лекарь, травник. А тринадцать окошек меня лучше любых сторожевых псов и караульщиков стерегут. Воры стороной обходят, боятся».

Если что и могло сохраниться, то это первый этаж, - вот и Николас Фандорин обнаруживает «разоренный одноэтажный особняк». Но застройка Таганской улицы (в советское время ее переименовали в Интернациональную) обновлялась не раз. Есть здесь и несколько достаточно древних строений (преимущественно «о правой стороне улицы), однако какое из них послужило для писателя прототипом - можно поспорить. Попробуйте сами отсчитать «шестьсот тридцать, что более или менее точно соответствовало пятистам метрам», шагов. Однако достоверно известно, что Таганская улица практически полностью выгорела во время пожара 1812 г. и те старинные здания, которые дошли до наших дней, в основном относятся к XIX в., лишь одно здание датировано 1792 г. Так что искомое место вам должно подсказать лишь чутье и любовь к творчеству Б. Акунина.

Встречаем мы Таганскую улицу (под одним из ее названий) и в другом романе - в начинающей «Любовницу смерти» заметке за подписью Лавра Жемайло читаем: «Вчера в третьем часу пополуночи жильцы доходного дома общества «Голиаф», что на Семеновской улице, были разбужены звуком падения некоего тяжелого предмета, после чего раздался протяжный вой. Выл пойнтер фотографа С., снимавшего ателье в мансарде. Вышедший на шум дворник посмотрел вверх и увидел освещенное окно, на подоконнике коего стояла собака и выводила душераздирающие рулады. В следующий миг дворник заметил лежащее внизу недвижное тело самого С., которое, по всей видимости, и являлось предметом, чье падение произвело столько шуму. Внезапно, прямо на глазах у пораженного дворника, пойнтер прыгнул вниз и, упав неподалеку от трупа своего хозяина, расшибся о булыжную мостовую». К сожалению, этот дом тоже, скорее всего, виртуален: согласно данным архивов, в конце XIX - начале XX в. на Семеновской улице (правда, в то время ее уже чаще называли Таганской) стояли в основном частные дома - 60 % всей застройки владели богатые купцы, остальное принадлежало дворянам (характерный памятник этой социальной группе таганского населения - так называемая усадьба Баташова, расположенная на левой стороне улицы в самом ее начале).

В 1880-х гг. по улице была проведена конка, замененная в 1912 г. трамваем.

А вот Пустая улица (современное название, полученное вскоре после революции, да так и прижившееся, - Марксистская) коренным образом отличалась от своей зажиточной, степенной соседки. Пустой улицу прозвали из-за большого количества незастроенных мест - печальной памяти о пожаре 1812 г. Здесь жили в основном небогатые ремесленники и мещане, и многим домохозяевам оказалось не по карману восстановить разоренные здания. В представлении каждого, кто любит и знает творчество Акунина, Пустая - Марксистская улица прочно связана с трогательным Анисием Тюльпановым: «Вставал Анисий на службу ни свет ни заря, по зимнему времени считай еще ночью. Путь-то неблизкий. Домик, доставшийся от тятеньки-дьякона, располагался на огородах Покровского монастыря, у самой Спасской заставы.

По Пустой улице, через Таганку, мимо недоброй Хитровки, на службу в Жандармское управление было Анисию целый час быстрого ходу» («Пиковый валет»). Мы с вами уже достаточно хорошо изучили акунинскую Москву, чтобы представить себе маршрут, по которому, дрожа от холода, терзаемый мыслями об оставленной дома беспомощной Соне, пробирался Анисий. Однако сведения, которые сообщает писатель о передвижениях своего персонажа, все-таки следует уточнить.

Прежде всего - где именно жил Тюльпанов? Спасская застава в наши дни называется площадью Крестьянской заставы. Так ее назвали в 1922 г., когда посреди площади водрузили не сохранившуюся статую, изображавшую «освобожденного труженика». Изначально эта застава Камер-Коллежского вала именовалась по находившемуся поблизости мужскому Новоспасскому монастырю - тому самому, звон колоколов которого слышит Фандорин в «Алмазной колеснице», когда разыскивает баржу с оружием: «С каждой минутой Эраст Петрович делался все мрачнее.

Поиски затягивались - брегет в кармане звякнул дважды. Словно в ответ пробили два раза часы на колокольне Новоспасского монастыря».

Покровский монастырь

В XIV–XV вв. этот монастырь размещался на территории Кремля, при храме Спаса на Бору, но постепенно его население увеличилось настолько, что монастырь был выведен за пределы города. Наряду с остальными монастырями, окружавшими столицу, Новоспасский выполнял не только религиозные, но и оборонительные функции. В XVII в. его деревянные стены были заменены каменными. Архитектурный ансамбль монастыря можно увидеть и сегодня: особого внимания заслуживают палаты патриарха Филарета. Нынешний адрес Новоспасского монастыря - площадь Крестьянской заставы, 10. К этой точке на карте ближе скорее Воронцовская улица, нежели Пустая - Марксистская.

Еще один ориентир - огороды Покровского монастыря, непосредственно на которых «тятенька-дьякон» выстроил свой домик. Этот монастырь известен всей России, да, пожалуй, и за ее пределами. Ведь в нем находятся мощи святой блаженной старицы Матроны Московской, к которым каждый день стекается за исцелением, наверное, не меньше паломников, чем во французский Лурд. Большая часть жизни этой святой, которая была почти нашей с вами современницей (даты жизни Матронушки, как ласково называют ее москвичи: 1881–1952), прошла в Первопрестольной. Покровский монастырь расположен на пересечении Таганской и Абельмановской улиц (до эпохи тотальных переименований Абельмановская называлась по монастырю - Покровским валом). Где же должны были находиться монастырские огороды? Очевидно, внутри линии Камер-Коллежского вала, примерно там, где располагается в наше время часовой завод. И впрямь, с этого места до Пустой улицы Тюльпанову было рукой подать.

Впрочем, не все так гладко. Описывая, как, «семеня по заснеженному пустырю к Таганке и поминутно оскальзываясь, Тюльпанов сильно себя жалел. Мало того что нищ, некрасив и бесталанен, так еще Сонька эта, хомут на всю жизнь. Обреченный он человек, не будет у него никогда ни жены, ни детей, ни уютного дома», Акунин добавляет умилительную деталь: «Пробегая мимо церкви Всех Скорбящих, привычно перекрестился на подсвеченную лампадой икону Божьей Матери. Любил Анисий эту икону с детства: не в тепле и сухости висит, а прямо на стене, на семи ветрах, только от дождей и снегов козыречком прикрыта, и сверху крест деревянный». Вот тут у писателя, к сожалению, нестыковка. Ближайший к месту жительства Тюльпанова храм во имя образа Божьей Матери «Всех скорбящих радости» находится на Калитниковском кладбище. Однако для того чтобы перекреститься на помещенные на ее стене образ, Анисию пришлось бы сделать значительный крюк за пределы Камер-Коллежского вала, добравшись почти до половины нынешней Нижегородской улицы, а потом вернуться назад. Вряд ли он стал бы это делать. Да и судя по тексту, Тюльпанов не специально подходит к храму - тот просто стоит у него на пути. Жандармское управление, как мы помним, расплагалось на Малой Никитской.

Однако в Москве была (и есть по сей день) еще одна, гораздо более известная церковь, освященная в честь той же иконы. Этот храм был основан в XVII в., а в конце XVIII в. модернизирован В. И. Баженовым. Построенные им колокольня и трапезная дошли до наших дней, а сама церковь не сохранилась: вместо старинного храма сегодня перед нами предстает круглая ротонда, возведенная в 1833 г. О. И. Бове. Это уникальное творение двух великих зодчих находится на улице Большая Ордынка, 20. Мог Анисим проходить мимо него?

В принципе, да. Однако помпезный храм-ротонда как-то не вяжется с поэтичным описанием «иконы на семи ветрах». Да и мимо Хитровки Анисию в таком случае не понадобилось бы идти: напомню, что Большая Ордынка расположена в Замоскворечье, а Подколокольный переулок - в Белом городе. Опять пришлось бы делать неоправданный крюк, на который голодный, озябший, боявшийся опоздать Тюльпанов вряд ли бы решился.

2.3. Ставка Мамая на Красном холме Московский Красный холм (Таганка), Краснохолмский мост и Краснохолмская набережная Полезно взять карту Москвы, положить ее перед собой и следить по ней за нашим рассказом.Согласно старым русским источникам, ставка Мамая во время

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Леонид Филатов автора

ТАГАНКА Юрия Петровича Любимова в нашей стране не было пять лет, но театр и зритель его ждали, не мог он не приехать. И вот Любимов в Москве, он ставит по контракту «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина. Есть в этом слове «по контракту» что-то щемящее... Какой-то абсурд, нелепость.

Из книги Леонид Филатов автора Воронецкая Татьяна Владленовна

ТАГАНКА Евгений Евтушенко Мне говорил портовый грузчик Джо, Подпольный лидер левого движенья: «Я плохо понимайт по-русски, Женья, Но знаю, что Таганка-хорошо!» Потягивая свой аперитив, Мне говорил знакомый мафиозо: «Таганка, Женя, это грандиозно! Мадонна, мне бы этот

Таганская площадь — место легендарное. Здесь когда-то жили ремесленники, затем их сменили купцы. До начала XX века на Таганской площади шла бойкая торговля. А название ее ассоциировалось с криминальным миром до тех пор, пока поблизости не открылся театр, который стал самым популярным в Москве. История Таганской площади — тема сегодняшней статьи.

Ремесленная слобода

Москва горела множество раз. Самый известный пожар произошел в 1812 году. Когда-то в самом в центре столицы проживали ремесленники, изготавливавшие подставки из металла для посуды и котлов. Но в 15 веке им пришлось переселиться подальше от Кремля. Их ремесло было небезопасным.

Для того чтобы предотвратить очередной пожар, мастера перебрались в новый район, отгороженный от центра Москвой-рекой. Это событие можно считать началом истории Таганской площади.

От какого слова происходит название района, расположенного на востоке Москвы? Таганы — те самые изделия, которые производили ремесленники, упомянутые выше. Слово это имеет татарское происхождение.

Торговая площадь

В 16 веке на том месте, где сегодня расположен Земляной Вал, построили специальную защиту от неприятеля. На Таганской площади соорудили высокие ворота. Отсюда вели дороги в Новгород, Рязань, Суздаль и Владимир. Таганская площадь в Москве стала довольно популярным местом среди купцов.

Для того чтобы попасть в город, нужно было оплатить пошлину. Торговцы, дабы сэкономить, останавливались возле ворот. Здесь и осуществляли продажи. В середине 17 столетия торговлю с возов запретили на центральных улицах. Тогда одним из самых популярных рыночных мест в Москве стала площадь, на которую сегодня ведёт выход из метро «Таганская».

Площадь долгое время была разделена на две части. Деревянные торговые ряды сгорели во время пожара 1812 года. Именно через Таганскую площадь москвичи покидали город, опасаясь ввода войск Наполеона. Несколько лет спустя здесь соорудили каменные торговые ряды. Автором проекта стал Осип Бове — человек, внесший огромный вклад в восстановление города после событий 1812 года.

Вплоть до конца 19 века район, расположенный между Москвой рекой Яузой, именовали Заяузьем. Как уже было сказано выше, площадь получила свое название от слова «таган» - металлического изделия, предназначенного для котлов. Но есть и другая версия. «Таган» в переводе с тюркского — «холм». Действительно, район, в котором находится площадь, расположен на холмах.

Одна из знаменитейших и самых страшных тюрем в России более 150 лет возвышалась вблизи Таганской площади. Что интересного можно сказать о ней и о других достопримечательностях, расположенных в этом районе?

Театр

Названия многих улиц Таганского района и сегодня хранят память о своих первых жителях. В старину здесь жили ремесленники: гончары, каменщики, котельники, сапожники. При Екатерине II в Заяузье появились первые усадьбы, в основном купеческие. В начале 20 века Таганка стала полноправным московским районом, в котором, впрочем, удивительно сочетались блеск и нищета.

Здание знаменитого Театра на Таганке было построено в 1912 году. После революции в этом доме располагался кинотеатр «Вулкан». Позже здесь разместился филиал Малого театра. Огромное культурное значение здание приобрело в шестидесятые годы. Тогда театр драмы и комедии, существовавший здесь с 1946 года, возглавил Юрий Любимов. Новый режиссер собрал новую труппу, которая вскоре прославилась на всю страну. Актер Владимир Высоцкий стал одним из символов советской эпохи.

Храмы

Новоспасский монастырь — древнейший в столице. Его основал еще в 12 веке сын Александра Невского. Сегодня ансамбль монастыря объединяет несколько храмов, в том числе и Спасо-Преображенский собор. Здесь находится одна из самых высоких колоколен в Москве. Во время революции в комплексе монастыря был размещен филиал Таганской тюрьмы. Сама же она находилась совсем рядом.

Таганская тюрьма

Среди местных жителей ходила легенда, что монастырь и тюрьма связаны между собой подземным ходом. Острог, построенный еще по указу императора Александра I, остался только в народной памяти. Таганская тюрьма, которой посвящено множество каторжных песен, являлась на протяжении многих лет самым мрачным объектом района. Снесли ее в 1958 году.

Среди нарушителей закона бытовало мнение, что попасть в эту тюрьму - значит навсегда распрощаться со своей свободой. Среди обитателей «Таганк» были и пламенные революционеры: Анатолий Луначарский, Николай Бауман и другие. Впрочем, "политические" никогда здесь не были в почете. В Таганской тюрьме правили уголовники. Одним из них был Осип Шор. Этот знаменитый аферист является прототипом Остапа Бендера.

С приходом советской власти Таганская площадь получила новое название. Ее переименовали в Октябрьскую. Однако ненадолго. Ведь в Москве в честь революционного месяца названы были две площади. Помимо той, о которой речь идёт в этой статье, Октябрьской назвали и Калужскую площадь. Она сохранила это название вплоть до 1993 года. Таганской вернули прежнее в 20-х.

Архитектурные особенности

Таганская площадь когда-то была разделена на две части, в таком состоянии просуществовала до конца 30-х годов прошлого века. В 40-х недалеко от неё, на Гончарной улице, построили несколько домов.

Окрестности Таганской площади в архитектурном плане имеют облик довольно беспорядочный. Наряду с так называемыми сталинками здесь возвышаются многоэтажные постройки, возведённые в 1989 году. Радикальные перемены в истории Таганской площади произошли в 60-е, когда здесь началось строительство тоннеля. Тогда снесли и торговые ряды, и часть старинных зданий, расположенных вблизи.

В 1950 году возле Таганской площади была открыта одноимённая станция метро. Сперва вестибюль был украшен портретом Сталина. В 1954 году Иосифа Виссарионовича сменил Владимир Ильич.

Прощание с Высоцким

В конце июля 1980 года на Таганской площади состоялось самое крупное общественное собрание за всю ее историю. В СМИ сообщений о смерти Высоцкого не было. Тем не менее 28 июля у театра, на сцене которого актер сыграл свои лучшие роли, образовалась километровая очередь.

В эти дни в столице проходила Олимпиада — мероприятие, из-за которого и была предпринята тщетная попытка скрыть от москвичей смерть знаменитого артиста. Благодаря Юрию Любимову и Владимиру Высоцкому название Таганской площади приобрело положительный оттенок.