Что такое гештальт-подход в психологии? Гештальт - что это? Гештальт-терапия: техники.


«Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я запомню. Позовите меня с собой, и я пойму». Конфуций (древний мыслитель и философ Китая).

Психологию, как систему жизненных явлений, знает, пожалуй, каждый, а вот как систему проверенных знаний – знают немногие, и то те, кто специально ею занимается, решая всевозможные научные и практические задачи. Термин «психология» впервые в научном употреблении появился в ХVI веке, и обозначал особую науку, которая занималась изучением душевных и психических явлений. В XVII – XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и охватила неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и детальность человека. А уже с XIX в. психология — самостоятельная (экспериментальная) область научных знаний. Изучая психологию и поведение людей, ученые продолжают искать их объяснения, как в биологической природе человека, так и в его индивидуальном опыте.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология (нем. gestalt - образ, форма; gestalten - конфигурация) – одно из наиболее интересных и популярных направлений в западной психологии, возникшее в период открытого кризиса психологической науки в начале 1920-х гг. в Германии. Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер . Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др. Гештальтпсихология – это своеобразный протест против молекулярной программы Вундта для психологии. На основе исследований зрительного восприятия, были выведены конфигурации «гештальты » (гештальт – целостная форма), суть которых в том, что человек склонен воспринимать окружающий его мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельные фрагменты мира.

Гештальтпсихология выступала против принципа расчленения сознания (структурная психология) на элементы, и построения из них по законам творческого синтеза, сложных психических феноменов. Был сформулирован даже своеобразный закон, который звучал следующим образом: «целое всегда больше суммы составляющих его частей». Первоначально предметом гештальтпсихологии являлось феноменальное поле, в дальнейшем шло достаточно быстрое расширение данной тематики, и в нее стали входит вопросы, изучающие проблемы развития психики, основателей данного направления также волновали вопросы динамики потребностей личности, память и творческое мышление человека.

Школа гештальтпсихологии

Школа гештальтпсихологии ведет свое начало (родословную) от важного эксперимента немецкого психолога Макса Вертгеймера – «фи – феномена» , суть которого в следующем: М. Вертгеймера используя специальные приборы – стробоскоп и тахиостоскоп, изучал два раздражителя у испытуемых людей (две прямые линии) путем передачи им разной скорости. И выяснил следующее:

  • Если интервал велик – испытуемый воспринимает линии последовательно
  • Очень короткий интервал – линии воспринимаются одновременно
  • Оптимальный интервал (около 60 миллисекунд) – создается восприятие движения (глаза испытуемого наблюдали перемещение линии «вправо» и «влево», а не две линии данные последовательно или одновременно)
  • При оптимальном временном интервале – испытуемый воспринимал только чистое движение (осознавал, что движение имеется, но без перемещения самой линии) – это явление и получило название «фи-феномен».

Свое наблюдение Макс Вертгеймер изложил в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» — 1912 год.

Макс Вертгеймер — известный немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, получил широкую известность благодаря экспериментальным работам в области мышления и восприятия. М. Вертгеймер (1880 -1943) – родился в Праге, там же получил начальное образование, учился в университетах – Праги, в Берлине у К. Штумпфа; у О. Кюльпе – в Вюрцбурге (получил в 1904 году ученую степень доктора философии). Летом 1910 года переезжает во Франкфурт – на – Майне, где заинтересовывается восприятием движения, благодаря чему в дальнейшем и были открыты новые принципы психологического объяснения.

Его работы привлекали внимание многих выдающихся ученых того времени, среди них был и Курт Коффка, который в качестве испытуемого участвовал в экспериментах Вертгеймера. Они совместно, опираясь на результаты, на метод экспериментального исследования, сформулировали совершенно новый подход к объяснению восприятия движения.

Так вот и зародилась гештальтпсихология. Гештальтпсихология становится популярной в Берлине, куда Вергеймер возвращается в 1922 году. А в 1929 году он назначается профессором на Франкфурте. 1933 год – эмиграция в США (Нью –Йорк) – работа в Новой школе социальных исследований, здесь же в октябре 1943 года он умирает. А в 1945 году выходит его книга: «Продуктивное мышление» , в которой он экспериментальным путем с позиции гештальтпсихологии исследует процесс решения задач (описан процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации).

Основателем гештальтпсихологии по праву считается и Курт Коффка (1886 – 1941). Родился К.Коффка и вырос Берлине, там же получил образование в местном университете. Его особо всегда увлекали естественные науки и философия, К.Коффка всегда был очень изобретателен. В 1909 году – получил докторскую степень. В 1910 году – плодотворно сотрудничал с Максом Вертгеймером в стенах Франкфуртского университета. В своей статье: «Перцепция: введение в гештальттеорию» он изложил основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу «Основы психического развития» , посвященную формированию детской психологии. Книга пользовалась большой популярностью не только в Германии, но и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина. В1927 году — получает место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти (до 1941 года) . В 1933 году Коффка издает книгу «Принципы гештальтпсихологии» , которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Его исследования по развитию восприятия у детей, выявили следующее: у ребенка, как оказалось на деле имеется набор не очень адекватных, смутных образов внешнего мира. Это его натолкнуло на мысль, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет. Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван «трансдукция». Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности : существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости : тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität ) введен в психологическую науку Х . Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру , расположенный на фоне . Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Гештальт–терапия

Гештальт-терапия – направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» – это целостный образ определенной ситуации. Смысл терапии: человек и все окружающее его – единое целое. Основатель гештальт – терапии — психолог Фридрих Перлз . Контакт и граница – это два основных понятия данного направления.

Контакт – процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода – нам нужна пища.

Жизнь абсолютно любого человека – это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе – все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения. Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения.

Техника гештальт-терапии

Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.

Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей. Игры построены на внутреннем диалоге, диалог ведется между частями собственной личности (со своими эмоциями – со страхом, беспокойством). Чтобы это понять, вспомните себя, когда вы испытывали чувство страха или сомнения – что происходило с вами.

Техника игры:

  • Для игры потребуется два стула, их необходимо расположить друг, напротив, к другу. Один стул – для воображаемого «участника» (вашего собеседника), а другой стул – ваш, то есть конкретного участника игры. Задача: менять стулья и при этом проигрывать внутренний диалог — стараться максимально отождествит себя с различными частями своей личности.
  • Совершение кругов. Непосредственный участник игры, должен идя по кругу обращаться к вымышленным персонажам с вопросами волнующими его душу: как его оценивают участники игры и, что он сам испытывает к воображаемой группе людей, к каждому человеку в отдельности.
  • Незаконченноe дело. Незавершенный гештальт, всегда требует завершения. А как этого достичь, вы можете узнать из следующих разделов нашей статьи.

Вся гештальт-терапия сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных задач, планов связанных с их родственниками, родителями или друзьями.

Незавершенный гештальт

Очень жаль, конечно, что не всегда желания человека воплощаются в реальность, а говоря языком философии: завершение цикла может занять чуть ли не всю жизнь. Цикл гештальта в идеальном варианте, выглядит так:

  1. Возникновение потребности;
  2. Поиск возможности ее удовлетворения;
  3. Удовлетворение;
  4. Выход из контакта.

Но всегда есть некие внутренние или же внешние факторы, препятствующие идеальному процессу. В результате чего, цикл остается незавершенным. В случае полного завершения процесса гештальт откладывается в сознании. Если же процесс остается незавершенным, он продолжает изнурять человека на протяжении всей его жизни, при этом еще и задерживает исполнение всех других желаний. Нередко незавершенные гештальты вызывают сбои в работе механизмов, которые защищают психику человека от лишних перегрузок.

Для завершения незавершённых гештальтов можно воспользоваться советом, который сто лет назад дал миру – замечательный поэт, драматург и писатель — Оскар Уайльд:

«Чтобы побороть искушение – нужно ему… поддаться».

Завершенный гештальт дает непременно свои плоды — человек становится приятным, легким в общении и начинает быть необременительным для других людей. Люди, с незавершёнными гештальтами всегда пытаются завершить их в других ситуациях и с другими людьми – насильно навязывая им роли в сценариях своих незавершённых гештальтов!

Маленькое, несложное, действенное правило: начните с завершения самого простого и лежащего на поверхности гештальта . Исполните свою заветную (желательно – не серьезную) мечту. Научитесь танцевать танго. Рисовать природу за окном. Совершите прыжок с парашютом.

Гештальт–упражнения

Гештальт-терапия представляет собой общие те­рапевтические принципы, способствующие помочь «самому себе» научиться разбираться в таинственных лабиринтах своей души и распознавать источники причин внутреннего противоречия.

Приведенные ниже упражнения нацелены: на одновременное осознание самого себя и бытия другого. В общем, призывают нас вступить за грань возможного. Выполняя упражнения, старайтесь анализировать, что вы делаете, для чего и как вы это делает. Основная задача этих упражнений – выработать умение находить собственные оценки.

1. Упражнение – «Присутствие»

Цель: фокусировка на ощущении присутствия.

  • Закройте глаза
  • Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях. При необходимости произведите коррекцию позы
  • Будьте естественными каждое мгновение
  • Откройте глаза, расслабьте их, оставаясь застывшими телом и мыслями
  • Позвольте расслабиться телу
  • Сконцентрируйтесь на чувстве «существования» (почувствуйте «Я здесь»)

После концентрации в течение некоторого времени на ощу­щении Я, расслабившись при этом и с умолкнувшим рас­судком, внесите свое дыхание в осознание и переведите внимание с «Я» к «здесь», и мысленно повторяйте «Я — здесь» одновременно с вдохом, паузой, выдохом.

2. Упражнение — Ощущение «Ты»

Цель упражнения: суметь испытатьсостояниеприсутствие «в другом человеке», то есть суметь прочувствовать состояние «Ты» в замен — состоянию «Эго». Упражнение выполняется в паре.

  • Расположитесь лицом друг к другу
  • Закройте глаза, примите максимально удобные позы.
  • Дождитесь состояния полного умиротворения.
  • Откройте глаза
  • Начните вести бессловесный диалог с партнером
  • Забудьте о себе, сфокусируйтесь только на смотрящем на вас человеке.

З. Упражнение «Я/Ты»

Упражнение выполняется также в паре, необходимо сесть друг напротив друга.

  1. Сконцентрируйтесь;
  2. Глаза должны быть открытыми;
  3. Поддерживайте мысленное молчание, физическую релаксацию;
  4. Сконцентрируйтесь на обоих ощущениях «Я» и «Ты»;
  5. Попробуйте ощутить «космическую глубину», бесконечность.

Цель упражнения — достичь состояния: «Я» — «ТЫ» — «Бесконечность».

Гештальт-картинки

Рисунки перевертыши (зрительные иллюзии): Что вы видите? Какие эмоции переданы на каждой из сторон картинок? Не рекомендуется давать просматривать подобные картинки детям дошкольного возраста, поскольку они могут служить причиной психических расстройств. Ниже даны знаменитые «двойственные» изображения: людей, животных, природы. А что вы смогли разглядеть на каждом из рисунков?

Кроме того, идея гештальтпсихологии лежит в основе таких картинок, которые называются «друдлы». Читайте подробнее про друдлы на .

Этой статьей мы хотели пробудить в каждом из вас желание , начать заботиться о себе – раскрыться миру. Гештальт, конечно, не в силах сделать вас богаче, а вот счастливее – бесспорно.

1951. Немецкий психиатр и психоаналитик Фриц Перлз (Friedrich Perls, 1893–1970) формулирует основные положения гештальт-терапии. Эта теория долгое время остается в тени. В 1968 году Перлз, переехавший к тому времени в США, оказывается на первой странице журнала Life под заголовком «Фриц Перлз – человек, живущий в гармонии с собой, – служит иллюстрацией собственной теории». С этого момента гештальт-терапия становится всемирно известной. Сегодня студенты изучают этот метод терапии в более чем 200 вузах 50 стран мира.

Определение

Название метода происходит от немецкого gestalt – «форма», «структура». Термин «гештальт» понимается как единица анализа психики и обозначает цельные, несводимые к сумме своих частей образования сознания. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе и начать жить не в мире прошлого и фантазий о будущем, а здесь и теперь. Метод сочетает элементы психоаналитического подхода (перевод неосознаваемых чувств в сознание) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»).

Принцип действия

Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира зависит от нашего опыта и потребностей. Незавершенные в прошлом ситуации (гештальты) искажают наше восприятие и ограничивают возможности действия. Задача гештальт-терапевта – помочь клиенту сфокусироваться на своем состоянии «здесь и сейчас». В нем могут обнаружиться следы прошлых нерешенных проблем. Тогда терапевт помогает клиенту пережить их и завершить, чтобы перейти к максимально полному восприятию текущего момента. Практическая работа идет в трех направлениях.

Во-первых, внимательное отношение к эмоциональным и телесным ощущениям. С помощью техники «осознавания» гештальт-терапевт учит клиента вниманию к непрерывному потоку его телесных и эмоциональных ощущений. Во-вторых, укрепление здорового контакта с собой и окружающими. Гештальт-терапия позволяет определить, в каких ситуациях и на каком этапе нарушается наш так называемый «цикл контакта» (осознавание потребности – поиск удовлетворения – удовлетворение – усвоение полученного в результате опыта). Она также помогает понять, почему мы испытываем затруднения в общении и что заставляет нас избегать его. Наконец, осознание своих насущных потребностей позволяет сосредоточиться на проблемах, актуальных для настоящего момента времени, и взять на себя ответственность за свое состояние.

Ход работы

Гештальт-терапевт ведет беседу с клиентом, мягко задавая ей нужное направление. Обычно сеанс гештальт-терапии строится по следующей схеме:

1. Описание проблемы: сидя напротив терапевта, клиент рассказывает о том, что его волнует в данный момент.

2. Работа с опытом: пока клиент говорит, терапевт наблюдает за его жестами и мимикой. Затем он обращает внимание клиента на эти проявления, помогая ему осознать выраженные в них чувства и желания. Терапевт может предложить воспользоваться техникой «прямого обращения»: в этом случае клиент перестает говорить о ком-то в третьем лице («Он ревнив» или «Она слишком властная»...) и обращается к нему напрямую, как если бы он находился в том же пространстве. Такое общение становится возможным благодаря тому, что некий предмет (например, стул или подушка) символически представляют отсутствующего человека. Благодаря этой технике чувства клиента перестают быть рассказом о прошлом, вместо этого они переживаются и находят непосредственное выражение в словах и действиях «здесь и сейчас».

3. Тренировка: клиент может, при активном содействии терапевта, придумать и опробовать новые виды поведения, более эффективные, чем прежнее. Возможна также работа в гештальт-группах. Она активно задействует механизмы обратной связи: участники сообщают друг другу о чувствах, которые возникают у них в настоящий момент в ответ на слова и поступки других участников.

Показания к применению

Гештальт-терапия – не только индивидуальная практика, ей можно воспользоваться в паре, группе и даже в большом рабочем коллективе. Эта методика позволяет работать с самыми разными проблемами: от робости в общении до затруднений в интимной сфере, а также с психосоматическими расстройствами, с депрессиями и тревожными состояниями. Гештальт-терапия может быть полезной для супружеских пар и для тех, кто переживает сложный период (смерть близкого, развод, потерю работы). Противопоказана клиентам с серьезными нарушениями в структуре сознания, которым сложно провести границу между теоретическими моделями поведения и непосредственным переходом к действиям.

Как долго? Сколько стоит?

Продолжительность курса индивидуальной терапии составляет около двух лет, один сеанс (50 минут) в неделю. Однако не исключено, что глубинные изменения произойдут уже спустя несколько месяцев после начала терапии. Стоимость определяется терапевтом и зависит от его специализации и опыта работы. В среднем за одну встречу клиент платит от 2000 до 4000 рублей. Участие в терапевтической группе стоит от 1000 рублей за одну встречу.

Гештальт-терапия - это метод практической психологии, направленный на осознание и анализ пациентами всего невысказанного, подавленного и незавершенного в жизни, с целью избавления от проблем и гармонизации личности.

Гештальт-подход основан на собственных теоретических тезисах, постулатах психоанализа, элементах психодрамы и биоэнергетики.

Основателем данного направления является немецкий ученый - Фриц Перлз , он использовал для его развития теорию психоанализа, которую постоянно дополнял собственными умозаключениями. Холистический подход (единство души и тела, чувств и эмоций) в гештальт-терапии появился благодаря трудам психологов Вертгеймера, Келера, Курта Гольдштейна . Развитие телесных ощущений позиционировал исследователь Райх , а элементы психодрамы ввел Якоб Морено .

Пройдя гештальт-терапию, человек начинает видеть, ощущать и понимать собственную личность не как набор отдельных черт характера, качеств, желаний, запретов и способностей, а целиком как единый организм, которым он может управлять. В процессе лечения терапевт помогает пациенту “извлечь” из подсознания “болезненные” воспоминания, образы, мысли, чувства и “поработать” над ними.

В итоге должен получиться гештальт (внутренний образ проблемы и преграды к выражению эмоций). Его пошаговый анализ позволяет людям выстраивать гармоничные отношения с собой, близкими людьми и окружающим миром так, чтобы получать при этом удовольствие и положительные эмоции.

Изменение привычного восприятия себя, своего поведения, возрождение искренности и умения радоваться, переосмысление поступков и взаимоотношений - вот что такое гештальт-терапия простым языком.

На своих консультациях или групповых тренингах гештальт-терапевты учат пациентов:

  • всегда опираться на свои желания и потребности, с учетом реальности и обстоятельств;
  • не подавлять своих чувств и не накапливать негатива;
  • выражать себя в общении, творчестве, деятельности.

Основные положения гештальт-подхода - это:

  • развитие внимательного отношения и быстрого отклика на любые собственные эмоции;
  • обогащение, увеличение и сохранение внутренней энергетики;
  • раскрепощенность проявления телесных реакций;
  • стремление у аутентичности (выстраиванию гармоничных отношений со своим организмом).

Цикл действий в такой терапии

Гештальт-терапия наиболее эффективна для женщин (из-за их эмоциональности), мужчинам такое длительное внимание и тщательный разбор чувств может показаться преувеличением, они обычно руководствуются доводами разума и с легкостью игнорируют свои желания и потребности в угоду достижениям и успехам.

Кроме того, в обществе слишком эмоциональный мужчина считается слабым, поэтому говорить о своих проблемах многим представителям сильного пола непросто даже при встрече с психотерапевтом.

Основные методы и техники

В гештальт-подходе используются:

  • работа с чувствами;
  • упражнения на выражение своего состояния движениями тела;
  • анализ снов и воспоминаний;
  • работа с вымышленными персонажами (обыгрывание ситуаций и чувств).

Процесс терапии считается эффективным:

  • если он длится не больше 2-х лет;
  • показывает пациентам сильные черты их личности;
  • способствует позитивному восприятию себя в мире.

Этапы гештальт-терапии:

  • поиск проблем, явного и “замаскированного” негатива у клиентов, слабых сторон их личности;
  • анализ и “отпускание” обнаруженных препятствий;
  • формирование доверия к собственной сфере чувств и обучение свободному выражению эмоций (с учетом социальных норм и правил).

Главная роль в любых гештальт-методиках отводится эмоциям , движения же разума считаются вторичными, их учитывают, если они не подавляют сферу чувств.


Базовые 5 эмоций в гештальт-терапии

Задача гештальт-терапевта помочь пациенту увидеть каким образом он “препятствует” удовлетворению своих потребностей, какие психологические блоки он выставляет и вместе найти приемлемые способы их удовлетворения.

Задача клиента - рефлексия (осознание и выражение) своих чувств и связанных с ними поступков.
Основная стратегия гештальт-терапии - это развитие желания принятия себя (техники изменения личности в ней практически не используются).

Терапевты гештальт-подхода в своей работе оперируют специальными терминами:

1. Интерпроекция. Подмена реальных потребностей людей навязанными (обществом, традициями, значимыми людьми).

2. Конфлюэнция (отсутствие границ между внешней средой и организмом).Слияние чувств и поступков с целью получения максимального удовлетворения от жизни.

3. Ретрофлексия. “Замораживание” в подсознании своих потребностей и желаний.

4. Цикл-контакт. Процесс формирования в сознании клиента образа препятствия, выражения чувств относительно проблемы, разрушения гештальта.

5. Преконтакт. Стадия формирования гештальта с преобладанием ощущений его фона (на основе телесных ощущений возникает образ главенствующего чувства).

6. Контактинг. Свободное выражение чувств и преодоления эмоциональных ” зажимов”.

7. Финальный контакт. Отождествление себя с гештальт-образом, осознание единства чувств и действий.

8. Эготизм. Самопрерывание цепочки гештальт-терапии. Уход от осознания потребности, предотвращение перехода в финальный контакт и застревание на контактинге.

9. Постконтакт. Растворение фигуры гештальта в фоне. Получение и закрепление опыта эмоционального и телесного выражения чувств.

Таким образом, весь процесс традиционной гештальт-терапии представляет собой формирование в сознании пациентов фигуры и фона и поэтапное отражение их внутренней работы над психологическими проблемами.

А вот что это такое простыми словами:

  • осознание своих эмоций в состоянии покоя;
  • анализ чувств и желаний при возникновении раздражителя;
  • формирование целостного образа (гештальта) провоцирующего фактора и реакции на него;
  • эмоциональное реагирование на него;
  • катарсис (снятие напряжения и возникновение удовлетворения);
  • возвращение к гармоничному состоянию

Упражнения

Индивидуальные или групповые занятия с гештальт-терапевтом позволяют
шаг за шагом “обнажить” эмоциональные “шлаки” в подсознании клиентов, привести их к осознанию проблемной ситуации, научить проявлять себя согласно внутренним порывам и жить в гармонии со своим организмом.

В начале терапии используются упражнения, направленные на фокусировку чувств и их рефлексию, затем используются техники высвобождения негативных эмоций. Врач осуществляет общее руководство процессом формирования гештальта, он заостряет внимание пациентов на проблемных моментах, поощряя осознание необходимости свободного выражения своих эмоций.

Примеры упражнений:

1. “Горячий стул”. Клиент садиться в центр группы (на тренингах обычно участники сидят по кругу) и ему предлагается рассказать о том, что его беспокоит. После диалога с пациентом на “горячем стуле” тренер просит выразить чувства и ощущения других участников. Все они должны побывать в центре круга.

2. Осознание. Здесь пациенты рассказывают об ощущениях и мыслях в настоящий момент.

3. Усиление телесных проявлений во время занятий. Любые невербальные жесты участников тренинга терапевт просит утрировать, например, постукивание пальцев превратить в “барабанную” дробь.

4. Челночное движение. Нагнетание фона к фигуре. Если клиент сообщает об одиночестве, терапевт старается максимально негативно “окрасить” фон, т.е. делает акцент на телесных проявлениях (дрожи, сжимании рук или ног и т.д.).

5. “Пустой стул”. В этом упражнении на стуле в центре пациенты ведут диалог не с реальным человеком, а с воображаемым, умершим или самим собой.

6. Совершение кругов. Все члены группы по кругу высказываются друг друге.

«Тебе просто надо закрыть гештальт» - такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung - «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги - «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта - о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств - дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»

Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х-1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии - благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место- если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой - Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент - но только с текстом - сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура - это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон - все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц - смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление- гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности - если представить, что реальность, в которой мы существуем - это фон, а различные объекты или процессы - это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.

По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс - увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше - это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях - например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным - возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.

Как говорить

Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно - «разрушает шаблоны».

Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»

Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»