Что такое однородное предложение в русском языке. Запятая в предложениях с несколькими рядами однородных членов

Неправильная постановка знаков препинания - одна из типичных ошибок, допускаемых в письменной речи. К числу наиболее сложных обычно относят постановку запятых в предложениях, где есть неоднородные или однородные определения. Только четкое представление об их особенностях и различиях помогает сделать запись правильной и хорошо читаемой.

Что такое определение?

Это обозначающий признак, свойство или качество предмета, обозначаемого существительным. Чаще всего выражается именем прилагательным (белый шарф ), причастием (бегущий мальчик ), местоимением (наш дом ), порядковым числительным (второе число ) и отвечает на вопросы "какой?" "чей?". Однако возможны случаи употребления в качестве определения имени существительного (платье в клетку ), глагола в форме инфинитива (мечта о возможности летать ), прилагательного в простой сравнительной степени (показалась девушка постарше ), наречия (яйцо вкрутую ).

Что такое однородные члены

Определение данного понятия дается в синтаксисе и касается строения простого (или предикативной части Однородные члены выражаются словами одной части речи и одинаковой формой, зависят от одного и того же слова. Следовательно, они будут отвечать на общий вопрос и выполнять в предложении одинаковую синтаксическую функцию. Однородные члены связываются между собой сочинительной или бессоюзной связью. Также нужно отметить, что обычно возможна их перестановка в составе синтаксической конструкции.

Опираясь на приведенное выше правило, можно сказать, что однородные определения характеризуют предмет на основе общих (похожих) признаков, качеств. Рассмотрим предложение: «В саду над своими собратьями-цветами гордо возвышались белые, алые, бордовые бутоны еще не распустившихся роз ». Используемые в нем однородные определения обозначают цвет, а значит, характеризуют предмет по одинаковому признаку. Или другой пример: «Вскоре над изнывающим от жары городом нависли низкие, тяжелые тучи ». В этом предложении один признак логически связан с другим.

Неоднородные и однородные определения: отличительные признаки

Этот вопрос часто вызывает сложности. Чтобы разобраться в материале, рассмотрим подробнее, какими признаками обладает каждая группа определений.

Однородные

Неоднородные

Каждое определение относится к одному определяемому слову: «Со всех сторон раздавался веселый, безудержный смех детишек »

Ближайшее определение относится к существительному, а второе к получившемуся сочетанию: «В это морозное январское утро долго не хотелось выходить на улицу »

Все прилагательные, как правило, качественные: «На плече Катюши висела красивая, новая сумка »

Сочетание с относительным или с местоимением, причастием, числительным: большой каменный замок, мой хороший знакомый, третий междугородний автобус

Можно вставить соединительный союз И: «Для поделки понадобились белые, красные, (И) синие листы бумаги »

Невозможно употребление с И: «В одной руке Татьяны была старая в другой она держала авоську с овощами »

Выражены одной частью речи. Исключение: прилагательное+причастный оборот или несогласованные определения, стоящие после существительного

Относятся к разным частям речи: «Наконец-то дождались первого легкого морозца (числительное+прилагательное) и отправились в дорогу »

Это главные признаки, знание которых позволит без труда различать предложения с однородными определениями и неоднородными. А значит, правильно расставлять знаки препинания.

Кроме того, выполняя синтаксический и пунктуационный анализ предложения, нужно помнить о следующих важных моментах.

Определения, которые всегда однородны

  1. Стоящие рядом имена прилагательные характеризуют предмет по одному признаку: размеру, цвету, географическому положению, оценке, ощущениям и т.п. «В книжном магазине Захар заранее приобрел справочники по немецкой, итальянской, французской культуре ».
  2. Употребленная в предложении группа синонимов: они один и тот же признак называют по-разному. «С раннего утра все в доме пребывали в веселом, праздничном настроении, вызванном вчерашней новостью ».
  3. Определения, стоящие после имени существительного, за исключением терминов, таких, как кран мостовой грейферный. Например, у А. Пушкина в стихотворении находим: «По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ». В этом случае каждое из прилагательных относится непосредственно к имени существительному, при этом логически выделяется каждое определение.
  4. Однородные члены предложения представляют собой смысловую градацию, т.е. обозначение признака по нарастанию. «Сестры, охваченные радостным, праздничным, лучезарным настроением, не могли больше скрывать эмоций ».
  5. Несогласованные определения. Например: «В комнату бодро вошел высокий человек в теплом свитере, с сияющими глазами, завораживающей улыбкой ».

Сочетание одиночного прилагательного и причастного оборота

Нужно остановиться также на следующей группе определений. Это употребленные рядом и относящиеся к одному существительному прилагательное и причастный оборот. Здесь пунктуационное оформление зависит от положения последнего.

Однородными практически всегда являются определения, соответствующие схеме "одиночное прилагательное + причастный оборот". Например, «Вдали виднелись темные, возвышающиеся над лесом горы ». Однако если причастный оборот употреблен перед прилагательным и относится не к существительному, а ко всему сочетанию, правило «знаки препинания при однородных определениях» не работает. Например, «На влажную землю плавно опускались кружащиеся в осеннем воздухе желтые листья ».

Нужно учитывать еще один момент. Рассмотрим такой пример: «Посреди густых, потемневших в сумерках, развесистых елочек с трудом можно было разглядеть узенькую тропку, проложенную к озеру ». Это предложение с обособленными однородными определениями, выраженными причастными оборотами. Причем первое из них располагается между двумя одиночными прилагательными и уточняет значение слова «густых». Потому по правилам оформления однородных членов выделяется на письме знаками препинания.

Случаи, когда запятая не обязательна, но предпочтительна

  1. Однородные определения (примеры их часто можно найти в художественной литературе) обозначают разные, но обычно сопровождающие друг друга причинные признаки. Например, «На ночных, (можно вставить ПОТОМУ) пустынных улочках отчетливо виднелись длинные тени от деревьев и фонарей ». Другой пример: «Вдруг до слуха старика донеслись оглушительные, (ПОТОМУ) страшные удары грома ».
  2. Предложения с эпитетами, дающими разноплановую характеристику предмету. Например, «И теперь, глядя на большое, Лужина, она... исполнилась... жалости » (В. Набоков). Или у А. Чехова: «Наступила дождливая, грязная, темная осень ».
  3. При употреблении прилагательных в переносном значении (близки к эпитетам): «Большие, рыбьи глаза Тимофея были грустны и внимательно смотрели прямо перед собой ».

Подобные однородные определения - примеры это показывают - являются прекрасным средством выразительности в художественном произведении. С их помощью писатели и поэты подчеркивают отдельные значимые детали в описании предмета (лица).

Исключительные случаи

Иногда в речи можно встретить предложения с однородными определениями, выраженными сочетанием качественного и относительного прилагательных. Например, «Еще недавно на этом месте стояли старые, низкие дома, теперь же красовались новые, высокие ». Как показывает данный пример, в подобном случае выделяются две группы определений, относящихся к одному существительному, но имеющих противоположное значение.

Еще один случай касается определений, связанных между собой пояснительными отношениями. «Совсем другие, чужие мальчику звуки послышались из открытого окна ». В этом предложении после первого определения будут уместны слова «а именно», «то есть».

Правила постановки знаков препинания

Здесь все зависит от того, как связаны между собой однородные определения. Запятые ставятся при бессоюзной связи. Пример: «На крыльце сидела на стуле невысокая, морщинистая, горбатая старуха, молча указавшая на раскрытую дверь ». При наличии сочинительных союзов («как правило», «и») знаки препинания не нужны. «Бабы в белых и синих домотканых рубахах всматривались в даль, надеясь узнать приближавшегося к ним всадника ». Таким образом, на данные предложения распространяются пунктуационные правила, применимые ко всем синтаксическим конструкциям с однородными членами.

Если определения неоднородные (их примеры рассмотрены в таблице), запятая между ними не ставится. Исключение с сочетаниями, допускающими двоякое толкование. Например, «После долгих споров и размышлений было решено прибегнуть к другим проверенным методам ». В данном случае все зависит от значения причастия. Запятая ставится, если перед словом «проверенными» можно вставить «а именно».

Заключение

Анализ всего вышесказанного подводит к выводу, что пунктуационная грамотность в большей степени зависит от знания конкретного теоретического материла по синтаксису: что такое определение, однородные члены предложения.


Понятие об однородных членах предложения.

О д н о ­р о д н ы м и называются два или несколько членов предложе­ния, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочини­тельная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как равноправные, не зависящие друг от друга; ни одно из них не служит для пояснения другого. Однородными членами бывают:

а) два или несколько подлежащих при общем для них ска­зуемом, например: Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на неправильной площади (П.);

б) два или несколько сказуемых при общем для них под­лежащем, например: Кипела, торопилась, грохотала жизнь(Т.);

в) два или несколько второстепенных членов, зависящихот одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, например: По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М. Г.) Быстро, бешено неслась тройка. (Н.) Стал на­крапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.)

Сочинительная связь выражается или союзами и интонаци­ей, или без союзов, только интонацией. В предложении Катилася широкой пеленой родная Волга ровно, величаво однород­ные обстоятельства связаны только интонацией перечисления;

они произносятся одинаковым тоном, каждое - со своим логи­ческим ударением, между ними имеется пауза. В предложении В эту ночь я не спал и не раздевался (П.) однородные сказуе­мые связаны союзом и интонацией; при одиночном союзе и пауза между однородными членами отсутствует; но если этот союз повторяется, то пауза бывает: И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь . (П.)

Союзы, связывающие однородные члены, называются с о ч и ­н и т е л ь н ы м и.

Однородные члены обычно имеют одинаковую грамматическую форму, как в выше приведённых примерах, но это не обя­зательно: например, в предложении Она слушала его со стра­хом и жадно (М. Г.) однородные обстоятельства выражены существительным в косвенном падеже с предлогом и наречием.

Однородные члены могут быть распространёнными , Так, в предложении Мрачный бор угрюмо молчит или воет глу­хо (Т.) однородные сказуемые распространены обстоятельствами.

Иногда однородными являются синтаксически неразложимые сочетания слов; например, в предложении.

Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (П.) однородными обстоятельствами являются: 1) из комнаты в комнату, 2) с кровли на кровлю, 3) с лестницы на лестницу.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, например: Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске. (Л. Т.) В этом предложении имеются два ряда однородных членов: сказуемые не думала и не по­мнила и дополнения о лице и причёске.

Союзы, связывающие однородные члены предложения.

Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е и с о п о с т а ­в и т е л ь н ы е.

1. С о е д и н и т е л ь н ы е союзы и, ни - ни, да (= и) и др.

Союз и может быть и одиночным, и повторяющимся. Одиноч­ный союз и , когда однородных членов несколько, ставится пе­ред последним и подчёркивает, что перечисление закончено, на­пример: Бесконечно скрипят арбы, повозки, двуколки и фурго­ны. (Сераф.) Повторяющийся союз и, как правило, ставится перед каждым однородным членом и придаёт высказыванию добавочное усилительно-перечислительное значение: Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. (Т.)

Союз ни - ни употребляется вместо союза и в отрицатель­ных предложениях и может быть только повторяющимся. Ср.:

Он не имел брата и сестры.- Он не имел ни брата, ни сестры. (Л.)

Союз да (==и) может быть и одиночным, и повторяющимся;

при повторении он придаёт высказыванию, как и союз и, усилительно-перечислительное значение, но не может стоять перед первым однородным членом: 1) Сосны лишь да ели вершинами шумели. (П.) 2) Пускай послужит он в армии, да потянет лям­ку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.)

2. Р а з д е л и т е л ь н ы е союзы или (иль), либо, то - то, не то - не то и др.

Разделительные союзы или и либо показывают, что из пе­речисленного однородными членами возможно что-либо одно;

они могут быть как одиночными, так и повторяющимися, на­пример: 1) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Г.) В случае повторения они нередко придают предложению добавочное пе­речислительное значение, например: Евсеич или забавлял нас рассказами, или играл с нами, или слушал моё чтение. (А.)

Союз то - то может быть только повторяющимся; он ука­зывает на чередование действий или предметов: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Т.) То тюлень позвонит, то олень (Чук.)

Сложный разделительный союз не то - не то, тоже только повторяющийся, указывает на неопределённость впечатления, производимого действием, предметом, качеством предмета и т. д., например: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся. (Ч.) Не то туман, не то дым окутывал всю рощу.

3. П р о т и в и т е л ь н ы е союзы а, но, да (= но), однако, зато и др. указывают на противопоставление одного другому и по­тому не бывают повторяющимися: 1) Возик свой мы не свезём, а скатим. (Кр.) 2) Лицо его имело выражение довольно при­ятное, но плутовское. (П:) 3) Хорош певец, да кичлив. (М. Г.) 4) Я немного поколебался, однако сел. (Т.) 5) Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. (Кр.)

4. Двойные сопоставительные союзы как - так и, не толь­ко - но и, не столько -- сколько, если не - то, хотя и - но(а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вторая - перед другим.

Союз не столько - сколько употребляется для сопоставления действий или свойств по их степени, например: Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о скорой встрече со своим старым другом. Он не столько трусливый, сколько робкий.

Союз как - так и служит только для сопоставления, на­пример: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (Гонч.) Все остальные сопоставительные союзы имеют различные добавочные значения.

Союз не только - но и подчёркивает, что, кроме обозначен­ного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говоря­щий при сопоставлении с первым считает более важным, на­пример: У партизан были не только винтовки, но и пулемёты.

Союз если не - то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и-а(но) -уступительное, например: 1) На боль­шей части их лиц выражалось если не боязнь, то беспокой­ство. (Л. Т.) 2) Он [мост] с виду хоть и прост, а свойство чуд­ное имеет. (Кр-)

Знаки препинания между однородными членами пред­ложения .

1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм.)

2. Перед одиночным союзом, соединительным или разде­лительным (и, да(==и), или, либо), связывающим однородные члены, запятая не ставится.

П р и м е р ы: Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. (П.) Плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики.(Леон.) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

3. Перед повторяющимися соединительными и разделитель­ными союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то, стоящими между однородными членами, ставится запятая.

П р и м е р ы. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.) (между всеми однородными членами поставлены запятые: первые две - потому, что нет союза, последние три - потому, что союз повторяется). Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. (П.)

П р и м е ч а н и е. Следует заметить некоторые трудные случаи поста­новки (или отсутствия) знаков препинания при однородных членах.

В примере Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и ле­чатся одинаково (П.) не поставлено ни одной запятой, так как одно и со­единяет сказуемые (похожи и лечатся) и не повторяется, другое и соединяет определения (крымские и молдавские) и тоже не повторяется.

Когда однородные члены объединяются по смыслу в звенья, при поста­новке знаков препинания каждое звено принимается за один однородный член:

а) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром (Тютч.) - четыре однородных члена соединены попарно союзом и в два зве­на, между которыми нет союза; поэтому звенья разделяются запятой;

б) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небе­са, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угро­зы (П.) - дополнения шум и дыханье имеют общее обстоятельство (в их се­нях) и определение (ветра) и являются одним звеном; поэтому они не раз­делены запятой, хотя дальше союз и повторяется;

в) У Ивашиных он был своим человеком и к Зине питал нежное оте­ческое чувство и восхищался ею (Ч.) - последние два однородных сказуе­мых (питал отеческое чувство и восхищался) по смыслу составляют одно звено, так как говорят об отношении к Зине; поэтому запятая между ска­зуемыми не ставится.

4. Никогда не разделяются запятой цельные выражения с повторяющимся союзом: и то и сё, ни то ни сё, и тот и другой, и так и сяк, и там и сям, ни туда ни сюда, и день и ночь, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни дать ни взять и подобные.

5. Перед противительными союзами а, но, да (==но) ставит­ся запятая.

П р и м е р ы. Не род, а ум поставлю в воеводы. (П.) Воззвание было написано в грубых, но сильных выражени­ях. (П.) Мал золотник, да дорог. (Поел.)

В случае отсутствия противительного союза между однород­ными членами ставится тире, а не запятая: Здесь не житьё им - рай. (Кр.)

6. Если однородные члены соединены двойным союзом,тозапятая ставится перед второй его частью (между однородны­-

ми членами): Санин ощущал во всём существе своём если не удо­вольствие, то некоторую лёгкость. (Т.)

О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.

Некото­рые из союзов (и, да в значении и ) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когда мысль уже была выс­казана. или же присоединяют неожиданное следствие. Перед союзами с этим значе­нием голос понижается и делается пауза. Союз да и имеет только присоединитель­ное значение.

Перед присоединительными союзами ставится запятая; вместо запятой может быть тире и даже точка.

П р и м е р ы. 1)Ф е д о т и к (И р и н е). Сейчас на Московской у Пыжикова купил для вас цветных карандашей.. И вот этот ножичек. (Ч.) О ножичке Федотик вспом­нил тогда, когда мысль была уже высказана. Союз и в этом примере имеет присоеди­нительное значение.

2) Смотритель постоял, постоял - да и ушёл. (П.) Смотритель, вытолк­нутый лакеем, в недоумении, растерянный, постоял, постоял у закрытой двери, а потом, ничего не придумав, ушёл. Добавочный характер сказуемого ушёл пока­зан союзом да и и паузой перед ним, которая на письме обозначена тире.

3) Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай, и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы, и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в её прогул­ках, и отвечала за погоду и за мостовую. (П.) В этом примере в трёх предложе­ниях союз и имеет присоединительное значение. Он присоединяет сказуемое, кото­рое обозначает нечто совсем неожиданное, что никак не вытекает из сказанного

Союзы с указанными значениями могут присоединять и неоднородные члены, например: Но я даю ему работу, и очень интересную. (Остр.)

Однородные определения.

1. Определения считаются од­нородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логи­чески и по смыслу). Каждое из однородных определений непосред­ственно связывается с определяемым существительным, и поэтому между ними можно вставить союз и . Однородные определения имеют

следующие значения:

а) служат для перечисления разновидностей предметов путём указания их отличительных признаков, например: Магазин полу­чил шерстяные, шёлковые, льняные ткани (и шерстяные, и шёл­ковые, и льняные);

б) перечисляют п р и з н а к и п р е д м е т а, образуя как бы один ряд синонимов, например: Наконец приходит долгая, скучная, бу­ранная зима (А.) (и долгая, и скучная, и буранная).

2. От однородных определений надо отличать неоднородные. Неоднородное определение относится к сочетанию из определяемого существительного и стоящего при нём определения, как к сложному названию предмета, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.) В этом предложении первое определение длинный относится не к од­ному слову поезд, а к сочетанию товарный поезд, как к сложному названию предмета. Другой пример: Он учился в высшем учебном заведении. Такие определения не разделяются запятой.

Неоднородными являются также определения, характеризую­щие предмет с разных сторон, например его величину, форму, цвет, материал и т. п. Сравните: широкое асфальтовое шоссе, большая прямоугольная каменная плита, длинный красный шарф. В этом случае запятая между определениями не ста­вится.

П р и м е ч а н и е. Некоторые П р и м е р ы допускают разное понимание, с чем связано разное произношение и разная пунктуация. Возьмёмпример:

1) Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки. (Т.) 2) Глухо тлели его крошечные неподвижные глазки. Этот пример можно понять так,чтоопределения перечисляют признаки предмета, и разделить их запятыми; мож­но понять и так, что первое определение (крошечные) относится к сочета­нию из определяемого со вторым определением (неподвижные глазки), и за­пятой не поставить.

Первое понимание более соответствует художественным описаниям, стремя­щимся к наглядности, а второе - прозаической точной речи, стремящейся к обобщению.

Возьмём ещё другой пример: 1) Мне нужен другой, острый нож. 2) Мне нижен другой острый нож. Если этот пример необходимо понять так, что второе определение поясняет первое (нужен другой, а именно острый нож, так как первый нож оказался тупым), то следует ставить запятую, если же его надо понять так, что первое определение другой относится к сочетанию острый нож (один острый нож имеется, нужен другой такой же), то запя­тую не следует ставить.

Согласование в числе в предложениях с однородными членами.

I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу весело кудрявились ра­киты, молодой дубнячок и ветлы. (Кор.) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.)

Когда же ближайшее к сказуемому подлежащее или все под­лежащие стоят в единственном числе, согласование зависит от значения союзов и порядка слов.

Если однородные подлежащие связаны соединительными сою­зами или только интонацией, а сказуемое следует после них, то оно обычно ставится во множественном числе: Моло­дость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) Когда же сказуемое стоит перед однородными подлежащими, оно ста­вится или в единственном числе, согласуясь с ближайшим под­лежащим, или во множественном: Забыт шум лагерный, това­рищи и братья. (Гр.) На всех лицах выражались оживление и тревога. (Л. Т.) Однако и в этом положении сказуемое, ко­торое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (например, собирались, съехались, сошлись и т. п.), обязатель­но ставится во множественном числе. Летом обычно съезжа­лись и брат Николай, и сестра Елена, и дядя Ваня с женой.

Когда однородные подлежащие связаны разделительными сою­зами, сказуемое чаще ставится в единственном числе, чтобы показать, что в каждый данный момент оно связано с каким-нибудь одним из подлежащих: 1) Пережитый страх или мгно­-

венный испуг уже через минуту кажется и смешным, и стран­ным, и непонятным. (Фурм.) 2) Иногда мёртвой змеей проплы­вёт жердь или бревно. (М. Г.) Если же сказуемое хотят отнести ко всем подлежащим, его ставят во множественном числе: То гром­кий смех, то песня раздавались в оживших комнатах старого дома.

В случае соединения однородных подлежащих противительными

союзами сказуемое согласуется в роде и числе с ближайшим к нему из однородных членов: Меня угнетала не боль, а тяжёлое тупое недоумение. (М. Г.) Не знания, а интуиция подсказала мне пра­вильное решение.

II. Определение, относящееся к нескольким однородным оп­ределяемым, согласуется с ними в числе точно так же, как сказуемое с однородными подлежащими. Следует заметить, что определения-прилагательные более склонны к согласованию с ближайшим опре­деляемым, например: Её великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления. (Ч.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.)

П р и м е ч а н и е. Это не относится к обособленным определениям: они, как пра­вило. ставятся во множественном числе: в этих депешах была уже некоторая об­стоятельность и точность, так необходимые в деле войны. (С.-Ц.)

III. Если при имени существительном имеется несколько однород­ных определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное ставится обычно в единственном числе, например:

1) Успехи учеников в первой и второй четверти были весьма средни­ми. 2) Количество учащихся в начальной и средней школе резко увеличилось. Множественное число предпочитается, если существи­тельное стоит впереди прилагательных или если нужно подчеркнуть, что предметов несколько: 1) Тут были заводы авиационный, маши­ностроительный, металлургический. 2) Он прошёлся на гумно, скот­ный и конный дворы. (Л. Т.)

Упражнение 76. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки пре­пинания. Подчеркните однородные члены предложения (если в предложении несколько рядов однородных членов, то однородные члены одного ряда подчёркивайте одной чертой, другого - двумя и т. д.).

1) Мелькает в...ётся первый снег. 2) Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич...м дровами. 3) Около них ск...кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4) Он был вы­сокого роста худощав и к...зался лет тридцати. 5) Два дня ему каза­лись новы уединённые поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6) В окно увид...ла Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и забор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимн...м серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл...нные горы зимы блиста­тельным ковром. 7) Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались Дождём звёздами уг...сали и снова вспыхивали.

77. Прочитайте, укажите значение союзов, стоящих при однородных членах; объясните расстановку знаков препинания при однородных членах. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Заматерелые сосны с бледно-жёлтыми стволами, тёмные дубы, великолепные ясени высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. 2) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. 3) И дымком-то пахнет, и травой, и дёгтем малень­ко, и маленько кожей. 4) Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгно­венье. 5) Последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глу­бокой. нежно си яющей вышине. 6) Срубленные осины прида­вили собой и траву, и мелкий кустарник. 7) Чертопханов слыл во всём околотке человеком опасным и сумасбродным , горде­цом и забиякой первой руки. 8) Я не мог открыть в нём стра­сти ни к еде, ни к охоте. 9) Он бы сам к вам явился, да по­боялся. 10) Я тоже стараюсь приобресть кое-что перепиской да уроками. 11) Солнце сияло и грело, но не пекло.

78 . Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Кусты стремнины метелью все занесе...ы глубоко в снег погруже...ы. 2) В сугробах снежных перед нею шумит клубит волной своею кипучий тёмный и седой поток. 3) Луна сняла и томным светом оз...ряла Татьяны бледные красы и ра...пу­щенные власы и капли слез. 4) Люблю я беше...ую младость и тесноту и блеск и радость. 5) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш...пот речки тих...струйной. 6) На­берёт он [поэт] новых дум и чу...ств и нам их передаст. 7) Я по­мню гор высокие вершины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д...лины. 8) Меж горц...в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту гостепр...имство жажду брани движений вольных быстроту и лёгкость ног и силу лани. 9) Дорогою пр...думывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 10) Успехи мои хотя были мед­ленны но благ...надёжны.

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

79. Прочитайте примеры и укажите, где определения служат для пе­речисления разновидностей предметов, где они перечисляют признаки пред­мета, где одно поясняет другое, где первое определение относится к соче­танию существительного с прилагательным. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Забавно пестрея своими розовыми, лиловыми, палевыми шляпочками, выглядывали при земистые сыроеж ки. 2) Лишь кое-где между кустами выдавались крохотные полянки с изум­рудно-зелёной , шелковистой тонкой травой. 3) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака. 4) Был прекрас­ный июльский день. 5) Джемма надела большую соломенн ую шляпу. 6) Её не большое, розовое, миловидное лицо дышало бесповоротной решимостью. 7) Ей было не неприятно показать себя передо мною в этом новом, неожиданном свете. 8) Глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня. 9) Вдруг со дво­ра раздался громкий муж ской голос. 10) Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинн ой растрёпанн ой бородой. 11) Тут нужен другой, свежий взгляд.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

80. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (Т.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной про­пита...ый водой лёд. (Т.) 3) Я повернул в длинную липовую а...ею. (Ч.) 4) Вдали просека перер...залась высокой желез­нодорожной насыпью. (Ч.) 5) Был лунный ясный вечер. (Ч.) 6) Направ... была сплошная бе...просветная тьма. (Ч.) 7) Стал накрап...вать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Т.) 9) Вперял он н...по­движный взор на отдалё..ые громады седых румяных синих гор. (П.) 10) Потребность в новой лучшей жизни н...выносимо больно защ...мила сердце. (Ч.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа. (Л. Т.)

81 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните согласование в числе сказуемых с однородными подлежащими, определений - с однород­ными определяемыми.

1) В деревн... послыш...лся топот и крики. (Л. Т.) 2) Шум и крик раздавались везде. (П.) 3) На всех лицах выр...жались оживление и тревога. (Л. Т.) 4) Иногда доноси...ся ружейный треск, смутный гам битвы. (Т.) 5)Во всех её движениях за­мечалась н... то небрежность, н... то усталость. (Т.) 6) Их [детей] тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (Ч.) 7) Приготовле...ые большая вилка и лопаточка из кленового дерева заставляли подозревать, что вряд ли не готовилась разварная стерлядь. (Л. Т.) 8) Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. (Л. Т.) 9) Она так осторожно выт...рала каждую вещь, точно вазочка или книга были жи­вые. (М. Г.)

82. В данных ниже предложениях к имеющимся главным и второсте­пенным членам добавьте другие, однородные с ними.

О б р а з е ц. Заводу требуются слесари. ... - Заводу требуются слесари, токари, электромонтёры.

1) На склад привезли доски, ... 2) Мальчик любил мастерить: строгать, ... 3) Портфель у него был старый, ... 4) Снег лежал всюду: и на полях, ... 5) В нашем лесу растут не только ели и сосны, но и... 6) Ветер то затихал, то... 7) Ни от кого не получал он писем: ни от брата, ... 8) С улицы слышны весёлые, ... голоса детей. 9) Павел старался во всём помогать матери: пилил дро­ва, ... 10) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина, ... 11) Приезжий оказался человеком среднего роста, ... 12) На олимпиаду приехали спортсмены со всех концов планеты: из Франции, ...

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём одно­родных членов.

В примере В корзинке была дичь: два тетерева и утка (Гонч.) обобщающим словом является подлежащее дичь.

Обобщающим словом может быть любой член предложения, например: сказуемое -Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно (Т.), обстоятельство - Пти­ца была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице (А.), определение - В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской (Мал.) и т. п.

Обобщающими могут быть сочетания слов, например:

К. чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёму­ха и рябина. (А.)

Очень часто обобщающие слова выражаются определитель­ными и отрицательными местоимениями и местоименными на­речиями: всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, ни­где, никуда и т. д.

Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе - всюду царствовало безмолвие.

Обобщающие слова являются теми же членами предложе­ния, что и однородные члены, стоящие при обобщающих сло­вах, например:

1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Г.) (Все вы­деленные слова - подлежащие.) 2) В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдём. (Л.-К.) (Все выде­ленные слова - обстоятельства места.)

П р и м е ч а н и е. При однородных подлежащих могут быть именные сказуемые с обобщающим значением, например: Яблоки, груши, апельсины, мандарины., виноград - фрукты,.

Двоеточие и тире при однородных членах.

1. Когда обобщающее слово стоит впереди однородных чле­нов предложения, то перед однородными членами делается па­уза, а на письме ставится д в о е т о ч и е, например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)

2. Если однородными членами не заканчивается предложение, то после них ставится тире: Всё это: цветы, блески, звуки и запахи - давило на глаза. (М. Г.)

Если после однородных членов с предшествующим обобщаю­щим словом по условиям контекста требуется постановка запя­той (например, перед противительным союзом), то тире после однородных членов обычно опускается, например: Многие сти­хийные бедствия испытали на себе люди: пожары, засуху, на­воднения, но это не сломило волю человека в его борьбе с при­родой.

3. После обобщающего слова может следовать союз или

вводное слово, предупреждающее о перечислении: как-то, а именно, например и др.; перед таким союзом или вводным сло­вом ставится з а п я т а я, а после него д в о е т о ч и е: Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с го­рошком. сосиски с капустой. (Г.)

4. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то в произношении после однородных членов де­лается пауза, а на письме ставится т и р е: В степи, за рекой,

по дорогам - везде было пусто. (Л. Т.)

5. Перед обобщающим словом может стоять вводное слово:

словом, одним словом, вообще и др.; т и р е ставится перед ввод­ным словом, а после него з а п- я т а я: Но здравый смысл, твёр­дость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях - словом, все её достоинства точно родились с ней. (Т.)

П р и м е ч а н и е. Иногда перед однородными членами предложения ставится двоеточие при отсутствии перед ними обобщающего слова; это обыч­но бывает в деловой и научной речи.

П р и м е р. На заседании присутствовали: директор института С. И. Иванов, заместитель директора И. Т. Проценко, деканы факультетов П. М. Си­монов и М. С. Успенский, учёный секретарь П. М. Тимофеев.

Стилистические различия конструкций с однородными членами.

Однородные члены, употреблённые без союзов или со­единённые союзами и или но , не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям. Конструкции с однородными членами, соединёнными союзом да, более характерны для разговорной речи и языка фольклора. Ср.: Голубые и алые знамёна развеваются над стадионом.- Плащи только двух цветов-голубые да серые (из разговорной речи); Он мал ростом, но физически очень силён (книжная конструкция).- Мал, да удал. Мал золотник, да дорог (поговорки); Говоришь-то ты много, да делаешь мало (из разговорной речи).

Конструкции с союзами и ... и , не только ... но и , как ... так и близки по смыслу. Ср.: Он приходил и вчера, и сегодня.- Он приходил не только вчера, но и сегодня.- Он приходил как вчера, так и сегодня. При этом конструкции с повторяющимся союзом и стилистически нейтральны, а конструкции с союзами не только ... но и , как ... так и тяготеют к книжно-письмен­ной речи. Обе части в каждом из этих союзов постоянны и не могут заменяться другими словами. Например, неправильно:

"Она любит не только литературу, а и физику" или: "не только литературу, а также физику"; "Он приходил как вчера, а также сегодня". Подобные конструкции в русском литературном языке недопустимы.

Упражнение 83. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Всё кругом вн... запно поб...гровело: деревья, травы и зем­ля. 2) В доме всё ещё спало утре...им мёртвым сном. 3) Вся уса...ьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной ве­личины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. 4) Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина - н... только н... могло назва...ся первостепенным, но даже во вторую степень н... годилось. 5) Эти продолжительные чтения, это без­молвие, это улитообразное скрытое житьё - всё это пр...шлось как раз под лад его душевного строя. 6) Чертопханов зажал се­бе уши об...ими руками и побежал. И хмель, и злоба, и самоувере...ость - всё вылетело разом. 7) Мы не одни комедии буд...м играть, мы всё буд...м играть: драмы, балеты и даже тра­гедии. 8) Тонкий орли...ый нос с открытыми полупрозрачными ноздрями, смелый очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щёки - все черты её лица выр...жали своенравную страсть и бе...аботную удаль. 9) На красн...ватой траве, на бы­линках, на соломинках - всюду бл...стели и в...лновались бе...численные нити осенних паутин.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

84. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук. 2) Всё живо там и тополей прохлада в тени олив уснувшие стада вокруг домов решё тки винограда. 3) Нас было двое брат и я. 4) Ни ты ни она вы не забудете того, что случилось.

5) И с ним кладут снаряд во?нский не заряжённую пищаль колчан и лук кинжал грузинский и шашки крестов?ю сталь.

6) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит един­ственного друга. 7) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

II. 1) Охота с острогою требует трёх условий тёмной ночи светлой воды и совершенно ясной погоды. 2) Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. 3) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала.

(С. Т. А к с а к о в.)

85. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Что может быть зам...чательнее и интересн...е подземных пе­щер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Постепенно привыкаеш... к свету дрожащ...й свечи. Ходы тяну...ся ветвя...ся то неожиданно ра...ширяю...ся в целые залы то круто спускаю...ся куда-то вниз и вдруг обрываю...ся пропастями. Ни верёвки ни крючки ни верёвочные лестницы н...что не помогает добра...ся до н...ведомых глубин, чтобы изучить до конца подземный лаби­ринт.

В гулкой пустоте пещер слыш...тся разные звуки и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глу­хие раскаты камней, обрывающихся под ногами. Долго-долго кат...тся они, пока где-то д...леко н... послыш..тся всплеск воды. Стараеш...ся уг...дать, что там такое озеро подземная река или водопад.

Особенно зам...чательно в пещерахих пышное убранство то из причудливых бел...снежных узоров то из длинных высоких колонн то из сосулек гирлянд и занавесей, свеш...вающихся сверху. Иногда стенки пещер покрываю...ся отл...жениями бе­лых жёлтых красных минералов.Странные формы этих отложе­ний напоминают то фигуры каких-то великанов то кости гиган...ских ящеров.

(По А. Е. Ф е р с м а н у.)

86. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Все породы деревьев смолистых как-то сосна ель пихта и прочие называются "красным лесом" или "краснолесьем". Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья осенью и во­зобновляющие их весною как-то дуб вяз осокорь липа берёза осина ольха и другие называются "чёрным лесом" или "черно­лесьем". К чернолесью же надобно причислить и те породы кус­тов, которые также теряют зимой свои листья калину орешник жимолость волчье лыко шиповник чернотал обыкновенный таль­ник и прочие.

(С. Т. А к с а к о в.)

87. Установите по программе и учебнику русского языка для III клас­са, с какими однородными членами и союзами при них знакомятся учащие­ся начальной школы. Придумайте сами восемь предложений с такими одно­родными членами и союзами. При этом используйте список трудных для написания слов, имеющийся в программе.


Навигация

« »

1. Однородные члены предложения – это члены предложения, которые
связаны с одним и тем же словом в предложении и обычно отвечают на
один и тот же вопрос. Так же это одинаковые члены предложения,
объединённые друг с другом сочинительной связью.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены
предложения.

Приведем пример:
Старый плотник Василий и его ученик выполняют работу не торопясь,
основательно.

B данном предложении два ряда однородных членов: однородные
подлежащие Василий и ученик соотносятся с одним сказуемым –
выполняют;
однородные обстоятельства образа действия не торопясь, основательно
зависят от сказуемого (выполняют (как?) не торопясь, основательно).

2. Однородные члены обычно выражаются одной и той же частью речи .

Приведем пример: Василий и ученик – имена существительные в
именительном падеже.

Но однородные члены могут быть и морфологически разнородными:

Вошла молодая дама лет тридцати двух, пылающая здоровьем, со
смеющимися губами, щеками и глазами.
В данном предложении среди однородных определений первое выражено
именным словосочетанием в родительном падеже (лет тридцати двух),
второе – причастным оборотом (пылающая здоровьем), третье –
сочетанием трёх существительных в творительном падеже с предлогом с
с зависимым причастием (со смеющимися губами, щеками и глазами).

Примечание. Иногда сочинительная связь может соединять и
разноимённые члены предложения.
Приведем пример: Непонятно, кто и как разпространил по району
новость о рождении белого мальчика.
Союзные слова в придаточном предложении являются разными членами
предложения (подлежащее кто и обстоятельство образа действия как, но
связаны они сочинительным союзом и).

3. Однородные члены соединяются сочинительными союзами и интонацией или только интонацией. Если однородные члены разделяются запятой, то
запятые ставятся только между ними. Перед первым однородным членом,
после последнего однородного члена запятые не ставятся.

Знаки препинания при однородных члена х.

А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.

* , *, *
Приведем пример:
Протекла со страшной быстротой странная, пёстрая, густая жизнь.

Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы
(либо, или) – запятая между однородными членами не ставится.

* и *; * или *.

Приведем пример:
Она плакала и топала ногами;
Кое-где при дороге попадается белая береза или плакучая ива.

Примечание.
Союзы и, да и, да могут иметь присоединительное значение. Эти союзы
вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом
случае запятая перед союзом ставится.
Приведем пример:
Люди подшучивали над ней, и справедливо.
– Люди подшучивали над ней, и притом справедливо;
Что тут закажешь рисовать художнику, да ещё плохому.
– Что тут закажешь рисовать художнику, и притом плохому.

Противительные союзы (зато, а, но, однако=но, да=но) – запятая между
однородными членами ставится.
*, а *; *, но *; *, однако *; *, зато *

Приведем пример: На взгляд-то он красив, да молод;
Теперь озеро мерцало не сплошь, а лишь в нескольких местах;
Садик наш мал, зато уютен.

Д) Двойные и парные союзы (если не..., если не..., то; не
столько..., так; хотя..., но и; как..., не только..., так и; но и;
сколько; настолько..., насколько; не то что..., а; не то чтобы...,
а) – запятая между однородными членами ставится.
Не только *, но и *; как *, так и *; хотя и *, но и *.

Приведем пример:
Радуга растянулась не только над окраиной города, но и далеко
вокруг;
Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить
вас с приятелем вашим;
Для Василия Василиевич хотя и привычна, но тяжела была власть Ерофея
Кузьмича.

Однородные члены могут сочетаться с обобщающим словом. Обобщающее
слово является тем же членом предложения, что и другие однородные
члены, отвечает на тот же вопрос, но имеет обобщающее значение:

Обобщающее слово обозначает целое, а однородные члены – части этого
целого:

За городом с горы былв видна деревня: квадраты кварталов, деревянные
здания, разлив садов, шпили костёлов;

Обобщающее слово обозначает родовое (общее понятие), а однородные
члены – видовые (более частные понятия):

Пронзительно кричала птица: петухи, гуси, индейки (Фадеев).

Обобщающие слова выражаются разными частями речи, но чаще всего
местоимениями и местоимёнными наречиями и существительными:

Лес прекрасен всегда: и в зимние дни, и весной (всегда –
местоимённое наречие); Здесь всё: и здание, и зелень – воспринимал
особо я (всё – местоимение).

Задание для самоконтроля
:
1. Найти однородные члены в данных предложениях.
Какими частями речи они выражены?
Объяснить правописание выделенных слов, разобрать их по составу
а) Посетители выставки с интересом осмотрели изделия из металла,
стеклянные вазы, национальные костюмы, вышивку, украшения из
перламутра, привезенные с далеких островов.
б) На совещание люди пришли обменяться опытом, понять допущенные
ошибки, наметить план дальнейшей работы.
в) Эдуард Шел быстро, размеренным шагом, не оглядываясь по сторонам.

Ученики младших классов после краткого объяснения учителя могут без труда определить, в каких предложениях есть однородные конструкции. В русском языке есть однородные члены, выполняющие функцию перечисления видов, свойств или качеств какого-либо предмета, действия. Однако, если бы только в этом заключалась вся премудрость, то дальше 4 класса учить бы было нечего.

Подобные конструкции в русском языке имеют множество морфологических проявлений и синтаксических функций, знакомиться с которыми нужно постепенно. Начать следует с элементарного правила, что это такое.

Однородные члены — это словоформы, отвечающие на одинаковые вопросы, и имеющие непосредственную связь со словом, к которому относятся.

Поляна со всех сторон была окружена вековыми дубами, соснами, елями. К словам «дубами», «соснами», «елями» нужно поставить вопрос от словосочетания «была окружена». Они тесно связаны. Поскольку это сказуемое, то для удобства и лучшего понимания в уме можно проговаривать всю грамматическую основу. Поляна была окружена (чем?) дубами, (чем?) соснами, (чем?) елями.

В стены этого серого дома, похожего на замок, были вмурованы скульптурные изображения носорогов, жирафов, львов, крокодилов, антилоп и прочих зверей, населявших Африку.

В прозаических художественных текстах часто встречаются предложения с 2-3 рядами однородных членов, которые зависят от одного или разных слов.

Мысленно мы уже много раз умирали от лихорадки или от ран за бревенчатыми стенами форта, слушая жужжание одинокой пули, вдыхая запах мокрой ядовитой травы, глядя воспаленными глазами в черное бархатное небо, где догорал Южный Крест. (К. Паустовский).

Какие члены предложения могут быть названы однородными:

  • главные (подлежащие, сказуемые);
  • второстепенные (определения, дополнения, обстоятельства).

Главное, чтобы они оставались равноправными и выполняли одинаковую функцию, относились к одному члену и откликались на один и тот же вопрос:

  • подлежащие: «Из открытого окошка весны разлетелись во все стороны жаворонки, соловьи, дрозды, кукушки. Старшие ребята, подростки, школьники и даже малыши собрались на школьном дворе».
  • сказуемые: «От шквального напористого ветра деревья стонали, нагибались, трещали и ломались».
  • определения: «Перед глазами открылась яркая, красочная картина, состоящая из красных, желтых, синих, изумрудных лоскутов».
  • дополнения: «Это было страшное место, приют воров и нищих».
  • обстоятельства: 1. Мать смотрела на дочку радостно, ласково, с нежностью. 2. Клавдия восхищалась мужеством, смелость и выносливостью Ивана. 3. Он шел, несмотря на усталость и пережитое нервное потрясение.

Последняя группа более расширена из-за множества видов обстоятельств и способов их выражения. Могут быть еще и обособленные однородные обстоятельства, выраженные в таких случаях они состоят из нескольких слов.

«Дочитав последние слова и отложив письмо в сторону, Афанасий принялся обдумывать план действий».

Полезное видео: что такое однородные члены предложения?

Предложения

Выше названые осложняющие слова и словосочетания встречаются очень часто в предложениях различной сложности, зависимости, подчинения и . Простые предложения с однородными членами очень распространены с их помощью расширяют, уточняют, детализируют пространство описаний. Все говорило о приближении осени: прохладные рассветы, холодный ветер, увядающая трава. Под кустами, у старых пней, возле поваленных деревьев - везде радостно поблескивали коричневые шапочки опят.

Сложные предложения с однородными членами может иметь два, три или несколько однородных рядов:

  • грамматические основы. 1. Света и Алена пропололи грядки, полили капусту, чтобы освободить маму от вечерних хлопот и дать ее возможность отдохнуть в компании подруг. 2. Река бурлила, пенилась, гнала необычно высокие волны, а люди, стоящие на берегу, радовались и восхищались ее величием.
  • второстепенные члены. Встраиваются в синтаксические конструкции не зависимо от места положения основы и бывают отделены друг от друга словами.

«Борис принес цветы и сразу же поставил их в вазу, а Наташа накрыла на стол, разложила приборы, салфетки».

Важно знать! Не стоит перегружать и усложнять предложения. Сложное предложение с 3-4 рядами однородных членов трудно воспринимается при чтении.

Однородные члены предложения: правила

Выделение

Как подчеркивать при разборе предложения, относящиеся к одному — главному. Согласно установленному порядку, подлежащие подчеркиваются одной чертой, сказуемые - двумя параллельными чертами. Определения выделяются волнистыми непрерывными линиями, дополнения - пунктиром, а обстоятельства подчеркиваются штрих пунктиром.

При этом каждое слово выделяется по отдельности.
Как определить такие члены предложения,не задавая вопросов, знают многие школьники. Младшие дети легко ориентируются в предложениях с перечислениями предметов, явлений. Подсказкой служит наличие большого количества слов, принадлежащих к одной части речи, связанных бессоюзной связью или сочинительными союзами.

Они характеризуют главное определяемое слово с одной стороны (по цвету, запаху, месту нахождения…).
Что такое однородные второстепенные члены предложения, посмотрите в таблице.

Синтаксические члены Вопросы, на которые отвечает Подчеркивание Примеры
Главные
Подлежащее Кто? Что? Прямая линия Клены, березы и даже дубы сколись под порывами сильного ветра.
Сказуемое Что делает? (сказуемое), Что сделает? Кто оно есть? Две прямые параллельные линии Народ от вестей о победе сначала оцепенел, а потом начал ликовать, петь, плясать.
Второстепенные
Какая? Чья? (изменяются по родам и числам) Волна Фабрика предлагает деревянные, металлические, стеклянные, каменные варианты столешниц.
Дополнения Отвечают на все вопросы косвенных падежей. Пунктирная линия Лена успела рассмотреть в квартире картины, фотографии и поделки, стоящие в шкафу.

Матери с тревогой расспрашивали о сыновьях, о дочерях и просто, о знакомых, попавших в эпицентр взрыва.

Обстоятельства Куда? Откуда? Зачем? Когда? Как? Почему? Штрих пунктир И зимой, и летом, и по лужам у ручья будет детство бегать.

Автомобиль повернул налево, потом направо.

Здесь же показано и на какие вопросы отвечают однородные члены предложения.

Примеры предложений с однородными членами:

  1. Кира хорошо говорила по-немецки, по-английски и по-китайски, но с небольшим акцентом.
  2. Когда на землю спускалась ночь, укрывала все широкими черными крыльями, в доме зажигался свет и велись длинные, интересные беседы.
  3. О далеком прошлом Виктору напомнили, детские качели, песочник, игровая площадка с турником.
  4. Корида начиналась утром и продолжалась до поздней ночи, когда уже зажигались факелы, светильники, фонари и маленькие лампадки.

Схемы соединения однородных членов

Функции в речи

Для чего нужны однородные члены в предложении. У этих синтаксических составляющих имеется огромный потенциал. Они призваны выполнять стилистические функции. В литературе используются как средства изображения целостных картин из деталей. Вконтакте