Что такое порог ощущения. Дифференциальный порог ощущений

Раздел II. Психические процессы

Тема 2.1. Ощущение и восприятие (2 часа)

Цель: сформировать представления об ощущении и восприятии как психических процессах, обосновать их значимость для развития человека.

Задачи:

1. Формировать понятийный аппарат дисциплины, расширять знания о психических процессах человека;

2. Формировать мировоззренческие позиции при освоении знаний о когнитивной сфере человека;

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к познанию закономерностей развития собственной когнитивной сферы.

Вопросы:

1. Ощущения, виды и пороги ощущений.

2. Закономерности ощущений: чувствительность, адаптация, синестезия, взаимодействие и контрастность. Количественно-качественный переход от ощущений к восприятию.

3. Восприятие, его виды.

4. Особенности восприятия: целостность, константность, содержательность, категориальность (обобщенность).

5. Понятие иллюзии и экстрасенсорного восприятия.

Ощущения, виды и пороги ощущений.

Ощущения – процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств их виды:

· по модальностям: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные

Все ощущения классифицируются в соответствии с классификацией рецепторов, предложенной знаменитым английским физиологом Шеррингтоном . Все рецепторы он предложил разделить на три группы: дистантные и контактные экстерорецепторы, располагающиеся на поверхности тела и реагирующие на воздействия со стороны внешней среды; интерорецепторы, реагирующие на изменения во внутренних органах; и проприорецепторы, заложенные в мышцах и связках.

Ощущения разделены на:

экстероцептивные – внешние,

интероцептивные – внутренние,

проприоцептивные – кожно-суставные.

Физиологической основой ощущения является рефлекторное кольцо . Так работают все анализаторы, в пространстве которых формируются психические образы.

Анализатор состоит из рецептора, афферентных и эфферентных волокон и соответствующего участка центральной нервной системы. Только деятельность анализатора как единого целого приводит к формированию первичного психического образа – ощущения, причем в каждом анализаторе формируется специфический по своему качеству (модальности) образ: свет, звук, вкус, запах, прикосновение, тепло или холод, тяжесть, вибрация и ряд других.



Ощущение возникает только в результате изменений , происходящих в рецепторах под влиянием различных форм движения либо самих органов чувств, либо окружающей среды.

Субъективное «представление» о пространстве возникает уже на уровне ощущений. В пространстве каждого анализатора формируется так называемое сенсорное поле , которое имеет свои собственные пространственные характеристики. Если мы наденем очки с матовыми стеклами, дающими только рассеянный свет, мы получим зрительное сенсорное поле, которое уже обладает определенной структурой: любой объект, попавший в это поле, будет располагаться в нем вверху или внизу, справа или слева, приобретая таким образом некоторые координаты. Все охватываемое слухом пространство образует сенсорное поле слуха, имеющее те же характеристики, к которым, однако, добавляется еще одна – «впереди – сзади».

С переживанием интенсивности воздействий связаны такие характеристики ощущения, как чувствительность и пороги чувствительности .

Под чувствительностью понимают способность давать ощущение вообще. Под порогами чувствительности понимают такие выраженные в физических величинах значения интенсивности воздействий, пересечение которых приводит либо к возникновению, либо к исчезновению адекватных ощущений.

Под абсолютным нижним порогом чувствительности понимают минимальную силу воздействия на рецепторы, при которой возникает ощущение. Между нижним порогом чувствительности и чувствительностью имеется обратно пропорциональная зависимость: чем выше порог, тем меньше чувствительность и наоборот.

При пересечении верхнего абсолютного порога чувствительности ощущение перестает быть адекватным и возникает чувство боли: болезненно яркий свет, болезненно громкий звук и другие болезненные ощущения (гиперестезия ).

Чрезмерные воздействия на органы чувств могут вызвать не только боль, но и шок с потерей сознания или временной дезориентацией. На этом факте основано действие, например, звукового шокера. При изменении интенсивности раздражения интенсивность ощущения изменяется не сразу.

Минимальная величина, на которую нужно изменить воздействия, чтобы человек ощутил эти изменения (яркости, громкости, силы прикосновения, более соленого или менее соленого и т.д.), называется разностным порогом чувствительности.

Абсолютные пороги чувствительности у человека чрезвычайно низкие и, следовательно, чувствительность органов чувств очень высока. Например, чувствительность зрения такова, что в абсолютной темноте человек может увидеть пламя свечи на расстоянии приблизительно 27 км. Слуховая чувствительность у человека настолько высока, что ощущение звука возникает уже при смещении барабанной перепонки на 10 -10 см - это значит, что человек в принципе может услышать тиканье наручных часов на расстоянии 6 м. Вкус вещества человек может почувствовать при растворении все­го 25 г этого вещества в 1100 л воды. Чтобы почувствовать запах, достаточно 0,001 г ароматического вещества на шестикомнатную квартиру.

Абсолютный и относительный порог ощущений

Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение - значит, найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Процесс создания психического образа (по Г.Т. Фехнеру – физик, психолог, философ) может быть представлен следующей схемой:

Раздражение Возбуждение Ощущение Суждение

(физика) (физиология) (психология) (логика)

По мнению Г. Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т.е. возникает первый психический процесс. Величину стимула, при котором начинается ощущение, он назвал нижним абсолютным порогом.

Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Максимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называют абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила воздействия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм.

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, тем выше чувствительность.

Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений.

Человек из своего жизненного опыта знает, что не всякий внешний сигнал вызывает осознаваемое ощущение. Например, звуковые волны на частоте ниже 15 Гц (или более 25 000 Гц) не порождают слуховых ощущений. При этом говорят, что эти звуковые сигналы находились за порогами слышимости человеческого слуха. Здесь речь идет о нижнем и верхнем порогах.

Нижний абсолютный порог ощущений - это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:

Зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;

Слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;

Ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.

Верхний абсолютный порог ощущений - это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом (резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и др.).

При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, па расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).

Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) - это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру от 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры ранен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).

Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга.

Виды ощущений

Экстерорецептивные ощущения. Отражают свойства предметов и явлений внешней среды. К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.

Интерорецептивные ощущения. Отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущение боли, равновесия, ускорения и др

Проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущение . Это ощущения, отражающие движение нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию: о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. п.

Свойства, качества ощущений.

Адаптация. Представляет собой повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.

Контраст. Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности.

Сенсибилизация. Представляет собой повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

Последовательные образы. Выражаются в продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось.

Пороги ощущений

Нижним абсолютным порогом ощущения называется минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения .

Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

Разностным порогом ощущения (порогом различения)называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить.

20. Восприятие как познавательный процесс, его виды и свойства.

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире.

Виды восприятия

Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель.

Непреднамеренные восприятия-- это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

В зависимости от активности работы анализатора восприятия делятся на: зрительные, слуховые, осязательные .

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения .

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения . Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).


Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).

Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

Восприятие как психический процесс. Его характеристики. Патология.

Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

Виды восприятия :

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Кинестетическое

1. Предметность - отнесение сведений к конкретному предмету.

2. Целостность. Восприятие всегда формирует целостный образ по отдельным деталям.

3. Структурность. Предмет всегда воспринимается в системе.

4. Константность - постоянство.

5. Осмысленность. Восприятие всегда имеет смысловое значение.

6. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей психики человека (домысливание).

Патология восприятия включает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

Суждение (отражение связи между понятиями)

Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

Синтез (объединение информации в целое)

Сравнение (установление сходства)

Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

Наглядно-действенное (прагматики)

Образное (поэты)

Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

"Шизофазия " - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло-гической последовательности.

Эмоции. Патология эмоции.

Эмоции - это субъективное переживание человека, его отношение к действительности.

Эмоции включают в себя:

Собственно эмоция (оценочная реакция человека на действительность);

Аффект (сильное, бурное, кратковременное переживание);

Страсть (сильное, стойкое, длительное переживание)

Настроение (длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека);

Чувство (устойчивое психическое состояние, имеющее предметный характер);

Стресс (неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование).

Теории эмоций:

Теория ограниченности ощущений (Джеймс).

Энергетическая теория эмоций (Э. Гелингор) «Эмоция осуществляет энергетическую мобилизацию организма».

Регулирующая теория эмоций (П. Анохин) «Эмоция - это механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах».

Теория рассогласования (П. Симонов) «Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения».

Эмоция рассматривается как обобщенная оценка (реакция) личности на ситуацию.

Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

Нарушение силы эмоций:

1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) - повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

2. Эмоциональная холодность - нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

3. Эмоциональная тупость - слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

4. Апатия - безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Нарушения устойчивости эмоций .

1. Эмоциональная лабильность - патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

2. Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

3. Слабодушие - состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Воля. Мотивация. Патология воли

Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия.

Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие воля очень тесно связано с понятием свобода.

Сила воли - Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающееся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения.

Абулия - отсутствие побуждений, интересов, желаний влечений. Наблюдается при хронических заболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как:

Снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, т. е. функционально организованных черт поведения, разделяемых большинством индивидов, занимающих определенное социальное положение, и рассматриваемых как существенные для поддержания этого положения,

Снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства),

Социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей. В культуре индивида такое поведение обычно рассматривается как отклонение от нормы, указывающее на наличие психиче-ского расстройства или аномальных черт личности.

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов. Они происходят в форме усиления, ослабления или извращения инстинктов.

Стресс и стрессоустойчивость

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Тревога, обозначаемая как

Ощущение неопределенной угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Понятие и структура деятельности. Общение как вид деятельности.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности.

Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть - при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами.

Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». И т.д.

Возрастная психология. Понятие возраста в психологии.

Возрастная психология - область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

Социализация - начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой скорости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация - обучение в жизни (роль семьянина, делового партнёра и т.п.)

Книги играют значительную роль в социализации.

Социализация - рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

Выделение периодов:

1) биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;

2) принцип органического биосексуального развития;

3) принцип интенции (Ш. Бюллер);

4) принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);

5) принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред­ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые восприни­мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений – ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования – органы чувств. У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные , которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор – материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств ,проводящего пути и коркового отдела . Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например – тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин­тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величину»:

DI /I = const, где I- сила раздражителя

Классификация ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку­совые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле, рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем. Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»). Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла . Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен­них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже­ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло­жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле­нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного то­нуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раз­дражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направ­ления, формы и быстроты движений. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения рав­новесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибу­лярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

· адаптация,

· конт­раст,

· пороги ощущений,

· сенсибилизация,

· последовательные образы.

Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить, как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления. Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: - источником возникающих образов служит не внешний мир, а память; - оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. Функции воображения: 1 Представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами. 2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности. 3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями). 4 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании и др.). 5 Основа для творчества – как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство) 6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал). 7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). Виды воображения: В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения (Рис. 10.1):
Классификация воображения Характеристика отдельных видов воображения Активное воображение (преднамеренное) - создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными усилиями (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.). Пассивное воображение (непреднамеренное) - при этом человек не ставит себе цели преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя). Продуктивное (творческое) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется по-новому, а не просто механически копируется или воссоздается. Репродуктивное (воссоздающее) воображение - создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть. Характеристика отдельных видов воображений: Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлений», а современная наука полагает, они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

Галлюцинация - пассивные и непроизвольные формы воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают продуктивными. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие явной связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ.

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения.

Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени осуществима. Мечта относятся к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Особенности мечты: - Мечтая, человек всегда создает образ желаемого. - Она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов. - Мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым. - Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером, и в то же время – отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов: Агглютинация - «складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок - кентавр, Змей-Горыныч и пр.

Гиперболизация - существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примером могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик–с-Пальчик. Акцентирование - выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).

2.Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - всегда совокупность ощущений, а ощущение - со­ставная часть восприятия. Однако восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания.

Схема формирования психических образов при восприятии:

Физиологическими основами восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

В процессе восприятия формируются перцептивные образы , с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного че­ловека.

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха. Складываясь вместе, эти три ощущения дадут нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует отличать от представлений , то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздейство­вавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, ин­тересы, потребности, и мотивы личности. Так образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут отли­чаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия, это:

· константность,

· целост­ность.

· избирательность,

· предметность,

· апперцепция,

· осмысленность,

Виды восприятия

Существуют три основные классификации процессов восприятия – по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации , существует три вида восприятия

Восприятие пространства - это восприятие расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, их объема, удаленности и направления, в кото­ром они находятся.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений по­ложения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то время проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется медленно. При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» - фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве.

В соответствии с этой классификацией в нейро-лингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии), всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков . У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

3. Память - способность (живой системы фиксиро­вать факт взаимодей­ствия со средой, сохра­нять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.

Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) ивоспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.

Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием . Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .

Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.

В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.

Материал запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему содержание раздела. Смысловой опорный пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

4. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Главными особенностями протекания процесса мышления являются:

    Обобщенное и опосредованное отражение действительности.

    Связь с практической деятельностью.

    Неразрывная связь с речью.

    Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи сложения нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» - это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности , из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, правильность мышления проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью . Мышление оперирует понятиями, которые по своей форме являются словами, а, по сути – результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий.

Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация . Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

1.2 Качественные характеристики мышления

Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств. Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей, и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то – при решении практических вопросов.

Примеры качеств (свойств) мышления:

Быстрота мышления - способность находить правильные решения в условиях дефицита времени

Гибкость мышления - умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения

Глубина мышления - степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи

1.3 Мышление и интеллект

Интеллект - совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности.

В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком – его мыслительные способности.

В психологии существует понятие структуры интеллекта ,однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую, или текучую (“fluid” ), и статическую или кристаллизованную (“crystallized” ). Согласно его концепции, текучий интеллект проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. Кристаллизованный интеллект больше зависит от социальной среды, и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта.

Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты:

·Способность к обучению (быстрому освоению новых знаний. умений и навыков);

·Способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями;

·Способность к решению практических задач и проблемных ситуаций.

·Объем имеющейся долговременной и оперативной памяти.

Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий. Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области, тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом, тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого существуют и специальные тесты на интеллект, например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным интеллектуальным тестам относятся:

Тест Стенфорда-Бине : оценивает интеллектуальное развитие ребенка.

Тест Векслера: оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта.

Тест Равена: невербальный интеллект.

Тест Айзенка (IQ) –определяет общий уровень развития интеллекта

При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или интеллектуальные способности развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант.