Что значит толерантен. Как быть толерантным человеком и нужно ли — рекомендации психолога

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

(от лат. tolerantia – терпение)

1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпимость) - , характеризующее к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни , убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Лит.: ВулъфиусА. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы BXVIII в.: Вольтер , Монтескье, Руссо . СПб., 1911; Уолцер М. О терпимости. М., 2000; La tolérance aujourd"hui (Analyses philosophiques). Document de travail pour le XIX Congrès mondial de philosophie (Moscou, 22-28 août 1993). P., UNESCO, 1993; Leder/. S. J. Histoire de la tolérance au siècle de la Réforme, 1.1-2. Aubier, 1954; Mendus S. Toleration and the Limits of Liberalism. Hampshire, 1989.

P. P. Валитова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТОЛЕРАНТНОСТЬ" в других словарях:

    - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

    толерантность - Фармакологическая толерантность появляется, когда повторное введение данного количества вещества вызывает сниженный эффект или когда для получения эффекта, ранее достигаемого меньшей дозой, требуется последовательное повышение количества… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ., фр. tolerance терпимость от лат. tolerantia терпение) терпимость по отношению к другим людям, отличающихся по их убеждениям, ценностям и поведению. Толерантность как характеристику коммуникативности и самоиндетификации следует отнести к… … Политология. Словарь.

    - (ново лат. с русск. окончанием, от лат. tolerantia терпимость). Веротерпимость, т. е. допущение государством, кроме господствующей церкви, отправления веры и богослужений других исповеданий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. tolerantia терпение), 1) в экологии выносливость вида по отношению к колебаниям какого либо экологический фактора. Диапазон между экологическим минимумом и максимумом фактора составляет предел толерантности. Толерантные организмы это… … Экологический словарь

    Либерализм, терпение, мягкость, терпимость, либеральность, невзыскательность, нетребовательность, снисходительность, снисхождение Словарь русских синонимов. толерантность см. снисходительность Слова … Словарь синонимов

    толерантность - и, ж. tolérant adj. 1. устар. Терпимое, снисходительное отношение к кому, чему л. БАС 1. Терпимость вообще и особенно относительно религиозных мнений, короче веротерпимость. Павленков 1911. Хотя Костин и не во всем соглашался с ним, однако ж… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ - в применении к изучению обмена веществ предел ассимиляции питательных веществ. Т. определяется максимальным количеством введенного в организм вещества, к рое может быть усвоено организмом без клинически уловимых пат. явлений. Так напр.… … Большая медицинская энциклопедия

В современном обществе, к сожалению, исчезают многие понятия, не выдержав столкновения с нашей реальностью. Многие родители считают, что детям уже не нужны определенные качества, которые самим же родителям прививали в детстве. К этим качествам в последнее время стало относится и толерантное отношение, которое не так просто встретить в некоторых слоях общества.

Что значит «толерантный человек»?

В первую очередь, в это понятие вкладывается умение быть терпимым к другим людям, относиться к ним с пониманием. То есть спокойно реагировать на чужие промахи, ошибки или падения. Это все равно, что раз за разом объяснять маленькому ребенку, что такое солнце, и не повышать при этом голос.

Непосредственно это относится и к пониманию отличий между людьми и их культурами. Например, не судить другого человека за цвет кожи или религию, за то, что он не ест мяса или, наоборот, ходит на охоту.

Конечно, у человека всегда есть право не любить кого-то или не поддерживать способ жизни другого, но разве это повод смеяться над человеком за то, каким его воспитали или каким его сделал Бог? Неужели у нас есть право судить африканские племена за то, что они убивают животных, потому что иначе им будет нечего есть?

Что означает сегодня толерантное поведение?

Самое элементарное – не тыкать пальцем в человека, у которого нет денег на крутой телефон и, тем более, нормальную одежду. Не презирать родителей, у которых нет больше денег на нормальное содержание пятерых детей, ведь кто знает, по каким причинам у них не стало денег, и какие вообще планы были у них до своего разорения.

Признаки толерантной личности распознать не так уж сложно, если знать, куда смотреть. В первую очередь, такие люди умеют отвечать за свои поступки и никогда не перекладывают свою вину на других. Они прекрасно знают, что никто не идеален в этом мире и нет смысла претворятся таковым.

Также толерантность проявляется в умении познавать что-то новое. Всегда есть желание делиться чем-то интересным с окружающими, принимать их такими, какие они есть и не быть агрессивными при общении, даже если оно не вызывает положительных эмоций и восхищения.

Толерантные личности найдут смелость посмеяться над своими недостатками и не будут указывать на чужие, чтобы «отвести от себя огонь». Они открытые и заставляют людей верить в лучшее, свою уникальность и необходимость.

Ранее говорилось, что сейчас это редкость. Возможно, не везде, но существует мнение, что в мире, где нужно ходить по головам, такой человек попросту не выживет, не сможет проложить себе дорогу.

Но разве ему потребуются такие радикальные меры для достижения своей цели? Нет, он сможет спокойно добиться желаемого, просто постучав в несколько дверей и чуть дольше постояв в очереди, в отличие от скандалистов, которым легче выбить дверь ногой даже там, где этого совсем не нужно.

Как научить ребенка толерантности?

Формирование толерантного сознания может начаться еще в утробе матери, если применить некоторые психологические приемы. Но их мало кто использует, так как самый легкий способ быть толерантным – это показывать все на своем примере и учить маленького шалуна тому, что все люди имеют одинаковые чувства, свои мечты и желания, и никто не имеет права высмеивать их за то, что эти планы и мечты немного отличаются от нам привычных.

Уделяйте больше внимания своим детям и рассказывайте им о разных культурах, народах и нациях, с которыми в будущем есть шанс познакомиться или повстречаться. Их не обязательно любить, поддерживать и лелеять, но вот дать им шанс проявить себя и заслужить уважение стоит всегда.

Видео по теме статьи

Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о (межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости). Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная – к конкретной группе, обществу, национальная – к другой нации; веротерпимость – к другой вере.

На наш взгляд, толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей.

Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентации и идеалов. Толерантность не должна сводиться к индеферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой – гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. (Интолерантность – в основе убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Отказ в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочтение отдаётся подавлению, а не убеждению (Кинкулькин А. Т.).

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной. Этих отличии довольно много.

1. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, – важное условие формирования толерантной личности.



3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

5.Ориентация на себя – ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.

Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

4. Приверженность к порядку . Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии . Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высо­ких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8 Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться нал своими недостатками, и они не стремятся к превосходству нал другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть нал другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, есть два пути развития личности интолерантный и толерантный.

Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. (Анекдот: – Ну почему, почему, почему меня никто не любит, чтоб вы все сдохли?!).

Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

· расположенность к другим людям;

· снисходительность;

· терпение;

· чувство юмора;

· чуткость;

· доверие;

· альтруизм;

· терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. п.);

· умение владеть собой;

· доброжелательность;

· умение не осуждать других;

· гуманизм;

· умение слушать собеседника;

· любознательность;

· способность к сопереживанию.

(Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения. )

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека. Проявления нетерпимости:

Оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

Игнорирование (отказ в беседе, в признании);

Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

Этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

Поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

Преследования, запугивания, угрозы;

Дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

Расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

Национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

Фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

Империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

Эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

Осквернение религиозных или культурных символов;

Религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

Изгнание (официальное или насильственное);

Сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

Репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения,убийства).

Таким образом, интолерантный класс характеризуется следующими признаками:

ü Игнорирование

ü Отстранение

ü Обзывание

ü Обвинение, упреки

ü Осуждение, критика

ü Морализирование, проповедь

Определить является ли класс интолерантным, можно, руководствуясь следующими признаками:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения . Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения» . Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?
Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброже­лательным отношением к миру.

(Лекция на тему «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» (подготовлена на основе работ Г. Оллпорта см.61)

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

«Воспитание – это прежде всего человековедение»

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia - терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т. д…
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

Толерантный человек. Это выражение, в переводе с латинского языка, означает "терпеливый человек". Данное понятие является социологическим термином, который обозначает понимание, принятие и терпимость к иному образу поведения, жизни, чувств, обычаев, идей, верований, мнений без всякого чувства неудобства.

Многие культуры приравнивают понятие «толерантность» к простой «терпимости». Однако, в отличие от просто терпеливого, толерантный человек готов благосклонно принимать и признавать поведение, взгляды и убеждения других людей, отличающиеся от собственных. И даже в том случае, когда чужие убеждения или взгляды вами не одобряются и не разделяются.

Толерантное отношение к людям во все времена считалось истинной человеческой добродетелью. Проблемы обучения, воспитания детей более ярко выражены на переломах развития общества, так как соприкасаются с резкими изменениями в общественных требованиях к человеку. Толерантный человек - это личность, которая уважает, принимает и правильно понимает богатое многообразие культур мира, в котором мы живем, наше самовыражение и способы проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют открытость, знания, общение и мысли и убеждения. Самым эффективным средством для предупреждения нетолерантности является взращивание в юных сердцах уважительного отношения к ценностям и мировоззрениям других сопереживания, понимания мотивов поступков людей, умения сотрудничать и общаться с людьми иных взглядов, ориентаций, мнений, культур. Современное общество предполагает существование толерантности, которая должна превратиться в формируемую модель взаимоотношений между людьми, странами, народами. Вследствие этого наша страна тоже нуждается в формировании правильного понимания толерантности, стремлении к тому, чтобы данное понятие стало привычным в нашей обыденной речи. Это случится только тогда, когда понятие «толерантный человек» прочно осядет в лексиконе школьных учителей.

По сферам проявления толерантность подразделяют на научную, политическую, административную и педагогическую. Психологи применительно к личности выделяют несколько разновидностей данного понятия.

Натуральная (естественная) толерантность

Под ней подразумеваются доверчивость и любознательность, которые изначально присущи младенцам. Они не характеризуют качеств его «эго», так как процесс еще не дошел до расщепления социального и индивидуального опыта, до существования обособленных планов переживания и поведения и так далее.

Моральная толерантность

Данный вид предполагает терпимость, которая ассоциируется с личностью (внешним «эго» человека). В большей или меньшей степени она присуща огромному количеству взрослых людей и представляет собой стремление сдерживать свои эмоции при помощи использования механизмов

Нравственная толерантность

Отличается от моральной тем, что подразумевает на языке специалистов доверие и принятие чужого образа жизни, которые ассоциируют с сущностью или «внутренним эго» человека. Толерантный человек - это личность, хорошо познавшая себя и признающая других. Проявление сострадания и сочувствия является важнейшей ценностью цивилизованного общества и чертой истинной воспитанности.