Чтобы голос стал звонче. Тренировка нижней челюсти

Нет человека полностью довольного тем, чем одарила его природа. Один обижается на недостаточно густую шевелюру, другой жалуется на несовершенную фигуру, третий форму носа, но есть те, кого не устраивает звучание собственного голоса. Особенно страдают мужчины с высоким, тонким голосом, который входит в диссонанс с их внутренним образом брутального мачо.

Не каждому повезло родиться с глубоким бархатным баритоном, но развить и сделать голос более низким, грубым под силу упорством, решимостью и желанием.

Зачем нужен низкий голос

  1. Обладатели низкого тембра выглядят представительнее и авторитетнее. Когда мы слышим человека, не видя его, уже подсознательно рисуем физиологический и психологический портрет. По тому, как он «звучит» можно определить роль деятельности, интеллект, темперамент и тип характера. Человек с низким голосом внушает больше доверия, выглядит умнее. Такой факт берут на вооружение крупные компании.
  2. Грубый голос — сексуальное оружие в битве за сердца. Чем выше уровень мужского гормона (тестостерона), тем ниже голос представителей сильной половины. Это чувствуют женщины на генетическом уровне. Такой мужчина становится более сексуально привлекательным в отличие от самца, даже с приставкой «альфа», который начинает говорить визгливо, срываясь на петушиный крик.
  3. Низкий, грубый голос – спасение от заикания. Исследуя заикание, ученые пришли к выводу, что данной проблемой реже страдают люди с низким голосом. Заикающийся старается выдавить из себя звук, напрягает голосовые связки, голос звучит неестественно высоко. Таким людям рекомендуют понизить звуковой тон, заговорить «диаконским» басом.

От чего зависит высота голоса

Звук, издаваемый человеком, зарождается в гортани, важная часть которой — голосовые связки. От их длины, ширины и толщины зависит звучание голоса. У женщин и детей складки легче, чем у мужчин, а у вокалистов поющих басом их масса в 4 раза больше, чем у сопрано певцов.

Полость глотки, рта и носа образуют надставную трубку, которая меняет с годами свои размеры и форму. В подростковом возрасте происходит ломка голоса. Глотка опускается вниз, проявляется адамовым яблоком (кадыком), надсадная трубка становится длиннее, связки мощнее, речь более грубой.

Способы понижения голоса

Прежде чем решить желаете вы поменять тембр своего голоса или нет, протестируйте себя, послушайте звучание собственной речи со стороны.

Нет смысла опровергать мнение, что табак делает голос курильщика грубым – это действительно так. Только не следует забывать, что речь любителей табака сопровождается кашлем, голос становится хриплым (прокуренным) – это не тот эффект, которого хочется добиться. Есть намного приятнее методы борьбы за снижения тембра без вреда здоровью.

  1. Техника с оригинальным названием «от носков до макушки». Произнося слова по данной методике необходимо делать упор не на голосовые связки, а мышцы диафрагмы. Говорим из себя, изнутри, противоестественно выпячивая живот во время вдоха, а не втягивая. Базовое упражнение: лежим на спине с томом книги на животе и дышим, при вдохе поднимаем пресс вместе с грузом.
  2. Подражание звуку виниловой пластинки при торможении. Чем медленнее мы говорим, тем голос звучит ниже, как виниловая пластинка, когда ее замедляют, она начинает басить. Проведите небольшой эксперимент, под звучание пластинки произносите буквы алфавита, делайте тоже при ее торможении и так несколько раз. Постепенно заметите снижение тембра голоса.
  3. Релаксация голосовых связок и увеличение длины надставной трубы. Расслабляем связки упражнением: садимся на стул или ровно стоим возле стены в расслабленном состоянии. Опускаем подбородок на грудь и произносим «и», медленно поднимаем голову, удерживая гласный звук. Так повторяем несколько раз в день, чтобы высота звука с опущенной и опрокинутой назад головой стала одинаковой по звучанию.
  4. Опускаем гортань. На зевке и полузевке гортань сдвигается вниз, если попробуем издать звук, он будет грубым и низким. Постарайтесь при разговоре зафиксировать ротовой аппарат, гортань, диафрагму в положении зевания и увидите реальные изменения голоса. Великий Шаляпин превращал усилиями воли и мозга свой организм в одну громко звучащую библейскую Иерихонскую трубу, и у него это получалось. Ведь от природы тембр его голоса был не таким, каким слышали зрители, вокалист выработал «парадоксальное» дыхание, секрет которого был известен только ему.

Психологи и врачи советуют не увлекаться понижением голоса чрезмерно, чтобы его не сломать. Нужно выбрать золотую середину, при которой он будет звучать гармонично и естественно.

Обратиться к врачу эндокринологу

Иногда, высота голоса зависит от гормонального сбоя в организме мужчины. Необходимо проверить уровень тестостерона в крови, чем его меньше, тем тембр выше. Как правило, к старости, у мужчин снижается количество полового гормона в крови, голос напоминает женский по звучанию.

Если уровень тестостерона низкий, врач пропишет таблетки и лекарства, после лечения, ваш голос станет более грубым и мужественным.

Хирургическое вмешательство
Операция на голосовые связки делается амбулаторно, если нет никаких противопоказаний. В результате вы получите необходимый оттенок голоса. Хирургическое вмешательство несет определенный риск для здоровья и большие денежные вложения.

Из всего сказанного делаем вывод:

  1. Для понижения звучания голоса необходимо дышать носом и диафрагмой, а не грудью, в народе говорят — «грудной голос».
  2. При разговоре расслабьтесь, уберите нервозность.
  3. Говорите максимально спокойно, немного медленнее, чем всегда.
  4. Следите за осанкой, человек пластичный, хорошо владеющий своим телом, как правило, имеет низкий, грубый голос.

Все в мире относительно, успехов в жизни и творчестве добивались не только мужчины говорящие грубо, низким голосом, но и высоким (тенором, контратенором). Если вы, все же, недовольны звучанием и окраской вашей речи, обратитесь к врачу физиатру, займитесь упражнениями, а результат не заставит долго ждать.

Видео: как сделать голос грубее и ниже

«Хочу петь громче!» , «Я пою хорошо, но слишком тихо…» , «Мне говорят, что голос неплохой, но слабый» - подобных сообщений сайт получает немало. Если вы считаете, что ваш голос звучит хоть и правильно, но слишком тихо, нужно заняться развитием громкости, вернее, силы голоса. Сама громкость, как показано в статьях «Сила голоса» и «Как петь громче? Вокальная координация» является ПРОДУКТОМ взаимодействия ФУНКЦИЙ основных вокальных органов в процессе их работы. Не буду повторяться, вы все можете прочитать в предыдущих статьях блока .

Вам должно быть уже понятно, что просто кричать – не продуктивно, не правильно, это не приведет к развитию силы голоса, а лишь спровоцирует отрицательные последствия, вплоть до болезней вокальных органов. А как тогда быть? Расскажу…

При выработке и «тренировке» громкости важным моментом становится исключение из этого процесса естественной реакции организма, связанной с повышением голоса.

Поясняю. Известно, что при желании человека (или просьбе к нему) сказать или спеть что-нибудь громче, чем он только что сказал (спел), ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО людей повторят ту же фразу (слово) громче, но… Она прозвучит ВЫШЕ ! Хоть и громче тоже!

Почему? Ведь не просили сказать/спеть выше? А получилось именно так! Парадокс?

На самом деле, в этом нет ничего удивительного, ведь слуховая система определяет более высокие звуки как более громкие, такова природа. Соответственно, ее (слуховой системы) влияние (у НЕОПЫТНОГО вокалиста) сказывается и на тех реакциях, которые вызваны командой: «Громче!» Но сыграет роль не только влияние слуховой системы, одновременно с ней сработает и подсознательное, усвоенное с детства умение создавать более мощный выдох. Пусть даже и на долю секунды. Это называют «толкать воздух».

Дело в том, что в вокале очень много функций, которые… Да что там много, ВСЕ функции проявляются ОДНОВРЕМЕННО на слух и «взгляд». Это - одно из серьезных препятствий для постижения самой механики вокала. Трудно объяснить на словах процессы, происходящие не только практически мгновенно, но даже совместно и одновременно! Аж в рифму…

Поэтому, чтобы научиться хорошо петь, нужно несколько «расширять» свое сознание, свой взгляд. Понимать, что в вашем организме очень многое происходит неосознанно и ПАРАЛЛЕЛЬНО с тем процессом, который вы сейчас сознательно контролируете.

Вот так и с громкостью – при желании получить звук громче, он обязательно (повторяю, у неопытного певца!) «захочет» стать выше.

Но музыка – штука высотно точная! В ней необходимо строго соблюдать ИНТОНАЦИЮ . Это в обычной разговорной речи никто не обратит внимания на то, что более громкие звуки в вашем голосе становятся и более высокими. А в вокале – обратят. Слушатели. И не будут слушать «лажу», никому не нравится фальшивое пение. Как быть, ведь силу голоса то развивать надо?

Сразу необходимо сказать во-первых, о том, что развивать силу голоса верным образом, чтобы не допускать ТОЛЧКА ВОЗДУХА и обязательно связанного с ним ВОКАЛЬНОГО ЗАЖИМА , сложно и достаточно долго. Да и прежде нужно немало навыков получить, без которых от толкания не уйти никак.

Во-вторых же - столь распространенное у нас в России «фальцетное пение» (особенно у женщин) будет препятствовать этой работе настолько сильно, что просто ничего не получится. Вот пример такого вокала:

А вся проблема в том, что фальцет - это голос со слишком большим потоком воздуха. Его просто невозможно усилить, потому что воздух не даст связкам смыкаться плотно и на более долгое время (хоть и в микросекундах).

Но именно смыкание - залог усиления громкости (силы) звука. В профессиональном голосе это не совсем так, конечно, там еще много чего влияет на громкость и силу, но это в ПРОФЕСИОНАЛЬНОМ ! Пока речь идет о голосе новичка, еще не слишком опытного вокалиста.

То есть, использовать предлагаемое упражнение нужно исключительно в том случае, если вы уже поете голосом ПОЛНЫМ , без фальцетирования. В противном случае - сначала избавляйтесь от фальцета.

Итак, для развития силы голоса существует упражнение. Его можно назвать «раздуванием» ноты. Принцип достаточно прост. На высоте одной и той же ноты, на одном дыхании необходимо увеличивать и уменьшать силу своего выдоха, стремясь к четкому удержанию самой ноты. Отклонение от нее, в данном случае, недопустимо! И, поначалу, сделать это удается с трудом или вообще не удается, настолько велика «тяга» к повышению звука!

А его надо ДЕРЖАТЬ ! И в смысле «высоты», и в смысле «качества»! При этом фонируя ГЛАСНЫЙ (!) звук.

Возможно, послушав примеры, вы подумали, что все это слишком примитивно. Как то странно даже… И все?! Неужели громкость голоса можно развить, всего лишь делая такие «раздувания»? Можно, но со временем!

Подвергать «раздуванию» нужно не какую-нибудь одну ноту, а ВСЕ , присутствующие в вашем ТРЕНИРОВОЧНОМ диапазоне, а уж в рабочем – тем более. Это ведь УПРАЖНЕНИЕ ! А если точнее, то его применение к той или иной ноте должно быть продиктовано необходимостью. Не все ноты вы можете петь с нужной вам «силой», вот и применяйте по отношению к тем нотам, которые пока «слабоваты».

Они слабоваты именно потому, что не выработан НАВЫК их фонации с повышением громкости! Вот вы и вырабатываете при помощи такого упражнения этот навык.

Одновременно это упражнение тренирует и «оборотную сторону» силы голоса. Ведь нужно уметь петь и ТИХО , но при этом опёрто, качественно, не переходя на шепот. А все познается в сравнении! Понять, насколько вы можете петь громко, можно, лишь сравнив с тем, как вы поете тихо!

В этом упражнении как раз и будут «проявлены» крайние точки громкости. На сегодняшний день. А по мере занятий точки раздвинутся на линейке громкости, вы будете петь тише, но с тем же качеством звука, и громче, не теряя вокальной координации и, как следствие, самой ноты.

НЕ ТЕРЯЯ ВОКАЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ! Это крайне важно! Изменение громкости должно происходить ТОЛЬКО ПЛАВНО! Стоит «поддать жару» в какой-то момент, «подтолкнуть», как станет очень вероятным вокальный зажим, который может проявиться после тренировки саднением, першением в гортани или просто ощущением дискомфорта.

Это значит, что вы еще не готовы к данному уровню громкости, убавляйте обороты!

Оно (это упражнение) – начальная и основная ступень для освоения ФИЛИРОВАНИЯ звука. Что это такое? Обратимся к «Вокальному словарю» :

«ФИЛИРОВКА , филирование (от фр. Filer un son – тянуть звук) – умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющее плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки – показатель правильности и естественности звукообразования.»

Кажущаяся «легкость» этого упражнения – химера! Оно достаточно трудное. Обратите внимание на то, что выполнять его нужно НА ОДНОМ ДЫХАНИИ ! Что лишний раз поможет избежать толчка воздуха. Сколько получится у вас «раздуваний», если дыхание брать нельзя? В примерах – 3-4. И это хорошо! Ведь в максимальных «точках» нужно и выдох делать максимальным! НО – ПОСТЕПЕННО ! Вспомните о крещендо и диминуэндо! Вот как раз «переходы» от тихого звука к громкому и обратно так в вокале и называются!

Дыхание в этом упражнении расходуется со скоростью авиалайнера. Не успели оглянуться, а его (дыхания) уже не хватает… В предыдущем абзаце речь идет о 3-4 «качаниях», но чем больше получается сделать на одном дыхании, тем лучше!

А как же? Громкость – это, в первую очередь, взаимодействие связок с воздухом! Одной силы дыхания тут мало, нужно уметь его правильно распределять, поддерживая оптимальное давление в подсвязочной области. Не обладая натренированным вокальным выдохом вокалисту никогда не добиться от голоса СИЛЫ! Увы, но такова природа…

Маленькая подсказка. При выполнении упражнения «помогайте» себе рукой. Увеличивая громкость, «отодвигайте» звук движением руки от себя вперед, плавно, в соответствии со степенью нарастания громкости (то есть, «крещендируя»), и наоборот, так же плавно «возвращайте» звук назад, приближая руку к телу, «сопровождая» уменьшающуюся громкость голоса (выполняя прием диминуэндо).

И еще одна подсказка. Вполне может быть, что вам удобнее и привычнее петь длинный гласный звук, начав его со слога, то есть впереди гласного вы привыкли ставить согласный. Пример: не А , а МА , не У , а РУ … В самом начале всей фразы, подчеркиваю, ведь дальше исполнять упражнение нужно «на одном дыхании».

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.

Что делать тем, у кого голос от природы слабый или неуверенный? Можно воспользоваться мощными упражнениями для развития голоса, которые рекомендует эксперт Феликс Алексеевич Кузьмин, профессор Московской государственной Академии печати.

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. Ваш голос станет более низким и благозвучным, насколько это необходимо, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции - выразительнее, а экспрессивность - убедительнее. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, это зарядит вас бодростью на целый день.

В результате этой тренировки спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем больше впечатление производят произносимые слова. За счет этого укрепляется ваш личный авторитет.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

ииииииииии

ээээээээээ

аааааааааа

оооооооооо

уууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее.

Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку «р», поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и «порычите» как трактор.

Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте «рычать»: «рррр». После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым «р» произнесите следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, забор, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз, и т.п.

3. В заключение проделайте «упражнение Тарзана», которое представляет собой лучшую профилактику против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки из первого упражнения, начиная со звука «и», одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Затем продолжайте, произнося звук «э» и так далее.

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

После нескольких недель тренировки сравните свой нынешний голос с прежним, лучше всего это сделать, заранее перед началом тренировок записав свой голос на магнитофон. Вы убедитесь, что ваш голос заметно изменился. Теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающих.

При помощи дыхательных упражнений и упражнений для развития голоса вы изменяете не только свой голос, но и исходящую от вас энергетику и вообще свою личность в целом.

Мудрейшие люди всех времен придавали огромное значение:

Хазрат Инайаят Хан, индийский музыкант и философ считал, что, познав тайну звука, можно познать .

Мое мнение, голос является даже более откровенным зеркалом души, чем глаза. Глаза можно отвести в сторону, спрятать за темными стеклами очков, а голос, если не владеть им, расскажет обо всех проблемах личности: отразит внутреннюю реальность человека во всех красках. К примеру:

  • Вы повышаете голос без надобности - значит, волнуетесь и теряете контроль над собой;
  • Темп речи ускоряется - неуверенность;
  • Перебиваете и пытаетесь ответить, не дослушав вопрос до конца - раздражены.

Но если мы владеем этим мощным инструментом, то с его помощью можем гармонизировать наш внутренний мир (обретать уверенность и спокойствие), а значит творить нашу реальность.

Ведь голос - это наша визитная карточка. Специальные упражнения для тренировки голоса, научат вас говорить красиво, уверенно и свободно. К вашему мнению всегда будут прислушиваться, и в свой адрес вы никогда не услышите: "Лучше бы он рта не открывал".

Нужно ли именно вам работать над голосом

  • Читаем с карандашом.

Карандаш или винную пробку зажимаем между передними зубами. При этом рот приоткрыт, язык не касается пробки (карандаша), зубы обнажены. Произносим те звуки, при проговаривании которых губы не включаются в движение: к, г, гь, кь, й, нь, н, ль, л, дь, д. Далее соединяем их с гласными.

Берем любую книгу и читаем вслух несколько страниц в этом неудобном положении. Повторять необходимо ежедневно. Положительный эффект замечается быстро.

  • К Т П (шесть разных сочетаний) + звуки гласные Ы О Э И А У.

Например: повторяем быстро кпти-кптэ-ктпо-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы, затем ктпи-ктпэ-ктпа-ктпо-ктпу-ктпы и так далее сочетая с разными гласными (ктпи-…, кпти-…, тпки-…, птки-…).

Те же действия проделываем для согласных Б Г Д, Ж Р Л, М Р Л в сочетании их с звуками гласными Ы О Э И А У.

  • Выпишите те звуки, которые с трудом поддаются вашему произношению (например, р, ц, л). Составьте предложения со словами, в которых эти звуки повторяются часто. Повторяйте эти предложения ежедневно.
  • Произносите сначала беззвучно, а затем с голосом гласные : иииии, ёёёёё, ооооо, яяяяя, ааааа. Рот должен быть открыт широко, челюсть опускается вниз свободно.
  • Читайте любимые стихи , выговаривая и напирая на звуки яяяяя, ааааа, иииии, эээээ, ёёёёё.
  • Проговаривайте скороговорки-языковертки : сначала - медленно, затем - быстро, четко и ритмично:

Уточка-вострохвосточка вывострохвостила вострохвостят.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Горихвостка-гори-хвосточка выгорихвостила горихвостят.

Шилоклювка-шилоклю-вочка вышилоклювила шилоклювчат.

А мне не до недомогания.

Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат - бородат.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Нес не нес, а до нас донес.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Везет цапля чушку с щучкой на санках.

Велика куча не надокучит.

Рододендроны из дендрария.

То то, то другое, то то, то другое, то египетским богом там кажется дятел.

  • Бабушкин метод : берем в рот грецкие орехи и разговариваем, читаем вслух минут по 20 каждый день. Вспомните фильм «Я самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьевой в главной роли. Вот она там таким же способом развивала свою речь. Главное - нужно слоги проговаривать четко.

Тренировка нижней челюсти

Заниматься следует перед зеркалом, в упражнениях должны участвовать только артикуляционные органы, а лоб, нос и глаза - неподвижны. Делайте упражнения плавно и не спеша.

  • Опускаем нижнюю челюсть на два пальца и в этом положении удерживаем ее, считая до пяти. Рот медленно закрыть.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно двигаем ею влево и вправо.
  • Опускаем нижнюю челюсть и медленно выдвигаем ее вперед и возвращаем в исходное положение.

Тренируем мышцы языка

Малоподвижный и вялый язык часто приводит к потере разборчивости речи, она становится смазанной и невнятной.

  • Сверните язык трубочкой.
  • Высуньте язык изо рта как можно дальше и подвигайте им влево, вправо, вниз и вверх.
  • Оближите языком все внутри рта, как будто наводите уборку, проникая в самые дальние уголки.
  • Поцокайте языком, плотно прижимая его к небу и затем резко опуская.
  • Все эти упражнения производите качественно, но без излишнего напряжения.

Тренировка губ

  • В исходном положении закрыт рот, мышцы нижней челюсти расслаблены. Поочередно поднимайте и опускайте верхнюю и нижнюю губы, десны при этом не видны, а мышцы лица спокойны.
  • Оттягивайте уголки рта в стороны, а затем вытягивайте губы вперед трубочкой. Сначала имитируйте, далее произносите звуки у – и.
  • Многократно произнесите сочетания губных согласных бм, мб, мп, пм и губно-зубных мв, ем, вб, бв и др.
  • Массируйте губы: нижними зубами верхнюю, а верхними - нижнюю.
  • Вытягивайте губы трубочкой и двигайте влево-вправо.

Тренировка мышц глотки

  • Сначала мысленно, потом шепотом, далее вслух поочередно произносите звуки «и», «у». Повторять не меньше 10-15 раз.

Это упражнение разрабатывает подвижность гортани: произнесение гласных звуков «и» гортань принимает самое высокое положение, а фонация «у» опускает ее в самое низкое положение.

  • Зубы сомкнуты, всасывайте воздух.
  • Губы вытянуты вперед, всасывайте воздух.
  • Имитируйте жевательные движения при открытом и закрытом рте - во время упражнения энергично сокращается мускулатура гортани, мягкого неба, глотки, губ и языка.

Вырабатываем звонкость и полетность голоса

Тренируем верхние резонаторы:

  • Сидя или стоя сделайте через нос короткий вдох. Одновременно, с закрытым ртом и без напряжения, произнесите «н» или «м» с вопросительной интонацией. Постарайтесь почувствовать вибрацию в области верхней губы и носа.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая, произнесите «бонн», «донн» или «бимм». Последнюю согласную проговаривайте протяжно, добейтесь ощущения вибрации в области верхней губы и носа.
  • Вдохните глубоко. Выдыхая, произносите протяжно слоги «момм», "мимм","нинн", "нунн", "нанн" и др.
  • Сделайте глубокий вдох. На выдохе произносите сначала коротко, а далее протяжно любой из открытых слогов: му-муу, ми-мии, мо-моо, но-ноо, ни-нии и др.

Тренируем нижние резонаторы (гласные «у» и «о» проговаривайте протяжно и наиболее низко):

  • В положении стоя положите на грудь руку. Сделайте зевок с закрытым ртом, гортань зафиксируйте в нижнем положении. Выдыхая, произнесите «у» либо «о», постарайтесь почувствовать вибрацию грудной клетки. Если не получается, можно вибрацию вызвать искусственно, легко постукивая рукой по грудине.
  • В положении стоя положите на грудную клетку руки. Наклоняясь вперед, выдыхайте и произносите длительно и протяжно гласные «у», «и».
  • Положение стоя, руки на груди. Произносите на выдохе «окно», «око», «олово», «мука» или «молоко».

В завершение этой статьи позвольте процитировать слова Хазрат Инайят Хана:

Тот, кто владеет собой - свободен.

Выбор свободного человека - безграничен.