Чувства и эмоции в чем разница. Эмоции и чувства – разные части одного целого

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Ф. И. Тютчев (1803-1873), русский поэт

Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на его эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других - слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание (по­думайте, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано?).

Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Мир наших чувств богат и разнообразен. Одно явление нас радует, другое пробуждает отвращение; одних людей мы любим, других ненавидим, к третьим проявляем безразличие. Что-то нас может испугать, а что-то огорчить; некоторыми по­ступками мы гордимся, а о некоторых хочется поскорее забыть, поскольку мы их стыдимся. Профессиональная деятельность чело­века также невозможна без переживаний и имеет определенную эмоциональную окраску. Работая, человек выражает свое отноше­ние к работе и ее условиям в форме чувств и эмоций.

Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но в сущности эти понятия отличаются друг от друга. Важное отличие чувств от эмоций состоит в том, что чувства обладают относи­тельной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию. Эмоции - это непосредственное, времен­ное переживание какого-нибудь чувства, например чувство люб­ви к спорту. Положительные эмоции будут в этом случае пред­ставлены состоянием восхищения, наслаждения, которое пере­живают болельщики, наблюдая за высококлассной, интересной игрой спортсменов. То же чувство (чувство любви к спорту) может переживаться в форме отрицательных эмоций - возмуще­ния, негодования при плохой игре или несправедливом судей­стве.

В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоции - это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окру­жающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность. В науке существуют различные класси­фикации эмоций. Наиболее распространенная - по силе влияния на деятельность человека.


Стенические - силь­ные, тонизирующие; акти­визируют деятельность, по­буждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев)

Астенические - Пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска)


Эмоции в зависимости от устойчивости, длительности и силы различают по видам.

1. Настроение - это длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрица­тельными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека. Настроение накладывает отпечаток на поведение человека, влияет на деятельность и ее результат. Изве­стно, что хорошо и плодотворно работает тот, у кого преобладает бодрое и спокойное настроение. Плохое настроение, напротив, мешает человеку общаться, он смотрит на мир мрачно, его все сердит и раздражает: и погода, и сосед, неосторожно его толк­нувший, и жизнерадостный смех (вспомните, что помогает чело­веку преодолеть плохое настроение?). Поэтому очень важно, осо­бенно в межличностном общении, чтобы человек научился уп­равлять своим настроением. Иногда для улучшения настроения достаточно переключиться на деятельность, которая вызывает воодушевление, которая приятна и интересна. Сильное влияние на настроение оказывает также просмотр любимой телепереда­чи, прослушивание музыки или чтение интересной книги. Не забывайте об улыбке, ведь фон жизнерадостного, положитель­ного настроения помогает легче переживать временные трудно­сти и огорчения.


2. Аффект - это сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал. Аффект возникает вне­запно, резко, и в этот момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию. М.Ю.Лермонтов (1814-1841) в поэме «Мцыри» писал:

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой...

В аффекте человек «теряет голову» и совершает поступки без анализа и учета обстановки, например, он может отшвырнуть попавшую под руку вещь, сломать ее, хлопнуть по столу. Аффек­ты снижают организованность человека и тем самым отрицатель­но сказываются на его деятельности. Однако было бы ошибкой думать, что аффекты полностью неуправляемы, ведь при жела­нии можно научиться «гасить» аффективную вспышку и не терять власть над собой. Для этого достаточно «с головой» уйти в работу, учебу, хобби или переключиться на какую-нибудь другую дея­тельность. В самом простом варианте, чтобы избежать эмоциональ­ного срыва, прежде чем прореагировать, сосчитайте до десяти.

3. Страсть - это яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго. В той же поэме «Мцыри» об этом говорится так:

Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: Она, как черви, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.

Страсть поглощает человека, захватывает его мысли, и все ос­тальное, не связанное с предметом страсти, кажется второсте­пенным, не имеющим значения, упускается из виду и забывается. Например, ученые, страстно увлеченные своей работой, не при­давали значение своему внешнему виду, забывали про сон и еду.

Важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой, поскольку, обладая большой силой и энергией, она по­буждает человека к деятельности. При этом очень важно, на что направлена страсть. По направленности она может быть отрица­тельной и положительной. Страсть к музыке, спорту, науке яв­ляется положительной. Если же страсть заслуживает морального осуждения (страсть к азартным играм, наркотикам, употребле­нию алкогольных напитков), то это отрицательная страсть. Под влиянием отрицательной страсти человек нравственно перерож­дается.

Как известно, человеку свойственно переживание эмоциональ­ного состояния от удовлетворения своих потребностей. В основе чувств человека лежат как материальные, так и более сложные потребности - духовные, которые вызывают особую форму пе­реживаний - высшие чувства. Выделяются следующие виды чувств:

1.Нравственные (моральные) чувства основаны на нравствен­ной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в со­ответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (доб­ро, справедливость, долг).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление и любопытство, любознательность и ра­дость открытия, сомнения - все это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Яркий хрестома­тийный пример из жизни Архимеда, выскочившего из ванной на улицу с криком «эврика!», иллюстрирует эмоциональную «окрас­ку» творческих и исследовательских видов деятельности.

3. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жиз­ни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства пе­реживаются человеком в деятельности и общении.

О том, что человек испытывает то или иное эмоциональное состояние мы узнаем по выражению его мимики (движение мышц лица) и пантомимики (движение мышц тела). Наиболее ярко эмоциональное состояние человека отражается на его лице (см. разд. 2.6), так как мышцы лица очень подвижны и могут пере­давать самые разнообразные чувства в зависимости от внутренне­го состояния человека. Например, страх выражается в расшире­ние зрачков, в дрожи, бледности; для ужаса характерны широко раскрытые глаза, бледность кожи, дрожащий голос. В состоянии скуки человек кажется усталым, ему нечем заняться, при этом его глаза не блестят, он часто зевает. Радость проявляется в блеске глаз, в покраснении лица. Ведь именно радость мы чаще все­го связываем с успехами, с сбыв­шимися надеждами. С нашими чув­ствами также тесно связано выра­жение рта; если уголки губ опуще­ны вниз, губы сжаты - это верный признак обиды.

Выразительность движений так­же играет важную коммуникатив­ную роль, помогает общению меж­ду людьми и обеспечивает эмоцио­нальный контакт между ними. Как правило, эмоциональные реакции человека, его состояние со­провождаются определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, частота пульса и дыхания, а также изменяется деятельность сердца; усиливается работа слезных и потовых желез и т. д.

С древних времен человечество установило связь между стра­хом перед раскрытием лжи и некоторыми физиологическими про­цессами в организме. Например, в Древнем Китае подозреваемого в преступлении заставляли в течение допроса жевать сухую рисо­вую муку; если человек не мог ее проглотить, то его признавали виновным. Такая реакция связана с тем, что при ложных показа­ниях у человека уменьшается слюноотделение, что затрудняет процесс глотания.

Характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольного движения. При этом у человека возникает чувство усталости, на­блюдаются замедленные движения. Глаза кажутся большими. Че­ловек постоянно ощущает чувство озноба и холода за счет того, что мышцы расслабляются, сосуды сжимаются и ткани обескров­ливаются. Печального человека можно узнать по его внешнему виду: ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый и без­звучный. Вообще, огорчения старят человека и ухудшают его вне­шний вид.

Радость человека сопровождается усилением притока крови к коже, он краснеет, становится «теплее». Радующийся человек же­стикулирует, смеется, поет, находится в хорошем настроении. Радость молодит, делает человека красивее и жизнерадостнее.

Ученые считают, что эмоции являются специальным механиз­мом компенсации недостатка информации, сведений, необходи­мых человеку для организации своего поведения и достижения цели. Отрицательные эмоции возникают в условиях дефицита ин­формации, например эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Положительные эмоции воз­никают, когда имеющейся информации оказывается достаточно.

Однако жизнь, полностью лишенная отрицательных эмоций, невозможна. Существует мнение, что отрицательные эмоции в определенном сочетании с положительными должны быть не вред­ны, а полезны организму. Эксперименты на животных это мнение подтвердили.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил при­личия. У нас, например, не принято громко хохотать в обществен­ных местах и привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. В некоторых частях Африки смех - не признак ве­селья, а показатель изумления и замешательства.

Проявление эмоций также связано с темпераментом, воспита­нием и привычками человека. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, удивленных, весе­лых.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «эмоции»? В чем состоит важное отличие эмоций от чувств?

2. Какие вы знаете виды эмоций?

3. Какие вы знаете виды чувств?

4. Всегда ли эмоциональная реакция человека соответствует воздей­ствию? Объясните причины возможного соответствия или несоответ­ствия, свой ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Как эмоции проявляются внешне?

6. Какое значение в жизни человека играют эмоции?

7. Покажите на примерах связь эмоциональных реакций с их физио­логическим проявлением.

Чувства и эмоции являются весьма близкими понятиями, так что их нередко путают. Однако, процессы их формирования разные, и нередко бывает так, что человек чувствует одно, а его эмоции говорят о другом. В чем разница между чувствами и эмоциями – в этой статье.

Сравнительная характеристика эмоций и чувств

Анализируя те и другие, можно заметить, что:

  1. Эмоции зависят от ситуации, а чувства более постоянны. Можно всем сердцем любить весну как время года, но раздражаться, когда плохая погода портит все планы. То есть возникает эмоциональная реакция на какую-либо конкретную ситуацию.
  2. Различие проявляется в сути, протекании, скорости и длительности процессов. Эмоции кратковременны и быстро проходят, чувства же намного более постоянны, хотя тоже могут меняться. Это даже можно проследить по выражению лица человека: отличие эмоций от состоит в том, что первые меняют выражение лица на короткий промежуток времени, например, когда человек испытывает страх при виде злой собаки. Если его лицо возвращается в исходную позицию медленно или не возвращается вообще, можно предположить, что он вообще не любит этих животных и еще долго будет приходиться в себя после встречи с этим злым представителем.
  3. Эмоции являются маленькими частичками чувств, этакими брызгами воды от общего потока. Чувства являются основой вспыхивающих .

Разница между чувствами и эмоциями

Эмоции – они всегда лежат на поверхности, а чувства запрятаны в глубине. Конечно, если только человек нарочно их не прячет. К примеру, он может испытывать раздражение из-за того, что его любимая девушка ему не позвонила, но не показывать этого. Значение конкретной эмоции определяется тем чувством, которое ее вызывает. Но нередко бывает так, что эмоции подводят человека и искажают его восприятие другими людьми. Например, в минуты опасности или сильного горя человек смеется, то есть по мнению других людей, ведет себя неадекватно.

Человек порой сам не осознает, что движет его эмоциями. Сердце испытывает одни чувства, лицо выражает совсем другие эмоции, тон голоса может иметь третью окраску, а смысл слов – четвертую. Говорят, что по лицу пожилого человека можно «прочитать» всю его жизнь. Поджатые губы и опущенные уголки говорят о том, что жизнь у человека была не сахар, а есть лица, которые время как будто бы и не затронуло и они источают радость и свет. Различия между эмоциями и чувствами заключаются в том, что первые – это проявление вторых, а сами чувства являются результатом восприятия мира.

Почему настолько важно знать, чем отличаются чувства от эмоций? Потому что психология везде: от нейронов мозга до глобальных процессов. А тема эмоций и чувств – одна из основополагающих как для общей, так и социальной психологии. Мои Советы проанализировали, чем чувства человека отличаются от его эмоций, и поставили все на свои места!

Сущность эмоций и чувств

Понимание, в чем разница между чувствами и эмоциями, надобно для взаимопонимания между людьми. Чем отличаются чувства от эмоций? Ответ лучше получить с теоретической точки зрения, чтобы на практике легко отделить зерна от плевел. Ведь если кто-то иногда агрессивен, он не обязательно психопат (может быть как чертой характера, так и следствием «вставания не с той ноги» — негативной кратковременной эмоцией); а испуг от резкого звука может проявить и неимоверно стойкий человек.

Чтобы дать понимание, чем отличаются чувства от эмоций, поясним прежде, что они собой представляют.

Эмоции – это психические процессы, которые проходят в форме переживаний и отображают отношение к внешним и внутренним ситуациям в жизни человека.

Если объединить взгляды на эмоции и чувства человека и систематизировать их, то можно выделить четыре основных группы:

  1. Ученые, которые считают чувства с эмоциями одним и тем же , или же они подменяют понятия.
  2. Те, для кого эмоции как процесс вмещают в себе чувства.
  3. Психологи, что обозначают различные чувства и эмоции как видовые и родовые понятия соответственно.
  4. Те, для которых эмоции и чувства в психологии – абсолютно несхожие категории.

Знать, чем отличаются чувства от эмоций, важно и для понимания, чем человеческая организация души отличается от животной. Ученые не единогласны в том, свойственны ли животным чувства, которые испытывают люди. Все же некоторые умы сходятся на том, что различные чувства и эмоции присущи и Homo sapiens, и представителям фауны.

Развитие эмоций и чувств – пространственно-временной континуум

Чем отличаются эмоции от чувств психологии личности? Наибольшее количество сторонников (А. Г. Маклаков, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Ю. Л. Трофимов) у теории, гласящей о том, что чувства являются разновидностью эмоций. Они выделяют некоторые особенности эмоций и чувств, которые позволяют их разделять в разные категории:


Формы эмоций и чувств: day to day

Если характеристика эмоций и чувств с научной точки зрения слишком сложна, все можно проиллюстрировать отношениями между членами одной семьи. Супружеская пара и их двухлетняя дочка любят друг друга. Чтобы понять, чем отличаются чувства от эмоций, необходимо смоделировать ситуацию, в которой проявятся особенности эмоций и чувств:

Дочь добралась до любимой маминой орхидеи и немного ее подпортила. Если разница между чувствами и эмоциями в привязке к разным слоям сознания, то раздражение и гнев мамы вспыхнут мгновенно, даже против ее воли. Она будет ругать девочку из-за растения и своего страха, что девочка вымазалась в земле и заразиться каким-нибудь микробом. Малыш не менее испуган бурной маминой реакцией.

Папа видит, как обижают его маленькую девочку, это немного выводит его из себя. Это всего лишь какой-то вазон – зачем кричать на ребенка. Эмоции и чувства человека имеют свойство подменять друг друга, поэтому, несмотря на любовь, родители повздорят. Но ведь это дружное семейство, поэтому они непременно скоро помирятся.

Любовь как константа против страха, гнева, раздражения, что воспламеняются и затухают со скоростью обычной спички – так понятие об эмоциях и чувствах раскрывается в полной мере.

Если эта статья помогла вам разобраться, чем отличаются чувства от эмоций, тогда лайкните ее и оставьте комментарий. А для ваших знакомых, которым интересна тема эмоций и чувств, сделайте репост!

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с . Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее. Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения. Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения. Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева. А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия. Их систематическое переживание может привести к развитию , в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений. То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, являясь отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

«Я его люблю до безумия»

«Я ненавижу его каждой клеточкой…»

«Я сейчас слишком устал»

«Она сегодня с утра грустит»

Эмоции и чувства достаточно близкие понятия, но тем не менее необходимо отличать их. Порой мы можем спросить: «Что ты сейчас чувствуешь?» Казалось бы, спрашиваем про чувство, а имеем в виду эмоции. И подобный вопрос может поставить в тупик.

Не сложно, конечно, понять, что любовь и ненависть — это чувства, а злость и радость — это эмоции. Но эмоций и чувств такое многообразие, что порой становится сложно определить, что есть что. Поэтому эмоции и чувства, хотя бы базовые, нужно знать и уметь отличать.

Так в чем отличие чувства от эмоции?

В отличие от эмоции чувство привязано к объекту: оно возникает по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Эмоция же не имеет объектной привязки: она возникает не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. Например,

«Я боюсь этого человека» — это чувство

«Мне страшно» — это эмоция.

Эмоции кратковременны, ситуативны, а чувства более стабильны.

Эмоции очевидны, ярко проявляются, мы можем определить их по лицу, интонации, жесту, положению тела и даже по молчанию… Чувства же более скрыты, глубинны, о них можно лишь догадываться.

Читаем по лицу…

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.

Ощущаете ли вы свои эмоции так же, как и другие люди? Вызывают ли у вас гнев, страх или печаль те ситуации, которые, по–видимому, оставляют равнодушными других людей, и можете ли вы что–то сделать со своими эмоциями?

Представьте такую ситуацию: Ваш ребенок полез на дерево, Вы делаете замечание ему и просите слезть вниз, не потому что Вам так хочется, а потому что Вы знаете о возможных последствиях; но ребенок даже и не думает слушаться Вас; Вы начинаете злиться. Что скрывается под Вашей злостью? Страх за ребенка. Да, эмоции бывают первичными и вторичными. В данном случае страх — это первичная эмоция.

А как же порой хочется прочитать человека изнутри, понять, что думает наш собеседник, независимо от того, что он сейчас говорит. Конечно, для того чтобы изучить психологию эмоций потребуются года. Но зная базовые эмоции, можно научиться понимать эмоции людей на бытовом уровне: на работе, в общении с детьми и друзьями… А также разобраться в своих эмоциях и уметь их корректировать.

Согласно классификации Пола Экмана, базовых эмоций семь. Рассмотрим как выглядит каждая.

1. Удивление

Удивление - это самая краткая из всех эмоций, длящаяся не более нескольких секунд. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее, и затем превращается в страх, радость, облегчение, гнев, отвращение и т. д. в зависимости от того, что нас удивило, или же после удивления может не наблюдаться никаких эмоций.

Брови подняты, изогнуты дугообразно, на лбу горизонтальная морщинка, веки открыты, над радужной оболочкой можно видеть белок глаз; нижняя челюсть опускается так, что губы и зубы размыкаются, рот находится в не напряженном состоянии.

2. Страх

Когда мы чувствуем страх любого типа, когда мы осознаем, что чем–то напуганы, то нам в течение определенного времени трудно испытывать какое–то другое чувство или думать о чем–то другом. Наш разум и наше внимание сосредоточены на угрозе. Когда возникает немедленная угроза, мы фокусируемся на ней до тех пор, пока не добиваемся ее устранения.

Брови приподняты и слегка сведены, морщины только в центральной части лба, верхние веки приподнимаются, обнажая склеру, а нижние веки напряжены и приподняты вверх; рот открыт, губы напряжены и оттянуты назад.

3. Отвращение

Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи.

Верхняя губа приподнята, нижняя приподнята и придвинута к верхней или же опущена и слегка выдвинута вперед; нос сморщен, щеки приподняты, брови опущены.




4.Гнев

Наиболее действенным способом вызвать гнев у детей является физическое вмешательство посредством удерживания рук ребенка таким образом, чтобы он не мог ими свободно пользоваться.

Брови опущены и сведены, между бровями появляются вертикальные морщины, нижние и верхние веки напряжены, глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу; губы могут находиться в двух состояниях: 1) плотно сжаты, уголки прямые или опущены, 2) губы раздвинуты, образуя прямоугольный рот и напряжены, как при крике; ноздри раскрыты.

5. Печаль

Печаль могут вызвать разные виды потерь и утрат: потеря друга или возлюбленной; потеря самоуважения вследствие невозможности достичь поставленной карьерной цели; потеря части тела или утрата определенной функции по причине несчастного случая или болезни, а для некоторых людей - и потеря ценного для них предмета.

Внутренние уголки бровей приподняты, участки под бровями похожи на треугольники, опирающиеся на основание; уголки рта опущены, или губы дрожат.

6. Радость

Радость — это положительное эмоциональное состояние, характеризуется чувством уверенности и значимости, чувством, что ты любишь и тебя любят. Уверенность и личная значимость, приобретаемые в радости, дают человеку ощущение способности преодолеть трудности и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается кратковременной самоудовлетворением, удовлетворенностью окружением и всем миром.

Присутствуют носогубные складки, гусиные лапки у глаз, морщины на лбу.

Но несмотря на эти описания, нужно помнить, что одновременно могут проявляться признаки двух эмоций.

Как уже было написано выше, нужно уметь различать эмоции. И необходимо научить ребенка различать их, уметь называть свои чувства.

Распечатайте изображения эмоций , изучите с ребенком названия и как выглядит та или иная эмоция. Поиграйте: изобразите с ребенком эмоции; пусть один показывает эмоцию, а другой отгадает и попробует повторить изобразить ее. Вашему малышу такая игра очень понравится, ему будет весело, и в такой обстановке он легче запомнит и сможет отличать эмоции в дальнейшем.

Статья содержит информацию из открытых источников