Цитаты древних римлян. Крылатые выражения императоров римской империи

Audio: Самые знаменитые афоризмы великих людей (сборник: часть №23)

Почему стоит прочитать высказывания римских философов?

Перед вами коллекция «высказывания римских философов», а также интересная информация о вехах в их биографии.

Философия зародилась и развивалась в Древней Греции (включая Афины, Ионию, Сицилию) и появилась в Риме относительно поздно, где встретила некоторое первоначальное сопротивление. История римской философии заключается в постепенном принятии и адаптации древнегреческих философских доктрин римскими авторами. Римские философские концепции находились под сильным влиянием древних греков, в частности, стоиков и эпикурейцев. Большинство высказываний римских философов было на греческом языке или латыни.

Важными фигурами в древнеримской философии считаются Лукреций Кар Тит, Цицерон со своей школой эклектики и Сенека Младший. Также большой вклад внесли Ювенал Децим Юний и Квинтилиан Марк Фабий. Позже, с распространением христианства в Римской Империи, христианская философия Блаженного Августина Аврелия стала основополагающей.

«Размышления» римского императора и философа-стоика Марка Аврелия до сих пор почитаются как литературный памятник философии служения и долга, описывающий, как найти и сохранить невозмутимость в разгар конфликта, используя природу в качестве источника руководства и вдохновения. Стоицизм основан на идее, что цель жизни – жить в согласии с природой. Сама природа определяется как весь космос, включая и наших соотечественников.

Так, Эпиктет, бывший раб, стал учителем стоической философии. Его школа стоицизма процветала во втором веке н.э. и учила, как воплощать в жизнь эту идею. В числе изречений этого римского мыслителя было следующее: «некоторые вещи находятся под нашим контролем, а некоторые нет. И если что-то мы не можем контролировать, то не стоит тратить на это энергию».

Таким образом, многие высказывания римских философов помогают современникам справиться с… депрессией. Нужно менять не вещи (работу, семью, окружение), а всего лишь отношение к ним и тогда вы достигнете гармонии с природой.

Высказывания римских философов

I вв н.э.

Квинтилиан Марк Фабий

* Лжец должен обладать хорошей памятью.

* Лучше отказаться от острого словца, чем от друга.

Курций Руф Квинт

* Судьба никогда не благоприятствует нам с подлинной искренностью.

* Торопливость задерживает.

Лукан Марк Анней

* Начало - половина всего.

* Не дается даром победа над тем, кто готов подставить под удар свою грудь.

Марциал Марк Валерий

* Грабь, хватай, копи, владей - все придется оставить.

* Жизнь легко презирать, когда очень трудно живется, мужественен тот, кто сумел остаться добрым в несчастии.

Петроний Арбитр Гай

* Всякий из нас ошибается.

* Всякому приходится расплачиваться за свои грехи.

Плиний Старший Гай

* Никто из смертных не бывает всякий час благоразумен.

* Никто из смертных не может быть умен всегда.

Плиний Младший Гай

* Молвы боятся многие, совести - кое-кто.

* Молодость и средний возраст мы должны посвятить родине, старость - себе.

Плутарх

* Heт зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти и власть.

* Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.

Тацит Публий Корнелий

* В веселии чернь столь же необузданна, как и в ярости.

* В военных делах наибольшую силу имеет случайность.

Эпиктет

* Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.

* Земной человек - это душа, обремененная трупом.

Ювенал Децим Юний

* Никакая медлительность не бывает слишком велика, когда речь идет о смерти человека.

* Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом.

II вв н.э.

Апулей из Мадавры

* Голого раздеть и десяти силачам не удастся.

* Каждый человек в отдельности смертен, человечество же в целом бессмертно.

Лукиан

* Много дружеских связей расторгнуто, много домов обращено в развалины доверием к клевете.

* Надо пользоваться не красотой книг и не их количеством, но их речью и всем, что в них написано.

Марк Аврелий Антонин

* Самый презный вид молодушия - это жалость к самому себе.

* Смотри вглубь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета, ни его ценность.

IV вв н.э.

Августин Аврелий (Блаженный)

* Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.

* Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.

Василий Великий

* Злой не видит, что является злом.

* Когда веселится сердце, расцветает лицо.

Григорий Богослов

* Не суди по виду, суди по делам.

* Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.

Иоанн Златоуст

* Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.

(I в.) консул, отец императора Вителлия

[Луций Вителлий] воскликнул, поздравляя [императора] Клавдия со столетними играми: «Желаю тебе еще не раз их праздновать!»

Тиберий Гракх

(1-ая пол. II в. до н.э.) консул, отец народных трибунов Гая и Тиберия Гракхов

Когда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». (…) Лузитане (…) тотчас cдались.

Домиций Афр

(?-59 н.э.) оратор и государственный деятель

Государь, который хочет все знать, окажется перед необходимостью много прощать.

Домиций Корбулон

(I в. н.э.) полководец

Врага надо побеждать топором (т. е. военными сооружениями).

Катон Младший (Марк Порций Катон (младший))

(95-46 до н.э.) государственный деятель, противник Цезаря

Время (…) истощает силу всякой тирании.

Цезарь один из всех берется за государственный переворот трезвым.

Некоторые предлагали верховный надзор за выборами поручить Помпею, Катон (…) возражал, говоря, что не законам нужно искать защиты у Помпея, а Помпею у законов.

Какой-то неразумный человек, не узнав Марка Катона [Младшего], побил его в бане: сознательно никто не поднял бы руку обидеть такого мужа! Когда впоследствии этот человек пришел просить прощения, Катон ответил: «Я не помню, чтобы меня побили».

Лукулл (Лициний Лукулл)

(ок. 117 – ок. 56 до н.э.) полководец, сторонник Суллы; прославился богатством, роскошью и пирами

Когда однажды он [Лукулл] обедал в одиночестве и ему приготовили один стол и скромную трапезу, он рассердился и позвал приставленного к этому делу раба; тот ответил, что, раз гостей не звали, он не думал, что нужно готовить дорогой обед, на что его господин сказал: «Как, ты не знал, что сегодня Лукулл угощает Лукулла?»

Квинт Цецилий Метелл (Метелл Македонский)

консул 143 г. до н.э.

Один из молодых трибунов спрашивал его [Цецилия Метелла], каковы его замыслы. Он ответил: «Если бы их знала хотя бы моя рубаха, я бы тут же бросил ее в огонь».

Луций Муммий (Муммий Ахейский)

консул 146 г. до н.э.

[Консул Луций Муммий] был настолько невежествен, что, когда по взятии Коринфа грузил для отправки в Италию картины и статуи, выполненные руками величайших мастеров, он велел предупредить сопровождающих, что если они их потеряют, то должны будут вернуть новые.

Пассиен Крисп

(1-ая пол. I в.) оратор, знаменитый острослов

Крисп Пассиен – человек самый тонкий во всех отношениях из всех, кого я встречал на своем веку, в особенности же тонко разбиравшийся в пороках, говаривал, что перед лестью мы не запираем дверей, а только слегка прикрываем, как делаем перед приходом возлюбленной; нам приятно, если она, придя, распахнет дверь; еще приятнее, если она на своем пути вовсе разнесет ее в щепки.

Когда Гай [Калигула] спросил его наедине, сожительствует ли Пассиен со своей родной сестрою, как он сам, то Пассиен ответил: «Еще нет», – весьма пристойно и осторожно, чтобы не оскорбить императора отрицанием и не опозорить себя лживым подтверждением.

Никогда не бывало ни лучшего раба, ни худшего господина. (Пассиен Крисп о Калигуле).

Помпей Великий (Гней Помпей (Магн))

(108-48 до н.э.) полководец

У восходящего солнца больше поклонников, чем у заходящего.

[Однажды, когда Помпею нужно было срочно отплыть в Рим,] поднялась буря, и кормчие не решались сняться с якоря. Тогда Помпей первым взошел на борт корабля и, приказав отдать якорь, вскричал: «Плыть необходимо, а жить – нет!»

О себе самом он [Помпей] смело сказал, что всякую власть он получал раньше, чем ожидал сам, и слагал раньше, чем ожидали другие.

Катон его сурово корил за то, что он [Помпей] не слушался его, Катона, предупреждений, что не на благо республике будет умножение власти Цезаря; Помпей ответил: «Ты больше был пророком, я больше был другом».

Либо победить, либо умереть свободными. (Помпей, ведя войну против Цезаря.)

Публий

римлянин

Публий, видя Муция, весьма недоброжелательного человека, более грустным, чем обыкновенно, сказал: «Или с Муцием случилось что-нибудь неприятное, или, не знаю с кем, – что-либо хорошее».

Сулла (Луций Корнелий Сулла)

(138-78 до н.э.) полководец, в 82 – 79 гг. диктатор

Сулла (…) однажды на сходке, когда плохой уличный поэт подбросил ему тетрадку с написанной в честь Суллы эпиграммой (…), тотчас же приказал вручить поэту награду (…), но с условием, чтобы тот впредь ничего не писал!

Сципион Африканский Старший (Публий Корнелий Спицион)

(ок. 235 – ок. 183 до н.э.) полководец, победитель Ганнибала во II Пунической войне

Я никогда не делаю больше, чем тогда, когда не делаю ничего, и никогда не бываю менее один, чем тогда, когда я один.

Сципион Старший свое свободное от военных и государственных дел время проводил в ученых занятиях, говоря, что на досуге у него особенно много дела.

Аппий Клавдий, соперничая с ним [Сципионом Старшим] за цензорство, похвалялся, что сам он каждого римского гражданина приветствует по имени, а Сципион не знает почти никого. «Ты прав, – сказал Сципион, – я старался не о том, чтобы всех знать, а о том, чтобы меня все знали».

Сципион Африканский Младший (Публий Корнелий Спицион Эмилиан)

(ок. 185 – ок. 129 до н.э.) полководец, победитель Ганнибала в III Пунической войне

Хороший полководец, как хороший врач, берется за клинок лишь в крайней надобности.

Ни Риму пасть, пока стоит Сципион, ни Сципиону жить, когда Рим падет.

Сципион Африканский [Младший], (…) когда некоторые говорили, что он мало участвовал в боях, заявил: «Мать родила меня повелителем, а не рубакой».

Кто-то (…) показал ему [Сципиону Младшему] щит с прекрасной отделкой. «Отличный щит, – сказал Сципион, – только римлянину больше пристало полагаться не на то, что в левой руке, а на то, что в правой».

Тарквиний (Луций Тарквиний Гордый)

(IV в. до н.э.) последний царь Рима; изгнан римлянами

В изгнании [царь] Тарквиний сказал, что он научился отличать истинных друзей от ложных только теперь, когда уже не в силах воздать по заслугам ни одним, ни другим.

Гай Фабриций Лусцин

(III в. до н.э.) полководец, воевал против эпирского царя Пирра

Когда Публий Корнелий, считавшийся человеком жадным и вороватым, однако же храбрецом и хорошим полководцем, благодарил Гая Фабриция за то, что тот, его враг, выдвинул его в консулы, да еще во время большой и тяжелой войны, Фабриций сказал: «Нечего тебе меня благодарить, просто я предпочел быть ограбленным, чем проданным в рабство».

Когда [консулу] Фабрицию посол эпирцев Киней давал в дар большое количество золота, он не взял его, сказав, что предпочитает повелевать владеющими золотом, чем владеть им.

Марк Целий Руф

(82-48 до н.э.) политический деятель и оратор

Оратор Целий был гневлив до чрезвычайности. (…) Обедал с ним как-то (…) один клиент редкого терпения. (…) Он рассудил за лучшее соглашаться с каждым словом и не делать ничего наперекор. Целий не выдержал поддакивания и воскликнул: «Возрази хоть что-нибудь, чтобы нас стало двое!»

Квинт Туллий Цицерон

(I в. до н.э.) политик, брат Марка Туллия Цицерона

[Избиратели] считают себя нашими друзьями, если мы знаем их по имени.

Если услышишь или почувствуешь, что тот, кто обещал тебе свою поддержку, как говорится, перекрасился, то скрой, что ты услыхал или знаешь; если же он захочет обелить тебя в своих глазах, чувствуя, что на него пало подозрение, то подтверди, что ты никогда не сомневался (…) в его добрых намерениях.

Лесть, (…) будучи порочной и постыдной при прочих условиях жизни, при соискании [политических должностей] необходима.

Люди хотят не только обещаний, (…) но обещаний, даваемых щедро и с почетом для них.

В том, чего ты не можешь сделать, либо отказывай мягко, либо вовсе не отказывай.

Выражением и словами людей привлекают более, чем самим одолжением и делом.

Заботься о том, чтобы (…) о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи (…) – либо о преступлении, либо о разврате, либо о мотовстве.

Югурта

царь Нумидии; казнен римлянами после поражения в войне

Продажный город, обреченный на скорую гибель, если только найдет себе покупателя! (О Риме).

Неизвестные лица

Нумантийские старейшины укоряли разбитых, что они побежали перед теми, кого столько раз побеждали; а кто-то им на это ответил: «Бараны перед нами те же, да пастух другой».

Я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше. (Римские консулы, передавая свои полномочия преемнику.)

Высказывания мыслителей Древнего Рима

Гай Валерий Катулл

ок. 87–54 гг. до н. э.

Римский поэт.

А ты, Катулл, будь упорен и тверд.

Здравствуй и прощай.

Победа любит старание.

Нет ничего глупее глупого смеха.

То, что говорит женщина любящему ее человеку, писано на ветре и быстротекущей воде.

Из книги Иметь или быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 89. Высказывания ноэматические и высказывания о действительности. Ноэма в психологической сфере. Психолого-феноменологическая редукция Ясно, что все эти описательные высказывания, будь они даже тождественны высказываниям относительно действительности, на деле уже

Из книги Сокровища античной мудрости автора Маринина А. В.

Высказывания мыслителей Древней Греции Анаксагор 500–428 гг. до н. э.Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений. Ничего нельзя вполне

Из книги Я познаю мир. Философия автора Цуканов Андрей Львович

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Из книги ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАДОННЫ автора Иванов Анатолий Михайлович

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО РИМА К I веку до н.э. Римская республика становится самой мощной державой в Средиземноморье. Греция уже почти полвека как находится под ее владычеством, но парадокс в том, что и Рим находится под своеобразным владычеством Греции, - это владычество

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Богоизбранность Рима Между тем имперская идея, любезная сердцу Эволы, как раз этрусского происхождения. Эней, легендарный предок рода Юлиев, беглец из погибшей Трои, нашедший прибежище в Италии, проделал тот же путь, что и вполне реальные этруски. А воспел его в своей

Из книги ОТКРЫТОСТЬ БЕЗДНЕ. ВСТРЕЧИ С ДОСТОЕВСКИМ автора Померанц Григорий Соломонович

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения Принято считать, что отцом истории является Геродот (ок. 485-ок. 425 до н. э.) - древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга вторая (Развитие марксистской философии во второй половине XIX века) автора

История древнего Рима Рим явился второй великой морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать народы, жившие до них. Основанный, по преданию, Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., Рим в IV в. до н. э. захватил всю территорию Италии,

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

Мифология древнего Рима Первичные мифы римской цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев – основателей Рима, – мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ

Из книги Сыр и черви. Картина мира одного мельника жившего в XVI веке автора Гинзбург Карло

Философия древнего Рима Древний Рим не создал новых философских систем. После подчинения Греции Риму на древнеримскую почву переходят учения, которые появились в Древней Греции в эпоху крушения афинского государства, – эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Престиж

Из книги автора

Искусство древнего Рима В подтверждение идеи неравномерного, пульсирующего развития культуры А. Кребер пишет: «Такой тип конфигурации представляет нам латинская культура. Она получает первый, предварительный импульс, под прямым воздействием греков, характеризующийся

Из книги автора

Отношение русских мыслителей к диалектике Маркса Хотя некоторые русские мыслители ставили и рассматривали в своих произведениях проблему общенаучного метода, получившую свое решение в марксизме, следует сразу же признать, что эта сторона теории Маркса, составляющая,