Доклад на тему московский кремль сообщение. Московский кремль - история зарождения и развития

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Кремлем или кременцем на Руси издавна называли каменную крепость, надежно защищавшую от врагов с Запада и Востока. Но только Московский кремль приобрел статус сакрального символа, олицетворяющего мощь великой страны. За его краснокирпичными стенами находятся правительственные здания и гигантский музейный комплекс, где сосредоточены сотни тысяч артефактов, рассказывающих об истории и культуре России. Археологические работы не прерываются ни на день, раскрывая все новые тайны самого необыкновенного места нашей страны.

Стены и башни кремля

В конце 15 века царь Иван III развернул масштабное строительство на Боровицком холме. Лучшими фортификаторами того времени считались итальянцы, поэтому для возведения крепости государь пригласил миланских мастеров. И они не посрамили славы своего цеха, соорудив не просто мощный оборонительный рубеж, но и законченный архитектурный ансамбль. Ни одна из 20 башен не повторяется, стены украшают зубцы-мерлоны с «ласточкиным хвостом». Только шатровые крыши появились гораздо позже.

Как добраться до Кремля: ст. метро Александровский сад, Боровицкая, Театральная.

Первые поселения на территории Кремля

Московский Кремль расположился на Боровицком холме, который возвышается над прилегающей территорией на 25 метров, на левом берегу Москвы-реки, в месте слияния ее с рекой Неглинной. В старину Боровицкий холм был покрыт лесом, отсюда и произошло его название. Кремль в Москве можно назвать и прародителем и свидетелем возникновения самого города - именно на его территории располагались первые городские постройки.

Первые следы пребывания человека на Боровицком холме ученые датируют концом второго тысячелетия до новой эры, а следующие - к 8-3 векам до нашей эры. Поселение этого времени предположительно имело защитные укрепления, в частности, ими могли служить и два оврага, один из которых протянулся до реки Неглинной в районе Троицких ворот, а второй прорезал южный склон между Петровской башней и 2-й Безымянной башней Кремля.

Спустя несколько столетий, в начале 12 века на Боровицком холме снова возникло поселение, именно оно стало предком города Москвы. Поселение вятичей занимало большую площадь и распространилось вдоль Боровицкого холма. Таким образом, на холме возникло два поселка, каждый из которых был защищен кольцевым укреплением.

Кремль в период Древней Руси

В этот период Древнерусское государство состояло из нескольких отдельных княжеств. Самым влиятельным и обширным было Ростово-Суздальское княжество, столицей которого со второй половины 12 века был Владимир. Именно по соседству с западными границами этого княжества и начал свое существование нынешний город Москва.

В Ипатьевской летописи говорится, что в 1147 году князь суздальский Юрий Долгорукий пригласил в Москву новгород-северского князя Святослава, который был его союзником. Это было первое документальное упоминание о Москве, именно эту дату и считают датой рождения Москвы как города.

А согласно Тверской летописи, тот же князь Юрий Долгорукий в 1156 году заложил новую крепость под названием Москва в устье реки Неглинной, немного выше реки Яузы. Эта крепость объединяла два старых оборонительных кольца в одно укрепление, она занимала территорию между нынешними Боровицкими, Тайницкими и Троицкими воротами.

Протяженность крепостных сооружений равнялась 1200 метрам, дополнительно крепость была защищена земляным валом и рвом. Кроме того, крепостные стены были достаточно хорошо укреплены у основания и изнутри, и снаружи. Вдоль подножия стен в несколько рядов лежали бревна, скрепленные своеобразными скобами - поперечными короткими бревнами с сучьями-крюками, которые держали конструкцию.

В 13 столетии Москва, как и многие русские города, подверглась разрушительным набегам полчищ хана Батыя, но, тем не менее, спустя некоторое время стала возрождаться. В это время в Москве появилась первая княжеская династия, основал которую младший сын Александра Невского - Даниил. Татаро-монгольское иго, несмотря на свои разрушительные последствия, не смогло уничтожить русское государство полностью. Русские князья продолжали править русскими землями, но для этого они должны были получить у Орды специальные ярлыки (грамоты) на право владения своими территориями. В 1319 году такой ярлык на великое княжение в Новгороде от хана получил Юрий Данилович - старший сын князя Даниила. Он переехал в Новгород, а Москву оставил брату Ивану.

Получив эту важную грамоту, Иван Калита не переехал, согласно традиции, во Владимир, а остался в Москве - именно это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Москвы и московского Кремля. Вслед за Великим князем в Москву перебрался и глава русской церкви митрополит Петр.

Превращение Кремля в резиденцию великих русских князей

С этого момента Кремль перестал быть защитно-укрепительным сооружением, а превратился в резиденцию Великого князя и митрополита. Если раньше территория Кремля застраивалась только деревянными сооружениями, то теперь здесь стали возводить постройки из белого камня. В частности, на Боровицком холме в самой его возвышенной точке был построен Успенский собор, который стал основным храмом московского княжества. В 1329 году появилась церковь Иоанна Лествичника с колокольней, а в 1333 году был построен собор Архангела Михаила. Эти первые каменные постройки и определили архитектурную концепцию Кремля в Москве, которая сохранилась в общем виде и до нашего времени. В годы правления Ивана Калиты Москва активно растет, а территория Кремля начинает играть роль обособленной центральной части города. Само это название - Кремль, появилось впервые в Воскресенской летописи 1331 года, а означает оно центральную укрепленную часть города.

Перед смертью князь Иван Калита составил духовную грамоту, в которой завещал все московские земли и символы власти Руси (золотые цепи и пояса, а также драгоценную посуду, княжеские одежды) своим сыновьям. Среди завещанных сокровищ была и царская шапка, возможно, именно она теперь известна как Шапка Мономаха. Это завещание положило начало княжеской сокровищнице в Кремле.

После того, как в 1365 году деревянные постройки Кремля в очередной раз пострадали от пожара, молодой московский князь Дмитрий Донской отдал распоряжение возвести на Боровицком холме каменные укрепления. Для этой цели на протяжении зимы 1367 года в Москву привозили известняк из села Мячково, находившегося в 30 верстах от города. Весной началось строительство, в результате которого в центре Москвы выросла белокаменная крепость - первая на территории Северо-Восточной Руси. Параллельно была увеличена территория Кремля за счет холма и его подола. Уже к концу 15 века архитектура Кремля приобрела черты, свойственные столичному городу, а Москва стала восприниматься как город-преемник древних русских городов: Киева и Владимира.

Когда в 1453 году столица Византии - Константинополь, была захвачена турками, роль православной столицы перешла к Москве. В 1472 году племянница последнего византийского императора - Софья Палеолог вышла замуж за Великого московского князя Ивана III. С тех пор герб Византии - двуглавый орел - стал гербом Руси, а Москва и московский князь приобрели в глазах европейских правителей большой авторитет. Таким образом, Ивана III начали воспринимать как преемника византийских династий.

Москву надлежало привести в соответствие с новым статусом, и Иван III пригласил в столицу известных русских мастеров-строителей, а также зодчих из Италии для того, чтобы начать перестройку Кремля - резиденции государя всея Руси. На территории Кремля развернулось грандиозное строительство.

Формирование архитектурного ансамбля Кремля

В период 1475-1479 гг. под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен новый Успенский собор, который считался самым главным храмом Русского государства. Напротив собора, на другом конце площади, итальянец Алевиз Новый возвел собор Архангела Михаила - храм-усыпальницу. В западной части Кремля был выстроен дворец великого московского князя, в который входила Набережная палата, Средняя Золотая палата, Большая Грановитая палата.

Несколько позже, в 1485-1489 гг. с юго-западной стороны холма был построен Благовещенский собор, а рядом с ним - церковь Ризоположения. Эти храмы были построены артелью псковских мастеров. Между Архангельским и Благовещенским соборами расположился Казенный двор - главная княжеская сокровищница.

Завершилось формирование архитектурного ансамбля Соборной площади возведением колокольни Ивана Великого. Колокольня была построена несколько позже, в 1505-1508 годах.

По традиции все новые храмы строились на месте своих древних предшественников, самых первых церквей, которые выросли здесь во времена Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Храмы носили те же названия, в них бережно были перенесены все реликвии и захоронения из старых храмов. В Успенский собор из Владимира была перевезена икона Владимирской богоматери - самая почитаемая в то время русская святыня.

Завершающим штрихом перестройки Кремля стало возведение новых стен и башен. Обновление и перестройка башен Кремля велись в несколько этапов. Первой была построена Тайницкая башня, которая имела тайный ход к Москве-реке, архитектором ее был итальянец Антон Фрязин. Марко Фрязин - другой итальянец, стал автором Беклемишевской башни (ныне Москворецкой). Далее построили Свиблову башню, которая также имела тайный ход к реке. В 1633 году в Свибловой башне была установлена машина для подъема воды, и башню переименовали в Водовзводную. Благовещенская башня была построена в 1488 году. После нее возвели 1-ю и 2-ю Безымянные башни, Петровскую, Боровицкую, Константино-Еленинскую и Набатную башни. Для того, чтобы надежнее укрепить восточную часть Кремля, построили Спасскую башню. Эта башня имеет характерный запоминающийся силуэт и служит визитной карточкой Московского Кремля. Башня была названа в честь двух икон: Спаса Смоленского и Спаса Нерукотворного. Спасский вход в Кремль считался святыми воротами. В это же время была построена Никольская башня. Между Спасской и Никольской выросла еще одна - глухая башня, которая позже стала называться Сенатской. К концу 15 века были построены Угловая и Средняя Арсенальные башни, а также самая высокая башня в Кремле - Троицкая. Для того, чтобы обезопасить подходы к Троицкой башне. Строится Кутафья башня, а вдоль реки Неглинной - Комендантская и Оружейная башни. Самая последняя башня в Кремле появилась в 1680 году - это Царская башенка.

Внешне ограждение Кремля стало напоминать замок Сфорца в Милане или замок Скалигеров в Вероне. В отличие от этих европейских замков, московский Кремль был предназначен не только для защиты своих хозяев и правителей. Кремль в Москве, укрепленный в соответствии с самыми последними достижениями фортификационной науки того времени, был и крепостью, которая защищала всех жителей Москвы, и духовным центром города и всей Руси. Таким образом, Кремль стал восприниматься всеми русскими людьми как центр государственной святости. Ведь именно на его территории расположились самые почитаемые монастыри, храмы, православные святыни.

Кремль в период правления Ивана Грозного

В Успенском соборе, в 1547 году великий князь московский Иван IV (Грозный) был провозглашен первым русским самодержцем. Митрополит Макарий - глава русской церкви - возложил на его голову шапку Мономаха и официально объявил царем. После этого события особое значение стали приобретать церемониальные моменты жизни правителя Русского государства. С целью придать больше авторитета Московскому царству и обосновать его избранность, стали канонизировать в больших количествах различных русских исторических деятелей и подвижников, что породило идею украсить монументальными росписями стены соборов в Кремле.

После того, как в результате военных походов были покорены Казанское и Астраханское ханства - авторитет Российского государства и его правителя возрос еще больше. Именно этим знаменательным событиям было посвящено строительство собора Покрова Богоматери, известного также как храм Василия Блаженного. Собор возводился на протяжении 1555-1562 гг. за пределами Кремля - этим подчеркивалось его особое значение. Именно в этом месте, недалеко от Спасских ворот постепенно формировался новый центр московской общественной жизни - Красная площадь.

Возвращение древнего русского города Полоцка в ходе Ливонской войны дало толчок ряду архитектурных преобразований на территории московского Кремля. Иван Грозный отдал приказ перестроить храм Благовещения, который являлся его домовым храмом. В 1563-1566 гг. над галереями собора Благовещения были построены четыре небольшие церкви (приделы).

Также период правления Ивана Грозного ознаменовался появлением в Кремле приказов - органов управления. Здания приказов располагались в Кремле на Ивановской площади, которая превратилась в деловой и административный центр Москвы того времени. Самым главным и важным из приказов считался Посольский, который следил за соблюдением посольских церемоний, а также ведал вопросами внешней политики Русского государства.

Преобразования архитектурного кремлевского ансамбля во время становления династии Романовых

В конце 19 века, а точнее, в 1586 году, в период правления царя Федора Ивановича, на Пушечном дворе была отлита из бронзы легендарная Царь-пушка, которая является самой большой гаубицей из когда-либо отливавшихся, и которая по этой причине в наше время была занесена в книгу рекордов Гиннеса. Посетители Кремля и сегодня могут полюбоваться этим памятником артиллерийского литейного мастерства.

Следующие изменения в архитектуре Кремля производились во время недолгого царствования Бориса Годунова, о чем говорят самые ранние планы Москвы и Кремля, например, документ "Кремленаград", датируемый 1600 годом.

В результате Великой Смуты, наступившей после смерти Бориса Годунова, началась длительная борьба за власть, которая привела к порабощению Москвы поляками. Когда в 1612 году народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина освободило Москву, перед освободителями, вошедшими в Кремль, предстала печальная картина: деревянные постройки были разобраны или сожжены, сокровищница разграблена, храмы опустошены и осквернены.

Уже в начале 1613 года Земским собором был избран на царствие юный Михаил Федорович Романов, которому на то время исполнилось 16 лет. Именно он стал родоначальником новой царской династии, правившей Россией триста лет. Это событие несколько позже также повлияло на архитектурный ансамбль Кремля. В 1635-1636 гг. русские зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков построили для государя Михаила Федоровича Теремной дворец, который стал новым украшением Кремля.

Многие значительные события в жизни столицы, а также смена правителей и лиц к ним приближенных, влекли за собой изменения в облике Кремля. Так, в годы правления Алексея Николаевича, сына Михаила Романова, патриарх Никон, в 1652-1656 гг перестроил патриарший дворец, находившийся на территории Кремля. Перестройкой дворца занимались русские мастера Иван Семенов и Алексей Корольков. В результате преобразований, во дворце появилась роскошная Крестовая палата.

В связи с ростом и усложнением аппарата государственной власти в период правления царя Алексея Михайловича, было выстроено новое здание приказов. Оно было двухэтажным, начиналось у Архангельского собора и доходило почти до Спасской башни. В эти же годы на противоположной стороне Ивановской площади выросли новые постройки Чудова монастыря, гармонично дополнив облик Кремля со стороны Москвы-реки.

Архитектурные преобразования Кремля в 18 веке

На рубеже 17 и 18 веков московский Кремль переживал период наивысшего расцвета. Но в первый же год нового века Кремль пострадал от большого пожара, и взамен выгоревшей части (промежуток между Троицкой и Собакиной башней) по приказу царя Петра I было начато строительство Арсенала (Цейхгауза) и были укреплены стены Кремля. Эти преобразования были проведены в связи с тем, что шла Северная война и Карл XII собирался наступать на Москву. Окончательно достроен Арсенал был в 1736 году при императрице Анне Иоанновне.

После того, как в 1712 году указом царя Петра Великого столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, Успенский собор все равно продолжал оставаться главным храмом государства. Именно в Успенском храме освящалась высшая государственная власть, но для того образа жизни, который диктовали современные условия, Кремль уже не годился, и его начали перестраивать. Древние боярские палаты и монастыри стали заменять новыми дворцами.

В числе прочих, были разобраны палаты Государева двора, построенные в 15 веке, и на их месте по проекту архитектора Растрелли был построен каменный Зимний дворец в стиле барокко. Одна сторона дворца выходила на Москву-реку, а вторая смотрела на Соборную площадь.

Еще один выдающийся памятник русского литейного искусства, который и сейчас находится на территории Кремля - Царь-колокол. Этот гигантский колокол был отлит на Пушечном дворе в 1733-1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны. Послужить по прямому назначению колоколу ни разу не пришлось. Во время Троицкого пожара, который охватил Кремль в 1737 году, при тушении деревянных конструкций, в которых находился колокол, на него попала вода, и от разницы температур от него откололся значительный осколок (вес осколка11,5 тонн, а общая масса колокола равнялась приблизительно 200 тонн). Около ста лет колокол так и оставался в литейной яме, а в 1836 году был поднят и установлен на постамент.

Не всегда застройка Кремля была рациональной и оправданной. В 1756-1764 гг. на том месте, где когда-то располагался древний Казенный двор (между Благовещенским и Архангельским соборами) по проекту архитектора Ухтомского было построено здание галереи Оружейной палаты, в которой должны были храниться сокровища царской казны. Но спустя несколько лет было задумано провести масштабную реконструкцию Кремля по проекту Баженова, и здание Оружейной палаты вместе со многими древними постройками снесли. В результате этого оголилась юго-восточная часть Боровицкого холма, которая в дальнейшем уже не застраивалась.

Важную роль в изменении облика московского Кремля сыграл архитектор М. Ф. Казаков. Под его руководством был построен Архиерейский дом. Кроме того, по задумке Казакова все преобразования должны были бережно сохранить памятники истории. Одно из известных архитектурных детищ Казакова - здание Сената, возведенное в 1776-1787 гг. Оно было вписано в пространство между Чудовым монастырем и Никольской улицей. Здание Сената было построено в виде равнобедренного треугольника, внутри которого находился двор. Строение располагалось напротив Арсенала и завершало архитектурный ансамбль Сенатской площади.

В 1806 году Александр I издал указ "О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате древностей", и на месте Цареборисова двора и Троицкого подворья было решено построить здание музея, в котором бы сохранялись все ценности. Проект здания был разработан архитектором Еготовым, продолжалось строительство с 1806 по 1810 гг. В результате осуществления проекта, в Кремле появилось не только новое здание, но и небольшая площадь между Троицкой башней и Арсеналом, которая получила название Троицкой.

Кремль в годы Отечественной войны 1812 года и в последующий период

Отечественная война 1812 года нарушила планы по дальнейшей перестройке Кремля. Во время пребывания в Москве наполеоновской армии, Кремль, как и вся Москва сильно пострадал от пожаров и разграблений. Были взорваны Водовзводная, 1-я Безымянная, Петровская башни, в полуразрушенном состоянии находился шатер Боровицкой башни, почти ничего не осталось от Никольской.

Разрушенная, но непокоренная Москва всколыхнула в людях самые искренние патриотические чувства, которые воплотились в желании возродить город в его прежней красе и величии. Самые известные архитекторы России приступили к восстановлению Кремля. Были отстроены взорванные башни и стены Кремля, Арсенал, Успенская колокольня и многие другие строения.

На месте Зимнего дворца по приказу императора Николая I в 1838-1851 гг. на территории Кремля был построен дворцовый комплекс в "русском стиле". В комплекс входил Большой Кремлевский дворец, новое здание Оружейной палаты, а также Апартаменты. Возглавлял строительство архитектор К.А. Тон, которому удалось органично объединить новые здания и сохранившиеся древние памятники архитектуры. Впервые была проведена реставрация памятников архитектуры 15-17 веков. Комплекс новых зданий создал уникальный ансамбль Дворцовой площади. Площадь была открыта со стороны Москвы-реки и плавно переходила в Боровицкую улицу.

Пространство же Соборной площади так и осталось открытым с момента сноса зданий приказов. Здесь в 19 веке проводили смотры войск, а площадь получила название Драгунского плаца. В 1989 году в этом месте был торжественно открыт памятник Александру II, который представлял собой сложное архитектурное сооружение, и играл роль объемного акцента этого участка Кремля.

Кремль - историко-культурный и архитектурный памятник

В начале 20 века Московский Кремль все чаще воспринимался как историко-культурный и архитектурный памятник. Сокровища из Оружейной палаты и Патриаршей ризницы часто демонстрировались на различных всероссийских и международных выставках, в 1912 году в распоряжение комитета по созданию музея Отечественной войны 1812 года было решено передать и Арсенал. Оружейная палата уже в 19 веке была дворцовым императорским музеем, а история ее началась намного раньше. Первые упоминания об Оружейном приказе относятся еще к 1547 году - тогда здесь хранилось оружие. Затем Оружейная палата называлась большой казной, а нынешнее ее название появилось в 1560-х годах. В музее представлены уникальные исторические экспонаты, такие как Шапка Мономаха, троны русских императоров, старинные драгоценные ткани, оружие и многое другое.

В 1913 году вся Россия торжественно отмечала трехсотлетие освобождения Москвы и трехсотлетие дома Романовых. В честь этой двойной даты в Кремле была организована грандиозная выставка памятников старины, которые собрали из многих уголков России. Выставка имела такой успех, что было решено превратить весь Кремль в «Акрополь искусств и старины», но события Первой мировой войны, а затем октябрьская революция 1917 года увела историю Кремля в совершенно другом направлении.

В марте 1918 года правительство Российской Советской Федеративной Социалистической Республики переместилось из Петрограда в Москву и расположилось в Кремле, который стал местом деятельности высших органов государственной власти, и местом проживания некоторых его руководителей. В частности, в помещении Сената находился кабинет-квартира В.И. Ленина, а затем, И.В. Сталина. Таким образом, для свободного посещения Кремль был закрыт.

Активная антирелигиозная пропаганда, насаждаемая советским правительством в 30-е годы 20 века привела к тому, что огромный и непоправимый урон был нанесен многим монастырям и храмам на территории всей страны. Московский Кремль также не избежал этой печальной участи. Здесь в 1929 году были разрушены древние православные святыни - Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте выросло здание Военной школы.

Орлов, венчавших Спасскую, Никольскую, Боровицкую и Троицкую башни сняли в 1935 году. Вместо орлов на этих четырех башнях и на Водовзводной башне установили светящиеся рубиновые звезды размером от 3 до 3,75 метров.

В период Великой отечественной Войны основные ценности были вывезены из Кремля, а архитектурный комплекс, к счастью, практически не пострадал. Уже в 1955 году Московский Кремль был открыт для осмотра, советские граждане и иностранцы получили возможность ознакомиться с экспонатами Оружейной палаты, с древними кремлевскими храмами.

В 1961 году рядом с Троицкими воротами, в том месте, где когда-то стояло здание первой Оружейной палаты, был построен Дворец съездов, в котором проводились масштабные правительственные и государственные мероприятия, а также съезды Коммунистической Партии Советского Союза.

В период с 1970 по 1980 годы на территории Кремля проводились масштабные ремонтно-восстановительные работы. А в 1990 году Московский Кремль вошел в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все музеи, которые располагались в Кремле, были объединены в Государственный историко-культурный заповедник "Московский Кремль", который включает в себя: Оружейную палату, Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризоположения, Музей прикладного искусства и быта России 17 века, а также архитектурный ансамбль колокольни Ивана Великого.

После того, как в 1991 году СССР прекратил свое существование, Москва стала столицей России, а Кремль - резиденцией Президента России.

К 850-летнему юбилею, который Москва праздновала в 1997 году, Московский Кремль снова был отреставрирован. В ходе работ было восстановлено Красное крыльцо Грановитой палаты, отреставрировано здание Сената, а также многое другое. Сейчас в дни больших православных праздников в кремлевских соборах проводятся торжественные богослужения, а по территории Кремля проводятся экскурсии.

Площадь Кремля в Москве на сегодняшний день составляет 27,5 гектаров, общая протяженность кремлевских стен - 2 235 метров. Всего у Кремля 20 башен, высота башен - до 80 метров. Высота стен Кремля варьирует от 5 до 15 метров, а толщина - от 3,5 до 6,5 метров.


Историческая справка:


8-3 вв. до нашей эры – первые следы человеческой деятельности на территории Кремля
Начало 12 в. – возникновение поселения-предка Москвы
1156 г. – возведение князем Юрием Долгоруким новых крепостных стен Кремля
1329 г. - появилась церковь Иоанна Лествичника с колокольней
1331 г. – в Воскресенской летописи впервые упоминается название Кремль
1333 г. – на территории Кремля был построен собор Архангела Михаила
1365 г. – Кремль пострадал от сильнейшего пожара
Конец 15 в. – Кремль представляет собой каменную укрепленную крепостную стену
1475-1479 гг. - под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти был построен новый Успенский собор
1485-1489 гг. с юго-западной стороны холма был построен Благовещенский собор, а рядом с ним – церковь Ризоположения
1505-1508 гг. – на территории Московского Кремля была построена колокольня Ивана Великого
1563-1566 гг. – по приказу Ивана Грозного производится перестнойка храма Благовещения
1586 г. - была отлита Царь-пушка
1635-1636 гг. русские зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков построили для государя Михаила Федоровича Теремной дворец на территории Кремля
15-17 вв. – завершение формирования комплекса кремлевских башен
1733-1735 гг. - отливается Царь-колокол
1756-1764 гг. – построено здание Галереи Оружейной палаты
1736 г. – завершено строительство Арсенала
1776-1787 гг. – в Кремле возводится здание Сената
1812 г. – Кремль значительно разрушен
1838-1851 гг. – на территории Кремля строится дворцовый комплекс в русском стиле
1918 г. – правительство Советской республики располагается в Кремле
1935 г. – двуглавых орлов на башнях кремля сменили на рубиновые звезды
1929 г. - были разрушены Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте выросло здание Военной школы
1961 г. – построен Дворец Съездов
1917 – 1918 гг. – на территории Кремля проводятся масштабные работы по реконструкции
1991 г. – Кремль становится резиденцией президента России
1997 г. – в Московском Кремле проводятся ремонтно-реставрационные работы

Еще в детском саду дети слышат о белокаменной Москве. Это название - традиционный эпитет столицы. Но потом дети становятся старше и на уроках истории узнают, что такое название город получил из-за своей главной крепости - Кремля. И у них появляются закономерные вопросы о том, откуда взялся такой странный дальтонизм? Кремль же красный, а не белый!

На деле никакой ошибки нет. Просто красивый эпитет появился очень давно, когда Кремль был действительно светлым.

Что такое Кремль?

Этим словом в средневековой Руси называли центральную крепость города, последний и главный оплот обороны. На его территории обычно находился главный (или единственный) городской храм, проживал правитель города (князь или воевода).

В случае же нападения (а они в те времена случались очень часто) за стенами Кремля скрывалось не только население незащищенного или защищенного слабо городского посада, но и крестьяне ближайших деревень. Крепкие стены давали надежду отбить атаку или дождаться помощи, выдерживая осаду.

Не первый

Очень долго фортификационные сооружения из камня на Руси не сооружали. Строили из дерева - это было быстрее и проще. Поэтому белокаменный Кремль в Москве не был действительно первым - до него имелась деревянная крепость. Имеются летописные свидетельства о строительстве в городе деревянной крепости основателем Москвы князем Юрием Долгоруким (кстати, любителем повоевать). Датируется этот факт 9 годами позже первого упоминания Москвы в письменном источнике.

Позже деревянный Кремль неоднократно восстанавливался и перестраивался. Причина понятна - деревянные стены неплохо защищали от непосредственного нападения врагов, но были бессильны против огня. А Русь как раз вступила в неспокойные времена - началось все с княжеских усобиц, а потом пришли татары. Последний раз деревянную крепость перестраивал знаменитый Иван Калита. Он строил ее из дуба и значительно увеличил площадь. Но все равно не помогло.

Всехсвятский пожар

Не потребовалось даже татарского нападения - Кремль Ивана Калиты был уничтожен бытовым пожаром. Это был страшный бич деревянных средневековых городов - при любом возгорании они могли выгореть полностью. На этот раз первой загорелась церковь Всех Святых (отсюда и название пожара). Случилось это в 1365 году.

В это время в Москве княжил молодой Дмитрий Иванович (тогда еще не Донской). Он стремился проводить независимую политику, но понимал, что с «голой» столицей это будет безнадежное дело. Поэтому он поспешил начать строительство новой крепости и при том позаботился, чтобы она похуже горела.

Белый камень

Русь и до того знала каменное строительство. Но во многих регионах оно, строго говоря, было не каменным, а кирпичным - употреблялась глиняная плинфа. Но во Владимиро-Суздальском княжестве еще до нашествия монголов возникла традиция строительства из известняка. За светлый цвет его называли «белым камнем». С ним нужно было уметь работать, но в принципе известняк легко поддавался обработке. Из него можно было вырезать блоки нужного размера.

Месторождение известняка недалеко от Москвы имелось в селе Мячково, в 30 км от столицы. Этот сорт теперь так и называют - мячковский известняк. Историк и писатель И. Е. Забелин предполагал, что именно этот камень должны были использовать строители Кремля Дмитрия Ивановича.

Большой проблемой была доставка камня, а князь не желал начинать строительство, пока весь нужный материал не будет под рукой. Перевозки осуществлялись по Москве-реке, частично по воде, но большей частью - зимой по льду.

Невиданный Кремль

Постройка белокаменного Кремля в Москве велась два года (1367-68 гг.). Он часто упоминается в источниках, но наши современники не знают точно, как он выглядел. Нет сколько-нибудь точных изображений, и приходится полагаться на описания и данные археологических исследований.

Площадь Кремля при князе Дмитрие приближалась к нынешней - он приказал сооружать новые стены на приличном удалении от старых. Стены теоретически были толщиной до 3 м и имели многочисленные бойницы, закрывавшиеся при нападении деревянными щитами для лучшей защиты воинов. Значительная часть стен вытянулась вдоль Москвы-реки и Неглинной (они служили дополнительной защитой). Там же, где такой защиты не хватало, был выкопан ров (его следы обнаружены археологами). Через Неглинную перекинули каменный мост - первый в Москве (ныне там стоит Троицкий мост).

Историк М. И. Тихомиров полагает, что первоначально стены были хоть и толстыми, но довольно низкими. Их надстраивали постепенно. Это была обычная практика в средневековых городах и замках. Есть версия, что изначально не весь Кремль был каменным - менее опасные с точки зрения возможного штурма оставались деревянными. Со временем было ликвидировано и это упущение.

Белокаменный Кремль в Москве (год начала строительства - 1367) простоял 150 лет. Князь Иван III известный тем, что положил конец монгольскому игу, задумал соорудить новую крепость. Белые стены понемногу разбирались, вместо них строились другие. Материалом на этот раз служит красный кирпич. Так появился Кремль современного вида.

Некоторые известковые блоки были оставлены в новой стене в качестве бутовки. Их позже обнаружили ученые и убедились таким образом, что первый каменный Кремль в Москве действительно был белым.

Чудеса Белокаменной

Стремясь к объединению и усилению Руси, Дмитрий Иванович стремился сделать Кремль не только крепостью, но и своеобразным центром притяжения, что символизировал бы русское величие. Поэтому князь построил не только стены, но и каменные церкви в кремлевских монастырях. В результате Москва стала одним из самых «каменных» русских городов, а сам Кремль - самой мощной европейской крепостью.

Наследники Дмитрия стремились продолжить его начинание и увеличить число кремлевских чудес. Так, на рубеже XIV-XV веков в Кремле появились первые на Руси башенные часы. Белый камень стали применять не только для строительства, но и для украшения. В середине XV века русский скульптор выполнил из известняка два барельефа. Один из них изображал герб Москвы (с Георгием Победоносцем), второй - святого Дмитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Ивановича). Их закрепили на Фроловской (сегодня - Спасская) башне: первый в 1446 году снаружи над воротами, второй - в 1466 году так же, но с внутренней стороны.

Приключения крепости

Несмотря на свою относительно недолгую жизнь, первый белокаменный Кремль в Москве успел неплохо послужить Родине. Едва было закончено его строительство, как в 1368 году под стенами Москвы появилось войско великого князя литовского Ольгерда. Литовцы убрались несолоно хлебавши - крепость устояла. В 1370 году Ольгерд повторил попытку - с тем же результатом.

Но белому Кремлю неожиданно «вылезло боком» именно то событие, что прославило его строителя в веках. В 1380 году Дмитрий Иванович повел войско объединенных русских княжеств против Золотой Орды, и на Куликовом поле возле Дона впервые нанес врагу сокрушительное поражение. За эту победу князь удостоился почетного прозвища Донской. Но вот разозленные монголы еще вовсе не были разгромлены. В 1382 году хан Тохтамыш, сменивший побежденного Дмитрием темника Мамая, воспользовавшись отсутствием Дмитрия, напал на Москву. Город пал и был сожжен начисто.

Тут-то и проявилась предусмотрительность Дмитрия - белокаменный Кремль в Москве (дата завершения постройки - 1368 г.) устоял! Его пришлось лишь ремонтировать, но не строить заново.

Сила традиции

Хотя князь Иван применил для строительства другой материал, он явно испытывал уважение к крепости, выстроенной его знаменитым дедом. Кремль оставался белым до конца XIX века! Хотя его неоднократно достраивали и восстанавливали. В том числе после «смутного времени» и Отечественной войны 1812 года стены упорно продолжали белить!

Вот почему эпитет «белокаменная» так прочно привязался к Москве - он формировался далеко не 150 лет, а гораздо дольше! В белый цвет стены красили прежде всего для проявления почтения к Дмитрию Донскому, а потом и в силу привычки.

Можно заметить, что собор Василия Блаженного, что в непосредственной близости от Кремля - в основном красный. Можно догадаться, что это составляло броский контраст. Кроме того, в архитектуре Руси была традиция - храмы строить именно из плинфы, а она по цвету напоминает современный красный кирпич. Белить русские церкви стали много позже. И далеко не везде (посетив Софийский собор в Киеве, можно убедиться, что и его стены изначально не были белыми - на стенах строений специально оставлены незакрашенными фрагменты кладки). Благодаря этому, церкви разительно отличались от светских построек (дома тогда были деревянными или напоминали украинские мазанки). Во Владимиро-Суздальском княжестве строили белые церкви (например, Покрова на Нерли), но это не было непреложным правилом.

Творения мастеров

Хотя первого Кремля никто из деятелей нового времени не видел, он вызывал у них интерес. Некоторые пытались «придумать» Кремль Дмитрия Донского и изобразить на полотне результаты своих размышлений. Наиболее интересный вариант принадлежит художнику А. Васнецову. Часто рисовали и описывали и беленый Кремль более поздних эпох. Можно подозревать, что не все свидетели при этом знали, что раньше крепость была другой - действительно белой.

Назад к белому

Ныне красные стены Кремля подкрашивают для эффектности красной краской так же, как раньше белили. Но в последние годы все чаще звучат предложения перекрасить Кремль снова в белый цвет. Дескать, так больше будет соответствовать историческому духу Москвы.

Кроме того, что не мешает подумать, сколько для этого потребуется краски и во что обойдутся работы, нужно помнить еще о двух вещах. Во-первых, нынешний Кремль не рожден белокаменным. Перекраска не восстановит настоящую крепость Дмитрия Донского. А во-вторых, Кремль и Красная площадь - памятник мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО.

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.