Древняя русь. VI Александр Невский и Золотая Орда

Александр Невский является одной из самых известных и спорных фигур в российской истории. Оценки его личности и его деятельности разнятся до крайних противоположностей: от возведения князя в число величайших людей России и фактического спасителя государства и народа, до прикрепления к нему ярлыка предателя национальных интересов ради собственной власти. Главным образом ожесточённые споры вокруг фигуры Александра Ярославовича связаны с его взаимоотношениями с Золотой Ордой и её правителями.

«Против» Александра Невского

Концепция противников Александра Невского строится на том неоспоримом историческом факте, что он действительно сотрудничал с Золотой Ордой. Так, властитель Орды Батый (Бату-хан) в конце 1240-х годов поддержал именно князя Александра в его споре за верховную власть (каковая связывалась с титулом «великого князя киевского») с братом Андреем. Дело в том, что именно Андрей по завещанию отца, князя Ярослава Всеволодовича, должен был получить этот титул, а Александру должен был достаться титул великого князя владимирского. Но Невский оспорил такой порядок вещей и при поддержке Батыя получил титул.

Дальнейшие действия Невского сторонниками данной концепции также трактуются однозначно как удержание личной верховной власти над русскими землями любой ценой, в том числе и путём подавления недовольных силами татаро-монголов.

Для решения именно этой задачи Невский подавлял сопротивление монгольским захватчикам: в 1251 году выступил против брата Андрея, решившего вступить в вооружённую борьбу с ордынцами, а в 1257 году жестоко наказал новгородцев, которые восстали против переписи населения, которая была организована Ордой для взимания дани. Фактически, сам Александр собственными силами и осуществлял взимание дани и переправку её в Орду. Так что с этой позиции Александр Невский выглядит человеком, который был заинтересован лишь в личной власти, что привело его к союзу с Золотой Ордой против русского народа.

Был ли Невский «родственником» Батыя

Прежде чем разобрать аргументы сторонников противоположного мнения о характере сотрудничества Александра Ярославовича с Золотой Ордой, следует обратить внимание на ставшее особенно популярным в последнее время мнение о том, будто Невский являлся приёмный сыном Батыя и кровным братом его наследника, хана Сартака. Источником этого мнения являются исторические труды Льва Гумилёва, который в качестве непреложного факта сообщает о совершённом между Александром Невским и Сартаком ритуале «кровного братания», распространённого у степных кочевников. Ритуал этот заключался в выпускании нескольких капель крови каждого из участников в чашу с кумысом и распития ими этого напитка. Таким образом, в жилах каждого побратима теперь текла кровь другого, это означало особую связь.

Современные сторонники этой теории полагают, что косвенным свидетельством реальности этого события являются переданные в «Житии» Невского слова Батыя после встречи с князем: якобы, никого он не видел из князей, равного Александру. Нынешние интерпретаторы полагают, что эти слова произнёс на самом деле Сартак и они были частью традиционного ритуала «кровного братания».

Однако, если рассматривать реальные исторические свидетельства, то обнаружится, что никаких сообщений о кровном братстве Александра Невского и Сартака и, следовательно, о каких-то «родственных» отношениях между князем и Батыем, не существует.

Об этом не упоминает ни одна летопись, ни один другой источник того времени, до работ Гумилёва это событие вообще нигде не «всплывает». К тому же историки сомневаются, что такой ритуал, имеющий явный языческий характер, проводили бы христиане: Сартак исповедовал христианство, пусть и еретическое, несторианского толка, а Невский, разумеется, был православным.

«За» Александра Невского

Что касается вышеприведённой оценки сотрудничества Александра Невского с Золотой Ордой, то имеется и противоположная позиция, которую можно считать основной для современной исторической науки. Приверженцы данной позиции призывают, во-первых, рассматривать иную трактовку уже приведённых фактов, во-вторых, не забывать и о других. Прежде всего, не стоит думать, что Александр Невский сразу помчался в Орду после смерти отца, чтобы заручиться поддержкой Батыя в борьбе за власть. Дело в том, что из Орды пришёл «вызов» для Александра и его брата Андрея, по которому они должны были отправиться даже не в Золотую Орду, а в Каракорум, столицу всей Монгольской империи, чтобы получить полномочия на своё княжение. При этом Александр в течение двух лет не реагировал на «вызов», с одной стороны, взвешивая все возможности, во-вторых, решая внутренние дела.

Также не столь однозначным выглядит и вопрос борьбы за власть. Так как Александр был старшим из оставшихся в живых сыновей Ярослава Всеволодовича и был основным претендентом на киевский престол. Если добавить к этому непростые отношения между братьями, то распря о том, кому быть киевским князем, кому владимирским, становится более сложным вопросом. К тому же на тот момент титул великого князя киевского был чисто номинальным, потому как Киев был в руинах, так что сомнительно, что борьба за киевский престол была чем-то большим, чем просто стремлением восстановить статус-кво.

Наконец, совершенно иначе трактуется факт сотрудничества Александра Невского с Ордой. Во-первых, обращается внимание, что после получения титула Александр Невский в течение пяти лет не ездил в Орду.

То есть, получив гарантии невмешательства ордынцев в русские дела, князь занялся внутренними проблемами и защитой от натиска крестоносцев с запада. Это является весомым свидетельством политической самостоятельности князя.

Если же рассматривать, участие Невского в подавлении вспышек антиордынских мятежей и в налаживании системы сбора дани, то для этого были свои причины. После всё-таки состоявшейся поездки в Каракорум Невский как никто другой представлял себе мощь Монгольской империи и понимал, что восстание обескровленных и разделённых русских княжеств приведёт к полному уничтожению русской государственности. Вдобавок ордынцы были, по сути, безразличны к религиозной и культурной жизни Руси, им требовалась лишь дань - тогда как крестоносцы были настроены на внедрение на Востоке католичества. Так что из двух зол Александр Невский выбрал меньшее, то есть тот вариант, который позволял сохранить самостоятельную, пусть и вассальную, государственность и национальную и культурную самобытность русского народа.


Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника на Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.

В 1242 г. умирает хан Угэдэй. Из-за этой смерти коренным образом изменилось положение в Орде хана Батыя. Еще во время военного похода 1238-1239 гг Батый поссорился со своим двоюрдным братом - Гуюком. Гуюк оскорбил Батыя, назвав его старой бабой и пригрозив оттаскать за волосы. Их кузен Бури поступил не лучшим образом: он собрался «поленом бить Батыя по груди и животу». За это Батый, являющийся главнокомандующим ханской армии, выгнал обоих царевичей к своим отцам. Отцы жестко наказали их за нарушение воинской дисциплины: выгнали из ханской ставки и лишили всех чинов.

И вот, после смерти Угэдэя, который был сдерживающей силой по отношению к изгнанным царевичам и хану Батыю, умирает, и Гуюк с Бури начинают совместную борьбу против Батыя. Гуюк был претендентом на великого хана, и это сильно осложняло Батыю борьбу. В его распоряжении находилось четыре тысячи воинов, а в распоряжении Гуюка, став он великим ханом - не менее 100 тысяч человек. Батыю нужен был союзник, чтобы продолжать борьбу, и дальнейший ход событий лишь подтвердил эту необходимость.

В 1246 году Гуюк избирается великим ханом. Судьба Батыя висела на волоске, и он попытался обрести поддержку на Руси. В то время какие-либо противоборства между монголами и русскими смысла не имели. Кроме того, по-видимому, исчезли и сами эмоциональные мотивы противоборства. Русские даже называли Батыя «добрым ханом». Союз между Русью и Батыем стал возможен.

Нужно отметить, что было также возможно союзничество Александра Невского с Западом, так как представителей западников он хорошо знал еще со времен Ледового побоища. Предстоял тяжелый выбор союзника. Александр Невский сумел правильно разобраться в этнополитической обстановке, поставить патриотизм и любовь к Родине выше своих личных предпочтений. Ведь был отравлен в Каракоруме его отец, был отравлен ордынским ханом, как предполагалось и являлось тогда общепринятым. Тем не менее Александр Ярославович сделал выбор не в пользу своих личных потрясений, а во благо своей Родины.

В 1251 году Александр приезжает в Орду Батыя, заводит дружбу с его сыном Сартаком, потом и братается с ним, став тем самым приемным сыном хана, его родственником.

Нелегко было Александру удерживать этот союз, многие, близкие ему люди, были против союза с монголами. Его родной брат Андрей был западником и объявил, что заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. Выполняя союзные обязательства, Батый посылает на Русь полководца Неврюя (1252 г), который разбил войско Андрея, и тот был вынужден эмигрировать в Швецию. При всем при этом «Неврюева рать» нанесла Руси ущерб больший, чем поход Батыя, произошедший ранее.

Активно выступал против татар князь Даниил Галицкий. Его политический курс состоял в том, чтобы сделать Галицко-Волынское княжество феодальным самостоятельным государством, ориентированным на Запад.

Вообще, программа западников была направлена на то, чтобы, опираясь на помощь рыцарей, объединить все силы русских князьей и изгнать монголов. Надо понимать, насколько эта идея казалась привлекательной: западные ордены были сильны и многочисленны и вполне могли изгнать монголов и освободить Русь. Так было теоретически. Практически же западные интервенты ставили перед собой свою задачу: используя русских ратников, изгнать монголов с Руси, а затем покорить обескровленную Русь, подобно Прибалтике. И идея объединения Руси в то время была иллюзорна. Она окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли, которые постоянно воевали между собой. Александр Невский прекрасно понимал все эти условия, и поэтому взял направление на союз с монголами.

Союз давал русским князьям большую свободу действий. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Но вскоре ему пришлось испытать невероятное потрясение, под угрозой вдруг оказалась вся полиическая линия. В 1256 году умирает Батый, а за ним погибает и его сын Сартак, будучи отравленным. Брат Батыя Берке-хан устанавливает мусульманскую диктатуру в Орде. Александру ничего не оставалось, как отправляться к Берке и договариваться об уплате дани монголам в обмен на военную помощь против литовцев и немцев. В том же году хан Берке приказал сделать вторую перепись на Руси (первая была сделана при отце Александра Невского). В рязанскую, суздальскую и муромскую явились переписчики, начали всех до единого переписывать, чтобы потом обложить поголовно данью. Дошли и до Новгорода. Новгородцы, узнав, что к ним направляются переписчики, подняли мятеж. Так как Новгород не так пострадал от татар, как другие горда, здесь считали, что платят дань по собственному согласию, а не по гнету. Чувствуя приближающуюся опасность, Невский самолично, вместе с переписчиками, явился в Новгород. Новгородцы наотрез отказались платить дань. Но все-таки, неимоверными стараниями Александра Невского, татарских послов не только не обидели, но и отпустили обратно в Орду, богато одарив. Народ волновался и подозревал Невского в сговоре с ордынцами против Руси. Князь новгородский Василий, сын Александра, был на стороне недовольных, что было очень неприятным личным фактом для Александра: тому, постоянно оруженному критикой и подозрениями в измене, приходилось идти против собственного сына. В итоге Василий бежал в Псков, откуда вскоре был выгнан Невским.

Жестоко расправившись с заговорщиками и организаторами бунта (им выкалывали глаза), Александр убедил новгородцев выплачивать дань. Это, конечно, никому не было приятно, но все-таки лучше расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью.

Союзный договор с ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар (не было сил сопротивляться их прямым нашествиям), но и установилась обстановка союза, что как бы уравнивало условия Руси и Орды, тем самым прикрывая монголо-татарское иго, вело к формированию другого отношения русского народа к монголам, как к союзникам и друзьям, а не как к хозяевам своей свободы. Александр Невский добился мирного отношения народа к Орде, пусть даже оно и не было полным.

Нелегко было Александру Невскому отбиваться от западных врагов, но, одержав великие победы, чувство народной радости и благодарности ему было наградою за тяжелые воинские труды и заботы. А теперь Невский был вынужден заискиваться перед ханом и его сановниками, унижаться перед ними, одаривать их, чтобы только уберечь русскую землю от новых бед. Приходилось ему также заставлять свой народ платить дань монголо-татарам. Иногда приходилось применять силу, причем приходилось делать это непосредственно ему самому. Приходилось наказывать своих людей за непослушание монголо-татарам, из за чего болезненно сжималось сердце.

Многие, не так глубоко, как Александр Невский, понимали сложившуюся ситуацию, осуждали его и называли угнетателем своего народа. Но Невский «угнетал» русских истинно ради для того, чтобы их окончательно не разбили. Если бы он не совершал так называемый некоторыми гнет, все новые и новые погромы обрушивались бы на русскую землю, и та, возможно, никогда бы уже не смогла восстановиться. Как выдающийся дипломат, Невский разглядел путь выживания для Руси в хитрой дипломатичной политике по отношению к монголо-татарам. И, как показало время, эта политика оказалась очень правильной.

Сильно в такой обстановке волновались новгородцы. Политика Невского им была непонятно, они подозревали, что любимый и почитаемый ими князь - изменник. Они сопротивлялись монголо-татарам.

Умрем честно за Св. Софию и дома ангельские,-- кричал народ,-- сложим головы наши у Св. Софии!

Они были убеждены в своей правоте по отношению к монголо-татарам.

Однако вскоре пришедшая весть о том, что ханские полки идут к Новгороду и увещевания некоторых благоразумных бояр подействовали успокаивающе. Волнения улеглись. Новгородцы позволили татарам произвести перепись и выплатили дань. Однако, Александр Невский не мог разорваться на всю Русь и везде доводить народ до благоразумия. Успокоился Новгород, заволновались другие города. Кроме того, ханские сборщики вели себя крайне грубо и неуважительно: брали сверх положенной дани, изымали все имущество сразу, забирали детей в неволю. Люди не могли долго терпеть. В Суздале, Ростове, Ярославле, Владимире и других городах сборщики дани были перебиты.

Разъяренный этими новостями хан, убежденный в обязанности всех русских людей выплачивать дань Орде, принялся собирать армию и готовиться к разрушительному нашествию на русскую землю. Ордынцы готовились страшно наказать мятежников. Узнав об этом, Александр Невский, и так находящийся в постоянных заботах и стрессах, поспешил в Орду.

Ужасно нелегко было ему ублажать хана и его сановников, зиму и лето провел он в Орде, постоянно заискиваясь перед злейшими врагами русских. Тогда, видимо, у Александра Невского было сильно подавлено чувство гордости за русский народ, за его силу и состоятельность. Не стал он гордиться перед ордынцами, угрожать силами русскими, которые были бы сильно преувеличены. Не стал, и никогда этого и не делал. По нужде всегда поступал великий русский князь, по нужде и по разуму, а не по мимолетным эмоциям. Отдавал себя полностью ради сохранения земли русский, русского народа.

Путем огромных стараний и таланта дипломата удалось Невскому добиться от Орды важную льготу: теперь русских не обязывали поставлять рекрутов в монголо-татарские армии. Нелегким делом, а порой и невозможным, было проливать и бороться русским людям за злейших врагов своих, угнетателей и оббирателей.

Правление в Новгороде до поры до времени позволяло Александру Невскому избегать каких-либо контактов с монголами, летом 1242 г. установившими свою власть над большинством русских княжеств. Однако тесная связь с Владимирской Русью, где правили его отец, дядя Святослав, а также потомки старшего Всеволодовича Константина, делала отношения с Ордой неизбежными. В 1245 г. туда отправился отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всеволодович. Столицей Монгольской империи был тогда Каракорум на реке Орионе в Монголии. Ярослав совершил длительное путешествие, некоторое время пожил при дворе великого хана Гуюка, пока однажды его не пригласила к себе мать Гуюка Туракина - Она дала ему емть и пить из собственных рук, но после этого приема Ярослав скончался. Его странным образом посиневшее тело указывало на то, что он был отравлен. Это произошло 30 сентября 1246 г. Родичи Ярослава должны были решить вопрос, кто из них станет великим князем Владимирским. При ханском дворе в Каракоруме считали, что самым авторитетным (и опасным для Каракорума) на Руси является старший сын Ярослава Александр. Туракина посылала к нему своих гонцов, предлагая Александру приехать к ханскому двору и получить землю отца, вынашивая вместе с тем тайные планы умерщвления Невского, однако Александр, почувствовав опасность, к Гуюку не поехал. Вопрос о наследнике Ярослава решился на сьезде русских князей во Владимире в 1247 г. Великим князем владимирским стал брат Ярослава Святослав, раздавший детям Ярослава различные княжества. Александр получил граничившее с Новгородом Тверское княжество и остался Новгородским князем. Однако братья Александра были недовольны разделом, произведенным их дядей. Один из Ярославичей Михаил Хоробрит вскоре согнал Святослава с владимирского стола и сам занял его. Но пробыл он великим князем недолго: в 1248 году он был убит в столкновении с литовцами на реке Протве. Другой Ярославич Андрей, который по возрасту был старше Михаила, также был недоволен разделом, но он не прибег к силе, а отправился в 1247 г. к Батыю, чтобы при его поддержке занять владимирский стол. Такой оборот дел заставил и Александра, имевшего прав на наследие отца больше, чем его братья, вслед за Андреем поехать в Орду. Батый не стал самостоятельно решать вопроса о владениях Андрея и Александра, а отправил их в Каракорум. К тому времени там, видимо, произошли определенные политические изменения. Батый не ладил С ханом Гуюком и его матерью Туранивой, в Каракорум сам не езди и с опасением следил за решениями велико ханского двора относительно русского улуса. Явно задержав у себя Андрея и Александра, выехавших из Руси в разное время, Батый отпустил их в Каракорум, возможно тогда, когда умер хан Гуюк и потеряла власть Туракина. Тем самым Александр избегал опасности, грозившей ему в 1246 г. И все-таки в Каракоруме его подстерегали крупные неприятности. Там весьма своеобразно рассудили братьев: Александр как старший брат получил Киев и «всю Русскую землю», а Андрей -- великое княжество Владимирское. Внешне все обстояло пристойно. Формально Александр получил больше, чем его брат, Киев считался более значимым городом, чем Владимир, но так было до Золотой Орды. В 40-е гг. XIII в. Киев представлял собой поселение в 200 дворов, разорена была и составлявшая часть киевской территории «Русской земли». К тому же перед смертью Ярослав Всеволодович княжил не в Киеве, а во Владимире, и старший сын должен был получить наследие отца. Однако в Каракоруме решили по-иному, видимо, опасаясь усиления наиболее авторитетного в Северо-Восточной Руси князя. Неясна при таком распределении столов позиция Андрея Ярославича: сам ли он добивался Владимирского княжения, и тогда он действовал явно против Александра, или покорно следовал решениям монголов.

Братья возвратились на Русь в конце 1249 г. Александр несколько месяцев пробыл во Владимире. Летопись сообщает, что когда зимой 1249/1250 г. во Владимире скончался углицкий князь Владимир Константинович, его оплакивал и провожал из Золотых ворот «Олександръ князь и с братьею». Владимир Всеволодович умер в феврале 1250 г."Пребывание во Владимире, стольном городе Андрея Ярославича, с конца 1249 г. по февраль 1250 г. Александра Невского, его братьев, князей углицкого, ярославского, ростовского, белозерского наводит на мысль, что при возвращении двух старших Ярославичей из Каракорума во Владимире был собран съезд русских князей, на котором должны были обсуждаться вопросы взаимоотношений с иноземной властью и распределения столов между князьями в настоящем и будущем. Судя по тому, что никаких ссор между князьями не последовало, Андрей не препятствовал достаточно длительному пребыванию в своей столице старшего брата, князьям удалось договориться о разделении власти и своих правах. Лишь после этого в 1250 г. Александр вернулся на княжение в Новгород. Его правление там продолжалось без каких-либо эксцессов и потрясений. Только тогда, когда на Руси стало известно о восхождении в 1251 г. на каракорумский стол нового великого хана Менгу (Мунке), ставленника Батыя, Александр Невский вновь отправился в Орду (1252 г.). Целью его поездки, судя по всему, было получение Владимирского великого княжения. Возможно, что эта акция была заранее обговорена Александром с братьями и другими князьями во время его пребывания во Владимире в 1249/1250 г. После его отъезда Андрей и Ярослав Ярославичи подняли восстание против монголов, надеясь, что смена хана в Каракоруме позволит им избавиться от вмешательства Орды в русские дела. По свидетельству летописи, владимирский великий князь Андрей и поддерживавшие его лица не захотели «цесаремъ служити», т. е. Менгу и Батыю. Однако их расчеты не оправдались. Сторонник Менгу Батый направил на Русь войска во главе с Неврюем, который подавил восстание. Андрей бежал в Швецию, Ярослав остался на Руси.

Эти события, изложенные в разных летописях с некоторыми нюансами, дали повод историкам считать, что Александр Невский, выждав, когда его брат Андрей поднял смелое восстание против иноземного гнета, коварно воспользовался обстоятельствами и добился в Орде права на владимирский великокняжеский стол, наслав при этом на Русь ордынскую карательную экспедицию под командованием Неврюя. Однако древнейшее описание событий 1252 г., сохраненное Лаврентьевокой летописью, говорит о том, что Александр отправился к Батыю за получением прав на владимирский великокняжеский стол до выступления Андрея. В таком случае Невский мог действовать по старому уговору с князьями о великокняжеском столе, тем более, что его брат Андрей получил наследие отца из рук ханской власти, а не по древнерусским нормам княжого наследования, в обход старшего брата. Андрей по отбытии Александра в Орду, по-видимому, и выступил против ханов, надеясь удержать за собой великое княжение Владимирское, но просчитался. Еще до возвращения Невского он бежал из Руси. Александр же, сев на владимирский стол, заставил другого смутьяна, брата Ярослава, променять ему свое Переяславское княжество на его Тверское. Этой акцией Александр еще более усилил свои позиции как великого князя.

Хотя Андрей Ярославич нашел убежище в Швеции, которая, окончательно завоевав в 1249 г. емь-тавастов, встала тем самым в весьма напряженные отношения с Новгородом и княжившим там Александром Невским, последний сумел не превратить брата в заклятого врага, а сделать его своим союзником. Александр призвал Андрея вернуться в Русь, выделив ему из состава своего великого княжества Владимирского Суздальское княжество.

Кроме Владимирского великого княжества под властью Александра Невского по-прежнему оставался Новгород. Правда, теперь Невский уже не княжил там сам, а держал в качестве наместника своего старшего сына Василия. Новгородцы, свободные в выборе князей, этим обстоятельством были недовольны. В 1255 г. они изгнали молодого княжича из города, пригласив к себе из Пскова оставившего свое Тверское княжество Ярослава Ярославича. Александр немедленно собрал полки и выступил с ними против Новгорода.

Новгородцы тоже решили биться, но дела разрешилось миром. Князь Ярослав вынужден был покинуть город, на новгородский стол был возвращен Василий, произошла смена посадника, к управлению Новгородом пришли люди, поддерживавшие Александра Невского

Эта связь с могущественным князем помогла Новгороду пресечь попытку шведских феодалов и, по-видимому, фогта Виронии (области Северной Эстонии, подчинявшейся датскому королю) Дитриха фон Кивеля (Дидмана русской летописи) построить опорную крепость на восточном, принадлежавшем Новгороду берегу р. Наровы. Базируясь здесь, шведы и датский феодал рассчитывали начать наступление на Вотландию и Ингрию, т. е. земли води и ижоры, входившие в состав Новгородской республики. Узнав о действиях шведов и Дидмана, новгородцы послали послов с просьбой о военной помощи во Владимир к Александру Невскому и стали собирать собственное ополчение. Когда это стало известно шведам и фон Кивелю, они поспешно погрузились на корабли и бежали за море. Александр привел свои полки в Новгород, но противников уже не было. Тогда князь предпринял поход на Копорье, а оттуда направился в завоеванную за 7 лет до этого шведами землю еми. Поход Невского на это племя в 1256 г, последний военный поход полководца, проходил в суровых зимних условиях, но закончился успешно. Позиции Швеции в земле еми оказались ослабленными, и внимание шведских феодалов было переключено с Новгорода на Финляндию. По возвращении во Владимир Александр Невский был вынужден отправиться вместе с другими русскими князьями в Волжскую Орду чтить хана Улагчи. В конце того же 1257 г. владимирскому великому князю пришлось еще раз иметь дело с монголами. На Русь прибыли чиновники из Каракорума, проводившие по приказу великого хана исчисление и обложение налогами всего подвластного ему населения. Если для жителей Северо-Восточной Руси взимание монголами различных налогов и поборов становилось делом привычным, то для Новгорода такие выплаты были новыми и неприятными. Когда до новгородцев дошел слух о том, что монголы будут брать у них тамгу и десятину, город страшно возбудился. На стороне новгородцев оказался правивший у них сын Александра Невского Василий. Александр вынужден был помогать чужеземцам. Его приезд с численниками в Новгород зимой 1257/1258 г. закончился изгнанием из Новгорода сына Василия и жестокими пытками людей, подвивших его на противодействие монголам и отцу. Вероятно, управление Новгородом Александр взял на себя, осуществляя свою власть через собственных наместников. Тем не менее полностью усмирить новгородцев князю не удалось. Когда зимой 1259/1260г. в Новгород вторично приехали монгольские численники, здесь снова начались сильные волнения, которые не переросли в вооруженную борьбу только из-за вмешательства Александра. Ему удалось, видимо, найти какой-то компромисс, который удовлетворил новгородцев.

В начале 60-х гг. XIII в. Волжская Орда отделилась от Монгольской империи, став суверенным государством. Разладом между каракорумским и саранским правительствами немедленно воспользовались на Руси. Во многих русских городах произошли восстания против сидевших здесь имперских чиновников. Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом «тотар побивати». В Сарае на эти действия смотрели сквозь пальцы, поскольку дело шло о ликвидации превратившейся в чуждую структуру власти. Однако став самостоятельными, сарайские ханы начали испытывать недостаток в вооруженных силах. Даже во время существования единой Монгольской империи такой недостаток покрывался за счет мобилизации в монгольские войска подвластного монголам населения. Сарайский хан Берке пошел по проторенному пути. В 1262 г. он потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя Хулагу. Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы как-то смягчить требования хана. Берке задержал русского князя в Орде на несколько месяцев. Там Александр заболел.

История / Золотая Орда

Александр Невский и Золотая Орда

(доклад на Круглом столе татарской общественности “Золотая Орда: исторические параллели”, организованном Фондом Развития мусульманских народов 02.01.2000г.)

После расцвета Киевской Руси в Х-ХII веках, ознаменованного принятием христианства, она распалась на множество княжеств. XIII-XIV века - расцвет Золотой Орды. Золотая Орда дошла до Венгрии и Чехии, поглотив ряд русских княжеств.

Воспользовавшись нашей бедой, папа, Григорий IX организовал крестовый поход на Русь. Князь Александр Ярославович, княживший в Великом Новгороде, в сражении при устье реки Ижорки, разбивший крестоносцев, стал именоваться Невским. Тогда на Новгород двинулись меченосцы из Ливонии, захватившие Юрьев и Псков. Александр Невский, освободив Псков, на льду Чудского озера разгромил Ливонское воинство.

Слава об Александре Невском дошла до Европы и Золотой Орды. После смерти великого князя Ярослава Всеволодовича хан Батый ценивший его мудрость и государственный ум, равно как и полководческий талант Александра Невского, послал гонца ему со словами: "Князь Новогородский! Известно ли тебе, что Бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимый? Но если ты хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно, в шатре моем, да познаешь славу и величие моголов?”

В Орде чтили “Яссы” Чингиcхана, где он завещал потомкам быть веротерпимыми. Хан Батый был язычником, поэтому перед тем как войти в его шатер, каждый верующий проходил очищающий огонь и кланялся идолам Его старший сын и наследник Сартак, принявший христианство, сблизился с Искандер Грозны Очи. Хан Батый и его брат мусульманин Берке, одобрили желание обоих стать побратимами, видя в том продолжение намечающегося союза между Ордой и Русью. Искандеру предлагалась любая монгольская принцесса с принятием ею христианства. Хан Берке “любил искусства и пауки, - писал Н.М. Карамзин, - ласкал ученых и художников, украсив новыми зданиями свою кипчакскую столицу и позволил россиянам, в нем обитавшим, свободно оправлять христианское богослужение, так что митрополит Кирилл (1261) учредил для них особенную епархию под именем Сарской”. Племянник Берке, Ордынский царевич, принял крещение и был назван Петром. Венчался в ростовской соборной церкви, по кончине супруги своей постригся в монахи. По кончине ростовский чудотворец был причислен к лику святых.

Хан Батый отправил обоих Ярославовичей к великому хану на Амур, который столь был доволен ими, что поручил Невскому всю южную Россию и Киев, где господствовали чиновники Батыевы. Андрей же сел на престоле Владимирском”. Так, свыше семи веков тому назад вопреки внутренним и внешним врагам, возник союз между двумя евразийскими государствами. Потому на письмо палы Иннокентия IV, пославшего к Александру Невскому двух кардиналов дабы склонить его к принятию латинства (католичества) был дан ответ: " Мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем и знать не хотим”. Не поддаваться чарам папизма призывали евразийцы пророки муз Пушкин и Тютчев.

После смерти хана Батыя и Сартака ханом Золотой Орды стал Берке. Великий князь Александр Невский приехал к нему в 1262 году, когда действия противников союза Орды и Руси стали угрожающими. Андрей Ярославович “хотя имел душу благородную, - писал о нем Н.М. Карамзин, - но ум ветреный и неспособный отмечать истинное величие от ложного... положил что лучше отказаться от престола, нежели сидеть на нем данником Батыевом, и тайно бежал из Владимира... в Швецию”, недавно битую на Чудском озере. Сын Александра Невского юный князь Василий “по внушению бояр, уехал из Новгорода в Псков, объявив, что не хочет повиноваться отцу, везущему с собой оковы и стыд для людей вольных”. В то же время воевода Ногай “не захотел повиноваться хану сделался в окрестностях Черного моря владетелем независимым...” Так ханы Батый, Сартак, Берке с одной стороны, великие князья Ярослав Всеволодович и его сыновья Александр и Ярослав и их последователи с другой стороны укрепляли этот союз. Из выходцев Орды двое Борис и Федор Годуновы были Государями, известны пять цариц.

Плоды этого союза удобно оценивать по знакомым нам событиям. Во время пугачевского бунта с той и другой стороны выступали и православные и правоверные. Пушкин, автор книги “История пугачевского бунта”, обратил внимание на поведение верноподданных мусульман. При казни защитников Ниже-Озерной крепости, не пожелавших встать па сторону Пугачева: “Магометанин Бикбай, взошед на лестницу, перекрестился и надел петлю”, может быть поддерживая своих православных товарищей. Нашествие на Россию в 1812 году двунадесяти языков высветило истинное состояние духа того времени. На нас шли католики, протестанты, лютеране, но не все, ибо еще шла война между католиками Франции и Испании, шведы, битые под Полтавой и недавно грозившие своим флотом столице, выставили 10 тысяч штыков на защиту Петербурга. Давний черноморский соперник, правоверные турки, хранили нейтралитет. Традиционно нейтральным был Восток.

Православная и правоверная Россия, молившаяся Господу и святому благоверному князю Александру Невскому, на удивление врагу осталась единой, несмотря на прискорбные страницы своего многовекового существования Если Наполеона и встречали хлебом и солью, то это были наследники митрополита Исидора, подписавшего постановление Флорентийской унии между католиками и православными. Средипобедителей врагов был потомок Чингиcхана генерал Ермолов, граф Ф.И.Ростопчин, потомки выходцев из Золотой Орды Давыдовы и многие герои этой войны. В честь победы над врагами в первопрестольной Москве построили храм Христа Спасителя для православных и ныне действующую мечеть.

Победа была воспета пророками муз, воспринявшими ее как благодеяние союза верноподданных России: правоверных и православных. Кто знает, может “Подражания Корану” Пушкина, “Ашик-Кериб” Лермонтова и “Хаджи Мурат” Л. Толстого, “Пугачев” Есенина отчасти навеяны этими событиями.

Одним из условий победы был надежный тыл России. Недаром мать и жена Александра I, на немецком языке молившие Господа о победе, были готовы отступить на Урал и в Сибирь, но не вступать ни в какие переговоры с супостатом. Сознание этого утвердилось на Руси благодаря подвигу святого Благоверного Александра Невского.

Определение святости православного, в частности, Александра Невского, основано на нетленности мощей, молении православных, мифах и преданиях. Есть еще одно условие - это последователи первого евразийца в лице великих князей и Государей.

Орда не раз приходила на помощь Руси и после кончины хана Батыя и Искандера Грозны Очи. Во многом благодаря Союзу с Ордой Россия обрела государственность и стала великой державой, отразила не одно нашествие Запада, понимая, что основа единства России - союз верноподданных -православных, правоверных...

За союз православной России и правоверной Турции ратовали Пушкин и Тютчев, призывавшие воздерживаться горячие головы по обеим сторонам Черного моря и не слушать лукавый Запад. Об этом обращение к туркам потомка Александра Невского Пушкина во время русско-турецкой войны 1829 года:

Стамбул гяуры нынче славят,
А завтра кованой пятой,
Как змия спящего раздавят,
И прочь пойдут и так оставят.

Стамбул заснул перед бедой.
Стамбул отрекся от Пророка,
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил –

Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.

Или Тютчева:

Аллах! Пролей на нас твой свет!
Краса и сила правоверных!
Гроза гяуров лицемерных!
Пророк твой Магомет!

О веротерпимости стихи Лермонтова “Я к вам пишу случайно...”, 1840, воевавшего на Кавказе:

Я жизнь постиг:
Судьбе, как турок иль татарин,
За все я равно благодарен;
У Бога счастья не прошу
И молча зло переношу

Быть может, небеса Востока
Меня с ученьем их пророка
Невольно сблизили.…

Пушкин в статье о “Записках Джона Теннера”, описывающих несчастную судьбу коренных жителей Америки писал: “С изумлением мы увидели демократию в ее отвратительном цинизме, в ее жестоких предрассудках, в ее нестерпимом тиранстве”. У Гоголя это звучит так: "А что такое Соединенные Штаты? Мертвечина: человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит”. Язычеством называл поклонение доллару Есенин.

Только человек верующий, евразиец, в смысле мирного существования православных и правоверных мог стать автором “Подражаний Корану” - величайшего памятника Корану и пророку Мухаммеду. Об этом слова Пушкина:

Он Милосерд: Он Магомету
Открыл сияющий Коран
Да притечем и мы ко свету
И да падет с очей туман.

Так, может и не ведая того поклонники Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Достоевского. Л. Толстого приобщаются к Исламу и умме евразийцев, к коим я себя и причисляю в книге “Пушкин и религия”.

Надо “определиться в терминах и исчезнет половина мировых заблуждений”, - говорил Пушкин. Говоря о татарском иге, татаро-монгольском иге, монголо-татарском иге, надо бы обратиться к 1826 году, когда заговор декабристов проявил отношение Запада к России, Академия наук объявила конкурс на тему: " Какие последствия произвело господство монголов в России, а именно - какое имело оно влияние на политические связи государства, на образ правления и внутренне управление оного, равно как на просвещение и образование народа?”. К сожалению, ни одна из конкурсных работ не ответила на его условия по сей день, а жаль!

Исхаков Х.И., МИПБ МВД РФ

Популярно мнение, что Александр Невский предпочёл Орду тевтонцам, так как ордынцы не трогали веру подчинённых народов. Это спорное утверждение. У Александра Ярославича просто не было выбора. Силы и полномочия новгородского князя были ограничены, и «объединить Русь против монголов» Александру просто никто бы не дал. Не нужно забывать, что в те годы Русь — феодальная страна с множеством мелких князьков, тут уместно английское «warlords». Собственно, таковым и был Невский для Новгорода, где его княжеская власть, была сильно ограничена. Тевтонцы в современности приобретают окрас «тлетворного Запада» из советской пропаганды, а на деле они те же головорезы, сражавшиеся за землю. Перед Александром была задача уберечь свой город (пока он был тамошним князем), а лучше ещё и для себя что-то напрямую выбить. А конкретно — Владимирский престол.

Редкая старая икона с более азиатскими чертами лица у Александра

Будучи старшим сыном, Александру полагался Киев, центр Руси. Однако после татарского набега Киев не представлял уже из себя никакой ценности. А Владимир, полагавшийся второму сыну, представлял. Александр Ярославич поехал в Орду и «жаловася [Батыю] Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поймал, и выходы и тамги хану платит не сполна». Это сработало, и вместе с карательным отрядом Неврюя Александр сжёг тогдашнюю столицу Владимир и согнал брата с великокняжеского престола. Тот в итоге бежал в Швецию. Тут и начинается настоящее великое княжение Александра — в 1253 году.


Более славянские черты Александра

Так, но это Великое княжение, а что же стало с Новгородом? Оттуда Александр ушёл в 1252 году, оставив княжить сына Василия. Пять лет все идет своим чередом, но вдруг татары решают «закрутить гайки», они жаждут новой дани и потому затевают перепись населения. Непокорный Новгород не соглашается быть «учтенным», ведь формально татары так и не захватили его. Ни народ, ни вельможи, ни князь Василий не собираются подчиняться татарам… И тут Невский делает ход конем: он заключает сына в кандалы, отрезает и отсекает носы, уши, руки, глаза вельможам… С тех пор Новгород стал платить дань Золотой Орде.


Генрих Семирадский. Князь Александр Невский принимает папских легатов. 1876 год

В сравнении с Александром Невским хочется упомянуть о Данииле Галицком. Его правление — время наивысшего рассвета Галицко-Волынского княжества. Чтобы сохранить свою власть, ему, как и прочим русским князьям, пришлось поехать в Орду. Однако это была последняя поездка туда Галицко-Волынских князей. После Даниил заключил союз с Папой Римским, принял католичество сам, но без окатоличевания земель. Но, на самом деле, помощь от Рима была незначительна. По сути, моральная поддержка да и только. Но, несмотря на это, ему удалось добиться того, что Иго на юго-западных землях не было таким суровым, как на северо-восточных, а местные князья, или короли всея Руси, «Rex Russiae», передавали власть без визитов в Сарай. Но это были другие территории и другая политическая обстановка.