Эмоциональная компетентность в бизнесе. Эмоциональная компетентность как фактор успеха современного руководителя

Сейчас я уделяю много времени изучению темы эмоционального интеллекта, и чем дальше я погружаюсь в этот предмет, тем больше я понимаю всю его ценность и важность для жизни. Неумение распознавать, правильно интерпретировать и сознательно переключать свои эмоциональные состояния способно испортить любую жизнь, даже самую обеспеченную, самую успешную и самую интеллектуальную.

Роли

Те роли, которые мы играем на разных этапах нашей жизни (сын, ученик, профессионал, муж, отец, бизнесмен, начальник, коллега, спортсмен, итд) во многом являются рамками , которые вызывают так называемые «эмоциональные зауженности», а проще говоря могут мешать нам проявлять своё истинное Я. Кем вы на самом деле являетесь, если забрать у вас все ваши роли? Как выходить из ролей и быть собой , жить в состоянии включённости?

В терминологии основательницы Эриксоновского Университета, психолога Мэрилин Аткинсон, все наши роли условно делятся на роль Годзиллы («Я большой, я сильный, я всё могу, но я при этом я ничего не чувствую») и роль Бэмби («Я ничего не могу, я ничего не решаю, помогите мне!»).

Для Годзиллы существует лишь он сам. Это, как правило, перфекционисты с завышенными ожиданиями от жизни и людей. «Мир опасен, а я силён». Годзиллы строят прочные стены между собой и другими людьми. Очень строги к себе и обижаются, в первую очередь, на себя.

Роль Бэмби подразумевает, что границ нет, есть слияние и служение кому-то. Ты большой, а я маленький. Заниженные ожидания от всего вокруг. «Я слаб, а мир опасен». Обижаются на Годзилл, но без них жить не могут.

Таким образом, и сила и слабость могут быть ложными: это те роли, которые мы играем, чтобы выжить. Но невозможно играть постоянно. Нельзя постоянно подавлять своё истинное Я и жить не соединённым с собой. Ваше Я рано или поздно найдёт выход в виде позитивных или, что, к сожалению, бывает чаще, негативных проявлений (болезни, несчастья итд).

Цикл страха и Цикл Свободы

Цикл страха выглядит так (представьте себе круг):

— Страх

— Диссоциация (чтобы не чувствовать боль, мы закрываемся и перестаём чувствовать что-либо, в том числе радость)

— Зависимость (возникающую пустоту в чувствовании себя, других людей и жизни в целом мы начинаем пытаться заполнить внешними вещами: алкоголем, наркотиками, деньгами, властью, итд)

— Правила (такое поведение порождает правила для окружающих — например, «Папа пришёл пьяный домой, ты к нему не подходи и бабушке не говори, ладно?»)

— Роли (правила порожд ают устойчивые роли нас и окружающих)

— Страх (роли подпитывают первоначальный страх и усиливают его: цикл замкнулся).

Как разомкнуть прочный круг и запустить Цикл Свободы?

— Страх

— Внешнее выражение и открытость

— Ощущение цели (или своего предназначения)

— Ощущение себя

— Сенсорная восприимчивость («здесь и сейчас»)

— Целостное восприятие себя и других

— Гибкость, стремление к цели

— Творчество

— Выбор по поводу будущих действий

— Свобода

Таким образом, выход на свободу из Цикла страха возможен только через открытость и искренность.

Основные жизненные решения

Многие психологи сходятся во мнении, что основные решения мы принимаем в трёх возрастных промежутках:

2-7 лет — решения, необходимые, чтобы выжить

11-15 лет — становление в социуме

18-30 — Young Adult, молодые взрослые

Мы использовали технику погружения в детство, общались со своим внутренним ребёнком (а на самом деле это было общение со своим подсознанием), и я осознал некоторые из решений, которые я принял для себя в детстве и юности и с которыми жил до 37 лет:

— мне никто в этом мире не поможет,

— жаловаться бесполезно,

— нужно всегда терпеть и при этом молчать,

— работу не надо любить,

— творчеством на жизнь не заработаешь,

По итогам этой практики мы писали историю/сценарий своей жизни. У меня родилась сказка про скованного немого мальчика в подземелье, который освободился в тот момент, когда решил это сделать (пока не готов её выложить — слишком много эмоций).

Мы также обсуждали с коллегами, что парадигма «любовь можно купить» обычно берёт корни в детстве и может определить всю дальнейшую жизнь. «Я должен быть хорошим, чтобы родители хвалили меня» превращается в «Я жену полностью обеспечиваю, покупаю дорогие тачки, украшения и шмотки, а она меня не любит и не уважает». Очень частая ситуация, к сожалению.

Техника Шкала Свободы

Очень мощная техника для того, чтобы почувствовать состояние внутренней свободы. Моё основное открытие было в том, что как только ты шагаешь на 10 (шагаешь в буквальном смысле — шкала располагается на полу) появляется не только лёгкость, но и энергия творить и действовать . Там где нет внутренней свободы — там нет творчества и желания делиться с другими. Где свобода — там энергия. Я был в состоянии внутренней несвободы долгие годы.

В дальнейшем, составляя Колесо Свободы, мы отвечали на вопросы «что ты любишь?» и «что ты страстно любишь?», и в этом упражнении было столько драйва и энергии! Я получил истинное удовольствие делая его!

Также очень полезными были техники аудиального и визуального расширения — чтобы быстро справиться со стрессом и негативными эмоциями достаточно научиться использовать своё периферическое зрение и научиться различать второстепенные звуки вокруг. Очень полезная техника для каждого человека, особенно того, кто много пребывает в стрессе.

Прощение

И, наконец, мы распутывали запутанные эмоциональные связи и делали технику Шкала Прощения — она позволила многим участникам курса простить себя или близких людей.

И я вспомнил, что я писал об этом ещё год назад: нет радости без прощения. «Если я радость, то я прощение».

* * *

Про эмоциональный интеллект и управление своим состоянием мы расскажем с Кириллом Богатырёвым на нашем семинаре «Как я реагирую на жизнь» 18 февраля в Охта Lab :

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Широкую популярность понятие эмоционального интеллекта приобрело благодаря Дэниэлу Гоулману, известному журналисту «New York Times», чья книга «Emotional Intelligence» произвела настоящий фурор в США 10 лет назад, в 1995 году. Как журналист, он сумел донести до общественности научную новинку с помощью своих книг и статей на эту тему.

На данный момент книга только в США продана тиражом свыше 5 млн. экз. и переведена на большинство языков мира. Чем же вызвана столь огромная популярность этой, казалось бы, тысячной книги типа «Как стать успешным»?

Весь двадцатый век прошел под эгидой «обычного» интеллекта, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни. Наши люди раньше американцев усомнились в правильности этой теории, задавая вопрос: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Дэниэль Гоулман в своей книге представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25%. Гоулман объясняет это тем, что для того, чтобы попасть в менеджеры, необходимо обладать определенным уровнем IQ. Он нужен вам для того, чтобы поступить в университет, например. Поэтому все менеджеры обладают определенным уровнем IQ. А для того, чтобы подниматься по карьерной лестнице, надо уже что-то другое. Когда в многочисленных исследованиях сравнивали, чем же лидеры - "звезды" отличаются от средненьких менеджеров, то исследования стали указывать на способности другого рода, связанные с пониманием и управлением эмоций. В Америке сейчас даже стало популярным такое высказывание: «IQ gets you hired, but EQ gets you promoted» (Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ -- делаете карьеру).

Концепция эмоционального интеллекта -- пожалуй, единственная теория в менеджменте, основанная на нейрофизиологии. Гоулман доступно объясняет, как миндалевидное тело -- эмоциональный центр мозга -- оказывает влияние на деятельность коры головного мозга, которая отвечает за логическое мышление.

Теория эмоционального интеллекта в первые месяцы ошеломила бизнесменов, опровергая одну из главных идей успеха в двадцатом веке: «Эмоциям не место на работе». В своей книге Гоулман убедительно доказывает, наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице.

Необходимо признать, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. Еще за 100 лет до нашей эры философ Паблиус Сирус сказал: «Управляйте Вашими чувствами, пока Ваши чувства не начали управлять Вами», и в двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века. Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, в последние годы компании все большее внимание уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными. В этом контексте эмоции рассматриваются как часть интеллектуального капитала организации.

Что принципиально новое содержит в себе понятие «эмоциональный интеллект»?

В первую очередь, ответ кроется, собственно, в названии, а именно в сочетании слов «эмоциональный» и «интеллект». В бизнесе рациональная и аффективная сферы деятельности традиционно разделялись. Тем не менее, «эмоциональный интеллект» не является оксюмороном. Он подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, мы можем действовать значительно более эффективно.

Вторым принципиально важным новым моментом в этом подходе является то, что эмоциональный интеллект позволяет управлять своими эмоциями. В парадигме традиционной психологии возникновением эмоций управлять невозможно, поскольку этот процесс непосредственно связан с физиологией. Казалось бы, в этом случае и самими эмоциями управлять нельзя. Привлекательность подхода эмоционального интеллекта заключается в том, что управление эмоциями - это навык, который можно нарабатывать и развивать, что на данный момент подтверждается данными научных исследований в США и Европе.

это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей и на этой основе строить взаимодействие с окружающими.

Еще в далеком 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Lewis Stern) предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ (Intelligence Quotient). Спустя 83 года американский психолог Даниел Гоулман (Goleman D.) произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ (Emotional Quotient или Emotional Intelligence) - эмоциональный показатель интеллекта. Связано это с тем, что контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить.

Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если у человека развиты подобные качества, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с работой. По результатам исследований американских психологов Майера и Саловея (Mayer J.D., Salovey P.), «люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Хотя эмоции и интеллект обычно противопоставляются, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и очень часто тесно взаимодействуют. И от успеха данного взаимодействия напрямую зависит успех человека во многих сферах жизни.

Мир эмоций и чувств пронизывает все стороны жизни человека – отношения с другими людьми, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагога не исключение. Более того, для нее характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. Ученые-психологи отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни (Ю.М. Орлов, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, В.И. Петрушин, Г.И. Мишин, В.М. Мельников и др.). По мнению ученых, именно эмоциональная сфера становится наиболее патогенной зоной в современной культуре. О необходимости эмоционального воспитания писали Л. Выготский и Л. Рубинштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций. Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание человека к своему внутреннему миру. Эмоциональная компетентность, как интегративного образования личности, обеспечивает ее психологическое благополучие и профессиональную успешность (И.Н.Андреева, Р. Бак, Д. Големан, Е. В. Либина, М. Райнольдс, К. Саарни, Е. Л. Яковлева и др.).

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагога в частности, благодаря своим ключевым компетенциям.

Первая компетенция – это распознавание и понимание собственных эмоций и чувств. Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс (П.Саловей). Низший уровень сознательности – это чувственная слепота, алекситимия. Доказано, что она может приводить к психосоматическим заболеваниям, нарушениям в социальной сфере, осложняет личностные и профессиональные отношения (И. Малкина-Пых).
Вторая компетенция – управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими (к учителю это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длиться долгие годы. Важнейшей составной частью его является реакция на собственные эмоции. Установлено, что людям, позволяющим свободно проявляться таким чувствам как злость и гнев, труднее избавиться от них. Подавление этих чувств ведет к психологическим проблемам. Поэтому важно осознать свой гнев и преодолеть его. Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни. К сожалению, практика подавления, вытеснения и игнорирования эмоций не ушла в прошлое, она продолжает свое губительное воздействие на здоровье.
Третья компетенция – распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо “читает” сигналы о чувствах других людей и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он. Такие люди обладают эмпатийными способностями.
Четвертая компетенция – управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других является компетенцией высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют учителю в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства учащихся и коллег предполагает умение успокоить возбужденного или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.

Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своем профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору, черпает внутреннюю силу. Уверенность и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса. Осознавая свои и чужие эмоции, компетентный педагог относится к ним с принятием и рассматривает как профессиональный ресурс, не зависимо от того, какие это эмоции по знаку: положительные или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и токсичные эмоции, имеющие своим свойством заражать окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат.

Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую задачу и последовательно ее реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие и совершенствование каждой компетенции.

Первым шагом в развитии эмоциональной компетентности должно стать осознание собственных эмоций. Особенно актуален этот шаг для людей, которые постоянно подавляют и вытесняют свои эмоциональные переживания. Почему важно осознавать собственные эмоции? Неспособность замечать истинные эмоции и чувства – быть в их власти. Чем четче осознается каждая эмоция, тем шире будут возможности по управлению собственным поведением.

“Дневник эмоций” (Н.Козлов)
В результате ведения дневника:
1. Человек узнает факты своего эмоционального состояния.
2. Само эмоциональное состояние хозяина дневника становится и более позитивным, и более стабильным.
3. Человек начинает понимать, какие именно события жизни снижают его эмоциональное состояние. Это позволяет ему сделал правильные выводы.
4. Реагирование на негативные ситуации становится более конструктивным.

Научиться управлять эмоциями (вторая компетенция) – это значит научиться выражать их приемлемыми способами. В первую очередь это относится к отрицательным эмоциям. Эмоционально компетентный человек не всегда спокоен и не всегда должен контролировать эмоции.
“Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим способом – вот в чем сложность” (Аристотель)

Для вербализации эмоций рекомендуется использовать технику “Я-высказывание”. Техника состоит из нескольких шагов:
Шаг 1. Конкретное описание того, что вызвало эмоцию или чувство по типу “здесь и сейчас”, “там и тогда”. Например, “Когда ты ко мне обращаешься так невежливо…”
Шаг 2. Сообщение о своем чувстве. “… Я чувствую возмущение…”.
Шаг 3. Объяснение причины своего чувства. ” …Так как думаю, что мое мнение не важно для тебя”.
Шаг 4. Выражение пожелания или просьбы. “Будь добр, объясни причину такой манеры обращения ко мне”. Если просьба не выполняется, делается следующий шаг.
Шаг 5. Назначение санкций. “Если ты еще раз обратишься ко мне в таком тоне, я перестану разговаривать с тобой и буду делать это всякий раз, как услышу подобное обращение”. Если просьба снова не выполняется, то делается последний шаг.
Шаг 6. Реализация санкций. В результате взаимодействие может быть прекращено, а отношения прерваны.

Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно “читая” невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные маркеры эмоций, звучащих в речи партнера по общению – интонации, позы, выражения лица. Улавливая их у собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за текстом сообщения, а значит понять его истинное отношение, намеренье, желание, то есть понять скрытую информацию. Такое понимание позволяет хорошо ориентироваться в конкретной ситуации общения и выбирать конструктивные тактики и стратегии взаимодействия.

Чтобы ее развивать необходимо знать основные потребности человека в общении (Фишер Р., Шапиро Д., 2007). К ним относятся:
1) Оценка (мысли, чувства и действия оцениваются по заслугам).
2) Аффилиация (к Вам относятся как к союзнику).
3) Автономия (окружающие уважают вашу автономию и дают право принимать ответственные решения).
4) Статус (вы занимаете достойное положение, и к вам относятся с уважением).
5) Роль (действуя в рамках своей роли, вы чувствуете удовлетворение).

Составитель
педагог – психолог Семенюк С.П.

Глава из книги "Эмоциональный интеллект. Российская практика".

Издательство «Манн, Иванов и Фербер», Москва, 2014

Итак, теперь, когда мы убедились, что словосочетание «эмоциональный интеллект» все же имеет право на существование, и даже получили некое общее определение, давайте рассмотрим, что включается в это понятие.

Пока еще ученые не смогли прийти к единому мнению, что же такое «эмоциональный интеллект». На данный момент существует несколько основных моделей эмоционального интеллекта (Д. Гоулмана, Р. Бар-Она, П. Сэловея и Дж. Майера и др.). Кто-то считает необходимым включать в свою модель EQ личностные качества (например, оптимизм) или определенные навыки из категории так называемых soft skills («мягкие», или «гибкие» навыки, то есть навыки взаимодействия с другими людьми) , например управление конфликтами. И хотя и то и другое имеет определенное отношение к эмоциональному интеллекту, в нашем понимании речь в первую очередь должна идти о способностях, связанных именно с эмоциональной сферой человека. А поскольку мы практики, то предпочитаем использовать термин «эмоциональная компетентность» как набор определенных навыков, связанных с эмоциональной сферой.

Модель эмоциональной компетентности тренинговой компании EQuator состоит из четырех навыков:

1) умение осознавать свои эмоции;

2) умение осознавать эмоции других;

3) умение управлять своими эмоциями;

4) умение управлять эмоциями других.

Когда мы приводим эту модель на различных тренингах и презентациях, руководители часто говорят: отлично, давайте начнем с последнего навыка! Понятно, почему многих людей интересует в первую очередь именно навык управления эмоциями других: в нем кроется больше всего возможностей для руководства и более эффективного взаимодействия с окружающими. При этом важно понимать, что данная модель является иерархической — другими словами, каждый следующий навык можно нарабатывать, уже имея в своем арсенале предыдущий. Для того чтобы управлять эмоциями других, сначала необходимо управлять своими эмоциями. А чтобы управлять своими эмоциями, нужно сначала их осознать. Ибо, как говорил еще в I веке до нашей эры Публий Сир*, «можно управлять только тем, что мы осознаем. То, что мы не осознаем, управляет нами».

А учили ли нас когда-нибудь планомерно осознавать свои эмоции?

Даже если родители или учителя иногда обращали на это внимание детей, назвать этот процесс планомерным весьма трудно. И что нас в основном учили делать со своими эмоциями? Вспоминайте. Какие слова говорили?

…«Скрывать», «подавлять», «контролировать» — слышим мы чаще всего от участников в группе. Это тот единственный способ управления своими эмоциями, которым многие из нас владеют практически в совершенстве. В то же время это один из самых несовершенных способов управления. Почему?

Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний.
Джонатан Свифт

Во-первых, этот способ не избирателен. Подавляя свои эмоции, мы подавляем их все. Невозможно каждый день подавлять свои тревоги и раздражение и продолжать сохранять способность радоваться.

Во-вторых, давайте задумаемся, чем мы подавляем свои эмоции? С помощью какого инструмента?

— Силой воли! — практически не задумываясь отвечают участники.

— Каким образом? — спрашиваем мы (слегка ехидно).

Участники теряются. Следующей обычно возникает идея: «Мозгом». В этом месте кто-нибудь из тренеров обычно предлагает участнику подержать какой-нибудь предмет «мозгом» или «силой мысли».

Других идей в группе, как правило, не возникает.

— Чем я держу маркер? — наконец спрашиваем мы. — Правильно, рукой! А рука у меня к чему приделана?..

Тот же самый инструмент мы используем и когда нам надо «держать» эмоции.

Это наше тело.

Вспоминайте, когда мы сдерживаем гнев, руки сжимаются в кулаки, челюсти тоже сжимаются (недаром есть выражение «скрипеть зубами»). Сжатие происходит и на внутреннем уровне: сжимаются даже наши сосуды (отсюда большое количество сердечно-сосудистых заболеваний у руководителей, которым, может быть, чаще других приходится сдерживать свои эмоции). А в конце трудного дня бывает головная боль. Так что подавление эмоций вредит нашему здоровью.

В-третьих, подавленные эмоции никуда не деваются. Как только появляется возможность эти эмоции выплеснуть, они вырываются наружу. К сожалению, такая возможность появляется чаще всего дома, рядом с нашими близкими. Помните у Высоцкого: «Тут за день так накувыркаешься, придешь домой, там ты сидишь!» Часто именно близким достается все то раздражение, которое мы накопили за день.

Так что подавление эмоций вредит не только нам самим, но и нашим близким.

В-четвертых, подавление эмоций… ухудшает память. Особенно сильно теряется вербальная информация. Существует даже версия, что именно по этой причине мужчины хуже могут вспоминать и воспроизводить диалоги (поскольку мужчины больше подавляют эмоции)*.

Скептический участник тренинга: Что же, вы предлагаете все эмоции выплескивать?

Да, иногда такой вывод и делают некоторые участники. И здесь стоит обратить особое внимание на следующее: навык сдерживать свои эмоции остается необходимым во многих случаях. Важно понимать, что он не единственный, есть другие способы управления эмоциями, позволяющие нам сохранять здоровье и отношения с близкими людьми (для чего и написана эта книга). Но чтобы развивать эти навыки, требуется сначала осознать то, чем мы будем управлять, поскольку «сдерживание» очень часто происходит у нас неосознанно, мы с детства приучены подавлять эмоции и делаем это автоматически. Умению осознавать свои эмоции и необходимо будет учиться в первую очередь.

Эмоциональная компетентность начинается с осознания собственных эмоций. Человек в любой момент времени испытывает какую-либо эмоцию. Между тем, понимать, что я сейчас чувствую, очень сложно — никто и никогда не помогал нам развивать эту способность. Чаще мы говорим, что думаем, и не можем назвать конкретную эмоцию, тем более определить источник ее возникновения. Особенно если речь идет о мимолетных, несильных эмоциях. Выглядит это примерно так:

— Какую эмоцию испытываешь?

— Ну, я думаю, что я что-то неправильно понял.

— Это ты думаешь, а чувствуешь-то что?

— Какое-то недоумение, непонимание…

— Это все ментальные процессы. А чувствуешь-то что?!

— Да, в общем-то, это мелочь такая, тут и переживать-то не из-за чего.

— …

— Ну… наверное, я немного расстроен.

Человек с высоким уровнем эмоциональной компетентности способен четко осознавать, какую эмоцию он испытывает в тот или иной момент, различать степени интенсивности эмоций, представлять источник эмоции, замечать изменения своего состояния, а также прогнозировать, каким образом данная эмоция может отразиться на его поведении.

Вторая группа навыков эмоциональной компетентности связана с пониманием эмоций другого человека. Эмоционально компетентный человек способен определить, каково эмоциональное состояние собеседника в данный момент, предположить причины возникновения у того эмоций, их изменения и возможные последствия их влияния на его поведение. Он также способен прогнозировать, какие эмоции могут вызвать у партнера по взаимодействию его собственные слова или действия.

Эмоционально компетентный человек может управлять своими эмоциями: не контролировать их, не подавлять, а именно управлять ими. Как выразился по этому поводу наш выпускник, генеральный директор компании Futures Telecom Иван Калениченко, «при управлении эмоциями требуется не сила, а ловкость». В тот момент, когда человек понял, какую эмоцию он испытывает и почему, он выбирает способ управления эмоциями — в зависимости от ситуации. Такой человек зачастую может управлять и возникновением эмоций: разозлиться или «включить» радость, если она требуется, например, для вдохновенной речи. Более того, он способен управлять эмоциями и в более долгосрочной перспективе: например, быть в состоянии поддерживать более позитивный настрой даже в трудных ситуациях.

И наконец, развитая эмоциональная компетентность позволяет управлять эмоциями других людей. Такой человек умеет поддержать и помочь другому справиться с неприятными эмоциями, например успокоить разозленного собеседника. В то же время это человек, который понимает, что и как надо сказать, чтобы вдохновить людей на какие-то действия, или умеет это делать. Это человек, за которым, что называется, «люди идут». Важно понимать, что управление эмоциями других бывает и манипулятивным. Однако такие способы не относятся к эмоционально компетентным (об этом подробнее мы расскажем в главе про управление эмоциями других людей).

______

* Публий Сир — жил в I веке до н. э., родился в Сирии. Римский мимический поэт при Цезаре и Августе. В Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и разыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии с большим успехом. Прим. ред.

Большое спасибо издательству «Манн, Иванов и Фербер» за предоставленную книгу .

Для того чтобы добиться успеха в бизнесе, недостаточно быть образованным и высокоинтеллектуальным человеком

Профессор Гарвардского университета Дэвид Макллеланд в изданной еще в 1973 г. книге "Testing for Competence Rather than Intelligence" утверждал, что базовое образование и интеллект мало что могут сказать о том, как человек будет справляться с работой и как сложится его карьера. По мнению Макллеланда, есть другие параметры, с помощью которых можно установить, кто добьется успеха, - это способность понимать других, самодисциплина и инициативность.

Насколько успех в бизнесе зависит от "классического", умственного интеллекта? На этот счет ученые имеют различные мнения, но большинство согласны, что интеллект обеспечивает "не менее 4 и не более 25%" успеха. Одно исследование в Гарварде вообще дало курьезный результат: зависимости карьерного роста от интеллекта нет вообще, а если таковая и наблюдается, то может быть как положительной, так и отрицательной. Так где же недостающие 75-96%?

Очень много (конечно, не все) зависит от так называемого "эмоционального" интеллекта. Даниэль Големан дал ему такое определение: это способность понять собственные и чужие чувства, и на основе этого мотивировать себя и других, а также использовать в положительном плане контроль над собственными чувствами в отношениях с другими. Немного туманно. Мне больше нравится более краткое определение - "рамки эмоциональной компетенции".

Эмоциональный интеллект, по мнению специалистов, состоит из следующих элементов:

  1. Личностная компетентность (определяет, как мы "управляем" собой):
    • Осознание самого себя
      • эмоциональное осознание: понять свои чувства и то, как они на нас влияют;
      • точная самооценка: знать и понимать свои сильные и слабые стороны;
      • уверенность: развитое чувство собственного достоинства, высокая оценка своих возможностей.
    • Способность управлять собой
      • самоконтроль: не допускать всплеска эмоций, агрессии;
      • честность: держать высокие стандарты порядочности и достоинства;
      • ответственность: всегда понимать, что только вы должны отвечать за результаты своей работы;
      • способность приспосабливаться: гибкость в периоды перемен;
      • новаторство: быть открытым к новым идеям, решениям, информации.
    • Заинтересованность
      • стремление к высшим достижениям: все время поддерживать высокие стандарты в работе;
      • преданность: "близко к сердцу", заинтересованно воспринимать задачи команды или компании, участвовать в делах "без остатка";
      • инициатива: готовность использовать (и создавать) возможности;
      • оптимизм: добиваться поставленной "цели" несмотря на трудности, не падать духом.
  2. Социальная компетентность (определяет, как строить отношения):
    • Сочувствие
      • понимать других: "распознавать" их чувства и взгляды, активно интересоваться их заботами;
      • развивать других:
      • понимать потребности их роста, создавать им для этого новые возможности;
      • предугадывать, понимать и удовлетворять потребности других;
      • уважать различные мнения: уметь извлечь пользу из того, что мы окружены совершенно разными людьми.
    • Социальные навыки
      • умение влиять на других: способность убеждать окружающих;
      • умение общаться: внимательно слушать и четко формулировать ответы;
      • умение управлять конфликтами: вести переговоры и разрешать конфликтные ситуации;
      • способность понимать политическую ситуацию: где центры власти, что хотят те или иные группы, как они относятся друг к другу;
      • лидерство: способность воодушевлять и вести за собой отдельных людей и группы;
      • умение инициировать перемены и управлять процессом перемен;
      • умение строить формальные отношения, придавая им атрибуты, которые могут их улучшить и упорядочить;
      • умение работать в команде: способность сотрудничать с другими на пути к достижению общих целей.

Многие знают вошедшую в историю фразу Мартина Лютера Кинга, который боролся (и погиб в этой борьбе) против расовой дискриминации в США. Когда он начал речь со слов "мне вчера приснился сон...", его слова, мысли, чувства дошли до всех, затронув и разум, и сердца людей.

Когда Джон Ф. Кеннеди стал президентом США, на церемонии инаугурации он сказал соотечественникам: "Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите у себя, что вы можете сделать для своей страны". Это тоже пример сообщения "от сердца к сердцу".

Когда шутят над президентом Рейганом (он путал Швецию со Швейцарией, назвал кетчуп самым любимым из овощей: соус из него прекрасный), я спрашиваю, а что в нем было такого, что его избирали дважды? Наверное, в том числе и эмоциональный интеллект.

как утверждают некоторые исследователи (Райбак, Големан и другие), элементы эмоционального интеллекта можно оценить, измерить и изменить в лучшую сторону. Если человек - приверженец теории "вот я такой, и ничего тут не поделаешь", это одно. Но если мы не хотим использовать это "алиби" для оправдания наших слабых сторон, то мы со временем можем сделать так, что их у нас будет меньше.

Итак, каков уровень вашего эмоционального интеллекта? Чтобы ответить на этот вопрос, оцените каждое из приведенных ниже утверждений* по следующей шкале: 5 - всегда, 4 - обычно (чаще всего), 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.

  1. Я предпочитаю держать людей под контролем и не позволяю им "прыгать высоко".
  2. Я дорожу своей профессиональной объективностью.
  3. Я готов переложить на других ответственность за свои ошибки.
  4. Я стараюсь избегать влияния на других, уговоров.
  5. На каждую проблему я реагирую гневно.
  6. Я стараюсь не заниматься конфликтами и разногласиями, так как верю, что они "рассосутся" без моего участия.
  7. Я стараюсь не реагировать эмоционально, когда другие проявляют свои чувства.
  8. Я показываю, когда я сердит.
  9. Я отделяю свою жизненную философию (касающуюся меня как личности) от моего подхода к бизнесу.
  10. Я открыто обсуждаю свои чувства с другими.
  11. Я предпочитаю общий подход к деталям и специфике.
  12. Я сосредоточен на главных вопросах, позволяя другим заниматься деталями.
  13. Я избегаю проблем в надежде, что со временем они решатся без меня.
  14. Я делегирую первоочередные проблемы другим.
  15. Я стараюсь, чтобы ни в одном моем публичном выступлении не проявлялись эмоции и чувства.
  16. Я стараюсь "держать карты в руке так, чтобы никто не мог заглянуть в них".
  17. Я слушаю других, когда они хотят что-то сказать.
  18. Я с уважением отношусь к чувствам других.
  19. Оценивая других, я учитываю их поведение в прошлом.
  20. Когда я выслушиваю конфликтующие стороны, то стараюсь, чтобы на меня не слишком влияли эмоции других.
  21. Я хочу делать другим добро.
  22. Я чувствую, что мои спонтанные поступки мешают мне как руководителю.
  23. Я уверен в своих способностях.
  24. Я склоняю других к тому, чтобы брать на себя больше риска.
  25. Мне присуще использовать власть, принадлежащую мне по праву руководителя.
  26. Я открыто обсуждаю с другими свою личную жизненную философию.
  27. Когда я приступаю к разбору проблемных ситуаций, внутреннее спокойствие и сдержанность для меня важны больше, чем спонтанность.
  28. Я получаю удовольствие от того, что умею влиять на других и убеждать их.
  29. Борьбу с конфликтами и проблемами надо начинать сразу.
  30. Я обращаю внимание на разногласия и стараюсь заняться ими сразу же, как я их обнаруживаю.
  31. В кризисных ситуациях я прячу все отрицательные эмоции.
  32. Я люблю вызывать других на дискуссию, но при этом я корректен и знаю меру.
  33. Я предлагаю свою помощь всегда, когда это возможно, - и в личной беседе, и при людях.
  34. Мне удается контролировать свои чувства, когда я сердит или агрессивен.
  35. Я чувствую грань дозволенного при общении с другими и не перехожу ее.
  36. Я общаюсь с другими так, чтобы они гордились своим уникальным вкладом в общее дело.
  37. Я стараюсь не вмешиваться и не занимать какую-либо позицию, если вокруг меня происходит что-то, в чем я не принимал участия сначала.
  38. Я готов делиться своим личным мнением и ощущением.
  39. Во всех ситуациях я прямой и открытый.
  40. Я позволяю другим взять на себя руководящую роль и при этом их не контролирую.
  41. Я всегда стараюсь учитывать все мнения, даже противоположные.
  42. Готов рассматривать идеи своих оппонентов.
  43. Я сосредоточен на самых главных составляющих проблемы.
  44. Готов взять на себя личную ответственность, если дело кончилось провалом.
  45. Я прямо обсуждаю с персоналом и те факты, которые оцениваются неоднозначно.
  46. Когда мне нужна важная информация, я могу сделать исключение из общих правил.
  47. Я делегирую важные задачи каждый раз, когда это возможно.
  48. Я готов понять чужие чувства, даже в ходе дискуссии на повышенных тонах.
  49. Для меня самое главное понять, какие чувства привели к конфликту.
  50. Мне очень важно, как люди отреагируют, если я обнаружил свои чувства.
  51. Я открыто и прямо выражаю свои чувства.
  52. Я легко могу заручиться чужой поддержкой и помощью.
  53. Я четко излагаю свои намерения.
  54. Я искренен, когда говорю о своих чувствах и намерениях.
  55. Я внимательно отношусь к чужим чувствам и намерениям.
  56. Я помогаю другим лучше понять самих себя.
  57. Я подбадриваю других, чтобы они сделали работу лучше.
  58. Я получаю удовольствие от сложных задач и очень доволен, когда, анализируя факты, могу прояснить ситуацию.
  59. Мне по душе сложные задачи, и я получаю удовольствие от работы.
  60. Я в равной степени осознаю свою ранимость, свои возможности и силу.

Ответы с оценкой уровня вашего эмоционального интеллекта читайте в следующем номере.

Связаться с Радмило Лукичем и получить дополнительную информацию можно по электронной почте
[email protected]

* Из книги Дэвида Райбака «Как использовать эмоциональный интеллект в работе».