Евгеника: гибель беззащитных. Евгеника – учение о селекции человеческого рода

Что такое евгеника и как она появилась? С развитием биологии человечество пыталось найти новые способы повышения урожайности взращиваемых культур и улучшения показателей производительности домашних животных. Для достижения этих целей использовали методы селекции. Одновременно с этим в научных кругах нарастало желание применить полученные навыки для улучшения собственного генофонда. Попытки воплотить эти идеи в жизнь и отразились в новом учении - евгенике.

Основные понятия

Что такое евгеника? Можно ли назвать это направление научным, и есть ли у него будущее? Об этом до сих пор ведутся споры. Кто-то называет евгенику псевдонаукой, кто-то - наукой будущего. Для многих деятелей, занимающихся вопросами улучшения генотипа, грань между научными исследованиями и расизмом является слишком тонкой. В этом учении пересекаются этические и социальные нормы, поэтому воспринимать его только как науку нельзя.

Термином «евгеника» обозначают научную деятельность, направленную на сохранение и улучшение наследственных характеристик человеческого организма. Слово это греческого происхождения и дословно обозначает «хороший род». Таким образом, евгеника - это наука, изучающая влияние различных окружающих и наследственных факторов на врожденные качества человека. Цель деятельности - определить негативные показатели и свести их присутствие к минимуму.

Многие ученые в разное время стремились отделить внешние факторы от генетических. Однако, как показали исследования, это невозможно. Эти факторы взаимодействуют между собой. Так, например, климатические условия формируют такие свойства организма, как пигментация кожи, а социум, в котором обитает человек, оказывает значительное влияние на его психику в целом.

Виды евгеники

Принято выделять два основных направления:

1. Позитивная евгеника. В этом случае улучшение наследственных характеристик достигается путем стимуляции распространения генотипов, свободных от заболеваний, которые способны передаваться из поколения в поколение.

2. Негативная евгеника. Это направление считается более жестким и категоричным. Оно препятствует распространению негативного генофонда.

Позитивная евгеника является более щадящей. Однако она не получила распространения, и методы ее применения так и не были сформированы. Причина в том, что до настоящего времени нет четкого понимания того, как вывести и сохранить ценный генофонд.

С негативной евгеникой дела обстоят значительно проще. Существует богатая практика выявления нежелательных наследственных качеств, которую можно успешно применять. К сожалению, опыт использования этих методов довольно печален. Что такое евгеника негативная на практике? Именно ее применяла нацистская Германия, пытаясь уничтожить асоциальных, по ее мнению, представителей общества. В США и некоторых странах Европы насильно стерилизовались преступники, душевнобольные и другие люди, неугодные обществу.

Предыстория

О селекции человеческого вида впервые серьезно заговорили после выхода в свет теории Дарвина о происхождении видов. Именно тогда вопросы эволюции и поиски способов влияния на нее обсуждались во всех научных кругах.

Следует отметить, что идеи улучшения генофонда существовали с древних времен. Например, древнегреческий философ Платон считал, что людей неполноценных и порочных не следует лечить, а «моральные выродки» должны подвергнуться казни. Слабых и болезненных детей в Спарте и странах Скандинавии умерщвляли во младенчестве, так как считалось, что они не смогут справиться с суровыми жизненными условиями. Царь-реформатор Петр Великий даже издал указ, в котором говорилось, что «дураки, что ни в какую науку и службу не годятся», не должны воспроизводить потомство, так как «доброе наследие» у них отсутствовало и не могло передаться их детям.

История возникновения

Вопросы и задачи евгеники человека первым сформулировал натуралист Фрэнсис Гальтон из Англии. Он был знатного происхождения и приходился Чарльзу Дарвину двоюродным братом. Начиная с 1863 года он изучал родословные благородных семейств, пытаясь выявить закономерность наследования умственных и физических данных потомками. Первые его наработки были опубликованы в 1965 году в статье «Наследственный талант и характер». Через четыре года в свет вышла его книга «Наследование таланта».

Термины и основные положения новой науки были сформулированы в 1883 году. Они касались селекции сельскохозяйственных культур, улучшения породы домашних животных, сохранения и облагораживания человеческого вида. Эти аспекты были описаны в первой книге по евгенике, вышедшей в том же году.

Следует отметить, что в царской России тоже велись аналогичные научные исследования. Врач и писатель Василий Маркович Флоринский в 1866 году опубликовал свой труд «Усовершенствование и вырождение человеческого рода».

Формирование евгеники как науки

В 1907 году Фрэнсис Гальтон определил евгенику как науку, которая занимается улучшением врожденных характеристик расы. С этого момента она стала заниматься вопросами исключительно человеческого генофонда. Появилось и другое определение евгеники. Это наука, использующая методы социального влияния на эволюцию человеческого вида.

Несмотря на то что Гальтон проповедовал позитивные меры улучшения расы, в 20 веке почти во всех развитых государствах широкое распространение получила негативная евгеника. В 1920 году в СССР было образовано Русское евгеническое общество, в котором участвовали ведущие генетики и врачи того времени. В странах Европы активно применялась принудительная стерилизация. Такая мера использовалась и в США.

В начале прошлого столетия появилось устойчивое словосочетание - индианский метод. В истории евгеники это был первый опыт использования негативного направления. Название методу дал штат Индиана, где эта практика применялась первоначально. Позже она распространилась и в других штатах. Начиная с 1904 года, согласно официально принятому в США закону, принудительной стерилизации подвергались «нежелательные обществу» люди. Это были преступники, наркоманы, алкоголики, душевнобольные.

Евгеника в СССР

История русской евгеники началась в 1920 году с основания Русского евгенического общества. Во главе этой группы стоял биолог-новатор, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук Николай Кольцов. Он также являлся редактором «Русского евгенического журнала».

В стенах Общества проводилась активная научно-исследовательская деятельность. Участники занимались изучением фенотипа и генотипа человека. Они собирали данные русских семейных хроник, проводили анкетирование людей с выдающимися способностями. Целью этих исследований был поиск закономерности наследования и приобретения тех или иных способностей человека.

Кардинальное отличие русской евгеники от евгеники других государств в том, что в СССР не принимались меры по стерилизации и истреблению носителей нежелательной наследственности. В труде Кольцова об улучшении породы человека была сформулирована идея создания человека созидающего (HomoCreator). Биолог считал, что снижение рождаемости искусственным путем приведет к отрицательному результату в вопросе улучшения генофонда. Верным методом, по его мнению, являлось создание благоприятной среды для поддержки носителей хорошей наследственности.

Генетик Юрий Филипченко и евгенист Михаил Волоцкий, напротив, считали евгенический опыт стерилизации, применяемый в США, наиболее удачным. Психиатр Виктор Осипов главным фактором, влияющим на вырождение русской нации, считал алкоголь.

Ученый Серебровский предлагал создать отдельную евгенику для каждого класса. Это было вполне логично, ведь каждая социальная группа имела определенный набор положительных и отрицательных качеств, сложившихся поколениями. В целом, утверждал он, для достижения целей, которые преследовала евгеника, необходимо улучшить условия жизни граждан. Также он предлагал создать банк спермы с образцами семенной жидкости представителей социальной элиты для искусственного осеменения женщин.

С приходом к власти Сталина наука претерпела ряд изменений. Общество, образованное в 1920 году, распалось. Евгеника переродилась в медицинскую генетику.

Наука и нацизм

В первой половине 20 века принудительная стерилизация была популярна и в Германии. Однако меры евгеники Третьего рейха были значительно жестче, чем в других странах Европы. Потомство запрещалось иметь не только больным и неблагонадежным гражданам. Эта участь постигла цыган и евреев. Такие же меры были предприняты и относительно людей с коммунистическими взглядами. Затем было принято решение не только стерилизовать неугодных Третьему рейху людей, но и истреблять их физически. Изначально такие меры осуществлялись только на территории Германии, но позже распространились и на захваченные нацистами земли.

Немцы считали, что такая «евгеника» предотвратит вырождение арийской расы, единственными представителями которой они и были. Однако это был геноцид в самом жестоком его проявлении.

После Второй мировой войны отношение к евгенике кардинально изменилось. На нее плотно легла тень фашизма и тех ужасов, которые происходили под руководством Гитлера. С того времени люди, не посвященные в тонкости науки и историю ее происхождения, неумолимо ассоциирует ее исключительно с Третьим рейхом. Именно это является основной причиной негативного отношения к науке.

Проблемы евгеники

На Нюрнбергском процессе ученые-евгенисты Третьего рейха были причислены к палачам за опыты, проводимые над заключенными, а на само учение было наложено строжайшее табу. Кроме того, в обществе вызывали критику и некоторые методы, предлагаемые евгенистами. В Советском Союзе, например, предлагалось ввести искусственное осеменение женщин.

Основной проблемой, с которой столкнулась евгеника, является недостаток информации о передаче положительных и отрицательных наследственных качеств из поколения в поколение. Нет формулы, которая определяла бы и прогнозировала наличие высокого уровня интеллекта или таланта в какой-либо области у детей. Из этого следует, что позитивная евгеника построена на гипотезах и не имеет научного подтверждения. А негативное направление встретило резкую критику общества.

Евгеника как научная деятельность начала возрождаться спустя много лет. Преимущество отдается исследованиям позитивного направления. Современные ученые в большинстве своем склоняются к мнению, что эта наука сегодня утратила смысл. Поставленные цели так и не были достигнуты, а деятельность, которая первоначально позиционировалась сугубо научной, тесно переплелась с нормами этики и морали.

Евгеника и права человека

Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Так произошло и с евгеникой. Наука столкнулась с моралью. Дело в том, что процесс совершенствования начинается с определения эталона, к которому следует стремиться. Таким образом происходит выявление хороших качеств и плохих. В евгенике разделение произошло на людей, достойных жить и производить потомство, и недостойных.

Следует отметить, что количество неугодных обществу значительно превосходило число тех, у кого наблюдалась положительная наследственность. Ведь среди них были не только больные и преступники. Отбор происходил по целому ряду признаков, которые часто не имели никакого отношения к наследственности. Это могла быть религия, социальная принадлежность, уровень достатка.

Чтобы избежать ущемления прав и свобод человека, был принят ряд юридических мер. Странами Европы были подписаны конвенции и декларации, посвященные этой теме. Согласно Хартии основных прав Европейского Союза (2000 год), евгеника стала запрещенной наукой.

Евгеника сегодня

В современном мире задачи евгеники решаются наукой генетикой. Пары, желающие иметь ребенка, но опасающиеся появления у малыша наследственных заболеваний, могут при помощи специалистов провести анализ своих данных и оценить риски. Такое консультирование позволяет рассчитать вероятность того, что потомство будет/не будет обладать тем или иным пороком.

Широко используются методы пренатальной диагностики. Исследование плода, развивающегося в утробе матери, помогает выявить большинство наследственных заболеваний и патологий. В случае необходимости женщина имеет возможность прервать беременность на ранних сроках.

Генная инженерия занимается непосредственно нахождением и исследованием способов, которые могли бы позволить улучшить генофонд и избавить человечество от заболеваний, передающихся по наследству.

Другая евгеника

Если вплотную заняться поиском сведений о евгенике, на страничках информационных ресурсов можно найти ответы, никак не связанные с наукой. В выпадающем списке появляются словосочетания: «евгеника инстаграм», «евгеника дидюля», «евгеника певица» и тому подобное. Что обозначают эти фразы и какое отношение они имеют к селекции человека? Абсолютно никакого.

Под звучным псевдонимом Евгеника скрывается Евгения Дидюля. «Певица. Актриса. Модель. Телеведущая. Чудо-жена» - так пишет она о себе в социальных сетях. В данный момент она задействована в проекте «ДиДюЛя». Кроме того, она является блогером и часто появляется в различных ток-шоу.

Евгения имеет два высших образования по специальности «Вокал», замужем, у нее есть дочь. Ее муж - Валерий Дидюля, знаменитый гитарист-виртуоз, композитор и шоумен. По совместительству он является продюсером красавицы.

В своем блоге Евгеника Дидюля читает различные саркастичные стишки. Авторы этих стихов - режиссер Олег Ломовой, сетевая поэтесса Юлия Соломонова и другие.

Творчество Евгеники

Певица выпустила свой первый альбом летом 2017 года. Он называется «Оптимистка». Песни Евгеники наполнены юмором и жизненной простотой. Как утверждает сама исполнительница, они полностью отражают ее характер и взгляды на жизнь. Клипы певицы также юмористичны. Кроме того, она не стесняется показаться публике как в откровенных нарядах, так и в мужском образе. Ярким примером тому служит клип на песню Евгеники «Бабы».

Термин «евгеника » впервые предложил английский натуралист Ф. Гальтон в 1883 г., понимая под ним учение о «хорошем роде», или «хорошем рождении».

Ф. Гальтон видел пути улучшения людей в поощрении и ограничении определенных браков.

В среде прогрессивной общественности в 20-30-х годах текущего столетия сложилось резко отрицательное отношение к данному разделу науки. Это было вызвано тем, что фашизм в целях оправдания войн и ограбления народов положил в основу своей идеологии расовую «теорию», а средством ее осуществления так называемую «расовую гигиену». Расовая теория исходила и исходит из совершенно ложного представления о генетической обусловленности духовного и интеллектуального превосходства одних рас и народов над другими. Более того, этой теорией допускается, что причиной материального и социального неравенства среди одного народа является генетическая неполноценность неимущих классов.

Как известно, расовая теория являлась мировоззрением всякого эксплуататорского класса во все эпохи развития общества. С ее помощью пытались объяснить неравенство людей даже внутри одной нации причинами, якобы не зависящими от самих людей, - биологическим неравенством. На самом деле человечество на всем земном шаре представляет собой один вид Homo sapiens, имеющий равновероятные наследственные потенции в отношении видовых признаков. Это объясняется следующими причинами:

  1. человек имеет монофилетическое происхождение;
  2. с момента начала цивилизации и развития общественного производства прошло еще слишком мало времени (в эволюционном смысле) для того, чтобы успели произойти крупные генетические расхождения в определении интеллектуальных свойств людей в процессе их расселения;
  3. с развитием цивилизации все более увеличивается панмиксия и сокращается число изолятов; в частности, европейские народы представляют собой наиболее панмиктическую популяцию, и поэтому в ней особенно маловероятны замкнутые популяции - расы, изоляты;
  4. по мере развития классового общества внутри каждой нации и государства сменялись не только господствующие классы, но и их конкретные носители наследственности - люди.

Наблюдающиеся различия цвета кожи, формы волос, строения тела и черепа (долихоцефалы, брахицефалы), строения молекулы гемоглобина, групп крови и т. д. - есть конкретное отражение генетического дрифта по отдельным генам, но не по генотипу в. целом. В этом убеждает полная плодовитость метисов любых человеческих рас, полное сходство кариотипа, сходство по группам крови, тождество строения головного мозга и других признаков.

Таким образом, для расовой теории не существовало и не существует никакой научной основы. Фашизм проповедует не евгенику как науку, а расовую гигиену, целью которой является уничтожение социально неугодных людей.

Культура и уровень развития человека прямо обусловлены уровнем развития производительных сил и способа производства. В силу этих причин у разных народов возникла разница в накоплении индивидуального опыта, обобщенного в культуре того или иного народа. Если сравнить среднеобразованного человека нашего времени с таковым XIX, XVIII и тем более XVII столетий, то нельзя не признать, что первый имеет несравнимо большую информацию о природе, чем вторые. Однако доказано, что в течение 8-12 поколений, сменившихся с тех пор, никаких существенный генетических сдвигов в отношении структуры и функции головного мозга в человеческой популяции не произошло. При этом роль естественного отбора непрерывно снижалась, а панмиксия увеличивалась.

Развитие цивилизации, накопление и передача знаний из поколения в поколение совершаются с помощью механизма сигнальной наследственности. Накопление индивидуального опыта путем познания природы и воздействия на нее осуществляется через две системы функционального кодирования приобретенного индивидуального опыта: устного и печатного слова. Именно данный механизм передачи индивидуального приспособления, в основе которого лежит механизм условно-рефлекторной деятельности, приобрел особое значение в накоплении и передаче культуры, в поведении и психике человека. В процессе накопления индивидуального опыта человека, в отличие от животных, ведущую роль играло общественное производство, т. е. деятельность самих людей.

В учении об евгенике были допущены принципиальные ошибки, и сам термин был дискредитирован. Однако мы считаем необходимым этот раздел науки восстановить в правах, очистив его от лженаучной шелухи.

Человек произошел в процессе эволюции. Этот процесс шел, идет и будет идти в будущем. Однако механизм эволюции разумного человека резко отличен от механизмов эволюции животных и растений. По мере того как человек стал овладевать природой и расширять свои возможности воздействия на нее, т. е. стал сам создавать условия своей жизни, роль естественного отбора в эволюции человека стала сокращаться. Однако это не означает, что действие естественного отбора когда-либо абсолютно прекратится. Все те природные факторы, регуляцией которых человек не овладел, например некоторые инфекционные болезни, биотические и абиотические факторы среды, будут воздействовать на эволюцию человека.

Чем же характеризуется эволюция человека? Во-первых, из-за сокращения действия естественного отбора векторность эволюции человека будет сниматься, а темп ее замедляться; во-вторых, по мере развития цивилизации и снятия национальных и прочих барьеров в бесклассовом обществе произойдет гибридизация народов, т. е. осуществится всеобщая глобальная панмиксия, и в связи с этим роль случайного момента в эволюции уменьшится.

В целях управления эволюцией человечества требуется научно обоснованная регуляция ее. Для этого необходима специальная наука - евгеника, предметом которой явилось бы изучение путей и методов особенностей эволюции человека, что осуществимо в полной мере только в условиях социального и экономического равенства людей. В классовом обществе проведение евгенических мероприятий ограничено, так как невозможна полная реализация положительных для общества наследственных потенций людей.

Евгеника должна быть синтетической наукой, основывающейся на достижениях изучения биологии человека: генетики, физиологии, анатомии, психологии, эмбриологии, биохимии и на успехах математики. При этом экстраполяция биологических закономерностей на эволюцию человека должна быть согласована с законами развития общества.

Евгеника должна создать комплексные методы исследования на основе методов разных дисциплин. К ним могут быть отнесены методы популяционной генетики, санитарной и демографической статистики, медицинской генетики и других наук. Методы евгеники будут совершенствоваться по мере расширения и углубления тестирования генетической потенции человека.

Некоторые биологи склонны отказаться от термина «евгеника», заменив его антропогенетикой или медицинской генетикой. С этим согласиться трудно. Медицинская генетика, изучающая наследственные болезни, их этиологию и лечение, является лишь частным разделом антропогенетики, которая изучает генетические закономерности наследования свойств человека как в норме, так и в патологии, не касаясь эволюции человека. Евгеника же должна заниматься изучением эволюции человека и путей избавления от неблагоприятных наследственных факторов, отягощающих человечество. Успехи евгеники будут зависеть от уровня цивилизации и организации общества.

Отбросив всякие социальные извращения научных основ, евгеника должна существовать и развиваться как наука, основанная на точных биологических и генетических знаниях. Ее развитие может быть особенно успешным в условиях социалистического общества, так как только при материальном равенстве людей может быть обеспечена полная забота о духовном и физическом здоровье человека. Однако было бы глубоким заблуждением полагать, что каждый человек в равной мере способен к любого рода деятельности. Для каждого человека характерен свой генотип и, естественно, не каждый генотип в равной мере определяет способности к музыке, математике или спорту. Интеллектуальные способности определяются работой головного мозга. Они определяются наследственно, так же как и любые другие свойства организма. Для выявления всех генотипических возможностей человека требуется адекватное генотипу воспитание и тренировка. В силу неадекватности условий воспитания в обществе пропадают огромные интеллектуальные резервы, которые обязательно должны быть использованы.

Поскольку невозможны эксперименты по размножению человека, возникает необходимость поисков других путей контроля над эволюцией человеческого рода. Условиями для этого являются:

  • социальное и экономическое равенство людей, дающее возможность для всех генотипов реализовать свои наследственные возможности;
  • ограждение человека от действия мутагенов, вызывающих наследственные и врожденные болезни;
  • разработка методов предупреждения реализации наследственных и врожденных болезней и их лечения;
  • установление оптимальных условий обучения, передачи знаний и навыков от поколения к поколению и совершенствование памяти;
  • составление родословных семей, отягощенных наследственной болезнью; их регистрация и диспансеризация через медико-генетические учреждения;
  • медико-генетические консультации бракосочетающимся;
  • повышение культурного уровня всего общества.

Таким образом, задачей евгеники является отыскание путей ограждения человека от отягощения наследственными болезнями, поиск методов оптимальной реализации генотипа в выборе профессий, повышение биологического образования самого человека и решение других проблем, связанных с оздоровлением человеческого общества. При этом рост культуры самого человека как члена общества явится важным фактором его биологического прогресса.

В человеческом обществе невозможен насильственный подбор, но, благодаря разумной деятельности, сам человек придет к сознанию необходимости учета наследственных факторов. Чем глубже будут его знания в области анатомии, физиологии и наследственности, тем многообразнее и гармоничнее будут его требования в свободном выборе партнера.

Человек должен властвовать не только над природой, но и над собой, ибо ответственность каждого человека перед обществом должна возрастать.

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

Отношения с Чарльзом Дарвином

Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

Евгеника как наука в действии

По материалам Wikipedia.org

Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

Наука Евгеника в XXI веке

После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

А. Аборты - наследие науки евгеники

По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

Евгеника как наука - заключение

Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

1

И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

Ссылки и примечания:

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

Ссылки и примечания:

  1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.

Возможно, вы в шоке после прочтения названия статьи. Слово евгеника , получившее отрицательный окрас из-за событий 40-вых годов, кажется далеким от процветающего Сингапура . Но настолько ли ужасна евгеника?

История евгеники

Для начала разберемся, что такое евгеника . Само слово евгеника переводится как «благородный». Это учение о селекции человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Свойства эти как физические, так и умственные. Придумал и развил это учение двоюродный брат знаменитого Ч. Дарвина — Френсис Гальтон. Изначально она воспринималась лишь как наука о том, как совершенствовать человека и воспринималась вполне позитивно, даже была популярна.

Свой след наложила на это понятие фашистская идеология, а также многие жестокие эксперименты, которые совершали нацистские ученые для достижения «расовой гигиены». Зная эти бесчинства, очень сложно воспринимать слово евгеника в хорошем ключе, тем не менее, не будьте жертвой своих предрассудков. Современная наука занимается евгеникой и это не имеет никаких схожих черт с нацистскими пытками, не подразумевает дискриминации. Евгеника помогает ученым вырабатывать методы борьбы с наследственно передающимися заболеваниями или склонностями к болезням (например, к раку). Такие исследования также нацелены на усиление способностей нашего мозга.

Положительная и отрицательная евгеника

Для сравнения:

Цель положительной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель отрицательной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Конечно, грань между двумя этими понятиями очень тонка, и в современном мире, который так нацелен на уважение прав всех людей, на демократические ценности и свободы, может быть воспринята превратно. Но тем не менее, если смотреть на эту тему шире, но можно заметить сколько сильных сторон имеет евгеника. Реальный пример того, как евгеника в политической стратегии может нести и положительные результаты — предотвращения рождения детей с серповидноклеточной анемией на острове Сардиния.

В середине 1970-х была начата массовая программа диагностики плодов, которые имеют вероятность болеть этим видом анимии. То есть ребёнок, развившийся из такого плода, обречён на тяжёлое заболевание, для предотвращения летального исхода необходимо переливание донорской крови с периодичностью в 20-30 дней. Стоит заметить, что, конечно, никто не заставлял, и даже не пропагандировал делать аборты таких детей. Родителям лишь предоставлялся выбор - прерывать беременность или нет. Но ранняя диагностика, которую обеспечивало государство, дала им возможность сделать этот выбор. В результате частота рождения детей, больных талассемией, на Сардинии за 25 лет снизилась в 20 раз. Оставшиеся 5 % больных детей появляются при информированном согласии родителей.

Евгеника в Сингапуре

Евгеника как политическая концепция в Сингапуре была разработана Ли Куаном Ю. Этот человек, более известный как преймер-министр Сингапура, который смог сделать страну с 3 в мире ВВП за несколько десятилетий из отвергнутой части Малайзии. Более подробно я говорила об этой в другой статьей, поэтому не буду останавливаться на этой теме детально. Но одна из мер, которая также способствовала росту уровня жизни и прогрессу Сингапура — позитивная евгеника.

С трана стала поддерживать тех, у кого было хорошее физическое развитие, высокий интеллект и отсутствие наследственных заболеваний. Ли Куан Ю распорядился создать мощную базу для создания традиционных семей, способных растить и воспитывать здоровых и умных детей. Под патронажем правительства было создано два брачных агентства. Одно занимается образованными молодыми людьми, другое — всеми остальными. Главная задача брачных агенств — заключение браков между парами сопоставимого социального и интеллектуального уровня.

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

Это агентство не только подбирает пару молодому человеку с учетом всех личностных особенностей, но и создают условия для встреч. При агентствах функционирует сеть спортивных тренажерных залов, кафе, бассейнов, дискотек и кинотеатров. После заключения брака молодоженам от государства «светит» солидный подарок в виде кредита на приобретение жилья.

С другой стороны, наркоманкам и неграмотным женщинам предлагается стерилизация, но полностью добровольная, в обмен на большую сумму денег. Недипломированные женщины, заводя­щие второго ребенка, платят штраф. Однако, если после рождения двух детей такая женщина пойдет на стерилизацию, ей за это предлагается вполне качественное жилье.

Продолжается такая политика уже и после рождения ребенка. Все дети до 12 лет имеют одинаковый стартовые условия, но те, кто показывает лучше успехи и имеют высший IQ субсидируются государством для продления их успехов. Государство практически везде делает упор на то, чтобы поддерживать воспитание и прививает любовь к учебе, физическому здоровью. Но замечу, что условия для этого созданы на высочайшем уровне, а медицина высоко развита. Ни бедные, ни больные, ни люди малообразованные не остаются за бортом, их не унижают, но создают явный мотив пытаться совершенствоваться.

Не могу сказать лично, что отношусь до сих пор однозначно хорошо к евгенике. Возможно, некоторые меры даже в Сингапуре недостаточно толерантны, но они работают, и что еще более интересно, автора этой политики уважают и будут чтить наверное всю историю Сингапура.

биомедицина генетика синдром евгеника

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: «Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых,… ».

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, -- живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результатах проводимых им археологических исследований).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Евгеническое движение.

Это учение зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон -- двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгемника (от греч. ??????? -- «породистый») -- учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин«евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

В XX веке Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых -- евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации. Подобные же программы осуществлялись в 1920--1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени. В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных»осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии. В нацистской Германии (1933--1945), принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, душевно больные, уродливые, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии -- и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 -- уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных. Преследование гомо-сексуальных мужчин. Лебенсборн -- зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.

«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев). План «Ост» -- захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе (Письменного подтверждения этому так и не нашли).

Евгеника и современность. Дискуссия вокруг евгеники. Доводы «За».

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение»). При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности -- происходит также и сохранение отрицательного фактора (то есть вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад. Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности -- пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против».

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребёнка.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда. В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине -- генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Методы лечения наследственных заболеваний не ограничиваются генотерапией. В рамках классической медицины разрабатываются средства для существенного уменьшения негативных последствий наследственных дефектов. В частности, первый этап клинических испытаний прошло средство, значительно улучшающее качество жизни больных синдромом Дауна

Конвенция о биомедицине и правах человека.

Страны -- члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундамен-тальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года. Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица. Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диаг-ностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.

Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005, Декларация о клонировании человека, ООН, 2005, Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

Для меня евгеника - это наука, которая была когда-то раньше и осталась в прошлом, как, скажем, алхимия. И сегодня, по-моему, не имеет смысла придумывать ничего иного, кроме того, что вкладывал в свое определение Гальтон, который назвал ее наукой об улучшении природы человека. Так же понимал ее и Н. К. Кольцов. Оглядываясь на столетнюю историю евгеники, я бы сказала, что евгенику и раньше и особенно сейчас правильнее было бы называть неким общественным движением в научной среде, чем наукой. Строго говоря, у евгеники не было своих методов, а какая наука без методов.

Гальтон говорил о ступенях евгенического движения: вначале это изучение природы человека, потом пропаганда евгенических идей, потом - идеальный вариант - каждый человек евгенически образован и может принимать решения самостоятельно. Однако после Гальтона развитие пошло сразу по пути практической реализации евгенических идей: появились кафедры для обучения, были открыты кабинеты для насильственной стерилизации. Это отрицательная евгеника, а положительная?

А положительная не проходила по одной простой причине - слишком трудно ввести такие законы, которые создавали бы преимущества, скажем, особо одаренным. Социальные меры вводить труднее, чем наладить стерилизацию отдельных людей. Положительная евгеника в принципе труднее по целевым установкам, если, конечно, отвлечься от вопроса, нужно ли вообще это делать. Труднее и потому, что требует подготовленности общества и экономических условий.

Кроме того, развиваться евгеника начала практически одновременно с генетикой человека. Фактически свои позиции Гальтон сформулировал лишь в начале нашего века, именно в тот период, когда начала свое шествие генетика. А что двигало развитием генетики человека? Изучение наследственных болезней. Нормально наследуемых качеств в то время было описано очень немного. В основном были известны патологические мутации.

Задача негативной евгеники на самом деле состояла не в том, чтобы сделать семью счастливой, позаботиться о благе пациента, учесть его права. По мнению евгеников, семья, отягощенная наследственной болезнью, вредит обществу, и задача в том, чтобы освободиться от индивида, имеющего патологический ген, во всяком случае, от его потомков, т.е. облегчить обществу жизнь. В сущности, это хотя и не расистская, но и негуманистическая позиция.

Умирание евгеники шло естественно и закономерно. И не так уж быстро. В первую очередь были закрыты кафедры евгеники, потому что в тех европейских странах, в которых были введены законы о стерилизации, и особенно в США, где, как известно, все делается в больших масштабах и где евгеническая практика развернулась тоже в больших масштабах, общественность начала оказывать противодействие. В тех штатах, где закона о стерилизации не было, его не стали принимать, в других же он либо отменялся, либо не действовал.

Частично и постепенно евгеника стала переходить в медицинскую генетику. Этот переход очень хорошо виден в России, хотя евгеническое движение возникло у нас много позже, чем за рубежом. Там после 16-17-го года оно уже пошло вниз, а до нас эта волна докатилась только после революции. К тому же, добавилось всеобщее увлечение идеей улучшить человечество. Верили, что человека можно переделать. Но что характерно для русских ученых - это гуманистический подход, отсутствие какого-либо насилия в рекомендациях, понимание роли воспитания. Скажем, знаменитую статью Ю. А. Филипченко о взаимосвязи образования и наследственности в воспитании талантов до сих пор можно считать классической.

И вторая иллюстрация того, что жесткой границы между евгеникой и генетикой не было. В работах основателя отечественной клинической генетики выдающегося генетика и невропатолога С. Н. Давиденкова 20-х - начала 30-х годов слово "евгенический" равнозначно понятию "медико-генетический". Он говорил о евгенических консультациях, о евгеническом предупреждении болезней, имея в виду именно такое медико-генетическое консультирование, какое существует сейчас. Просто тогда еще не было термина "медико-генетическая помощь".

Когда в Англии, в Америке, в других странах генетика человека в 50-х годах стала интенсивно развиваться, в Германии к этому направлению относились крайне настороженно. Это была расплата. Отголоски, предупреждения, чтобы генетика человека не превратилась в евгенику, можно услышать и сегодня. Но ведь в любой области можно и нужно думать об отрицательных сторонах использования научных открытий.

Последнее обсуждение итогов евгенических мероприятий состоялось в 1966 году на 3-м Международном конгрессе по генетике человека в Чикаго.

Это был последний конгресс, на повестке дня которого стоял вопрос об отдаленных последствиях евгенической стерилизации. Ненасильственной в общем-то, какая проводилась, в основном, в Дании, Швеции и США. Закон в основном касался семей с двумя и более умственно неполноценными детьми.

А результат был такой: По самым скромным оценкам 2-3% людей имеют умственную недостаточность - стабильно во всех популяциях, во всех странах. Это случаи серьезной патологии. А вообще около 10% детей не могут нормально учиться в обычных школах. Но 2-3% тоже не в полной мере наследственные, они зависят и от каких-то еще неясных факторов среды, и от взаимодействия генов и среды.

Таким образом, если говорить о стерилизации в популяционном смысле, то «овчинка выделки не стоит».

Теперь о нынешнем всплеске интереса к евгенике, связанном, без сомнения, с успехами генной инженерии, генной терапии. Возник вопрос, не опасно ли это, не приведут ли эти успехи к возрождению евгенического движения?

Во-первых, та часть генной терапии, которая сейчас широко (и очень быстро) входит в практику, касается прежде всего лечения больных. Речь идет о введении генов только в соматические клетки и только для лечения.

Здесь с точки зрения евгеники каких-либо опасений быть не может. Все опасности и сложности, возникшие на современном этапе развития генетики, в сущности, могут быть предупреждены строгим соблюдением технологии и биоэтической и правовой регламентацией деятельности врачей и генетиков. Здесь, как и в любой другой области медицины, конечно, можно легко навредить больному или даже здоровому человеку, скажем, при проведении профилактических мер. Но навредить можно и лекарствами, навредить можно процедурами. Врач иногда вредит даже словом.

Н.Б.: Сегодня генная терапия может применяться при некоторых, строго определенных наследственных болезнях. Например, при лечении первичных иммунодефицитов, а вскоре, возможно, и вторичных, например, СПИДа. Наследственный или врожденный первичный иммунодефицит -это тяжелейший недуг. Родившиеся с ним дети могут выживать только в стерильных условиях.

Не исключена также возможность лечения тяжелых форм наследственной гиперхолестеринемии - раннего семейного атеросклероза. У больного удаляют часть печени, выращивают клетки печени in vitro, вводят в них ген и возвращают их этому же человеку в суспендированном виде через воротную вену, чтобы клетки попали прямо в печень, где они оседают и начинают работать.

Довольно интенсивно ведутся исследования по лечению муковисцидоза - болезни, связанной с нарушением генетической функции эпителиальных клеток легких и бронхов. По-видимому, и здесь будут достигнуты определенные успехи, хотя трудно сказать, какой путь со временем будет проще - лекарственный или генетический. Больше всего надежд - возлагается на лечение рака. Но эта процедура более сложная - вводят гены с целью усилить иммунный ответ к опухоли. Предполагается, что косвенный способ генотерапии должен усилить иммунный ответ таким образом, чтобы уничтожить собственную опухоль силами своего же организма. Однако говорить, что какие-то из названных методов уже встали на поток, пока рано. Сегодня это еще эксперименты и пробные клинические испытания со строго регламентированными протоколами.

О манипуляциях с зародышевыми клетками с целью изменения человечества можно было бы думать, только в том случае, если эти изменения наследственного аппарата коснутся больших популяций людей и действительно улучшат какие-то их свойства: умственные способности, быстроту реакции, антропологические характеристики и т.д. Но, по моему, об этом говорить рано.

Наши знания о геноме человека в целом сейчас напоминают именно такую ситуацию - если ты сумел влезть в сложнейший, хорошо отлаженный механизм, пусть даже с изящной отверткой, это вовсе не означает, что ты тем самым его улучшил. Скорее, нанес вред.. Мы слишком мало знаем о том, как он работает. И поэтому последствия нашего вмешательства будут совсем не евгенические. Таким образом, говорить о серьезном генетическом управлении природой человека в целом нет никаких оснований.

Нам ведь всего одна вещь нужна сейчас - забота о нашей наследственности: путем исключения мутагенных факторов из окружающей среды, путем сохранения всего разнообразия человеческого рода, путем уменьшения "груза" наследственных болезней.

Строго говоря, генофонд - это пул генов. За рубежом термин "генофонд" применительно к человеку не употребляется, говорят о пуле генов, т. е. о сложенных вместе геномах всех людей - каждого из членов общества - народа, страны, популяции. Я предпочитаю называть это просто наследственностью человека. Употребляя термин "генофонд", мы придаем этому понятию технологический, селекционный смысл.

Экологическое воздействие в первую очередь ведет не к наследственным болезням, а к врожденным порокам развития тератогенной природы. Если и есть повышение их частот, то небольшое, несмотря на тяжелую экологическую ситуацию. По-видимому, эволюционно человек как биологический вид приспособился к тому, что большая часть повреждений отсекается до рождения, а уж чему надо развиться, оно должно быть хорошим. Можно даже предположить, что при ухудшении экологической ситуации дети с врожденными пороками развития будут рождаться реже, потому что больной плод в экологически плохой среде при вынашивании в утробе матери менее способен развиваться, чем здоровый.

Психогенетика и общество.

Термин "психогенетика" появился сравнительно недавно; в кон. XIX- нач. XX вв. И те исследования, которые мы бы сейчас назвали психогенетическими, проводились в рамках двух ныне почти исчезнувших наук - евгеники и педологии.

Русское Евгеническое Общество (РЕО) было организовано в Москве 15 октября 1921 г. по инициативе и под руководством основоположника отечественной экспериментальной биологии, известного генетика Н.К. Кольцова. Общество ставило перед собой следующие задачи: 1) изучение вопросов наследственности специально в приложении к человеку путем устройства анкет, обследований, экспедиций и т.д.; 2) распространение в широких народных массах сведений о законах наследственности у человека и о целях и задачах евгеники путем издания популярных книг, брошюр, устройства публичных лекций и т.п.; 3) подача советов евгенического характера желающим вступить в брак и всем, интересующимся собственной наследственностью. Ведущими методами РЕО были генеалогический метод и метод близнецов. "Русский Евгенический Журнал", выходивший в 1921-1930 гг.

История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающаяся генетика постоянно "вбрасывает" в информационное пространство все новые факты, которые будоражат общество. К сожалению, вокруг генетики сконцентрировано очень много трагических событий. Первые же результаты исследований по наследственности человека породили евгеническое движение, сразу же захлестнувшее развитые страны Европы и Америки. Еще не разобравшись в законах наследственности, люди начали осуществлять социальные мероприятия, которые завершились трагедией для целых народов. Вторая трагедия произошла в СССР, где сталинщина и лысенковщина на первом этапе привели к гонениям и даже физическому истреблению в 30-х гг. ХХ в. лучших биологов-генетиков мирового значения: Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, Н.И. Вавилова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, С.Г. Левита, В.П. Эфроимсона и др. Второй этап (после 1939 г) привел к сворачиванию исследований по генетике, а с 1948 по 1964 гг. генетика в СССР фактически была запрещена как буржуазная лженаука. Вследствие такой непостижимой с точки зрения здравого смысла политики государства отечественная генетика, занимавшая в начале 30-х гг. лидирующее положение в мире, переместилась на последние места.

В чем причина разыгравшихся трагедий? Пожалуй, главным образом, во всеобщей невежественности, некомпетентности, недоверии к мнению настоящих ученых и, безусловно, в преступной поспешности и недальновидности. Стоило чуть-чуть подождать, дать время на получение достоверных фактов, выяснения основополагающих закономерностей генетики, которые затем, уже обоснованно, можно будет применять на практике, и общество, благодаря истинной науке, имело бы замечательные результаты. Как часто случается, что практика опережает теорию! Действительно, кажется заманчивым быстро получить желаемые результаты: в короткие сроки создать здоровое, умное, почти безупречное поколение людей (о чем мечтали евгеники), уже завтра иметь огромные урожаи, соответствующим образом "воспитывая" рожь и пшеницу (что обещал Т.Д. Лысенко). Однако все это было лишь утопией и обернулось трагедией не только для отдельных людей, но и целых народов.

Первые успешные исследования по психогенетике в СССР, проводившиеся в Медико-генетическом институте в конце 20-х - начале 30-х гг., были насильственно прекращены, поскольку идеология государства требовала воспитания унифицированных членов социалистического общества, генетика же все более заставляла задумываться о генетической индивидуальности каждого человека.

Интеллектуальные тесты, которые начали создаваться еще в конце XIX в. учениками и последователями Ф. Гальтона, в ХХ в. продолжали совершенствоваться и к концу 60-х гг. уже широко применялись для тестирования в развитых странах Запада, особенно в США. Разрабатывались тесты не только для взрослых, но и для детей. По результатам тестирования осуществлялся отбор детей для обучения по различным программам. Таким образом, политика в области образования все более зависела от развития психодиагностики.

Никто не станет отрицать, что различия между людьми существуют. Каждый человек своеобразен как своим внешним обликом (телосложение, цвет глаз, волос, кожи, и т.д.), так и особенностями поведения (походка, жестикуляция, мимика лица, особенности речи).

Кроме различий между отдельными индивидами, психологи часто обнаруживают наличие статистически достоверных различий между группами людей, отличающихся по полу, возрасту, социальному положению, этнической принадлежности и другим параметрам. Существование межгрупповых различий также часто вызывает повышенный интерес со стороны общества. Помимо уже упомянутых расовых различий довольно остро дискутируются различия между полами. Например, оказывается, что в среднем мужчины демонстрируют более высокую эмоциональную стабильность, чем женщины. Различия между средними оценками эмоциональной стабильности мужчин и женщин весьма незначительны, однако, как правило, люди имеют тенденцию преувеличивать значимость межгрупповых различий. У большинства создается впечатление, что все женщины без исключения менее эмоционально стабильны, чем мужчины.

Иными словами, в группе крайне эмоционально стабильных людей преобладают мужчины, а в группе крайне эмоционально нестабильных - женщины. В целом же существует обширная перекрывающаяся область, в которой можно встретить и мужчин, и женщин с одинаковыми оценками эмоциональной стабильности. Точно так же воспринимаются данные о межрасовых различиях в оценках умственных способностей: людям кажется, что все негры "глупее" белых. В обществе, где декларируются равные права независимо от расовой и половой принадлежности, данные науки, указывающие на существование различий между расами и полами, всегда воспринимаются болезненно, особенно если речь идет о социально значимых психологических характеристиках.

К сожалению, история психогенетики несвободна от примеров прямой фальсификации данных с целью получения желаемого результата. Речь идет о печально известных "исследованиях" известного английского психолога сэра Сирила Берта.С. Берт в 1955 г. опубликовал результаты исследования, выполненного на идентичных близнецах, разлученных с раннего детства, в котором были приведены впечатляющие статистические данные об удивительном подобии разлученных близнецов. В 1974 г. психолог из Принстона Леон Камин, анализируя работы С. Берта, обнаружил совпадения некоторых цифр, которые показались ему маловероятными. После тщательного просмотра и сопоставления данных С. Берта Камин пришел к заключению о недобросовестности С. Берта, и тот был обвинен в научном мошенничестве.

В настоящее время на Западе явно намечается обострение полемики евгенической направленности. Все чаще появляются книги и статьи, вызывающие оживленную дискуссию не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Все говорит о том, что идеи, сформулированные Ф. Гальтоном в конце XVIII столетия и захватившие умы тогдашней элиты и интеллигенции, по-видимому, продолжают подспудно существовать и при малейшей возможности снова пробивают себе дорогу.

Нынешнее оживление евгенического движения можно связать с бурным развитием генетики человека, благодаря успешному сотрудничеству ученых всего мира в рамках международного проекта "Геном человека".