Форма глагола русский язык. Неопределенная форма глагола

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет , а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от . В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - : умением (каким?) играть.

Видео по теме

Обратите внимание

Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.

Полезный совет

Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.

Источники:

  • глаголы в неопределенной форме

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Инструкция

Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.

Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.

Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание .

Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».

Окончание «ти» в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».

Чтобы научиться образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.

Источники:

  • не случится глагол в неопределённой форме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.

Глагол – чрезвычайно интересная часть речи, отражающая все многообразие действий, состояний, отношений, существующих в нашем мире.

Из-за многообразия форм и грамматических признаков глагол довольно сложен в изучении. Однако внимательно и вдумчиво изучив морфологию глагола, вы научитесь решать задачи, которые ставит эта «хитрая» часть речи.

Глагол – это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета.

В русском языке глагол может быть любым членом предложения, хотя чаще всего он выступает в роли сказуемого.

Глагол имеет ряд грамматических признаков. Глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду, могут быть переходными и непереходными. Глаголы могут употребляться в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, то есть могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени. Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам.

Глагол отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает?», «Что будет делать?», «Что сделает?», «Что делал?», «Что сделал?»

Глаголы – это чрезвычайно многочисленная, разнообразная, интересная в грамматическом отношении группа слов. Примерно треть всего словарного запаса нашего языка – глаголы. И это неудивительно, ведь глаголы обозначают весь спектр возможных действий, состояний, отношений. Сидеть, видеть, работать, читать, знать, состоять, намереваться – все это глаголы.


В русском языке существует две отглагольные формы – это причастия и деепричастия. Эти формы сохраняют некоторые признаки глагола и. одновременно, приобретают признаки другой части речи.

Причастия (пришедший, насмотревшийся, читающий, спящий, ведомый ) по некоторым признакам схожи с прилагательными. Деепричастия (глядя, сидя, поев ) – с наречиями.

Существует два вида глагола: совершенный и несовершенный. Грамматическая категория вида отражает характер протекания действия, его отношение к результату.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать?». Они обозначают действие, которое завершилось (прочитать, приехать ), начнется в определенный момент (запеть ), произойдет одномоментно (толкнуть, сдвинуть ).

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, протяженное во времени, длительное, повторяющееся (читать, ехать, петь ).

Глаголы совершенного и несовершенного вида образуют видовые пары. Это слова, близкие или одинаковые по лексическому значению и различающиеся видом, а также составом слова. Например:

Некоторые видовые пары отличаются только ударением:

Нарѐзать-нареза̀ть, рассы̀пать-рассыпа̀ть

Или вовсе имеют разные корни:

Брать-взять, искать-найти.


Есть в нашем языке и такие «хитрые» глаголы, которые в совершенном и несовершенном виде звучат и пишутся абсолютно одинаково. Например: велеть, казнить, ранить .

Глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Спряжением называются также группы, на которые делятся все глаголы русского языка. Глаголы, относящиеся к одному спряжению, спрягаются однотипно, то есть имеют одинаковые окончания в определенной форме. Есть два спряжения – I и II.

Глаголы первого спряжения имеют следующие личные окончания:

1 лицо -у (-ю) | -ем

2 лицо -ешь | -ете

3 лицо -ет | -ут (-ют)

Глаголы второго спряжения имеют другие окончания:

Единственное число | Множественное число

1 лицо -у (-ю) | -им

2 лицо -ишь | -ите

3 лицо -ит | -ат (-ят)

Если ударение приходится на окончание, определить спряжение и грамотно написать слово несложно. Но в большинстве глаголов ударными являются другие слоги, поэтому приходится запоминать правило определения спряжения.

Ко второму спряжению относятся:

Все глаголы на –ить , кроме брить, стелить ;

7 глаголов исключений на –еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть ) и 4 глагола на –ать (гнать, держать, слышать, дышать ).

Все остальные глаголы относятся к первому спряжению.


Есть немногочисленная группа разноспрягаемых глаголов: хотеть, бежать, чтить, брезжить . Эти слова спрягаются то по первому, то по второму спряжению в разных формах.

Глагол - часть речи, которая рассказывает обо всех действиях человека и животных. Это самая сложная морфологическая субстанция. К ней нужно относиться очень внимательно и изучать подробнейшим образом. Данная статья сможет помочь в этом трудном деле.

Какой он - глагол

Хитрый и коварный, раскрывающий не только то, как действуют предметы, но и в каком состоянии они находятся.

Глагол редко уступает свою роль сказуемого, но сам может быть в роли любого из членов предложения.

Признаки, которыми обладают глаголы

Грамматические признаки этой части речи весьма разнообразны:

  • Наклонение
  • Время
  • Числа

Глагольные вопросы так же многогранны, как и его признаки. В соответствие с видовыми формами: что делать? и что сделать? По временам глагола: что делает?, что будет делать?, что сделает?, что делал?, что сделал?

Глаголы могут образовывать причастия и деепричастия. Эти две формы сочетают глагольные совместно с признаками других частей речи. Причастия дружат с прилагательными, а деепричастия с наречиями.

Видовые пары

Совершенный и несовершенный вид можно легко научиться разграничивать. Всё зависит от задаваемого вопроса. Если в вопросе присутствует приставка с-, значит, название вида тоже начинается с буквы «с».

Действие уже завершилось или вот-вот начнётся.

Если приставка в вопросе не-, то вид несовершенный.

Глаголы указывают на действие длительное или повторяющееся.

Например, к глаголу «приехать» нужно задать вопрос: что сделать?. Вид совершенный. К глаголу «ехать» подходит вопрос что делать?. Вид несовершенный.

Глаголы могут изменяться

Изменение глагола в русском языке называется спряжением. Если глаголы имеют одинаковые окончания, они объединяются в целые группы. Эти группы и есть спряжения, их всего два. Для первого спряжения характерна буква -е при изменении по лицам и числам, а второе спряжение отличается буквой -и. Это определятся без особых хлопот только в том случае, когда окончания ударные, если же возникают сомнения из-за того, что у глагола безударное личное окончание, понадобится использовать правило, в котором имеется целый ряд глаголов-исключений. В этом случае, первое спряжение не слишком требовательное, оно забирает множество глаголов и ещё два, оканчивающихся на -ить: брить и стелить. А вот второе спряжение чрезвычайно к себе требовательное, оно не всякий глагол пригласит в свою группу. К нему относятся только те, которые оканчиваются на сочетание букв -ить, Только 7 глаголов с -еть и только 4 глагола на -ать.

Категория вида

  • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать , петь ).
  • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать , спеть ).

Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида:

  • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид);
  • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид).

Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида - двувидовые глаголы (велеть , обещать , ранить ).

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью.

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю - «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит - «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить (непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна; учить уроки (переходный глагол).

Спряжения глаголов

Спряжение - это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам (аналогично склонению для имен существительных). Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково.

Регулярные спряжения

Существует два спряжения (две категории глаголов): I и II.

Определяют спряжение следующим образом - если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут , -ют , то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат , -ят , то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше - I спряжения.

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых:

  1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить , стелить , редко встречающихся глаголов зиждиться" («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.).
  2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер­петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть ) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды­шать ).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение). Спряжение - это постоянный признак глагола.

Нерегулярные спряжения

Основная статья: Неправильные глаголы

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся:

  1. бежать , который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению);
  2. чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;
  3. брезжить («рассветать, чуть светиться») - имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу - брезжишь - брезжит - брезжим - брезжите), кроме 3 лица множ. числа - брезжут (по I спряжению). В I-II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» (Светик Фомичёва).

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть , надоесть , дать , создать (и их приставочные производные: переесть , заесть , сдать , отдать , предать , воссоздать и др.), а также обсценный глагол ссать (сцать) (спряжение на -ы- ).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени - есть и суть . Вот пример употребления этих форм: «Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками»; «Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура» (Лев Толстой). Древнерусская форма II лица ед. ч. еси сохранилась как архаизм в былинах в составе устойчивого выражения гой еси (будь здоров). Будущее же время образуется от другого корня : буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял , она взяла́ , оно взяло , они взяли .

Непостоянные признаки

Наклонения

  • Изъявительное наклонение (индикатив) описывает действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) - читаю, читал, буду читать ), а глаголы совершенного вида - только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего - прочитал, прочитаю ).
  • Условное (реже сослагательное ) наклонение (кондиционалис) обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы ).
  • Повелительное наклонение (императив) выражает волю говорящего - просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись ). Форма единственного числа имеет нулевое окончание , а форма множественного числа - окончание -те (бери - берите, беги - бегите, рисуй - рисуйте ).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.

Времена

  • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ).
  • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник ). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса . Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
  • Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ).

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой составного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Лица

Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Не все глаголы обладают полным набором личных форм в парадигме спряжения . Существуют так называемые недостаточные глаголы , у которых некоторые формы отсутствуют. Так, у глагола победить не употребляется (в связи с затруднениями при ее образовании) форма 1-го лица единственного числа будущего времени : вместо я побежу используется оборот я одержу победу .

Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя (вечереет, знобит, рассветает, смеркается ). Парадигма спряжения этих глаголов также неполная - в ней присутствуют только формы 3-го лица единственного числа среднего рода , - но по причинам не словообразовательным, а семантическим.

У некоторых глаголов в парадигме используются супплетивные формы , то есть формы, образованные от разных основ: иду - шёл .

Число глагола различается на единственное и множественное во всех временах, например, прошедшее (я сделал, мы сделали), настоящее (я делаю, они делают), будущее (я сделаю, они сделают). Глагол зависит не только от себя, но и от существительного, например: я иду (кто?)я, он играет (что делает?)играет

Литература

  • Пирогова Л. И. Русский глагол: Грамматический словарь-справочник. - М .: Школа-Пресс, 1999. - 416 с. - 5 000 экз. - ISBN 5-88527-144-5
  • Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. - М .: Издательский дом «ОникС 21 век», 2000. - 416 с. - (Поступающим в вузы). - ISBN 5-329-00232-X

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Глагол в русском языке" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным… … Википедия

    Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках. Классификация частей речи «Российская грамматика» М. В. Ломоносова… … Википедия

    Является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка. Содержание 1 Категории 1.1 Число 1.2 Па … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Глагол (значения). Глагол самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а, и, о)?. Глагол может быть… … Википедия

Является вид.

Вообще, наличие категории вида характерно для славянских языков. Видовые обозначают логическую связь действия со временем его совершения. Иными словами, значение вида глагола - законченность или незавершённость.

В русском языке глаголы могут быть совершенного и несовершенного указывает на действие, которое либо уже произошло, либо будет завершено:

Дмитрий (что сделал?) выяснил, что в этом микрорайоне скоро (что сделают?) построят дом.

Несовершенный вид отличается тем, что обозначает сам процесс действия, а не факт его завершённости:

Они (что делали?) бежали навстречу друг к другу. Дети (что делают?) ведут себя непосредственно.

Глаголы этого вида часто употребляются в речи для обозначения повторяющихся событий:

Евгения ежедневно (что делает?) читает книги на английском языке.

Петр каждое утро (что делает?) ходит на работу пешком.

Видовые формы глаголов в русском языке различаются Непроизводные глаголы, в которых нет приставки, как правило, относятся к несовершенному виду, а производные от них слова - к совершенному. Причём переход из одного вида в другой в большинстве случаев сопровождается сменой лексического значения.

Резать - что делать? - несов. в. Нарезать - что сделать? - сов. в.;

Менять - что делать? - несов. в. Подменить - что сделать? - сов. в.

Но не всегда вид глагола можно определить по наличию или отсутствию словообразующих морфем (приставок и суффиксов). Например, некоторые глаголы, образованные приставочным способом, сохраняют несовершенный вид:

(что делать?) ходить - уходить - приходить - переходить.

Глаголы составляют видовую пару в том случае, если у них одно лексическое значение:

  • иллюстрировать - проиллюстрировать;
  • объединять - объединить;
  • сооружать - соорудить.

В большинстве случаев это однокоренные формы.

Глаголов, у которых разные корни в одной видовой паре, в русском языке крайне мало:

  • говорить - сказать;
  • брать - взять.

Ещё реже встречаются видовые формы глаголов, составляющих пару, отличающиеся только ударением:

  • отрезАть - отрЕзать.

Многие глаголы вообще не имеют пары, их принято называть одновидовыми:

  • раскричаться (сов. в.);
  • поспать (сов. в.);
  • присутствовать (несов. в.).

Если к слову подходят оба вопроса: «что делать?» и «что сделать?», значит перед нами двувидовой глагол. Такие формы глаголов передают смысловые оттенки, характерные для своего вида, именно в контексте предложения:

Человек (что делает?) использует далеко не все возможности своего мозга.

Для проверки знаний учитель завтра (что сделает?) использует тесты.

Как мы видим, из таких омонимов получаются видовременные формы глаголов: их отличия заключаются не только в видовой принадлежности, но и в отношении ко времени события.

Оба вида глаголов имеют ряд грамматических различий. Например, в совершенном виде отсутствует форма настоящего времени, а в несовершенном - форма будущего времени состоит из двух слов.

Итак, знание семантических и грамматических различий видовых форм необходимо для точности и выразительности речи, так как неправильное употребление глаголов может привести не только к искажению смысла, но и к