Где происходит действие рассказа золотой петух. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс)

Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».

Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.

Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?

Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.

2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.

3. Как передано ощущение чуда в отрывке?

4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !

Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2.Как передано особое звучание петушиного пения?

3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?

Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?

И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.

  1. Какое настроение переживает автор от услышанного?
  2. От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
  3. Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
  4. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?

4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».

Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.

Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:

– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?

Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»

Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?

1. К какому жанру относится произведение.

А) рассказ б) стихотворение в) басня

2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»

3. Составить цитатный план всего рассказа.


5 класс

Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.

Цель:

    выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

    формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

    воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.

Оборудование: тексты рассказа.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Слово учителя.

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

4. Слово учителя.

В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

5. Работа с текстом.

Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».

7. Работа с учебником.

7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).

7.2. Исследовательская работа с текстом.

Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».

Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

7.4. Лексическая работа.

Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».

Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.

Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.

Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.

Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.

7.5. Слово учителя.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».

8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.

Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.

В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.

9.Работа с текстом.

9.1.Лексическая работа.

Объясните значение слова «самозабвенный».

Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).

10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

III. Подведение итогов урока.

Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).

IV. Проверка домашнего задания.

Цитатные планы.

    «Случилось это чудо».

    «Я не вдруг понял, что это пели петухи».

    «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».

    «Что за странное, что за необыкновенное утро!»

    «Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».

    «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».

Пересказ произведения от третьего лица.

V. Домашнее задание.

Инд.задания:

Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;

Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.

«Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

Сюжет этой истории тесно связан с личностью самого автора. Почему? Да всё очень просто, потому что в рассказе говориться о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Герой, распахнув окно, садится на подоконник и наслаждается ярким светом и утренней свежестью. Он с наслаждением вдыхает в себя ароматы растений и земли, внимательно и чутко наблюдает за пробуждением всего живого мира. Особый трепет в сердце героя, он называет чудом, звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства и приёмы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.

Таким образом, я могу сказать, что рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

Несколько интересных сочинений

    Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.

  • Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение

    Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.

  • Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча

  • Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
  • Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение

    Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.

Cлайд 1

Cлайд 2

КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

Cлайд 3

Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»

Cлайд 4

Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.

Cлайд 5

2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »

Cлайд 6

В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?

Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте

Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.

    Где родился А.И. Куприн?

А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге

2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?

А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома

3. Где еще он учился?________________________________________________________________

4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?

А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет

5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________

6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________

7. Какое чудо произошло однажды?

А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов

А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором

9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?

А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб

10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?