Где происходит действие рассказа золотой петух. Конспект урока по литературе на тему "Золотой петух" (5 класс)
Вариант 1. А.И.Куприн «Золотой петух».
Я тогда проснулся еще до света, проснулся как-то внезапно, без мутного перехода от сна к яви, с чувством легкой свежести и со сладкой уверенностью, что там, за окнами, под открытым небом, в нежной ясности занимающегося утра происходит какое-то простое и прелестное чудо. Так, иногда меня ласково пробуждали до зари – веселая песня скворца или дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда.
Я распахнул окно и сел на подоконник. В еще холодном воздухе стояли наивные ароматы трав, листьев, коры, земли. В темных паникадилах каштанов еще путались застрявшие ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана. Но деревья уже проснулись и поеживались, открывая радостно и лениво миллионы своих глаз: разве деревья не видят и не слышат?
Но веселый болтун-скворец и беззаботный свистун-дрозд молчали в это утро. Может быть, они так же, как и я, внимательно, с удивлением, прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам – мощным и звонким, – от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха.
2.Выпишите эпитеты, олицетворения, метафоры из данного отрывка.
3. Как передано ощущение чуда в отрывке?
4. С чем сравнивает рассказчик пение петухов?
Вариант 2.А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
И теперь, в этот стыдливый час, когда земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды, я с волнением подумал: ведь это сейчас поют все петухи, все, все до единого, старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы, – все они, живущие на огромной площади, уже освещенной солнцем, и на той, которая через несколько мгновений засияет в солнечных лучах. В окружности, доступной для напряженного человеческого слуха, нет ни одного городка, ни одной деревни, фермы, двора, где бы каждый петух, вытягивая голову вверх и топорща перья на горле, не бросал в небо торжествующих прекрасно-яростных звуков. Повсюду – в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сюрене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа – звучит одновременно песня сотен тысяч восторженных петушиных голосов. Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льется мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do !
Временами ближние петухи на несколько мгновений замолкали, как будто выдерживали строгую, точную паузу, и тогда я слышал, как волна звуков катилась все дальше и дальше до самых отдаленных мест и, точно отразившись там, возвращалась назад, увеличиваясь, нарастая, взмывая звонким певучим валом до моего окна, до крыш, до верхушек деревьев. Эти широкие звуковые валы раскатывались с севера на юг, с запада на восток в какой-то чудесной, непостижимой фуге. Так, вероятно, войска великолепного древнего Рима встречали своего триумфатора-цезаря. Когорты, расположенные на холмах и высотах, первые успевали увидеть его торжественную колесницу и приветствовали ее отдаленными восклицаниями радости, а внизу кричали металлическими голосами восторженные легионы, чьи ряды один за другим уже озарились сияющим взглядом его лучезарных глаз.
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
2.Как передано особое звучание петушиного пения?
3.Какие музыкальные термины звучат в тексте?
Вариант 3. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Я слушал эту чудесную музыку с волнением, почти с восторгом. Она не оглушала ухо, но сладостно наполняла и насыщала слух. Что за странное, что за необыкновенное утро! Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть всей страны, может быть всего земного шара? Не празднуют ли они самый долгий солнечный день и радостно воспевают все прелести лета: теплоту солнечных лучей, горячий песок, пахучие вкусные травы, бесконечные радости любви и бурную радость боя, когда два сильных петушиных тела яростно сталкиваются в воздухе, крепко бьются упругие крылья, вонзаются в мясо кривые стальные клювы и из облака крутящейся пыли летят перья и брызги крови. Или, может быть, сегодня празднуется день трехсотого тысячелетия памяти Древнего Петуха – праотца всех петухов на свете, того, кто, как воин и царь, не знавший выше себя ничьей власти, полновластно господствовал над необозримыми лесами, полями и реками?
И наконец, может быть, – думал я, – сегодня, перед самым длинным трудовым днем лета, тучи на востоке задержали солнце на несколько мгновений, а петухи-солнцепоклонники, обожествившие свет и тепло, выкликают в священном нетерпении своего огнеликого бога.
- Какое настроение переживает автор от услышанного?
- От чего, по словам автора, пришли в восторг петухи? Выпишите.
- Укажите черты сказочного и мифологического в отрывке.
- К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
Вариант 4. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Вот уже золотой огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю. Напрягая последние силы, в самозабвенном экстазе, трепеща от блаженства, закрыв в упоении глаза, поет великолепное славословие бесчисленный петушиный хор! И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами? Великий Золотой Петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве. Вот он, старый прекрасный миф о Фениксе – таинственной птице, которая вчера вечером сожгла себя на пышном костре вечерней зари, а сегодня вновь восстала на Востоке из пепла, дыма и раскаленных углей!
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
3.Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?
4.Какие образные средства позволяют почувствовать восторг писателя?
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
Вариант 5. А.И.Куприн «Золотой петух».
Прочитайте отрывок и выполните к нему задания.
Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки. Часа в два мне пришлось зайти в один дом. Посреди двора стоял огромный лоншанский петух. В ярких солнечных лучах почти ослепительно сверкало золото его мундира, блестели зеленые и голубые отливы его доспехов вороненой стали, развевались атласные ленты: красные, черные и белые. Осторожно обходя этого красавца, я нагнулся и спросил:
– Это вы так хорошо пели сегодня на заре?
Он кинул на меня боковой недовольный взгляд, отвернулся, опустил голову, черкнул туда и сюда клювом по песку и пробормотал что-то недовольным хриплым баском. Не ручаюсь, чтобы я его понял, но мне послышалось, будто он сказал: «А вам какое дело?»
Я не обиделся. Я только сконфузился. Я знаю сам, что я всего лишь слабый, жалкий человек, не более. Мое сухое сердце не вместит неистовых священных восторгов петуха, воспевающего своего золотого бога. Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?
1. К какому жанру относится произведение.
А) рассказ б) стихотворение в) басня
2. Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы». А себя «слабым, жалким человеком, не более?»
3. Составить цитатный план всего рассказа.
5 класс
Тема. Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа.
Цель:
выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;
формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;
воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа.
Оборудование: тексты рассказа.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Анализ содержания рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».
1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2.Слово учителя.
В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.
Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.
Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.
В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».
Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, - вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.
Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.
3. Обращение к учебнику. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».
Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?
Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?
Где происходят события, описанные в рассказе?
4. Слово учителя.
В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя К.А.Куприной «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.
«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.
Дачу сняли в Севр-Виль д, Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.
Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами. Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, золочёных амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.
Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далёкой России.
Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».
5. Работа с текстом.
Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.
Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «…победоносный крик петуха».
6. Слово учителя.
В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полёте на воздушном шаре вместе с С.И.Уточкиным, спортсменом и одним из первых воздухоплавателей и лётчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полёте над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города. Впечатления о полёте были рассказаны писателем в очерке «Над землёй».
7. Работа с учебником.
7.1. Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся ещё до рассвета…» до слов «…от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».
Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передаёт впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?
Как передано ощущение чуда в отрывке? (Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью).
7.2. Исследовательская работа с текстом.
Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.
С чем сравнивает рассказчик пение петухов?
7.3. Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «…сияющим взглядом его лучезарных глаз».
Как передано в рассказе звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?
7.4. Лексическая работа.
Определите значения слов «пианиссимо», «фуга», когорта», «легион».
Пианиссимо - ч резвычайно тихое звучание, один из оттенков динамики в музыке.
Фуга - музыкальная форма, являющаяся наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю фугу.
Когорта - одно из подразделений римского легиона со времен Мария, который усилил легион до 6000 человек и разделил его на 10 когорт.
Легион - основная организационная единица в армии Древнего Рима. Легион состоял из 5 тыс. пехотинцев и нескольких сотен всадников.
7.5. Слово учителя.
Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.
Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?
Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни. Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».
Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?
7.6. Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «…из пепла, дыма и раскалённых углей».
8.Сообщение подготовленного ученика о птице Феникс.
Фе́никс - мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс - единственная, уникальная особь своего вида. Феникс - символ вечного обновления.
В христианском мире Феникс означает триумф вечной жизни, воскресение, веру, постоянство; это символ Христа. В раннем христианстве Феникс постоянно встречается на погребальных плитах: здесь его значение - победа над смертью, воскресение из мертвых. На Руси у Феникса были аналоги: Жар-птица и Финист.
9.Работа с текстом.
9.1.Лексическая работа.
Объясните значение слова «самозабвенный».
Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?
9.2. Выразительное чтение отрывка от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.
Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»? (Человеку свойственно ощущать своё несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии).
10.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».
III. Подведение итогов урока.
Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит наиболее отчётливо? (В воспоминаниях рассказчика о далёком прошлом слышен голос автора, скорбящего о разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песне петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира).
IV. Проверка домашнего задания.
Цитатные планы.
«Случилось это чудо».
«Я не вдруг понял, что это пели петухи».
«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика».
«Что за странное, что за необыкновенное утро!»
«Великий золотой петух выплывает на небо в своём огненном одиночестве».
«Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки».
Пересказ произведения от третьего лица.
V. Домашнее задание.
Инд.задания:
Подготовить сообщение о некоторых фактах родословной семей Бекетовых и Блок;
Подготовить выставку фотографий членов семьи А.А.Блока.
«Золотой петух» - это рассказ Александра Ивановича Куприна, где чётко выражен характерный пример лирических зарисовок этого писателя. «Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.
Сюжет этой истории тесно связан с личностью самого автора. Почему? Да всё очень просто, потому что в рассказе говориться о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Герой, распахнув окно, садится на подоконник и наслаждается ярким светом и утренней свежестью. Он с наслаждением вдыхает в себя ароматы растений и земли, внимательно и чутко наблюдает за пробуждением всего живого мира. Особый трепет в сердце героя, он называет чудом, звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе. Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.
В описании петушиного пения проявляется концепция природы Куприна, которая затрагивалась им ранее во многих других его произведениях. Столкновение со всем живым становится для героя, и самого автора, попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени. Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.
Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, - это великое таинство. Все художественные средства и приёмы, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль. Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя.
Таким образом, я могу сказать, что рассказ «Золотой петух» - одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе. В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Бориса в пьесе Гроза Островского сочинение
Одним из главных героев драмы стал Борис Григорьевич. Это молодой мужчина, приехавший в Калинов из Москвы.
- Герои произведения Бедная Лиза Карамзина
- Сочинение Взаимоотношения человека и природы рассуждение
Изначально все человечество связано с природой. Этот союз существовал всегда, взаимодействие было, есть и будет. Без этого людям никак не прожить, как собственно говоря, и природе не развиваться и не сохраниться без участия человека.
Есть очень много вариантов как провести свободное время. Иногда так хочется посмотреть фильм или сходить на концерт. Лучшим вариантом провести свое дорогое время станет пойти в театр.
Беречь в себе человека – доминирующая идея чеховского Ионыча
Cлайд 1
Cлайд 2
КУПРИН Александр Иванович русский писатель-реалист. Одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.Cлайд 3
Цитатный план рассказа «ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ». 1. « Случилось это чудо.» 2. « Я не вдруг понял, что это пели петухи.» 3. « Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.» 4. « Что за странное, что за необыкновенное утро!» 5. « Великий золотой петух выплывает на небо в своем огненном одиночестве.» 6. « Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки.» 7. « Золотой Петух сразу же был восторженно принят литературной критикой.»Cлайд 4
Ответы на вопросы. 1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он ус-лышал в нём? Ответ №1. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полёте на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но ещё дольше доносился победоносный крик петуха.Cлайд 5
2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе? Да. Например:«Какой человеческий оркестр не показался бы жалким в сравнении с этим волшебным и могучим хором, где уже не было слышно отдельных колен петушиного крика, но полнозвучно льётся мажорный аккорд на фоне пурпурно-золотого do! »Cлайд 6
В рассказе я заметила много эпитетов. Например: чудесная, солнечный, горячий(песок), пахучие вкусные(травы), бесконечных, бурных, сияющий и т.д. 3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя? Ответ №3.Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?
Ответы: 1. В Наровчате. 2. В сиротском приюте
Проверочная работа. А. И. Куприн «Золотой петух», 5 кл.
Где родился А.И. Куприн?
А) в г. Орле Б) в г. Наровчате в) в г. Петербурге
2. Где мальчик начал обучаться с шести лет?
А) в сиротском приюте б) в Петербургской гимназии в) дома
3. Где еще он учился?________________________________________________________________
4. Во сколько лет А. И. Куприн начал писать стихи?
А) с 10 лет б) с 13 лет в) с 6 лет
5. Как зовут родителей? ______________________________________________________________
6. Назовите жанр произведения А.И. Куприна «Золотой петух» ?____________________________
7. Какое чудо произошло однажды?
А) песня скворца б) свист черного дрозда в) пение петухов
А) с оркестром б) с пением соловья в) с хором
9. О какой прекрасной птице упоминается в этом произведении?
А) Феникс б) Жар птица в) Ястреб
10. Почему главный герой произведения так сильно восхищается простым пением петуха? Как вы думаете?