Где родился адам смит. Главные труды Адама Смита

Адам Смит – шотландский политэкономик, экономист, философ и один из основоположников современной экономической теории. Его достижения в области экономики как науки сравнивают с ньютоновскими успехами в физике по уровню значимости.

Краткая биография

Сохранилось небольшое количество фактов из биографии Адама Смита. Известно, что он родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф.

Его отец — таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит , умер за 2 месяца до рождения сына. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасен своим дядей и возвращен матери. В Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

Период учебы

В возрасте 14 лет Адам Смит поступил в университет Глазго, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона . На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии. Изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию.

Адам имел репутацию странного, но умного человека. В 1740 году он поступил в Оксфорд, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году.

Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов» , что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания» . В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Возвращение домой

Летом 1746 года он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием. В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете . Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику).

Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трёх сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.

Идеи Адама Смита

Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы» , что нашло отражение в его самой известной работе .

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом , который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период возникновения, так называемого “Шотландского просвещения” .

«Теория нравственных чувств»

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств» , основанную на материалах его лекций.

В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения , обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая.

Он предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии» , согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург. Он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Личная жизнь

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его.

Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет ) и незамужней кузиной (умершей за два года до него ). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи.

Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса . Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Книга «Богатство народов»

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует.

«Богатство народов» открыло экономику как науку
на основе доктрины свободного предпринимательства

В книге обоснована концепция свободы экономического развития , показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния.

Последние годы

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность. Единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека.

При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз , а «Богатство народов» - 5 раз ; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе» .

В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Воронцовой-Дашковой.

Адам Смит скончался 17 июля 1790 года в возрасте 67 лет в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника.

Сегодня понятие невидимой руки , использованное Адамом Смитом, в (микро-макро) представляется как целая теория невидимой руки рынка , регулирующая без всякого вмешательства все диспропорции в экономике. Однако Адам Смит принцип невидимой руки рынка сформулировал лишь для обоснования своего предположения, что в экономике действуют объективные законы, которые при помощи абстрагирования можно изучать, как и в других науках. Другое положение о благотворных последствиях для экономики от снижения роли государства, которое высказал Адам Смит либерализм сегодня взял как свой основной постулат.

Классическая политическая экономия Адама Смита так же считает своим основателем по причине того, что экономическая теория Адама Смита позволяла обосновать понятия капитала и прибавочной стоимости. Экономические взгляды Адама Смита настолько обогнали свое время, что и сегодня некоторые концепции в экономике связывают с его именем, например, трудовая теория стоимости Адама Смита .

Биография Адама Смита , конечно, обязана быть в каждом , но для меня важнее то, что Адам Смит разделение труда считал основной причиной экономических отношений. Всё развитие человеческого общества, изменений форм государств и экономики - это последствия разделения труда среди людей на планете Земля. Общественное разделение труда является причиной не только достигнутого человечеством уровня производства вследствие научно-технического прогресса, но и вообще - возможности роста числа народонаселения до нынешнего уровня.

Статья перепечатана с сайта, доступ к которому нынче ограничен, поэтому нет смысла давать ссылку. Автор имеет либеральные взгляды, которые в российском варианте получаются идеологизированными не менее марксистских. Надо сказать, что Адама Смита не любил сам Карл Маркс, считая позицию Адама Смита, как и автор статьи - не на свое стороне. Видимо, вина Адама Смита в незнании постулатов будущих экономических доктрин.

Биография Адама Смита

Сегодня известно мало деталей личной жизни Адама Смита, скорее сами работы Адама Смита являются подробным бытописанием современной ему жизни. Адам Смит труды свои наполнил жизненными примерами, которые являются его впечатлениями о путешествиях во Францию, и другие сравнения экономики Англии с положением в других странах. Конечно для такого выдающегося экономиста как Адам Смит Википедия содержит страницу Адам Смит биография . В СССР в серии «жизнь замечательных людей» выходила книга Адам Смит .

Адам Смит краткая биография

Полное название книги Адама Смита – «Исследование о природе и причинах богатства народов » – не оставляет сомнения в том, что главным ее предметом является экономическое развитие. Это ясно видно и из того, как он разграничивает производительный и непроизводительный труд, как он выстраивает иерархию производительности отраслей – и больше всего из того, как он рассуждает о направлениях экономической политики, ее воздействии на экономический рост в прошлом, равно как и на развитие экономики различных стран при его жизни.

Но, что отличает теорию экономического развития Смита, так это то, как он часто обращается к особенностям социальных условий, которыми определяются материальные интересы. Адам Смит , которого так часто обвиняют в приверженности вульгарной доктрине стихийного согласования интересов, подчеркивает, что мощная побудительная сила личного интереса действует в согласии с интересами общества только в совершенно определенных институциональных условиях.

Чтобы показать это, достаточно будет рассмотреть одно из его рассуждений об услугах государства и (или) об образовательных учреждениях. Примечательна его унижающая критика английского университетского образования, которая сосредоточена на том, в университетах Оксфорда и Кембриджа отсутствует какая бы то ни было «оплата по результатам»: колледжи получают огромные пожертвования, управляются самими преподавателями, профит большинства преподавателей выплачивается из фондов пожертвований, присутствие студентов на занятиях большей частью принудительное, а в результате профит преподавателей никак не связан с их профессиональными качествами педагогов или ученых. В государственных школах положение много лучше преимущественно оттого, что «вознаграждение школьного учителя в основном, а в некоторых случаях целиком зависит от оплаты, вносимой его учениками». Он приветствовал помощь государства в предоставлении школьных зданий, но предпочитал, чтобы труд преподавателей оплачивался гонорарами частных лиц плюс – как дополнение – небольшой фиксированной суммой в виде стипендии. Его мысль состояла в том, что, получая фиксированное жалование, учитель никогда не будет работать с полным напряжением сил.

Экономическая теория Адама Смита

Адам Смит внес существенный вклад в анализ экономических законов капитализма. Вклад Адам Смита в разработку экономических законов состоит, прежде всего, в обосновании и активном проведении идеи «естественного порядка» в развитии общественного производства, идеи обусловленности общественного производства материальными факторами. Можно без преувеличения сказать, что для Смита все экономические процессы и категории были проявлением «естественного порядка». Уже во вступлении к «Богатству народов» он писал: «Годичный труд каждого народа представляет собой первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты…». Отсюда видно, что автор в целом материалистически понимает богатство народов – важнейшую категорию своей системы. Его возникновение и рост выводятся не из чего-либо идеального, а из материального фактора – общественного труда.

Подобным же образом характеризовал ученый природу . Он подчеркивал: « , приводящее к таким доходам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им…». В основном материалистически объяснялись происхождение и сущность денег и многих других экономических категорий. Более того, материалистический в целом взгляд Адама Смита на развитие общественного производства подкреплялся его резко отрицательным отношением к религии. Он не только причислял священников к непроизводительным слоям населения, но и пренебрежительно относил их к одной из самых легкомысленных профессий.

Смит внес в разработку экономических законов «углубление научных абстракций» при анализе общественного производства. Углубление и расширение метода научной абстракции позволило Адаму Смиту увидеть и исследовать целый ряд существенных связей общественного производства. Это весомый вклад великого ученого в разработку экономических законов. Развивая трудовую теорию стоимости, А.Смит фактически обосновал закон стоимости. Он, например, утверждал: «Таким образом, один труд… является единственно действительным мерилом, при помощи которого во все времена и во всех местах можно расценивать и сравнивать стоимость всех товаров».

Огромная заслуга автора «Богатства народов» заключается не только в том, что он признавал неизбежность обмена товаров в соответствии с их стоимостью. Он попытался раскрыть и механизм действия закона стоимости через колебания рыночных цен вокруг стоимости (вокруг «естественной цены»). «Фактическая цена, за которую обычно продается продукт, – писал он, – называется его рыночной ценой. Она может или превышать его естественную цену, или быть ниже ее, или же в точности совпадать с нею». Причем выясняется и основная причина подобных колебаний – соотношение между спросом на товары и их предложением.

Примечательно, что Адам Смит пытается показать принципиальную маржу между прибылью и заработной платой. Он определенно не согласен считать прибыль на капитал платой за труд бизнесмена по надзору и управлению. Он вполне уверен, что «эта прибыль… устанавливается совсем на иных началах и не стоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению». Прибыль и в своей динамике вступает в противоречие с заработной платой: «Возрастание капитала, увеличивающее заработную плату, ведет к понижению прибыли». По мнению К.Маркса, «Смит уловил истинное происхождение прибавочной стоимости», установил закон ее происхождения.

Исследуя рыночную конкуренцию, шотландский экономист прозорливо увидел также устойчивую зависимость рыночных цен от взаимодействия между спросом на товары и их предложением. «Рыночная цена каждого отдельного продукта, – читаем мы, – определяется отношением между количеством, фактически доставленным на рынок, и спросом на него…». Далее специально рассматривается абсолютный спрос и действительный спрос, на примерах показывается существенная маржа между ними. Все это означает, что А.Смит определенно нащупал действие закона спроса и предложения.

Адам Смит внес определенный вклад в разработку многих других экономических законов. И этот вклад, несомненно, огромен. Но стоит, на мой взгляд, отметить общее: своеобразное трактование и рассмотрение различных экономических законом Смитом в определенной степени способствовало их дальнейшему развитию в экономической науке.

Источники:

  • taina.aib.ru Тайна имени
  • ru.wikipedia.org ВикипедиЯ – свободная энциклопедия экономиксизм стоит на постулате вечности капитализма.

Поэтому экономиксизм не может считаться продолжением идей Адама Смита, так как автор Богатства народов предсказал конец капитализма, когда в такой замкнутой системе как все население Земли достигнет своего предела. Если все население мира будет задействовано в единой системе разделения труда (как это еще не имеет место сегодня, но можно говорить, что американская стала общемировой системой разделения труда), то развитие экономики по принципам капитализма остановится (что и происходит на наших глазах).

Для продолжения своего развития Человечество должно будет искать новые способы создания спроса в экономике, что означает неминуемый отказ от капитализма. Впрочем, от капитализма - мало что уже осталось.

Впрочем, не только в России люди чувствуют несостоятельность Economics как главного экономического учения капитализма и потому оборачиваются к марксизму. Просто, кроме как о марксизме, люди не знают об . Потому марксизм и сильно забродил в головах россиян, которые марксизм учили еще в школах. Однако сам марксизм еще в начале 20 столетия выхолостился в теорию классовой борьбы, что довольно странно при сегодняшнем отсутствием явных признаков самих классов. На вопрос - куда подевался пролетариат? - не ответит ни одна компартия в мире.

Сайты по НЕОКОНОМИКЕ

  • сайт Мировой кризис worldcrisis.ru

Адам Смит (Smith), основатель классической школы политической экономии, называемый нередко творцом науки о народном хозяйстве, родился в городе Керколди (Киркельдей), в Шотландии, 5 июня 1723, спустя несколько месяцев после смерти своего отца, скромного таможенного чиновника. В детстве Адам Смит отличался робостью и молчаливостью, рано обнаружил охоту к чтению и умственным занятиям, Окончив первоначальное обучение в местной школе, Смит на 14-м году поступил в университет в Глазго, откуда спустя три года перешел в Оксфорд. Главным предметом его занятий была философские и математические науки. Дальнейшая биография Адама Смита, по окончании образования, крайне бедна внешними событиями: она всецело посвящена была науке и преподавательской деятельности. Возвратившись в Шотландию, он в течение 2 лет (1748–50) читал в Эдинбурге с большим успехом лекции по риторике и эстетике; затем его приглашают в Глазго на кафедру логики, но, вследствие смерти профессора Крэги, Смит вскоре открывает курс нравственной философии и делается преемником своего учителя, прославленного профессора Хатчесона. Не будучи от природы искусным оратором, Смит, однако, силою своего меткого и исчерпывающего анализа, богатством мысли, блестяще освещенной удачным подбором фактов, и необыкновенною ясностью изложения приобрел, в качестве профессора, необычайную популярность, и к нему стекались слушатели отовсюду из Шотландии и Англии.

Портрет Адама Смита

В 1759 г. Адам Смит выпустил книгу, которую считал главным трудом своей жизни, – «Теорию нравственных чувств», – сразу поставившую его имя наряду с первоклассными учеными того времени. В 1762 г. университет Глазго дал ему звание доктора прав. В 1764 г. Смит покидает кафедру и отправляется в путешествие, во Францию, вместе со своим воспитанником, герцогом Бакли (Buccleugh); там он большую часть 1765 г. проводит в Париже, где устанавливается его близкое знакомство с физиократами Кенэ и Тюрго и другими учеными, По возвращении на родину, Адам Смит до середины 70-х годов живет безвыездно в Керколди, лишь изредка отлучаясь для посещения живших по соседству друзей; в 1775 г. он отдает в печать, а в следующем году выпускает в свет свое бессмертное сочинение « » («Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations»). Это был важнейший и последний труд в биографии Адама Смита, навсегда упрочивший за ним почетное место в истории общественных знаний. Получив вскоре служебное назначение по таможенному управлению, Смит поселился в Эдинбурге и там провел остаток своей жизни, не дав более науке ничего значительного. Адам Смит умер 17 июля 1790 года.

Философское сочинение Смита о нравственных чувствах не занимает выдающегося места в истории этических систем. Примыкая к своим непосредственным предшественникам, Юму и Хатчесону, Смит завершил собою развитие английской нравственной философии прошлого столетия. Заслуга его заключается в том, что он выделил из нравственных учений философов все наиболее ценное и дал этому систематическую обработку, основываясь на некоторых общих положениях и в широкой мере пользуясь психологическим анализом. Основным в исследовании Смита является определение симпатии, как общего понятия, для всякого вида сочувствия. Симпатия, по мнению Смита, служит источником нравственного одобрения, но для признания нравственного начала требуется еще соответствие или известная гармония между чувством, возбуждающим симпатию, или настроением, и обстоятельствами, их вызывающими. Кроме того, в понятие нравственного входит представление о последствиях деяния, и отсюда возникают идеи о благодеянии и возмездии: первая предполагает нравственное одобрение (симпатию) благодарности, а вторая – такое же одобрение воздаяния или наказания. Идею возмездия Адам Смит считает нравственно одобрительною, и, рассматривая людей, как существа по преимуществу эгоистические, он находит чувство возмездия в высшей степени целесообразным для интересов общежития, ибо оно кладет предел человеческому эгоизму. Путем перенесения наших суждений о нравственно одобрительном вне вас на нас самих Смит приходит к анализу чувства долга и совести и показывает, как постепенно в нас создается суд над нашими деяниями и как из частных наблюдений составляются общие правила поведения. Обращаясь затем к определению добродетели, Адам Смит находит в ней три главных свойства: рассудительность, справедливость и благорасположение, к которым, однако, должны присоединяться самообладание и воздержность. Свои выводы Смит заключает критическим обзором предшествовавших исследований. Не будучи ценным в своих общих положениях, философское исследование Смита замечательно по необыкновенной силе анализа в описании отдельных частностей, по необычайной яркости и ясности изложения. Эти качества обусловили большой успех книги в публике: при жизни автора она издавалась шесть раз и переведена была на многие европейские языки. Отличительная черта нравственного исследования Адама Смита, которая отразилась и на политических его воззрениях, – это верование в целесообразность существующего, в предустановленную гармонию мирового порядка, поддержанию которого служат все индивидуальные стремления отдельных лиц.

Несравненно большее значение имело «Исследование о природе и причинах богатства народов » Смита, посвященное изучению явлений народного хозяйства. В то время, как в сфере философского мышления он не оставил учеников, и дальнейшее развитие этических учений пошло новыми путями, – в области экономической Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на вновь народившиеся направления, продолжает развиваться до настоящего времени.

Адам Смит краткая биография шотландского экономиста и философа, основоположника классической школы политэкономии изложены в этой статье.

Краткая биография Адама Смита

Будущий экономист Адам Смит появился на свет в небольшом городке Керколди в Шотландии в семье работника таможни. Точная дата рождения не известна, но большинство исследователей придерживаются мнения о том, что Смит родился 5 июня 1723 года. И крещен, кстати, в этот же день. Отца мальчик так и не увидел, ведь он умер еще до рождения сына.

Среднее образование получил в местной школе. Мать старалась привить сыну любовь к книге. Смит проявил интерес к умственным занятиям. С 14 лет Адам изучал философию в университете в Глазго. Он получил диплом по квалификации магистр, а также стипендию для обучения. Через 3 года Смит поступает в Оксфордский колледж. Окончил его в 1746 году. В Эдинбурге с 1748 года при поддержке лорда Кэймса Адам читает лекции студентам по экономике, литературе и праву.

В 1750 году встретился с Дэвидом Юмом. Оказалось, что он разделяет взгляды Смита в религии, философии, экономике и политике. Вместе они написали несколько трудов, которые в период Шотландского просвещения сыграли важную роль.

В 1751 году экономист получил должность профессора логики в Глазго, читая лекции по политэкономии, риторике и праву. На основе лекций написал и опубликовал научную книгу в 1759 году под названием «Теория нравственных чувств». Она принесла ему популярность и стала самой известной его работой. В своей книге автор описал этические стандарты поведения, которые поддерживают в обществе стабильность, а также раскрыл морально-этический подход к решению равенства среди людей.

В 1764 году Смит отправляется во Францию в качестве сопровождающего приемного сына герцога Баклю. За эту работу ему платили очень хорошо и Смит бросает работу в Глазго, посвятив себя написанию новой книги.

В 1776 году Смит находился в Лондоне и закончил книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которую начал во Франции. Она по сей день считается фундаментом экономического образования.

В 1778 году Адам Смит переезжает в Эдинбург. Здесь он получил работу на должности таможенного комиссара. Он очень серьезно относился к работе, поэтому времени на научную деятельность у него практически не осталось. Смит начал делать наброски для своей третьей книги, однако дописать ее он не успел. Ученый велел сжечь все свои рукописи, почувствовав, что смерть уже не за горами.

Адам Смит - шотландский экономист, один из создателей современной экономической теории, крупнейшая фигура классической политэкономии, философ - был уроженцем небольшого шотландского портового города Керкколди. Известно, что крестили его 16 июня 1723 г., возможно, что и родился он в этот же день. Отец, работавший скромным рабочим на таможне, скончался, так и не увидев сына. Растила Адама одна мать, мальчик перенял от нее многие нравственные установки. Мальчик с ранних лет был окружен книгами, получил неплохое начальное образование в местной школе.

14-летним подростком он поступил на факультет моральной философии в университет Глазго. В числе нескольких студентов Смит получил стипендию на продолжение образования в Оксфорде и в 1740 г. оказался в Бейллиол-Колледже, куда приехал, имея степень магистра искусства. В стенах колледжа Смит изучал литературу и философию, проводил много времени за книгами и самостоятельными занятиями. По его собственному признанию, эти 6 лет были самыми несчастными в его биографии и проведенными бездарно. Так и не получив диплома об образовании, Смит ушел из университета в 1746 г., после чего уехал в Керколди, посвятив там 2 года самообразованию.

В ходе в одной из поездок в столицу Шотландии он познакомился с лордом Кэймсом, который помог ему начать преподавательскую деятельность в Эдинбурге. С 1748 г. Смит читал лекции сначала по английской литературе, затем по юриспруденции, социологии, политическим учениям и экономике. Считается, что именно в ходе подготовки лекций Смит стал глубже интересоваться проблемами экономики и выработал собственные о них представления.

В 1751 г. Адам Смит становится профессором логики, читающим лекции в университете Глазго. Он обучал студентов риторике, этике, политэкономии и юриспруденции; в этой должности проработал до 1763 г., периодически на 2-3 месяца уезжая в Эдинбург. Здесь он вел клубный образ жизни, будучи закоренелым холостяком. Ранние неудачи в личной жизни привели его к решению вести именно такой образ жизни, не связывая себя ни с кем из женщин, и все последующие годы спутницами его жизни были мать и кузина.

В 1759 г. увидела свет философско-этическая работа «Теория нравственных чувств», благодаря которой Адам Смит стал известным человеком, в том числе за пределами родины. В 1762 г. он становится обладателем степени доктора юридических наук. В 1763 г. Адам Смит оставляет преподавание в университете: его пригласил сопровождать в путешествиях герцог Баклю в качестве воспитателя его сына. Предложение было очень заманчивым, поскольку покровитель пообещал ему не только жалование на время поездок, но и пенсию в дальнейшем, что предоставило Смиту возможность, не думая о заработке, посвятить себя работе над книгами. До 1766 г. он жил с семейством герцога во Франции, где произошло его знакомство с такими выдающимися людьми, как Вольтер , Гольбах, Гельвеций , Дидро и др.

Вернувшись из Франции, Смит на полгода обосновался в английской столице и являлся неофициальным экспертом при главе финансового ведомства. Весной 1767 г. он перебрался в родной город, где 6 лет не покладая рук работал над главным трудом жизни. Эта работа потребовала от него огромного напряжения, подрывала здоровье, он даже на случай смерти оформил наследственные права на книгу на друга, известного философа Юма . В 1773 г. он повез в Лондон готовую рукопись, но оказалось, что сочинение требовало доработки, на которую ушло еще три года. В 1776 г. наконец увидела свет книга, которой было отдано так много сил, - «Исследования о природе и причинах богатства народов», благодаря которой Адам Смит стал считаться величайшим экономистом международного масштаба.

В 1778 г. Смита назначают начальником Эдинбургского таможенного управления. Несмотря на приличное жалование, он жил очень скромно, главной ценностью считал библиотеку, отдавал немало средств на благотворительные цели. В 1787 г. его избрали на пост ректора университета Глазго. 17 июля 1790 г. долгая болезнь поставила в его биографии точку. В последние годы жизни Смит был настроен весьма пессимистично и мрачно, что во многом объяснялось кончиной его матери, осознанием того, что все лучшее ушло в прошлое. Всемирная слава не смогла стать заменой покинувших его близких людей. Перед смертью Смит отдал распоряжение предать огню все рукописи: слава, в том числе посмертная, волновала его мало.

Биография из Википедии

Ада́м Смит (англ. Adam Smith; крещён и родился возможно 5 (16) июня 1723, Керколди, Шотландия, Королевство Великобритания - 17 июля 1790, Эдинбург, Шотландия, Королевство Великобритания) - шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations , 1922

Как отмечал английский экономист и публицист конца XIX века Уолтер Бэджгот, «книги [Адама Смита] едва ли можно понять, если не иметь представления о нём как о человеке». В 1948 году Александр Грей писал: «Кажется странной наша плохая осведомлённость о подробностях его жизни… Его биограф почти поневоле вынужден восполнять недостаток материала тем, что он пишет не столько биографию Адама Смита, сколько историю его времени».

Научной капитальной биографии Адама Смита до сих пор не существует.

Адам Смит родился в июне 1723 года (точная дата его рождения неизвестна) и крещён 5 июня в городке Керколди в шотландском округе Файф. Его отец, юрист, адвокат и таможенный чиновник, которого также звали Адам Смит, умер через 2 месяца после рождения сына. Мать, Маргарет Дуглас, была дочерью значительного землевладельца. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. В возрасте 4-х лет он был похищен цыганами, но быстро спасён своим дядей и возвращён матери. Считается, что в Керколди была хорошая школа, и с детства Адама окружали книги.

В возрасте 14 лет он поступил в Университет Глазго, центр так называемого Шотландского просвещения, где два года изучал этические основы философии под руководством Фрэнсиса Хатчесона. На первом курсе он изучал логику (это было обязательным требованием), далее перешёл в класс нравственной философии; изучал древние языки (особенно древнегреческий), математику и астрономию. Адам имел репутацию странного, - например, среди шумной компании он мог вдруг глубоко задуматься. В 1740 году он поступил в Баллиол-колледж в Оксфорде, получив на продолжение образования стипендию, и закончил обучение в нём в 1746 году. Смит критически отзывался о качестве обучения в Оксфорде, написав в «Богатстве народов», что «в Оксфордском университете большинство профессоров, в течение уже многих лет, совсем отказались даже от видимости преподавания». В университете он часто болел, много читал, но ещё не проявлял интереса к экономике.

Летом 1746 года после восстания сторонников Стюартов он возвратился в Керколди, где два года занимался самообразованием.

В 1748 году Смит приступил к чтению лекций в Эдинбургском университете - под покровительством лорда Кэймса (Генри Хьюма), с которым познакомился во время одной из поездок в Эдинбург. Изначально это были лекции по английской литературе, позднее - по естественному праву (включавшему юриспруденцию, политические учения, социологию и экономику). Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Идеи экономического либерализма он стал высказывать, предположительно, в 1750-1751 годах.

Около 1750 года Адам Смит познакомился с Дэвидом Юмом, который был старше его почти на десятилетие. Сходство их взглядов, отражённых в их трудах по истории, политике, философии, экономике и религии, показывает, что вместе они формировали интеллектуальный альянс, игравший важную роль в период Шотландского просвещения.

В 1751 году Смит был назначен профессором логики в Университете Глазго. Смит читал лекции по этике, риторике, юриспруденции и политической экономии, в 1758 году был избран деканом факультета. В 1759 году Смит опубликовал книгу «Теория нравственных чувств», основанную на материалах его лекций. В данном произведении Смит проанализировал этические стандарты поведения, обеспечивающие социальную стабильность. При этом он фактически выступил против церковной морали, основанной на страхе перед загробной карой и обещаниями рая, предложил в качестве основы нравственных оценок «принцип симпатии», согласно которому нравственно то, что вызывает одобрение беспристрастных и проницательных наблюдателей, а также высказался в пользу этического равенства людей - одинаковой применимости моральных норм ко всем людям.

Круг его знакомств в Глазго, помимо Дэвида Юма, включал Джозефа Блэка (пионера в области химии), Джеймса Уатта (изобретателя парового двигателя), Роберта Фоулиса (художника и издателя, основателя первой британской академии дизайна), а также предпринимателей, после объединения Шотландии с Англией в 1707 году активно развивавших колониальную торговлю. Из общения с последними Смит почерпнул фактический материал для написания «Богатства народов».

В Глазго Смит жил 12 лет, регулярно уезжая на 2-3 месяца в Эдинбург; здесь он пользовался уважением, завёл себе круг друзей, вёл образ жизни клубного человека-холостяка.

Сохранились сведения, что Адам Смит дважды, в Эдинбурге и в Глазго, едва не женился, но по каким-то причинам этого не произошло. Ни в воспоминаниях современников, ни в его переписке не сохранилось доказательств того, что это всерьёз затронуло бы его. Смит жил с матерью (которую пережил на 6 лет) и незамужней кузиной (умершей за два года до него). Один из современников, посетивших дом Смита, сделал запись, согласно которой в доме подавалась национальная шотландская пища, соблюдались шотландские обычаи. Смит ценил народные песни, танцы и стихи, один из его последних книжных заказов - несколько экземпляров первого вышедшего тома стихов Роберта Бёрнса (который сам высоко ценил Смита, и неоднократно ссылался на его работы в своей переписке). Несмотря на то, что шотландская мораль не поощряла театр, сам Смит любил его, особенно французский театр.

Источником информации о развитии идей Смита являются записи лекций Смита, сделанные предположительно в 1762-63 годах одним из его студентов и найденные экономистом Эдвином Кэннаном. Согласно лекциям, курс нравственной философии в исполнении Смита к тому моменту являлся скорее курсом социологии и политической экономии; высказывались материалистические идеи, а также начала идей, получивших развитие в «Богатстве народов». К другим источникам относятся найденные в 1930-х годах наброски первых глав «Богатства»; они датируются 1763 годом. В этих набросках содержатся идеи о роли разделения труда, понятия производительного и непроизводительного труда, и так далее; критикуется меркантилизм и даётся обоснование Laissez-faire.

Книга «Теория нравственных чувств» принесла Адаму Смиту большую известность, в частности заинтересовала лорда Чарльза Тауншенда, впоследствии ставшего канцлером казначейства; он предложил Смиту стать наставником его пасынка, Генри Скотта, герцога Баклю. Ежегодное вознаграждение в £300 фунтов и возмещение дорожных расходов существенно превосходило его профессорское жалование, кроме того давало возможность совершить путешествие по Европе, поэтому Смит в 1763 году ушёл из университета и отправился с Генри в Тулузу. Во время 18-месячного пребывания в Тулузе Адам Смит начал работу над «Богатством наций», после этого на 2 месяца он и Генри отправились в Женеву, где посетили Вольтера в его женевском поместье. После Женевы они отправились в Париж, где Дэвид Юм, работавший в то время секретарём британского посольства, познакомил Смита с деятелями французского просвещения. В Париже он присутствовал в «антресольном клубе» Франсуа Кенэ, то есть лично познакомился с идеями физиократов; впрочем, по свидетельствам, на этих собраниях он больше слушал, нежели говорил. Однако, учёный и писатель Аббат Морелле в своих мемуарах говорил, что талант Смита ценился месье Тюрго; он неоднократно беседовал со Смитом о теории торговли, банках, государственном кредите и других вопросах «большого сочинения, которое он замышлял». Из переписки известно, что Смит общался также с д’Аламбером и Гольбахом, кроме того, он был введён в салон мадам Жоффрен, мадемуазель Леспинасс, бывал у Гельвеция.

Вопрос влияния физиократов на Смита является дискуссионным; Дюпон де Немур считал, что главные идеи «Богатства народов» были заимствованы, и поэтому находка профессором Кэннаном лекций глазговского студента была крайне важна как доказательство того, что основные идеи уже сложились у Смита ещё до французской поездки.

После возвращения из Франции Смит полгода, до весны 1767 года, работал в Лондоне в качестве неофициального эксперта при канцлере казначейства лорде Тауншенде, за это время он был избран членом Лондонского королевского общества и расширил круг знакомств Эдмундом Бёрком (политический деятель), Сэмюэлом Джонсоном (литературный критик) , Эдуардом Гиббоном (историк) и, возможно, Бенджамином Франклином . С весны 1767 года он шесть лет затворнически прожил в Керколди, работая над книгой «Богатство народов». При этом книгу он не писал сам, а диктовал секретарю, после чего правил и обрабатывал рукопись и давал переписывать её набело. Он жаловался, что напряжённая однообразная работа подрывает его здоровье, и в 1773 году, уезжая в Лондон, даже счёл нужным формально передать Юму права на своё литературное наследство. Сам он считал, что едет в Лондон с готовой рукописью, однако, на самом деле, в Лондоне ему потребовалось более двух лет на доработку с учётом новых статистических сведений и иных публикаций. В процессе доработки для облегчения понимания он исключил большую часть ссылок на произведения других авторов.

Смит всемирно прославился после публикации книги «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. Эта книга детально анализирует, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы и разоблачает всё, что этому препятствует. В книге обоснована концепция laissez-faire (принцип свободы экономического развития), показана социально полезная роль индивидуального эгоизма, подчеркнуто особое значение разделения труда и обширности рынка для роста производительности труда и национального благосостояния. «Богатство народов» открыло экономику как науку на основе доктрины свободного предпринимательства.

В 1778 году Смит был назначен одним из пяти таможенных комиссаров Шотландии в Эдинбурге. Имея очень высокий по тем временам оклад в 600 фунтов стерлингов, он продолжал вести скромный образ жизни, тратил деньги на благотворительность; единственной оставшейся после него ценностью была собранная за жизнь библиотека. К службе он относился серьёзно, что мешало научной деятельности; первоначально, впрочем, он планировал написать третью книгу, всеобщую историю культуры и науки. После его смерти было опубликовано то, что автор сохранил накануне - заметки об истории астрономии и философии, а также об изящных искусствах. Остальной архив Смита был сожжён по его требованию. При жизни Смита «Теория нравственных чувств» была издана 6 раз, а «Богатство народов» - 5 раз; третье издание «Богатства» было значительно дополнено, в том числе главой «Заключение о меркантилистической системе». В Эдинбурге у Смита был свой клуб, по воскресеньям он устраивал ужины для друзей, бывал, среди прочих, у княгини Екатерины Дашковой. Смит скончался в Эдинбурге после продолжительной болезни кишечника 17 июля 1790 года.

Адам Смит был чуть выше среднего роста; имел правильные черты лица, серо-голубые глаза, крупный прямой нос и прямую фигуру. Он одевался неброско, носил парик, любил ходить с бамбуковой тростью на плече, иногда говорил сам с собой.

Идеи Адама Смита

Развитие промышленного производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.

Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.

Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита - «невидимая рука рынка» - фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом, рынок «подталкивает» производителей к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества.

Ресурсы же при этом, под воздействием «сигнальной системы» прибыли, перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно. Смит рассматривает проблему установления некоторого «естественного» уровня цены каждого фактора производства - заработной платы, процента и ренты. Эти уровни имели принципиальное значение для теории «естественной» цены, так как цена любого товара является «естественной» тогда, когда она складывается из «естественных» уровней доходов каждого из факторов. Исследования Смита позже положили начало развитию теории распределения доходов по каждому фактору, применению принципа предельной производительности для определения доходов каждого из факторов производства.

Смит кри­ти­ко­вал тео­рию, объясняющую стоимость товара его по­лез­но­стью («па­ра­докс Ада­ма Сми­та»). В раз­ви­вавшейся им тео­рии за­трат стои­мость в при­ми­тив­ном об­ще­ст­ве оп­ре­де­ля­ет­ся за­тра­та­ми тру­да, а в раз­ви­том скла­ды­ва­ет­ся из ес­тественной нор­мы за­ра­бот­ной пла­ты, при­бы­ли и рен­ты.

Влияние работ Смита

Работы Смита были наиболее влиятельны в Англии и Франции. Однако в Англии крупные и самостоятельные мыслители, до Рикардо, Смита не поддерживали; первыми критиками Смита стали люди, выражающие интересы землевладельцев, среди которых самыми важными являются Мальтус и граф Лодердейл. Во Франции поздние физиократы встретили было учение Смита холодно, но в первые годы XIX века Жермен Гарнье сделал первый полноценный перевод «Богатства народов» и опубликовал его со своими комментариями. В 1803 году Сэй и Сисмонди опубликовали книги, в которых выступили преимущественно последователями Смита.

Согласно некоторым сведениям, в Испании книга Смита изначально была запрещена инквизицией. Причина запрета была в том, что в Испании очень настороженно следили за событиями французской революции, в том числе старались не допустить распространение идей разрушения феодальной системы правления. Поступающие из Франции книги очень тщательно изучались для выявления революционных идей. Указание во французском издании на первоначальную публикацию «Богатства народов» в Лондоне инквизиторские цензоры в 1791 году сочли выдумкой. Работу рекомендовали к запрещению. Идеи Смита о защите ростовщичества и эгоизма признавались как скандальные и анти-евангельские.

В Германии профессора-камералисты изначально не хотели признавать идеи Смита, но позднее в Пруссии либерально-буржуазные реформы проводились последователями Смита.

Учитывая то, что в книге Смита излагались порой противоположные концепции, довольно многие люди могли объявлять себя его последователями.

В ходе следствия по делу декабристов мятежникам задавался вопрос об источниках их мыслей; имя Смита фигурировало в ответах несколько раз.

Память

В 2009 году в голосовании шотландского телеканала STV был назван среди величайших шотландцев всех времён. В 2005 году «Богатство народов» было включено в список 100 лучших шотландских книг. Маргарет Тэтчер утверждала, что носила экземпляр этой книги с собой.

Смит в Великобритании был увековечен на банкнотах двух разных банков: его портрет появился в 1981 году на облигации в 50 фунтов стерлингов, выпущенной Банком Клайдсдейл в Шотландии, а в марте 2007 года Смит попал на новую серию в 20 фунтов, выпущенных банком Англии, что сделало его первым шотландцем, изображённым на английской банкноте.

Крупный памятник Смиту авторства Александра Стоддарта был открыт 4 июля 2008 года в Эдинбурге. Он 3 метра в высоту, сделан из бронзы и расположен на площади Парламента. Скульптор XX века Джим Сэнборн создал несколько памятников работам Смита: в Центральном университете штата Коннектикут расположен «оборотный капитал», высокий перевернутый конус, в нижней половине которого расположена выписка из «Богатства народов», а в верхней части - тот же текст в двоичном коде. В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита», и ещё один памятник Смиту стоит в Кливлендском университете.

Медаль имени Адама Смита

Европейский научно-промышленный консорциум (European Scientific and Industrial Consortium «ESIC»), как одно из направлений своей деятельности осуществляет разработку и внедрение общественных наград (медалями и дипломами), которыми награждает лучших специалистов и экспертов в различных областях науки и производства.

«ESIC» учредил «Медаль Адама Смита» (Medal Eropean Scientific and Industrial Consortium «ESIC» - Adam Smith), которая служит подтверждением общественного признания заслуг специалистов и ученых в области экономики и финансов.

Медалью награждаются высокопрофессиональные специалисты в области экономики и финансов за:личные заслуги в совершенствовании мировой финансовой системы, формировании и развитии её отдельных институтов;разработку новых научных направлений в экономике и решение актуальных социально-экономических задач;подготовку квалифицированных кадров в области экономики и финансов.

Труды

  • Лекции по риторике и написанию писем (1748 год)
  • Теория нравственных чувств (1759 год)
  • Лекции по риторике и написанию писем (1762-1763, опубликованы в 1958 году)
  • Лекции по юриспруденции (1766 год)
  • Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 год)
  • Сообщение о жизни и работах Дэвида Юма (1777 год)
  • Мысли о состоянии соревнования с Америкой (1778 год)
  • Эссе на философские темы (1785 год)
  • Система двойного вложения (1784 год)

Издания на русском языке

  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / Вступит. статья и комментарий В. С. Афанасьева. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 684 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I-III). / Пер. с англ, вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. - М.: Наука, 1993. - 572 с.
  • Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - (Серия: Антология экономической мысли) - 960 с.
  • Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика, 1997. - 352 с. - (Серия: Библиотека этической мысли).