Генри гудзон даты путешествий. Путешествия генри гудзона

…Мы пошли по узкому проходу. Течение действительно было с севера, и глубина у берегов 30 м.
Последняя запись Генри Гудзона в судовом журнале, сделанная при входе в Гудзонов залив
Он возник из полной неизвестности в 1607 году и исчез столь же бесследно в 1611 году.
Но за эти 4 года Гудзон проявил никем не превзойденное стремление покорить ледовые моря.
С короткой его биографией не может сравниться ни одна повесть
о любом из исследователей Арктики на протяжении всей ее истории.

Ф. Моуэт. «Испытание льдом»

Что известно о Генри Гудзоне

Генри Гудзон (Хадсон) (рожд. ок. 1550 г. (согласно другим источникам 1570 г.) – смерть 1611 г.) Английский мореплаватель. В поисках северо-западного и северо-восточного проходов между Тихим и Атлантическим океанами им было совершено 4 плавания в арктических морях. Открыл реку, пролив и залив в Северной Америке, которые названы его именем.

То немногое, что мы знаем о Генри Гудзоне, кроме его открытий, заставляет думать о нем как о человеке, который обладал редкой самоуверенностью, нетерпимостью и даром убеждения. Генри много лет провел у моря, начав свою карьеру как юнга и со временем смог дослужиться до капитана.

Как все начиналось

Начало его головокружительной карьеры было весьма своеобразно. Просто прибыл в английскую торговую «Московскую компанию» уже немолодой капитан, в Лондоне почти никому не известный, и предложил ни много ни мало дойти до Японии через Северный полюс. В те времена никто не знал, что для парусного судна такого рода задача невыполнима. Компания заключила с ним договор, снарядив за свой счет прогнивший насквозь маленький барк «Хоупуэлл» в 80 тонн, некогда принадлежавший одной из экспедиций Фробишера, с командой в 12 человек.

Первая экспедиция – 1607 г.

1607 год, 1 мая – путешествие началось. Мореплаватель взял курс прямиком на Северный полюс. В июне судно, продвигаясь вдоль восточного берега Гренландии, достигло 73° с. ш. Ледовая обстановка в этом районе была неблагоприятная, потому Гудзон изменил курс, взял к северо-востоку и, обогнув с севера Шпицберген, может быть, впервые в истории достиг 80° 23’ с. ш. не доходя до полюса всего 600 миль. Там льды вынудили Гудзона повернуть назад. У 71° с. ш. им был открыт остров с двумя вершинами. Мореплаватель без лишней скромности назвал его «Зубцами Гудзона», а у Шпицбергена Гудзон выявил большие возможности для китобойного промысла, в последствии привлекшие сюда множество судов.

В английскую столицу экспедиция возвратилась в середине сентября. Потому как главная цель не была достигнута и до Японии не добрались, Гудзон решил искать проход в другом месте: между Шпицбергеном и Новой Землей. И вновь он смог убедить не склонных к расточительству купцов в выгодности такого предприятия и возможности пройти на Дальний Восток вокруг северного выступа России. Конечно, большую роль в этом сыграло мнение королевы, которая сказала: «Такой мореплаватель не может служить в ущерб своей родине!»

Вторая экспедиция – 1608 г.

Карта экспедиций Генри Гудзона в Северную Америку

Генри Гудзону было дано судно и 14 человек команды. Вместе с капитаном теперь плыл и его сын Себастьян. Эта экспедиция, начавшаяся 22 апреля 1608 года, также не привела к открытию прохода. Подойдя к юго-западному берегу Новой Земли, мореплаватель не сумел обогнуть ее с севера. Не смог он пройти и в Карское море. Льды не пустили хрупкое суденышко дальше на север. 26 августа «Хоупуэлл» возвратился в Лондон.

Компания отказалась от услуг капитана-неудачника, тем более что во время экспедиции на судне вспыхнули волнения. Но упрямый капитан не сдался. Он решил искать проход на северо-востоке в районе Баренцева моря. И вновь он смог убедить компанию, на этот раз нидерландскую Ост-Индийскую, снарядить экспедицию. Голландские купцы дали Гудзону маленькое судно «Халфам» с командой из 18-ти человек, среди которых были и англичане, и голландцы.

Третья экспедиция – 1609 г.

1609 год, 25 марта – судно покинуло залив Зейдер-Зее и двинулось на север. В Баренцевом море получилось достичь 72° с. ш., но опять лед остановил продвижение вперед. Команда, не желавшая подвергаться опасности полярного плавания, взбунтовалась. Гудзон решил продолжить поиски прохода южней. Продвигаясь на юго-запад, «Халфам» пересек Северную Атлантику и вдоль американского берега от залива Мэн спустился до 36-й параллели. В этот раз удалось обследовать течение большой реки, позднее получившей название Гудзон. Мореплаватель надеялся, что это и есть долгожданный путь в Тихий океан. Однако его вновь постигла неудача. И опять в течении всего пути – нелады с командой. Общего языка капитан не смог найти ни с голландцами, ни с соотечественниками.

Четвертая экспедиция – 1610 г.

Очередной и последний этап жизненного пути Генри Гудзона – экспедиция все с той же целью, снова на север Америки, но теперь опять на службе у английской Ост-Индийской компании. Правда, здесь ему теперь не очень доверяли. Матросы из прежних экипажей не молчали. Было известно, что на судах этого капитана все время возникает угроза бунта. Потому компания, выделяя корабль «Дискавери» всего в 55 тонн и команду из 22-х человек, назначила туда своего старшего офицера. Капитан не стал спорить, но в устье Темзы при отправлении экспедиции 17 апреля 1610 года попросту высадил того на берег.

«Дискавери» прошел до Исландии, после достиг южной Гренландии, прошел мимо нее на запад, проследовал вдоль северного побережья Лабрадора и вошел в уже открытый Каботом пролив, со временем получивший имя Гудзона. Мореплаватель решил, что это и есть искомый северо-западный проход, проплыл по нему и вошел в залив, который стал его могилой.

Неприятности с экипажем начались давно, еще у Исландии. В заливе они обострились, так как капитан, по рассказам очевидцев, высадил на берег моряка, которого посчитал главным зачинщиком. Для несчастного это значило верную смерть. Кроме этого, в заливе, приблизительно у 43° с. ш. корабль был выдавлен льдами на берег. Пришлось там зимовать. Охота не дала умереть с голоду, но команда начала обвинять капитана в сокрытии продуктов, а также в проникновении в трюм с целью украсть еду, чтобы подкармливать любимчиков. Недовольство возрастало.

Бунт на корабле

Картина «Последнее путешествие Генри Гудзона»

Когда льды позволили двигаться дальше, мореплаватель хотел продолжить экспедицию, но команда воспротивилась. Вспыхнул бунт. Зачинщиком стал Генри Грин, которого Гудзон некогда приютил в своем доме в Лондоне, а после тайно от компании взял на корабль в Грейвсенде. Грин уже давно мутил воду. Обозленный на своего благодетеля за то, что тот отказался отдать ему обещанный раньше сюртук умершего пушкаря, Грин совсем вышел из повиновения и подтолкнул команду на преступление.

Генри Гудзона, его не достигшего совершеннолетия сына, помощника штурмана и нескольких матросов, поддержавших капитана, а также больных посадили в лодку и бросили на произвол судьбы. В распоряжение этих восьми человек, по словам одного из очевидцев, Абакука Приккета, были предоставлены: один мушкет, немного пороху и пуль, несколько пик и чугунный горшок с какой-то пищей. Мореплаватель предполагал держаться поблизости своего судна, но команда подняла все паруса и сбежала от Гудзона.

Когда шлюпка скрылась из виду, паруса убрали и кинулись на поиски продовольствия. Его было немного. В каюте обвиненного в утаивании продуктов капитана нашли только 200 сухарей, 2 галлона муки и большую бочку пива.

Никаких следов

Единственный оставленный на корабле офицер, Роберт Байлот, привел «Дискавери» в Англию. Чтобы не умереть с голоду, команда ловила птиц. Большим лакомством считались «свечи из птичьих костей». Кости обжаривали в свечном сале, добавляя туда уксус. В живых осталось 13 человек. Вначале они были брошены в тюрьму до возвращения Гудзона и его спутников. Но экспедиция, отправленная на поиски, не смогла обнаружить никаких следов.

В этом случае бунтовщикам предстояло отбывать пожизненное заключение. Но суд, запутавшийся в противоречивых показаниях моряков, так и не вынес обвинительного приговора. Всех бунтовщиков выпустили на свободу – редкий случай в истории Англии, очень жестоко расправлявшейся с моряками, посмевшими поднять бунт во время плавания.

Что касается капитана «Дискавери», то в решении чиновников Тринити-Хауз (лоцманского управления) записано: «О Гудзоне же и его товарищах никто больше ничего не слыхал. И все таки имеются некоторые основания предполагать, что они благополучно высадились на берег в заливе Джеймс и прожили еще много месяцев или даже лет, пока смерть не пришла за ними». К сожалению, эти строки, видимо, служат только попыткой самооправдания для следствия. Никаких следов не обнаружили ни тогда, ни в более позднее время. Очевидно, воды залива поглотили утлое суденышко и его несчастную команду.

Каков бы ни был характер капитана, ни он, ни те из команды, кто оказался с ним в одной лодке, как, впрочем, и оставленный на берегу и наверняка погибший зимой матрос, не заслужили такого страшного конца. Но возможно, вовсе не тщеславие и самоуверенность двигали Гудзоном, а одержимость идеей во что бы то ни стало, любой ценой найти проход и достигнуть северным путем Китая и Японии. А команда в очередной раз не поняла мореплавателя и, страшась за свою жизнь, предпочла пожертвовать им, чтобы спастись от «ледяного ужаса».

Сергей Борисов

Генри Гудзон

капитан за бортом

Генри Гудзон получил то, что заслужил, его бросили на произвол судьбы В этой мрачной истории много загадок. Вот лишь главные. И первая из главных: кто он, этот странный, угрюмый человек, возникший словно бы ниоткуда и сгинувший без следа? И почему, на каком бы корабле он ни плавал, какая бы команда ни была под его началом, он всегда вызывал общее недовольство? И что же, в конце концов, случилось после того, как Гудзон, его сын Джон и еще семь человек, не пожелавших примкнуть к бунтовщикам, были оставлены в шлюпке без оружия и запасов пищи? И напоследок: почему по возвращении в Англию мятежники не были повешены, фактически, за убийство нескольких человек? Ни один из этих вопросов не имеет не то чтобы однозначного, но даже сколько-нибудь убедительного ответа. Нам остается строить догадки и проверять на прочность новые и новые гипотезы, сверяя их с немногочисленными достоверными фактами. Человек без прошлого О Генри Гудзоне известно до прискорбия мало. Даже год его рождения, и тот определяется приблизительно. Вроде бы 1550-й. Кем были его родители, где родился, где учился, чем вообще занимался Гудзон до того, как в 1607 году на него обратила внимание торговая Московитская компания, все в тумане. Есть, впрочем, предположение, что в качестве офицера Гудзон участвовал в экспедиции Джона Дэвиса в Америку в 1585 году. Известно, что экспедиция Дэвиса планировалась в доме купца Джона Гудзона в лондонском Истэнде, и вроде бы у этого купца был то ли сын, то ли родственник по имени Генри, который страстно желал стать моряком. Но можно ли на таком хлипком основании строить какие-то версии? Если вы писатель - да, если серьезный историк - поостерегитесь. В одном можно не сомневаться: к 1607 году Генри Гудзон был опытным мореходом, иначе известные своей скаредностью и холодной расчетливостью отцы-основатели Московитской компании и внимания на него не обратили бы. А они обратили, и даже преклонный по тем временам возраст моряка - за 50, не стал тому помехой. Безусловно, сыграло свою роль и то, что Генри Гудзон был сумасшедшим. Вернее, одержимым, что в своих крайних проявлениях является одной из форм умопомешательства. И как многие одержимые люди, он обладал редким даром убеждения. Он подавлял собеседника своей убежденностью, заставляя уверовать в осуществимость самых, казалось бы, нереальных планов. Конечно, лондонские купцы были заинтересованы в том, чтобы разведать северный морской путь в Индию, Китай и Японию в обход испанских и португальских владений. Однако они вверили Гудзону свой корабль и свои надежды не только из безудержной алчности. Сверкая глазами, Генри Гудзон сказал, что сможет сделать то, что никто до него не делал, и так сказал, что не поверить ему было невозможно. Лишь потом, много позже, когда чары развеялись, купцы стали корить себя, но Hopewell , корабль Гудзона, был уже в море. Покинув Англию 1 мая 1607 года, двигаясь при исключительно благоприятных ледовых условиях вдоль восточных берегов Гренландии, Гудзон достиг 73® с. ш. Здесь путь ему преградили льды, и он повернул на северо-восток. В конце июня он увидел берега острова Ньюланд (теперь Шпицберген). Он обогнул остров с севера, достигнув 80® северной широты, чего еще не делал никто. А потом повернул назад, домой, и принудили его к тому не сплошные льды, а начавшая роптать команда. Что примечательно, все одиннадцать человек потребовали изменить курс, ну хоть бы кто-нибудь поддержал капитана! В Лондоне Гудзон сообщил своим нанимателям, что ему не удалось пройти Северо-Западным проходом "напрямик через полюс", однако в краях, где он побывал, море богато рыбой и китами, а на берегах островов полным-полно морского зверя. Готовые рассчитать капитана-авантюриста, купцы задумались: похоже, упустив одну выгоду, они выиграли в другом. Поразмыслив, они дали Гудзону еще один шанс. Весной следующего года Гудзон вновь отправился в плавание. У него был все тот же верный Hopewell , но другая команда, ставшая больше на двух человек. А еще рядом с ним был его сын Джон, которого, начиная с этого плавания, Генри Гудзон всегда будет брать с собой. Наконец, при той же цели - найти северный путь в Индию и Японию, сейчас Hopewell плыл не на Запад, а на Восток. В поисках свободной ото льда воды Гудзон оказался между Шпицбергеном и Новой Землей, однако дальше пробиться не смог - льды стеной стояли перед ним. Презрев инструкции, которые ему были даны в Лондоне, Гудзон приказал поворачивать, но идти не к Англии, а к Гренландии, чтобы вновь попытаться открыть Северо-Западный проход. И вновь осуществлению его планов помешала команда. Она ненавидела капитана. За высокомерие - Гудзон никогда не снисходил до того, чтобы поделиться с нею своими планами. За безразличие к нуждам матросов - они могли болеть, да хоть умирать, капитана это нисколько не трогало. И вообще, трудно находиться на борту корабля, которым правит безумец. А в том, что капитан безумен, не сомневался никто. Даже его сын. С Восток а на Запад В Лондоне купцы окончательно рассчитали Гудзона, после чего он, свободный от обязательств и предрассудков, обратился к их конкурентам из недавно, в 1602 году, созданной нидерландской Ост-Индской компании. Без проволочек Генри Гудзон был принят на службу, получил в свое распоряжение галеон Halve Maen (в английском написании - Half Moon , "Полумесяц") и даже выбор на свое усмотрение - искать Северо-Восточный или Северо-Западный проход. Лишь бы найти! Что касается команды, она состояла из двадцати трех человек, и только поэтому не делилась поровну - на англичан и голландцев. И обе эти неравные половины относились друг у к другу с плохо скрываемой неприязнью, а в чем были едины, так это в лютой ненависти к своему безумному капитану. 25 марта 1609 года Гудзон вышел из залива Зейдер-Зе и направился на север. Обогнув мыс Нордкап, в начале мая он уже был близ Новой Земли. И снова тяжелые льды, страшный холод и непроглядные туманы заставили его отступить. Да и в разношерстной команде, донельзя измученной непосильными вахтами, началось брожение, грозящее закончиться бунтом. И все же до открытого выступления было еще далеко, и Гудзон направил Halve Ma en к Америке. В средине мая Гудзон зашел на Фарерские острова, где и принял решение, каким будет его дальнейший путь. У него было два варианта: искать проход на севере, продолжив дело Джона Дэвиса, или прислушаться к словам капитана Джона Смита, главы английских колонистов в Виргинии - тот утверждал, что вожделенный пролив находится на 60® с. ш. В схватке за явным преимуществом победил второй вариант. Галеон был рядом с Ньюфаундлендом, когда в шторм сломалась одна из мачт. Тем не менее Гудзон благополучно добрался до американского берега у 44® с. ш.. Там корабельный плотник сделал новую мачту. Заодно Гудзон убедился, что в этих краях море полно рыбой, а с туземцами вполне можно вести меновую торговлю. Теперь, когда рангоут был в порядке, можно было начинать поиски прохода в Тихий океан. Обогнув мыс Код, Гудзон спустился вдоль берега до 36-й параллели, но никакого пролива не обнаружил. Тогда он вновь повернул на север, на этот раз внимательно исследуя побережье. В августе Гудзон заходил в заливы Делавер и Чезапик, а в сентябре у 40®,5" с. ш. вошел в бухту, которую поначалу принял за вход в желанный пролив. Об этом есть соответствующая запись в судовом журнале. А рядом с ней еще одна, весьма примечательная: "Мне доложили, что впередсмотрящий видел русалку с пятнистым хвостом". Надо полагать, не только у капитана, что было для Гудзона делом обычным, но и у многих его подчиненных от невзгод и испытаний помутилось в голове, вот и мерещилась им всякая чертовщина. Покрытые лесом берега оказались населены, и появление галеона произвело на индейцев огромное впечатление. Свидетельствуют о том не только записи самого Генри Гудзона, но и древний голландский документ, составленный 50 лет спустя на основе беседы со стариками индейцами, видевшими прибытие Halve Maen . Согласно документу и рассказу, несколько индейцев в долбленых каноэ ловили рыбу в том месте, где "море становится шире" - иными словами в водах бухты Лоуэр-Бей. Вдруг "на далеком расстоянии от себя они заметили что-то огромное, плывущее по воде". Таинственный предмет оказался "домом", в котором было полно живых существ "самого разного цвета". Одного из них, с ног до головы одетого в сверкающий красный наряд, индейцы приняли за Великого Духа, Властелина Жизни. (Капитан Гудзон редко, но иногда одевал свое парадное платье - красный мундир с золотым позументом.) "Дом" оказался огромным "крылатым челном", и когда он остановился, его белые крылья затрепетали. Вскоре от "крылатого челна" отошел челнок поменьше, и через несколько минут "человек в красном" сошел на берег. Где именно? Считается, что это был Кони-Айленд, напротив Грейвсенда (Лонг-Айленда). В бухте чувствовалось течение, и в сентябре Гудзон стал подниматься вверх по "большой северной реке", впадавшей в бухту. Он прошел 250 километров от устья до места, где сейчас находится Олбани, и повернул обратно. Один из бывших с ним англичан, Роберт Джуэтт, написал в своем дневнике: "Мы убедились, что и этот путь не ведет в Китай". Пора было возвращаться домой. Но Гудзон не спешил. По пути Halve Maen еще дважды подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пенобскот и мыса Код. Здесь терпение команды иссякло, и офицер Джуэтт, взявший на себя роль парламентера, поставил капитана перед выбором: или галеон немедленно идет в Голландию, или... капитан будет исследовать новые земли "пешим порядком". Гудзон уступил, однако, будучи человеком злопамятным, решил сыграть с командой злую шутку. Не имея на то никакой необходимости, оставив позади океан, он зашел в английский порт Дартмут. Здесь Halve Maen был арестован, а Гудзону и другим его соотечественникам был запрещен выезд в европейские страны. В том числе в Голландию, где моряки должны были получить причитающееся им вознаграждение за дальнее опасное плавание. Правда, Гудзон и сам пострадал, но отомстить для него было важнее. Все, что он смог сделать, это отправить в Амстердам подробный отчет о своей экспедиции с приложением собственноручно вычерченных карт. Во многом благодаря этому докладу голландцы начали успешно колонизировать американское побережье. Последнее плавание Казалось, капитан Гудзон более никогда не выйдет в море. Будучи "невыездным", он не мог рассчитывать на иностранные компании, в то же время ни одна английская не хотела связываться с этим желчным человеком. В бесплодных поисках работы прошел год, и вдруг ему повезло. Исключительно, чтобы уязвить своих "одноименных" соперников из Голландии, английская Ост-Индская компания призвала Генри Гудзона в свои ряды. Для поисков все того же Северо-Западного прохода она предоставила ему маленькое судно D iscovery водоизмещением 55 тонн, с командой из 23 человек. Гудзону не вполне доверяли. Оснований к тому было два: во-первых, его служба у голландцев, а во-вторых, слухи о его несносном характере распространились среди английских моряков до такой степени, что даже самый пропащий матрос не хотел служить под началом такого капитана. Потому и команду на D iscovery набрали, что называется, из всякого отребья. Желая подстраховаться, компания настояла на том, чтобы старшим офицером D iscovery был их человек. Гудзон не стал возражать, но это была мнимая покорность. 17 апреля 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта, и уже на следующий день в устье Темзы высадил на берег навязанного ему соглядатая. Сначала Гудзон пошел к Исландии, откуда направился к Гренландии, обогнул южную ее оконечность и повернул на запад. 5 июля D iscovery вошел в пролив. Боясь поверить своему счастью - ведь, похоже, он нашел то, что искал так долго, - Гудзон повел свое судно вдоль северного берега пролива. Через неделю разразился шторм, но D iscovery держался молодцом. Только 3 августа льдины, которые пятнали белым свинцово-черную воду пролива, вдруг исчезли, и перед мореплавателями открылось чистое, голубое, безбрежное водное пространство. На следующий день, 3 августа 1610 года, Генри Гудзон записал в судовом журнале: "Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это была последняя запись: далее - пустые страницы. С чужих слов Что случилось дальше, известно со слов штурмана Роберта Байлота и палубного матроса Абакука Приккета. За мысом Вулстенхолм берег повернул к югу. В конце сентября, пройдя более 1200 километров, моряки попали... в тупик. Здесь, в заливе, из которого им еще надо было выбираться, Гудзон высадил на берег моряка, которого считал главным зачинщиком готовящегося бунта. Все понимали, что моряк обречен на смерть в этих диких местах, все осуждали Гудзона, и положение капитана D iscovery стало совсем шатким. И все же Генри Гудзону удавалось как-то управляться и с людьми , и с кораблем. К ноябрю , однако, терпение команды лопнуло . Она потребовала изменить курс - и возвращаться. Но было поздно: судно окружили льды. И вновь все взоры - испуганные, жаждущие слова надежды, - обратились на капитана. Гудзон отдал приказ корабельному плотнику Филиппу Стаффу строить зимовье. Но прежде, соорудив вороты, с помощью канатов и блоков, они вытащили D iscovery на берег. Зимовка была сносной: топлива много, пищи достаточно, от цинги пили отвар сосновой хвои с лиственничными почками. Ледоход начался в конце мая, а в середине июня 1611 года D iscovery спустили на воду. Команда рассчитывала на то, что им обещали все долгие зимние месяцы, на возвращение в Англию. Вместо этого Гудзон решил продолжать поиски Северо-Западного прохода. И через неделю начался бунт. 22 июня Гудзона, его сына, помощника штурмана и еще шесть матросов, оставшихся верными капитану, заставили спуститься в шлюпку. Им не дали ни оружия, ни продовольствия. С палубы D iscovery кричали: "Мне отмщение и аз воздам" . Бунтовщики полагали свою жестокость справедливой : они поступили с капитаном так же, как он поступил с их товарищем в сентябре прошлого года. Потом D iscovery распустил паруса, и вскоре шлюпка исчезла из вида. Ни о ком из находившихся на ней больше ничего не известно. Хотя кое-какие следы обнаружились... В 1631 году капитан Томас Джеймс нашел на острове Данби посреди залива остатки лачуги. А еще, по утверждению трапперов - охотников на пушного зверя, промышлявших в этих краях десятилетия спустя, им не раз попадались камни с нацарапанными буквами "НН". Хотя, возможно, это были не инициалы Генри Гудзона (Henry Hadson), а какие-то индейские символы. Бытовала и такая легенда: Генри Гудзон с Гудзон с товарищами добрался до берега, где они были схвачены и убиты туземцами. По другой легенде, подходящей скорее приключенческому роману, на своей шлюпке они проплыли более 3 тысяч миль до Шпицбергена, где и погибли. Что касается мятежников, то осенью 1611 года они вернулись в Англию. Это была заслуга единственного уцелевшего офицера, штурмана Роберта Байлота. Вернулись не все: трое умерли в пути. Остальные же по возвращению на родину были арестованы. Им грозила виселица, но после долгого разбирательства бунтовщиков помиловали. Для проявления такого немыслимого по тем жестоким временам милосердия было два основания. Они знали маршрут на север - в земли, отныне принадлежащие английской короне. Однако, помимо такого циничного объяснения, было еще одно: нельзя считать виновным в неповиновении начальству человека, если начальство его - безумно. Капитана Генри Гудзона, наверное, можно причислить к неудачникам. Особенно с учетом его трагического конца. Но не получается - посмертная слава не дает: "большая северная река", открытая до него Джованни да Веррацано, названа его именем - рекой Гудзон; пролив, открытый Себастьяном Каботом, - Гудзоновым проливом; море, ставшее его могилой, -- Гудзоновым заливом. Чудны дела твои, история. Выносы Что в имени тебе моем? Мы говорим - Генри Гудзон, а должны бы - Хенри Хадсон. Это если оглядываться на "родное" Henry Hudson и забыть о традиции. Но тогда и река- Хадсон, и залив - Хадсонов, или вообще Хадсоновский. Не правда ли, режет слух? Но согласимся - это с непривычки. Говорили бы с самого начала Хадсон, ничего бы и не резало. Внятных объяснений, почему возникло такое написание-звучание - Гудзон, нет. Наверное, историки минувших дней заботились о... сладкоречии. Как они его понимали. Подобная забота привела к тому, что мы говорим Рим, а должны бы - Рома, и не Парис, а Париж, не Ландон, а Лондон, несть числа примеров. Так что же, сделать усилие над собой и вернуться к "оригиналу"? Можно, но зачем? Мы же не обижаемся, когда они говорят Моску про нашу Москву. А о городе Выдропужск Тверской губернии вообще молчим. Так что пусть все остается, как есть. И пусть так будет. Чисто английская Москов ская компания В 1551 году в Англии была создана компания, основатели которой - Р ичард Ченслор, Хью Уиллоб и и С ебастьян Кабот, - мечтали найти север о-восточный путь в Китай . В мае 1553 года три "компанейских" корабля покинули Лондон. Плавание закончилось тем, что Уиллоби погиб вместе с командой двух кораблей во время зимовки , а Ченслор на третьем корабле доплыл до Белого моря и вошел в Двинский залив . Затем он отправился в Холмогоры, а оттуда - в Москву. Там Ченслор получил аудиенцию у Ивана Грозного и выпросил разрешение торгов ать в России английским купцам. В Англии оценили открывающиеся перспективы, и компания стала называться "Московитской", или " Московской". Ченслор же вновь отправился в Москву, и царь выдал ему льготную грамоту, дававшую компании право беспошлинной торговли . Боле е того, Иван Васильевич заверил, что другим иностранцам в подобном будет отказано. Англичане оставались монополистами до конца XVII века, когда Петр I положил конец любым торговым п референциям. И тут же Москов ская компания перестала быть первой, она стала "одной из", и в таком со с тоянии просуществовала вплоть до октября 1917 года, когда и почила в бозе. Первые становятся вторыми Принято считать, что первым европейцем, увидевшим земли будущего Нью-Йорка, и открывшим остров, названный Манхэттеном, был Генри Гудзон. Во всяком случае, именно от него Нью-Йорк ведет свою "родословную" ведет. Однако это не более, чем исторический казус. Еще в 1524 году венецианец Джованни да Веррацано, проплыл вдоль побережья Америки от Северной Каролины до Род-Айленда. В Нью-Йоркской бухте Веррацано не только останавливался, но и вел переговоры с индейцами племени ленни-ленапе об устройстве в этих местах поселения колонистов. Устье реки итальянец принял за большое озеро и... поплыл дальше. Надо отдать американцем должное: славя Гудзона, о Веррацано они тоже не забывают - его именем названы несколько мостов. Хотя что такое мост по сравнению с рекой? Особенно если эта река - Гудзон. "Полумесяц" Галеон Halve Maen/Half Moon был типичным купеческим судном того времени - c бочкообразными бортами и зауженной палубой. Первое было сделано для повышения остойчивости, что же касается второго... По таможенным законам того времени, налог с судна взимали не за вместимость, не за длину, не за площадь парусов, а за ширину палубы. Вот и старались ушлые купцы вместе с судостроителями обойти закон. О тех, кому на этом судне предстоит плавать, думали в последнюю очередь, или совсем не думали. Наследники по прямой В 1909 году, на военно-морском параде, посвященном 300-летию открытия острова Манхэттен и 100-летию постройки Робертом Фултоном первого коммерческого парохода, появилось судно, словно сошедшее со старинных гравюр. Это была копия корабля Генри Гудзона Half Moon . Публика была в восторге. Прошло еще 100 лет, и в честь уже 400-й годовщины Манхэттена в гавань Нью-Йорка снова вошел Half Moon - еще одна реплика знаменитого галеона. И все повторилось - восторги, рукоплескания и удивление: "Как же они не боялись на таком суденышке?.." Что ж, может, и боялись, а дело делали. Такие были люди.
Описание работы

В 1607 году английская "Московская торговая компания", наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля.

Работа содержит 1 файл

Экспедиции Генри Гудзона

Генри Гудзон-(англ. Henry Hudson; 1570-1611?) - английский мореплаватель начала XVII века, исследователь арктического региона. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Так же неизвестна его точная дата и место смерти, предпологают, что он погиб в 1611 году в нынешнем заливе Гудзон в Канаде в результате бунта на корабле. В честь его имени был назван залив и пролив на востоке Канады.

Первая экспедиция Гудзона в Арктику(1607г).

В 1607 году английская "Московская торговая компания", наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного Полюса, но путь преграждали льды. 31 июля Гудзон решил вернуться обратно в Англию. Предполагается,что на обратном пути Гудзон открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

Вторая экспедиция Гудзона в Арктику(1608г).

Гудзон продолжил свои попытки найти северный торговый путь через Арктику в 1608 году. На этот раз он двигался восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля, снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Третья экспедиция Гудзона в Арктику(1609г).

В мае 1609 года корабль «Халв Маен» ,капитаном которого был Гузон, взял курс к Новой Земле, но не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан, и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке. Следующие 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен. Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп Код. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераззано в 1524 году, Генри Гудзон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящую его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам, ставший затем городом Нью - Йорк. Полагают, что название острова Статен Айленд (нидерл. Staaten Eylandt) также дал Генри Гудзон в честь Генеральных штатов (Нидерландов), официального названия Нидерландов того времени.

Четвертая экспедиция Гудзона в Арктику(1610г).

В 1610 году Гудзон был нанят Вирджинской и Британской Ост-Индийской компаниями.Он отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery), на этот раз под английским флагом. Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая, затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. У Гудзона было сильное предчувствие, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора. Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Гудзон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах арктики в заливе Джеймса, и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Весной 1611 года, после того, как путь был освобождён ото льда, Гудзон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Хадсона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно.

Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966

Лит.: Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966, гл. 2; Powys L., Henry Hudson, L., 1928; Neatby L. Н., In quest of the North West passage, Toronto, 1958.

ГУДЗОН (Хадсон) Генри (ок. 1550 - 1611)
Английский мореплаватель, исследователь Арктики. Р. в Англии.
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.
Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.
Установил рекорд свободного продвижения на север 80 0 23", продеожавшийся 158 лет.
В 1608 вновь направился на северо-восток, но, не достигнув Новой Земли, вынужден был возвратиться.
В 1609 дошел до мыса Нордкап, здесь встретил сплошные льды и повернул на северо-запад.
Миновав Фарерские о-ва, подошел к п-ову Ньюфаундленд, вышел к устью реки, которая впоследствии была названа его именем.
В 1610 снарядил четвертую экспедицию. Обогнул с юга Гренландию, вдоль п-ова Лабрадор вошел в пролив и залив (ныне носят его имя). Залив посчитал частью Тихого океана.
В 1611 на обратном пути в Англию команда корабля взбунтовалась и высадила Гудзона с его сыном и несколькими спутниками в шлюпку среди моря.
Посланная в 1612 - 1613 на их поиски экспедиция ничего не обнаружила.


Генри Гудзон

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.
В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).
Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.
В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.
Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.
В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).
Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.
В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.
У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.
Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.
17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мни-


Ге́нри Ха́дсон (англ. Henry Hudson; 1570-1611?) - английский мореплаватель начала XVII века. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Полагают, что он погиб в 1611 году в нынешнем Гудзоновом заливе в Канаде в результате бунта на корабле. В некоторых русскоязычных изданиях по устаревшей транслитерации фамилии известен как Генри Гудзо́н.

[править] Исследования

В 1607 году Московская торговая компания, одна из немногих компаний, имевших королевскую грамоту, наняла капитана Генри Хадсона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Хадсон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении, при этом составляя карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного полюса, и дальнейший путь преграждали льды. 31 июля Хадсон решил вернуться обратно в Англию. На обратном пути Хадсон, возможно, открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

В 1608 году Хадсон еще раз попытался найти северный торговый путь, на этот раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля, снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Хадсон желал продолжать поиски и нанялся в голландскую Ост- Индскую компанию. Эта компания также была чрезвычайно заинтересована найти северный путь, и для этих целей был снаряжён корабль «Халве Мен» (нидерл. Halve Maen), капитаном которого был назначен Хадсон. В мае 1609 года корабль взял курс к Новой Земле, но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке. Затем 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен. Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп Код. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераццано в 1524 году, Генри Хадсон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящую его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам, ставший затем городом Нью-Йорком. Полагают, что название острова Статен (нидерл. Staaten Eylandt) также дал Генри Хадсон в честь Генеральных штатов (Нидерландов), официального названия Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в ноябре 1609 года Хадсон был арестован за плавание под чужим флагом, согласно Актам Навигации (англ. Navigation Acts), ряду английских законов, установленных для защиты торговых путей от голландцев. Тем не менее, он был вскоре освобождён.

В 1610 году Хадсон снова отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery), на этот раз под английским флагом, будучи нанятым Вирджинской и Британской Ост-Индской компаниями. Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая, затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. Было сильное ощущение, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора. Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Хадсон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах в заливе Джеймс, и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Весной 1611 года, после того как путь был освобождён ото льда, Хадсон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Хадсона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно.

Гудзон Генри

(1550-1611)

2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская Московитская компания (также называвшаяся Русской компанией) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген). Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

Как известно, самые выдающиеся географические открытия совершались непреднамеренно, можно даже сказать – случайно. Выходило так, что мореплаватели искали одно, а находили совершенно другое, причем, гораздо более ценное. Вот только эта самая ценность редко осознавалась современниками и самими исследователями, и многие из первооткрывателей окончили свою недолгую жизнь в безвестности, а то и в опале. Но потомки умеют быть благодарными, и сегодня имена героев прошлого носят реки, моря, страны и целые континенты. Англичанин Генри Гудзон, спустя столетия после своей смерти, удостоился особой чести: в память о нем названы пролив, река, огромный залив, превосходящий некоторые моря, округ, город и мост в Америке, а его историческое плавание изучают школьники во всем цивилизованном мире. А вот при жизни Генри получил в награду только голодную смерть – для себя и своего сына.

Генри Гудзон (он же Хадсон) родился во II половине XVI века. К сожалению, точная дата сего события неизвестна – историки говорят о 1550, 1565 и 1570 годах, но ни одна из этих версий не может претендовать на звание непреложной истины. Вообще, все имеющиеся сведения о Гудзоне сводятся к четырем его плаваниям , которые сделали его знаменитым, а одно – лишило жизни. Однако цена посмертной славы всегда высока, иногда даже непомерно.

На самом деле, Хадсон не собирался исследовать Северную Америку и уж тем более не собирался что-то в ней открывать. Он желал совсем иного – найти заветный водный путь, ведущий из Западной Европы в богатые страны Азии – Индию и Китай. К слову, этот воображаемый путь сыграл важнейшую роль в истории великих географических открытий. Джованни Верраццано, Джон Кабот, Христофор Колумб… его искал каждый уважающий себя мореплаватель. Никто так и не нашел, понятное дело, но карта мира значительно расширилась благодаря неутомимым странствиям упрямых мореходов.

Итак, первое плавание Гудзона состоялось в 1607 году . Одна английская компания, ведущая торговлю с Россией, как и все торговые компании того времени, мечтала добраться в Азию. Ради этой цели снарядили корабль и пригласили опытного капитана. Корабль назывался «Хоупвелл», а капитана звали Генри Хадсон. Путь в азиатские земли решено было искать среди льдин малоизученной Арктики, и «Хоупвелл» вышел в Северный Ледовитый океан, следуя северо-западному курсу. Достигнув Гренландии и Шпицбергена, корабль приблизился к полюсу, где встретил непреодолимое препятствие в виде льда. Гудзону пришлось вернуться обратно. По некоторым сведениям, именно он открыл остров Ян-Майен на обратном пути в Англию, который впоследствии открыл уже сам голландец Ян Майен. Также Генри рассказал своим согражданам, как много китов водится в районе Шпицбергена, и с тех пор китов стало значительно меньше.

В следующем, 1608 году Гудзон-Хадсон повторил свою попытку, отклонившись на этот раз восточнее прежнего маршрута. Он доплыл к архипелагу Новая Земля, но здесь его вновь атаковали льдины, и ему вновь пришлось повернуть обратно. Московская торговая компания в Англии осталась ни с чем и вести дела с капитаном-неудачником больше не пожелала.

Однако разыскать вожделенный путь в Индию желал теперь сам Гудзон, и в скором времени он нашел себе новых работодателей и единомышленников в лице голландской Ост-Индской компании. Очередной корабль Генри назывался «Халве Маен», он отправился в море весной 1609 года. Изначальным ориентиром плавания была Новая Земля, но своевольная команда, вынужденная плыть в очень тяжелых условиях, проявила недовольство, и направление резко поменялось. Гудзон теперь шел на запад, через воды Атлантики. Моряки высадились в Северной Америке, неподалеку от Ньюфаундленда и в течение четырех месяцев занимались изучением побережья. Результатами исследования Хадсона стало подробное описание Манхэттена, штата Мэн и полуострова Кейп Код. Ранее здесь уже побывал французский подданный Верраццано, но описать местность не удосужился, поэтому слава первооткрывателя закрепилась за Гудзоном, надолго спутав исторические факты. Англичане, поднявшись вверх по реке, названной впоследствии в честь Гудзона, достигли Олбани. В устье этой же реки позже возник Новый Амстердам, преобразованный затем в Нью-Йорк.

Вернувшись в Англию, Гудзон оказался под арестом за путешествие под чужим флагами. Вскоре его освободили, для того чтобы он отправился в следующую экспедицию, которая из всех оказалась самой важной, а для Генри Хадсона – последней. Это был 1610 год. Корабль «Дискавери» вышел в море под английским флагом, держа курс на север. Он достиг Исландии, затем Гренландии, после чего двинулся на запад. Пройдя Гудзонов пролив и следуя на юг, «Дискавери» вышел к заливу Гудзона. На протяжении нескольких последующих месяцев Хадсон исследовал и картографировал побережье Америки. В ноябре лед запер корабль в заливе Джеймс, и команда осталась на зимовку.

Когда пришла весна и лед отступил, Генри намеревался продолжить исследования, но остальные члены экспедиции потребовали вернуться домой. Капитан Гудзон и раньше не умел ладить с подчиненными, что его и погубило. Летом 1611 года на корабле поднялся бунт, причем, команда раскололась на два лагеря. Те, кто хотел вернуться – вернулись, а те, кто хотел остаться – остались в заливе навсегда. Генри Гудзона, его сына и семерых его приверженцев высадили в лодку без воды и припасов. Что с ними случилось дальше – догадаться не сложно.

Значение открытого Гудзоном залива сложно переоценить: впадающие в него реки подарили Западной Канаде выход к морю. Более двух столетий в этом районе успешно торговали мехом, а компания Гудзонова залива стала такой могущественной, что вмешивалась в государственную политику и устанавливала границы между владениями англичан и американцев в северо-западной части континента. В то же время, через Гудзонов пролив входили в Арктику суда, занятые поиском северо-западного пути из Атлантики в Азию.

Гудзон Генри Гудзон, Хадсон (Hudson) Генри (около 1550≈1611), английский мореплаватель. В поисках северного морского пути из Атлантического океана в Тихий совершил в 1607≈1611 четыре плавания в арктических морях, организованных лондонскими и амстердамскими купцами, искавшими новых путей в Китай и Индию в обход испано-португальских владений. В 1607, намереваясь пройти в Тихий океан через Северный полюс , поднялся до 80° 23" с. ш., попутно открыв о. Ян-Майен . В 1608 неудачно пытался найти проход между Шпицбергеном и Новой Землёй. В 1609, состоя на службе у голландской Ост-Индской компании, направился сначала в Баренцево моря, а оттуда к берегам Северной Америки для поисков Северо-западного прохода, обследовал часть побережья материка, открыл устье р. Гудзон и поднялся по ней на 250 км. В 1610 прошёл на З. проливом (Гудзоновым) между Лабрадором и Баффиновой Землёй, открыл обширный залив (Гудзонов). В его южной части (залив Джеймса) корабль Г. зазимовал. В июне 1611 на обратном пути команда взбунтовалась. Г. с сыном и 7 моряками, высаженные с корабля в шлюпку, пропали без вести.

═ Лит.: Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966, гл. 2; Powys L., Henry Hudson, L., 1928; Neatby L. Н., In quest of the North West passage, Toronto, 1958.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гудзон Генри" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хадсон. Генри Гудзон Henry Hudson … Википедия

    - (Hudson, Henry) ГЕНРИ ГУДЗОН (ок. 1550 1611), также Хадсон, английский мореплаватель и первопроходец. Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как Генри Гудзон, англичанин. Достоверные факты его… … Энциклопедия Кольера

    Хадсон (Hudson) (около 1550 1611), английский мореплаватель. В 1607 11 в поисках Северо западных и Северо восточных проходов из Атлантического океана в Тихий океан совершил 4 плавания в арктических морях. В Северной Америке открыл реку, залив и… … Энциклопедический словарь

    Предполагаемый портрет Генри Хадсона из Энциклопедии Универсальной Истории (англ. Cyclopaedia of Universal History) 1885 года Генри Хадсон (англ. Henry Hudson; 1570 1611?) английский мореплаватель начала XVII века. Его дата и место рождения точно … Википедия

    Гудзон, Генри - ГУДЗО/Н, Хадсон Генри (ок. 1550 1611) английский мореплаватель, исследователь Арктики. В 1607 1611 гг. в поисках Северо Западного и Северо Восточного проходов из Атлантического океана в Тихий совершил 4 е плавания в арктических морях, пытаясь… …

    - (Hudson) знаменитый английский мореплаватель XVI века, род. около 1550 г.; предпринимал 4 экспедиции в полярные моря для отыскания объездного пути в Китай. Первые его 2 поездки, в 1607 и 1608 гг., были сделаны по поручению английских купцов. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Гудзон - Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

    Хадсон, река в Сев. Америке, впадает в Атлантический океан; США. Первым в 1609 г. по этой реке поднялся на 200 км англ, мореплаватель, находившийся на голл. службе, Генри Гудзон (Henry Hudson, ок. 1550 1611), который назвал ее Большая Северная.… … Географическая энциклопедия

    Генри Гудзон - см. Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

    Генри Хадсон - см. Гудзон, Генри … Морской биографический словарь

Книги

  • Первое кругосветное плавание , Джеймс Кук. Британская империя издавна славилась своими мореходами и флотоводцами, лихими пиратами и боевыми адмиралами: Уолтер Рэли, Фрэнсис Дрейк, Уильям Дампир, Горацио Нельсон, Генри Гудзон, Уильям…