Гештальт подход в психологическом консультировании. Дистанционное обучение гештальт терапии

Формат обучения

без отрыва от работы

с отрывом от работы

Трудоёмкость освоения

571 ак.час.

Срок обучения

Подготовка специалистов в области гештальт-терапии в нашем Институте ведется уже более 10 лет . Гештальт-терапия - одно из современных направлений исследования личности и психотерапии, разработанное Фредериком Перлзом в конце сороковых годов. Метод широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании. Основа методики обучения – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала. Метод гештальт-терапии прост и доступен в освоении. Поэтому в России он завоевал большое количество поклонников, и с каждым годом количество людей, применяющих этот метод на практике, неуклонно растет.

Участники программы на занятиях осваивают телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психодраматические, медитативные и другие техники.

Цель

Подготовить специалистов, способных эффективно и грамотно работать в области психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.

Программа

Стоимость

Полная стоимость программы 114 030 руб.

Стоимость цикла 5 430 руб.

При единовременной оплате не позднее 3-х дней до начала обучения стоимость составляет 96 926 руб.

На период обучения слушатели программы получают 10% скидку на все тренинги и семинары. По завершении обучения, в течение 3-х лет слушателям, прошедшим 2 программы повышения квалификации, предоставляется 10% скидка на все тренинги и семинары.

Расписание

Название цикла
Группа 2018
(10:00-18:00)
История развития гештальт-подхода. Феноменология
31 марта
1 апреля
Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Теория поля в практике гештальт-терапии
26, 27 мая
Понятие о контакте в гештальт-терапии. Способы контакта. Цикл контакта
16, 17 июня
22, 23 декабря
Работа на границе контакта. Способы прерывания контакта
27, 28 октября
24, 25 ноября
Основной инструментарий гештальт-терапевта. Диалог как метод работы
22, 23 декабря

Супервизия. Позиция и техники гештальт-терапии
26, 27 января
Диагностика. Дифференциальная диагностика. DSM IV. Гештальт-диагностика
>23, 24 февраля
Арт-методы гештальт-терапии: рисунок, визуализация, работа со сном, работа с образами
30, 31 марта
Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Перенос, контрперенос
27, 28 апреля
Работа с горем, травмой, экзистенциальными переживаниями
25, 26 мая
Работа с парой и семьей в гештальт-терапии
29, 30 июня
Работа с телом. Психосоматика

Супервизия. Решение терапевтических задач в краткосрочной гештальт-терапии

Гештальт-терапевт в терапевтических отношениях. Диалог, контакт. Экзистенциализм

Неврозы, психозы, пограничные расстройства

Работа с детскими травмами

Работа с зависимостями

Работа с группой

Принципы соблюдения этических норм

Сертификационные требования

  • 108 часов - программа первой ступени (знакомство с методом).
  • Прохождение 21 учебного цикла программы и зачёт (описание случая).
  • Самостоятельная работа в малых учебных группах (желательно не менее 50 часов).
  • Личная терапия - 20 часов.
  • Работа с клиентом под супервизией - 40 часов (10 встреч по 4ч).
  • Оформление протоколов индивидуальной работы с клиентами или протоколов работы в малых учебных группах - 5 шт.

После выполнения сертификационных требований участник программы предоставляет дневник и соответствующие материалы (описание случаев, подтверждение часов личной и групповой терапии, супервизии). Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия, утвержденная ректором Института.

Даты открытой сертификации сообщаются слушателям заранее. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т.е. повторная демонстрация работы в другие сроки.

После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается удостоверение о повышении квалификации.

Дипломированный психолог, окончивший специальное учебное заведение и начинающий применять свои знания на практике, обязан знать и грамотно использовать такой метод, как гештальт-терапия. Гештальт – это не фамилия какого-то немецкого ученого или психолога, а понятие целостности, личности, образа, если перевести с немецкого языка. Целью такого метода психотерапии является осознание человеком своей целостности, как личности, умение осознавать и принимать особенности своей индивидуальности. Таким образом, обучение гештальт терапии крайне полезно для практикующего психолога.

Основные положения направления гештальт-терапии

Основное положение гештальт – терапии заключается в способности достигать того самого равновесия внутри себя, которое приводит к балансу восприятия между собой и окружающей средой. Клиент нуждается в подобной терапии в том случае, если находить в экзистенциальном кризисе, то есть если его потребности не удовлетворяются при его настоящем образе жизни. Таким образом, появляются психологические расстройства. На уровне подсознания человек психологически травмирован ввиду того, что нарушен баланс его восприятия себя, как индивида. Для устранения подобных травм в терапии гештальт основным способом применяют нахождение контакта, а именно с окружающей средой, изменение восприятия окружающей себя обстановки посредством слуха, зрения, обоняния.

Посредством психологическим экспериментов психотерапевт создает ситуации для усиления осознание клиента самого себя, здесь и сейчас на эмоциональном, физическом и духовном уровне. В первую очередь используется концепция осознания. Очень часто встречаются пациенты, которые не могут найти себя в жизни, не видят перед собой какой-либо цели. В результате появляется эмоциональный стресс, нервное расстройство, состояние постоянной депрессии. Грамотное использование гештальт-терапии позволяет очень быстро достигнуть поставленной перед клиентом цели. Психолог может определить направление, которое необходимо человеку и помочь ему осознать свою роль на жизненном этапе. Также люди избавляются от негативного восприятия окружающей среды, осознавая, что хорошего больше чем плохого. Образно говоря, кроме вредных выхлопов, газов, существует и чистый воздух, птички, моря и океаны.

Обучение гештальт терапии на расстоянии

Если Вы поняли, что гештальт-терапия поможет Вам в Вашей практике, но Вы не можете или хотите тратить на обучение большое количество времени и денег, хотим Вас обрадовать. Имеется возможность пройти качественное обучение гештальт терапии без отрыва от работы, учебы и семьи. В помощь психологам предлагаем пройти уникальный эффективный курс, который можно изучить дистанционно, заказав его в нашей компании. Курс предназначен для изучения базовых направлений психотерапии, в том числе и гештальт-терапии. Поэтому он может помочь вам расширить свои познания в области психологии, научит новым подходам, техникам, принципам практической стороны работы психотерапевта. И все это - по более чем умеренной цене, под руководством личного тренера и в удобное для Вас время. Заказывайте дистанционный сертифицированный курс прямо сейчас, ведь возможно, тысячи человек уже ждут Вашей помощи.

Гештальтпсихология (гештальттерапия) это одна из форм феноменолого-экзистенциальной терапии, основанной Фредериком (Фрицем) С. Перлзом и Лаурой П. Перлз. Первые разработки в этом направлении появились в 40-х годах ХХ века. Широкой известности данное направление достигло в конце 60-х ХХ века. Собственно Институт Гуманистической психологии в Биг - Сур (Калифорния) стал так широко известен потому, что Ф.Перлз работал там в последние годы своей жизни. Впоследствии это направление развивали многие другие исследователи. Сейчас гештальттерапия - это направление, практикуемое во всем мире.

Фундамент гештальттерапии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознавание и сделать непосредственное переживание более ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальттерапия с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к сознаванию того, ЧТО они делают, КАК они это делают, и в то же время научиться принимать и адекватно оценивать себя.

Гештальттерапия больше сосредоточена на процессе (на том, что происходит), чем на содержании (на том, что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Внимание уделяется процессам: процессу пациента, процессу терапевта и процессу взаимодействия между ними.

Гештальттерапевтический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальттерапия также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с экзистенциальными проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.

Гештальтерапия рассматривает человека, как целое существо, как единство поведения, чувств и мышления, находящееся в процессе взаимодействия с окружающим миром. То есть рассматривается не человек отдельно и мир отдельно, но их взаимодействие, непосредственное сознавание которого позволяет более глубоко и насыщенно воспринимать мир.

Существует также практикум по гештальттерапии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.

Большое место в гештальттерапии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ТЕМА 1 . Знакомство, прояснение профессиональной и личной мотивации участников, проективная техника «представление через предмет».

ТЕМА 2 . История появления гештальт-терапии в России.

ТЕМА 3 . Гештальт-терапия (ГТ) - одно из современных направлений психотерапии. История метода. ГТ - направление психотерапевтической практики, созданное в середине нашего века Ф. Перлзом и группой, в которую входили Лаура Перлз, Пол Гудмен и Изидор Фромм, опирающееся на достижения гештальт- психологии, психоанализа, экзистенциальной психологии и духовные традиции Востока.

ТЕМА 4 . Исторические корни ГТ. Гештальт психология. Исследования зрительного восприятия М.Вертхаймера, В.Келера и К.Коффки - отправная точка возникновения психологии гештальта и холистического принципа. Феноменологический метод как метод гештальт психологии. Исследования феноменов фигуры и фона К.Рубиным. «Теория поля» К.Левина. Эффект незавершенных действий Б. Зейгарник. Основные законы и принципы гештальт психологии (соотношение фигуры и фона, холизм, динамическое поле организм - среда).

ТЕМА 5 . Психоанализ - как интеллектуальный предшественник ГТ. Первая книга Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия», как попытка пересмотра и расширения психоаналитической теории и метода. Расхождения ГТ Ф.Перлза с психоанализом З.Фрейда (холизм у Ф.Перлза и разделение на иерархические структуры у З.Фрейда; опора на очевидный материал в ГТ и на подавляемый в ПА; «организмическое единство и саморегуляция» в ГТ и теория инстинктов и либидо в ПА; экзистенциализм и детерминизм; отношение к феномену «сопротивления» и т.д.) и соответствия («фигура и фон» у Ф.Перлза и «катексис» у З.Фрейда; «фундаментальное возбуждение» и «либидо»; континуум сознавания и свободные ассоциации; «сознание» и «сознавание»; «избегание сознавания» и сопротивление; «незаконченные ситуации» и навязчивые повторения; «уход из среды» и регрессия; проекция у Перлза и Фрейда; терапевтические отношения в ГТ Ф.Перлза и трансферентные отношения в ПА З.Фрейда и т.д.).

ТЕМА 6 . Влияние коцепции «мышечного панциря» другого крупного психоаналитика В.Райха и его «анализа характера» на представления Ф.Перлза о взаимосвязи тела и психики.

ТЕМА 7 . Влияние экзистенциализма и феноменологии. Утверждение, что «мир индивидуального опыта может быть понят только из его непосредственного описания в его уникальной ситуации» - ядро мировоззрения в гештльт-подходе.

ТЕМА 8 . Ф.Перлз и гештальт-терапия. Нью-йоркской группа (Лаура Перлз, Пол Гудмен, Изидор Фромм, Ральф Хефферлин и др.).

ТЕМА 9 . Основные понятия и принципы гештальт-терапии. Определение «гештальта».

ТЕМА 10 . Организм и среда. Организм как целое. Единство опыта. Среда, как и организм существуют в виде поля, т.е. в виде непрерывно изменяемого в пространстве, времени и предметном содержании процесса, основной характеристикой которого является целостность. Организм как часть поля, контекста. Саморегуляция и доминирующая потребность.

ТЕМА 11 . Понятие границы контакта. Граница контакта - функция, определяющая отношения между организмом и окружающей средой. Соответствие контакта со средой и «ухода» из нее формированию и завершению гештальта. Подвижность границы и психическое здоровье. Творческое приспособление.

ТЕМА 12 . Принцип «здесь и теперь». Важность непосредственного актуального переживания себя и среды (актуальной ситуации) в настоящий момент. Влияние «незаконченных ситуаций» на формирование невротического способа взаимодействия с миром. Тревога как энергетический разрыв, напряжение между «сейчас» и «тогда».

ТЕМА 13 . «Как» важнее, чем «почему». Акцент гештальт-терапии на постоянно возрастающем сознавании человеком собственого поведения, а не на исследовании причин, почему он ведет себя именно таким образом.

ТЕМА 14 . Сознавание. Отличие Перлзовского «сознавания». Континуум сознавания. Избегание сознавания - основной фактор, препятствующий психологическому росту.

ТЕМА 15 . Фигура и фон. Динамическое взаимодействие фигур и фона, определяемое иерархией актуальных потребностей. Построение и разрушение гештальтов.

ТЕМА 16 . Цикл опыта. Ритм построения и разрушения гештальтов - это фундаментальный процесс, на основе которого работает терапия. Шесть фаз цикла опыта.

ТЕМА 17 . Теория «Я» в гештальт-терапии. «Я»(self) как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Модальности «Self»: Id, Ego, и Persona. Особенности функционирования «Self» в каждой из этих модальностей. Нарушения функций «Self». Формы прерывания цикла формирования и разрушения гештальтов (цикла контакта): слияние (конфлюенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм идифлексия.

ТЕМА 18 . Слияние как состояние «неконтакта», отсутствие различения между фигурой и фоном и отсутствия фигуры. Слияние как базовый феномен контакта со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент.

ТЕМА 19 . Интроекция как генетически примитивная форма функционирования индивида в окружающей среде. Различие патологической и творческой интроекции.

ТЕМА 20 . Проекция. Позитивная и негативная роль процесса проецирования.

ТЕМА 21 . Ретрофлексия как способ отказа от контакта со средой и обращения функции контакта на себя. Здоровая и патологическая ретрофлексия. Роль ретрофлексии в возникновении психосоматических заболеваний. Определение дефлексии и эготизма.

ТЕМА 22 . Понятие психологически зрелой личности. Развитие и рост и их нарушение. Невроз как нарушение процесса развития и роста личности. 5 уровней невроза: уровень клише, уровень игр, уровень тупика, уровень имплозии (внутреннего взрыва), уровень эксплозии (внешнего взрыва).

ТЕМА 23 . Введение в техники гештальт-терапии. Супрессивные техники и экспрессивные техники. Основной метод работы в ГТ. эксперимент. Обеспечение контекста. Работа с полярностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификацией (основана на механизме проекции). Исполнение ролей. Телесная работа. Работа с фантазиями и сновидениями.

Обучение гештальт-терапии происходит поступательно от первой к третьей ступени, программа также включает в себя супервизию и личную терапию в индивидуальной и групповой форме, четвертая ступень и международные программы являются формами повышения квалификации гештальт-терапевтов.

На 1 ступень «Введение в гештальт-терапию\гештальт-консультирование» принимаются студенты, имеющие базовое высшее образование в сферах: психология, медицина, педагогика, социальная работа, (менеджмент, философия). Базовый курс: 100 учебных часов. При успешном завершении обучения, выдается документ установленного образца (удостоверение или диплом) о повышении квалификации, дающий право обучаться на 2 ступени по гештальт-терапии.

На 2 ступень профессиональной подготовки гештальт-консультантов принимаются выпускники 1 ступени гештальт-институтов, имеющие психологическое, медицинское, социологическое, педагогическое высшее образование. Цель программы: подготовить специалистов, способных работать и чувствовать себя уверенно в различных областях психотерапии и консультирования. По отдельной договоренности участие в группе может быть использовано как глубокий личный опыт. Продолжительность обучения: 4 года (20 трёхдневных циклов). Участникам выдается сертификат МИГИП, соответствующий стандартам Международных Ассоциаций ААГТ и ЕАГТ.

3 ступень. Программа дополнительного обучения в соответствии с полным стандартом ЕАГТ и с выдачей сертификата ЕАГТ. На программу 3 ступени принимаются выпускники 2 ступени.

Специализации на 3 ступени. По окончании 2 ступени студенты могут выбрать специализацию по работе с семьей, группой, детьми, навыкам работы с группой и другим узким направлениям и при выполнении студентом всех сертификационных требований, получить сертификат по специализации.