Годы правления федора ивановича сына ивана. Последний перед Смутой

Фёдор I Иоаннович

2-й Царь и Великий Князь всея Руси

Царь Фёдор I Иоаннович

Феодор I Иоаннович (прозванный Блаженным; 11 мая 1557(15570511) г., Москва - 7 января 1598 г., Москва) - третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

В 1557 г. царь Иоанн IV Васильевич (Грозный) со своей супругой Анастасией был в Переславле на освящении одного из соборов. Царица была непраздна. Помолившись, они поехали в Москву. Отъехав семь верст от Переславля, у деревни Собилово, царица Анастасия разрешилась сыном, названным в святом крещении Феодором. Его Небесным покровителем стал Феодор Стратилат. На месте рождения Феодора Иоанновича была поставлена часовня-крест.


Переславль-Залесский. Часовня-крест на месте рождения Феодора Иоанновича

В благодарность Богу за сына царь Иоанн Грозный становится покровителем и храмостроителем Феодоровского монастыря . На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата царь строит каменный храм, который сохранен и доныне. В дальнейшем в пристроенной галерее храма освящены еще два придела в честь Феодоровской иконы Матери Божьей и в честь Серафима Саровского .


Собор Федора Стратилата 1557 год постройки. Феодоровский женский монастырь

19 ноября 1581 года от раны, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.
По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

Исследование останков Ивана Грозного показало, что в последние шесть лет жизни у него развились остеофиты, причём до такой степени, что он уже не мог ходить - его носили на носилках. Обследовавший останки М.М. Герасимов отмечал, что не видел таких мощных отложений и у самых глубоких стариков. Вынужденная неподвижность, соединившись с общим нездоровым образом жизни, нервными потрясениями и пр., привела к тому, что в свои 50 с небольшим лет царь выглядел уже дряхлым стариком.
В августе 1582 г. А. Поссевин в отчёте Венецианской синьории заявил, что «московскому государю жить недолго». В феврале и начале марта 1584 г. царь ещё занимается государственными делами. К 10 марта относится первое упоминание о болезни (когда был остановлен на пути к Москве литовский посол «в связи с государевым недугом»). 16 марта наступило ухудшение, царь впал в беспамятство, однако 17 и 18 марта почувствовал облегчение от горячих ванн. Но после полудня 18 марта царь умер. Тело государя распухло и дурно пахло «из-за разложения крови».
Вифлиофика сохранила предсмертное поручение царя Борису Годунову:
«Егда же Великий Государь последняго напутия сподобися, пречистаго тела и крови Господа, тогда во свидетельство представляя духовника своего Архимандрита Феодосия, слез очи свои наполнив, глаголя Борису Феодоровичу: тебе приказываю душу свою и сына своего Феодора Ивановича и дщерь свою Ирину…». Также перед смертью, согласно летописям, царь завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Вольский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.
Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом.
В ночь с 18 на 19 марта 1584 г. на престол вступил сын Ивана Грозного - Фёдор. 31 мая Федор венчался на царство.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года был фактически единоличным правителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.
По отзыву англичанина Д. Флетчера, новый царь был «росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется... Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен».
С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви, а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто бил царю челом, он отсылал его к Годунову.
Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н.И. Костомарова:
Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со святою водою и с иконою того святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову. Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и святую жизнь царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания.

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил сына и государство заботам ближних бояр - И.Ф. Мстиславского, Н.Р. Захарьина-Юрьева, И.П. Шуйского и Б.Ф. Годунова. Первые двое были людьми уже преклонных лет, и основная борьба разгорелась между Шуйским и Годуновым. Последнему удалось одержать верх, и уже через год после вступления Федора на престол фактическим правителем страны стал всемогущий боярин, на сестре которого, Ирине Годуновой, был женат русский царь.


Фёдор I Иоаннович. Реконструкция Герасимова

Основные события в царствование Фёдора Иоанновича

Царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года по 7 (17) января 1598 г.

Московский Земский собор в 1584 г. избрал царем младшего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.
В 1584 г. Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585 -1591 гг. русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города . Протяжённость стен 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота от 6 до 7 метров.

В 1586 г. русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка .


Царь-пушка

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова. Фёдор Иванович, хотя и не был причислен к лику святых, всё же был признан таковым патриархом Иовом, который составил его житие.
1590-1595 гг. - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

От брака с Ириной I Фёдоровной Годуновой Федор имел одну дочь (1592 г.), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 г.).
В кон. 1597 года царь Фёдор I Иванович смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты). Имя этого царя стало особенно популярно в годы Смуты, в начале XVII века. Каждый самозванец так или иначе стремился стать либо родным братом Фёдора, либо его близким родственником. В народном сознании он оставил по себе добрую память как боголюбивый и милостивый государь.


Фёдор I Иоаннович, гравюра

Современники о Фёдоре Иоанновиче

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:
«в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:
«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, - он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».

Также о нём писали, что дела государственные он обсуждал с боярами в Переднем покое, а особо щекотливые вопросы он обсуждал со своими приближенными в своём кабинете.

Наследником престола при жизни царя Фёдора был его младший брат Дмитрий, сын седьмой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий при невыясненных обстоятельствах погиб в удельном городе Угличе. Официальное расследование проводил боярин Василий Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свёл причины случившегося к «небрежению» Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич, по слухам, был болен «падучей» болезнью (эпилепсией).
Летопись времён Романовых обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Исаак Масса также пишет, что «твердо убежден в том, что Борис ускорил его смерть при содействии и по просьбе своей жены, желавшей скорее стать царицею, и многие московиты разделяли мое мнение». Тем не менее участие Годунова в заговоре на жизнь царевича не доказано.
В 1829 году историк М.П. Погодин первым рискнул выступить в защиту невиновности Бориса. Обнаруженный в архивах подлинник уголовного дела комиссии Шуйского стал решающим аргументом в споре. Он убедил многих историков XX века (С.Ф. Платонова, Р.Г. Скрынникова) в том, что истинной причиной гибели сына Ивана Грозного всё-таки был несчастный случай.

Единственной близкой наследницей престола осталась троюродная сестра покойного царя, постриженная в монахини Мария Старицкая (1560-1611).
16 января 1598 г.- 21 февраля 1598 г. - Царица Российская Ирина I Фёдоровна, вдова умершего царя.

После попыток назначить правящей царицей вдову умершего царя Ирину - сестру Бориса, 11/23 февраля 1598 год Земский собор (учитывая в том числе и «рекомендацию» Ирины) избрал царём шурина Фёдора, Бориса Годунова, и принёс ему присягу на верность.
1/11 сентября 1598 год Борис венчался на царство. Близкое свойство, что было характерно для того времени, перевесило дальнее родство возможных претендентов на трон. Не менее важным представлялся тот факт, что Годунов уже давно фактически правил страной от имени Фёдора и не собирался выпускать власть из своих рук после его смерти.

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О

Место погребения Архангельский собор (Москва) Род Рюриковичи Отец Иван IV Грозный Мать Супруга Ирина Фёдоровна Годунова Дети дочь: Феодосия Фёдор Иванович на Викискладе

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (31 мая 1557 , Москва - 7 (17 ) января , Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28 ) марта года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой , последний представитель московской ветви династии Рюриковичей . Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский» . Память 7 (20) января , воскресенье перед 26 августа (8 сентября), то есть первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

Биография

Когда родился Фёдор, Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский . Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени. По преданию, на месте самого рождения царевича, в урочище Собилка, в 4 км от города по направлению к Москве, была поставлена каменная часовня-крест, также сохранившаяся до нашего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван . С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

Со слов самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи , нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (), Феодосию , прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). В конце 1597 года Фёдор смертельно заболел и 7 (17 ) января года в час ночи скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова , который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Основные события царствования

Реконструкция Герасимова

  • 1584 - избран на царство Московским Земским собором . Основан Архангельск в устье Северной Двины ;
  • 1586 - отлита Царь-пушка . Вдоль трассы Старой Казанской дороги основаны Самара и Тюмень , до статуса города повышена Уфа . На Дону основан Воронеж ;
  • 1587 - рядом со столицей Сибирского ханства Искером основан Тобольск ;
  • 1589 - учреждён Московский патриархат с первым патриархом Иовом . Рядом с бывшей столицей Золотой Орды Сарай-Берке основан Царицын ;
  • 1590 - основан Саратов ;
  • 1591 - завершено строительство Белого города Москвы;
  • 1593 - основан Старый Оскол
  • 1594 - на западной границе Пегой Орды основаны крепости Тара и Сургут ;
  • 1595 - окончена Русско-шведская война 1590-1595 годов , по результатам которой России возвращено побережье Балтийского моря (города Ям , Ивангород , Копорье , Корела). Основан Обдорск в устье Оби , начато строительство Бабиновской дороги в Сибирь.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера :

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса :

Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

«русские на своём языке называют его „durak“».

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии» . Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому» .

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона , архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царем“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой . Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его „тихим идиотом“. А поляк Лев Сапега утверждал, что „напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его“» .

Предки

Князь Федор Иванович (31.05.1557-06.01.1598) - царь с марта 1584, сын Ивана Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной, последний русский государь из московской ветви династии Рюриковичей.

Старший сын Иван Иванович царя Ивана Грозного и царицы Анастасии

Старший сын Иван Иванович (не считая умершего Дмитрия) царицы Анастасии Иван, родившийся в 1554г., был «вторым Иваном Грозным». Похожий на отца внешне, он и характером, и разбойной натурой, и «чувствительностью к славе», и страстным женолюбством напоминал Ивана Грозного. Царь готовил сына себе в воспреемники. В 1582г. сын Иван уже кое в чем обогнал отца: он отправил двух своих жен (Сабурову и Соловую) в монастырь и имел третью супругу - Елену Ивановну Шереметеву. Кроме законных жен у наследника было много наложниц.

Иностранные источники повествуют о страшных злодействах Ивана Ивановича. Участвуя в пытках и казнях, он топтал тела убитых, вонзал в трупы острый жезл... От отца к сыну перешел и интерес к литературному творчеству, а также мстительность. В 1582г., во время переговоров о мире с послами польского короля Стефана Батория, наследник сказал отцу: «Дай мне войско! Я освобожу Псков, выгоню Батория с русской земли!»

Царь Федор Иванович. Портрет из «Титулярника» XVIIв.

Иван Грозный удивился, увидев в сыне силу, и испугался этой силы, способной при некотором стечении обстоятельств сокрушить его самого - уже состарившегося.

Иван Грозный рассвирепел, набросился на сына с криком: «Ты хочешь со своими боярами сбросить меня с престола и занять мое место!» В драку вмешался 32-летний Борис Годунов - из тех, кого Рюриковичи называли безродными. Очень логичное вмешательство! Очень странный исход драки между одряхлевшим Грозным и двумя 30-летними крепкими мужиками. Странная была драка! А может быть, и не было никакой потасовки между отцом и сыном?

Может быть, они лишь словесно «дрались» друг с другом, после чего разъяренный царь ударил сына жезлом? После первого удара царя Борис Годунов, вероятнее всего, бросился на помощь Ивану-сыну, но это вмешательство (наверняка, нерешительное) лишь разозлило Грозного. Бориса, впрочем, понять можно. Отнять жезл у царя или остудить жар разъяренной души хорошим ударом в челюсть он бы не посмел, а только эти меры и могли спасти Ивана-сына. Грозный нанес обреченному еще несколько ударов, самый сильный из них - в голову.

Иван Иванович, окровавленный, рухнул на ковер. И Грозный вмиг изменился; бросился к сыну, обнял голову чада своего, прижал ее, окровавленную, к груди и зарыдал: «Я убил сына!» Голосом отеческим, отчаянным и безысходным, стал звать на помощь лекарей, пытаясь дрожащими ладонями остановить густой поток крови, бьющей упругим фонтаном из глубокой раны. Иван IV, логически завершив дело своей жизни, не мог принять эту жесткую логику. Он видел глаза умирающего сына и просил у него прощения, просил у Бога помощи.

А сын смотрел в глаза отца, не мятежные совсем, но мятущиеся, безнадежно взволнованные, и, как настоящий Рюрикович, шептал отцу добрые слова... напутствовал отца: «Не отчаивайся, ты ни в чем не повинен, я умираю твоим верным сыном и подданным. Успокойся!» Никогда ранее эти два человека не испытывали друг к другу такой нежности, такой жалости. Все, что было у них до того рокового удара общего, вдруг куда-то ушло. Совместные пытки и казни, наложницы и гулянки, друзья и враги - все ушло. Осталось - родное. Родная кровь родного сына, убиенного родным отцом. 19 ноября в Александровской Слободе умер Иван Иванович. Три дня просидел у гроба Иван Грозный. Молча сидел, не думая ни о чем. На сына смотрел.

Через несколько дней принесли гроб с телом в Москву и в храме Святого Михаила Архангела предали земле сына Грозного. Царь на похоронах дал волю чувствам: он кричал, одетый по-простому, бился о гроб головой да о землю, и люди плакали. И в слезах всеобщих было нечто больше обыкновенной жалости, столь естественной для добрых душ в похоронный час: в той печали было предвкушение великой трагедии.

Каким был царь Федор Иванович

Царица Анастасия в 1557г. родила сына Федора - для трона непригодного, тихого, кроткого. «Не наследовав ума царственного, Федор Иванович не имел и сановитой наружности отца, ни мужественной красоты деда и прадеда: был росту малого, дрябл телом, лицом бледен; всегда улыбался, но без живости; двигался медленно, ходил неровным шагом, от слабости в ногах; одним словом, изъявлял в себе преждевременное изнеможение сил естественных и душевных». Иван IV частенько повторял: «Из тебя хороший звонарь вышел бы, а не царь», еще в детстве посылая «слабоумного сына на колокольни». Но был ли Федор слабоумным - вот вопрос, на который не так-то просто ответить тем, кто оценивает людей с точки зрения их способностей повелевать.

Федор Иванович был человеком блаженным, но ему крупно не повезло: он родился в семье грозного царя - деспота не только в стране, но и в семье. Младшему сыну Анастасии нравилось звонить в колокола! Но ему не нравился укоризненный, пренебрежительный голос отца: «Иди потрезвонь!» Федор Иванович родился не править, но блаженствовать, слушать музыку молитв и шорох горящих свечей, дергать струны колоколов и говорить тихим голосом ту правду, которую во все времена и во всех странах осмеливались говорить только юродивые.

Сын прибыл 10 марта 1584г. к больному отцу вместе с боярами и писцом. Иван IV Грозный выглядел утомленным, но не сломленным болезнью. Царь Иван Грозный боролся. Спокойным взором осмотрел он вошедших, приказал писать завещание. Он «объявил царевича Федора наследником престола и монархом; избрал... князя Ивана Петровича Шуйского (славного защитой Пскова), Ивана Федоровича Мстиславского (сына родной племянницы великого князя Василия), Никиту Романовича Юрьева (брата первой царицы, добродетельной Анастасии), Бориса Годунова и Вельского в советники и блюстители державы, да облегчают юному Федору бремя забот государственных; младенцу Димитрию с материю назначил в удел город Углич и вверил его воспитание одному Вельскому».

Федор улыбался робкой улыбкой: то ли блаженно детской, то ли блаженно мудрой. Отец поблагодарил присутствующих за победы и подвиги во славу Отечества и завещал сыну править «благочестиво, с любовью и милостью», стараться не воевать, снизить налоги согражданам, выпустить из плена иноземцев, заботиться о благе соотечественников.

Власть пяти

Федор поручил дело управления государством избранной Иваном IV пятерке. Началась кратковременная пентархия (власть пяти). Она быстро уступила место умному, коварному, безродному, целенаправленному - Борису Годунову.

Пентархия (или Верховная Дума) начала действовать сразу же. Ночью 18 марта из Москвы в ссылку выслали самых близких к бывшему царю бояр, слуг и воевод. Некоторые из них попали в темницу. Родственников Марии Нагой взяли под домашний арест.

Боярское правление вызывало неприятные воспоминания, но пентархия в первые дни действовала уверенно: бояре присягнули Федору, доложили народу через глашатаев о воцарении второго сына Анастасии, назначили день его торжественного венчания на царство, отослали в Углич Марию Нагую с сыном, родственниками, слугами и отрядом стрельцов. Федор провожал Нагую печальный, с Дмитрием простился нежно, да вдруг разрыдался.

Что-то недоброе почувствовал «блаженный царь» в тот день. Видимо, что-то недоброе заподозрил и Вельский. Он отказался ехать в Углич, что вызвало кривотолки в толпе. По городу побежали страшные слухи: Вельский отравил Ивана Васильевича, а теперь готовит яд для Федора, чтобы посадить на трон Годунова.

Народ доверчив, как малое дитя.

Московскому люду люб был Федор Иванович. Спокойный, тихий, с мелким шагом, невзрывной, очень предсказуемый и в предсказуемости своей безвредный - разве можно такого царя не любить?! Разве не вызывает такое ангельское создание жалость?! А уж царя жалеть - большое счастье для людей!

Боярин Борис Годунов

Предполагают, что явную ложь на московские улицы запустили князья Шуйские через рязанских дворян Ляпуновых и Кикиных. У Шуйских были свои счеты с Вельскими, но устранение соперника возвышало их врага - Бориса Годунова, и без того возвысившегося в последние годы правления Ивана IV. Не понимать этого Шуйские не могли.

Но слух сделал свое дело и в Москве вспыхнул бунт. В нем приняли участие 20 000 воинов, простолюдины, боярские дети, купцы, ремесленники. Все они, очень влюбленные в царя, ринулись с тревожным ропотом к Кремлю. Там гостей не ждали - чудом удалось вовремя закрыть ворота, организовать горстку стрельцов для защиты.

Пентархи собрали Думу, а бунтовщики захватили Царь-пушку и развернули ее в сторону Фроловской башни. По родному Кремлю да из мощной пушки, которая и по врагам-то не палила, разве можно стрелять?

Федор, не зная, чего хотят возмутители спокойствия, послал к ним Мстиславского и Никиту Романовича, а также дьяков братьев Щелкановых. Они спросили у народа, в чем причина волнений. «Бельских-отравителей сюда!» - крикнул кто-то, и толпа завопила грозно: «Вельского! Вельского!»

Дело, которое начал Иван IV, поигрывая с неподготовленной толпой в демократические игры, переходило в следующий этап, когда народ, почувствовав силу, становится слишком уж высокомерным и когда резко завышается его самооценка. Парламентеры обещали разобраться и доложили царю о причине возмущения. Федор наверняка знал, как в подобной ситуации поступил его отец в юные годы. Повторять этот подвиг было никак нельзя, и не только захваченная бунтовщиками Царь-пушка являлась тому причиной, но и 20 000 воинов, и слабость кремлевского гарнизона, и незлобивая душа Федора. К тому же он знал, что Вельский чист перед ним.

Переговоры продолжились. Толпе предложили компромисс. Вельского отправили воеводой в Нижний Новгород. Одним человеком в пентархии стало меньше, но это не уменьшило ее влияния на дела страны. Бунтовщики в своих воплях не коснулись имени Бориса Годунова - родного брата Ирины жены Федора Ивановича). Борис Годунов наказал виновников бунта: сослал Ляпуновых, Кикиных и других активных смутьянов в окраинные города и повелел заключить их в темницы.

В последний день мая 1584г. был совершен обряд венчания Федора Ивановича на царство. Главными «ассистентами» митрополита Дионисия в этом действии были Борис Федорович Годунов, Дмитрий Иванович Годунов (дядя царицы) и Никита Романович Юрьев (брат Анастасии). Все - не из рода Рюриковичей!

Москва неделю пировала, веселилась. Празднества закончились громадным военным парадом на большой поляне за городом. Только в сопровождении царя находилось 20 000 пеших и 50 000 конных, роскошно экипированных воинов. Стрельцы были одеты в тонкое сукно и бархат.

Федор Иванович с любезной улыбкой принимая щедрые дары от подданных и иностранных гостей, завершил празднества по-царски: он уменьшил налоги, освободил из темниц и вернул поместья тем, кто пострадал от отца, выпустил пленных, жаловал саном боярина заслуженных людей... Он наградил Ивана Петровича Шуйского всеми доходами города Пскова. Но Вельского царь из Нижнего Новгорода не выпустил. А Бориса Годунова одарил с такой небывалой щедростью, что брат царицы в одночасье стал самым богатым человеком Русской земли, а значит, и самым влиятельным, не нуждающимся более в пентархии, о которой все быстро забыли: Мстиславский, Юрьев и Шуйский превратились в обыкновенных думских бояр. Борис Годунов стал полновластным правителем державы.

Без преувеличения можно сказать, что период русской истории с 1584 по 1606 г. является временем Бориса Годунова. И все же, как бы он ни влиял на положение дел, но, во-первых, одно присутствие в Кремле «блаженного монарха», сдерживало резкие движения правителя или бояр, а во-вторых, Борис Годунов (каким бы великим не представляли его некоторые историки) делал то, что требовала от него история, не заметив, увлеченный и радостный, куда жизнь ведет его и весь его род.

Царь Федор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова

Четырнадцать лет народ присматривался к Борису Годунову, привыкая к тому, что не Рюрикович может занять престол. Семь из них Федор и Борис действовали каждый на своем месте безукоризненно. Федор Иванович после шумных пиров отправился в поход по Русской земле - от монастыря к монастырю. Во времена отцовские он о таком и не мечтал. Ходил он по русским дорогам с царицей Ириной, сопровождаемый пышной свитой да полком телохранителей, навязанных Борисом, умилял народ скромным ликом. И радовались люди, глядя на тихого царя Федора Ивановича, и привыкали к ходоку-царю, заодно привыкая к тому, что страной правит Борис Годунов и правит энергично, негрубо, уверенно.

Борис, используя дипломатический талант, погасил разгоревшийся в Казани бунт черемисов. Они прислали в Москву старейшин, он царской властью помиловал всех явившихся с повинной и повелел строить крепости на берегах Волги. Он посылал новые отряды на помощь Ермаку, не ведая, что тот уже погиб. Русские захватили царство Кучума. В 1586г. из Сибири в казну поступило 200 000 шкурок соболей, 10 000 - черных лисиц, 500 000 - белок, много шкурок бобров и горностаев. Борис опирался на Никиту Романовича Юрьева и Ивана Федоровича Мстиславского. Но Юрьев умер, а нерешительный Мстиславский, поддался уговорам Шуйских, Воротынских и Головиных и согласился, пользуясь доверием правителя, зазвать его к князьям на пир.

Царь Федор Иоаннович делает правителем России Бориса Годунова. 1584 год. Гравюра Б. Чорикова. XIXв.

Рюриковичи хотели на пиру убить Бориса Годунова, но верные люди донесли ему о готовящемся злодеянии. Тот доложил о заговоре царю. Федор наказал провинившихся не жестоко: Мстиславского насильно постригли и отправили в монастырь, Воротынских и Головиных посадили в темницы, Шуйских не тронули. Казнить никого не решились даже после того, как Михайло Головин сбежал к Баторию, что явилось доказательством существования заговора. Борис проявил завидное хладнокровие. Жертвы ему были не нужны. Пока! Пока народ присматривался к нему. Во внешней политике Годунов старался со всеми ладить без ущерба для страны и воевал в исключительных случаях.

Закончив походы по монастырям, Федор Иванович иной раз не приглашал шурина на обед. У Бориса нервы были крепкие, он созывал на свой, куда более роскошный обед, самых видных бояр и «гости царские завидовали ему». Этот факт не влиял на политику Годунова и на его хорошее взаимопонимание с мужем сестры Ирины и со многими боярами. Борис мог ладить со всеми. В Совете он всегда занимал четвертое место, но это не мешало ему быть первым в обсуждениях и в принятии важных решений. Князья, не имея никакой возможности скомпрометировать правителя, уже в открытую «стыдились унижения Рюриковых державных наследников», с откровенной радостью слушали тех, кто называл Годунова тираном, готовящимся к свержению законной династии. Годунов в открытую бороться с Рюриковичами не решался.

Он обратился к митрополиту Дионисию. Тот призвал в Кремлевские палаты Ивана Шуйского и Бориса Годунова, долго говорил им о том, что страна нуждается в мире, что надо забыть обиды и служить отечеству верой и правдой. Годунов и Шуйский делали вид, что понимают и разделяют его мысли. Борис подал Ивану руку первым. Шуйский ответил на рукопожатие. Они поклялись быть верными друзьями, помогать друг другу.Соперники решили нанести Борису открытый удар. Понимая, что приязнь Федора к правителю зависит от Ирины, митрополит и Иван Шуйский с единомышленниками договорились явиться к царю и просить его развестись с бесплодной женой. Без наследника никак нельзя! Род Рюриковичей в опасности! Нельзя доверять власть безродному Годунову!

Доброхоты умирающего рода нашли сыну Грозного подходящую невесту - сестру Мстиславского, погибшего по воле Годунова, написали Федору послание. Они все продумали до мелочей. Сестра Мстиславского, будь она женой царя, нашла бы нужные слова, ласки, и... не видать бы Годунову почета и славы, отправился бы он по следам князя Мстиславского. Всего два момента не учли сторонники митрополита и Шуйского: 1) Блаженные (особенно блаженно влюбленные) не изменяют даже бесплодным; 2) Борис не шутки ради и не по случаю взобрался на вершину власти, откуда он зорко следил за противником.

Годунов не был Рюриковичем, и это ему помогло! Он не верил никому и ничему. Его не смутили искренние слова князя Шуйского. Узнав о заговоре, он явился к митрополиту и стал убеждать его в том, что развод при законной жене есть беззаконие, что делать этого нельзя... Дионисий был потрясен его словами, а главное, тихим, пронизывающим душу голосом правителя, его логикой.

Он стоял перед Годуновым, как провинившийся мальчишка. Борис, продолжая игру, обещал не мстить людям, которые, желая добра Отечеству, не знали, где это добро находится. А он знал. Дионисий разволновался, обещал не помышлять о разрушении царской семьи (а значит, и благополучии Годунова), а Борис поклялся не преследовать виновных. На том и разошлись.

Исполняя обещания, правитель оставил заклятых врагов в покое. На некоторое время. За попытку разрушить супружеский союз Ирины и Федора пострадала ни в чем неповинная сестра князя Мстиславского. Она попала в монастырь. Чтоб другим девицам неповадно было мешать Годунову.

Борис, однако, о мести не забыл. Он соблазнился самым примитивным решением задачи - ложным доносом. Слуга Шуйских доложил, что его господа с купцами замыслили измену царю. Этого хватило для начала следствия. Шуйских, их друзей и единомышленников, дворян, купцов и слуг взяли под стражу. На представителей княжеского рода рука у палачей не поднялась, зато дворян, купцов и слуг пытали изощренно, спрашивая о заговоре, об участии в нем Шуйских. Но заговора не было. И доносчиков не было среди пытаемых. Люди молчали. Доносчик остался один. Но Годунову больше и не нужно было! Дыма без огня не бывает. Приговор внешне выглядел несуровым. Всех Шуйских сослали в отдаленные области, лишь Василию Федоровичу разрешили жить в Москве, отняв у него каргопольское местничество. Друзей Шуйских разослали в места, еще более отдаленные. Семерым московским купцам отрубили головы.

Митрополит Дионисий и крутицкий архиепископ Варлаам выступили против беззакония Годунова, обвиняя его в тирании. Правитель без церковного суда лишил того и другого высокого сана и отправил в монастыри. В митрополиты был посвящен ростовский архиепископ Иов. Борис повелел удавить главных врагов своих из рода Шуйского - Андрея Ивановича и псковского героя Ивана Петровича. Рюриковичам был нанесен очередной страшный удар. Но шанс у них еще был.

В Ливонии жила, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого (вдова короля Магнуса) с двухлетней дочерью Евдокией. Годунов знал, что в XVI в. женщины на Западе восседали на престолах. Мария Тюдор, Екатерина Медичи справлялись с монаршими обязанностями. На Русской земле эту роль могла исполнить королева по отцу, прямой потомок Рюрика - Евдокия! Обольстив несчастную, бедствовавшую в Пильтене вдову богатыми обещаниями, Годунов выманил ее из Ливонии. Она, радостная, явилась в Москву и услышала суровый приговор: тюрьма или монастырь. Мария выбрала иночество, уговорив злодея оставить при ней дочь. Евдокия, вскоре умерла на руках у матери неестественной, как считают летописцы, смертью.

Царь Федор Иванович не занимался государственными делами

Царь Федор Иванович продолжал по образному выражению Н. М. Карамзина «дремать» на троне, не занимаясь практически никакими государственными делами.

А Годунов, «всеми правдами и неправдами расчищая и укрепляя себе путь к царствованию, очень заботился о том, чтобы своими деяниями на пользу народа и государства привлечь на свою сторону и народное сочувствие. Для достижения этой цели виднее всего была особенная заботливость именно о добром устройстве города Москвы, о безопасности народного жилища и вообще о городском благосостоянии народа», - писал в «Истории города Москвы» И. В. Забелин, высказывая мысль о том, что Годунов все хорошее делал из-за огромного желания стать царем. Некоторые исследователи его биографии чуть ли не вменяют Борису в вину благие дела: специально натворил дел добрых, чтобы охмурить народ! 14 лет царствования Федора хорошие дела делал, лжец такой-сякой!

После разгрома князей Шуйских в 1586 г. Годунов, по версии этих историков (Н. М. Карамзин, Н. И. Костомарова, И. В. Забелина и др.), якобы боясь волнений московского люда, решил ублажить столичных жителей громадной стройкой. По черте Земляной осыпи (Земляного вала) он повелел соорудить каменные стены. По цвету камня новый крупный район получил название Белый город, а чуть позже - Царьград. Грандиозная стройка велась 7 лет, руководил ею русский архитектор Федор Конь. На работах были задействованы москвичи, жители подмосковных сел занимались заготовкой и подвозом камня. Они своевременно получали жалование... но Годунов делал это ради корыстных интересов. Совсем нехороший человек, Борис! Людей на большое дело организовал, деньги им платил... а сам, понимаешь, царем захотел стать!

Годунова работники в дни получения жалования хвалили. Хвалили его долго. Но После гибели в Угличе царевича Дмитрия с русским народом случилось что-то неожиданное, странное. Мудрый царедворец совершил какой-то грубый просчет в многоходовой комбинации, которая привела его к трону... и погубила дело всей жизни. Впервые об этой

ошибке он мог подумать после почти двухлетнего царствования, когда в конце 1600г., в народе слух пошел: царевич Дмитрий жив. Это была убийственная для родоначальника новой династии весть (не о том, что Дмитрий якобы, жив, а в том, что народ принял этот слух за правду!). Народ доверчив, но в меру. «Оживить» в его сознании последнего сына Ивана Грозного мог и тот просчет, о котором Борис долгое время не догадывался, уверенно проводя сеанс одновременной игры с очень серьезными соперниками и выигрывая почти у всех.

Выигрывая с большим преимуществом. Выигрывая до конца 1600г., когда на всех досках, где игра еще продолжалась, вдруг случилось страшное, непонятное. И Борис стал медленно упускать инициативу, сдавать позиции, нервничать из-за жестокого цейтнота. Если бы у него было время на раздумья, он, хотя бы мог попытаться отыскать первопричину надвигающегося краха, но у Годунова времени не было. Оно появилось у хронистов, историков и писателей. Все они давали оценки тем или иным ходам правителя, а позже царя Федора Ивановича, отвечая на вопрос: где же была совершена главная ошибка? Почему слух о Дмитрии живом с легкостью разнесся по стране? Когда началось то, что погубило Бориса?

Ошибка Годунова

После смерти в декабре 1586г. Стефана Батория между Речью Посполитой и Русским государством началась дипломатическая игра в выборы польского короля. Поляки еще в 1584г., знали со слов дипломата Сапеги, что представляет из себя русский монарх Федор Иванович. Польский дипломат увидел Федора на троне и несказанно удивился. «Хотя про него говорили, - напишет позднее Сапега, - что у него ума немного, но я увидел, как из собственного наблюдения, так и со слов других, что у него вовсе его нет!»

Вот радость-то для недругов русских. На Руси царь дурачок! Но радость была преждевременной. Потому что рядом с троном стоял Годунов. В 1584г. Сапега не придал этому обстоятельству большого значения. Но в 1586 году поляки уже знали, кто на Руси - царь, а кто - вершитель дел.

Дипломатическая игра в выборы польского короля закончилась не в пользу Москвы. Королем Речи Посполитой в 1587г. стал Сигизмунд III Ваза. В 1592г. он займет и шведский престол, а в начале XVII в. станет одним из организаторов интервенции в Страну Московию.

Так, может быть, беды Годунова начались с осечки на «польском дипломатическом фронте»? Нет, ошибок русские в той схватке не совершили, как и в других международных делах. Стараясь не ввергать страну в военные конфликты, Годунов тем не менее в 1590 г. доказал, что может вывести на поля сражений крупные, боеспособные войска. Русские собрали 300-тысячное войско на своих северо-западных границах, объявив войну шведам, разбойничавшим в Заонежье, Олонецкой земле и долинах Ладоги и Двины.

В войне принимал участие и Федор Иванович. Вместе с царицей он выехал из Москвы в Новгород, затем, оставив супругу в городе, сел на боевого коня... Сделал он это не по собственной воле. Для счастливой жизни ему вполне хватало Московского Кремля, походов с женой по монастырям, но Годунову царь нужен был в войске. Русские полки возглавляли: Федор Мстиславский, Дмитрий Хворостинин, сибирский царевич Маметкул, Ураз-Магмет Онданович Киргизский, известные воеводы. Руководить ими Борису было сложно из-за местничества, с которым боролись русские цари до него и будут бороться еще долгие десятилетия после. Федор Иванович удовлетворил просьбу правителя и одним своим видом помогал Борису совладать с местническим упрямством знатных полководцев.

В той войне Россия одержала победу, правда, не очень значительную по последствиям. Шведы, не обладавшие громадными людскими ресурсами, сражались достойно. Этот факт мог подсказать и Годунову, и воеводам, и царю, что в русском войске наметилось пока едва заметное отставание в вооружении. Но они не почувствовали этого. Они надеялись на безграничные людские ресурсы, на огромные средства.

Все они - мудрый Годунов, блаженный Федор Иванович, сонм бояр, приближенных ко дворцу, - неверно распорядились потоком богатств, поступающих из Сибири, Астрахани, Казани.

В 1591г. греческое духовенство одобрило Соборной грамотой учреждение Московской патриархии. Как считает Н. М. Карамзин, в этом важном деле особую роль сыграл Борис Годунов, надеясь якобы на то, что избранный не без его влияния первый Московский патриарх Иов будет верным сподвижником правителя, возмечтавшего о царской власти. Однажды он призвал предсказателей и спросил их о своем будущем. Волхвы ответили, что его ждет трон, но царствовать он будет всего 7 лет. Годунов воскликнул: «Хотя бы семь дней, лишь бы царствовать!» Трудно сказать, реальна эта сцена или вымышлена, но именно в ней заложена та трагическая ошибка, которую совершил Борис Федорович.

Вся жизнь Годунова была нацелена на трон. И в этом ничего плохого для соотечественников и ничего опасного для «соискателя» нет. Он честно отрабатывал свое желание, являясь гарантом мира в стране. Его нельзя винить даже в том, что он не смог направить потоки богатств в развитие экономики, не попытался, используя опыт Строгановых, дать подобным людям возможность строить промышленные предприятия, выводить страну из державы сельскохозяйственной в промышленную... Совсем недавно многие историки, сетуя на отставание России от стран Запада, обвиняли во всем так называемое «татаро-монгольское иго». Но после 1586 г., когда в Москву ежегодно стали поступать из Сибири сотни тысяч шкурок меха, у правителей появилась прекраснейшая возможность «догнать и перегнать» страны Западной Европы. Но Борис Годунов в силу самых разных причин об этом не думал.

Борис Годунов думал о царской власти. Он, видимо, думал, что Судьба дала ему шанс стать русским «божественным Августом», и делал все, чтобы этот дар не выпустить из рук. Но время Годунова, если проводить аналогию с Римской империей, больше напоминало время Суллы и Цезаря. Страна (здесь Россия, там Римская держава) уже готова была к смене государственного устройства, но эта смена не могла произойти ни там, ни здесь мирным путем. Годунов этого не понимал. Как и Цезарь. Именно это фатальное непонимание и является самой грубой, непростительной и неизбежной для подобных людей ошибкой. Но почему же? Потому что, добившись всего желаемого, Годунов в конце концов пресек свой род...

Впервые эта ошибка заявила о себе после убийства царевича Дмитрия. Ученые приводят различные версии о том, нужна ли была Годунову смерть царевича; мог ли он организовать убийство; было ли вообще убийство Дмитрия, кто из многочисленных Лжедмитриев мог быть царевичем... Прекрасные логические цепочки строят в оправдание своих версий Н. М. Карамзин и К. Валишевский, С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, Р. Г. Скрынников. Очень сложное, запутанное дело...

Борис Годунов имел огромную власть, много преданных ему, а лучше сказать, его деньгам людей. Он мог бы организовать убийство наследника престола. Однако, он должен был понимать, что мертвый Дмитрий мог стать для него врагом куда более страшным, чем живой.

Так или иначе, но 15 мая 1591г. царевич Дмитрий был убит в Угличе во дворе царского дворца. В Углич прибыла следственная комиссия: князь Василий Шуйский, окольничий Андрей Клешкин и дьяк Вилузгин. Две недели они пытались найти улики... самоубийства царевича Дмитрия, якобы зарезавшего себя ножом во время приступа падучей, и, собрав материал для отчета, вернулись в Москву. Сколько-нибудь обоснованно изложить версию о самоубийстве им не удалось, но именно ее приняли. Это могло насторожить всех заинтересованных: эпилепсия не столь редкая болезнь, но не так часто в припадке падучей больные убивали себя. Не имея серьезных доводов и, главное, возможности высказать свое мнение, народ молчал. Ждал. Недолго ждал.

Федору Ивановичу поднесли доклад. В нем говорилось: «Жизнь царевича прекратилась судом Божиим; что Михайло Нагой есть виновник кровопролития ужасного, действовал по внушению личной злобы и советовался со злыми вещунами, с Андреем Мочаловым и с другими; что граждане углицкие вместе с ним достойны казни за свою измену и беззаконие. Но сие дело есть земское: ведает оное Бог и государь; в руке державного опала и милость». Царь передал дело боярам, приказав казнить виновных. Это, действительно, слабоумное решение ставит под сомнение «блаженность» царя - блаженные не убивают.

Пытка на дыбе М. Ф. Нагого в московском застенке (с рис. Л. Фалина)

Исполняя волю царя Федора Ивановича, этих несчастных казнили, другим отрезали языки, многих бросили в темницы, выслали большую часть населения Углича в сибирский город Пелым. Это был один из самых глупейших приговоров за всю российскую историю. Борис Годунов мог бы смягчить приговор слабоумного царя Федора Ивановича. Он этого не сделал. И ответ пришел тут же. Молчаливая толпа, не имея иных средств борьбы с зарвавшимся правителем и слабоумным Рюриковичем, вспомнила свое старое-старое средство. Не со зла вспомнила, но от обиды за тех 200 убиенных и тех, кому - якобы за ненадобностью! - вырезали языки в Угличе...

Войско крымского хана Казы-Гирея

В конце июня 1591г. до Москвы дошла весть о том, что к столице продвигается громадное войско крымского хана Казы-Гирея. Годунов разослал по городам гонцов, повелел воеводам срочно отправляться в поход к Серпухову, где был назначен сбор

войск в Москве, принял меры предосторожности. В начале июля войско Казы-Гирея подошло к столице. Борис облачился в доспехи, сел на боевого коня. Федор Иванович ушел с царицей Ириной в палатку и стал молиться. Годунов прибыл в войско, передав бразды правления князю Мстиславскому, окружил себя воинской думой из шести полководцев. И битва началась.

Царь Федор Иванович истово молился. Устав, он крепко заснул, проспал 3 часа, проснулся, увидел Бориса Годунова, напуганного ходом сражения, и сказал с улыбкой праведника: «Не плачь. Мы победим!»

Русские одолели крымцев, те побежали домой. Мстиславский и Годунов организовали погоню. Царь наградил обоих золотыми медалями. И других героев не обделил. Казалось, все должны были радоваться - такая удача! И радовались, и пировали, и раздавали всем царские милости...

Слухи

И вдруг мрачнее тучи стал Борис Годунов. Пошел по Русской земле упрямый слух о том, что это он, Борис Годунов, загубив наследника престола, призвал Казы-Гирея, чтобы с его помощью захватить царский трон. Поверить в это мог только безумец! В это верили те, кто распространял слухи. В это верила толпа - молчаливая русская толпа. Годунов приказал отрезать сотням жителей Углича языки, чтобы она, толпа, еще молчаливее стала. Она не стала, возроптала, на языке слухов.

Годунов послал верных людей в города, откуда растекались слухи, и начались слежка, доносы (в том числе и ложные), пошла резня. Многие города, особенно Алексин, пострадали так же, как и Углич. Годунов победил в этой схватке толпу. Но она не смирилась с поражением. Годунов этого не замечал.

В 1597г. Борис Годунов «подтвердил закон о прикреплении крестьян к земле», то есть отменил Юрьев день окончательно. В этом указе было объявлено о поимке бежавших из поместий в течение 5 лет. Те, кто не хотел быть пойманным, уходил на юг к вольным казакам. Прикрепление крестьян к земле явилось объективной необходимостью, оно улучшило положение служилых людей, являвшихся производителями материальных благ. Им трудно было работать с перекати-поле. Отмена Юрьева дня и последующее издание холопского закона не понравились тем, кто превращался после полугода работы на хозяина в крепостного. Годунов, как и любой другой политик, иного способа удержать людей в центральных районах страны не знал. Но людей это не интересовало. Они душой не приняли отмену Юрьева дня. То там, то здесь начались волнения.

А 7 января 1598г. умер царь Федор Иванович. Тихо умер, без хлопот. Уснул с блаженной улыбкой и не проснулся.

Царь Федор Иванович. Реконструкция по черепу Герасимова Фото Shakko

Федор Иванович родился 11 мая 1557 г. и был младшим сыном Ивана Грозного от Анастасии Романовны. Незадолго до смерти Грозного, 19 ноября 1582 г., старший брат Федора, Иоанн, был убит своим отцом , и с этого времени Федор стал считаться наследником царского престола. По смерти Грозного (18 марта 1581 г.) Федор Иоаннович сделался царем, после смуты, затеянной приверженцами самого младшего сына Грозного (от Марии Нагой), Димитрия . Смута эта была укрощена благодаря энергии Бориса Годунова , на сестре которого, Ирине Федоровне, в 1580 г. женился Федор, по воле отца. Федор Иоаннович был человек недеятельный и слабоумный, больше любил церковную службу и разные развлечения, чем занятия государственными делами . Все управление государством перешло в руки царского шурина Бориса Федоровича Годунова, который и был, в сущности, настоящим царем русским. Все события царствования Федора Иоанновича связаны непосредственно с именем Бориса Годунова . Умер Федор 7 января 1598 г., не оставив потомства. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве.

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Константин Рыжов - Федор I Иванович (1584-1598)

Из рода Московских вел. кн. Сын царя Ивана IV Васильевича Грозного и Анастасии Романовны Юрьевой-Захаровой. Род. 11 мая 1557 г. Царь всея Руси в 1584 - 1598 гг. Жена: с 1580 г. Ирина Федоровна Годунова (ум. 26 сент. 1603 г.). Умер 7 янв. 1598 г.

Из всех преступлений Грозного убийство сына Ивана и последующее пресечение рода великих князей Московских, пожалуй, тяжелее всего сказались на русской истории. Второй сын Федор от рождения отличался ярко выраженным слабоумием, но по несчастному стечению обстоятельств именно он должен был наследовать Грозному после его смерти. Младший брат Федора Дмитрий тоже имел сторонников среди московских бояр. Федор утвердился на престоле не без смут. Князь Богдан Бельский много интриговал в пользу Дмитрия, но враждебные ему бояре с народом осадили Бельского в Кремле, принудили к сдаче и сослали в Нижний Новгород.

Сохранилось также известие, что из всех городов в Москву пришли именитые люди и молили со слезами царевича Федора, чтобы он был на Московском государстве царем и венчался царским венцом. 31 мая Федор венчался на царство. Ни для кого не было секретом, что он не способен править. После смерти Грозного среди бояр шла упорная борьба за влияние на царя . В конце концов всех пересилил царский шурин боярин Борис Федорович Годунов, который и был истинным вершителем судеб государства во все время Федорова царствования.

Федор был небольшого роста, приземист, одутловат, походку имел нетвердую, по характеру был тяжел и недеятелен. С лица его никогда не сходила блаженная улыбка, и вообще, хотя он и отличался крайней простотой и слабоумием, но был очень ласков, тих, милостив и набожен. Большую часть дня он проводил в церкви , а в качестве развлечения любил смотреть, кулачные бои, забавы шутов и потехи с медведями. Если кто 6ил царю челом, он отсылал его к Годунову. Сын у Федора так и не родился, а дочь умерла в младенчестве. В конце 1597 года он сам занемог смертельной болезнью и 7 января 1598 в час утра скончался. С его смертью пресеклась княжеская династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 года.

Константин Рыжов. Все монархи мира. Россия

В. О. Ключевский - Царь Федор Иванович

Поучительное явление в истории старой московской династии представляет этот последний ее царь Федор. Калитино племя, построившее Московское государство, всегда отличалось удивительным умением обрабатывать свои житейские дела, страдало фамильным избытком заботливости о земном, и это самое племя, погасая, блеснуло полным отрешением от всего земного, вымерло царем Федором Ивановичем, который, по выражению современников, всю жизнь избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном. Польский посол Сапега так описывает Федора: царь мал ростом, довольно худощав, с тихим даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу.

Фёдор Иванович миниатюра из Царского титулярника

Другой современник, швед Петрей, в своем описании Московского государства (1608 - 1611) также замечает, что царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонить в колокола и слушать обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского, сына. В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры. Набожная и почтительная к престолу мысль русских современников пыталась сделать из царя Федора знакомый ей и любимый ею образ подвижничества особого рода. Нам известно, какое значение имело и каким почетом пользовалось в древней Руси юродство Христа ради. Юродивый, блаженный, отрешался от всех благ житейских, не только от телесных, но и от духовных удобств и приманок, от почестей, славы, уважения и привязанности со стороны ближних. Мало того, он делал боевой вызов этим благам и приманкам: нищий и бесприютный, ходя по улицам босиком, в лохмотьях, поступая не по-людски, по-уродски, говоря неподобные речи, презирая общепринятые приличия, он старался стать посмешищем для неразумных и как бы издевался над благами, которые люди любят и ценят, и над самими людьми, которые их любят и ценят. В таком смирении до самоуничижения древняя Русь видела практическую разработку высокой заповеди о блаженстве нищих духом, которым принадлежит царствие Божие.

Эта духовная нищета в лице юродивого являлась ходячей мирской совестью, "лицевым" в живом образе обличением людских страстей и пороков, и пользовалась в обществе большими правами, полной свободой слова: сильные мира сего, вельможи и цари, сам Грозный, терпеливо выслушивали смелые, насмешливые или бранчивые речи блаженного уличного бродяги, не смея дотронуться до него пальцем. И царю Федору придан был русскими современниками этот привычный и любимый облик: это был в их глазах блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает царство небесное, а не земное, которых церковь так любила заносить в свои святцы, в укор грязным помыслам и греховным поползновениям русского человека. "Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении" - так отзывается о Федоре близкий ко двору современник князь И. М. Катырев-Ростовский. По выражению другого современника, в царе Федоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Его называли "освятованным царем", свыше предназначенным к святости, к венцу небесному. Словом, в келье или пещере, пользуясь выражением Карамзина, царь Федор был бы больше на месте, чем на престоле.

И в наше время царь Федор становился предметом поэтической обработки: так, ему посвящена вторая трагедия драматической трилогии графа Ал. Толстого. И здесь изображение царя Федора очень близко к его древнерусскому образу; поэт, очевидно, рисовал портрет блаженного царя с древнерусской летописной его иконы. Тонкой чертой проведена по этому портрету и наклонность к благодушной шутке, какою древнерусский блаженный смягчал свои суровые обличения. Но сквозь внешнюю набожность, какой умилялись современники в царе Федоре, у Ал. Толстого ярко проступает нравственная чуткость: это вещий простачок, который бессознательным, таинственно озаренным чутьем умел понимать вещи, каких никогда не понять самым большим умникам. Ему грустно слышать о партийных раздорах, о вражде сторонников Бориса Годунова и князя Шуйского; ему хочется дожить до того, когда все будут сторонниками лишь одной Руси, хочется помирить всех врагов, и на сомнения Годунова в возможности такой общегосударственной мировой горячо возражает:

Ни, ни!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь, государство,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека.

В другом месте он говорит тому же Годунову:

Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно,
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно,
Избрать я должен - я не обманусь.

Не следует выпускать из виду исторической подкладки назидательных или поэтических изображений исторического лица современниками или позднейшими писателями. Царевич Федор вырос в Александровской слободе, среди безобразия и ужасов опричнины . Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. Родившись слабосильным от начавшей прихварывать матери Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной опричной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с неровной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах. Так описывает царя, когда ему шел 32-й год, видевший его в 1588 - 1589 гг. английский посол Флетчер. В лице царя Федора династия вымирала воочию. Он вечно улыбался, но безжизненной улыбкой. Этой грустной улыбкой, как бы молившей о жалости и пощаде, царевич оборонялся от капризного отцовского гнева. Рассчитанное жалостное выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Федор и вступил на престол. Под гнетом отца он потерял свою волю, но сохранил навсегда заученное выражение забитой покорности. На престоле он искал человека, который стал бы хозяином его воли: умный шурин Годунов осторожно встал на место бешеного отца.

В. О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. Лекция 41