Гоголь невский проспект краткое. «Невский проспект» Гоголя: краткий пересказ

Краткое содержание Невский проспект

Повесть начинается описанием Невского проспекта, который является сердцем и главной артерией Петербурга. Казалось бы, нет ничего лучше Невского проспекта и создан он для одних гуляний. В разное время суток на нем можно повстречать разных людей. Так, например, ранним утром он немноголюден. Встречаются лишь нищие, рабочий люд или сонные чиновники, спешащие на работу. В полдень улица напоминает «педагогический» проспект, так как появляются иностранные гувернантки и гувернеры под ручку с детьми. К двум часам «педагоги» вытесняются «парадом чинов». На проспект выходят нежные родители тех же детей в щегольских одеяниях. Это время выставки тысячи сортов шляпок, дамских платков и платьев, очаровательных башмачков, превосходных бакенбардов и усов, разнообразных сюртуков, перстней на мизинцах, и т.д. «Парад чинов» длится до трех часов.

Затем Невский проспект опять пустеет и оживает лишь с наступлением сумерек. Именно тогда здесь встречаются два товарища: поручик Пирогов и художник Пискарев . Если Пирогов был самоуверен и самонадеян по натуре, то его друг художник был робок и застенчив. Пирогов был уверен, что ни одна красотка перед ним не устоит, а Пискарев любил только одно искусство и не смел даже надеяться на взаимность. Поручику понравилась одна блондинка, и он решил последовать за ней, а художнику – некая брюнетка. Так они и разминулись.

Следуя за девушкой, Пискарев хотел лишь увидеть, где она живет. По дороге она обернулась и посмотрела на него сурово. При этом она была настолько обворожительна, что он решил и дальше идти за ней. Во второй раз она уже обернулась с улыбкой. Дойдя до четырехэтажного дома, она знаком показала следовать за ней. Окрыленный чистыми, непорочными чувствами, он так и поступил. Они поднялись по лестнице и постучали в какую-то дверь. Им открыла некая приятная, но нагловата женщина. В квартире царил неприятный хаос, были еще несколько женщин, а за дверью раздавался громкий мужской и женский смех. Сомнений не оставалось: он попал в какой-то отвратительный приют. А девушка, за которой он следовал, в его глазах стала каким-то двусмысленным существом. Потрясенный Пискарев, недолго думая, просто сбежал.

Он чувствовал себя словно бедняк, только что нашедший жемчужину и выронивший ее. Дома он увидел сон. За ним пришел лакей в богатой ливрее и сказал, что барыня, за которой он следовал, просит его прийти. Пискарев сел в карету и отправился к ней. Затем он оказался на балу в каком-то дорогом особняке. Все это никак не вязалось с тем, что он видел в той комнате на четвертом этаже. На балу были сияющие дамы, мужчины во фраках, и вдруг появилась она. Она было, конечно же, прекраснее всех. Подойдя к нему, она пыталась что-то сказать ему, но им помешали. И тут он проснулся и вновь оказался в окружении отвратительной реальности. С тех пор он только снами и жил. Даже купил и торговца шалями персиянина баночку опиума, чтобы лучше спать.

Жизнь потеряла всяческий смысл. Пискарев стал жить только во снах и мечтах. Мысленно он представлял, как жениться на своей брюнетке и тем самым спасет ее от разврата, а она раскается и станет как прежде прекрасна. С этими мыслями он решил отправиться в этот злополучный дом и поговорить с ней. Дверь открыла именно она и спросила, почему он сбежал в прошлый раз. Собравшись с духом, он рассказал ей о своем «плане спасения». Он предложил ей стать его женой, уйти из этого притона и трудиться вместе с ним, чтобы улучшить жизнь. На это девушка ответила презрением. В отчаянии он бросился бежать оттуда. Несколько дней двери его комнаты не открывались, а когда их взломали, то нашли его бездыханное тело с перерезанным горлом. Так тихий, скромный художник, носивший в себе искру таланта, стал жертвой безумной страсти. Похоронили его на Охтинском кладбище, а приятель его поручик Пирогов даже и не появился, так как сам попал в неприятную историю.

Последовав за блондинкой Пирогов, попал в дом некоего жестянщика Шиллера. Помимо него в грязной комнате был еще пьяный сапожник Гофман, который готов был отрезать нос жестянщику, чтобы тот употреблял поменьше табаку. Словом, на этот окаянный нос требовались большие расходы. Увидев вошедшего поручика, они его быстренько выгнали за шиворот. Но Пирогов не отчаялся и все равно был уверен, что добьется свою блондинку. На следующий день он снова явился и пытался заигрывать с ней, на что она пригрозила позвать своего мужа. Тут явился сам Шиллер, который с похмелья ничего не помнил. Ему не понравилось наглое поведение гостя, но заказ на новые шпоры он у него принял.

С тех пор Пирогов стал часто заходить, чтобы осведомиться о шпорах. Шиллер старался как можно быстрее закончить работу. Когда шпоры были готовы, поручик так расхваливал работу мастера, что того обуяло самодовольство. Оттого он с удовольствием согласился и на второй заказ от поручика, но тут же пожалел, так как, уходя наглец поцеловал его жену прямо в губы. Теперь Шиллер стал думать над тем, как избавиться от наглого клиента. Тогда он вместе с Гофманом и столяром Кунцем разработал план.

Однажды, проходя мимо дома жестянщика, Пирогов увидел в окне любимую немку. Она по секрету объявила ему, что муж по воскресеньям отсутствует. Через неделю он уже был у нее в комнате. Поручик вел себя учтиво и даже пригласил блондинку на танец. Тогда она встала посередине комнаты и приподняла свою прекрасную ножку, что просто восхитило поручика. Он тут же бросился ее целовать, а тем временем в комнате появился пьяный Шиллер с друзьями. Они схватили Пирогова и надавали тумаков, а потом выкинули вон. Тот сначала грозил жестянщику Сибирью, хотел было пожаловаться генералу и даже самому государю, но по дороге зашел в кондитерскую и гнев его улетучился. Там он съел пару слоеных пирожков, почитал газету и жизнь наладилась. А вечером у друзей он так славно танцевал мазурку, что восхитились не только дамы, но даже их кавалеры.

Заканчивая повесть, автор вернулся к Невскому проспекту, на сей раз с нотками разочарования. Он рекомендовал никогда не доверять этой обманной улице и ее неверному свету фонарей. Сам он старался ходить по проспекту, накрепко укутавшись в плащ, и стараясь не глядеть на прохожих. Ведь все это обман, все мечта, и все не так, как кажется!

Наброски повести «Невский проспект» появились, когда Н. В. Гоголь работал над «Ночью перед Рождеством» в 1831 году. В это время писатель жил в Петербурге и недолго служил в разных государственный ведомствах. Личные впечатления сказались в точности описания петербургского пейзажа и быта.

Ода Невскому проспекту

В начале повести автор дает тонкую точную характеристику главной улицы города. В ее описании уже проглядывает и лирик, и сатирик одновременно. Слагая гимн жизни улицы, а она описывается прямо-таки по часам, иронично и поэтично, писатель рассказывает, кто, когда и в каком настроении прогуливается или пробегает по прекрасному проспекту - главной артерии столицы.

Здесь и пахнет гуляньем. Гувернеры и гувернантки выводят своих питомцев на прогулки, чуть позже прогуливаются семейные пары и те счастливцы, чья служба оканчивается в два часа дня. Позже, в три часа, он во всякое время года расцветает, как весной, зелеными мундирами, которые в основном торопятся и пробегают голодные, не рассматривая вывесок и магазинов, а по вечерам, в сумерках, здесь прогуливаются молодые люди в поисках приключений.

С этого описания центра столицы начинается краткий пересказ. Невский проспект становится на время действующим лицом в повести, по которому вечерком гуляют два знакомых - Пискарев и Пирогов.

Художник Пискарев

Они оба заметили двух красивых девушек и решили познакомиться. Но поскольку девушки шли в разные стороны, то и молодые люди разошлись, догоняя молодых красавиц. Так происходит завязка действия.

Продолжаем краткий пересказ. Невский проспект повел художника Пискарева за очень красивой, как ему казалось, неземной брюнеткой. Пискарев - по натуре человек очень деликатный и робкий, но Н. В. Гоголь обобщает этот образ. Он дает портрет не конкретного художника, но человека, принадлежащего к определенной социальной группе. Таковы все художники-бедняки Петербурга - они добрые, кроткие, застенчивые, пьют себе чай друг с другом и разговаривают потихоньку, сидя в маленькой комнатенке.

Пока Пискарев идет вслед за девушкой, ему хочется увидеть лишь одно - где она живет. Но она поманила его за собой, и художник попал в ужасная для нежного сердца художника неожиданность, он в ужасе убегает к себе домой. Так продолжается краткий пересказ. Невский проспект с его соблазнами погубит неприспособленного для жизни художника. Дома ему приснится удивительный сон, что девушка пригласила его на бал. А далее он будет мечтать о ней непрерывно, пока не придет к мысли, что ему надо жениться на девушке и вытащить ее таким образом из пропасти, в которую она попала. Но не требуется. Ей не хочется жить тихой полунищенской жизнью.

Возобновим краткий пересказ. Невский проспект приводит Пискарева домой. Он запирается, и соседи не видят его. Наконец дверь его комнаты взломали, и все увидели, что он покончил с собой.

Его тихо похоронили на Охтинском кладбище. Неприспособленный к реальной жизни, он не смог справиться с ней.

Поручик Пирогов

Это совершенно иной социальный тип, показанный Н. В. Гоголем, наглый и беспринципный. Этот ловелас стал преследовать понравившуюся ему блондинку. В этой части "Невский проспект" - повесть о самодовольной и наглой николаевской военщине. Поручик Пирогов попадает в дом немца-жестянщика Шиллера, которому его приятель Гофман собирается отрезать нос. Шиллер подсчитал деньги, которые уходят на табак, и решил, что дешевле жить без носа. Оба приятеля совершенно пьяны, но трезвеют, когда видят у себя чужого человека. Пирогов, чтобы объяснить, как он сюда попал, говорит, что хочет заказать новые шпоры. Но, заглядывая почти каждый день, никак не может застать приглянувшуюся блондинку одну. Наконец он выясняет, когда мужа не бывает дома, и преспокойно приходит поухаживать за хорошенькой женой жестянщика. Он уговаривает ее потанцевать с ним, надеясь, что дальше все пойдет само собой.

Но в разгар танцев возвращается муж с приятелями и прерывает это веселье, которое самой хозяйке совсем не нравится. Они выпороли, так стоит в первой редакции повести, поручика, а во второй об этом сказано неопределенно, и выгнали его. Поначалу Пирогов хотел бежать жаловаться хоть генералу, хоть царю, но, поразмыслив, решил выбросить оскорбление из головы. Так продолжается «Невский проспект», повесть Н. В. Гоголя. Поручик совершенно успокаивается, зайдя в кондитерскую и съев слоеные пирожки. Вечером в компании он уже танцевал, и все восхищались им.

Заключение

Такова повесть «Невский проспект». Герои, Пискарев и Пирогов, очень разные, и показаны Н. В. Гоголем чрезвычайно ярко. Если художник вызывает сочувствие, то самоуверенный и совершенно бессовестный поручик - отвращение. Это очень короткая повесть - «Невский проспект» (Гоголь). Содержание состоит в том, какой итог подвел сам

«Невский проспект» – один из первых образцов характерного для Гоголя «смеха сквозь слёзы». Эта повесть состоит из двух частей, историй влюблённости двух противоположных по характеру молодых людей – художника Пискарёва и поручика Пирогова. Хотя «Невский проспект» – небольшое произведение, написанное в довольно лёгком тоне, здесь уже хорошо заметны мотивы трагизма бытия и тщетности человеческих надежд, преобладающие в позднем творчестве Гоголя.

Гоголь. Невский проспект. Аудиокнига

Возвышенный, одухотворённый художник Пискарёв случайно видит вечером на Невском проспекте красивую черноволосую девушку, которая напоминает ему Перуджинову Бьянку. Вне себя от страсти художник бежит за этим ангельского вида существом – и приходит вслед за ним в притон проституток. Его прекрасная дама оказывается одной из них. Потрясённый Пискарёв спешит уйти домой, но воображаемый чистый образ преследует его и там. Надолго впав в нервное расстройство, начав принимать опиум, Пискарёв грезит, что встреченная им незнакомка на самом деле – знатная особа, которой лишь зачем-то потребовалось на время притвориться жрицей любви. Он решает вырвать свою богиню из гнезда разврата, вновь находит тот самый притон и предлагает своей даме начать с ним честную жизнь. Но его самопожертвование встречает лишь циничные насмешки. Вернувшись к себе, Пискарёв кончает жизнь самоубийством.

В те же дни собственный женский идеал – легкомысленного вида блондинку – встречает на Невском проспекте знакомый Пискарёва, недалёкий и сальный поручик Пирогов (см. его описание в повести). Бравый офицер преследует блондинку по проспекту до квартала мастеровых, не смущаясь, врывается за ней прямо в квартиру, но обнаруживает там мужа своей пассии – пьяного жестянщика-немца Шиллера. Пирогов ретируется, но на следующий день приходит к Шиллеру заказывать шпоры, а потом и ножны к кинжалу. Делая всё новые заказы, Пирогов тайно продолжает домогаться жены жестянщика. Застав её однажды одну, он едва не добивается своей сокровенной цели, но в решительный момент домой возвращается Шиллер с двумя другими нетрезвыми немецкими приятелями. Они втроём жестоко колотят Пирогова.

Две составляющие содержание «Невского проспекта» истории – трагическая и смешная – объединены у Гоголя общим мотивом неисполненности заветного желания. Образы пошлого Пирогова и приподнятого над всем земным Пискарёва не столько противопоставляются друг другу, сколько рельефнее друг друга оттеняют. «Невский проспект» пронизан ощущением близости возвышенного и мелкого, драматического и смешного, – тем ощущением, которым гоголевское творчество затем с годами проникается всё сильнее.

Два молодых человека - поручик Пирогов и художник Пискарев - ухлестывают вечером за гуляющими по Невскому проспекту одинокими дамами. Художник следует за брюнеткой, лелея на ее счет самую романтическую влюбленность. Они доходят до Литейной и, поднявшись на верхний этаж ярко освещенного четырехэтажного дома, оказываются в комнате, где находятся еще три женщины, по виду которых Пискарев с ужасом догадывается, что попал в публичный дом. Небесный облик его избранницы никак не соотносится в его сознании ни с этим местом, ни с ее глупым и пошлым разговором. Пискарев в отчаянии выбегает на улицу.

Придя домой, долго не мог успокоиться, но лишь задремал, как в дверь стучит лакей в богатой ливрее и говорит, что дама, у которой он только что был, прислала за ним карету и просит немедленно быть у нее в доме. Пораженного Пискарева привозят на бал, где среди танцующих дам всех прекраснее его избранница. Они заговаривают, но ее куда-то увлекают, Пискарев тщетно ее ищет по комнатам и… просыпается у себя дома. Это был сон!

Отныне он теряет покой, желая увидеть ее хотя бы во сне. Опиум позволяет ему обрести возлюбленную в своих грезах. Однажды ему представляется его мастерская, он с палитрой в руках и она, его жена, рядом. А почему бы нет? - думает он, очнувшись. Он найдет ее и женится на ней! Пискарев с трудом отыскивает нужный дом, и - о чудо! - именно она открывает ему дверь и мило сообщает, что, несмотря на два часа дня, только проснулась, поскольку ее лишь в семь утра привезли сюда совершенно пьяной. Пискарев говорит семнадцатилетней красавице о пучине разврата, в которую она погружена, рисует картины счастливой трудовой семейной жизни с ним, но она с презрением отказывается, она смеется над ним! Пискарев бросается вон, где-то бродит, а вернувшись домой, запирается в комнате.

Через неделю, выломав дверь, находят его с перерезанным бритвой горлом. Хоронят беднягу на Охтинском кладбище, и даже его приятеля Пирогова нету на похоронах, поскольку и сам поручик, в свою очередь, попал в историю.

Малый не промах, он, преследуя свою блондинку, попадает в квартиру некоего жестянщика Шиллера, который в этот момент, будучи сильно пьян, просит пьяного же сапожника Гофмана отрезать ему сапожным ножом нос. Помешавший им в этом поручик Пирогов, наткнувшись на грубость, ретируется. Но лишь для того, чтобы, вернувшись наутро, продолжить свое любовное приключение с блондинкой, оказавшейся женой Шиллера. Он заказывает жестянщику сделать себе шпоры и, пользуясь случаем, продолжает осаду, возбуждая, впрочем, в муже ревность.

В воскресенье, когда Шиллера нет дома, Пирогов является к его жене, танцует с ней, целует ее, и как раз в этот момент является Шиллер с другом Гофманом и столяром Кунцом, тоже, кстати, немцем. Пьяные рассерженные ремесленники хватают поручика Пирогова за руки, за ноги и сотворяют над ним нечто столь грубое и невежливое, что автор не находит слов, чтобы это действие описать. Лишь черновая рукопись Гоголя, не пропущенная в этом месте цензурой, позволяет нам прервать свои догадки и узнать, что Пирогова - высекли! В бешенстве поручик вылетает из дома, суля жестянщику плети и Сибирь, по меньшей мере. Однако по дороге, зайдя в кондитерскую, съев пару пирожков и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился.

Такое вот странное, непонятное происшествие. Впрочем, на Невском проспекте, под обманным, неверным светом фонарей, уверяет нас автор, все - именно таково...

Повествователь восхищается Невским проспектом как самой лучшей улицей в Петербурге. Ранним утром здесь можно встретить простых мужиков, спешащих на работу, нищих возле дверей кондитерской, стариков и старух, размахивающих руками или говорящих с самими собой, мальчишек, которые бегут с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках вдоль по проспекту. В двенадцать часов появляются гувернеры и гувернантки всех наций со своими питомцами в батистовых воротничках.

Ближе к двум часам количество гувернеров и детей уменьшается. Появляются нежные отцы и матери этих детей. К ним присоединяются все, кто окончил важные домашние дела. Это те, кто поговорил с доктором о погоде и прыщике на своем носу, прочитал важную статью в газетах об отъезжающих и приезжающих, выпил чашку кофию или чаю и т. д. Появляются чиновники из Иностранной коллегии и чиновники по особым поручениям.

В три часа Невский проспект покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах. "Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход."

С четырех часов – никого, кроме заезжих людей да изредка пробегающих ремесленников.

С наступлением сумерек на Невском появляется много молодых людей, большей частью холостых, в теплых сюртуках и шинелях. Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари прохаживаются. Здесь же можно увидеть почтенных стариков, которые бегут с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы с толстыми губами и щеками, накрашенными румянами.

Художник Пискарев и поручик Пирогов гуляют по проспекту. Увидев понравившихся девушек, брюнетку и блондинку, каждый из них отправляется вслед за своей незнакомкой. Застенчивый и робкий Пискарев, воспылавший платоническими чувствами и чистой любовью к красавице-брюнетке, идет за ней. Войдя в дом, они поднялись по лестнице на четвертый этаж и очутились в квартире, оказавшейся приютом разврата. В ужасе он бросился бежать.

В своей комнате Пискарев засыпает и видит сон, будто та барышня, у которой он только что был, прислала за ним карету и лакея в богатой ливрее. Он приезжает в ее богатый дом, где она пытается что-то объяснить ему, но исчезает. Пискарев тщетно пытается найти ее и просыпается. Затем сновидения сделались его жизнью. Он стремится увидеть прекрасную незнакомку во сне и для этой цели употребляет опий. Наконец Пискарев стал думать, что девушку вовлек в разврат какой-то ужасный случай и решает спасти ее, женившись на ней. Художник снова приходит в ту квартиру и делает незнакомке предложение, рисуя картину их будущей жизни: он работает за мольбертом, она же, воодушевляя его, сидит за рукоделием. Девушка с презрением отказывается и говорит, что она не прачка и не швея, чтобы работать.

Разум Пискарева помутился. Он бродит весь день по улицам, а затем запирается в своей комнате и кончает жизнь самоубийством, перерезав горло бритвой.

А тем временем поручик Пирогов продолжает преследовать блондинку, оказавшуюся женой жестяных дел мастера Шиллера. Поскольку в первый раз Пирогов пришел не во время, Шиллер выпроводил его вон. Но на другой день поручик вновь приходит к нему в мастерскую и заказывает для себя шпоры. Несмотря на явный отпор, который дает ему немка, он продолжает бывать в их доме под различными предлогами. Однажды Шиллер, застав Пирогова целующим его жену, вместе с другими ремесленниками избивает его. Сначала поручик был в сильном гневе и негодовании, но быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую, а потом к одному правителю контрольной коллегии, где в тот вечер собралось приятное общество чиновников и офицеров.

Повествователь призывает не верить Невскому проспекту.