Голосовое чудо. Тувинское горловое пение

Алтайского региона - тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передается словами. Это пение называется горловым - - «кумайлер» (т.е. «хоомейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его легкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За сим следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырем, далекой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение - хоомей - заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей - каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр, кроме того, существуют несколько разновидностей - думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

1) хрипеть, издавать хриплые звуки,

2) бурлить (при кипении, например, каши)

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение теримна «хоомей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие - с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хоомий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хоомей акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хоомей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хоомей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей».

В стиле хоомей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе МНР.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошел от глагола сыгыр - свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы - причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой вязи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзенгилээр происходит от слова эзенги - стремена и, пожалуй, наиболее точно передает основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стременами, издавали определенный ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определенное положение в седле и ехать иноходь. Стиль эзенгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаннадыр произошло от тувинского глагола «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы.


В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них - достаточно распространенная - гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства. С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот - не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний - охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времен было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевнуЙШестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хоомей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве, то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»

Научно-практическая конференция

среди учащихся начальных классов «Отечество»,

посвященная Году охраны окружающей среды.

Секция этнографии.

Исследовательская работа по теме:

« Тувинское горловое пение – редкий вид искусства»

Выполнила: ученица 4 класса

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

Ооржак Валерия Шолбановна

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Ооржак Чойгана Чарлыковна

Аксы-Барлык – 2013 г.

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Традиционная история горлового пения…………………………………..4

2. Практическая часть…………………………………………………………..9

3. Вывод…………………………………………………………………………10

Список использованной литературы ………………………………………11

Введение

Горловое пение – уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам.

Данная исследовательская работа изучает тему «Тувинское горловое пение – на грани исчезновения».

Актуальность темы – тувинское горловое пение уникальный вид искусства, который требует особого внимания и развития у подрастающего поколения с детства.

Гипотеза работы – тувинское горловое пение в современном обществе редкий вид искусства, оно на грани исчезновения.

Предмет изучения – горловое пение тувинцев.

Объект изучения – жители поселения Аксы-Барлык, которые умеют петь горловым пением.

Практическая значимость работы: материалы работы можно использовать на уроках музыки, во внеурочной деятельности учащихся для развития музыкального и исторического образования школьников.

Цель работы:

    Изучение и анализ литературы о горловом пении тувинцев.

    Провести опрос жителей села Аксы-Барлык.

    Подведение итогов исследовательской работы.

Методы исследования – изучение и анализ литературы по данной теме, опрос жителей поселения.

    Традиционная история горлового пения

Горловое пение – уникальный вид искусства, присущий лишь некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, алтайцам, монголам, а также проживающим в европейской части России башкирам. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две ноты одновременно, образуя, таким образом, своеобразное двухголосное соло.

Первые письменные источники описания искусства горлового пения встречаются в литературе с середины 19 века. Естественно, что столь своеобразное искусство вызывало у европейцев, воспитанных в совершенно других музыкальных традициях, по меньшей мере, удивление. Вот как описал, например, услышанное в Туве горловое пение этнограф Е.К. Яковлев. «Своеобразное впечатление, производимое «пением без слов», не передаётся словами. Это пение называется горловым - «кумайлер» (т.е. «хөөмейлээр») и слагается «из целой гаммы хрипов». Певец вбирает в себя столько воздуха, сколько могут вместить его лёгкие, и затем начинает «извлекать какие-то странные урчащие хрипы из глубины внутренностей», непрерывность и длительность которых всецело зависит от его умения управлять диафрагмой. За ним следует новый глубокий вдох и продолжение «таинственных звуков, сопровождающихся аккомпанементом на двухструнном топшулурме» - инструменте, состоящем из длинного грифа и кузова с полой, обтянутой пузырём, далёкой, до тех пор, пока они не обрываются певцом сразу, совершенно неожиданно для слушателя, без какого-либо тонического и ритмического конца, так что ко всему этому последованию «таинственных звуков, казалось бы, нельзя применить название мелодии».

По мнению большинства специалистов, тувинское горловое пение – хөөмей – заметно отличается от аналогичного искусства алтайцев, бурятов и монголов, прежде всего, большим разнообразием стилей. Основными считаются 5 стилей – каргыраа, хөөмей, сыгыт, эзеңгилээр, борбаңнадыр. Кроме того, существуют несколько разновидностей – думчуктаар (новализация), хөректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа).

О происхождении разных видов тувинского горлового пения сохранились в народе легенды и предания. Так, одна из легенд гласит, что в незапамятные времена стиль каргыраа бытовал среди верблюдоводов. Каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа.

Сам термин каргыраа, как нам представляется, имеет звукоподражательную основу, обозначающую хрип или звуки, похожие на хрипение. Например, в современном тувинском языке существует звукоподражательный глагол каргыраар (каргыра), имеющий значение:

1) хрипеть, издавать хриплые звуки;

2) бурлить (при кипении, например, каши).

Сравним также «карк» - подражание звуку, издаваемому вороной.

Происхождение термина «хөөмей» трактуют по-разному. Некоторые связывают его с названием искусства звукоподражания, особой манерой звукоизвлечения «хөөлээр», что означает гудеть или производить звук, похожий на гудение, другие – с тувинским названием глотки, гортани хоо, хоозу.

В монгольском языке также существует слово «хөөмий», означающее горло, носоглотка, горловое пение. Весьма возможно, что термин заимствован монголами у тувинцев.

Стиль хөөмей акустически связан с тяжёлым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. Обычно само звучание в стиле хөөмей представляется важнее поэтического текста. В отличие от пения монголов, тувинский хөөмей может исполняться без текста, или с текстом жанра колыбельных песен. Для тувинской музыки древности это достаточно существенный момент.

У тувинцев существует предание, что юноша-сирота жил в течение трёх лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Сама природа как бы способствовала изобретательности людей в поисках самовыражения, когда человек оставался наедине с бурной стихией.

Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донёс этот звук до людей, и они назвали это пение «хөөмей».

В стиле хөөмей поют также тувинцы, проживающие изолированными компактными группами на северо-западе Монгольской народной республики.

Тувинский стиль сыгыт, по всей вероятности, произошёл от глагола сыгыр – свистеть. Есть существительное сыгыт (свист).

Термин сыгыт означает причитание, плач как производное от этого слова сыгытчы – причитающий или стонущий. Это наталкивает на предположение о прямой связи тувинского стиля сыгыт с погребальным обрядом, но эта мысль нуждается в научном обосновании.

Наименование стиля эзеңгилээр происходит от слова эзеңги – стремёна и, пожалуй, наиболее точно передаёт основной смысл и характер его музыки.

При езде на лошади серебряная уздечка, чепрак, приклеенный к седлу, соприкасаясь со стремёнами, издавали определённый ритмический звук. Для воспроизведения этих звуков всадник должен был занимать определённое положение в седле и ехать иноходь.

Стиль эзеңгилээр появился как подражание этим звукам.

Название стиля борбаңнадыр произошло от тувинского глагола «борбаңнат» - перекатывать что-то круглое. Этот стиль имеет ритмические формы. В отношении же происхождения горлового пения как искусства в целом существует несколько точек зрения. Одна из них – достаточно распространённая – гласит, что в основе сольного двухголосия лежит связь с ламаистской религией. Сначала народ будто бы создал это пение в ламских монастырях, но с течением времени оно подверглось песенной переработке и принимало вид вокального искусства.

С этим мнением никак нельзя согласиться, так как ламаизм проник в Туву в 17 веке и утвердился как официальная религия тувинцев во второй половине 18 века, то есть намного позднее, чем возникло горловое пение. При таком подходе это искусство упрощается. Феномен этот – не остатки прежних религиозных песен, якобы превратившихся в обрядовый жанр. Гораздо более обоснованным является подход к этому жанру, как к вокальному искусству, создавшемуся в форме лирических, любовных по содержанию текстов песен, не связанных первоначально ни с шаманскими заклинаниями, ни с погребальными обрядовыми действиями.

В отличие от мелодического сольного двухголосия тувинцев, пение тувинских, монгольских или тибетских лам можно охарактеризовать как исполняемое гортанным звуком коллективное гармоническое многоголосие.

Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путём подражания, но и проникновением в её сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний – охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обострённое чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рёва быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространённое в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчётливо слышны два музыкальных голоса.

Горловое пение с давних времён было одной из традиционных форм музыкального искусства тувинцев и являлось неотъемлемой частью праздников, обрядов быта, нашло яркое отображение в героических сказаниях и сказках тувинского народа, бережно хранимых и передаваемых от поколения к поколению в течение столетий. Так, в сказании «Старик Боралдай, имеющий коня Бока-Шокар» упоминается: «Когда Боралдай заглянул вовнутрь юрты, он увидел золотую царевну… Шестеро девушек вплетали во все косы серебристо-золотые нити, позади три девушки привязывали бусы-украшения, а позади шестеро парней исполняли каргыраа, хөөмей, сыгыт».

Если зарождение тувинского героического эпоса некоторые исследователи относят к периоду возникновения ранних форм феодальных отношений в Туве, то есть 6-8 вв., то о времени зарождения и становления горлового пения мы не можем говорить с достаточной уверенностью. Несомненно, традиции этого жанра определились гораздо раньше.

Искусные исполнители горлового пения, как и сказители, являлись хранителями сокровищ народной музыки, поэзии были уважаемыми людьми среди всех социальных слоёв и групп населения.

    Практическая часть

Исследовательскую работу провела с 18 по 30 ноября 2013 года. В начале работы провела социологический опрос среди жителей поселения Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна.

В опросе участвовали 300 жителей села. В них входят 250 взрослых и 50 учащихся старших классов школы.

Во время опроса отвечали на вопрос «Кто из жителей села умеют петь горловым пением тувинцев? Каким видом горлового пения владеют?»

Анализ изучения ответов опроса показал следующий результат. Из жителей села Аксы-Барлык горловым пением сыгыт обладают только трое жителей села.

К ним относятся:

    Хомушку Арат-оол Биче-оолович – мужчине 44 лет, выпускник школы, живёт в селе и занимается собственным хозяйством.

    Саая Сылдыс Шактар-оолович – мужчине 36 лет, в настоящее время живёт в селе Кызыл-Мажалыке, не работает.

    Сарыглар Аймир Геннадьевич – выпускник школы 23 лет, окончил Кызылский педагогический колледж, по специальности «Учитель физической культуры».

Среди учащихся школы из 152 учащихся никто не умеет петь горловым пением.

Вывод

В заключение работы можно сделать вывод, что гипотеза работы – тувинское горловое пение в современном обществе редкий вид искусства, оно на грани исчезновения полностью подтвердилась. В результате опроса жителей села Аксы-Барлык были выявлены только трое жителей села, которые умеют петь горловым пением тувинцев сыгыт.

Поэтому актуальность темы «Тувинское горловое пение уникальный вид искусства, который требует особого внимания и развития у подрастающего поколения с детства» остаётся открытой.

Список использованной литературы:

    По материалам книги З. Кыргыс. «Хөөмей – жемчужина Тувы», Кызыл, 1992 г.

    По материалам статьи В.Л.Матреницкого в сборнике конференции «EuroMedica.Kiev 2010».

Публикации раздела Традиции

Голосовое чудо

Г орловое пение - реликт, сохраненный традиционными культурами Сибири и Центральной Азии. Большинство народов, владеющих этим искусством, живет на территории нашей страны. Портал «Культура.РФ» собрал самые интересные факты о горловом пении .

Тюрки, монголы, камчадалы… и не только

Горловое пение распространено у народов, проживающих на обширной территории от Алтая до Чукотки: хакасов, алтайцев, бурят , тувинцев, якутов, чукчей, эвенов, эвенков, нганасан, коряков, ненцев, ительменов и других. В европейской части России горловое пение известно башкирам и калмыкам. Исследователи считают, что в Башкирию оно попало с тюркскими племенами. Калмыки же принесли это искусство с собой из Монголии, где оно и сегодня чрезвычайно популярно. Горловую музыку также можно услышать в Казахстане, Тибете и у некоторых племен североамериканских индейцев. Индейцы, очевидно, хранят традицию, близкую народам Чукотки, Камчатки, Командорских и Алеутских островов. Существует мнение, что в глубокой древности горловым пением владели многие народы, но со временем это архаичное праискусство утратили. Подтверждают эту теорию следы подобного звукоизвлечения в народной музыке африканцев и даже некоторых европейцев - жителей Сардинии и Ирландии. Тирольские йодли - самобытное пение жителей Альп - тоже можно в какой-то степени отнести к горловому пению.

Из шаманских камланий - на большую сцену

В основе горлового пения лежит подражание голосам животных и птиц, а также звукам неживой природы - журчанию воды, эху в горах, свисту ветра, перекатыванию камешков в ручье. В древности охотники использовали звукоподражание, чтобы приманивать добычу, скотоводы-кочевники управляли с помощью голоса домашними животными. Раскатистым горловым звуком традиционно исполняли эпос - сказания о богах и героях. У коренных народов Севера горловое пение по сей день остается неотъемлемой частью шаманских камланий. Похожее звукоизвлечение используется в буддийских богослужениях при чтении молитв. На Алтае и в Туве горловое пение считается в первую очередь высоким искусством и активно развивается как форма профессионального исполнительства. Звукоподражательная музыка удивительным образом влияет на состояние человека: мгновенно вводит в умиротворяющий транс.

Алтайский кай исполняет группа «Altai Kai»

Один человек - два голоса

Одним из первых природу двухголосного соло описал Владимир Даль , собиравший этнографический материал среди башкир. Будучи врачом по профессии, Даль довольно точно уловил суть горлового пения: «Это в самом деле вещь замечательная: набирая в легкие как можно больше воздуха, певчий этот гонит усильно, не переводя духа, воздух сквозь дыхательное горло и скважину его, или горловинку, и вы слышите чистый, ясный, звонкий свист с трелями и перекатами, как от стеклянного колокольчика, только гораздо протяжнее. Это не что иное, как свист дыхательным горлом - явление физиологически замечательное, тем более что грудной голос вторит этому свисту в то же время глухим, но довольно внятным однообразным басом» . Современные специалисты объясняют, что это возможно, когда исполнитель в совершенстве владеет обертонами. У любого звука есть целый ряд обертонов - «надзвучий», призвуков, которые отличаются по высоте от основного тона. Певец берет основной низкий тон, а обертоны звучат высоко, словно свист. Горловик может делать призвук очень громким, исполняя свистом мелодию. Тогда основной тон играет роль непрерывного басового «фона» - бурдона. Диапазон голоса при этом значительно шире обычного вокального диапазона. В формировании свисткового призвука участвуют суженный вход в гортань и резонаторные полости глотки и рта. Примечательно, что сыгыт - стиль двухголосного пения с доминирующим свистом - наиболее развит у тувинцев. К этому располагает сама природа тувинского языка, в котором есть много гласных, произносимых при суженной гортани.

Тувинский сыгыт исполняет Радик Тюлюш

Все они - разные

У горлового пения нет единой исполнительской техники и единого звучания. В вокальном творчестве народов Сибири и Крайнего Севера - сложная система стилей и направлений. Это наследие назвали горловым пением европейцы. Сами же мастера-горловики скажут, что между чукотским похрипом, алтайским каем, тувинским хоомеем, башкирским узляу и якутским кылысахом так же мало общего, как между «Битлз» и Марией Каллас. Есть горловые песни со словами, а есть чистые подражания звукам природы без вербальной составляющей. Некоторые мелодии можно перевести в ноты, другие практически не поддаются нотной записи. Есть песни, выученные исполнителями раз и навсегда, и песни-импровизации. В одной только Туве выделяют четыре основных стиля горлового пения и более десятка подстилей. «Согласно данным экспериментов, проводившихся в США в госпитале им. Рузвельта в 1995 году, горловое пение тувинцев настолько специфично, что не дает права на корректное сопоставление с другими доселе известными формами сольного двухголосия» , - говорится на сайте тувинского Международного научного центра «Хоомей».

Чукотский похрип исполняют Зоя Тагрина, Светлана Дашина и Олег Ныпевги

Вместо гитары

Как отзвук первобытного искусства, горловое пение существует в тесной связи с танцем, обрядом, игрой на инструментах. Например, у чукчей певец не просто изображает голосом оленя или чайку, а исполняет ритуальный танец, все движения которого строго соотносятся со звуками. У коренных народов Камчатки и Чукотки принято сочинять и дарить песни по всем важным поводам. Младенцу личную песню сочиняют родители. Позже человек придумывает личные песни сам, заучивает родовые песни и песни своих предков. Шаманы сочиняют песни для календарных праздников и по случаю знаковых событий. Исполняется все это не только горловым способом, но и вполне привычным для европейского уха певческим звуком. Практически у всех народов горловой «проигрыш» может совпадать с инструментальной частью произведения или даже заменять ее. Чаще всего горловое пение чередуется с «обычным», а также звучит во всевозможных комбинациях с национальными инструментами - ударными, струнными, язычковыми.

Танец-песню чаек исполняет корякский фольклорный ансамбль «Ангт»

Горловое пение как национальная идея

Мировой столицей горловиков считается Тува. По-тувински горловое пение называют хоомеем, такое же название носит один из четырех главных стилей. Обычно профессиональный исполнитель - хоомейжи - владеет одним-двумя стилями, но бывают исключительные случаи, когда человеку подвластны все стили пения. Практически в каждой тувинской семье хотя бы немного поют хоомей. Горловому пению учат мальчиков и девочек дома и в детских музыкальных школах, где классы хоомея - такое же обычное дело, как классы фортепиано или скрипки. В столице республики, Кызыле, работает Международный научный центр «Хоомей», проводятся многочисленные конкурсы горлового пения. Современный педагог Ангыр-оол Хертек пишет: «Самое главное наставление предков - найти свой стиль и идти своей дорогой не торопясь, научиться правильному естественному дыханию при исполнении. Хоомейист обязан знать границы своих возможностей. Если хоомей измерять и учить по канонам современной музыки, по нотным знакам, то исчезнет свободный полет исполнительства, неповторимость хоомея. Не хоомей принадлежит нам, а мы, исполнители, принадлежим хоомею. Не нас слушают, а преклоняются и восхваляют хоомей» .

Заслуженный артист России народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар и ансамбль «Эртине»

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Горловое пение – это по-настоящему уникальное явление, так распространенное в сердце Азии: Монголии, Казахстане, на Алтае, в российских республиках Бурятия и Калмыкия. Но его негласным мировым центром считается Тува.

Горловое пение тувинцев особенное, оно имеет неповторимые мотивы, которые взывают к воссоединению с природой.

Сегодняшняя статья поведает, какими особенностями обладает этот вид искусства в Туве, какие он имеет стили, что нужно сделать, чтобы стать хорошим певцом, а также познакомит с выдающимися горловиками, которыми может гордиться республика.

Что же, начнем — впереди много интересного!

В чем его особенность

Назвать горловое пение искусством не будет преувеличением, ведь нужно обладать недюжинным талантом, чтобы извлечь из себя две, а то и три ноты одновременно, что создаст впечатление многоголосного исполнения. Такое бессловесное пение вызывает у европейских людей удивление и восхищение.

В то же время тувинцы отлично изучили музыкальное мастерство. Они вдыхают в легкие как можно больше воздуха, а затем, управляя диафрагмой, выдыхают его так, что в результате звуки слагаются в музыку, похожую на хрипы или гудки. Каждый цикл дыхания – новая гамма неповторимых звуков.

Пение тувинцев отличается от музыки, например, калмыков или бурят. Оно передает менталитет народа, его безграничную любовь к природе, окружающему миру. Появляющимися многообразными звуками они копируют звуки мира, подражают завываниям ветра, кличу домашних и диких животных, как бы вживаясь в их роль.

Такое пение в общеупотребительном смысле называют «хоомей». Этим же термином называют один из пяти стилей тувинских горловиков – их, в свою очередь, величают «хоомейжи». Члены любой тувинской семьи хоть сколько-нибудь знакомы с техниками горловой музыки.

Первыми хоомейжи можно назвать охотников и шаманов. Первые издаваемыми звуками подражали животным для привлечения добычи. Сегодня они являют собой хранителей древнего искусства, выражают народные, фольклорные ценности и пользуются общепризнанной любовью.

Это неспроста, ведь начинаешь слушать их музыку, и не веришь, что такое подвластно человеку.


Стили

К традиционным стилям хоомей можно отнести:

  • Каргыраа

Стиль восходит к началу времен владения верблюдами. Звук, исходящий из горла, имитирует звуки, издаваемые самкой верблюда.

  • Хоомей

Гудящие звуки из глотки, носоглотки, гортани, обладают очень низкой частотой. Хоомей часто не нуждается в сопутствующих словах или стихах, иногда сопровождается колыбельной.

  • Сыгыт

Звуки, схожие со свистом, плачем, завыванием, стоном. Часто используются при погребении и поминальных службах.

  • Эзенгилээр

Ритмичная мелодия, подражающая стукам стремени о седло при лошадиных скачках, так знакомая наездникам.

  • Борбаннадыр

Еще один стиль, отличающийся бойким ритмом и похожий на перекатывание предметов круглой и шарообразной формы.


Кроме основных распространены другие специфические виды и подвиды:

  • думчуктаар;
  • хоректээр – «петь грудью», что лучше всего характеризует горловую мелодию Тувы;
  • даг каргыраазы – горный каргыраа;
  • хову каргыраазы – степной каргыраа;
  • буга хоомей– хоомей быка

и другие – всего их насчитывается более пятидесяти.

Современные певцы обычно обладают одним-двумя стилями хоомей, хотя встречаются уникумы, которые способны воспроизводить почти все из них.

Обучение

В музыкальных школах Тувинской республики наряду с направлениями фортепиано, баяна, аккордеона, скрипки есть направление национального горлового пения. Что интересно, оно пользуется большой популярностью.


Тувинцы с трепетом, с благоговением относятся к своему культурному наследию, поэтому мальчишки и девчонки с превеликой радостью выбирают классы хоомей.

Крупнейший научный центр международного масштаба, который носит одноименное название «Хоомей», находится в Кызыле.

Здесь опытные преподаватели учат техникам владения собственным голосом, помогают обрести собственное, ни на что не похожее звучание. Тут же берут начало региональные и международные конкурсы, фестивали.

  • Практиковаться в правильном дыхании, которое выполняется естественно, без принуждения.
  • Найти собственное звучание.
  • Постоянно расширять границы возможного.
  • Не зацикливаться на каноничности, общих правилах.
  • Беспрерывно тренироваться.


Посвятить себя горловому пению могут далеко не все. Существует ряд противопоказаний для занятия этим видом искусства, в основном медицинские:

  • беременность и период кормления;
  • повышенное давление;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • язвы;
  • болезни легких;
  • глазные заболевания.

Горловое пение в лицах

Фанаты хоомея любят его за то, что тот помогает отвлечься от мирских суетных дел, как бы возвращая в сердце природы, ведь настоящие знатоки своего дела умеют стать ручьем, ветром, птицей, быком, о чем говорят выдыхаемые мелодии.

Таких мастеров сегодня всего около сотни, что подтверждает мысль об уникальности и запредельности их возможностей. Самые яркие представители встречаются на одной сцене в рамках фестиваля «Хоомей в центре Азии», информация о котором публикуется ежегодно летом.


В число лучших представителей искусства входят певцы, стиль и манера исполнения которых очень отличается друг от друга:

  • Максим Дакпай;
  • Геннадий Тумат;
  • Ооржак Хунаштар оол;
  • Ак оол Кара-Сала;
  • Алдын оол Севек;
  • Кайгал оол Ховалыг;
  • Ондар Конгар оол.

К известнейшим группам можно отнести:

  • «Алаш»;
  • Чиргилчин»;
  • «Тыва Кызы»;
  • «Хуун-Хуур-Ту».


Тувинский ансамбль Алаш

Последние успели выйти на международную арену и стать популярными благодаря работе в голливудских картинах кинокомпании «Columbia Pictures», например, в фильме «Джеронимо – американская легенда».

Как мы уже сказали выше, горловое пение распространено и в других регионах России. Почитать об этом явлении у бурят можно в .

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны, если вы поддержите блог, поделившись ссылкой на эту статью со своими друзьями в социальных сетях!