Город хаджи тархан. Городище "Хаджи-Тархан"

Xacitarxan, Хаҗитархан ) - средневековый город Золотой Орды , располагавшийся в устье Волги . Известен так же под названием Астархан .

Город возник примерно в начале XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Впервые документально город упомянут арабским путешественником в 1333 годe под именем Хаджи-Тархан (где Хаджи , судя по всему - титул правителя города, а Тархан - грамота).

Немного позже флорентийский купец Франческо Пелаготти в своих записках о путешествии в Сарай-Бату называет город находящийся в устье Волги - Астархан. А побывавший в XIV веке в городе венецианец Амвросий Контарини по своему услышал его название и пишет уже об Астрахани.

«Город Астрахань принадлежит трем братьям; они сыновья родного брата главного хана (Ахмеда), правящего в настоящее время татарами, которые живут в степях Черкесии и около Таны. Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани , но летом они поступают так же, как и остальные татары Правитель Астрахани, по имени Касим-хан…»

Происхождение названия города Ас-Тархан связывают с основателями города - сарматским племенем асов . Согласно этой версии, Асы, за боевые заслуги получили от Батыя (Бату-хана) грамоту - тархан , дававшую значительные привилегии (вольности) городу Асов. А появление второго наименования города Хаджи-Тархан связывается с именем святого паломника из Мекки поселившегося в городе. Кроме того существуют и несколько поэтических легенд о возникновении города связанных с любимой дочерью хана - Астрой , и даже с городом царя-дракона - Аджидаара .

Находясь на пересечении торговых путей город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . Основным строительным материалом был камыш и глина. Основной ремесленной сферой: гончарное, кузнечное и медное производство.

В 1547 году город был захвачен крымским ханом Сахибом I Гиреем . Хан Дервиш-Али был вынужден бежать к своему союзнику Ивану Грозному. В 1554 году Иван Грозный практически без боя захватил город и посадил на престол своего данника Дервиш-Али. В результате предательства Дервиш-Али в

Примечания

1 В кн.: Хлебников В. Собрание произведений. Т. 1. Л . 1928. С. 313.
2 В кн.: Хлебников В. Избранные стихотворения. М . 1936. С. 481-482; Хлебников В. Стихотворения и поэмы. Л. 1960. С. 383. В.А. Никонов в «Кратком топонимическом словаре» (М . 1966. С. 34) дает иные старинные формы названия Астрахани, „сохранившиеся в средневековой письменности”: ‘Адъяж-Тархань’ и ‘Хаджи-Тархань’. Одну из них, как видим, почти точно повторяет название поэмы Хлебникова.
3 Парнис А. В. Хлебников в революционном Гиляне. (Новые материалы) // Народы Азии и Африки. 1967. № 5. С. 164.
4 В современных тюркоязычных литературах слово ‘тархан’ (‘тархон’) употребляется как архаичное именно в этом смысле. См.: Краткий словарь к произведениям узбекской классической литературы. Ташкент. 1953. С. 331. См. также: Краткий топонимический словарь, с. 34.
5 Святополк-Мирский Д. Годовщины. Париж: Версты . 1928. № 3. С. 146.
6 Изборник, с. 199.
7 Там же, с. 201, 203.
8 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VIII. Спб . 1852. С. 230, 231.
9 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. Т. 6. М . 1963. С. 483.
10 Согласно современным данным, „Тмуторокань находилась в районе нынешней Тамани, на северном берегу Черного моря” (Изборник, с. 718). Таким образом, более верна догадка Карамзина, полагавшего, что ассоциация “Астрахань — Тмуторокань” основывалась „на сходстве имени”.
11 Подробнее об этом — ниже.
12 Лощиц Ю., Турбин В. Указ. ст., с. 151.
13 При делении России на губернии Астрахань вошла в состав Казанской губернии (1708); Астрахань и Казань составляли в глазах современников и историков некое единство. Так, у С.М. Соловьева: „Приобретение Казани и Астрахани должно было усилить торговлю с Востоком” (История России с древнейших времен. Кн. IV. Т. 7. С. 50). Именно с этой точки зрения “объединяет” их Хлебников.
14 Пушкин А.С. Т. IV. С. 274.
15 Там же, с. 275.
16 Там же, с. 277.
17 Там же, т. III, с. 76.
18 Дульский П. Памятники казанской старины. Казань . 1914. С. 20.
19 Пушкин А.С. Т. IV. С. 275.
20 Там же, с. 274.
21 Там же, с. 276.
22 Там же, с. 275.
23 Там же, с. 274.
24 Там же, с 275.
25 Там же, с. 274.
26 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IX. С. 470.
27 Там же, с. 129.
28 Там же, т. X. с. 66-67.
29 Пушкин А.С. Т. IV. С. 274.
30 Там же.
31 Xлебников В. Неизданные произведения, с. 366. Ср. с поздними аналогичными высказываниями: Астрахань разлюбил (1914) (V, 303); Это только хитрый торгашеский город (1915); Теперь ‹я› в проклинаемом мною городе моих великих? предков (т.е. Астрахани) (1917) — Неизданные произведения, с. 379, 383.
32 Пушкин А.С. Т. III. С. 259.
33 Пушкин А.С. Т. IV. С. 184.
34 М. Фасмер в своем «Русском этимологическом словаре» относит это древнее название Волги к записям Птолемея. См.: Vasmer M . Russisches Etymologisches Worterbuch. Bd. I. Heidelberg , 1953, S. 217.
35 Мотив сходства еще более отчетливо звучал в зачеркнутом варианте стиха: Конец реки — второй Египет. ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 3.
36 Ср. в более позднем «Азы из Узы» (1920): И африканский зной в стране морозов (5, 30).
37 Пушкин А.С. Т. III. С. 112.
38 Пушкин А.С. Т. V. С. 14.
39 Там же, с. 175.
40 Магия пушкинского стиля в духе „фламандской школы” и особенно стилистики «Евгения Онегина», по-видимому, сильно воздействовала на Хлебникова в пору написания «Хаджи-Тархана». Приведем отрывок, в котором последние пять стихов были зачеркнуты и не вошли в канонический текст поэмы, возможно, именно из-за своего “пушкинского” звучания:

И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей.
Мелькает юная татарка,
Проходит сонный армянин,
И сквозь окно сверкает чарка,
Пылает взгляд красавиц жарко,
‹Глаза блистают знойно, жарко›.
То вечеряет семьянин.

(ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 1. об. Без предпоследнего стиха — в примечаниях Н. Степанова // Хлебников В. Собр. произв. Т. 1. С. 313). По стилю это весьма близко к XXXV строфе 1-й главы «Онегина»: „А Петербург неугомонный / Уж барабаном пробужден. / Встает купец, идет разносчик, / На биржу тянется извозчик. / С кувшином охтинка спешит... / Открыты ставни...” и т.д. (Пушкин А.С. Т. V, с. 21). Еще ближе подобная поэтика «Хаджи-Тархана» к стилю «Отрывков из путешествия Онегина»: хлебниковская Астрахань приводит на память пушкинскую Одессу: „Я жил тогда в Одессе пыльной... / Там хлопотливо торг обильной / Свои подъемлет паруса... / Все блещет югом и пестреет / Разнообразностью живой... / Ходит гордый славянин, / Француз, испанец, армянин...” (там же, с. 175). Стилевое сходство подкреплено общими лексемами (“торговлей” — “торг”); приемом перечисления субъектных признаков (“купец”, “разносчик”, “славянин, француз, испанец, армянин”; “татарка”, “армянин”); динамичными глаголами движения, создающими живую человеческую панораму разнородного, разноязычного города; сходным сочетанием общего плана (Петербург, Одесса, Астрахань) с “мизансценами” детального приближения — взглядом сквозь окно (Хлебников) и „открытые ставни” (Пушкин).
Подобные стилевые тенденции автора «Хаджи-Тархана», естественно, спонтанны; однако они свидетельствуют о том, что стрелка его компаса всегда указывала на пушкинское направление художественных, а главное — общедуховных поисков Хлебникова.
41 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. III. M.; Л. 1960. С. 136.
Хотя стихотворение «Ты помнишь? В нашей бухте сонной...», откуда взяты эти строки, датировано 1914 годом, цитированное четверостишие было набросано Блоком в 1911 г. (там же, с. 545), примерно, тогда же, когда создавался «Хаджи-Тархан», опубликованный в 1913 г. Таким образом, хотя поражает удивительное сходство сопоставляемых отрывков (общий ход мысли; единая образная система: нож (меч) — пылинка — образ далекой экзотической страны; озабоченность судьбами России) — ясно, что создавались они абсолютно независимо друг от друга. Тем не менее типологические корни подобного сходства несомненны. Это — одно из тех “случайных” совпадений, в которых остро выражены необходимые закономерности художественного сознания поэтов пушкинского племени — великих Протеев России.
42 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 27. С. 241.
43 Ronald Vroon. Velimir Chlebnikov’s «Chadzi-Tarchan» and the lomonosovian tradition. — Russian literature, Amsterdam , 1981, N IX, p. 116-117.
44 См.: Мушкатеров Н.В. Антифеодальные восстания в Астрахани в XVII-XVIII веках. Астрахань . 1958.
45 ЦГАЛИ, ф. 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 4.
46 Якобсон Р. Новейшая русская поэма. Набросок первый. Прага . 1921. С. 28. Термин „нанизывание” впоследствии использован И. Поступальским (Новый мир. 1929. № 12. С 239), В. Марковым (The longer poem’s of Velimir Khlebnikov. — Berkeley. — Los Angeles , 1962, 220), самим Р. Врооном (Указ. соч., с. 108).
47 Мирский С. Указ. соч., с. 34.
48 Так же.
49 Там же, с. 35.
50 Там же.
51 Там же, с. 33. Тот факт, что Хлебников под немцами подразумевал именно “бироновщину”, подтверждается не только именами Ломоносова и Волынского, вводящими нас в конкретно-исторические обстоятельства послепетровской эпохи, но и образом Бирона, оставшимся в рукописном варианте поэмы, в контурах “бироновского” Петербурга: ‹...› Где стая носится ворон ‹...› Здесь вечно скорбен сам Бирон (ЦГАЛИ, ф, 527, оп. 1, ед. хр. 1, л. 5). В упоминавшейся статье Р. Вроона последний стих прочтен неточно, что приводит к бессмыслице: “Здесь вечно скорбен слог Бирон” (Указ. соч., с. 120).
52 „‹...›У нас было свое особое предназначение. Это Россия, ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру ‹...›” (Пушкин А.С. Т. X, с. 688 // Пер. с фр.).

Реферат на тему:

Хаджи-Тархан



Хаджи-Тархан или Аждархан (тат. Xacitarxan, Хаҗитархан ) - средневековый город Золотой Орды, располагавшийся в устье Волги. Известен также под названием Астархан .

Город возник примерно в начале XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани. Впервые документально город упомянут арабским путешественником Мухаммедом Ибн-Баттутой в 1333 годe под именем Хаджи-Тархан (где Хаджи , судя по всему - титул правителя города, а Тархан - грамота).

Немного позже флорентийский купец Франческо Пелаготти в своих записках о путешествии в Сарай-Бату называет город находящийся в устье Волги - Астархан. А побывавший в XIV веке в городе венецианец Амвросий Контарини по своему услышал его название и пишет уже об Астрахани.

«Город Астрахань принадлежит трем братьям; они сыновья родного брата главного хана (Ахмеда), правящего в настоящее время татарами, которые живут в степях Черкесии и около Таны. Летом из-за жары они уходят к пределам России в поисках прохлады и травы. Зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани , но летом они поступают так же, как и остальные татары Правитель Астрахани, по имени Касим-хан…»

Происхождение названия города Ас-Тархан связывают с основателями города - сарматским племенем асов. Согласно этой версии, Асы, за боевые заслуги получили от Батыя (Бату-хана) грамоту - тархан , дававшую значительные привилегии (вольности) городу Асов. А появление второго наименования города Хаджи-Тархан связывается с именем святого паломника из Мекки поселившегося в городе. Кроме того существуют и несколько поэтических легенд о возникновении города связанных с любимой дочерью хана - Астрой , и даже с городом царя-дракона - Аджидаара .

Находясь на пересечении торговых путей город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды. Основным строительным материалом был камыш и глина. Основной ремесленной сферой: гончарное, кузнечное и медное производство.

Зимой 1395 года к городу начали подходить войска Тимура. В летописях отмечается, что население для защиты города со стороны Волги из кусков толстого льда выстроило значительную стену, но власти города решили сдать город без боя. Город это не спасло, войска Тимура разграбили и сожгли город до основания.

Астархан (Хаджи-Тархан) был вновь отстроен и стал столицей Астраханского ханства в 1459 году, но былого политического и экономического значения больше не приобрел .

В 1547 году город был захвачен крымским ханом Сахибом I Гиреем. Хан Дервиш-Али был вынужден бежать к своему союзнику Ивану Грозному. В 1554 году Иван Грозный практически без боя захватил город и посадил на престол своего данника Дервиш-Али. В результате предательства Дервиш-Али в 1556 году к городу был послан небольшой отряд русских казаков. Хан вместе с войском бежал, а Хаджи-Тархан был окончательно подчинен Русскому царству. В том же году было решено построить новую русскую Астрахань. Выбранное воеводой Иваном Черемисиновым новое место - бугор Заячий находилось на левом берегу Волги.


Примечания
  1. Пачкалов А.В. Города Нижнего Поволжья в XV в. // Золотоордынская цивилизация. Вып. 1. Казань, 2008.

Ссылки

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 07:12:38
Категории:

В разное время и в разных исторических источниках встречаются также названия Астархан , Аждархан , Гинтархань , Цитрахань , Азторокань .

Город
Хаджи-Тархан
тат. Xacitarxan, Хаҗитархан
46°27′50″ с. ш. 47°58′11″ в. д. H G Я O L
Область Поволжье
Основан XIII век
Первое упоминание 1333
Название городища Шареный бугор

О времени возникновения и месте расположения

Город возник примерно в середине - второй половине XIII века на высоком бугре правого берега Волги в 12-ти километрах северней современной Астрахани . Существует предположение, что время основания города относится к 1250-м годам. М. Г. Сафаргалиев полагал, что основание города произошло именно в это время, когда «правящая верхушка Золотой Орды приняла новую религию - ислам, и мусульманское духовенство стало получать от ханов различные привилегии» . Во всяком случае, Гильом де Рубрук , который проезжал через дельту Волги в 1254 году , упоминает о существовании на западном берегу реки «Итилии» посёлка, который служил зимней ставкой сыну Бату Сартаку , и в котором по распоряжению хана построили церковь . Однако, на городище Хаджи-Тархана не найдено слоев XIII века и современники не упоминают Хаджи-Тархан в XIII веке. В связи с этим А.В. Пачкалов связывает появление города с началом XIV века . Согласно общепризнанной точке зрения, первое упоминание в письменных источниках Хаджи-Тархана, осенней резиденции хана Золотой Орды , встречается в записках арабского путешественника , который посетил этот город вместе с Узбек-ханом в 1333 году .

Мы отправились в путь с султаном и со ставкою и прибыли к городу Хаджитархану (Астрахани) … Это один из лучших городов, с большими базарами, построенный на реке Итиле, которая одна из больших рек мира. Султан остаётся здесь до тех пор, пока усиливается стужа и эта река замерзает. Замерзают и соединённые с нею воды. Потом он приказывает жителям этого края привезти несколько тысяч возов соломы, который они кладут на лёд, сплотившийся на реке. По этой реке и соединённым с нею водам ездят в арбах на расстоянии 3 дней пути. Часто по ней проходят караваны, несмотря на конец зимней стужи, но при этом тонут и погибают

Средневековые карты помещают Хаджи-Тархан на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани. Анонимная карта года содержит надпись « Ажитархан» в дельте Волги. На карте венецианцев Франциска и Доминика Пицигани (1367), указан город Хаджи-Тархан на правобережье Волги, в уделе, занимаемом Хаджи-Черкесом , но его кочевой лагерь находился значительно выше города и обозначен на карте именем «Casade Gercasi». Город Хаджи-тархан обозначен также на карте космографа фра Мауро (1459), вместе со Старым и Новым Сараями . Флорентийский купец Франческо Пеголотти (англ.) русск. в труде 40-х гг. XIV в. «Pratica della mercatura (англ.) русск. » сообщает, что «от Джиттаркана в Сарай будет день пути по реке» .

Археология

Остатки города Хаджи-Тархана фиксируются археологически на городище «Шареный бугор » (на территории нынешнего посёлка АЦКК, в черте г. Астрахани). Остатки пригородных усадеб располагаются вдоль правого берега Волги от станции Трусово до посёлка Стрелецкое. В 1966 году , накануне строительства Астраханского целлюлозно-картонного комбината, были проведены первые серьёзные и масштабные археологические раскопки под руководством А. М. Мандельштама. Был обнаружен целый квартал жилищ - землянок, производственных сооружений - гончарных горнов и кладбище, которые находились на окраине золотоордынского города. В 1984 году в 3 км к востоку от центральной части городища астраханским археологом В. В. Плаховым был раскопан комплекс усадьбы, состоящей из центрального многокомнатного дома и четырёх землянок, существовавший в XIV - вв. Археологические разведки, проводившиеся с охранными целями в -х годах, выявили большое количество поселений-спутников Хаджи-Тархана, загородных усадеб и сельских поселений, входивших в его ближнюю округу. Однако сам город, к сожалению, на настоящий момент не сохранился - большая часть культурного слоя либо осыпалась в реку в результате размывания берега, либо была застроена при возведении АЦКК с жилым микрорайоном и посёлка Стрелецкое. В музейных коллекциях Астрахани , Москвы , Санкт-Петербурга , Саратова , Волгограда и многих других городов хранятся десятки тысяч археологических находок, обнаруженных на территории Хаджи-Тархана - это и монеты, и фрагменты керамики, и изразцы, и железные предметы - оружие и орудия труда, и многое другое .

Город в эпоху Золотой Орды

Находясь на пересечении торговых путей, город достаточно быстро стал центром торговли Золотой Орды . В XIII -XIV веках Хаджи-Тархан был крупным узлом транзитной торговли на караванном пути Восток - Запад. Караваны с восточными товарами прибывали сюда из Сарая и отправлялись дальше по двум направлениям: на юг - в предкавказские степи и через Дербентский проход в Закавказье и на запад - в Азак , где их ждали венецианские и генуэзские купцы. Иосафато Барбаро особо отмечает, что все специи и шёлк поступали в XIV веке в Азак и находившуюся здесь итальянскую торговую колонию через Хаджи-Тархан. Город был выстроен из обожжённого и сырцового кирпича. Судя по материалам раскопок, в городе были развиты гончарное производство, металлообработка и ювелирное ремесло.

Город в эпоху Астраханского ханства

Хаджи-Тархан был вновь отстроен и в 1459 году стал столицей Астраханского ханства , но былого политического и экономического значения больше не приобрёл . Побывавший в XV веке в Хаджи-Тархане венецианец Амвросий Контарини пишет о явных следах упадка города; «домов там мало, и они глинобитные, но город защищён низкой каменной стеной; видно, что совсем недавно в нём ещё были хорошие здания» . Далее он пишет:

«Тархан значит у них (у татар) место, изъятое от податей… Город этот получил название своё от тюркского хаджи (паломника), одного из благочестивцев, появившегося в этом месте. Султан отдал ему это место беспошлинно, и оно стало деревней; потом оно увеличилось и сделалось городом» .

Эту версию происхождения названия города пересказывали и В. Н. Татищев, и С. Г. Гмелин, услышав её от астраханских татар. Встречается эта версия и позднее - в исторических записках XIX века, будучи записанной со слов местных религиозных авторитетов .

В современной исторической науке именно данная версия считается единственной обоснованной, поскольку существует материальное свидетельство - большое количество золотоордынских монет XIV-XV веков, обнаруженных как на территории городища Шареный бугор , так и на других золотоордынских городищах, на которых чётко читается место чеканки - «город Хаджи-Тархан». Название этого золотоордынского города разные путешественники и послы огласовывали по-разному, поскольку говорили на разных языках и приспосабливали их к незнакомому звучанию. По этой причине названия Хаджи-Тархан , Гаджи-Тархань , Гинтрахань , Цытрахань , Цитархан , Аджи Дархан , Адяш Тархан , Аштар-хан , Ас-Тархан , Дастархан , Астороrань и др. - это всё названия одного и того же города.