Гоулман эмоциональный интеллект скачать epub. «Эмоциональный интеллект

Сен 26, 2017

Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ Дэниел Гоулман

(Пока оценок нет)

Название: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ
Автор: Дэниел Гоулман
Год: 2013
Жанр: Общая психология, Социальная психология, Зарубежная психология

О книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Дэниел Гоулман – это признанный всем миром эксперт в области психологии. Именно на его счету числится выведение такого понятия, как «эмоциональный интеллект». Издав книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» еще в 1995 году, она до сих пор остается бестселлером, а также путеводителем для многих. Автор рассказывает, что кроме того интеллекта, о котором принято говорить в широких кругах, существует другой – эмоциональный. О нем мало кто знает, немногие и желают разобраться, но именно он отыгрывает решающую роль в большинстве жизненных ситуаций.

Эмоциональный интеллект играет весомую роль во всех жизненных сферах, включая наиболее важные: семью и работу. Дэниел Гоулман отвечает на множество вопросов, которые мучают читателей. Что это такое? Как его обнаружить и измерить? В чем разница между «обычным» интеллектом и «эмоциональным»? Почему так важно уметь контролировать себя и руководить своими эмоциями? Как выгодно использовать свои эмоциональные всплески? Как быстрее справляться с эмоциями, которые вам не нравятся и от которых хочется скорее избавиться?

С момента написания книга «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» была переведена более чем на 40 языков, а количество продаж только в США перевалило за 5 миллионов. В ней раскрываются различные проявления эмоционального интеллекта, которые писались с реальных людей, а также с личной жизни автора. Анализ данного понятия и его проявлений указывает на то, что люди, обладающие эмоциональным интеллектом, нередко бывают гораздо более успешными, нежели просто умные и интеллектуально развитые личности. Почему это так, и является ли это закономерностью?

Дэниел Гоулман поведает читателю о том, зачем вообще человеку нужны эмоции и почему они занимают важную часть жизни. Покажет примеры, когда властные, умные люди, занимающие высокие должности, совершают поступки абсолютно опрометчивые и даже глупые. Неужели это случайность? Или эмоциональный интеллект все же берет свое? Благодаря книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» читатель познает себя еще лучше и глубже. Узнает, как избавиться от психических травм, а также как самостоятельно руководить своим темпераментом, не поддаваясь на его провокации. Книга станет очень полезной как для личного развития, так и для родителей и всей семьи.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» Дэниел Гоулман

Люди с высокими коэффициентами умственного развития оказываются ошеломляюще плохими лоцманами своей частной жизни.

Самым ранним предупредительным сигналом, что брак находится в опасности, является, как установил Готтман, грубая критика.

Именно сочетание умеренного таланта и способности продолжать двигаться к цели перед лицом поражения ведет к успеху.

Существует теория, что эмоционально здоровые младенцы научаются успокаивать себя, повторяя действия тех, кто за ними ухаживает, что делает их менее уязвимыми к всплескам активности эмоционального мозга.

Нежелание мужчин разрешать проблемы взаимоотношений в семье, несомненно, является результатом их неумения угадывать эмоциональное состояние по выражению лица.

Если ты сумел облечь в слова то, что ты чувствовал, значит, это твое.

Высшие ценности человеческой души - вера, надежда, преданность, любовь - полностью отсутствуют при холодном когнитивном отношении. Эмоции обогащают, и без них модель ума опресняется.

Рациональность направляется чувством, которое может ее и затопить.

Каждую неделю H&F читает одну бизнес-книгу и выбирает из неё интересные отрывки. На этот раз мы прочитали книгу американского психолога Дэниела Гоулмана, посвящённую проблеме использования эмоционального интеллекта в бизнесе. В 500-страничном труде Гоулман доказывает, что высокого интеллекта и профессиональных навыков недостаточно, чтобы быть по-настоящему хорошим руководителем. Для этого нужен ещё эмоциональный интеллект, который помогает прислушиваться к своему внутреннему голосу. Мы выбрали несколько полезных советов о том, как его развить.

Эмоциональный интеллект определяет, насколько мы способны усвоить практические навыки, которые базируются на пяти составляющих: самоосознании, мотивации, саморегуляции, эмпатии и искусстве поддерживать отношения . Наша эмоциональная компетентность показывает, насколько полно мы преобразовали этот потенциал в способности, необходимые на работе. Например, умение хорошо обслуживать клиентов представляет собой эмоциональную компетенцию, основанную на эмпатии. Точно так же надёжность - это компетенция, в основе которой лежит саморегуляция или умение полностью справляться со своими побуждениями и эмоциями.

Особенно важную роль эмоциональная компетентность играет в лидерстве - качестве, суть которого заключается в умении заставить других людей выполнять свою работу более эффективно. Неспособность лидеров к поддержанию межличностных отношений снижает производительность труда всех участников группы. Она приводит к напрасной трате времени, создаёт конфликтную атмосферу, подрывает мотивацию и приверженность работе, провоцирует враждебность и безразличие.

Мерой силы или слабости эмоциональной компетентности лидера является степень умения максимально раскрывать таланты людей, которыми он руководит. Владение ситуацией, связанной с проявлением эмоций, требует умения улаживать конфликты: способности быстро внушать доверие, достигать взаимопонимания, внимательно слушать, аргументированно убеждать и склонять собеседника к принятию совета. Вам необходимы такие способности, как самоосознание, понимание точки зрения других людей, ощущение присутствия. И тогда за столом переговоров вы будете именно тем человеком, которому все готовы доверять.

Берите пример с лучших

Между успешными руководителями и неуспешными чётко прослеживаются определённые различия.

Самоконтроль : несостоятельные плохо справлялись с затруднительными ситуациями, легко поддавались переменам настроения и были склонны к вспышкам гнева. Удачливые, напротив, при любых стрессах прекрасно владели собой, оставаясь спокойными, уверенными в себе и к тому же надёжными в самые критические моменты.

Обязательность : группа несостоятельных реагировала на критику или неудачу переходом к обороне, начиная отпираться, выкручиваться или обвинять других. Успешные, взяв на себя ответственность, признавали собственные ошибки и неудачи, предпринимали какие-то действия, чтобы разрешить проблемы. Они всегда шли вперёд, не зацикливаясь на своих промахах.

Надёжность : неудачники, как правило, были чрезмерно амбициозны и не стеснялись вырываться вперёд за счёт других. Удачливые отличались исключительной честностью, проявляли неусыпную заботу о нуждах своих подчинённых и коллег, усердно принимались за исполнение насущной задачи. Причём отдавали всему этому явное предпочтение, вместо того чтобы любым способом произвести впечатление на своего босса.

Социальные навыки : неудачникам недоставало эмпатии и чуткости, поэтому они чаще бывали резкими или бесцеремонными, внушая страх подчинённым. И хотя при необходимости они умели расположить к себе собеседников, демонстрируя озабоченность делами других, было очевидно, что обаяние для них - лишь средство манипулировать окружающими. Удачливым было не занимать эмпатии и чуткости, они проявляли такт и внимание, погружаясь в дела других людей, будь то начальники или подчинённые.

Установление связей и использование непохожести людей как средства для достижения цели: бесчувственность и манипулятивная манера поведения группы неудачников оборачивались неспособностью создать надёжную систему отношений взаимовыгодного сотрудничества. Удачливые, лучше понимая ценность непохожести, способны ладить с самыми разными людьми.

Развивайте интуицию

Заведующие отделами кредитования должны предчувствовать возможное ухудшение дел, даже если с цифрами пока всё в полном порядке. Администраторам приходится заранее решать, стоит ли новая продукция затрат времени и средств, необходимых для её разработки.

Начальникам надо уметь взвешенно подходить к вопросу о том, кто из кандидатов на конкретную должность по своему складу характера лучше всего впишется в рабочую группу. Такого рода ситуации требуют умения включать в процесс принятия решения интуитивное чувство в поисках ответа на вопрос, что правильно, а что - нет.

Удачливые руководители отличались честностью, проявляли заботу о нуждах своих подчинённых и коллег

Интуиция и нутряное чувство свидетельствуют о способности воспринимать сигналы, исходящие из внутреннего хранилища эмоциональной памяти - собственного источника мудрости и рассудительности человека. Эта способность составляет истинную суть самосознания. Эмоциональное осознание начинается с настройки на поток чувств, постоянно присутствующий в каждом из нас. С этого момента мы признаём за такими эмоциями способность формировать то, что воспринимаем, о чём думаем и что делаем.

Это осознание помогает понять, что наши чувства оказывают влияние на тех, с кем мы имеем дело. Финансовым консультантам становится ясно, что их собственные эмоции в общении с клиентами могут перекидываться на них, приводя к лучшему или к худшему результату.

Отложите дела

Наши чувства всегда с нами, но мы почти не прислушиваемся к ним. Как правило, мы узнаём о своих эмоциях, только когда они нарастают и наконец выходят из-под контроля. Но если мы будем внимательны, то сможем ощущать их на более тонких уровнях задолго до момента, как они проявятся с такой силой.

У эмоций собственная программа и расписание. Но в нашей суматошной жизни им не находится ни места, ни эфирного времени - и потому они уходят в подполье. Вся эта напряжённая умственно-психическая деятельность заглушает более тихий внутренний голос, который предлагает руководствоваться ресурсами внутренней уверенности, способными удержать нас на плаву в океане жизни.

Но самоосознание можно культивировать. Эдвард Маккрекен, бывший генеральный директор компании Silicon Graphics, сказал: «В нашей отрасли очень часто случается так, что времени на раздумья не остаётся вообще. Вам приходится проделывать всю предварительную работу, а дальше вы должны полагаться на интуицию, не позволяя разуму вмешиваться в этот процесс». Как же Маккрекену удалось научиться пользоваться своей интуицией? Он предавался размышлениям об этом ежедневно на протяжении 10 лет.

Его подход можно назвать освящённым веками способом расслышать собственный внутренний голос - глубоко скрытый, едва уловимый: прервись, чтобы «ничего не делать». Полезное «ничегонеделание» - не банальная возможность увильнуть от работы. Это ценная способность перестать убивать время, растрачивая его попусту, скажем, сидя у телевизора или, что ещё хуже, занимаясь каким-то делом под аккомпанемент работающего телевизора. Просто необходимо отложить на время все другие виды целенаправленной деятельности и заняться тем, что раскроет наше сознание для более глубокого и спокойного восприятия.

Учитесь приспосабливаться

Многим управляющим непросто приспособиться к новой тенденции - распылению ответственности и процесса принятия решений по организации в целом. Поэтому если в наши дни и существует какая-то востребованная компетенция, так это, конечно, приспособляемость.

Чемпионы в этой сфере получают удовольствие от перемен и радуются новациям. Они восприимчивы к новой информации и могут отказаться от старых представлений, приспособившись подобным образом к тому, как им действовать дальше. Они вполне уживаются с ощущением беспокойства, которое часто вызывает всё новое или неизвестное, и готовы рискнуть, переходя на новые методы деятельности.

Приспособляемость требует гибкости, чтобы суметь принять во внимание разные точки зрения на данную ситуацию. А гибкость, в свою очередь, напрямую связана с эмоциональной силой, то есть способностью чувствовать себя комфортно в условиях неопределённости и сохранять спокойствие при встрече с неожиданностями. Другой компетенцией, которая лежит в основе приспособляемости, является уверенность в себе, и такая убеждённость помогает человеку быстро перенастроить свои ответные реакции, безоговорочно бросая всё в ситуации, когда меняется реальность.

Не бойтесь авантюр

Эмоциональный стимул новатора к действию заключается в стремлении найти удовольствие в новизне. Люди с такой профессиональной сноровкой умеют быстро выявлять ключевые задачи и упрощать проблемы, которые подчас кажутся чрезвычайно сложными. Они способны находить оригинальные связи и схемы, на которые другие обычно не обращают внимания.

Дефицит этой компетенции может означать нечто большее, чем простое отсутствие воображения. Люди, у которых риск вызывает дискомфорт, превращаются в критиков и отрицателей. Осторожные, занимающие оборонительную позицию, они могут постоянно высмеивать или подрывать передовые идеи.

в сфере частного предпринимательства слишком большая сдержанность предвещает неудачу

Творческий ум по своей природе слегка недисциплинирован. Между организованным самоконтролем и стремлением к новаторству существует естественная напряжённость. Не то чтобы творческие люди вовсе не владели эмоциями… Нет, более правильно будет сказать, что они охотно поддаются самым разным порывам и совершают больше поступков, чем натуры, менее склонные к авантюризму. В конце концов, именно это и порождает новые возможности. Самоконтроль в смысле соблюдения правил предвещает выдающиеся результаты крупным организациям, особенно тем, где приветствуется бюрократический подход к надлежащему исполнению обязанностей. Но в сфере частного предпринимательства или в творческих профессиях вроде рекламного дела слишком большая сдержанность предвещает неудачу.

Развивайте навык эмоционального присутствия

Эмоционально присутствуя на работе, люди преисполнены внимания и полностью поглощены своей работой - а потому работают, не щадя сил. Они в полной мере реализуют свои творческие идеи, энергию и интуитивные представления во имя общего блага. Окружающие воспринимают их как людей, доступных для диалога и увлечённых своим делом.

Противоположная позиция - психологическое отсутствие - слишком хорошо известна на примере тех людей, которые выполняют свою рутинную работу механически, с очевидной скукой или как-то обособленно. В каком-то смысле они, вполне возможно, и не нашли себя в своей профессии.

Присутствие требует от человека, чтобы «его не выводило из строя беспокойство, чтобы он был открыт, а не закрыт от других», - объяснил Уильям Кан, психолог факультета управления Бостонского университета. Подобное присутствие составляет главный атрибут потока вдохновения: полное внимание или погружение в непосредственно выполняемое задание.

Напротив, врагами присутствия (и потока вдохновения) являются два однотипных недуга - апатия и беспокойство. Полностью присутствуя в той или иной ситуации, мы бываем больше настроены на окружающих нас людей и на требование момента, а потому легко приспосабливаемся к этим требованиям, другими словами - попадаем в струю. Мы можем быть внимательными, забавными или самокритичными, свободно пользуясь любой способностью или умением, которые нужны нам в данный момент.


Жанр:

Описание книги: Эта книга создана одним из самых известных американских психологов. Он говорит о том, что некоторые люди не дооценивают роль эмоций в жизни. А ведь именно благодаря ним мы способны добиваться успехов во многих сферах нашей жизни. Это касается семьи или даже карьеры. В данной книге автору удалось объяснить то, что собой представляет эмоциональный интеллект и какую роль он выполняет в нашей жизни. Многие задаются вопросом по поводу отличий между обычным интеллектом и эмоциональным. И почему люди которые обладают эмоциональным интеллектом добиваются больших успехов. Ответы в данной книге.

В теперешние времена активной борьбы с пиратством, большинство книг в нашей библиотеки имеют только краткие фрагменты для ознакомления, в том числе и книга Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Благодаря чему, вы можете понять, нравится ли вам данная книга и стоит ли вам её вам в дальнейшем приобретать. Таким образом, вы поддерживаете труд писателя Дэниел Гоулман путем легальной покупки книги в случае если вам понравилось её краткое содержание.

Широкое распространение, в том числе в России и странах СНГ, понятие «эмоциональный интеллект» получило именно благодаря работам Дэниэла Гоулмана, который вывел феномен ЭИ за рамки научного сообщества, популяризовал этот конструкт, и впервые сделал акцент на тот значительный вклад, который теория ЭИ может внести в развитие бизнеса, обучение руководителей, рекрутинг, оптимальное распределения персонала, изменение организационной культуры компаний и т.д. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междунар. научно-практ. конф. 26-27 ноября 2004 г., г. Смоленск: В 2 ч. Ч. 1. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2004. С. 22-26.

Научные интересы, царившие во времена обучения Дэниэля Гоулмана на психологическом факультете Гарвардского университета, во многом определили его научную деятельность. Работа с Дэвидом МакКлеландом, который в 1973 году был в группе исследователей, занимающихся вопросом, почему классические тесты познавательного интеллекта мало говорят нам о том, как стать успешным в жизни и карьере, сильно повлияла на научные интересы Д. Гоулмана.

В 1995 была опубликована книга Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект». Именно эта публикация вывела понятие ЭИ за рамки академической науки и привлекла внимание к человеку успешному, прежде всего, в отношениях между людьми, эффективному за счет этого в управлении, и как следствие, в карьерном росте, величине доходов и удовлетворенному жизнью. Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995 Это привлекло всеобщее внимание к роли эмоциональной сферы человека в его жизни и профессиональной деятельности.

Согласно Д. Гоулману эмоциональный интеллект есть «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей». Д. Гоулман рассматривает ЭИ с позиции социального или даже лидерского интеллекта Там же.. Д. Гоулман основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками, образовав так называемую смешанную модель. Конкретная структура эмоционального интеллекта, по Д. Гоулману, включает набор разнокачественных и даже разнонаправленных параметров:

Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием;

Управление эмоциональными состояниями - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными;

Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха;

Способность вступать в удовлетворяющие межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их Goleman D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? -- N.Y.: Bantam Books, 1995.

Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. Так, идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. В то же время одним из аспектов управления эмоциями является способность продуцировать эмоциональные состояния, приводящие к успеху. Эти три способности, обращённые к другим людям, являются детерминантом четвёртой, принципиально важной: входить в контакт и поддерживать хорошие взаимоотношения.

В дальнейшем Д. Гоулман доработал структуру эмоционального интеллекта. В настоящее время она включает две группы навыков, состоящих их двух компонентов:

Личностные навыки, в которые входит самосознание и самоконтроль.

Самосознание: эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций, осознание их воздействия и использование интуиции при принятии решений; точная самооценка: знание своих сильных сторон и пределов возможностей; уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности; самомотивация; настойчивое желание соответствовать высоким внутренним стандартам;

Самоконтроль: обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы; открытость: проявление честности и прямоты; адаптивность: способность подстраиваться под меняющиеся обстоятельства; воля к победе: упорное продвижение к намеченной цели; инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности; оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки, состоящие из социальной чуткости (или, как ее еще называет Гоулман, эмпатии) и собственно социальных навыков.

Социальная чуткость: сопереживание: способность чувствовать и понимать позицию другого человека и умение проявлять участливое отношение к его проблемам; деловая осведомленность: понимание текущих событий и правильное их проецирование на организационную политику и иерархию ответственности; предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных и клиентов;

Социальные навыки: воодушевление: умение вести за собой; влияние: владение тактикой убеждения; наставничество: действенное участие в самосовершенствовании сотрудников, поощрение развития их способностей с помощью отзывов и наставлений; предприимчивость: способность инициировать преобразования и совершенствовать методы управления; миротворчество: умение урегулировать конфликты, разрешать разногласия и достигать консенсуса; сотрудничество: контактность в отношении сослуживцев и умение работать в команде; корпоративность и поддержание сети социальных связей Там же..

Самосознание и самоконтроль определяют, насколько хорошо мы понимаем себя, умеем управлять собой и контролировать свои чувства. Социальная чуткость и управление отношениями отражают нашу способность распознавать эмоции окружающих, управлять ими и на этой основе налаживать отношения с людьми. В каждый момент времени мы через вербальные каналы коммуникации сообщаем друг другу массу сведений о своем психологическом состоянии, тщательно отслеживая реакции других людей, мы начинаем лучше понимать их чувства и более точно можем интерпретировать их мысли и мнения. Это приводит к правильной оценке окружающей социальной обстановки и оптимальному способу реагирования на не, принятию верных решений. По мнению А. И. Дрогобыцкого, подобное общение по эмоциональным каналам позволяет воспринимать чужие переживания напрямую, не пропуская их через фильтры социальных клише, предрассудков и субъективных представлений, что имеет особую значимость Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. С. 301..

Среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, выделяемых Гоулманом, можно обнаружить не только эмоциональные способности, но и волевые качества, характеристики самосознания, социальные умения и навыки. Автор считает, что в успешной управленческой деятельности когнитивной составляющей принадлежит второстепенная роль. Эмоции, считает автор, обладают большей силой при принятии решений в экстремальной ситуации и подчиняют себе мыслительную деятельность Орме Г. Эмоциональное мышление как инст-румент достижения успеха. М: КСП+, 2003. С. 272.

Несомненной и признанной заслугой Д.Гоулмана является стимулирование людей к развитию личностных качеств, способствующих достижению успехов в тех или иных сферах деятельности. Автор впервые вывел теорию эмоционального интеллекта на эмпирический уровень, наглядно продемонстрировал, как она может быть полезна в управленческих структурах.

Д.Гоулманом был разработан тест ECI, замеряющий ЭИ руководителей. В настоящий момент продолжается разработка и проверка надежности и валидности этого теста. На сегодняшний день не существует опубликованных данных о возможности использования опросника в научной деятельности.

эмоциональный интеллект руководитель управленческий

Имя Дэниела Гоулмана обычно связывают с критикой традиционного взгляда на IQ (коэффициент интеллекта). Он обобщил исследования о работе мозга и использовал их для продвижения и популяризации понятия эмоционального интеллекта (ЭИ).

В работе «Эмоциональный интеллект на работе» (1998) Дэниел Гоулман определял эмоциональный интеллект как способность понимать свои чувства и чувства других людей, мотивировать себя и управлять эмоциями в отношениях с собой и другими людьми.

Дэниел Гоулман родился в 1946 году. Окончил Гарвард и там же получил докторскую степень по психологии. Его бестселлер «Эмоциональный интеллект» (ACT, 2008) вышел в 1995 году, а вслед за ним, в 1998-м, последовал труд «Эмоциональный интеллект на работе». Гоулман также долгое время писал статьи по психологии для New York Times.

В настоящее время является президентом компании Emotional Intelligence Services в Садбери, Массачусетс, которая в союзе с Hay Group предлагает курсы по развитию и оценке эмоционального интеллекта. Дэниел Гоулман - сопредседатель Общества по исследованию эмоционального интеллекта при университете Рутгерса. Интерес Гоулмана к ЭИ стал следствием понимания, что высокий IQ - не обязательное условие успеха в жизни.

Дэниел Гоулман указывает на взаимосвязь деловой хватки и ЭИ. Во второй работе он выделил 25 компетенций ЭИ, или черт внешнего поведения и проанализировал, как ЭИ влияет на успех и неудачу.

Основные идеи Дэниела Гоулмана

Эмоциональный интеллект и головной мозг. В «Эмоциональном интеллекте» Гоулман рассказывает о значении эволюции мозга для наших чувств и поведенческих реакций. Он описывает, как в ходе эволюции, длящейся миллионы лет, в человеческом мозге развились три основные зоны.

  • Мозговой ствол - расположен в основании головного мозга и является продолжением спинного мозга. Регулирует физиологические функции и инстинктивные реакции. Самая примитивная часть мозга.
  • Гиппокамп - развился позже мозгового ствола и находится немного выше. Содержит миндалевидное тело, которое в 1980-х годах описал Джозеф Леду. Оно отвечает за эмоциональные реакции на визуальную и прочую информацию. При некоторых обстоятельствах миндалевидное тело способно буквально «захватывать» мозг, беря верх над реакциями человека, прежде чем тот успеет что-то подумать, и заставляет немедленно реагировать. Млекопитающие или люди, которым удалили миндалевидное тело, не испытывают никаких чувств. Оно катализирует импульсивные действия, которые могут пересилить рациональное мышление и способность рассуждать здраво.
  • Новая кора (неокортекс) - большая, хорошо развитая верхняя область головного мозга, которая охватывает центры мышления, памяти и речи.

В ходе эволюции эмоции и мыслительные способности - две основные функции мозга, отвечающие за поведение, - оказались в разных зонах. Кроме того, эмоциональные центры получают информацию раньше, чем мыслительные, и спровоцируют очень быструю и в некоторых ситуациях сильную реакцию. Тогда результаты для человека могут быть катастрофическими.

Пока мы не отдаем себе отчета в ситуации и не контролируем свои чувства, можем допустить неподходящие эмоциональные реакции, которые блокируют рассмотрение других возможностей. Но эмоции имеют и собственную «мудрость», которой мы должны на­учиться пользоваться; особенно это касается интуиции.

Если люди сталкиваются с раздражителями, вызывающими, например, сильный страх, гнев или отчаяние, первый импульс исходит из миндалевидного тела. Пока не подключился интеллект, мозг переходит в режим выживания, стимулируя инстинктивные реакции, которые могут оказаться правильными или же совершенно ошибочными.

Сегодня у нас практически нет необходимости бороться за выживание или избегать опасностей, с какими сталкивался первобытный человек. Но некоторые инстинктивные реакции бывают полезными в определенных обстоятельствах; поэтому мы должны понимать, что примитивная реакция в эмоциональном центре предшествует рациональной оценке и реакции. Эмоциональный интеллект предполагает, что мы его понимаем и умеем использовать, а также контролируем свои реакции.

Структура ЭИ. Чтобы описать функционирование ЭИ, ученый предложил систему из пяти элементов: самоанализ, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки. Каждый из этих элементов имеет определенные особенности.

  • Самоанализ - понимание того, как ваши эмоции влияют на поведение; ориентация на собственные ценности при принятии решений; оценка собственных сил и слабостей и способность учиться на своем опыте (самооценка); уверенность в себе и в своих способностях, ценностях и целях.
  • Саморегуляция - управление настроением; контроль стресса, позитивность и целеустремленность; спокойствие и способность здраво рассуждать под давлением; владение эмоциями; надежность и самообладание.
  • Мотивация - способность получать удовольствие от решения проблем; стремление к достижениям; ответственность; инициативность; оптимизм; личные предпочтения при выборе целей.
  • Эмпатия - способность принимать иную точку зрения; открытость и честность; уход от стереотипов в отношении других людей; знание культуры.
  • Социальные навыки - навыки влияния, например, умение убеждать; умение общаться, в том числе с коллегами; умение слушать, сотрудничать, улаживать конфликты; способность вдохновлять и вести за собой; умение инициировать и управлять изменениями; способность понять чувства других людей.

Дэниел Гоулман утверждает, что люди, обладающие данными характеристиками, с большей вероятностью добиваются успеха на руководящих постах. В качестве примера он приводит данные из различных источников, которые подтверждают, что топ-менеджеры с более высоким уровнем ЭИ работают лучше. И описывает несколько забавных ситуаций, иллюстрирующих проявление ЭИ на рабочем месте.

Опросник по эмоциональным компетенциям. Дэниел Гоулман считает, что ЭИ можно развивать. Для его оценки и развития в сотрудничестве с Hay Group он разработал опросник по эмоциональным компетенциям. В нем пять исходных компонентов ЭИ сведены к четырем.

#1 Самоанализ:

  • понимание собственных чувств и их смысла;
  • реалистичный взгляд на свои преимущества и недостатки;
  • уверенность в себе и своих силах.

#2 Самообладание:

  • контроль эмоций;
  • честность и надежность;
  • гибкость и преданность.

#3 Социальные компетенции:

  • эмпатия, способность воспринимать мысли и точку зрения другого;
  • понимание и чувство групповой динамики и межличностных отношений;
  • ориентация на потребности других, особенно если речь идет о клиенте.

#4 Социальные навыки:

  • помощь другим в их саморазвитии;
  • способность влиять на людей;
  • отличные навыки межличностной коммуникации;
  • способность менять стиль управления;
  • навык решения споров и разногласий;
  • способность укреплять и строить взаимоотношения;
  • навыки групповой работы.

Стили лидерства. Совместно с Hay/McBer Дэниел Гоулман также занимался изучением стилей лидерства. Результаты своих изысканий он представил в 2000 году в Harvard Business Review. Опираясь на ответы 3781 руководителя, ученый пришел к выводу, что лидеры получают наилучшие результаты, используя комбинацию из шести стилей управления, каждый из которых имеет характерные черты и обращается к различным компонентам ЭИ.

  • Понуждающие лидеры требуют постоянного послушания. Они мотивированы, инициируют изменения и стремятся к успеху.
  • Авторитетные лидеры вдохновляют людей стремиться к цели. Они инициируют изменения и обладают навыками эмпатии.
  • Сотрудничающие лидеры строят отношения. Обладают отличными навыками эмпатии и коммуникации.
  • Демократичные лидеры активно поощряют группу к участию в принятии решений. Отличные коммуникаторы, слушатели и переговорщики.
  • Задающие темп лидеры устанавливают высокие стандарты. Инициативны, мотивированны, стремящиеся к успеху.
  • Обучающие лидеры расширяют и развивают способности персонала. Хорошие слушатели, эффективные коммуникаторы и мотиваторы.

Исследователи полагают, что шесть представленных стилей лидерства хороши в различных ситуациях и непосредственно влияют на рабочую атмосферу организации, которая, в свою очередь, определяет ее финансовый результат.

Предположение, что успех в значительной мере зависит от навыков коммуникации, не ново; поэтому ДэниелаГоулмана часто критиковали за то, что известные идеи он преподносит под новым соусом. Гоулман и сам не скрывает истоков своих идей и признает, когда обращается к работам своих коллег. В 2001 году Чарльз Вудруфф проанализировал концепцию ЭИ, предложенную Гоулманом, и подытожил:

  • Дэниел Гоулман противоречит себе, когда пишет, что ЭИ присущ всем и дарован природой, и одновременно утверждает, что эту способность можно развивать;
  • измерение ЭИ на основе опросника нельзя назвать достаточным, особенно с точки зрения надежности;
  • проявление ЭИ или компетенции, предложенные Гоулманом, например, уверенность в себе и лидерство, отнюдь не новы и являются давно изученными факторами высоких достижений.

Независимо от того, насколько обоснована критика, Дэниел Гоулман, несомненно, значительно обогатил теорию менеджмента в вопросах ЭИ. Он использовал несколько довольно сложных идей, связанных с человеческим поведением и биологической эволюцией и перевел их в более простой и понятный вид.

В результате многие люди взяли на вооружение его ключевой принцип: мы можем использовать интеллект, чтобы лучше управлять собственными эмоциями и применять эмоциональную интуицию. Согласитесь, весьма полезная теория для жизни и работы.