Художественная речь, ее специфика. поэтический синтаксис и поэтические фигуры языка

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Синтаксис поэтической речи.
Рубрика (тематическая категория) Литература

Не менее значимой областью исследования выразительных средств является поэтический синтаксис. Изучение поэтического синтаксиса состоит в анализе функций каждого из художественных приемов отбора и последующей группировки лексических элементов в единые синтаксические конструкции. В случае если при исследовании лексики художественного текста в роли анализируемых единиц выступают слова, то при исследовании синтаксиса - предложения и фразы. В случае если при исследовании лексики устанавливаются факты отступления от литературной нормы при отборе слов, а также факты переноса значений слов (слово с переносным значением, т. е. троп, проявляет себя только в контексте, только при смысловом взаимодействии с другим словом), то исследование синтаксиса обязывает не только типологическому рассмотрению синтаксических единств и грамматических связей слов в предложении, но и к выявлению фактов корректировки или даже изменения значения целой фразы при семантическом соотношении ее частей (что обычно происходит в результате применения писателœем т.н. фигур).

"Но что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр.
Размещено на реф.рф
Должно бы сказать: рано поутру - а они пишут: едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба - ах, как всœе это ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее. <...> Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое..." ("О русской прозе")

Следовательно, "блестящие выражения", о которых писал поэт, - а именно лексические "красоты" и разнообразие риторических средств, вообще типов синтаксических конструкций - явление в прозе не обязательное, но возможное. А в стихах - распространенное, потому что собственно эстетическая функция стихотворного текста всœегда значительно оттеняет функцию информативную. Это доказывают примеры из творчества самого Пушкина. Синтаксически краток Пушкин-прозаик:

"Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко". ("Метель")

Напротив, Пушкин-поэт нередко многословен, выстраивает длинные фразы с рядами перифрастических оборотов:

Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженный любимец, Наперсник милых аонид, Почто на арфе златострунной Умолкнул, радости певец? Ужель и ты, мечтатель юный, Расстался с Фебом наконец?

Следует уточнить, что лексические "красоты" и синтаксические "длинноты" необходимы в стихах только тогда, когда они семантически или композиционно мотивированы. Многословность в поэзии может оказаться неоправданной. А в прозе столь же неоправдан лексико-синтаксический минимализм, в случае если он возведен в абсолютную степень:

"Осел надел львиную шкуру, и всœе думали - лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла". ("Осел в львиной шкуре")

Скупые фразы придают этому законченному произведению вид предварительного сюжетного плана. Выбор конструкций эллиптического типа ("и всœе думали - лев"), экономия значимых слов, приводящая к грамматическим нарушениям ("побежал народ и скотина"), наконец, экономия служебных слов ("сбежался народ: исколотили осла") определили излишний схематизм сюжета этой притчи, а потому ослабили ее эстетическое воздействие.

Другой крайностью является переусложнение конструкций, использование многочленных предложений с разными типами логических и грамматических связей, со множеством способов распространения.

В сфере исследований русского языка не существует установившихся представлений о том, какой максимальной длины может достичь русская фраза. Стремление автора к максимальной детализации при описании действий и психических состояний приводит к нарушениям логической связи частей предложения ("она пришла в отчаяние, и на нее стало находить состояние отчаяния").

Исследование поэтического синтаксиса предполагает также оценку фактов соответствия использованных в авторских фразах способов грамматической связи нормам национального литературного стиля. Здесь можно провести параллель с разностилевой пассивной лексикой как значимой частью поэтического словаря. В сфере синтаксиса, как и в сфере лексики, возможны варваризмы, архаизмы, диалектизмы и пр., потому что две эти сферы взаимосвязаны: по словам Б.В.Томашевского, "каждая лексическая среда обладает своими специфическими синтаксическими оборотами".

В русской литературе наиболее распространены синтаксические варваризмы, архаизмы, просторечия. Варваризм в синтаксисе возникает, в случае если фраза построена по правилам иностранного языка. В прозе синтаксические варваризмы чаще опознаются как речевые ошибки: "Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа" в рассказе А.П.Чехова "Жалобная книга" - данный галлицизм настолько явный, что вызывает у читателя ощущение комизма. В русских стихах синтаксические варваризмы иногда использовались как приметы высокого стиля. К примеру, в балладе Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный..." строка "Он имел одно виденье..." - образец такого варваризма: связка "он имел виденье" появляется вместо "ему было виденье". Здесь встречаем и синтаксический архаизм с традиционной функцией повышения стилевой высоты: "Несть мольбы Отцу, ни Сыну,/ Ни святому Духу ввек / Не случалось паладину..." (следовало бы: "ни Отцу, ни Сыну"). Синтаксические просторечия, как правило, присутствуют в эпических и драматических произведениях в речи персонажей для реалистического отражения индивидуального речевого стиля, для автохарактеристики героев. С этой целью к использованию просторечий прибегал Чехов: "Ваш папаша говорили мне, что оне надворный советник, а оказывается теперь, оне всœего только титулярный" ("Перед свадьбой"), "Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?" ("Ионыч").

Особую важность для выявления специфики художественной речи имеет изучение стилистических фигур (также их именуют риторическими - по отношению к частной научной дисциплинœе, в рамках которой теория тропов и фигур была впервые разработана; синтаксическими - по отношению к той стороне поэтического текста͵ для характеристики которой требуется их описание).

Сегодня существует множество классификаций стилистических фигур, в основу которых положен тот или иной - количественный или качественный - дифференцирующий признак: словесный состав фразы, логическое или психологическое соотношение ее частей, и т.д. Ниже мы перечислим особо значимые фигуры, учитывая три фактора:

1. Необычную логическую или грамматическую связь элементов синтаксических конструкций.

2. Необычное взаиморасположение слов во фразе или фраз в тексте, а также элементов, входящих в состав разных (смежных) синтаксических и ритмико-синтаксических конструкций (стихов, колонов), но обладающих грамматическим подобием.

3. Необычные способы интонационной разметки текста с помощью синтаксических средств.

С учетом доминирования отдельного фактора мы выделим соответствующие группы фигур.
Размещено на реф.рф
К группе приемов нестандартной связи слов в синтаксические единства относятся эллипс, анаколуф, силлепс, алогизм, амфиболия (фигуры, отличающиеся необычной грамматической связью), а также катахреза, оксюморон, гендиадис, эналлага (фигуры с необычной семантической связью элементов).

1.Одним из самых распространенных не только в художественной, но и в обыденной речи синтаксических приемов является эллипс (греч. elleipsis- оставление). Это имитация разрыва грамматической связи, заключающаяся в пропуске слова или ряда слов в предложении, при котором смысл пропущенных членов легко восстанавливается из общего речевого контекста.Эллиптическая речь в художественном тексте производит впечатление достоверной, потому что в жизненной ситуации разговора эллипс является одним из базовых средств композиции фраз: при обмене репликами он позволяет пропускать ранее прозвучавшие слова. Следовательно, в разговорной речи за эллипсами закреплена исключительно практическая функция: говорящий передает собеседнику информацию в крайне важно м объёме , используя при этом минимальный лексический запас.

2.И в быту, и в литературе речевой ошибкой признается анаколуф (греч. anakoluthos - непоследовательный) - неверное использование грамматических форм при согласовании и управлении: "Чувствуемый оттуда запах махорки и какими-то прокислыми щами делал почти невыносимым жизнь в данном месте" (А.Ф.Писемский, "Старческий грех"). При этом его применение должна быть оправдано в тех случаях, когда писатель придает экспрессию речи персонажа: "Стой, братцы, стой! Ведь вы не так сидите!" (в басне Крылова "Квартет").

3.В случае если анаколуф чаще видится ошибкой, чем художественным приемом, а силлепс и алогизм - чаще приемом, чем ошибкой, то амфиболия (греч. amphibolia) всœегда воспринимается двояко. Двойственность - в самой ее природе, так как амфиболия - это синтаксическая неразличимость подлежащего и прямого дополнения, выраженных именами существительными в одинаковых грамматических формах. "Слух чуткий парус напрягает..." в одноименном стихотворении Мандельштама - ошибка или прием? Можно понять так: "Чуткий слух при желании его обладателя уловить шорох ветра в парусах волшебным образом действует на парус, заставляя его напрягаться", - или так: "Раздутый ветром (ᴛ.ᴇ. напряженный) парус привлекает внимание, и человек напрягает слух". Амфиболия оправдана только тогда, когда оказывается композиционно значимой. Так, в миниатюре Д.Хармса "Сундук" герой проверяет возможность существования жизни после смерти самоудушением в запертом сундуке. Финал для читателя, как и планировал автор, неясен: либо герой не задохнулся, либо задохнулся и воскрес, - так как герой двусмысленно резюмирует: "Значит, жизнь победила смерть неизвестным для меня способом".

4.Необычную семантическую связь частей словосочетания или предложения создают катахреза и оксюморон (греч. oxymoron - остроумно-глупое). В том и другом случае - логическое противоречие между членами единой конструкции. Катахреза возникает в результате употребления стертой метафоры или метонимии и в рамках "естественной" речи оценивается как ошибка: "морское путешествие" - противоречие между "плыть по морю" и "шествовать по суше", "устное предписание" - между "устно" и "письменно", "Советское шампанское" - между "Советский Союз" и "Шампань". Оксюморон, напротив, является запланированным следствием применения свежей метафоры и даже в обыденной речи воспринимается как изысканное образное средство. "Мама! Ваш сын прекрасно болен!" (В.Маяковский, "Облако в штанах") - здесь "болен" является метафорической заменой "влюблен".

5.К числу редких в русской литературе и потому особенно заметных фигур относится гендиадис (от греч. hen dia dyoin - одно через два), при котором сложные прилагательные разделяются на исходные составляющие части : "тоска дорожная, желœезная" (А.Блок, "На желœезной дороге"). Здесь расщеплению подверглось слово "желœезнодорожная", благодаря чему три слова вступили во взаимодействие - и стих приобрел дополнительный смысл.

6.Особую семантическую связь получают слова в колоне или стихе в том случае, когда писатель применяет эналлагу (греч. enallage - перемещение) - перенос определœения на слово, смежное с определяемым . Так, в строке "Сквозь мяса жирные траншеи..." из стихотворения Н.Заболоцкого "Свадьба" определœение "жирные" стало ярким эпитетом после перенесения с "мяса" на "траншеи". Эналлага - примета многословной поэтической речи. Применение этой фигуры в эллиптической конструкции приводит к плачевному результату: стих "Знакомый труп лежал в долинœе той..." в балладе Лермонтова "Сон" - образец непредвиденной логической ошибки. Сочетание "знакомый труп" должно было означить "труп знакомого [человека]", но для читателя фактически означает: "Этот человек давно знаком героинœе именно как труп".

Использование писателœем синтаксических фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. К серединœе ХХ в., к тому времени, когда понятие "творческая индивидуальность" существенно обесценилось, изучение фигур перестало быть актуальным.

Синтаксис поэтической речи. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Синтаксис поэтической речи." 2017, 2018.

Выразительности и эмоциональности речи писатель достигает не только подбором подходящих слов, но и строением предложений, их интонацией. Особенности синтаксиса обусловленные содержанием произведения. В описаниях, рассказы о событиях, которые разворачиваются медленно, интонация спокойная, доминируют полные предложения: "Скрипят телеги, жуют волы, проходят дни, ночи, и звучат между высокими могилами чумацкие песни. Они пространные, как степь, и медленные, как шаг волов, грустные и веселые, но все-таки больше грустные, потому что в каждой дороге могла постигнуть чумаков трагическая приключение "(М. Слабошпицкий).

Там, где рассказывается о динамических события, острые споры, конфликты, глубокие переживания персонажей, преобладают короткие, иногда неполные, отрывочные предложения:

Мама, где вы? Это я, Василий, жив! Ивана убит, мама, а я жив! .. Я убил их, мама, около двух сотен... Где вы?

Подбежал Василий ко двору. Тут был двор под самой горой. - Мама, мамочка моя, где вы? Родная моя, почему же вы не встречаете меня? (А. Довженко)

Особенности синтаксиса зависят от творческого замысла писателя, отношение автора к изображаемому, рода, вида, жанра, а также от того, как написано произведение (в стихах или прозе), кому он адресован (детям или взрослым читателям).

Своеобразие поэтического синтаксиса обусловлена особенностями таланта писателя. В. Стефаник стремился к краткости, динамичности повествования. Речь его проста, точна, экономная: "Белыми губами вполголоса буду вам говорить о себе. Ни жалобы, ни печали, ни радости в словах не слышите. Я пошел в беленькой рубашке, сам белый, с белой рубашки смеялись. Обижали меня и ранили. И я ходил тихонько, как беленький кот... Листик белой березы на мусоре "(" Мое слово "). Писатель несколько раз повторяет слово "белый", оно звучит в разной тональности.

Синтаксическая единица языка - предложение. Грамматически правильным является предложение, в котором главные члены размещены в прямом порядке: группа подлежащего - на первом, группа сказуемого - на втором месте. В нашем языке это правило не является обязательным, его не всегда соблюдаются, особенно писатели.

Интонационно-синтаксической своеобразие в художественном произведении обеспечивают фигуры. Стилистические фигуры бывают разных видов.

Инверсия (лат. Иnversio- перестановка). При инверсии нарушается прямой порядок слов в предложении. Группа подлежащего может стоять после группы сказуемого: "/ шумов весенним шумом широкий путь, величественно и легко поднимаясь над притихшим перед пробуждением безграничным привольем" (М. Стельмах).

Распространенным видом инверсии является постпозитивного постановка прилагательных: прилагательные стоят после существительных. Например:

Я на гору крутую кремьяную

Буду камень тяжелый поднимите.

(Леся Украинка)

Эллипсис, эллипс (греч. Еllеирsis - опущение, недостаток) - это пропуск в предложении слова или словосочетания, которое понятно из конкретной ситуации или контекста. Эллипсис предоставляет языке лаконичности и эмоционального наснаження:

Там подует буйнесенький,

Как брат заговорит.

(Т. Шевченко)

Недоговоренные, оборванные предложения называют обрывом. Обрывы передают волнения говорящего:

Иди... меряют... Андрей уставился на нее.

Она не могла говорить, прижала рукой сердце и тяжело дышала...

Иди же, меряют-то...

Кто меряет? Что?

Господа, ох! Наехали, будут землю делить.

(М. Коцюбинский)

Иногда предложения оборвана том, что тот, кто говорит, не решается сказать все. Героиня поэмы "Служанка" не может сказать сыну Марку, что она его мать:

"Я не Анна, а не служанка,

И онемела.

Незаконченность, уривання предложения, чтобы передать взволнованность языка, называется апосиопеза (греч. Aposiopesis - умолчания). Апосиопеза выполняет следующие функции:

1. передает волнения персонажа.

А я уже думал жениться,

И веселиться, и жить,

Людей и Господа хвалит,

А пришлось...

(Т. Шевченко)

2. апосиопеза раскрывает умственную несостоятельность персонажа. Героиня новеллы Михаила Коцюбинского "Кони не виноваты" начинает свои реплики и не выражает никакой мысли: "Я думаю, что...", "Я забыла вероятно что...", "Что касается меня, то я...".

3. апосиопеза свидетельствует о растерянности действующего лица, пытается скрыть причины соответствующего поведения. Гсррй комедии Ивана Карпен-ка-Карого "Мартин Боруля" Степан говорит: "Ты знаешь: не потому, чтобы тот, что..., а от того, что... тот, то времени не было, короткий отпуск".

4. Иногда герои не договаривают, что общеизвестное всем: "Народ голоден, а никто не позаботится..., один наслаждается, а второй..." ("Fata morgana" М. Коцюбинского).

5. Часто апосиопеза рассчитана на то, чтобы читатель продолжил мысль: "За несколько часов я уже ехал, то неизвестно, что..." ("Неизвестный" М. Коцюбинского).

Анаколуф (греч. Anakoluthos - непоследовательный) - это нарушение грамматической согласованности между словами, членами предложения. Хрестоматийным примером анаколуф является чсхивська фраза: "Подъезжая к смей станции и глядя на природу в окно, у меня слетела ишяпа". Анаколуф создает комический эффект. Герой из одноименной комедии М. Кулиша «Мина Мазайло» гласит: «Ни одна гимназистка не хотела гулять - Мазайло! От любви отказывались - Мазайло! По репетитора не брали - Мазайло! На службу не принимали - Мазайло! От любви отказывались - Мазайло!"

С помощью анаколуф можно передать волнения персонажа, он используется для усиления экспрессии поэтического языка.

Близкий к анаколуф - ейлепс (греч. Syllepsis) - фигура избегания. Силепс - объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении: "Мы любим славу да в бокале топит разгульны умы. (А. Пушкин)." В Кумушка глаза и зубы разгорелись "(I. Крылов).

Бессоюзие (греч. Asyndeton - безсполучниковисть) - стилистическая фигура, состоящая в пропуске союзов, связывающих отдельные слова и фразы. Бессоюзие придает повествованию краткости и динамичности: "Полк тогда именно наступал в горах северным берегом Дуная. Необитаемый мрачный край. Голые шлемы сопок, темные массивы лесов. Обрыв. Пропасть. Размытые проливными дождями дороги" (О. Гончар).

Многосоюзие (греч. Polysyndeton от polys - многочисленный и syndeton - связь) - стилистическая фигура, состоящая в повторении одинаковых союзов. Многосоюзие используется для выделения отдельных слов, он предоставляет языке торжества:

И берут его под руки,

И ведут его в дом,

И приветствует Яриночка,

Как родного брата.

(Т. Шевченко)

Для усиления выразительности речи используется синтаксический параллелизм.

Параллелизм (греч. Parallelos - идущий рядом) - это развернутое сопоставление двух или нескольких картинок, явлений из разных сфер жизни по сходству или аналогии. Параллелизм используется в народных песнях, он связан с народно-поэтическим символикой.

Червона калина наклонилась.

Чего же наша славная Украина приуныла.

А мы тую красную калину поднимем.

А мы нашу славную Украину Гей, гей, и развеселим.

(Народная песня)

Кроме прямого параллелизма, является параллелизм возражения. Он построен на отрицательном сопоставлении. Например: "Это не седая кукушка ковала, // Но не мелкая птица щебетала, // Не у бору сосна шумела, // Так бедная вдова в своем доме // 3 своими детьми говорила..." (Народная дума).

Антитеза (греч. Antithesis - противоположный) - это оборот речи, в котором противопоставляются противоположные явления, понятия, человеческие характеры. Например:

Даже трудно рассказать,

Что за беда стало в крае, -

Люди мучились, как в аду,

Господин утешался, как в раю.

(Леся Украинка)

Антитезу, усиленную словесным или корневым повтором, называют антиметаболою (греч. Antimetabole- употребления слов в обратном направлении).

Как в нации вождя нет,

Тогда вожди ее поэты.

(Е. Рис а шок)

Антиметабола выступает как хиазм (перестановка главных членов предложения). Это обратный синтаксический параллелизм.

Еще не было эпохи для поэтов, но были поэты для эпох.

(Лина Костенко)

Для того, чтобы выделить нужное слово или выражение, принимают повторения. Повторение одного и того или близкого по смыслу или звучанию слова называют тавтологией (греч. Tdutos-то как раз и logos - слово). Тавтологичны синонимы характерные для народного творчества. Например: рано пораненьку, внизу-долиной.

Убивайте врагов, ворюг воровских,

убивайте без сожаления

(П. Тычина)

Развитие, развитие, соловей,

Мою тугоньку.

(Грабовский)

Анафора (греч. Anaphora - выношу на гору, выделяю) - повторение одинаковых звуков, слов или словосочетаний в начале предложения или стихотворной строки, строфы. Различают анафору лексическую, строфическую, синтаксическую, звуковую.

Лексическая:

Без ветра не родит рожь,

Без ветра вода не шумит,

Без мечты нельзя жить,

Нельзя без мечты любит.

Строфическая: в стихотворении Б. Олийныка "Мать сеяла сон" строфы начинаются словосочетанием "Мать сеяла сон, лен, снег, хмель".

Звуковая: "Любочке нашей составляю песенки: // Милая, любь, любовью, любляночку" (Любовь Голота).

Синтаксическая: "А ты где-то за далью вечерняя, // А ты где-то за морем тишины" (Лина Костенко).

Эпифора (греч. Epiphora - перенос, отнесение т.д.) - стилистическая фигура, основанная на сочетании одинаковых слов в конце предложений, поэтических строк или строфы. Например:

Улыбка твоя - единственная,

Мука твоя - единственная,

Глаза твои - одни.

(В. Симоненко)

Сймплока (греч. Symphloke - сплетение) - синтаксическая конструкция, в которой анафора сочетается с Эпифора. Сймплока часто используется в фольклоре.

Не те же меня сабли турецкие изрубили, что и вас?

Не те же меня стрильчакы-янычарки постреляли, что и вас?

Завтра на земле Другие ходить люди, Другие любить люди Добрые, ласковые и злые.

(В. Симоненко)

Кроме термина "сймплока", есть еще термин "комплекция" (лат. Соmрlехио - сочетание, совокупность, complektor - охватываю).

Стык, (столкновение), анадиплосис (греч. Anadiplosis - удвоение), епанастрдфа (греч. Epanastrephe - возвращаюсь назад) - повторение слова или словосочетания в конце одного предложения и в начале следующего.

Почему стилетом был мой стилос. И стилусом бывал стилет.

(С. Маланюк)

Стык еще называют подхватом, потому что каждый новый строку бы подхватывает, усиливает, разворачивает содержание предыдущего.

Поэтическое кольцо (греч. Epistrophe - кручение) - повторение одинаковых слов в начале и в конце предложения, абзаца или строфы.

Мы думаем о вас в погожие летние ночи,

В морозные утра, и в вечернее время,

И в праздники шумные, и в дни рабочие

Мы думаем, правнуки, о вас.

(В. Симоненко)

Анастрофа (греч. Anastrophe - перестановка) - повтор фразы.

Я обниму тебя. Тебе обнимаю.

(М. Винграновский)

Рефрен (греч. Refrain - припев) - повторение одной строки в конце строфы, предложения. В рефрене выражается важная мысль. В стихотворении П. Тычины "Океан полный" после каждой строфы повторяется строка "океан полон".

Плеоназм (греч. Pleonasmos - избыточность, преувеличение) - это стилистический оборот, который содержит слова с одинаковыми или близкими значениями: втихаря, нам Ятай-не забывай, буря-непогода.

Парономазия (греч. Para - около, круг, рядом и оnоmаzo - называю)

Стилистическая фигура, построенная на комическом сближении созвучных слов, различных по значению: голосовать - шуметь, опытный

Образованный.

Любите травинку, и животное, и солнце завтрашнего дня.

(Лина Костенко)

Парономазия используется для создания каламбуров: "Как у вас тягловая сила, что-нибудь таскает? - Таскает! Вот два дня в степь вывозила кур" (А. Клюка, "Разговор по телефону»).

Вокаличний вид парономазия: слова отличаются только звуками: выть - ветви, ловушка - пустота.

Метатетичний вид паронимов образуется перестановки согласных или слогов: голос - логос.

С парономазия связан палиндром (греч. Palindromeo - бегу назад, оборотень или рак). Это слова, фразы, стихи, которые при чтении слева направо и наоборот имеют один и тот же смысл: потоп. Вот раковый стихотворение Величковского:

Анна спрашивает мы, я мать девушка,

Анна дар мни сЬнь мира данная.

Анна мы иметь и и мы манная.

Близкой к оборотня и метатетичнои парономазия есть анаграмма (греч. Ana - стирает и gramma - буква). Это перестановка букв в слове, которая дает слово с новым содержанием: зола - лоза, лето - тело. Украинский фольклорист Симонов выбрал себе псевдоним Номис, образованный от сокращенного фамилии Симон. С анаграммой родственная метаграма - это изменение в слове первой буквы благодаря чему меняется содержание. В стихотворении Анны Под "организуемся" есть такие строки:

Писатели создали МУР, У журналистов будет ЖУР Театр объединяется в ТУР - Кругом эхо пошло: гур-гур! Уже и крысы пищат с конур: соединены и мы, как стена, и назовем ту союз - Крыса.

Градация (лат. Gradatio - повышение, усиление, gradus - шаг, ступень) - это стилистическая фигура, в которой каждое последующее однородное слово означает усиление или ослабление определенного качества. Есть два вида градации: нарастающая и ниспадающая. Нарастающая указывает на постепенное увеличение, нарастание качества изображенного явления. Градация восходящая: "И вянет, сохнет, погибает, погибает, твоя единая ребенок" (Т. Шевченко). Вид грации построен на усилении значений называют прямой, восходящей или климаксом (греч. Klimax - лестница):

Как ни крути,

на одно выходит,

следует палач давно зазубрить:

можно прострел мозг,

что душу родит,

мысли ведь не вбить!

(В. Симоненко)

Градация ниспадающая, нисходящая, которая воспроизводит постепенное уменьшение выделенной автором качества в предметах изображения, называется обратная, нисходящая или Антиклимакс. В Антиклимакс наблюдается смягчение семантической напряжения:

Смотрю: царь подходит

До старшего... и в рожу

Его как затопит! ..

Облизнулся бедняга;

И менее в пузо

Вплоть прошло!., А то себе

Еще менее туза

В спину; то меньшего,

А меньше малого.

А то мелких.

(Т. Шевченко)

Градация, в которой нарастание меняется сужением, спадом называется сломанным климаксом. Пример сломанного климакса приводится в учебнике А. Ткаченко "Искусство слова. Введение в литературоведение»:

Уже облака омывают мои плечи,

Уже в самом небе я стою,

Уже по грудь в небе, уже по пояс,

Уже Украины видно мне всю,

И мир, и Вселенная, полный тайны,

И все благословенно в жизни

С распростертыми объятиями ждет,

Чтобы вскочил я к нему внизу!

И вскочил я... И женщина засмеялась

Прозрачной оскорблением мне,

Что я для нее так же и не вскочил

С скирды золотой на стерню.

(М. Винграновский)

Амплификация (лат. Атрифсайо - увеличение, распространение). Это стилистический прием, который заключается в накоплении синонимов, однородных выражений, антитез, однородных членов предложения для усиления эмоционального воздействия поэтического языка.

Я порву те венки, которые сплетались в сутки тяжелое, растоптать, розметуть их в пепел, в прах, в мусор.

(В. Чумак)

Иногда повторяются предлоги:

По ясный смех детский,

По юный пение счастлив,

По славный труд горячий.

Вперед, полки строгие,

Под флагом свободы,

За наши ясные звезды,

За наши тихие воды.

(М. Рыльский)

Амплификация может состоять из отдельных предложений, которые повторяются:

Я еще такое маленькое, я умею только видеть,

Хочу маму веселой мамой видеть,

Хочу видеть солнце в золотом шляпке,

Хочу небо видеть в синий платке,

Я еще не знаю, какая на запах Добродетель,

Я еще не знаю, какая на вкус Подлость,

Какого цвета Зависть, которого измерения Смута,

Которая засолона Тоска, которая незглибими Любовь,

Которая синеглазая Искренность, которая мерцающая Коварство,

Я еще все расписания по полкам...

Амфиболия (греч. Amphibolиа - двойственность, двусмысленность) - это выражение, которое можно толковать двусмысленно. Восприятие амфиболия зависит от паузы:

А я отправляюсь в путь - новую встречать весну,

А я отправляюсь в путь новую - встречать весну.

(М. Рыльский)

В зависимости от паузы (запятой) по-разному можно толковать выражение: "казнить нельзя помиловать".

Аллюзия (лат. Allusio - шутка, намек) - намек на общеизвестный литературный или исторический факт. В. Лесин, А. Пулинець, И. Качуровский считают аллюзию риторической, стилистической фигурой. По мнению А. Ткаченко, - это "принцип содержательной интерпретации текста, сопоставим с его аллегорической. Иногда употребляется как вид аллегории:" пиррова победа "(сопровождалась большими жертвами и была равнозначной поражению), Гомеровская И такая (родина). Источниками аллюзии есть мифы ("авгиевы конюшни"), литературные произведения ("Человеческая комедия" О. Бальзака).

Афоризм (греч. Aphorismos - краткое изречение) - обобщенное мнение, выраженная в лаконичной форме, которая отмечается выразительностью и неожиданностью суждения. К афоризмов принадлежат пословицы и поговорки.

Пословица - образное выражение, который формулирует определенную жизненную закономерность или правило и является обобщением общественного опыта. Например: не спросив броду, не лезь в воду. Не все то золото, что блестит. Под лежачий камень вода не течет.

Поговорка - устойчивый образное выражение, характеризующий определенное жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка НЕ формулирует жизненной закономерности или правила. Поговорка констатирует события, явления, факты или указывает на постоянный признак предмета. Например: не было печали, так купила поросенка. Будет и на нашей улице праздник. Пятое колесо в телеге. Семь пятниц на неделе.

Литературные афоризмы различают:

2) по способу выражения (дефинитивные - близкие к определениям, и лозунговые - призывные)

Анонимные литературные афоризмы М. Ґаспаров называет греческим термином "гнома" (греч. Gnomos - мысль, вывод) и латинским "сентенция", авторские - греческим термином "апофегма". В античной трагедии гномов заканчивалась трагедия. Сегодня гномы называют сжатые стихотворение с афористической мыслью: рубаи, катрены.

Сентенция (лат. Sententia - мысль, суждение) - выражение афористического содержания. Он распространен в произведениях поучительного содержания (байках) и медитативной лирике. В басне Л. Глебова "Синица" есть такая сентенция:

Никогда не хвались, пока толком не сделаешь дела.

Апофегма (греч. Apoph и thegma - краткое изложение, точное слово) - рассказ или реплика мудреца, художника, остроумной человека, приобрела популярность в полемической и поучительно ораторской литературе. Пример апофегма А. Ткаченко находит у Лины Костенко: "едим плоды с дерева незнание".

Афоризм морального направления еще называют максима.

Максима (лат. Maxima regula - высший принцип) - разновидность афоризма, сентенция моралистическая по содержанию, выражается в виде констатации факта или в форме поучения: "Побеждай зло злом".

А. Ткаченко предлагает разделить афоризмы на три группы:

2) анонимный (гнома)

3) переводных (хрия).

Хрия (греч. Chreia от chrad - сообщаю). По определению М. Ґаспарова, это короткий анекдот о остроумный или поучительный афоризм, поступок великого человека: "Диоген, увидев мальчика, который плохо себя вел, избил палкой его воспитателя".

Разновидностью афоризма парадокс. Парадокс (греч. Paradoxos - неожиданный, странный) - поэтический выражение, в котором выражается неожиданное суждение, на первый взгляд противоречивое, алогично: справедливая кара есть милосердие. В огороде бузина, а в Киеве дядька. Если хочешь, чтобы не знал враг, не говори другу. "Не верь мне, я врать не умею, // Не жди меня, я и так приду" (В. Симоненко).

В традиционных поэтике не рассматриваются формы привлечения предыдущих текстов к собственному, в частности парафраз (а), реминисценция, образная аналогия, стилизация, травестия, пародирование, заимствования, переработка, подражания, цитация, аппликация, трансплантация, коллаж. А. Ткаченко считает, что их следует относить к мижлитературнои и интертекстуал ьнои взаимодействия.

Парафраз (а) (греч. Paraphasis - описание, перевод) - пересказ своими словами чужих мыслей или текстов. На парафразе строятся пародии, подражания. Эта стилистическая фигура является по сути переливанием предыдущего формозмисту в новый. Л. Тимофеев и С. Тураев отождествляют парафраз с перифразом. Часто прозу переводят на стихи, а стихи на прозу сокращено или расширен. Например, есть перевод для детей "1001 ночи", в сокращенной форме роман Ф. Рабле "Ґаргантюа и Пантагрюэль".

Реминисценция (лат. Reminiscencia - упоминание) - отголосок в художественном произведении образов, выражений, деталей, мотивов из широко известного произведения другого автора, перекличка с ним. Заимствованные слова и выражения переосмысливаются, приобретая новый смысл. На реминисценциях из "Лесной песни" Леси Украинский построен стихотворение Платона Воронько "Я тот, что плотины рвал":

Я тот, что плотины рвал,

Я не жил в скале.

Тот, что плотины рвет, и

Тот, что в скале сидит - персонажи "Лесной песни".

Аппликация (лат. Applicatio - присоединение) - включение в литературный текст цитат, пословиц, поговорок, афоризмов, фрагментов художественного произведения в измененном виде. Смонтирован из чужих стихотворных текстов произведение называют центбном (лат. Cento - лоскутный одежда). И. Качуровский использует термин "Кентон". В "Литературном словаре-справочнике" под центона понимают стилистическое средство, "который заключается в введении к основному тексту определенного автора фрагментов из произведений других авторов без ссылки на них". Юрий Клен в поэме "Пепел империй" вводит строки сонета М. Зерова "Pro domo", Драй-Хмары - с сонета "Лебеди", Олега Ольжича - "Был же возраст золотой". Кроме термина "центон "", используется французский термин" коллаж "(франц. Collage - наклеивание).

Кроме творческого использования чужих текстов является нетворческое, лишенное оригинальности - компиляция (лат. Compilatio - граблю) или плагиат (лат. Plagio - ворую).

Среди забытых литературоведами фигур А. Ткаченко вспоминает импрекацию (проклятие). ее удачно использовал А. Довженко в "Зачарованной Десне": "Как повисмикнув он из сырой земли ту морковочку, повыдергает, царица небесная, и повикручуй ему ручечки и нижечкы, поломай ему, праздники Владычице, пальчики и суставчикы".

Фигурами поэтического синтаксиса называют различные приемы соединения слов в предложения, задача которых – усилить эффект сказанного.

Рассмотрим наиболее распространенные фигуры поэтического синтаксиса на примерах:

Инверсия (или перестановка) – это изменение привычного порядка слов в выражении. В русском языке порядок слов считается произвольным, но все равно существуют общепринятые конструкции, отклонение от которых влечет за собой частичное изменение смысла. Никто не станет спорить, что выражения «я это сказал», «это сказал я» и «я сказал это» имеют различные оттенки смыслов.

Повтор. Вообще, повтор является основополагающим признаком поэтической речи. Повторы на уровне фонетики и орфоэпии образуют ритмическую структуру стихотворений. Повторы на уровне морфемики (окончаний завершающих строки слов) образуют рифму. Повторы на уровне синтаксиса также могут играть большую роль. К синтаксическим повторам следует отнести анадиплосис (или стык), анафору и эпифору. Анадиплосис – это такое построение текста, при котором окончание одной фразы повторяется в начале следующей фразы. Прием помогает добиться большей связанности и плавности текста. Примером может служить стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил», где повторяются «уходящие тени», «дрожали ступени» и т.д. Анафора – повторение начального слова или группы слов в каждой новой строке стихотворения. Пример – стихотворение М. Цветаевой «Полюбил богатый – бедную», где повторяются слова «полюбил» и «не люби». Эпифора – прием, противоположный анафоре. В данном случае повторяются слова, завершающие строки или фразы. Пример – песня из кинофильма «Гусарская баллада», каждый куплет которой завершается словами «давным-давно».

Градация – это последовательное усиление или ослабление смысловой окраски слов, входящих в группу однородных членов. Данный прием помогает представить явление в его развитии. Например, Н. Заболоцкий в стихотворении «Творцы дорог» изображает взрыв следующей последовательностью слов: «завыл, запел, взлетел…»

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение – эти выражения, в отличие от обычных вопросов, восклицаний и обращений, не относятся ни к кому конкретному, они не требуют ответа или отклика. Автор употребляет их, чтобы придать своему тексту большую эмоциональность и динамичность. Например, стихотворение «Парус» М. Лермонтов начинает с риторических вопросов, а заканчивает риторическим восклицанием.

На кладбище находятся самые разные памятники. На сайте http://izgotovleniepamyatnikov.ru/ вы сможете приобрести надгробные памятники по очень выгодным ценам.

» » Фигуры поэтического синтаксиса

Поэзия - это невероятный жанр литературы, который опирается на рифму, то есть все строки в поэтическом произведении рифмуются между собой. Однако стихотворения и различные подобные произведения, относящиеся к данному жанру, не были бы столь впечатляющими, если бы не поэтический синтаксис. Что это такое? Это система специальных средств построения речи, которые отвечают за улучшение ее выразительности. Проще говоря, поэтический синтаксис - это совокупность этих поэтических средств, которые чаще всего называются фигурами. Именно об этих фигурах и пойдет речь в данной статье - вы узнаете о разных средствах выразительности, которые часто можно встретить в поэтических произведениях.

Повтор

Поэтический синтаксис очень разнообразен, он включает в себя десятки средств выразительности, которые можно использовать в тех или иных ситуациях. Однако в данной статье будет рассказано только о самых главных и распространенных фигурах поэтической речи. И первое, без чего невозможно представить себе поэтический синтаксис, - это повтор. Существует большое количество разнообразных повторов, у каждого из которых имеются свои особенности. Вы можете встретить в поэзии эпаналипсис, анадиплосиси многое другое, однако в данной статье будет рассказано о двух самых распространенных формах - анафоре и эпифоре

Анафора

Особенности поэтического синтаксиса предполагают использование различных в комбинациях с остальными, но чаще всего поэты используют повторы. И самым популярным среди них является анафора. Что это такое? Анафора - это повтор созвучий или идентичных слов в начале каждой из строк стихотворения или его части.

«Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман...»

Это один из способов смысловой и эстетической организации речи, который можно использовать для придания того или иного акцента сказанному. Однако фигуры поэтической речи могут быть разнообразными, и даже повторы, как вы уже узнали, могут отличаться друг от друга.

Эпифора

Что такое эпифора? Это тоже повтор, однако он отличается от анафоры. Разница заключается в том, что в данном случае слова повторяются в конце строк стихотворения, а не в начале.

«Степям и дорогам

Не кончен счет;

Камням и порогам

Не найден счет».

Как и в случае с предыдущей фигурой, эпифора является выразительным средством и может придавать стихотворению особую экспрессию. Теперь вы знаете, что такое эпифора, но на этом не заканчиваются. Как уже было сказано ранее, синтаксис стихотворений очень обширен и дает безграничные возможности.

Полисиндетон

Поэтический язык является очень благозвучным как раз из-за того, что поэты используют различные средства поэтического синтаксиса. Среди них часто встречается полисиндетон, который также называют многосоюзием. Это выразительное средство, которое за счет избыточности придает стихотворению особый тон. Зачастую полисиндетон используется вместе с анафорой, то есть повторяющиеся союзы начинаются с начала строки.

Асиндетон

Поэтический синтаксис стихотворения - это совокупность различных поэтических фигур, об этом вы уже узнали ранее. Однако вы все еще не знаете даже малой доли тех средств, которые используются для поэтической выразительности. Про многосоюзие вы уже прочитали - пришло время узнать и про бессоюзие, то есть асиндетон. В данном случае строки стихотворения оказываются вообще без союзов, даже в тех случаях, где по логике они должны присутствовать. Чаще всего данное средство используется в длинных которые в итоге перечисляются через запятую для создания определенной атмосферности.

Параллелизм

Данное выразительное средство является очень интересным, потому что оно позволяет автору красиво и эффектно сравнить какие-либо два понятия. Собственно говоря, суть этого приема и заключается в открытом и развернутом сопоставлении двух разных понятий, но не просто так, а в одинаковых либо схожих синтаксических конструкциях. Например:

«День - как трава расстилаюся.

Ночь - слезами умываюся».

Анжанбеман

Анжамбеман - это довольно сложное выразительное средство, которое не так просто использовать грамотно и красиво. Если говорить простыми словами, то это перенос, но далеко не самый обыкновенный. В данном случае переносится часть предложения с одной строки на другую, однако таким образом, что на другой строке оказывается смысловая и синтаксическая часть предыдущей. Чтобы лучше понять, что имеется в виду, проще взглянуть на пример:

«В землю, смеясь, что первой

Встала, в зари венце».

Как видите, предложение «В землю, смеясь, что первой встала» является одной отдельной частью, а «в зари венце» - другой. Однако слово «встала» переносится на вторую строку, при этом получается, что ритм соблюдается.

Инверсия

Инверсия в стихотворениях встречается очень часто - она придает им поэтический оттенок, а также обеспечивает создание рифмы и ритма. Суть этого приема заключается в изменении порядка слов на нетипичный. Например, можно взять предложение «Одинокий парус белеет в голубом тумане моря». Нет. Это грамотно построенное предложение с правильным порядком слов? Абсолютно. Но что же произойдет, если использовать инверсию?

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом».

Как видите, предложение было составлено не совсем правильно - смысл его понятен, однако порядок слов не соответствует норме. Но при этом предложение стало гораздо более выразительным, а также теперь вписывается в общий ритм и рифму стихотворения.

Антитеза

Еще один прием, который используется очень часто - это антитеза. Ее суть заключается в противопоставлении образов и понятий, используемых в стихотворении. Такой прием придает стихотворению драматичности.

Градация

Данный прием представляет собой синтаксическую конструкцию, в которой имеется определенный набор слов, выстроенный в конкретном порядке. Это может быть либо порядок убывания, либо порядок возрастания значимости и важности этих слов. Таким образом, каждое последующее слово либо усиливает важность предыдущего, либо ослабляет.

Риторический вопрос и риторическое обращение

Риторика в поэзии используется очень часто, причем во многих случаях она обращена к читателю, однако нередко она используется и для обращения к конкретным героям. В чем суть этого явления? Риторический вопрос - это вопрос, который не предполагает ответа на него. Он используется для привлечения внимания, а не для того, чтобы кто-то придумал ответ и сообщил его. Примерно такая же ситуация и с риторическим обращением. Казалось бы, обращение используется для того, чтобы на него откликнулся тот, к кому обращаются. Однако риторическое обращение, опять же, используется только как средство привлечения внимания.

Кроме тропов, лексических средств образности и выразительности языка в значительной степени способствуют поэтический синтаксис и элементы фоники.

Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи. Особенности строения речи в произведении всегда связанны со своеобразием изображаемых в нем характеров и жизненных положений, с авторской точки зрения. Другая важная особенность синтаксиса поэтической речи определяется тем, что в литературном произведении люди изображаются в движении, в процессе изменения их внутреннего состояния, отношений. Все это отражается в построении поэтической речи.

Специальные средства синтаксиса образно- выразительной речи называются фигурами поэтической речи. Фигуры помогают значительно усилить полноту и выразительность смысловых и эмоциональных оттенков речи: многосоюзие создает некоторую замедленность речи, бессоюзие используется чаще всего для усиления ощущения стремительно и напряженного развития событий, резких переходов во внутреннем состоянии человека, инверсия, при которой один из ленов предложения становиться на необычное для него место, чем особо выделяются. В инверсионных конструкциях перераспределение логического ударения и интонационное обособление слов, т. е. Слова звучат более выразительно, более высоко.

« Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей

не засаленном кушаке,

вашу мысль,

досыта изъиздеваюсь, нахальный

В этом отрывке Маяковского из поэмы «Облако в штанах» яркий пример инверсий. У него же взволнованная интонация закреплена в сложных инверсиях « в неба свисшие зубы»; « сердце - с длинноволосыми открытками благороднейший альбом»; « граненых строчек босой алмазник»; « юноше обдумывающему житье…скажу» и другие.

§2.Обрыв, риторическое общение, вопрос, отрицание, утверждение восклицание.

Повышению эмоциональной выразительности служит и пропуск одного из членов предложения; Обрыв – включение в речь недосказанных предложений. В поэме Маяковского «В.И. Ленин» читаем:

« Что ты видишь?!

Только лоб его лишь,

И надеждп Константиновна

В тумане за…

Может быть, в глаза без слез

Увидеть можно больше.

Не в такие я смотрел глаза.

Здесь обрыв служит для передачи глубокого внутреннего потрясения. Синтаксическими фигурами, в которых авторское отношение к явлению и его оценка выражаются особенно отчетливо, называют риторические обращения, вопросы, отрицания, утверждения, восклицания.

У Маяковского, вся система выразительных средств которого в высшей степени интенсивна, направлена на предельно драматизированное речевое выражение лирического героя, эти фигуры используются максимально:

« Бей, барабан!

Барабан, барабань!

Были рабы! Нет раба!

Барабань!

Барабань!

(« 150 000 000»)

Тоньше писка.

Кто её слышит? –

Разве жена!»

(« В.И. Ленин»)

« Довольно!

Разговорам посторонним!»

(« В.И. Ленин»)

« Кончайте войну!

Довольно!

(«Хорошо»)

« Закройте, время,

вашу пасть!»

(«Хорошо»)

Это помогает Маяковскому имитировать фиктивный диалог, под видом произвольного эмоционального отзыва на внешнее явление делать обыкновенное сообщение об этом явлении, заострять эмоциональное внимание слушателя.

§3.Фоника, аллитерация, ассонанс.

Фоника – это художественное использование в поэтической речи звуковых возможностей. В неё входят общие правила звукового согласования слов в поэтической речи, которые способствуют ее благозвучию, стройности, отчетливости, и использование специальных средств звукового усиления и эмоционального выделения некоторых слов и предложений.

Специальным средством звукового усиления, выделения определенных отрезков речи основаны на использовании звуковых повторов.

Аллитерация - это отчетливо выступающие в речи повторение согласных звуков. Повторение гласных называется ассонансом.

Маяковский писал:» Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для ещё большей подчеркнутости важного для меня слова»

Аллитерации и ассонансы Маяковского придают эмоционально запоминающиеся звучание поэтическому тексту: « И жуток шуток клюющий смех», слезают слезы с…»;

« рука реки»; « У вас в усах», « в хорах архангелова хорола бог, ограбленный, идет карать!» («Облако»), « ничуть не смущаясь челюстей целостью, пошли греметь о челюсть челюстью» («Про это»), « Я над глобусом отгорья горблюсь» («Про это»),» Город грабил, грёб, грабастал» (« В.И. Ленин»), « Нож – ржа. Режу. Радуюсь. В голове жар подымает градус («Хорошо»).

С помощью использования фонетических средств стиха образцы Маяковского становятся обобщенными, выпуклыми, отвлеченное одухотворяется.

Слово Маяковского действительно звучит (« слов набат», « слово поднимающее гром»). Вся система выразительных средств Маяковского максимально использует все художественные ресурсы русского языка, поэтому его называют поэтом – новатором. Но новаторство не состоялось бы, если бы не было страстного лирического «Я»поэта, того, кто именно так увидел, пережил мир и выплеснул в стихах свои душевнее муки. Именно при этих условиях все выразительно- изобразительные средства становятся художественными, кроме того, когда органически входят в ткань произведения. Их выбор зависит от усилий и задач художника слова.

Заключение.

Мне трудно определить свое отношение к стихам Маяковского. Дело в том, что они, на мой взгляд, противоположности» простому, как мычание». Его очень необычное многословные образы трудно понять, даже не столько понять, сколько прочитать. Некоторые из них я не могу понять, они мне не нравятся, например, « морда комнаты выносилась ужасом», « улица провалилась, как нос сифилитика», « вытечет по человеку наш обрюзгший жир», « у меня изо рта шевелит ногами новорожденный крик» и т.п. другие же наоборот, очень интересны, и выразительны, очень сильные, такие как « я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека», « последняя в мире любовь выразилась в румянце чахоточного», « бабочка поэтиного сердца» и т.п. Многие образы, которые сейчас мне оченть нарвятся, сначала, при первом чтении, вызвали у меня неприятие, даже некоторое отвращение, например: « Земля! Давай исцелую твою лысеющую голову лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот», « стихами наполненный череп» и т.д. Я очень часто за несколько слов, за одну фразу могу признать писателя гением. У Маяковского эта срочка» Послущайте!, Ведь, если звезды зажигают- значит - это кому-нибудь нужно?». Это одна из моих любимых сторк.

Маяковский в стихах обычно говорит о самом себе, об окружающих людыя, о боге. Очень часто он рисует людей отвратительными обжорами, залезшими в раковину вещей, но в то же время он собирает их слезв, их боли, это становиться для него непосильным грузом, но он все ровно « ползет дальше», чтобы бросить их « темному богу гроз у истока звериных веор». Но люди все-таки благодарны, и в творчестве Маяковского продолжается традиция « любви – ненависти». Бог для поэта не таинство, не Сущий, а человек, причем довольно обыкновенный, несколько более интересный, чем остальные. Потрясающий стих открывает не только его отношение, но ещё и противоречивость личности поэта: « И когда мой голос похабно ухает…может быть, Иисус Христос нюхает моей души незабудки».