Императорская охота на руси. Царская охота

Николай Кутепов

Согласно «Словарю» В.И. Даля, «охота - это ловля, травля и стрельба диких животных как промысел или забава». Но в отличие от охоты-необходимости, сопровождавшей человечество на протяжении всей истории его существования, охота-развлечение - признак многоукладного общества, достояние людей, имеющих богатство или власть. Именно «властной» разновидности охоты в России посвящено исследование Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», обыкновенно называемая в среде книжников просто - «Царская охота».

Документально «государева охота» в России прослеживается с X века. Первоначально являвшаяся лишь времяпрепровождением правителя, потехой для него и его дружины, состязанием на смелость, ловкость и выносливость - царская охота к середине XVII столетия постепенно превратилась в тщательно разработанный церемониал. Впрочем, несмотря на строгую регламентированность и даже ритуальность такой охоты, многое в её форме и содержании определялось личными пристрастиями монархов. Например, Алексей Михайлович и Екатерина II предпочитали соколиную охоту, Пётр II - псовую, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна - птичью, два Александра - Второй и Третий - любили охотиться на медведей, лосей и зубров. Из российских правителей Нового времени лишь двое отказывали себе в этом развлечении - Пётр Великий, говоривший: «Это не моя забава. И без зверей у меня есть с кем сражаться», и Александр I, слишком утончённый для жестоких радостей охотника. Обо всём этом и рассказывается в труде Н.И. Кутепова, основанном на богатейшем фактическом материале, почерпнутом в государственных и частных архивах. А ещё в книге можно найта подробные описания различных видов охоты, реестры охотничьих трофеев, характеристики охотничьего оружия и, наконец, сведения о государевых охотничьж угодьях - Измайлове, Коломенском, Царском Селе, Гатчине, Ораниенбауме, Беловежской пуще.

Изначально задуманная как малотиражное подарочное издание, «Царская охота» печаталась на казённые средства в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. Денег на оформление не жалели. Часть тиража имела «серебряные углы» - накладные окантовки из серебра, суперобложки с тиснёными российскими гербами. Известны экземпляры в коленкоровых и кожаных переплётах различных цветов. Иллюстрации по специальному заказу выполняли лучшие художники того времени - А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, И.Е. Репин и др. Для В.А. Серова, также приглашённого к участию в работе, охотничьи сценки с изображениями Петра II и Екатерины Великой стали первыми опытами в историческом жанре.

Разработку издательских переплётов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Семёновичу Самокишу (1860-1944). Следуя замысчу Кутепова, поделившего издание, согласно разработанной им периодизации царской охоты, на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления.

Верхнюю крышку первого тома, посвященного охоте русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича.

На втором томе, рассказывавшем об эпохе правления Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича, художник поместил изображения шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя.

Третий том содержал материалы о конце XVII - начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплёте - два сокола, летящих из первопрестольной к «брегам Невы» и поддерживающих царскую корону.

Наконец, последний, четвёртый том, повествовавший об охоте XVIII—XIX веков, нёс на крышке переплёта герб Николая I.

Академик Императорской Академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии, Н.С. Самокиш и после смены власти в стране остался верен военной тематике. Советские критики 30-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его картине «Переход Красной Армии через Сиваш». В 1941 году Самокиш стал лауреатом Сталинской премии.
А некогда оформленный им четырёхтомник «Царская охота» оказался запрещён как воспевающий «барский быт», но при этом остался одним из выдающихся памятников российского книгоиздательства.

В наши дни реабилитированная «Царская охота» - практически неосуществимая мечта любого коллекционера-библиофила.

Кутепов Николай Иванович (1851- ?)
[Великокняжеская, Царская и Императорская охота на Руси. ] Исторический очерк Николая Кутепова. Издание иллюстрировано профессором В.М. Васнецовым и академиком Н.С. Самокишем. [В 4-х томах.] С.-Петербург, издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. Т. 1. Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век. 1896. XVI, 212 с. с иллюстрациями, картами, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 7 л. цветных иллюстраций. Т.2. Царская охота на Руси царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича.1898. XXIV, 316 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 40 л. цветных иллюстраций. Т. 3. Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. 1902. XXXII, 300, 284 с. с иллюстрациями, 1 л. фронтиспис (иллюстрация), 34 л. цветных иллюстраций. Т. 4. Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век. 1911. XX, 226, 289 с. с иллюстрациями, 15 л. цветных иллюстраций. В четырёх цельнокожаных издательских переплётах с золотым и полихромным тиснением на крышках и корешках. На верхних крышках 1, 2 и 3-го томов - серебряные накладные углы. Том 4-й издан без углов. Переплёт и форзацы с полихромной печатью по рисункам Н. С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тканые шёлковые закладки, прикреплённые к блокам металлизированной серебряной нитью. 37x28,2 см.

Исторический очерк Николая Кутепова. Иллюстрации профессора В.М. Васнецова и академика Н.С. Самокиша при участии К.В. Лебедева, И.Е. Репина, Ф.А. Рубо, В.И. Сурикова, А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, Э.Э. Лансере, Л.О. Пастернака, А.П. Рябушкина, А.С. Степанова и В.А. Серова. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора. Т.I-IV. Спб., Издание Экспедиции Заготовления Государственных бумаг, 1896-1911. С 92 илл. вне текста и 478 илл. в тексте. В 4-х великолепных издательских ц/к переплетах из дорогой кожи с тиснением красками, золотом и серебром на крышках и корешках по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передних крышках (кроме 4-го тома, не имевшего наугольников). В суперобложках из ледерина, наклеенного на бумагу и с тисненым золотом большим двуглавым орлом в центре, высоко–художественные закладки, выполненные в русском стиле по эскизам Елизаветы Меркурьевны Бем (1843-1914): тканые шелковые и хромолитографированные по тонкому картону, прикрепленные к блокам металлизированной серебряной нитью, причем хромолитографированные рисунки одинаковы парно: в первом и третьем томе, во втором и четвертом. Тройной золотой обрез. Оригинальные форзацы с полихромной печатью. Размер наугольников 65х65 мм. Тираж 400 экз. Формат: 37,5х29,5 см.

Библиографическое описание:

1. Анофриев Н.Ю. Русская охотничья библиотека. Полный список книг и брошюр с краткими о каждой из них отзывами. Брест-Литовск, 1905, стр. 38-39 - Это самое роскошное издание по охоте на русском языке! Описан экземпляр в суперобложках с футляром и шелковыми закладками!

2. The Paul M. Fekula collection. A Catalogue. N.Y., 1988, №2575.

3. Бурцев А.Е. Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг. Спб., 1901, т. I, №156.

4. Sotheby’s. Russian books, maps and photographs. London, 27 November 2006, Lot №235 - $86000 - п/к, коленкор! На аукционе Christie’s. Imperial and Post-Revolutionary Russian Art. London, 6 October 1988, lot №322-2200 pounds only! Эволюция за 18 лет налицо! Экземпляр был получше.

5. Schwerdt’s collection of. Hunting, Hawking, Shooting books. Vol. I, p.p. 291-292, без 4-го тома!

6. Антикварный каталог Акционерного о-ва «Международная книга» №44. Художественные и юбилейные издания (книга в изящном оформлении). Fine books. Москва, 1934, №171. Ц/к экземпляр!

7. Библиографический указатель литературы и рекомендательные цены по разделу «Русская история» Мосбуккниги, №189, 1250-1500 рублей!

Значение этой книги в истории антикварной книги в России трудно переоценить. Автором и издателем книги был Николай Иванович Кутепов (1851-1907) - профессиональный военный, вышедший в отставку в 1906 г. в звании генерал-майора, писатель. В 1869 году с отличием закончил Александровское военное училище, начал службу прапорщиком в императорском батальоне гвардейских стрелков, участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе в знаменитой обороне Шипкинского перевала, был ранен.

Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том I. Издание иллюстрировано профессором В.М. Васнецовым и академиком Н.С. Самокишем. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1896. XVI, 212 стр. С 111 иллюстрациями в тексте и 8 вне текста. Великолепный светло-коричневый цельнокожаный переплет мастерской Кирхнера из дорогой кожи с тиснением красками и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Формат наугольников 65х65 мм. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

Кутепов Н.И. Царская охота на Руси царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. XVII век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том II. Издание иллюстрировано художниками: В.М. Васнецовым, К.В. Лебедевым, И.Е. Репиным, А.П. Рябушкиным, Ф.А. Рубо, Н.С. Самокишем и В.И. Суриковым. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1898. XXIII, 316 стр. С 50 иллюстрациями в тексте и 38 вне текста. Великолепный светло-зелёный цельнокожаный переплет из дорогой кожи с тиснением красками и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Размер наугольников 65х65 мм. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

Кутепов Н.И. Царская и Императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век. Исторический очерк Ник. Кутепова. Том III. Издание иллюстрировано художниками: А.Н. Бенуа, А.М. Васнецовым, Э.Э. Лансере, К.В. Лебедевым, Л.О. Пастернаком, И.Е. Репиным, А.П. Рябушкиным, Н.С. Самокишем, А.С. Степановым, В.А. Серовым и В.И. Суриковым. Печатано с разрешения Министра Императорского Двора, Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. XXXII, 300, 284 стр. С 192 иллюстрациями в тексте (из них 15 с повторяюшимся названием) и 24 вне текста. Великолепный голубой цельнокожаный переплет из дорогой кожи с тиснением красками, серебром и золотом на крышках и корешке по особым рисункам и с серебряными наугольниками на передней крышке. Переплет и оригинальные форзацы с полихромной печатью на охотничью тему по рисункам Н.С. Самокиша. Размер наугольников 65х65 мм. Тройной золотой обрез. Тираж 400 экземпляров. Формат: 37,5х29,5 см.

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» представляет собой самый известный и самый объемный фолиант, посвященный русской охоте. Но, помимо букинистической ценности «Охота на Руси» считается одним из наиболее подробных трудов, описывающих быт и устои жизни целой эпохи Российской империи, начиная с X века и вплоть до периода правления Александра III. Это один из основных источников, по которым изучается история русской дипломатии, придворной жизни и содержащая выдержки с многих исторических документов того времени.

А начиналось все довольно прозаично. Император Александр III, будучи большим поклонником русской охоты, решил собрать воедино те рассказы, обычаи, традиции, которые до этого передавались из уст в уста от одного поколения охотников к другому. Он решил поручить эту работу не историку или писателю, а отставному полковнику Николаю Кутепову, который на тот момент был обычным завхозом при дворе и отвечал за обеспечение инвентарем Царской охоты.

Но полковник Кутепов отнесся к указанию с небывалым усердием. Будучи сам заядлым охотником, Кутепов сделал акцент на объективности и точности предлагаемой информации. Он изучал много документов, описывал массу событий, много работал с художниками иллюстраторами, чтобы передать абсолютно точную картину происходящего на царской охоте на протяжении 10 веков.

Есть у книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» и еще одна ценность. В ней собраны рисунки самых видных художников того времени. Для иллюстрирования издания специально рисовали свои картины такие мэтры как братья Васнецовы, Илья Репин, Валентин Серов и много других. Всего в книгу были включены работы 18 ведущих художников и живописцев того времени. Николай Самокиш, который отвечал за общую компоновку и оформление изданий, стал благодаря книге известным художником анималистом.

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» состоит из четырех томов. Каждый том посвящался определенному периоду времени. Так, первый том, вышедший в 1896 году, описывал период с X по XVI века», второй (1898) – правление Михаила Федоровича и Алексея Михайловича в XVII веке, третий (1902) – период XVII - XVIII веков, а четвертый (изданный уже женой Кутепова после смерти мужа в 1911 году) был посвящен особенностям охоты за последние сто лет. Не смотря на то, что заказчик труда – Александр III – его так и не увидел, Кутепов в предисловии каждого тома писал, что книга создана в память об Императоре Миротворце и строго в соответствии с его пожеланиями и рекомендациями.

Несмотря на довольно высокую стоимость (в магазине эстампов Фельтена в 1911 году книга стоила целых 50 целковых), она была довольно популярна. Еще при жизни автора ее несколько раз переиздавали, хотя тиражи были очень небольшими. Книга была на тот момент действительно очень сложна технологически и дорога в изготовлении. Всего было издано не более 500 полных экземпляров, некоторые из которых дожили и до наших дней и сегодня представляют большую букинистическую ценность.

Охота, получившая название царской, известна на Руси издревле. Она была не только любимым развлечением русских князей, но и хорошей школой для подготовки воинов к боевым походам. Писатель Борис Савченко рассказывает об охотничьих вкусах русских царей, императриц и генсеков.

Великий князь Василий III на охоте. С литографии Б. Чорикова

Василий III

В XV веке, при Василии III достигла своего апогея псовая охота . Была создана даже некая администрация в лице ловчих с помощниками, ведавшая всей организацией. И неудивительно: в государевой охоте, особенно на «красного зверя» (волка, лису) участвовал довольно многочисленный егерский состав - более 100 человек. На великокняжеской службе находились ловчий, выжлятники (охотники с гончими), доезжачий (подчиненный ловчему старший выжлятник), борзятники (охотники с борзыми), псари, загонщики. А еще привлекалась временная обслуга при обозе: повара, конюхи, возницы. Охотники обеспечивались «фирменной» одеждой (кафтан, шаровары, полушубок, плащ, фуражка или шапка) и снаряжением (ножи с ременными поясами, арапники, рога и пр.).

В зависимости от количества собак устраивались большие и малые псовые охоты. В малой участвовали 18 гончих и 20 борзых в пяти сворах, на большую брали до 40 гончих и 12 свор по 3 борзые. Гончие «выгоняли» зверя на открытое пространство, где его ожидали верховые охотники со сворами борзых, - те уже догоняли и «брали» зверя.

В. Суриков. Охота Царя Михаила Федоровича на медведя

Михаил Романов

В отличие от Василия III, обожавшего травлю зайцев, Михаил Романов увлекался охотой на медведей . С этой целью в 1619 году царь посылал на север, в «медвежью сторону» двух охотников и трех конных псарей с приказом брать с людей оброк собаками и медведями.

Зверей доставляли в Москву, и для государя и его гостей устраивалось потешное представление, состоящее из трех актов: медвежьей комедии, травли зверя и медвежьего боя. Во время «комедии» медвежьи поводчики «забавляли зрителей присказками и приговорками, которые служили комментарием к этому медвежьему балету, и объясняли медвежьи действа. Травля заключалась в том, что на прирученного, уже одомашненного медведя напускали дикого собрата или натравливали свору собак. Кульминацией представления был бой человека со свирепым зверем в кругу, ограниченном стеной. От бойца требовалось, изловчившись, воткнуть в медведя рогатину или вилы. В противном случае человек сам становился жертвой разъяренного зверя. И все это называлось охотой!

Женское правление

В период «женского правления» Российской империей охота, как ни странно, приобрела новый размах. Анна Иоанновна , ревниво заботившаяся о блеске своего двора, особое внимание уделяла устройству и развитию учреждений придворной охоты . В 1736 году введена должность обер-егермейстера. Любимым занятием Анны Иоанновны стала ружейная стрельбы. В Петербурге возникло несколько охотничьих дворов, на которых, кроме коллекции редких экземпляров фауны, содержались звери для травли и птицы для ружейной охоты императрицы.

В царствование Елизаветы Петровны при дворе вошла в моду охота на тетеревов из шалашей и с чучелами.

Екатерина II увлекалась ловчими птицами , но с ее эпохой пришла в Россию еще одна западная «новинка» - парфосная охота . Это разновидность псовой травли, смысл которой сводится к тому, чтобы взять зверя живым, не допустить его растерзания.

Кстати сказать, охота в те времена отнюдь не была делом затратным. Напротив - по свидетельству современников, после всех дворцовых издержек и выдачи жалованья оставался еще огромный излишек в виде шкур и мехов, дававших при продаже до 230 тысяч рублей.

После кончины великой императрицы начинается явный упадок царской охоты. Соколиная была полностью ликвидирована, а ведомство псовой вошло в состав министерства императорского двора. В начале XIX века царская охота была переведена в Петергоф, в 1858 - в Гатчину, где формально и просуществовала до 1917 года.

Браконьеры в Разливе

Первые вожди страны Советов отличались скромностью, которая распространялась и на их отношение к охоте. Ульянов-Ленин одним из первых декретов вообще запретил промысел и хозяйственное использование заповедников. Однако скрытая страсть брала свое.

Журнал «Южная охота» за 1924 год информировал: «Охотились тов. Ленин и тов. Зиновьев тайно (речь идет о заповеднике «Разлив»), но однажды лесник Аксенов задержал двух «браконьеров» и отнял у тов. Зиновьева ружье. После переговоров и вмешательства тов. Емельянова (того, что до революции укрывал Ленина в шалаше) лесник отдал ружье, принимая задержанных за финских рабочих». Через несколько дней Зиновьев снова попался, но уже другому леснику, и прикинулся глухонемым. Лесник только выругался и отпустил «дурного парня».

Об охотничьих «забавах» Ленина в Шушенском вспоминала и Надежда Крупская
: «Поздней осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на остров за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». Да, на Деда Мазая эти охотники похожи точно не были.


Картина А. Моравова «Ленин на охоте»

Новые «царские охоты» - они именовались спецохотохозяйствами - плодились во множестве с конца 20-х годов, когда жить становилось «лучше и веселее». Одно из них - «Завидово» - организовал «первый красный офицер» Клим Ворошилов. Там высший комсостав Красной Армии, что называется, отводил душу, истребляя напуганных зверей и птиц.

На охоту - в заповедник!

Сразу же после войны начинается бурный рост закрытых охотничьих угодий. Уже в июне 45-го в Латвии для ответработников ЦК республики организуются специальные сафари с запрещенным отстрелом диких коз.

В 1956 году Н. Хрущев и А. Микоян посетили Югославию. После переговоров Иосип Броз Тито пригласил советских гостей на охоту. Большой любитель пострелять, Хрущев был просто поражен и роскошью охотничьего дворца , и изобилием дичи, и выучкой егерей. И решил создать нечто подобное у себя.

Вскоре в урочище Вискули (Белоруссия) появился «объект государственной важности» , сооруженный из уральского гранита и кавказского мрамора. «Главный охотник СССР» прибыл на открытие на спецпоезде. Сюда же доставили два бронированных «ЗИСа-100»: один лично для Хрущева, другой - для команды автоматчиков. К охоте подготовились отменно. Глава государства тремя выстрелами подряд уложил трех кабанов, за что загонщики получили по 600 рублей премиальных.

Как-то в Воронежский заповедник прибыл председатель Совета Министров А. Косыгин, пострелять оленей . «Они же почти ручные», - возразил директор заповедника. - «А это даже хорошо, меньше хлопот». Тогда директор напомнил Косыгину о ленинском декрете. «А я как нынешний председатель Совмина СССР на три дня приостанавливаю декрет бывшего председателя Совнаркома», - был обескураживающий ответ.

А как-то в Воронежский заповедник на медвежью охоту нагрянули бравые московские генералы. Никак директор заповедника Буланкин не мог убедить гостей, что медведей в этих краях уже больше века не видели - слушать не хотели, давай медведя и все.

Делать нечего: пока генералы парились в баньке, из местного музея срочно забрали медвежью шкуру, выкопали в лесу берлогу. Нашли молодого лесника, который за бутылку водки согласился облачиться в шкуру, залезть в берлогу. С ним договорились - как только собаки залают, «медведь» должен вылезти из «берлоги» и встать на задние лапы. Генералы откроют огонь (патроны в ружьях будут холостыми) и «медведь» сразу падет. Дальше гостей отвезут на жареную печенку и вручат напоследок «трофей» - медвежью шкуру из музея.

Вначале все шло по сценарию: лайки залаяли, «медведь» вылез и встал на задние лапы, генералы выстрелили. Но молодой да еще немного поддатый для храбрости лесник не стал валиться на бок. Он решил попугать маленько генералов, и, зарычав, сделал в их сторону пару шагов. Но тут подскочили обеспокоенные адъютанты и давай палить из своих «ТТ». «Медведь» взвыл от боли, скинул маску и закричал во весь голос: «Буланкин, мать твою, мы же так не договаривались!..»


Леонид Брежнев на охоте. 1973 год. Фото Владимира Муcаэльяна

Come to USSR for hunting

Отдельная песня - визиты руководителей стран из братского соцлагеря, во время которых «доброго гостя» обязательно приглашали на русскую охоту, зачастую превращавшуюся либо в комедию, либо в трагедию.

Как-то к Хрущеву приехал Хоннекер из ГДР. Предполагалась охота на зайцев , но по чьей-то неосторожности косые разбежались из загона. Утром державным лицам, которые уже опохмелились, захотелось пострелять. А зайцев-то ни нет! Егеря взяли одного приблудного кота и зашили в заячью шкурку. Хоннекер выстрелил, промазал, а «зайчик» с испуга… забрался на дерево. Хоннекеру стало так дурно, что тогда, поговаривают, он «заработал» свой первый инфаркт.

Румынский диктатор Чаушеску обожал стрелять медведей . В момент его очередного визита в СССР дикого зверя не оказалось под рукой. В таких случаях пользовались услугами зоопарка. Выбранного медведя накачивали транквилизаторами и за задние ноги приковывали цепью к дереву. Для гостя же возводили деревянный помост, ставили столик с коньяком, икрой и прочими деликатесами. Когда все было готово, давали команду, и «лучшего румынского стрелка» подвозили к месту «охоты».

Во время такой «охоты» Чаушеску показал себя сущим садистом. Восседая на коврах, словно татарский хан, он стрелял по медведю из винтовки с оптическим прицелом, но заряженной малокалиберными пульками, годными разве что для белок. При этом норовил попасть медведю в глаза, уши, нос. Расстреливал не одну обойму, пока израненный зверь не падал на землю. Только после этого «охотник» осмеливался подойти к полумертвому зверю и сделать из другой винтовки контрольный выстрел в пасть.

Был случай, когда сорвавшийся с цепи медведь ринулся к помосту, где пиршествовал румынский генсек, и чуть не разорвал своего мучителя. Тогда Чаушеску спасла охрана, но после на подобных охотах на деревья сажали снайперов - так, на всякий случай.

Король Испании и медведь Митрофан

Последние скандал, связанный с «царской» охотой на Руси, случился не так давно. В убийстве ручного медведя обвинили не кого-нибудь, а короля Испании, но доказательств не нашли.

Скандал разразился в Вологде в октябре 2006 года. Начальник областного управления по охране и развитию охотничьих ресурсов Сергей Старостин направил губернатору Вячеславу Позгалеву письмо, в котором сообщал, что король Испании Хуан Карлос I, находившийся в августе с визитом на Вологодчине, убил на охоте ручного медведя, которого к тому же напоили водкой .

Согласно письму, Хуан Карлос и его свита жили на базе отдыха «Глухариный дом» в местечке Лимоново. «Отвратительная инсценировка сопровождала охоту короля Испании Хуана Карлоса, - писал губернатору господин Старостин. - Фальсификаторы «принесли в жертву» добродушного и веселого медведя по кличке Митрофан, содержавшегося на базе отдыха в селе Новленском. Медведя посадили в клетку и привезли к месту охоты. После этого его щедро напоили водкой, смешанной с медом, и вытолкали на поле. Естественно, грузное пьяное животное стало легкой мишенью. Его величество Хуан Карлос уложил Митрофана с одного выстрела».

Впрочем, официальная проверка, назначенная губернатором Позгалевым, этот факт не подтвердила. Оказалось, что в программе пребывания короля Испании в Вологодской области охоты не было. А медведь Митрофан, который со слов Старостина, «был принесен в жертву», до 6 октября 2006 года содержался на базе Вологодской областной общественной организации «Клуб охотников «Омогаевское» в поселке Новленское, и, следовательно, не мог быть застрелен в августе 2006 года.

Однако, и в живых медведя уже нет - в ночь с 6 на 7 октября 2006 года, по сообщению официальной комиссии «был произведен вынужденный отстрел медведя по причине его крайне агрессивного поведения».

«ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ, ЦАРСКАЯ И ИМПЕРАТОРСКАЯ ОХОТА НА РУСИ» Н. И. КУТЕПОВА - ШЕДЕВР РУССКОГО КНИГОИЗДАНИЯ

Г. В. Аксенова

Аннотация. В статье рассматривается многотомная история охоты на Руси и в России Н. И. Кутепова, заведующего хозяйственной частью Императорской охоты, как образец и шедевр искусства книгопечатания XIX - начала XX вв.

Ключевые слова: книга, издательство, история охоты, батальная и историческая живопись, полиграфия, Н. И. Кутепов.

Summary. The article examines the multi-volume history of hunting in Rus and Russia by N. I. Kutepov, head of the economic part of the Imperial hunting, as an example and masterpiece of the book publishing of the 19th - early 20th centuries.

Keywords: book, publishing, history of hunting, battle and historical painting, polygraphic industry, N. I. Kutepov.

Красивая, с любовью оформленная, полиграфически высокопрофессионально исполненная книга всегда привлекала и привлекает внимание читателя. На рубеже XIX-XX вв. в России работало несколько издательств, выпускавших роскошно оформленные книги с учетом древнерусских традиций. Среди них известные издательства А. Ф. Маркса, А. Ф. Девриена, И. Н. Кнебеля, Экспедиция заготовления государственных бумаг, издательство картографического заведения А. Ильина (в настоящее время Госзнак) и др. В первую очередь, именно в этих издательствах создавались изысканно оформленные, хорошо иллюстрированные книги, освещающие различные вопросы русской истории и отвечающие самым

разнообразным запросам читающей публики. В области книжной графики с издательствами сотрудничали выдающиеся русские живописцы: В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров,

A. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Ф. А. Рубо, К. В. Лебедев, Н. С. Самокиш и Е. П. Самокиш-Судковская, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий, Б. В. Зворыкин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере,

B. А. Серов и многие другие.

Одним из лучших изданий, выпущенных на рубеже XIX-XX вв., стал четырехтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» , в котором был использован многовековой опыт оформления рукописных и печатных книг и который был хорошо известен специалистам-книговедам, библиофилам и, конечно

Остановимся подробно на этой уникальной книге, воплотившей в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовавшей формированию интереса русского общества не только к русской истории, но и к древней книжной традиции.

Генерал-майор Николай Иванович Кутепов (1851-1908), исследователь и писатель, заведующий хозяйственной частью Императорской охоты, происходил из дворян Владимирской губернии. В 1869 г., окончив 3-е Александровское военное училище, начал служить в Лейб-гвардии стрелковом императорской фамилии батальоне в чине прапорщика. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., в том числе и в знаменитом сражении на Шипке. Был ранен. В сентябре 1885 г. его определили на службу в Императорскую придворную охоту на должность заведующего хозяйственной частью. Находясь на этой службе, он получил сначала звание полковника, в 1900 г. - чин генерал-майора, а в 1906 г. вышел в отставку.

Николай Иванович Кутепов вместе со своей семьей жил в Гатчине, где и располагалась Императорская охота, был церковным старостой в церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе. По его инициативе осенью 1898 г. в Гатчине

состоялось открытие народной библиотеки Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III, членом которого он был.

Главным делом Н. И. Кутепова стало написание и издание серьезнейшего исследования, посвященного истории охоты. Начало этой работе положил император Александр III в 1891 г., высказав пожелание о составлении истории царской охоты в России начальнику Императорской охоты князю Д. Б. Голицыну и заведующему хозяйственной частью Н. И. Кутепову во время обхода охотничьих угодий в Гатчине. «Этот труд тем более желателен, что он представляет интерес для каждого русского», - произнес император . Составление исторического очерка, который должен был хронологически охватить период от Древней Руси до Александра III, непосредственно поручили Н. И. Кутепову.

Перед историком была поставлена достаточно сложная задача - впервые собрать и проанализировать огромный, доселе малоисследованный материал по истории охоты на Руси и в России с момента образования Древнерусского государства до конца XIX в. О проблемах, связанных с работой, Н. И. Кутепов написал в «Памятной записке о положении дела по составлению "Сборника материалов, касающихся истории Великокняжеской, Царской и Императорской охот в России"» 1. Его исследовательская работа началась с поиска сведений об организации охоты, с «рассмотрения древних ру-

1 В записке, ставшей своеобразным отчетом о предстоящей работе, Н. И. Кутепов дал полный перечень всех материалов, изученных специально для подготовки как всего издания, так и его разделов.

кописей, до настоящего времени не напечатанных и хранящихся в различных наших архивах» , таких как Государственный Архив, Московский Архив Министерства Двора, Архив Министерства Иностранных Дел и Архив Московского Министерства Юстиции. Полученные архивные данные были дополнены из печатных сборников древних актов, из сочинений русских историков, мемуаров и записок современников, иностранных путешественников, посещавших Россию в разные времена. Огромную помощь исследователю оказали русские ученые, библиотекари, коллекционеры: А. Ф. Бычков, В. В. Стасов, Н. П. Лихачев, А. А. Фаворский, С. Л. Ширяев, С. Н. Шубин-ский, С. А. Белокуров, Н. П. Павлов-Сильванский, А. В. Половцов, Г. В. Есипов, В. П. Ламбин, И. М. Губкин. Богатейшее собрание гравюр в распоряжение Н. И. Кутепова и издателей предоставил П. Я. Дашков.

К началу 90-х гг. XIX в. Н. И. Куте-пов полностью подготовил тексты по истории охоты в Киевской Руси, в Московском государстве при последних Рюриковичах и в XVII в. при первых Романовых. В изданной в 1893 г. «Памятной записке...» он изложил развернутый план будущей книги. В это же время в типографии Главного управления уделов в Санкт-Петербурге история царских охот, написанная Н. И. Кутеповым, впервые вышла в свет. Это было малотиражное издание без иллюстраций. Его назначение объясняло письмо Н. И. Кутепо-ва художнику В. В. Верещагину, с которым он был знаком со времени Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: «Многоуважаемый Василий Васильевич! Вот Вам и мое детище: пожалуй-

ста, не ругайтесь, а главное это издание вышло всего в 10 экземплярах, специально для товарищей людей хороших - пока совершенно как Его Величество его еще и не видел - да оно еще и не закончено литературно, и требует сильной и внимательной корректуры. Издал я в таком виде поспешно еще и потому, что его необходимо иллюстрировать, есть малая толика и рисунков и вещей памятников» .

В мае 1894 г. Кутепов преподнес пробное (и потому малотиражное) издание готового текста императору, за что удостоился монаршей благодарности. С 1894 г. началась серьезная подготовка нарядного подарочного издания, к оформлению которого были привлечены лучшие художественные силы России: молодые, талантливые и уже прославившиеся своими историческими работами, а также работами в области книжной графики художники К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, Н. С. Самокиш, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо. Печатание поручили Экспедиции заготовления государственных бумаг - лучшей типографии России.

Первый том с посвящением императору Александру III, не дожившему до выхода книги (он скончался 20 октября 1894 г.), названный «Великокняжеская и царская охота на Руси», увидел свет в 1896 г. Текст посвящения гласил: «Блаженной и вечной памяти великого государя Александра III благоговейно посвящается сей труд, по его царственному желанию начатый, по его мысли исполненный». Лицевую крышку переплета первого тома украсил вензель Александра III с изображением импера-

торской короны в лучах солнца. Темой прославления императорской власти отмечены переплеты всех четырех томов издания. Изображение двуглавого императорского орла с гербом Москвы на груди, держащего в лапах скипетр и державу и увенчанного императорской короной, можно увидеть на корешках 1-го, 2-го и 3-го томов, а также на лицевых крышках переплетов 2-го и 4-го тома.

В 1896 г. французский литературовед и критик, большой любитель путешествий виконт Эжен-Мельхиор де Вогюэ, познакомившись с присланным ему экземпляром «Великокняжеской и Царской охоты на Руси», написал Н. И. Кутепову: «Ваша книга адресована не только охотникам: Ваше создание - это живописная глава национальной истории. Вашей целью, как мне известно, было реализовать идею светлейшего императора Александра III; и, насколько я себе представляю, невозможно лучше исполнить это желание, лучшим образом почтить память суверена, которого почитали как монарха и как того, кто был покровителем исторических исследований. Суеверные охотники не станут целиться, если им под руку пожелают удачи; я не желаю, стало быть, большого успеха своему историку; но я поздравляю сердечно с этой прекрасной работой и прошу милостиво принять выражение моих самых замечательных чувств» .

Второй том, посвященный царской охоте XVII столетия, был издан следом, в 1898 г.

Работа над историей «Охоты» продолжалась до конца жизни автора. Николай Кутепов подготовил серию очерков по истории охоты в

XVIII в. (увидела свет в 1902 г.). И сама история этого времени, и охота с ее традициями заметно отличались от всего предшествующего периода. XVIII столетие - это новая, другая история России, к художественному воплощению которой с особым интересом и вниманием обращались художники объединения «Мир искусства». Лидеров именно этого объединения Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста и привлек историк для создания образа новой эпохи на книжных полосах с учетом новой книжной традиции, возникшей в XVIII в. В иллюстрировании третьего тома также приняли участие К. В. Лебедев, А. П. Рябушкин, Л. О. Пастернак, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. А. Серов. Были использованы художественные работы А. С. Степанова и А. К. Беггрова. Лицевая крышка этого тома, посвященного императорским охотам XVIII в., украшена изображением двух соколов, переносящих императорскую корону с одного берега реки, где можно различить выполненные золотым тиснением контуры московского Кремля, на другой берег, где мы видим шпиль Петропавловского собора; рисунок символизирует перенос при Петре I столицы государства из Москвы в Санкт-Петербург и начало императорского правления в России.

Четвертый том, посвященный эпохам правления от Павла I до Александра II, вышел только в 1911 г., после смерти Н. И. Кутепова. Работа была завершена благодаря усилиям его вдовы Елены Андреевны. Она продолжила работу с художниками, обсуждая каждый рисунок с императором Николаем II. В результате, в издание вошли работы

А. Н. Бенуа, Л. О. Пастернака, К. В. Лебедева, Н. С. Самокиша, А. С. Степанова, И. Е. Репина, Ф. А. Рубо,

A. В. Маковского, Н. Е. Сверчкова,

B. И. Навозова, П. П. Соколова, М. А. Зичи, Я. И. Бровара, А. Е. Кар-неева, В. Г. Шварца. При оформлении четвертого тома книги (так же, как и предыдущих) использовались гравюры, предоставленные известным русским коллекционером П. Я. Дашковым.

Что касается содержания, то последний том заканчивался описанием охот при дворе Александра II с воспроизведением значительного количества зарисовок с натуры художника М. А. Зичи, неоднократно сопровождавшего императора в его выездах. Болезнь и смерть помешали Н. И. Кутепову осветить тот период императорских охот, в которых он сам был непосредственным участником и организатором - период правления Александра III. Исследователи предполагают, что этот материал должен был составить заключительный, пятый том роскошного издания.

Как уже было сказано выше, все четыре тома «Охоты» печатались в Экспедиции заготовления государственных бумаг, считавшейся лучшей типографией России. Основанная в 1818 г. по указанию императора Александра I как правительственное учреждение для изготовления денежных знаков и других ценных бумаг, наряду со своей непосредственной деятельностью Экспедиция занималась изданием высокохудожественных книг. Не будучи стесненной в средствах, Экспедиция постоянно оснащала свои мастерские самым современным оборудо-

ванием. Высокий уровень технического оснащения, а также наличие в ее штате ведущих российских специалистов в области полиграфии позволили изготовить все необходимое для издания «Великокняжеской, Царской и Императорской охоты на Руси», задуманной как роскошное, в лучших традициях русской книжности издание: прекрасные шрифты (тогда еще новый, специально созданный шрифт «медиеваль»), серебряные наугольники в форме двуглавых орлов, высококачественная бумага, великолепные воспроизведения рисунков художников. Многокрасочные внетекстовые иллюстрации воспроизвели хромолитографией, а виньетки художника Н. С. Самокиша - фототехническим способом автотипии. Для хромолитографий, вклеенных в книгу, использовали особый сорт плотной бумаги с рельефной поверхностью. Внетекстовые иллюстрации защитили кальками, на которых, поместили подписи к рисункам. За воспроизведение изобразительного материала в издании отвечал заведующий художественной частью Экспедиции гравер Г. И. Франк, исполнивший офорт «Федор Никитич Романов-Захарьин-Юрьев» по оригиналу И. Е. Репина (2-й том). Наряду с автотипией и хромолитографией, в «Царской охоте на Руси» поместили 4 офорта (один, упомянутый выше, и три - с оригиналов В. И. Якоби), а также две гелиогравюры по оригиналам В. И. Сурикова и К. В. Лебедева. Хромолитографии в издании очень высокого качества и вполне достоверно передают все переходы цветовых тонов оригиналов, выполненных акварелью или темперой.

Изданные тома имели яркие, оригинальные, запоминающиеся переплеты, форзацы и суперобложки, выполненные по рисункам Н. С. Самокиша. Особую торжественность добавили золоченые обрезы и шелковые ляссе. Изящное внешнее оформление, иллюстрации-хромолитографии, заставки, виньетки, концовски - все это вместе создало гармоничный целостный ансамбль с текстом, посвященным истории охоты.

Все четыре тома «Охоты» были изданы как на русском, так и на французском языках. Оформление практически не отличалось от издания на русском языке, за исключением небольших изменений, внесенных Н. С. Самокишем в художественный облик переплетов и форзацев. Так, например, в написании заглавия книги на переплете «французского» варианта 1-го тома - «La Chasse Grand-Ducale et Tsarienne en Russie» - Н. С. Самокиш использовал стилизацию под готический шрифт. Подписи к воспроизведенным в тексте документам даны на французском языке.

Появление каждого тома сопровождалось откликами в прессе. Рецензии, авторами которых были известные русские историки и издатели П. Н. Полевой, С. Н. Шубинский, А. В. Половцов, публиковались в крупнейших журналах и газетах, таких как «Исторический вестник», «Русский вестник», «Журнал Министерства народного просвещения», «Московские ведомости», «Правительственный вестник» и др. .

Издание Н. И. Кутепова экспонировалось на нескольких выставках, среди них: выставка «Искусство в книге и плакате», проходившая в рам-

ках Всероссийского съезда художников в Санкт-Петербурге в декабре 1911 - январе 1912 г., и Международная выставка печатного дела и графики в Лейпциге 1914 г.

Среди художников, привлеченных к работе над изданием, были и те, кто в своем творчестве обращался к древнерусской рукописной традиции, использовал различные типы древнерусского письма (устав, полуустав, скоропись) при создании цельной художественной композиции, пытался самостоятельно работать в области искусства рукописной книги. Такими художниками были братья В. М. и А. М. Васнецовы, К. В. Лебедев, А. П. Рябуш-кин, Н. С. Самокиш.

Основная оформительская нагрузка при издании «Охоты» легла на плечи Н. С. Самокиша, который смог предложить новое, удивительное художественно-графическое решение подачи исторического материала, широко используя традиции древнерусского искусства. Именно его заставки, виньетки, инициалы, концовки и полевые украшения, выполненные в древнерусском стиле, связали все четыре тома книги в единое целое. Не текст автора, достаточно фрагментарный (ведь книга - это серия очерков), а именно графические работы сделали ее таковой.

Эта уникальная книга воплотила в своем оформлении лучшие традиции древнерусского книгописания и книгоиздательства и способствовала формированию интереса русского общества и к русской истории, и к древней книжной традиции, и к книгопечатанию, приобщая читателей к высокой полиграфической культуре.