Империя монголов. Великий хан Темуджин

И Индии была привезена весть о том, что на востоке образовалось новое государство - Монгольская империя, которая очень скоро пришла и к русским границам.

В те времена территория от Китая до Байкала была населена монгольскими племенами. Татары, жившие там же сначала, были заклятыми врагами монголов, но им пришлось примириться с тем, что монголы их покорили. Таким образом, оба этих племени и Русь стали называть просто татарами.

Со второй половины XII века у монголов стали отмирать родоплеменные отношения, а с появлением частной собственности сформировались отдельные семьи. На то время Русь была более развитым государством, чем монголы, которые кочевали.

Наиболее богатым у монголов считался тот, у кого было больше скота и коней. Для этого им нужны были большие площади земли. У монголов были свои вожди, которые назывались ханами. У ханов в подчинении были нойоны, являвшиеся вождями племен. Именно они захватили для своего скота лучшие земли для выпаса. Ханы с нойонами содержали боевые дружины, состоявшие из аратов, которые были просто бедными соплеменниками. Крупные ханы могли позволить себе иметь отборную гвардию, в которой служили нукеры.

У монголов в те времена начали зарождаться феодальные отношения, что можно назвать государственностью. Городов Монгольская империя не строила, а богатство мерилось количеством пастбищ и скота. Считалось, что монголы - это отсталая цивилизация. Они были очень воинственным народом. Для того чтобы захватить новые пастбища, они без раздумья уничтожали тех, кому эти пастбища принадлежали ранее.

Монголы сажали своих детей в седло с детства, и поэтому каждый из них был прекрасным наездником и виртуозно владел арканом, луком со стрелами. Их кони были мохнатыми, низкорослыми, обладали удивительной выносливостью.

Ближе к XIII веку монгольские ханы стали вести борьбу за первенство. Победившие подчиняли себе побежденных, и те становились подданными более сильного хана и воевали на его стороне. А непокорные становились рабами. Монгольская империя проходила свое становление непрекращающимися войнами племен, а позднее - их союзами. Вожди возвышали себя поступать по-другому в те времена не умели.

В начале шестидесятых годов XII века монгольский вождь Есугэю объединил большое количество племен под своим началом. Старшим его сыном был Тэмучэн, которого мы все знаем как Чингисхана. Через некоторое время Есугэя отравили, а его войско разбежалось.

Вдова долгое время жила в нищете до тех пор, пока не подрос Тэмучэн и не собрал свою дружину, вместе с которой он воевал с другими ханами. Ему удалось, подчинив несколько монгольских племен, завоевать для себя трон «Хамаг монгол улуса», а это значит, что все монголы должны были подчиняться только ему. В эти времена он был молодым, смелым, безрассудным и беспощадным воином. Но он умел при определенных обстоятельствах и отступить.

Именно Тэмучэном были проведены реформы, при которых была введена десятичная система организации армии. Им была создана личная гвардия с огромными привилегиями для нойонов и нукеров, которых освободили от налогов. В то же время он покорял и остальные племена. Последним покоренным им племенем были великие татары. В это время площадь Монголии достигла 22% от территории Земли. В 1204-1205 годах Тэмучэна провозгласили Чингисханом - великим ханом. Именно с этих времен Монгольская империя начала свое существование.

» Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в.). Золотая Орда (1243 – середина XV в.). »

Краткие сведения о монголах.

В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты , найманы , меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов. В то время монголы исповедовали шаманизм.

Монгольские племена не были объединены. Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

Образование Монгольской империи.

Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура.

По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов , которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В 1206 году он созвал на реке Ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Именно тогда Темучин официально принял титул Чингисхана («величайшего владыки»)1). Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта. Когда Чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ Я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («Сокровенное сказание» стр. 168).

Теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “Чингис”. Ты стал царем, царей.” (Рашид- ад- Дин).

Так было образованно великое монгольское государство.

Военное устройство Монгольской империи.

Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой державой.

Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен в одну державу, было создание вооруженной силы.

Прежде всего, монгольский хан позаботился устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

Вот, что написано в “Сокровенном сказании” - ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

В составе армии имелась еще особо отборная часть – “тысяча храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.2)

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались. В войсках установлена строжайшая дисциплина. Всю армию и территорию Чингисхан разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль) во главе был поставлен Кая; правое крыло – западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло – восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

Главным оружием легкой конницы был лук со стрелами. Стрелы отличались необычной остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.
В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главным оружием нападения (стрелков) были кривые сабли и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица, которые подвешивались к поясу или седлу. В рукопашном бою монголы старались сбрасывать или стаскивать врагов с коней, для этой цели служили прикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканы из конского волоса, которые накидывались с некоторого расстояния. Они применяли при осадах метательные орудия, тараны, горящую нефть. Монголы умели производить наводнение. Делали подкопы, подземные ходы и т.д.
Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Общественное устройство.

В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества.

Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени (лицо) подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. Родовой быт воздвигает идею личности, подчиненности единоличному авторитету, - словом, начала близкие к принципам военной организации.

Итак, Чингисхан осуществлял свою власть в империи через посредство иерархии сотрудников из лучших “сынов народа”.

В своих словах, речах, указах, постановлениях Чингисхан никогда не обращается, подобно тюркским каганом, к народу, а говорит только с царевичами, нойонами и багатурами.

Но надо отдать справедливость великому монгольскому монарху, что, не смотря на свои строго аристократические воззрения, он при назначении на высшие должности по войску и по администрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал по знаниям, качествам, смотрел на техническую годность данного лица, особенно уделял серьезное внимание на нравственные качества. Он ценил и поощрял такие качества в людях как верность, преданность и стойкость и ненавидел измену, предательство, трусость и др. По этим признаком Чингисхан и делил людей на две категории.

Монгольское государство управлялось преимущественно кочевниками; из городского населения он брал только нужных ему “спецов”. В империи Чингисхана не было ни одного “выборного” органа. Он сам не считал себя избранным императором, а тем более избранным “народом” (он был провозглашен начальником родов и племен).

В основу государства была положена также религия: сам Чингисхан и его сотрудники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После завоевания и присоединения населения земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов, продолжают действовать.

Государственная система монголов способствовала закалке держав Алтын Орды и Московской Руси. Русь унаследовала от монголов Централизацию государственной власти, транспортные налоги, всеобщую перепись населения, военно-административную систему, денежную единицу, серебряную монету-тенге.

Чингисханом был создан документ «Ұлы жаза» («Ясак» или «Великое наказание»). 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.

Монгольская империя государство, созданное в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в. В короткое время монголы завоевали огромную территорию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Центральной Европы. Столицей империи стал г. Каракорум.

В 1206 г. на курултае собрании представителей монгольской знати хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингисхана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена железная дисциплина.

Вскоре Чингисхан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи взятых на службу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингисхана разгромили основные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 г. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не все полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 г. огромное войско хана Батыя, внука Чингисхана, вторглось в русские земли. Были покорены почти все княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингисхан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гг. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучихана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь этот улус был разделен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта, владении внука Чингис-хана хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 г. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:

кочевой и полукочевой образ жизни населения;

патриархальный характер рабства;

значительная роль племенных вождей;

иерархия кочевого землевладения.

Господствующее положение в обществе принадлежало богатым землевладельцам («белая кость»), они составляли монголо-татарскую кочевую аристократию.

В первую группу феодалов входили хан и царевичи из рода Джучи первого хана Золотой Орды. Во вторую группу наиболее крупные феодалы беки и найоны. Третья группа феодалов состояла из тарханов людей, занимавших невысокие должности в государственном аппарате. Четвертую группу привилегированного населения составляли нукеры они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. После принятия ислама в качестве государственной религии значительную роль в Золотой Орде стало играть мусульманское духовенство.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и включало кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Крестьянское население разделялось на крестьян-общинников, имевших свой инвентарь, надворные постройки и т. д., и обедневших членов крестьянской общины.

Монголы, составлявшие ядро населения Золотой Орды, вскоре стали растворяться среди массы покорённого ими тюркского населения, прежде всего половцев (кипчаков). Уже к концу XIII в. монгольская аристократия и основная масса простых монголов настолько тюркизировались, что монгольский язык был почти вытеснен из официальной документации кипчакским языком.

Государство Золотой Орды возглавлял хан, обладавший сильной деспотичной властью. Он избирался курултаем съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был г. Сарай-Бату, построенный в 1254 г. на Волге.

Особенностями феодальных отношений здесь были: кочевой и полукочевой характер общества; важная роль, которую играли племенные вожди; иерархия кочевого землевладения. Государственной религией в Орде был ислам.

Сохраняющиеся родоплеменные отношения базировались на кочевой иерархии: хан, царевичи, беки, найоны, тарханы, нукеры. Соответственно складывалась и военная иерархия монголов, основанная на численной (десятичной) системе: темники (от «тьма» -- 10 тыс.), тысячники, сотники, десятники. Все войско состояло из тяжелой и легкой кавалерии.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII в. последние попадали в положение данников Орды. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь и администрацию, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался одному из князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Получение этого символа как бы давало право на титул великого князя и политическую и военную поддержку со стороны Сарая (столицы Орды).

Эту ситуацию умело использовали некоторые русские князья, чтобы усилить свою роль и влияние на другие княжества. Дани и поборы, подсчет населения, карательные и полицейские функции на территории русских княжеств осуществляли баскаки.

В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства. новгород судная грамота орда

Центральным органом управления в монгольском государстве был диван. В него входили четыре эмира, возглавлявшие улусы, на которые была разделена территория Золотой Орды. Их работу координировал визирь номинальный глава правительства. Обычно эмиры являлись родственниками хана Орды и сохраняли определённую самостоятельность в местном управлении.

Государственная организация монгольского населения соответствовала её военной организации. Она основывалась на древней десятичной системе. Все население улусов было разделено на десятки, сотни, тысячи и тьмы; командирами этих подразделений являлись десятники, сотники, тысячники и темники. Основным родом войск монголов была легкая и тяжелая кавалерия.

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 г., после прихода к власти в результате междоусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде получил широкое распространение ислам. Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гг. XIV века, а во второй половине XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

Основными источниками права Золотой Орды являлись:

«Великая Яса» Чингисхана собрание монгольских законов и обычаев;

обычное право монгольских и других племен;

нормы шариата;

ханские грамоты, ярлыки, повеления местным управителям и т. п.;

«сокровенное сказание» более поздний сборник правовых норм.

Нормы «Великой Ясы» имели казуальный характер и в значительной части выражали религиозные предписания и запреты. Например, суровые наказания грозили тому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той же дороге, по которой отправлялся в путь. Под страхом смертной казни запрещалось проходить по тому месту, где располагалась ставка хана, та же кара грозила за опускание руки в текущую воду.

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Старший сын наследовал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота оставался младшему сыну, который даже после женитьбы продолжал жить с родителями. Закон требовал от жениха платить родителям невесты выкуп, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия. Многие девушки выходили замуж в зрелом возрасте, так как жениху приходилось долгое время копить деньги на выкуп своей невесты.

Для уголовного права Золотой Орды характерной чертой была крайняя жестокость наказаний за совершенные преступления. Неисполнение законов Яссы часто каралось смертной казнью либо членовредительством. Так, одной из часто применяемых разновидностей смертной казни было: «зарезать, как барана». К смертной казни могли также приговорить за преднамеренный обман, убийство человека, нарушение правил забоя животных для еды, за колдовство и ряд других деяний.

За мелкую кражу виновного подвергали телесному наказанию, он должен был вернуть украденное или возместить его стоимость.

С особой жестокостью, в целях устрашения, наказывались воинские преступления и преступления против власти. Против покорённых народов часто использовалась внесудебная расправа силами военных отрядов.

Высшая судебная власть принадлежала хану, на местах правосудие вершили управители улусов и назначаемые ими местные судьи (яргучи), в войске командиры частей. Имелся и высший судебный орган диван-яргу. С принятием ислама появились кадии местные судьи, принимавшие решения на основе норм мусульманского права (шариата).

Судебный процесс носил открытый и состязательный характер. Наказание назначалось только в том случае, если обвиняемый «будет уличён в деянии и сознается». Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка, применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Монгольское право распространялось только на монголов, в покорённых землях действовали прежние местные правовые нормы.

Русские княжества в составе Золотой орды.

В первой половине XIII в. большинство русских княжеств, в том числе - Новгород и Псков оказалось в положении данников Орды. Русские земли были вынуждены уплачивать монголам тяжелейшую дань, однако сохранили свою государственность, церковь и администрацию. Сбор дани осуществлялся великим князем, право которого закреплялось ханским ярлыком. Ярлык давал право не только на титул великого князя, но и также на политическую и военную поддержку со стороны Золотой Орды. Некоторые русские князья использовали эту ситуацию, чтобы усилить свое влияние на другие княжества.

На территории Руси власть Орды была представлена особыми чиновниками баскаками. Они контролировали сбор дани, осуществляли подсчет населения, карательные, полицейские и другие функции. Главный баскак находился при великом князе.

Монголы на Руси оставили у власти, в качестве своих вассалов, не только великого князя, но и других местных князей. Это было сделано, чтобы затруднить объединение русских княжеств. В некоторых южных районах вводилось прямое правление Орды.

Московское государство переняло некоторые черты административного управления, используемого монголами. Это отразилось на системе и порядке налогообложения, организации войска, финансового ведомства и др.

Золотоордынские ханы выступали против вечевой демократии. Было распущено городское ополчение. Некоторые демократические элементы (вече) сохранились лишь в Новгороде и Пскове.

Русские князья применяли установленный монголами строгий порядок в административной сфере, в области налогообложения и военного дела. Всё население княжеств и земель было переписано и обложено тяжёлыми податями. Власть великого князя постепенно вытесняла такие политические институты, как вече, выборность, договор князя с народом и др.

Монголы, по китайскому образцу, установили на Руси некоторые учреждения: почтовую (ямскую) службу, таможню (тамга пошлина с перевозимых товаров).

В целом, по мнению советских историков, монгольское владычество оказало негативное воздействие на развитие русского государства и права. (гнет, унижение, разбой, разрушение городов). Оно отделило Восточную Русь от Западной Европы, часть русского народа оказалась на землях, захваченных великим княжеством Литовским. Для избавления от чужеземного гнёта русскому народу пришлось вести ожесточённую борьбу, что замедляло его политическое и правовое развитие.

Монгольский народ и монгольская империя

В конце XII века среди монголов происходит стремительное становление народа из отдельных этнических групп. Это связано с деятельностью Темучжина. Вначале Темучжин покоряет соседние монгольские этносы и становится Чингисханом, верховным владыкой всех монголов. Затем он расширяет зону своих политических интересов и включает в новый быстро создающийся народ все новые и новые этнические группы. Те этносы, которые подчиняются Чингисхану, становятся частью его армии-народа. Тех, кто оказывает сопротивление, Чингисхан безжалостно вырезает. Так создается новый лаос – монголо-татарский народ.

Армии Чингисхана, а после его смерти его наследников, захватывают Манчжурию, всю евразийскую степь от Тихого океана до Паннонии, Китай, владения хорезмского шаха, куда входила вся Средняя Азия, Афганистан и Персия, все Русские княжества, доходят до Сирии на Ближнем Востоке (где терпят поражение от египетских мамлюков), захватывают Венгрию и подходят вплотную к Вене, откуда возвращаются назад. Так складывается мегаимперия, во главе которой стоят монголы как «руководящий этнос». В полном составе империя Чингисхана держится недолго, и его дети и внуки становятся властителями отдельных ее частей, повторяя общий сценарий распада большинства мегаимперий.

Теперь обратимся к «Золотой Орде», созданному внуком Чингисхана Батыем, куда были включены завоеванные монголами русские княжества. «Золотая орда» вначале была составной частью Монгольской мегаимперии, но позже постепенно автономизировалась и стала представлять из себя самостоятельное государство. На 200 с лишним лет русский народ, оказывается в составе нового типа государственности, установленной извне. Этот период принято называть «монголо-татарским игом», так как по сравнению с историческим опытом собственной государственности русские восприняли монгольское владычество как «регресс», «катастрофу» и исторический «проигрыш».

Типологически можно сказать, что славяне снова вернулись к такой ситуации, когда они оказались данниками кочевых империй, центр которых располагался вне их территорий, как это не раз бывало в докиевский период. Разница состояла лишь в том, что теперь славяне знали, что такое свое государство, которого они лишились и что такое историческое бытие, тогда как ранее они, видимо, воспринимали внешнее господства как нечто, не затрагивающее их этнического бытия. Теперь у русских было с чем сравнивать: еще жива была память о Киевской Руси, которая резко контрастировала с нынешним положением покоренного народа.

Судьба русского народа в монгольскую эпоху определялась рядом внешних и внутренних факторов. С одной стороны, влияние «Золотой Орды» и ее социально-политический, культурный, религиозный строй, а также развитие самой ордынской политики, от которого русские поневоле зависели, а с другой политические решения, принимавшиеся теми или иными великими князьями и удельными князьями. Огромную роль играли княжеские распри, к которым на разных этапах подключались и монголы.


В первую очередь, следует обратить внимание на ценностную систему «Золотой Орды».

· абсолютизация военного духа,

· провозглашение превалирования воинской завоевательной героич. этики надо всеми остальными культурными формами,

· полное отождествление общества и войска, армии,

· требование тотального послушания начальству,

· воспевание мужества, храбрости, выносливости и всех иных военных доблестей,

· презрение к мирному труду, изнеженности, оседлым и особенно городским формам существования,

· прославление крайней жестокости к противнику,

· ненависть к предательству и императивному наказанию за него,

· предпочтение смертной казни за любые формы серьезных нарушений закона,

· ограничение в еде, пьянстве и наслаждениях,

· тотальная и обязательная веротерпимость в отношении всех религий и категорическому отказу в поддержке какой-то одной веры в ущерб другой,

· постановка служителей религиозных культов вне общих правил и сохранению им жизни и свободы даже в случае поголовного истребления населения тех стран и обществ, к которым они относятся.

Этими принципами, так или иначе, руководствовались почти все золотоордынские ханы, положившие эти установки в основу своего правления. Этот героический стиль русские за двести с лишним лет вполне усвоили и в дальнейшем стали строить свою государственность именно на такой ценностной системе.

И наконец, важнейшим элементом золотоордынской системы является почитание самого хана, который воспринимается не просто как административная инстанция, но как носитель абсолютной и непререкаемой власти, не сопоставимой с компетенцией всех остальных нижестоящих аристократов.

Ассимиляция и использование русским обществом ордынских социальных начал

На практике перечисленные принципы золотоордынского общественного устройства сформировали важнейшие черты будущего Московского царства. Благодаря веротерпимости, русские сохранили и многократно укрепили свою православную идентичность. Религия стала в этот период тем, что делало народ народом, то есть позволяло ему быть самим собой в условиях, когда государственная независимость была утрачена. Скорее всего, как будет явствовать из дальнейшей, постордынской истории, именно в эти двести с лишним лет произошло глубокое усвоение русским народом православных начал.

Важнейшим результатом для социологической структуры русского общества стал принцип абсолютной ханской власти, ранее не известный русским во всей его полноте и радикальности. Каким бы ни был престижным титул великого князя, он все же оставался в глазах других князей не более, чем первый среди равных. Познакомившись с ордынской формой власти, Владимирские, а позднее Московские князья сделали для себя очень важный вывод: если требуется сохранить единство великого государства, необходимо установить именно такую модель управления, когда верховный правитель не просто первый среди равных, а превосходит всех, кто находится вплотную к нему в той же степени, в которой он превосходит простых смердов.

Два пути русских княжеств в монгольский период

Все перечисленные моменты монгольского влияния дали о себе знать не сразу, но постепенно, по мере знакомства русских с ордынским укладом на протяжении 200 с лишним лет. Все это время на самой Руси продолжалась раздробленность, распри между удельными князьями, стычки друг с другом более мелких князей и битвы за великокняжеский.

При этом все яснее обозначалась граница между Западной Русью и Восточной Русью. К Западной Руси относилось Полоцкое, Смоленское, Галицко-Волынское княжество, а также территория княжества Киевского, Переяславского и часть Черниговского. К Восточной – Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское, Новгородское и восток Северской земли. Практически все эти и ряда земель, относящихся к северо-западным окаринам Полоцкого княжества, платили дань «Золотой Орде» и входили в ее территории. Но политически и социологически судьба этих двух половин Руси постепенно расходилась.

Западная Русь: стремление противостоять монгольскому нашествию с опорой на Западную Европу и католичество.

Восточная Русь: сотрудничество с монголами, укрепление Руси, противостояние Западу и католичеству (Александр Невский)

Эти два вектора предопределили две ориентации для последующих этносоциологических процессов – в зонах Западной и Восточной Руси в эпоху монгольских завоеваний из останков единого древнерусского народа и в большинстве своем славянских этносов, трансформировавшихся в ходе предыдущей истории и приобретших новые свойства, постепенно формируются два кандидата на народ – западнорусский и восточнорусский. Позднее западнорусский «народ» получит название «белорусов» (на севере) и «малороссов» (на юге), а восточнорусский народ станет называться «великороссами».

Возвышение Москвы

Владимирская Русь с эпохи Александра Невского становится центром становления великорусского народа. Постепенно центр внимания переносится в Москву. С князя Даниила Московского, сына Александра Невского, берет свое начало династия московских князей. Даниил Московский, как и вся последующая линия московских князей, наиболее последовательно продолжает традиции Александра Невского, стремясь всячески укрепить, расширить и обстроить Великое княжество Владимирское, позже Московское, сохраняя при этом лояльность Орде, верность православию и настороженность в отношении Запада.

Иван Калита: в расширение Московских владений, покупая или присоединяя силой многие русские города и области в основном на севере страны. Иван Калита интегрируется в ордынскую элиту, жестко собирает дань для хана с русского населения, подчиняет себе окружающие княжества, получает ярлык на великое княжение. Москва становится центром русского православия. Дети Ивана Калиты, великие князья Симеон Гордый и Иван II Красный, действовали в том же ключе, укрепляя Москву, тесно сотрудничая с монголами и стараясь максимально усилить русское православие.

Дмитрий Донской вошел в историю своей победой над ордынском войском Мамая на Куликовом поле, когда русские войска впервые за всю историю орды продемонстрировали свою способность побеждать монголов и их войско. Многие историки видят в этом переломный момент становления великорусского народа.

После 1380 года пройдет еще около ста лет, пока Москва окончательно освободится от монгольского ига, хотя после Куликова поля роль Орды существенно снизилась. Сама Орда стала слабнуть и превратилась из не подлежащего сомнению высшего имперского начала в сильное и могущественное, но клонящееся к закату государство, от которого Москва все еще зависела и которому платила дань («выход»), но которое уже не предопределяло ее судьбу.

Так завершается вызревание великоросского народа, который сложился в монгольский период из восточной части древнерусского народа – жителей восточных и северных княжеств Руси (Владимирско-Суздальского, Рязанского, Тверского, Новогородского).

Этот народ – великороссы – имел в своей основе преимущественно славянское население со значительной долей финно-угорского этноса. При этом за столетия государственности прочно сложилась политическая элита, состоящая из княжеской династии Рюриковичей, древнего боярства, а также значительного числа тюркской, монгольской, литовской знати, интегрированной в правящий класс в ходе исторических и политических перипетий.

Важнейшим скрепляющим этот народ – и в массах и в элитах – элементом было православие.

При этом огромное влияние на него оказало политическое и социальное устройство «Золотой Орды».