Использование опорные схемы на уроках в начальных классах.docx - семинар на тему: «использование опорных схем на уроках в начальных классах. Опорные конспекты, алгоритмы, схемы на уроках русского языка

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

Калашникова Любовь Петровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №153
город Новосибирск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Калашникова Любовь Петровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №153
1

Калашникова Любовь Петровна
Содержание
2016 г.
Актуальность 3
Теория вопроса 5
Практическое использование опорных схем на уроках 6
I.
II.
в начальной школе
III.
Результаты использования опорных схем 19
Заключение
Источники информации 25
Приложение 26
2

Калашникова Любовь Петровна
Введение
«Рецепт успеха ученика прост: во­первых, нужно верить в ребенка и
при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел
страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во­вторых, учителю нужно
очень четко все объяснять» писал педагог ­ новатор Виктор Федорович
Шаталов, известный своей системой обучения с использованием опорных
сигналов - ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким
выводом.
Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от
перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно
указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическим
материалом.
Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в
урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы ­ как оживить урок,
поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас.
Первоклассники, которые пришли ко мне в прошлом году, отличались своей
«пестротой» по уровню подготовки к школе, по поведению, по быстроте
восприятия нового материала. Треть детей ­ читающие, другая треть­ знающие
буквы, но плохо читающие, остальные – не читающие и знающие только
буквы. Использование опорных схем на уроках – считаю необходимым и
важным моментом в своей работе. Поэтому я обратилась к данной теме.
Актуальность
На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика ­
это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические
3

Калашникова Любовь Петровна
цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности,
чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом
информации образовании.
Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и
грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность
самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку
зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках.
Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к
снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие
теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию,
осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать,
сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы?
Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти
проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся,
нестандартным,
и
эмоциональным,
способствует

глубокому
последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том,
чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать
умение использовать теоретические сведения в практике.
Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен
научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать
информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы.
Целью своей работы вижу создание условий, способствующих
повышению качества обучения младших школьников.
Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах
активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их
мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению
материала.
4

Калашникова Любовь Петровна
Задачи
мотивация к предмету.
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее
усвоенной.

Объект:
Анализ применения схем на уроках в начальной школе.

Предмет
Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц.
Основные методы
Наблюдение, беседа.
I.
Теория вопроса
Всё новое – это хорошо забытое старое. Так ещё в начале своей
педагогической деятельности я, интересовалась методикой крупноблочной
подачи материала, разработанной Ю.С.Меженко, и некоторое время
использовала её на своих занятиях.
Сущность методики Ю.С.Меженко заключается в следующем:
Во­первых, теоретический материал группируется в крупные блоки, и
появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке
материала без перегрузки учащихся, что в значительной степени активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Во­вторых, кодирование учебной информации, умение читать опорные
сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде ­ это
важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования
развивающего обучения.
Такой подход соответствует современным психологическим
получившим подтверждение в многочисленных
рекомендациям,
экспериментах, где была доказана эффективность движения от абстрактного
к конкретному.
5

Калашникова Любовь Петровна
Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с
помощью опорных схем. Опорная схема по Шаталову – это «ассоциативный
символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно
восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под
опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих
структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию,
замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных
элементов».
Что такое опорная схема?
Опорные схемы ­ это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа,
рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных
функций опорных схем шесть: обобщение и систематизация, адаптация,
ограничения, снятие социального барьера, оптимизация самостоятельной
деятельности. Схема – опора ­ опора мысли ученика, опора его практической
деятельности, связующее звено между учителем и учеником. От традиционной
наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами
действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её,
работают с ней, при этом ни один не чувствует себя беспомощным. Исчезла
скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от
механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их
осмысленно: составляют правило по данной схеме­ опоре, выполняя
практическое задание.
Опорные схемы по разным темам программы помогают в одном случае
своевременно предупредить ошибку, а в другом – проработать допущенную
тут же на уроке, в третьем – провести профилактическое обобщённое
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях.
II. Практическое использование опорных схем на уроках в
начальной школе
6

Калашникова Любовь Петровна
Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной
школе является принцип наглядности
В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных
классах
стал остается метод использования опорных схем,
алгоритмов. Причём этот метод используется не только в 1 классе для
составления схемы слогов, слов и предложений, но и в последующих классах.
Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования
всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным
окружающим, овладеть языковой компетенцией.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами
увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и
развитии.
Ускоренное изучение теоретического материала по всем
учебным предметам дает значительную экономию учебного времени,
снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости
учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без
исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных
возможностей и доступности обучения
Как и из чего изготовлять схемы? Практика показывает, что
эффективно применять схемы может только тот учитель, который может
правильно их подобрать или сам составить, но при этом он должен знать и
основные требования к их составлению: составляется в форме бланка или с
соблюдением определенного объема и с учетом возрастных особенностей
учащихся. Важную роль играют компоновка, выделение основного понятия,
цветовая гамма.
Цель метода составления опорных схем отвечает всем современным
требованиям:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно,
мотивация к предмету.
7

Калашникова Любовь Петровна
Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с
ранее усвоенной.



Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде.
Повышение интереса к изучаемому материалу.
Интеграция с ИКТ­ технологиями (преобразование текстовой
информации в цифровую в виде презентаций).
Разработка и составление опорных материалов проходит в два этапа.
1 Подбор фактического материала. Этот этап работы играет
большую роль в плане повышения профессионального мастерства, эрудиции
учителя, позволяет ему глубже разобраться во внутрипредметных и
межпредметных связях темы. Материал избирается из разных источников:
программы,
периодических изданий, интернета.
учебники,
справочной и методической литературы,
2 Генерализация материала, выделение ядра знаний, основных
понятий. На этом этапе происходит обобщение содержания, «выжимка»
отобранного материала, отбрасывание второстепенного, малосущественного.
правила,
Основные орфограммы,
пунктограммы,
определения,
формулировки - это наиболее важные фактические данные составят «ядро»
знаний. Материал, необходимый для сознательного усвоения данной темы в
пределах курса русского языка (т.е. они часто используются для изучения
той или иной темы, для реализации межпредметных связей), составляет
основную оболочку «ядра». Остальной материал-это вспомогательная
оболочка.
Большинство схем по предметам выполняю на компьютере. Общий цвет
– чёрный, главное выделено ярким цветом: красным, зелёным, синим. Иногда
использую фото бумагу, и такие схемы долго сохраняются. Размер схем
нужен такой, чтобы дети и с последней парты хорошо видели всё, что на них
8

Калашникова Любовь Петровна
написано. Творческим заданием на обобщающих уроках детям можно
предложить составить самостоятельно схему по изученному материалу.
Вот, например, простейшая опорная схема, использованная на уроке
математики в 1 классе по теме «Задача». (Приложение 1). Она применяется
при самых первых уроках в работе с задачей.
Цель схемы­ таблицы – помочь запомнить при первом объяснении
элементов задачи. Ученики рассуждают, выделяя условие, вопрос, решение и
ответ задачи. Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения, исчезает скованность даже у слабых учеников.
Дети ясно понимают, что спрашивает учитель. Всё меньше записей на доске.
Задания формулируются коротко: «Выдели условие. Назови вопрос. Объясни
решение». Все ответы детей фиксируются на доске, как на схеме. Никаких
лишних слов, нет напряжения. С каждым уроком растёт оперативность в
работе со схемой.
Начиная с 1 класса, можно использовать на уроках технологию
опережающего обучения. Ученик легко раскроет новый материал, если
установит связь между вводимым учителем понятием и своим прошлым
опытом. Так в 1 классе, в букварный период, дети составляют «город букв и
звуков». Это таблица, где каждая буква строго имеет своё место. Ленту букв
дети «заселяют» в ячейку таблицы, предварительно раскрасив её по правилу,
которое подразумевает под собой характеристику этого звука: для гласных –
ударный или безударный звук; для согласных – мягкий или твердый, звонкий
или глухой звук. В городе появляются дом гласных и дом согласных звуков. В
доме согласных заселяется этаж глухих и этаж звонких звуков. Обращаю
внимание детей на образование пар глухих и звонких согласных, на всегда
мягкие согласные и всегда твёрдые согласные звуки, на звуки, которые не
произносятся в словах. В доме гласных заселяется этаж звуков, обозначающих
твердость согласных и этаж звуков, обозначающих мягкость согласных.
9

Калашникова Любовь Петровна
Обращаю внимание детей на пары гласных букв, которые имеют общие
звуки. А чтобы легко и понятно было выполнять анализ каждой буквы
использую схему из приложения 2 в отдельном варианте.
Невозможно обучение задач без опорных схем по теме во 2­3 классах
«Скорость, время, расстояние», для запоминания величин (единиц длины и
других), при изучении периметра фигур, площади фигур.
Опорные схемы использую почти на всех уроках в 1 классе. Так, на
уроке обучения грамоте
вместе с ребятами составили схему звуко­
буквенного анализа слова. (см. Приложение 2) На уроках письма при записи
предложений с комментированием опираемся на схему. (см. Приложение 3.)
Изучая тему «Буква И, и. Звук [и]. Обозначение мягкости согласных
звуков на письме буквой и », пользовались схемами, на которых ясно видна
разница между твердыми и мягкими согласными в слогах­ слияниях.(см.
Приложение 4, 5).
На уроках ознакомления с окружающим миром составляли
схемы при изучении темы «Осень», когда говорили о сезонных изменениях
природы, об изменениях в жизни птиц с приходом осени (см. Приложения 6),а
так же в будущем не вижу своей работы без применения схем различных
вариантов.
Обучение по опорным схемам
требует активной мыслительной
деятельности учащихся. Они должны обладать навыками восприятия
информации, соотнесения её с ранее усвоенной, умением выделять главное,
видеть большую тему в целостном виде без схематизированного краткого
конспекта довольно трудно. Схема представляет собой приём, облегчающий
восприятие темы и её понимание.
По словам психологов, у каждого человека работают в разной степени
все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в
10

Калашникова Любовь Петровна
процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень
усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с
помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём
способ запоминания не механический, а основанный на установлении
смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов
как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная
(моторная) память.
Для меня лично ценность технологии заключается ещё и в следующем:
­ лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме
визуальных или графических знаков);
­ структурность
­ удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных
конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и
т.д.);
­ занимательность, парадоксальность
имеет большое значение в
опорных конспектах.
­ цветовое оформление ­ важная деталь опорного конспекта. Правильно
оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном,
т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими
качествами.
Разнообразное содержание позволяет разделить их на несколько групп:
1 Смысловые
11

Калашникова Любовь Петровна
2 Вербальные (словесные).
3 Ассоциативные.
4 Аббревиатурные.
5 Графические.
6 Орфографические.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом
материале, способствует развитию логического мышления учащихся,
формирует умение в конкретном лингвистическом факте видеть языковую
закономерность.
Опорные схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы
проведения уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но
и развивают логическое мышление учащихся, способствуют глубокому и
последовательному усвоению материала, служат подспорьем в практической
деятельности учащихся для закрепления умений и навыков, развития речи.
Требования к составлению опорных схем
При обучении детей класса следует руководствоваться задачами,
поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение
учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований,
необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников;
заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку,
к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления;
способствовать развитию наглядно­образного и логического мышления. Все
12

Калашникова Любовь Петровна
педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе
является принцип наглядности







учащихся, тем самым мотивируя ученика, делая его успешным.


учитель и порой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ней
можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной

некоторых других пособий.

знакомстве с орфографическим правилом, при отработке, закреплении и
повторении учебного материала.
Осознанное применение теоретического материала, содержащегося в
опорных схемах, приходит к школьникам не сразу. Требуется тщательно
обдуманная работа, которую лучше всего начинать не с пятого класса, а с
начальной школы. Чтобы облегчить эту работу, предлагается школьникам
13

Калашникова Любовь Петровна
записывать в специальной тетради, содержащей теоретические сведения,
схему. Она отдалённо напоминает алгоритм, но в отличие от него
представляет собой предельно упрощённую модель.
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по
мере необходимости будут обращаться к схеме.
Систематическая работа со схемами,
составление их при

определённом этапе обучения они уже смогут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить материал. Сначала с таким заданием справляются только
сильные ученики, затем инициативу проявляют и более слабые.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших
задач современной школы.
Основы функциональной грамотности
закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение
различным видам познавательной деятельности.
При проведении я столкнулась с тем, что при работе над новой темой
теряется активность детей на уроке, они начинают отставать. А ведь в момент
первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки,
рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы.
Я долго пыталась разобраться в этом и вот что заметила: серьезные
затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности
к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов
надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не
получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это
и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности. Симон
Львович Соловейчик писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть
груза незнания за плечами. Тяжел ему этот мешок, бросает он его. И к
14

Калашникова Любовь Петровна
восьмому классу ходит в школу не только без портфеля, а даже без листка
бумаги, отпавший от учения.
Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках,
довести представления по изучаемой теме до формирования понятий,
устойчивых навыков – вот моя цель. Помогают достичь ее схемы. Схемы – это
выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и
оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Именно использование схем на уроке позволяет снять страх у ученика перед
неправильным ответом. Никому не снижается оценка, если при ответе он
смотрит на опорную схему. Наоборот, пускай она помогает каждому, пока
прочно не отложится в памяти. Схемы – способ внешней организации
мыслительной деятельности детей. Не теряется впустую время на уроке: не
приходится ждать, пока ребенок вспомнит и, наконец, что­то скажет.
Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужно вспоминать,
тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.
Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее
распространены схемы. Из опыта работы знаю, что систематическое и
целенаправленное использование опорных схем на уроках в начальных
классах способно не только заложить определённый уровень знаний, но и
хорошо развивает память, мышление, внимание, эти качества в последнее
время западают у большинства учеников. Самое важное достоинство схем в
том, что они позволяют сэкономить время, которое можно использовать для
формирования практических умений,
Схемы, на мой взгляд, не только разнообразят формы проведения
уроков, делают их более запоминающимися, эмоциональными, но и
способствуют глубокому и последовательному усвоению материала, служат
подспорьем в практической деятельности учащихся для закрепления умений и
навыков, развития речи.
15

Калашникова Любовь Петровна
Как известно, у каждого человека работают в разной степени все три
механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе
обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового
материала повышается. При объяснении нового материала с помощью схем
работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не
механический, а основанный на установлении смыслового понимания
сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения
знаний подключается двигательная (моторная) память.
Требование избегать в схеме лишних слов, ненужной информации ни в
коем случае не препятствует включению в неё материала, имеющего важное
значение для усвоения текущей учебной информации, а также сведений,
которые обязательно пригодятся в будущем.
Итак, схема как средство наглядности в обучении является не столько
иллюстрацией, которая даётся параллельно с устным или письменным
изложением материала, сколько ключом к решению практических задач, схема
активизирует не только познавательную, но и мыслительную деятельность
учащихся, тем самым, мотивируя ученика, делая его успешным.
Работа со схемой учит умению выделять главное в изучаемом материале,
способствует развитию логического мышления учащихся, формирует умение
в конкретном лингвистическом факте видеть языковую закономерность.
Схема привлекает простотой составления (это может сделать каждый
учитель и простой ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с
ней можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной
доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление
некоторых других пособий.
Схема уместна на разных этапах обучения: при вводе нового понятия,
при отработке, закреплении и повторении учебного материала.
16

Калашникова Любовь Петровна
При выполнении тренировочных заданий дома и в классе учащиеся по мере
необходимости обращаются к схеме.

Систематическая работа со схемами, составление их при
непосредственном участии самих учащихся приводит к тому, что на
определённом этапе обучения они уже могут самостоятельно, опираясь на
схемы, изложить тот или иной материал.
Методы и приёмы использования схем на уроках
Из всех существующих форм наглядности на уроках в начальной школе
наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются
опорные схемы, которые представляют собой особую организацию
теоретического материала в виде графического изображения, зрительно
подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих
определенную проблему. Такое изображение создается в упрощенно­
обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно
способно придать сложному многоплановому процессу обучения
определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой
работы имеет содержание и оформление такой схемы­опоры, которая должна
быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению,
простой, понятно по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по
опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень
подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность
записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в
виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее.
Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что
помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию
необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.
17

Калашникова Любовь Петровна
Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии
учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые"
учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно
изложить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством
схем формирует навыки грамотного анализа, развивает логическое мышление,
учит устанавливать взаимосвязи, определять взаимозависимость между
объектами и явлениями в природе. Более того, эти схемы могут быть успешно
использованы в работе с персональным компьютером при составлении
обучающих и контролирующих программ. Их апробация выявила большой
интерес у детей, доступность восприятия материала, его осознанность и
отсюда – высокую эффективность.
Работая со схемой на уроке, приходится учитывать и этапы обучения,
степень подготовленности учеников к полноценному восприятию и анализу
схемы, проговорить её, расшифровать незнакомую запись, оформленную в
виде схемы. Большое значение для успеха такой работы имеет содержание и
оформление такой схемы, которая является объектом сложного логического
анализа.
Какая же схема наилучшим образом соответствует обучающим задачам
урока?
Прежде всего, использование средств графики должно показать
логические связи явлений, которые существуют, но для школьников обычно
остаются не выявленными и непонятными. При этом лучше всего
придерживаться графического единообразия в противопоставлении
18

Калашникова Любовь Петровна
смешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными
способами.
Второе требование – стараться употреблять в схеме минимальное
количество слов. Она должна быть в очень лаконичной форме. В схеме вполне
уместно употребление тех графических обозначений, к которым привык
ученик и которые он моментально “расшифровывает”.
Схема учит ребят пользоваться особым видом записи теоретического
материала. Способность обучающихся правильно “читать” схему, то есть
понимать её смысл, отрабатывается с помощью специальных заданий.
1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте пересказать её
содержание словами.
2. Подкрепите примерами каждое положение схемы.
3. Попытайтесь с помощью схемы рассказать содержание темы.
4.
Какие сведения являются главными? Как они отражены в схеме?
Схема на уроке может:
­ подготовить восприятие;
­ являться средством осмысления нового или обобщения и закрепления
старого.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и
язык, и память, так как они тесно связаны друг с другом. Следовательно,
сознание находится в непрерывном развитии.
19

Калашникова Любовь Петровна
На что мы ориентируемся на уроке? На то, что ученик уже знает. Но
при этом забываем, что уже известное - это средний уровень трудности. А
обучение возможно только при развитии, то есть при высоком уровне
трудности, и этот уровень для каждого индивидуален. Индивидуально и
восприятие. Поэтому, если поставить проблему, выдвинуть гипотезу и
организовать самостоятельный поиск­исследование, то ученик открывает для
себя заново уже знакомое, или, взяв в руки учебник, начинает чтение в
ожидании самостоятельных открытий.
III. Результаты использования опорных схем
Использование данной методики при изучении предметов в начальной
школе, несомненно, даёт определённые результаты.
Во­первых, можно значительно увеличивать объём изучаемого на уроке
материала, формировать навык самостоятельной работы, исследовательские и
проектные умения, тем самым закладывать у учащихся более прочные знания
и умения по предмету.
Во­вторых, использование данной технологии способствует повышению
творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
По мнению самих учащихся, использование данной технологии намного
разнообразило уроки, им легче воспринимать изучаемый материал.
Использование опорных схем на уроках в 3­4 классах поможет детям
освоить навыки аналитической работы с текстом учебника, поможет в
запоминании учебного материала, будет развивать логическое мышление,
20

Калашникова Любовь Петровна
будет помогать в приобретении умения вести дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, логично излагая свою мысль.






результатов при изучении.

понимание детьми 1 класса учебного материала, в данном случае в обучении
грамоте, в формировании первичных математических представлений и
создания целостной картины окружающего мира. При использовании схем в
своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и
зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала,
активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно
сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное;
правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме; зрительную и
слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со схемой
значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность
самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.



21

Калашникова Любовь Петровна

предметах.
















Заключение
На мой взгляд, одно из важных умений ученика ­ умение понимать и
кодировать большой объём информации, тем самым выстраивать логическую
цепочку рассуждений, а следовательно, овладевать новым способом
деятельности. Не секрет, что с каждым годом учащиеся читают всё меньше и
меньше, следовательно, тормозится их речевое развитие, страдает
грамотность, ученики с трудом запоминают орфографические правила, т.к. в
22

Калашникова Любовь Петровна
большинстве случаев не понимают его. Поэтому трудно добиться хороших
результатов при изучении.
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих
понимание учебного материала, в данном случае по окружающему миру. При
использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только
слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие
теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность
учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика,
делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся: умение выделять главное в
тексте; правильную лексику; умение читать текст, заложенный в схеме;
зрительную и слуховую память. На этапе повторения и тренировки работа со
схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет
возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме ­ опоре.
Систематическая работа со схемами формирует у учащихся навык
самостоятельной работы, ученик учится систематизировать полученные
знания и последовательно их излагать. Приобретённый опыт работы со
схемами даёт возможность ученику использовать его и на других учебных
предметах.
Графическая наглядность даёт возможность сосредоточиться на
главном – создать стержневой образ темы; помогает прочному усвоению,
запоминанию; правильно установить природные и пространственные связи,
взаимоотношения предметов и явлений, полезна для применения сравнений,
как способ проверки знаний, развивает логическую последовательность
мышления, воображения, наблюдательность, повышает интерес к изучаемому
материалу, способствует эстетическому воспитанию.
Схема, рисунок, опора используется на всех этапах урока: при
объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков
23

Калашникова Любовь Петровна
учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только
смотреть на рисунок, но видеть содержание.
Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный
труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в
свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного
сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение
надёжности и полноты усвоенного материала.
Опорные карточки по разным темам программы помогают одном случае
своевременно предупредить ошибку, в другом – проработать (тут же на
уроке) допущенную, в третьем – провести профилактическое обобщенное
повторение во фронтальных и индивидуальных заданиях. Причем все
действенно и оперативно.
Я считаю, применение метода составления опорных схем способствует
познавательных и
формированию личностных,
коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения
регулятивных,
учиться.
В сфере
личностных универсальных учебных действий
формируется адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные
и познавательные мотивы.
В сфере
регулятивных универсальных учебных действий
обучающиеся овладевают всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
обучающиеся учатся использовать знаково­символические средства,
овладеют широким спектром логических действий.
24

Калашникова Любовь Петровна
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
обучающиеся приобретают умение учитывать позицию собеседника,
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию.
Поэтому я считаю, что метод составление опорных схем на уроках в
начальной школе является очень актуальным и отвечает всем требованиям по
организации образовательного процесса
образования.
по ФГОС начального общего
Источники информации:
1. Альтшуллер Г.С.Рабочая книга по теории развития творческой личности.
Часть 1.­Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990. – 237с.
2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в
школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986 – 176 с. Приложение 2

Калашникова Любовь Петровна
Приложение 6
31

Калашникова Любовь Петровна
32

Современная система обучения предполагает самостоятельную обработку большого количества материала. В связи с этим студентам, да и школьникам, приходится составлять конспекты не только лекций, но и учебников, монографий и статей. Правильный подход к составлению конспекта помогает не только усвоить знания, но существенно сэкономить время на его написание. Наиболее эффективным в настоящее время считается опорный конспект.

Определение

Конспект - это краткая запись или изложение той или иной информации. Наиболее часто встречаются конспекты лекций, книг или статей. Изложение информации в такой форме представляет собой систематическую, логически связную запись исходного материала.

Опорный конспект был разработан в 1980-е годы В. Ф. Шаталовым, учителем физики и математики. С тех пор данный метод получил широкое распространение и используется при изучении не только точных, но и гуманитарных наук.

Основное определение гласит: опорный конспект представляет собой определенную систему опорных сигналов, которые включают в себя такие элементы, как рисунки, чертежи, криптограммы, и содержат основную, необходимую для запоминания информацию.

Основные требования к составлению

Составляя опорный конспект, необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Соблюдать полноту изложения информации. Не следует выбрасывать из материала важные, ключевые слова.
  2. Излагать данные лаконично и последовательно.
  3. Структурировать записи. Легкость восприятия информации зависит от того, насколько проста и понятна структура.
  4. Расставлять акценты с помощью различных способов оформления - рамок, шрифтов, цветов, графиков и схем.
  5. Применять сокращения и условные обозначения при записи. Необходимо использовать и обозначения, наиболее сложные выносить на поля с расшифровкой.

План составления

Предлагаем наиболее простую инструкцию. Ее также можно применять для составления конспектов любого вида и типа, исключая карты памяти:

  1. Напишите название темы, по которой составляется конспект.
  2. Ознакомьтесь с материалом и выберите основное.
  3. Определите ключевые слова и понятия, которые отражают суть темы. Выберите подтемы.
  4. Выберите основные условные обозначения, применяемые при написании данного конспекта.
  5. Набросайте черновой вариант конспекта. Иногда достаточно просто зарисовать схему, обозначив на ней структуру будущего плана.
  6. Подумайте, в каком виде легче всего будет организовать данные - в виде блок-схем, плана, диаграмм.
  7. Разделите материал на блоки и оформите в соответствии с выбранными вами способами.
  8. Оформите полученный конспект с помощью цветных маркеров и ручек, подчеркните главное, поставьте знаки вопроса или восклицания возле спорных или важных моментов.
  9. Вынесите на поля основные сокращения и их расшифровку. При необходимости обозначьте вопросы, которые требуют дальнейшей проработки.

Преимущества

Этот метод исключает механическую запись материала, без ее предварительной обработки. Если при обычном конспектировании студент может просто переписывать статью или параграф, по ходу определяя, какую часть законспектировать, а какую пропустить, то составление опорного конспекта предполагает предварительную обработку материала.

Освобождается часть времени, которую ранее студент потратил бы на запись конспекта. Особенно актуально это в том случае, если составление конспектов ведется непосредственно на лекции. Преподаватель может потратить оставшееся после конспектирования время на подробное объяснение материала.

Быстрота в повторной обработке конспекта. В среднем один опорный конспект может быть прочитан за пять минут. Что уж говорить в ситуации, когда нужно подготовиться к экзамену, который охватывает от 10 до 15 тем. В таком случае студенту понадобится всего час-полтора для повторения всех тем, а не пара ночей.

Студенты учатся анализировать полученные знания, выделять главное и сжимать текст. Подготовка опорных конспектов может пригодиться и в дальнейшем, при написании курсовых, дипломных и магистерских, научно-исследовательских работ.

Использования педагогами

Не только студенты, но и учителя, преподаватели могут использовать конспекты на занятиях. Различные виды опорных конспектов могут существенно упростить подачу материала. К примеру, учитель или лектор может принести на урок составленный заранее конспект по изучаемой теме и раздать по одному экземпляру ученику.

Далее, по ходу рассмотрения темы, учащиеся следят за изложением материала по конспекту и на уже готовом плане делают свои пометки. К примеру, отмечают важные моменты, ставят знаки вопроса в тех местах, которые лектор, возможно, оставит на самообучение.

По окончании занятия обработанный конспект остается у учащегося и может применяться в дальнейшем при подготовке к практическим и контрольным, экзаменам.

Выводы

Использование опорного конспекта помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену или контрольной. Составление опорных конспектов также существенно упрощают обработку материала, учит студентов структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению.

Использовать их могут и педагоги для обучения. Это поможет сократить время, необходимое для записи лекции, углубить знания учеников по той или иной теме.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Г Л А С Н Ы Е: I –го ряда а о у э ы не обозначают мягкости согласного II –го ряда я ё ю е и обозначают мягкость согласного [й] [й] [й] [й] 1. в начале слова 2. после гласной 3. после ь и ъ знаков Схема №1 ЗВУКИ И БУКВЫ [а] [ё] [у] [э] С О Г Л А С Н Ы Е: парные твёрдые и мягкие звонкие глухие б в г д ж з п ф к т ш с Всегда твёрдые непарные твёрдые и мягкие звонкие глухие л м н р й х ц ч щ Всегда твёрдый Всегда мягкие Схема №2 ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА (1) ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ 1. Определить сильную/слабую позицию (ударный/безударный гласный звук) 2. Определить количество слогов (кол-во гласных = кол-ву слогов) 3. Определить количество букв (посчитать кол-во знаков) 4. Определить количество звуков 5. Охарактеризовать каждый звук (гл (уд/безуд) согл (тв/мяг зв/глух пар/непар) 6. Указать количество гласных и согласных звуков Ель – ель, 1 сл, 3 б, 3 зв (1 гл, 2 согл) Лебедь – ле-бедь, 2 сл, 6 б, 5 зв (2 гл, 3 согл) е – [й] – согл, мяг, зв, непар л – [л] – согл,мяг, зв, непар [э] – гл, уд е – [э] – гл, уд л – [л] – согл, мяг, зв, непар б – [б] – согл, мяг, зв, пар – [п] ь – е – [и] – гл, бузуд д – [т] – согл, мяг, гл, пар – [д] ь –

3 слайд

Описание слайда:

Схема №3 ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ Буквы а, о, е, я, и в безударных слогах (слабая позиция) нужно проверять – и з м е н и т ь с л о в о так, чтобы безударный гласный стал ударным (из слабой в сильную позицию). роса – росы дожди – дождь гроза – грозы стрела – стрелы грачи – грач хлеба – хлеб плясун – пляска стена – стены Схема №4 ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ Буквы б-п в-ф г-к д-т ж-ш з-с нужно проверять – и з м е н и т ь с л о в о так, чтобы после согласного стола гласная. зуб – зубы след – следы глаз – глаза плот – плоты гараж – гаражи Схема №5 ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ жи-ши жизнь пружина ошибка шиповник ча-ща часы добыча щавель площадь чу-щу чудо чулан щука ищу чк-чн дочка ночка ночной ручной щн-нщ мощный банщик чт мечта мачта нч птенчик кончик рщ сварщик зн разница сн песня нт бантик ст ластик мостик зд гвоздик ь

4 слайд

Описание слайда:

Схема №6 ПОНЯТИЕ О СЛОЖНЫХ СЛОВАХ о – е – соединительные гласные вода + провод водопровод земля + возделывать земледелие самолёт луноход птицелов вездеход канатоходец Схема №7 ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ Это замена одних звуков другими в одной и той же части слова при образовании и изменении слов Позиционные чередования не отражаются на письме. Их правописание определяется особыми орфографическими правилами [вада] вода – воды [буп] дуб - дубы Другие чередования отражаются на письме. г//ж//з подруга – дружный – друзья д//ж//жд ходоки – хожу – хождение т//ч//щ светит – свеча – освещать ск//ст//сч//щ доска – дощечка блестеть – блещет х//ш воздух – воздушный з//ж сказать – скажу с//ш писать – пишу н//ш камень - камешек б//бл гребёт – гребля п//пл насыпь – сыплю м//мл кормить – кормлю в//вл ловить – ловлю ф//фл разграфить – разграфлю Схема №8 ПРАВОПИСАНИЕ ДВОЙНЫХ СОГЛАСНЫХ При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую букву переносят коллектив кол-лектив рассказ рас-сказ сумма сум-ма группа груп-па весенний весен-ний банный бан-ный

5 слайд

Описание слайда:

В некоторых словах звуки д т в л не произносятся, а буквы д т в л пишутся. Подобрать такое однокоренное слово, в котором все звуки произносятся отчётливо грустный – грусть солнце – солнышко счастливый – счастье Схема №10 ПЕРЕНОС СЛОВ Слова лучше переносить с учётом состава слова 1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам 2. Нельзя одну букву переносить на другую строку Нельзя оставлять на строке при переносе слова Не переносятся слова из одного слога Не переносится слог из одной буквы Не переносятся буквы й ь ъ (при переносе слова остаются на строке) жизнь лось конь якорь огонь Юра ве-тер по-ле за-яц чай-ка объ-езд апель-син све-тофор свето-фор ка-рандаши каран-даши каранда-ши Схема №9 ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ Схема №11 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ Пишутся раздельно с другими словами. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Написание не зависит от произношения (к, с, в, у, по, до, от, о, под, об, из-под, около, за, над, на, из, без, перед, для). Служат для связи слов в предложении Не бывает предлогов перед глаголами в поле по реке к дому для меня под столом от друга под деревом под (старым) деревом перекрасить в синий цвет перекрасить в (какой?) синий цвет

6 слайд

Описание слайда:

Схема №12 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК -- значимая часть слова Стоят перед корнем Служат для образования новых слов Имеют разное значение от-, по- - конец действия до-, за- - начало или конец действия под-, подо-, при- - приближение вы- - движение изнутри по- - начало действия -з б д в г ж з л м н р -с (с) п т ф к ш с х ц ч щ -пре – очень -пере разбудить безграничный распилить беспредел -при – присоединение приближение близость неполное действие преспокойный преградить пришить прибежать приоткрыть Схема №13 ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -- значимая часть слова Стоят после корня Служат для образования новых слов Имеют разное значение -ок-, -ик-, -чик-,-к- - маленький предмет -ищ- - очень большой предмет -очк-, -оньк-, еньк-, -ышк-, -ишк-, -ушк- - уменьшительно-ласкательное -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят- - детёныши -ист-, -ник-, -тель, -чик-, -щик- - лицо по его действию, деятельности -ость-, -изн-, -от- - качества, свойства предмета -ек- - е, если при изменении слова гласный звук выпадает замочек – нет замочка цветочек – цветочка грибочек – грибочка -ик- - и, если при изменении слова гласный звук не выпадает ключик – нет ключика кирпичик – кирпичика Схема №14 ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ -- изменяемая часть слова Стоят в конце слова Служат для связи слов в словосочетании или предложении стройная берёзка стройной берёзки стройной берёзкой Вошла в дом. Вышла из дома. Думала о доме. Подхожу к дому.

7 слайд

Описание слайда:

Схема №15 МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА (2) ПО ЕЗД К А Слово состоит из окончания () и основы (- всё слово без окончания). В основу входят: корень (), приставка (), суффикс () 1 шаг: Найди окончание – измени слово: есть поездка собираюсь в поездку доволен поездкой не будет поездки рассказать о поездке. -А- изменяемая часть. Это окончание. Выдели окончание и основу. поездк а 2 шаг: Найди корень – подбери однокоренные слова: поездка переезд поезда въезд. -ЕЗД- общая часть. Это корень. Выдели корень. поездка 3 шаг: Найди приставку - подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: поездка езда ездить подъезд выезд переезд. ПО - изменяемая часть. Это приставка. Выдели приставку. поездка 4 шаг: Найди суффикс - подбери однокоренные слова: поездка поездочка. -К- изменяемая часть. Это суффикс. Выдели суффикс. поездка

8 слайд

Описание слайда:

Схема №17 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ Схема №16 Ь ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ Пишется в конце и в середине слова между двумя согласными Показывает мягкость предшествующего звука пальто кольцо сильный тополь конь моль Ь – пишется в корне сова между согласными и гласными е ё ю я и показывает, что согласный звук не сливается с гласным Ъ – пишется между приставкой, заканчивающейся на согласный звук и корнем, начинающемся на е ё ю я колье копьё вьюга семья воробьи подъезд съёмка объявление Схема №18 Ь ЗНАК НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Пишется у существительных ж. р. после ж ш щ ч Показатель формы (после шипящих) помощь речь ночь печь вещь тишь рожь Схема №19 Ь ЗНАК НА КОНЦЕ ГАГОЛОВ Пишется у глаголов н. в. и б. в., 2-го л., ед. ч. после ш в окончаниях - ешь -ишь рисуешь вертишь играешь помнишь скучаешь

9 слайд

Описание слайда:

Схема №20 ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ -раст- (-ращ-) растение выращенный -рос- выросли - нет ст, щ -лаг- - а полагаться -лож- - а положить -кас- - а прикасаться -кос- - а прикоснулся -бир- - а забираю -бер- - а беру -пир- - а запирает -пер- - а запереть -дир- - а задирает -дер- - а дери -тир- - а затирает -тер- - а затереть -мир- - а замирает -мер- - а замереть -стил- - а застилает -стел- - а расстелить -блист- - а блистал -блест- (-блещ-) - а блестел блещу -жиг- - а зажигает -жечь- - а зажечь -гар- /под ударением/ загар -гор- /безударное положение/ подгорел пишем ё произносим о -ж -ш -щ -ц -ч ё жёрнов шёлк щётка чётки. С Л О В А И С К Л Ю Ч Е Н И Я крыжовник шомпол шорох шов капюшон Схема №21 БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц -ци- -цы- -цы -ция цирк сестрицын скворцы станция С Л О В А И С К Л Ю Ч Е Н И Я цыплёнок цыган цыганка цыпочки цыкнуть цыц Схема №22 БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК ы – однокоренное слово начинается с и подыскать – искать подытожить – итог розыск – искать сверх и сверхинициативный сверхинтересный

10 слайд

Описание слайда:

Схема №23 ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные члены предложения __________ - подлежащее (о ком или о чём говорится) Кто? Что? __________ - сказуемое (что говорится) Что делает? Что делала? 2. Второстепенные члены предложения _ _ _ _ _ _ _ - дополнение (вопросы косвенных (все, кроме И. п.) падежей им. сущ.) _._._._._._._._ - обстоятельство (Где? Куда? Откуда? Когда? Как?) - определение (Какой? Какая? Какое? Какие?) составляют г р а м м а т и ч е с к у ю о с н о в у предложения Схема №24 СХЕМА РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Берёзовая роща весной звенит от птичьих голосов. Что? Что делает? роща звенит Какая? Когда? От чего? берёзовая весной от голосов Чьих? птичьих 2. Группа подлежащего 3. Группа сказуемого 4. Группа второстепенных членов 1. Грамматическая основа Схема №25 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Однородные члены предложения связаны между собой интонацией перечисления (,) или союзами и а но (___, ___, ___) (___, а ___) (___, но ___) (___ и ___) (___, и ___, и ___) (___, ___ да ___) Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Мы читали и сказки, и повести, и рассказы. Солнце осветило лес и поле. Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись.

11 слайд

Описание слайда:

Схема №26 СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (4) ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ По составу (простое / сложное) По цели высказывания (повествовательное (.) побудительное (!) вопросительное (?)) По эмоциональной окраске (по интонации) (восклицательное (!) / невосклицательное (. / ?)) Грамматическая основа (подлежащее / сказуемое) Наличие второстепенных членов (есть – распространённое / нет – нераспространённое) Наличие однородных членов (однород подлежащие, однород сказуемые, однород дополнения, однород обстоятельства, однород определения) Наличие обращения Указать части речи На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (прост, повеств, невоскл, распростр, однород определения) Схема №27 СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР (4) СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. По составу (простое / сложное – сложносочинённое сложноподчинённое) 2. По цели высказывания 3. По эмоциональной окраске (по интонации) 4. Грамматические основы 5. Наличие второстепенных членов 6. Средства связи простых предложений в составе сложного (союзное / бессоюзное) 7. Знаки препинания 8. Указать части речи Подул сильный ветер, и пошёл дождь. (слож, сложносоч, повеств, невоскл,распростр, бессоюз) Сложносочинённые – простые предложения без союзов (Сверкнула молния, грянул гром.) простые предложения соединены с помощью союзов а, и (Подул сильный ветер, и грянул гром. Рак пятится назад, а щука тянет в воду.) Сложноподчинённые – состоят из главного и придаточного предложений. Предложения связаны интонацией и подчинительными союзами или союзными словами: который, чтобы, когда и др. (Мир освещается звёздами (главное), которые усыпали всё небо (придаточное).

12 слайд

Описание слайда:

Схема №28 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3) ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО Часть речи (им сущ) Общее значение (предмет) Морфологические признаки: - н. ф. (И. п. ед. ч. / Кто? Что?) - одушевлённое (Кто?) / неодушевлённое (Что?) - собственное (Волга) / нарицательное (река) - род (ж. р. (она моя) / м. р. (он мой) / ср. р. (оно моё)) только в ед. ч. - склонение (1-е скл – ж. р. а я, м. р. а я 2-е скл – м. р. , ср. р. о е 3-е скл – ж. р.) - падеж (И. п. / Р. п. / Д. п. / В. п. / Т. п. / П. п.) - число (ед. ч. / мн. ч.) Синтаксическая роль (в предложении может быть выражено подлежащим, обстоятельством, дополнением) (Светлым) праздником – сущ., предм., н. ф. – что? праздник, неодуш., нариц., м. р., 2-е скл., Т. п., ед. ч., выраж. дополн. постоянные признаки непостоянные признаки Схема №29 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3) ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Часть речи (им прил) Общее значение (признак предмета) Морфологические признаки: - н. ф. (И. п. ед. ч. м. р. / Какой?) - форма (полная (Какой? Какая? Какое? Какие?) краткая (Каков? Какова? Каково? Каковы?) - разряд (качественное: степень сравнительная указывает на то, что данный признак содержится у одного предмета в большей степени, чем у другого; превосходная показывает, что один из многих однородных предметов обладает данным признаком в наивысшей степени. относительное притяжательное) - род - падеж - число Синтаксическая роль (в предложении может быть выражено определением (полное), сказуемым (краткое) Светлым (праздником) – прил., призн. предм., н. ф. – какой? светлый, полное, м. р., Т. п., ед. ч., выраж. определ. в зависимости от им. сущ.

13 слайд

Описание слайда:

Схема №30 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА (3) Часть речи (гл) Общее значение (действие предмета) Морфологические признаки: - н. ф. (Что сделать? Что делать?) - вид (совершенный / несовершенный) - спряжение (I спр – ю ешь ет ем ют ут II спр – ю ишь ит им ат ят - время (настоящее (что делаю?), будущее (что сделаю?), прошедшее (что сделал?)) - лицо (1-е л. (я, мы), 2-е л. (ты, вы), 3-е л. (он, она, оно, они) - число (ед. ч. / мн. ч.) - род - наклонение (изъявительное (действия, которые происходят на самом деле) условное (действия желаемые или возможные при определён-х условиях) повелительное (действия, которые кто-то просит или требует выполнить) - переходные (к-е сочетаются или могут сочетаться с сущ, числит, местоим в В. п. без предлога) / непереходные (остальные) Синтаксическая роль (в предложении выражен сказуемым) Дружит – гл., действ. предм., н. ф. – что делать? дружить, несов. вид, II спр., н. в., 3-е л., ед. ч., изъявит. накл., непереход., выраж. сказ. у глаголов настоящего и простого будущего времени у глаголов прошедшего времени Схема №31 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ (3) Часть речи (нареч) Общее значение (признак действия – поясняет глагол, признак признака – поясняет имя прилагательное) Морфологические признаки: - неизменяемое слово - степень сравнения – если есть (сравнительная: форма простая – образована с помощью -ее (-ей), -е, -ше, при этом отбрасываются конечные -о (-е) , -ко (больно – больней, легко – легче); составная – сочетание слова более и исходной формы наречия (нарезал более тонко) составная: форма составная – сочетание двух слов – сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего) (сделал лучше всех) Синтаксическая роль (в предложении выражено обстоятельством, может быть выражено сказуемым и определением) (Ложатся) тихо – нареч., признак действия., неизм., выраж. обстоят.

14 слайд

Описание слайда:

Схема №32 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3) ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО Часть речи (числит) Общее значение (колич) Морфологические признаки: - н. ф. (И. п. / Сколько?) - простое (три) /составное (двадцать три) - количественное (сколько?) / порядковое (Какой? Какая? Какое? Какие?) - разряд (целые (семнадцать, тридцать один) дробные (две пятых, одна сотая) собирательные (шестеро, семеро) - падеж - род - число Синтаксическая роль (в предложении может быть выражено любым членом предложения) (Выучил слов) пятнадцать– числит., колич., н. ф. – сколько? пятнадцать, прост., колич., целое, В. п., выраж. дополн. если есть Схема №33 МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР (3) МЕСТОИМЕНИЯ Часть речи (местоим) Общее значение (указывает на предметы, признаки и количества не называя их) Морфологические признаки: - н. ф. (И. п. ед. ч. Кто? Что?) - разряд (личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они) возвратное (себя) вопросительные (Кто? Что? Какой? Каков? Сколько? Чей? Который? час) относительные (кто, что, какой, который, чей, сколько, каков) неопределённые (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-что, кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь) отрицательные (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) притяжательные (мой, твой, свой, наш, ваш) указательные (тот, этот, такой, таков, столько) определительные (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)) - лицо у личных местоимений - падеж - род только в ед. ч. - число Синтаксическая роль (в предложении может быть выражено подлежащим, дополнением, определением) (Идти) за ней – местоим., н. ф. – кто? она, личн., 3-е л., Т. п., ж. р., ед. ч., выраж. дополн. если есть

Опорные схемы – это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли. Пользуясь схемой, читая её, дети строят свой ответ. При таких помощниках исчезает скованность и страх перед ответом.

Использование опорных схем позволяет не учить правила дома, всё усваивается на уроке. Висят схемы столько, сколько нужно для полного усвоения.

В результате такой организации учебного процесса в классе создаётся чёткий темп работы, заданный самими учениками: каждый становится организатором труда.

Перспективная подготовка.

Первые шаги опережения: объединение близкого и однородного материала учебника, попутное прохождение тем программы путём приближения их к изучаемому в данный момент.

После первого введения в тему следует организовать многократное повторение по принципу от частного к общему и обратно. Одновременно готовить к восприятию предстоящих трудностей из урока в урок. Материал для перспективной подготовки берётся из учебника, используются и дополнительные микроупражнения, конкретизирующие и развивающие тему. После такой работы объяснение материала носит характер обобщения, основательного закрепления. Д/з не являются чем – то новым.

Изучение трудных тем рассредоточивается и ведётся на трёх этапах последовательно, от простого к сложному, обязательно до выработки навыка практического действия.

На первом этапе происходит знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. На этом этапе активны сильные ученики.

Второй этап включает уточнение понятий и обобщение материала по теме. Именно на этом этапе происходит опережение.

На третьем этапе используется сэкономленное время. Схемы в этот период убираются, формируется беглый навык практического действия и появляется возможность для новой перспективы.

При перспективном обучении в журнал ставятся только положительные отметки за опережающий материал.

При опережающем обучении новый учебный год начинается с 1 апреля, и притом с самой трудной темы следующего класса. На следующий год эти темы легко впишутся в перспективную работу. И далее создаётся новый резерв времени.

Таким образом, перспективное изучение трудных тем не замыкается на конце года, а идёт как бы по спирали, что позволяет создать преемственность между годами обучения; Увеличение фактического времени работы над темами происходит постоянно. Отсюда медленное, последовательное, прочное усвоение материала.

(Решение уравнений – с IVч 1класса).