Истории любви. Николай Гумилев - любовник Ларисы Рейснер

В Нижнем Новгороде напротив речного вокзала есть площадь Маркина – уютный скверик, от которого рвутся к Волге три громадных матроса. Выполненная в стиле монументального искусства эта скульптура производит жутковатое впечатление. По преданию, именно у здешней пристани останавливался летом 1918 года на яхте «Межень» Федор Раскольников, командующий Волжско-Каспийской флотилией. Она громила белогвардейские суда, тесня их к Царицыну, в низовья Волги. Там красноармейскими соединениями руководил Иосиф Сталин. Оба военных деятеля были крайне амбициозны. Несмотря на жестокие бои, на яхте, превращенной Раскольниковым в плавучий штаб, вызывающе спокойно вела себя 23-летняя красивая женщина в черной кожанке и с браунингом в изящной руке. Это была жена «командора» и его адъютант, флаг-офицер Лариса Рейснер. Ее боялись все матросы флотилии, потому что она не пряталась от вражеских снарядов и с садисткой улыбкой расстреливала пленных белогвардейцев.

  • Над Волгой широкой, на стрелке далекой

    Именно с нее писал портрет жестокой комиссарши в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволод Вишневский. Посмотрев в свое время одноименный , я не поверил, что могла быть в реальности подобная, «ну очень крутая» женщина, наводящая страх на прокуренных мордастых хмельных матросов, размахивающих клешами.

    Но, оказывается, Рейснер была куда ужасней ее. Ведь она умела не только усмирять и вести в бой взбунтовавшихся анархистов, Лариса Михайловна любила часто превращаться в кокетливую светскую барышню.

    Здесь же, в Нижнем, на Волге широкой, в районе «стрелки» на «Межени» (яхте, некогда принадлежавшей царской семье) Рейснер, по-хозяйски и со вкусом, расположилась в покоях бывшей императрицы. Сменила с удовольствием кожанку на «трофейные» платье и шляпу, уже зная, что жена Николая Второго со всем семейством в Екатеринбурге.

    Свидетельство:

    С Ларисы Рейснер писал портрет жестокой комиссарши в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволод Вишневский

    Ее радовало это известие. Услышав от бывших членов царской команды, что Александра Федоровна в шикарной каюте нацарапала на оконном стекле алмазом свое имя, Лариса Михайловна с усмешкой зачеркнула его. И также алмазом начертала рядом свое.

    Лариса Рейснер — революционерка

    Как вспоминали очевидцы, Лариса при этом произнесла с невероятным бесстыдством: «Мы строим новое государство. Наша работа созидательная, было бы лицемерно отказывать себе в том, что достается людям, стоящим у власти, без всяких усилий».

    Федор Раскольников - революционер

    В 1920 году революционера Федора Раскольникова назначают командующим Балтийским флотом и «пламенная революционерка» вместе с мужем возвращается в.

    Свидетельство:

    Мандельштам говорил, что Рейснер, вызывая на откровенность на своих вечеринках полуголодную интеллигенцию, «сдает» слишком вольнолюбивых собеседников в ЧК

    Она провела в этом городе незабываемую невинную юность. И вот юная, но уже прожженная большевичка становится комиссаром Главного морского штаба! И живет в Адмиралтействе, занимая апартаменты бывшего морского министра.


    Пока супруг мотается по кораблям, она устраивает , принимая в своем «салоне» Блока, Гумилева, Мандельштама. Именно Мандельштам, в письме к своей супруге, признается с ужасом, что Лариса Рейснер, обласкивая и вызывая на откровенность на своих вечеринках полуголодную интеллигенцию, «сдает» потом слишком вольнолюбивых собеседников в ЧК.

    Питерская поэтесса - Лариса Рейснер

    Да, прекрасная и бесстрашная Лариса была разносторонней натурой. Сама начинала в юности со стишков - до наступления Первой мировой войны. Родилась Лариса в 1895 году на окраине Российской империи - в Люблине (город находился на территории нынешней Польши), в интеллигентной семье. Ее отец, Михаил Андреевич, был профессором права.


    Во время учебы во Франции он сблизился со многими видными философами и писателями, общался с возмутителями Европы Карлом Либкнехтом и Владимиром . Так что революционные идеи были у Ларисы в крови. Хотя ее мать, Екатерина Алексеевна, была старинного знатного рода – Хитрово. Ей приходился близким родственником сам Сухомлинов, тогдашний военный министр России.

    Свидетельство:

    И хотя Гумилев был женат на самой Ахматовой, он безоглядно влюбился в Рейснер

    Уже в детстве Лариса готовилась к высоким свершениям в своей судьбе. Но, как и многие впечатлительные девочки, она начинала со стихов. Когда семья Рейснер перебралась в Петербург, то самоуверенная барышня быстро завела знакомство с лучшими поэтами столицы.


    Поэтесса — Лариса Рейснер

    Николай Гумилев - личная жизнь

    Один из них так описывал внешность юной поэтессы: «Это была девушка высокая, стройная, в скромном сером костюме, в светлом галстуке, повязанном по-мужски(!)… с темными волосами и зелеными огромными глазами, как бы с вокруг головы, она была просто красавица». Конечно, в этих словах немалая доля поэтического преувеличения, но уже знаменитый тогда Николай Гумилев в первый же день знакомства влюбился в Ларису.

    Она принесла в его поэтический кружок свои вирши, и он сразу понял, что они плохи, но сочинительница хороша и умна. И хотя Гумилев еще был тогда женат на самой Ахматовой, он безоглядно влюбился в Рейснер. Завязался роман. О силе остались свидетельства: горячая переписка.

    Гумилев называл Ларису - Лери, она его по-пресидски – Гафиз. Когда в 1915 году Гумилев ушел в действующую армию, Лери едва ли не каждый день шлет ему нежные письма. Он отвечал незамедлительно. Было сумасшествием сочинять стихи под обстрелом, но Гумилев успевал делать все и вернулся с войны с двумя Георгиевскими крестами.

    Однако когда они встретились, вскоре обнаружилось серьезное несходство взглядов. В эпоху послевоенной смуты царь отрекается от престола, «прогрессивная» интеллигенция освистывает его. Лариса в годы войны становится большевичкой, а Гумилева бесила революционная толпа.

    Свидетельство:

    Вскоре Гумилева арестовали, и он был расстрелян. По Петрограду ходили слухи, что этому способствовала Лариса Рейснер

    Его раздражал и непомерный политический темперамент Ларисы. Произошел разрыв, очень болезненный для обоих, но весьма типичный для переломных моментов, когда рушатся даже семейные связи.

    Три стакана с водой

    Женщины тогда боролись за равные права с мужчинами, отвергали такие «пошлые» понятия, как любовь и семья. Рейснер, Арманд, Коллонтай «родят» теорию «стакана воды». Это они – о половых отношениях… Хочешь «глотнуть» живительной влаги – пей, не отходя от графина.

    Коллонтай, например, без стыда и страха подцепить заразу, «обслуживала» революционных матросов прямо на кораблях. Арманд с предавались плотским утехам, едва ли, не в присутствии Надежды Крупской. Та хотела развестись, да ЦК не позволил разрушать образ крепкого союза пламенных большевиков. Вскоре «традиционалиста» Гумилева арестовали, и он был расстрелян. По Петрограду ходили слухи, что этому способствовала Лариса Рейснер. Она и в самом деле написала тогда несколько обличительных статей против того круга, к которому принадлежал некогда ею пылко любимый Гафиз.

    Лариса Рейснер - Радек

    В 1921 году неутомимого Раскольникова партия бросает на «дипломатический фронт». «Морская парочка» отправляется в Афганистан. И здесь, в самом сердце Востока, Лариса быстро осваивается в совершенно незнакомых условиях. Она блистает на светских раутах, обхаживая высокопоставленных богатых вельмож. При дворе эмира Рейснер – первая госпожа.


    Лариса Рейснер (вторая слева) и сотрудники посольства на афганском празднике

    И вдруг – она неожиданно для всех (и в первую очередь, для рогатого супруга) из знойной Азии. Ларису увозит в Москву новый спутник ее бурной жизни.

    Свидетельство:

    Кровожадная комиссарша продолжала писать стихи, а литературно одаренный Радек ее активно расхваливал

    Это не кто-нибудь, а сам Карл Радек, особа, приближенная к Ленину и Сталину. Самое поразительное – он лыс и плюгав, и рядом с красивой и высокой Рейснер выглядит карикатурно. Кто-то из партийных острословов сочинил на них эпиграмму, используя строки Пушкина из «Руслана и Людмилы»:

    Лариса Карлу чуть живого

    В котомку за седло кладет.

    Но неугомонная комиссарша потянулась к Радеку не только из-за его высокого положения в партии.


    Он сам любил блеснуть искрометной шуткой, любил сочинять анекдоты про своих партийных товарищей, за что и поплатился в конце тридцатых годов. И как мужчина этот уродливый карла был, по свидетельству многих передовых большевичек, просто неутомим. А еще Лару привлекала Радека. Внутренне они были очень похожи. Кроме того, кровожадная комиссарша продолжала писать стихи, а литературно одаренный Радек ее активно расхваливал.

    Валькирия революции Лариса Рейснер

    Однако для обоих главным делом в начале двадцатых годов стала идея мировой революции. Они бросаются в самое пекло европейских восстаний, участвуют в пролетарских бунтах на улицах Берлина и Праги.

    Мировая революция провалилась, а Ларисе было всего-то тридцать лет. Вернувшись в Россию, она распространенным в середине двадцатых годов брюшным тифом. Ее не спасли и влиятельные связи, и самые знаменитые доктора. Лариса Рейснер скончалась в 1926 году.


    А ее первый муж, Федор Раскольников, сбежал за границу, и оттуда, как князь Курбский Ивану Грозному, слал гневные письма Сталину. А ведь он когда-то гнал к нему в Царицын из Нижнего Новгорода, где совокуплялся в царских покоях на царской яхте с Ларисой Рейснер.

    Видео: Легенды о Ларисе Рейснер

  • Русская писательница. Член партии большевиков с 1918 года. В годы Гражданской войны боец, политработник Красной Армии. Автор книги очерков "Фронт" (1924), "Уголь, железо и живые люди" (1925). Была возлюбленной поэта Николая Гумилева, революционеров Федора Раскольникова и Карла Радека.


    Женщина-комиссар из "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского - это Лариса Рейснер . Она родилась 1 мая 1895 года в Люблине (Польша) в семье профессора права Михаила Рейснера. Мать - урожденная Хитрова. С 1905 года семья жила в Петербурге, в достатке, комфорте, уюте. Девочка, красивая и способная, окончила с золотой медалью женскую гимназию, поступила в Психоневрологический институт и одновременно стала посещать в качестве вольнослушательницы цикл лекций по истории политических учений в университете. Ее привлекали поэзия и политика.

    Позднее английский журналист Эндрю Ротштейн так писал о встрече с ней: "Я совсем не был готов, входя в купе, к красоте Ларисы Рейснер, от которой дух захватывало, и еще менее был подготовлен к чарующему каскаду ее веселой речи, полету ее мысли, прозрачной прелести ее литературного языка".



    Она сочиняла стихи. Мечтала стать поэтессой.

    Апрельское тепло не смея расточать,

    Изможденный день идет на убыль,

    А на стене все так же мертвый Врубель

    Ломает ужаса застывшую печать...

    Видно, что это не женское письмо. Удивительно: Лариса Рейснер - воплощение женственности, а по внутреннему складу была иной, решительной и даже резкой, и гордилась своим "мужским умом". Она словам предпочитала поступки. Любила споры. Всегда находила веские доказательства. Любила побеждать. В том числе и мужчин.

    Николай Гумилев. Поэт. Капитан, рвущий из-за пояса пистолет, настоящий мужчина-воин. Они встретились осенью 1916 года в "Привале комедиантов" - артистическом кабачке на Марсовом поле. Рейснер ценила Гумилева и умело разжигала в нем любовный огонь. Она называла его Гафизом, он ее - Лери. "Я не очень верю в переселенье душ, - писал он ей, - но мне кажется, что в прежних своих переживаниях Вы всегда были похищаемой Еленой Спартанской, Анжеликой из Неистового Роланда и т.д. Так мне хочется вас увезти. Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого, что я Вас люблю. Ваш Гафиз".

    Вместо похищения была встреча на Гороховой в "доме свиданий". Лариса Рейснер признавалась: "Я так его любила, что пошла бы куда угодно". Гумилев предлагал Ларисе жениться на ней, но она отказалась. Потом узнала, что у него роман с Анной Энгельгард, которая и стала второй женой поэта (первой, как известно, была Анна Ахматова).

    Разрыв был окончательный. В одном из своих последних писем к Гумилеву Рейснер писала: "...В случае моей смерти все письма вернутся к Вам, и с ними то странное чувство, которое нас связывало и такое похожее на любовь..." И пожелания поэту: "Встречайте чудеса, творите их сами. Мой милый, мой возлюбленный... Ваша Лери".

    Афганистан после голодной России казался райским местом. Сытно и красиво. Фонтаны и розы. Знаки внимания к первой леди посольства и любимый муж. Чего желать еще? Для обычной женщины, разумеется, больше нечего, но только не для Ларисы Рейснер. Она вскоре затосковала, покинула своего Федора и укатила обратно в Россию.

    Фед-Фед звал ее к себе в Кабул, где он был послом, она не ехала.

    Строки его письма к ней, финал:

    "...Мне кажется, что мы оба совершаем непоправимую ошибку, что наш брак еще далеко не исчерпал всех заложенных в нем богатых возможностей. Боюсь, что тебе в будущем еще не раз придется в этом раскаиваться. Но пусть будет так, как ты хочешь. Посылаю тебе роковую бумажку..."

    "Роковая бумажка" - это согласие на развод.

    Неофициальным мужем Рейснер стал Карл Радек, блестящий журналист, публицистический талант которого ценил Ленин. Дочь Софья вспоминала, что у Радека были три слабости: книги, трубки и хороший табак. Была и четвертая, красивые женщины. На первые свидания с Ларисой он брал свою дочь Софью. В этом весь Радек - человек парадоксов, мастер компромиссов и лавирования, он наслаждался любовью Ларисы Рейснер, желая при этом оставаться "хорошим семьянином", любящим мужем и отцом...

    Все оборвалось трагически. Глоток сырого молока - и Ларисы Рейснер не стало. Она умерла от брюшного тифа 9 февраля 1926 года в Москве, прожив всего лишь тридцать лет.

    "Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?" - патетически вопрошал Михаил Кольцов .

    Гроб стоял в Доме печати на Никитском бульваре. Двор был заполнен народом - военными, дипломатами, писателями... "Вынесли гроб, - вспоминает Варлам Шаламов , тогда еще начинающий поэт, - и в последний раз мелькнули каштановые волосы, кольцами уложенные вокруг головы".

    Пули, миновавшие ее, убили тех, кто ее любил. Первым - Гумилева. Раскольникова (в 1938 году был объявлен "врагом народа"). Карла Радека ("заговорщик, шпион всех иностранных разведок, наймит всех империалистов")...

    За три года до кончины она писала из Джелалабада: "...Этот последний месяц буду жить так, чтобы на всю жизнь помнить Восток, пальмовые рощи и эти ясные, бездумные минуты, когда человек счастлив от того, что бьют фонтаны, ветер пахнет левкоями, еще молодость, ну, и сказать - и красота, и все, что в ней святого, бездумного и творческого. Боги жили в таких садах и были добры и блаженны..."

    РЕЙСНЕР, ЛАРИСА МИХАЙЛОВНА (1895–1926) – видная общественная деятельница, писательница и журналистка, революционерка, женщина-миф, «валькирия революции».

    Родилась 1(13) мая 1895 в Люблине (Польша) в семье профессора права Михаила Андреевича Рейснера, женившегося на потомственной российской аристократке (мать Ларисы – урожденная Хитрово – состояла в отдаленном родстве с потомками М.И.Кутузова). С 1905 семья Рейснер жила в Петербурге, в достатке и уюте. Отец и брат Ларисы увлекались идеями социал-демократии, что определило круг интересов и мировоззрение девочки. Отличавшаяся яркими гуманитарными дарованиями, она окончила с золотой медалью женскую гимназию и незадолго до начала Первой мировой войны подала документы в Психоневрологический институт. Одновременно она начала посещать лекции по истории политических учений в университете в качестве вольнослушательницы.

    В годы Первой мировой войны она вместе с отцом основала журнал «Рудин» (взяв в качестве названия фамилию известного тургеневского персонажа, борца за справедливость). Журнал был заявлен как издание, призванное «клеймить бичом сатиры и памфлета все безобразие русской жизни, где бы оно не находилось». Девушка проявила себя прекрасным организатором: искала средства на журнал, закупала бумагу, договаривалась с типографами, вела переговоры с цензурой. Издание просуществовало недолго, но стало школой публичной деятельности для Ларисы.

    Одаренная от природы неординарными внешними данными (что отмечается в мемуарах практически всех, знавших ее), уверенная в успешности своих первых литературных опытов (подписывала их мужским псевдонимом «Лео Ринус»), она довольно быстро стала известной в кругах столичной интеллигенции – прежде всего творческой. С поэтом Николаем Гумилевым Л.М.Рейснер познакомилась осенью 1916 в известном артистическом кабачке «Привал комедиантов». Н.Гумилев стал ее возлюбленным, что в значительной мере определило развитие поэтического дара Ларисы.

    По мнению ряда окружавших ее мастеров слова (А.Блок , З.Гиппиус , Вс.Рождественский), поэтический талант Л.М.Рейснер уступал ее красоте, а несколько манерный стиль не соответствовал бурной, страстной натуре автора. Отношения Ларисы с Н.Гумилевым были недолгими, не переросли в брак, но оказали влияние на ее жизнь.

    И Февральскую революцию, и большевистский переворот семья Рейснер приняла восторженно.

    В 1918 вступила в РКП(б).

    В годы Гражданской войны была культпросветработником – «комиссаршей», сражалась на Восточном фронте и прошла вместе с Волжской военной флотилией весь ее боевой путь, начавшийся в Казани в 1918. Вместе с солдатами и матросами «комиссарша» она голодала, мерзла, страдала от вшей. Успевала, несмотря ни на что, писать в то же время домой Письма с фронта , позднее вошедшие в книгу Фронт (1924). Журналистский талант ее окреп в испытаниях. Пройдя, по ее словам, «с огнем тысячи верст от Балтики до персидской границы», она близко познакомилась с множеством людей. Среди них был и Б.Савинков – бывший руководитель Боевой организации партии социалистов-революционеров, а в те годы – руководитель «Союза защиты родины и свободы».

    На фронте Л.М.Рейснер встретила своего будущего мужа – командующего Волжской флотилией Ф.Ф.Раскольникова. Единомышленники, убежденно веровавшие в возможность установления справедливого миропорядка, они поженились и в апреле 1921 отправились в Афганистан: Ф.Ф.Раскольников ехал в качестве полпреда (посла) Советской России, Лариса – как сопровождающее его лицо (в то время она была комиссаром Морского Генерального штаба).

    В Афганистане находился и брат Ларисы Игорь Рейснер, один из основателей советского востоковедения. Итоги деятельности молодых дипломатов подвело подписание договора о мире между двумя странами. «Что я делаю? Пишу как бешеная. Загоняю в переплет свой Афганистан», - писала брату Лариса, рассказывая о том, что решила обобщить свои впечатления от поездки в восточную страну (книга Афганистан вышла в 1925). Жизнь «посольской жены» в этой тепле и сытости казалась здесь райской после голодной России, однако для деятельного характера Ларисы этого было мало. На вопрос о том, как она представляет себе счастье, Лариса отвечала: «Никогда не жить на месте. Лучше всего – на ковре-самолете».

    Несмотря на протесты мужа, она покинула его и уехала в Россию. Отыскав А.А.Ахматову, она оказала ей материальную помощь. У Ларисы начался роман Карлом Радеком, и Ф.Ф.Раскольникову пришлось с сожалением дать жене согласие на развод.

    Интеллектуал К.Радек с его взрывным характером и многочисленными литературными дарованиями казался Ларисе необычайно притягательным. Приближенность к партноменклатуре позволила ей в это время создать у себя дома нечто вроде «салона», в котором бывали не только обласканные И.В.Сталиным, но и его оппоненты, в том числе Л.Д.Троцкий. Вместе с К.Радеком Л.М.Рейснер побывала в Германии, где сражалась в Гамбурге на баррикадах неудавшейся коммунистической революции и впоследствии описала свои впечатления в книге Гамбург на баррикадах (1925).

    После поездки в Гамбург связь Ларисы с Карлом Радеком распалась. Она уехала на Донбасс и после поездки быстро издала новую книгу – Уголь, железо и живые люди (1925). В ней оказались намечены пути развития советского очерка; зарисовки быта и нравов уральской глуши и поселков Донбасса перемежались с деловыми экономическими соображениями. Л.М.Рейснер вдохновенно описывала энтузиазм рабочих, напоминая при этом, что он не может искупить нерадивости хозяйственников. В своих очерках Л.М.Рейснер демонстрировала единство аналитической мысли и поэтического чувства, энергию и образность языка.

    Нелепая случайность (стакан не прокипяченного молока) оборвала жизнь Л.М.Рейснер: она умерла 9 февраля 1926 в Москве в возрасте 30 лет от тифа. Бурная судьба Ларисы неоднократно вдохновляла писателей: с Л.М.Рейснер писал образ женщины-Комиссара В.Вишневский в своей пьесе Оптимистическая трагедия ; восторженное отношение к Л.М.Рейснер Л.О.Пастернака, которую он считал «воплощенным обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа Доктор Живаго .

    Сочинения: Собр. соч., т. 1–2, М., 1928; Автобиография // Советские писатели. Автобиографии, т. 3, М., 1966; Автобиографический роман . – В сб. Литературное наследство. Из истории советской литературы 1920–1930-х годов. Новые материалы и исследования. М., «Наука», 1983

    Наталья Пушкарева

    7 октября 2012, 14:45

    Женщина-комиссар из "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского – это Лариса Рейснер. Она родилась 1 мая 1895 года в Люблине (Польша) в семье профессора права Михаила Рейснера.
    Род Рейснеров якобы шел от крестоносцев - рейнских баронов. Другие уверяли, что предок М.А. Рейснера - крещеный еврей. Лариса Рейснер росла очень умной девушкой: что ни слово - нож, что ни фраза - афоризм. Почти всегда не оригинальный, но зато красивый и меткий. Гимназию она закончила золотой медалью. Училась в Психоневрологическом институте и одновременно была вольнослушательницей в университете - единственная женщина среди мужчин. Причем умела держаться так, что никто из студентов не мог позволить себе ни одного нескромного взгляда. Там же в университете преподавал и отец Ларисы, профессор Рейснер, личность весьма примечательная. Известно его сочинение на соискание степени доктора философии "Трактат о Божественном происхождении царской власти". Историки еще долго будут спорить - то ли убежденный революционер, то ли шпион и предатель. А мать Ларисы, Екатерина Александровна, урожденная Хитрово, была женщина очень элегантная, талантливая и благородная. Hаверное от нее и получила Лариса фанатичную любовь к изящной словесности... Екатерина Александровна находилась в родстве с Храповицкими и военным министром генералом Сухомлиновым. Жили Рейснеры на Петербургской стороне по Большой Зелениной. Революционно настроенный глава семейства читал, имевшие успех, лекции для рабочих. Дом герцога H. H. Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице, где жила семья Рейснеров в 1907–1918 годах. Петербург В годы Первой мировой войны она вместе с отцом основала журнал «Рудин» (взяв в качестве названия фамилию известного тургеневского персонажа, борца за справедливость). Журнал был заявлен как издание, призванное «клеймить бичом сатиры и памфлета все безобразие русской жизни, где бы оно не находилось». Девушка проявила себя прекрасным организатором: искала средства на журнал, закупала бумагу, договаривалась с типографами, вела переговоры с цензурой. Издание просуществовало недолго, но стало школой публичной деятельности для Ларисы. Авторы воспоминаний о Ларисе Рейснер единодушно отмечали ее красоту. В.Л. Андреев (сын писателя Леонида Андреева), друг юности Ларисы, вспоминал: "Не было ни одного мужчины, который бы прошел мимо, не заметив ее, и каждый третий - статистика, точно мною установленная,- врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе". Писатель Ю.Н.Либединский тоже описал "необычайную красоту ее, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, - это была не то античная богиня, не то валькирия скандинавских саг..." «Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, – так живописал ее поэт Всеволод Рождественский. – Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг ее головы. В правильных, словно точеных, чертах ее лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое». Она сочиняла стихи. Мечтала стать поэтессой. "Была барышня Лариса Рейснер. За барышней ухаживали, над стихами смеялись", вспоминал Георгий Иванов. "Апрельское тепло не смея расточать, Изможденный день идет на убыль, А на стене все так же мертвый Врубель, Ломает ужаса застывшую печать..." В известном литературном клубе "Приют комедиантов" Лариса встретила Николая Гумилева. В тот день Рейснер читала в "Приюте" свои стихи. Гумилев сидел молча, слушал, потом подошел и попросил разрешения проводить. Прелесть легкой, ни к чему не обязывающей интрижки, вкус победы, которую он уже предвкушал, соблазнили его. Вердикт был вынесен и обжалованию не подлежал: "Красивая девушка, но совершенно бездарная". Однако роман Ларисы и Николая, несмотря на пылкую взаимность, оказался скоротечным – вскоре выяснилось, что параллельно с Рейснер у поэта были любовные отношения с красавицей Анной Энгельгардт, на которой он и женился в 1918 г. Такое предательство возлюбленного вызвало у Рейснер бурю ненависти. Как-то она призналась Ахматовой: "Я так его любила, что пошла бы куда угодно". «Знаменитая красавица Лариса Рейснер, – уточняет Андрей Петров, – любила Гумилева так, что даже соглашалась приходить на свидания в бордель на Гороховой. И когда его в двадцать первом расстреляли, она – уже вполне благополучная советская матрона, жена посла в Кабуле, – как баба рыдала над полученным из Петрограда известием, оплакивая «мерзавца и урода». И Февральскую революцию, и большевистский переворот семья Рейснер приняла восторженно. Как раз после разрыва с Гумилевым в 1917-м она связала свою судьбу с революционерами, став не только женой, но и адъютантом Раскольникова, тогда командующего Волжско-Каспийской флотилией, в дальнейшем – видного военного и политического деятеля, дипломата, члена Союза советских писателей. Он же поначалу был влюблен в Александру Коллонтай. Но устранился, когда та обратила внимание на Павла Дыбенко. Николай Кузьмин в своем историческом романе «Сумерки» придерживается того мнения, что Рейснер на известной почве вообще свихнулась «и стала настоящей психопаткой: она сумела забраться даже в поезд Троцкого и прокатиться с ним на Восточный фронт. Из-под одеяла «красного главкома» Рейснер нырнула в постель балтийского мичмана Раскольникова. Революционная матросня, ни дня не воевавшая и лишь отъедавшаяся на своих линкорах, сейчас в большом спросе у начальственных эротоманок». Подтверждает версию романа Льва Троцкого с Ларисой и сборник «Энциклопедия тайн и сенсаций: Тайны государственных переворотов и революций». Вот что там сказано: «Библейский темперамент толкал его в объятия женщин артистических, авантюрных и странных. Роман с Ларисой Рейснер закрутился в самый разгар гражданской войны. В ходе боев под Казанью туда прибыла Волжская флотилия. На капитанском мостике стояла в реквизированном бальном платье «валькирия революции» – жена и адъютант командующего Федора Раскольникова. На пути следования флотилии - множество "ничьих" помещичьих имений. Лариса облачается в роскошные наряды, ее гардероб огромен, на ее руке огромный алмаз - память работе в комиссии по учету и охране сокровищ Эрмитажа и других музеев. Утомясь в боях, она принимала в захваченных поместьях ванны из шампанского и писала родственникам письма – приглашала погостить». Вот парадокс: теперь она гораздо больше прежнего любит роскошь. Плавает на бывшей царской яхте, по - хозяйски располагаясь в покоях императрицы. Узнав из рассказов команды, что императрица однажды начертала алмазом свое имя на оконном стекле кают-компании, тотчас же чертит алмазом - тем же самым - свое имя. Она вместе с Федором Раскольниковым, своим мужем, командующим морскими силами Республики, - живет в Адмиралтействе, где оборудовала себе удивительный будуар в восточном стиле (пригодились трофеи военного похода). Стены будуара плотно обтянуты экзотическими тканями, во всех углах поблескивают бронзовые медные Будды, восточные тарелки, изысканные статуэтки. В этом будуаре Лариса принимает гостей – в роскошном халате, прошитом золотыми нитями. Зимой голодного 1920 года, когда на улицах от голода умирают люди, она устраивает в Адмиралтействе приемы, куда приглашает своих старых знакомых. Давно отвыкшие от подобной роскоши и блеска, гости неловко топчутся на сверкающем паркете и боятся протянуть руки за изысканным угощением – душистым чаем и бутербродами с икрой. Одну из вечеринок она устроила затем, чтобы облегчить чекистам арест приглашенных к ней гостей. А на балу-маскараде в Доме искусств она появляется в уникальном платье работы художника Бакста, которое было подлинной театральной драгоценностью. Как ей удалось получить это раритетное платье – и по сей день загадка. В личном распоряжении Ларисы Михайловны был "огромный коричневый автомобиль Морского штаба". В конце все того же 1920 года Л.М.Рейснер переезжает в Mоскву. Осип Мандельштам, несколько раз навещавший "мятежную чету" в их новой квартире рассказывал, что Раскольников с Ларисой жили в голодной Москве по настоящему роскошно – особняк, слуги, великолепно сервированный стол. Этим они отличались от большевиков старого поколения, долго сохранявших скромные привычки. Своему образу жизни Лариса с мужем нашли соответствующее оправдание: "мы строим новое государство, мы нужны, наша деятельность – созидательная, а поэтому было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достается людям, стоящим у власти". В 1921 г. Лариса отправилась вместе с мужем в Афганистан. Федора назначили полномочным представителем РСФСР в этой стране. И в этом же году погиб Николай Гумилв, расстрелянный палачами, представляющими ту власть, за которую она была готова отдать жизнь… Это назначение для бывшего командующего Балтийским флотом фактически явилось политической ссылкой за ошибки и просчеты, приведшие по мнению партийного руководства страны, к Кронштадскому мятежу. В Кабуле Федору Раскольникову пришлось приложить значительные усилия для того, чтобы нейтрализовать происки английской дипломатии. В этом большую помощь ему оказала Лариса Рейснер. В силу восточной специфики, не имея возможности непосредственно воздействовать на ход дипломатических переговоров, она на правах жены посла познакомилась с любимой женой эмира Аманнулы-хана и его матерью и завязала с ними тесные дружеские отношения.
    Лариса Рейснер (вторая слева) и сотрудники российского посольства на афганском Празднике независимости. 1922 Поскольку обе эти женщины играли важную роль в жизни Кабульского двора, то через них она смогла не только получать ценную информацию о придворных интригах, но и влиять на политическую обстановку в Кабуле.
    Лариса Рейснер (вторая слева) с французским послом и его женой (справа от нее). Однако по мере того, как отношения между двумя соседними странами налаживались, и жизнь советской дипломатической миссии в Кабуле все более и более приобретала рутинный характер, в семье Раскольниковых стал назревать кризис. Два незаурядных энергичных человека, Федор Раскольников и Лариса Рейснер, не могли существовать в условиях размеренного быта и покоя. Как только исчезло ощущение новизны в восприятии восточной экзотики, и ослаб накал дипломатических баталий, ими овладела скука и тоска по родине, где по-прежнему шел "последний и решительный бой".
    Лариса Рейснер и Федор Раскольников, каждый по отдельности, обращаются к Льву Троцкому, ведавшему Наркомотделом с просьбой об отзыве из Афганистана. В отличие от лаконичных писем Раскольникова, заканчивающихся неизменным коммунистическим приветом, письма Ларисы - предмет литературной прозы в миниатюре. Из письма Л.М. Рейснер Л.Д. Троцкому от 24 июля 1922 года: "Устала я от юга, от всегда почти безоблачного неба, от природы, к которой Восток не считает нужным ничего прибавить от себя, от сытости, красоты и вообще всего немого. Все-таки лучшие годы уходят – их тоже бывает жалко, особенно по вечерам, когда в сумерки муллы во всех ближайших деревнях с визгливой самоуверенностью начинают призывать господа Бога". В конце концов, терпение у Ларисы Рейснер иссякло, и она весной 1923 года, в буквальном смысле этого слова, сбежала в Россию с твердым намерением "выцарапать всеми силами из песков" своего мужа. Раскольников остался в Кабуле, надеясь в скором времени вновь встретиться с женой. Но судьба распорядилась иначе. Вместо ожидаемого приказа Наркомотдела об отзыве из Афганистана он неожиданно получил письмо от Ларисы с предложением развода. Так закончилась семейная жизнь этой "мятежной четы". После своего возвращения из Афганистана Лариса навестила всех своих знакомых, в том числе и тех, кто был близок к литературным кругам, оттолкнувшим ее в свое время.
    С 1923 года резко изменился стиль очерков Ларисы Рейснер. Многие знали, что за этим стоит Карл Радек (Зобельсон), член Политбюро ЦК ВКП (б), остроумный и циничный публицист, сочинитель анекдотов, не красавец. Раскольников не дал Ларисе развода, однако разве это могло остановить "валькирию революции"? Радек и Райснер начали жить вместе. Наконец, был получен и развод. С Радеком осенью 1923 года Лариса ездила Германию и стала свидетелем подъема и разгрома революции. Книга ее очерков об этой поездке "Гамбург на баррикадах" была издана 1924 году. В следующем году выходят в свет книги очерков "Афганистан". Лариса с братом Игорем. Висбаден. 1925 В феврале 1926 года Лариса Михайловна Рейснер умерла от брюшного тифа. В Кремлевской больнице, где она умирала, при ней дежурила ее мать, покончившая самоубийством сразу же после смерти дочери. Поэт Варлам Шаламов оставил такие воспоминания: "Молодая женщина, надежда литературы, красавица, героиня Гражданской войны, тридцати лет от роду умерла от брюшного тифа. Бред какой-то. Никто не верил. Но Рейснер умерла. Я видел ее несколько раз в редакциях журналов, на улицах, на литературных диспутах она не бывала...
    Гроб стоял в доме печати на Никитском бульваре. Двор был весь забит народом - военными, дипломатами, писателями. Вынесли гроб, и в последний раз мелькнули каштановые волосы, кольцами уложенные вокруг головы. За гробом вели под руки Карла Радека..." Похоронили Л.М.Рейснер на "площадке коммунаров" на Ваганьковском кладбище. В одном из некрологов было сказано: "Ей нужно было бы помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером". Нетрудно предположить, что если бы Лариса Рейснер дожила до репрессий 30-х годов XX века, она вряд ли бы осталась жива, будучи сторонницей Троцкого и имея в прошлом таких мужей как Раскольников и Радек.

    Апрель 15, 2013

    Короткая жизнь Ларисы Михайловны Рейснер и по сей день окутана целым ореолом разнокалиберных слухов и домыслов. Говорили, что она лично принимала участие в штурме Зимнего и распределении захваченных сокровищ. Что стирала со стекла царской яхты вензель императрицы, заменив его собственным именем. Поговаривали, что Рейснер предавалась любовным утехам на царском ложе, крутила роман с Троцким и щеголяла на балу-маскараде в Доме искусств в раритетном платье работы художника Льва Бакста. Не только её жизнь, но и детали смерти становятся предметом для яростных споров. Одни настаивают, что Рейснер выпила стакан молока и от этого заразилась брюшным тифом. Другие уверяют, что во всём виноваты злополучные эклеры, которые Лариса Михайловна съела за праздничным ужином. Но сладости или молоко послужили причиной её смерти — уже не столь важно, но факт остаётся фактом: за недолгие 30 лет своей жизни Рейснер сумела оставить свой неоднозначный след в истории.

    Лариса Рейснер была молода, обаятельна, хорошо образованна; она вертелась в богемных кругах Петербурга, влюбляла в себя поэтов и простых смертных… Так, например, вспоминал о ней Вадим Андреев: «Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мною установленная, — врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе».

    История, в общем, типична для серебряного века: ведь там что ни женщина – то муза, красавица, интеллектуалка, ну или как минимум – одиозная фигура. Но судьба распорядилась таким образом, что эта приближённая к богеме девушка из хорошей семьи внезапно выбрала для себя революционную стезю с её жгучей ненавистью к буржуям и святой верой в господство мирового пролетариата. А ведь Рейснер могла стать женой Гумилёва. Или декадентской поэтессой. Впрочем, особого литературного таланта современники в ней не замечали. «Была барышня Лариса Рейснер. За барышней ухаживали, над стихами смеялись» , — вспоминал Георгий Иванов. Поговаривают, что оценки Ахматовой были ещё жёстче (что, впрочем, неудивительно: Анна Андреевна за словом в карман не лезла). Возможно, именно поэтому Рейснер ринулась в противоположный стан, вдохновившись, подобно Александру Блоку, «музыкой революции». А ведь предупреждал же её Гумилёв: «Дорогая, развлекайтесь, но не занимайтесь политикой» . Но куда там – разве удержать такую натуру? Задача посложнее, чем оседлать дикую лошадь.

    …Лариса Рейснер родилась в семье профессора права Михаила Андреевича Рейснера и потомственной российской аристократки Екатерины Александровны Хитрово. Собственно, домыслы и легенды начинаются уже с этого момента. Говорят, что Рейснер родилась в ночь с 1 на 2 мая 1895 года, но специально указывала именно 1 число: тут соединяются и пресловутый мир-труд-май и Вальпургиева ночь – значительный праздник в Германии, а у Ларисы были немецкие корни. С происхождением, впрочем, история не совсем ясная: по одним данным, род Рейснеров восходит к крестоносцам — рейнским баронам. По другим, что предки Ларисы по отцовской линии — крещёные евреи.

    В 1905 году семья Рейснеров переехала из Европы в блистательный Петербург начала ХХ века. Их жизнь в Северной Пальмире была комфортной и уютной: никакой там густой нищенско-кабацкой достоевщины – только лоск и респектабельность. Недаром семейство жило на Петербургской (ныне Петроградской) стороне. Этот район как будто облюбовала элита и богема; судите сами: премьер-министр Сергей Витте, певец Фёдор Шаляпин, ученый Иван Павлов, балерина Матильда Кшесинская, актриса Марья Савина… И список далеко не полон.

    Лариса окончила с золотой медалью женскую гимназию, поступила в Психоневрологический университет, в котором читал лекции её отец. В общем, у Рейснер были все шансы для того, чтобы влиться в богемный круг томных интеллектуальных барышень и «юношей бледных со взглядом горящим». Она даже начала писать стихи под псевдонимом «Лео Ринус» (очень, кстати, симптоматично для того времени: мистификации тогда процветали; у одной Зинаиды Гиппиус было не меньше 5 псевдонимов, и все в основном мужские). Но стихотворное творчество Рейснер было пресным, как несолёный суп, и особого успеха у публики не имело. Вряд ли кто-нибудь безошибочно на слух определит, кому принадлежат эти строки: «Как правильно дворца нарядные пороги лепного потолка усиливают гнёт!» — нет-нет, это не Мандельштам, хотя влияние акмеизма налицо. Это Лариса Рейснер, признающаяся в любви Эрмитажу. Кто бы мог подумать, что через некоторое время она же напишет книгу с совсем не поэтичным названием «Уголь, железо и живые люди». Но всё это будет позже. А сначала было судьбоносное знакомство с поэтом Гумилёвым, разумеется, перетёкшим в бурный, но краткосрочный роман (Николай Степанович, как истинный ценитель красоты, хорошеньких барышень не пропускал).

    Они были похожи по своему авантюрному складу характера, тяге к путешествиям и экзотике. «Никогда не жить на месте. Лучше всего на ковре-самолёте» , — говорила Лариса. Она бы наверняка смогла стать для него отличной спутницей – и по жизни, и в его странствиях, но этому, казалось бы, продуктивному союзу не суждено было родиться. Предложение руки и сердца Лариса Михайловна отвергла, но Гумилёв недолго горевал и в скором времени уже женился на Анне Энгельгардт. Из Швеции он отправил Рейснер ту самую открытку с напутствием «не заниматься политикой». Лариса, как известно, не послушалась (вполне возможно, что в пику Гумилёву) и бросилась в революционный омут с головой. Впрочем, всё было не так уж неожиданно: ведь отец Рейснер, Михаил Андреевич, уже давно был заражён политическими идеями. Так что дочка в каком-то смысле оказалась благодарной слушательницей. Во время Первой мировой войны вместе с родителями Лариса основала журнал «Рудин», призванный «клеймить безобразия русской жизни». Кто знает, чего в этом было больше: позы, игры на публику или искренней уверенности в своей правоте; но Рейснер действительно удавалось каким-то образом сочетать абсолютно противоположные мировоззренческие позиции: революционный эпатажный пафос и буржуазность. Разумеется, сложно представить, как образованный человек может так отозваться о Зимнем дворце: «Какие-то безвкусные акварели, Бог знает кем и как написанные, мебель модного стиля «модерн»… Какие буфеты, письменные столы, гардеробы! Боже мой!<…> Очень хочется собрать весь этот пошлый человеческий хлам, засунуть его в царственный камин и пожечь все вместе во славу красоты и искусства добрым старым флорентийским канделябром». Стоит ли уточнять, что Лариса Михайловна при этом любила жить по-царски; хоть и писали, что она-де «пила воду из вонючих луж». Но тут имидж (а вовсе не жажда, как в старинном рекламном слогане) был превыше всего. Без сомнений, «товарищ» Ресйнер на самом деле была отнюдь не прочь запить затхлую водичку бутылочкой Шабли и закусить воспетой Игорем Северяниным «стерлядью из Шексны».

    Лариса Михайловна стала комиссаром Балтфлота и Волжской флотилии, щеголяя в элегантной морской шинели среди своих верных пажей — революционных матросов. В стане соратников Рейснер встретила своего первого мужа – балтийского мичмана Фёдора Раскольникова (изначально влюблённого в ещё одну прогрессивную барышню –). В 1921 году они поженились и отчалили с болот Невы в душный экзотический Афганистан: Раскольников стал советским послом, а неудавшаяся поэтесса – первой леди. Местный колорит сначала увлёк Ларису, она развлекалась как могла, но потом эта убеждённая авантюристка заскучала, бежала в Россию, а после и мужа бросила, предпочтя ему низкорослого очкарика Карла Радека (опять же, разумеется, соратника, интеллектуала, уважаемого самим Владимиром Ильичём). Вместе со своим гражданским мужем Ларису занесло в Германию, где они сражались на баррикадах так и неудавшейся революции (эти впечатления легли в основу её книги»Гамбург на баррикадах»). Затем Рейснер ездила по Донбассу и Уралу, вдохновляясь деятельностью тамошних рабочих. Экс-петербугская салонная поэтесса на этот раз живописала энтузиазм простого народа в своей саге «Уголь, железо и живые люди». Эта неуёмная женщина и дальше бы воспевала достоинства пролетариата и наверняка забралась в самые отдалённые уголки мира с целью обратить в революционную веру пусть даже австралийских аборигенов, но во всём виноват случай. Точнее, стакан молока.

    Она умерла от брюшного тифа 9 февраля 1926 года в Москве в возрасте 30 лет. Впрочем, многие исследователи сходятся на мысли, что Ларису Рейснер в любом случае ожидала трагическая кончина: такие тогда были времена, ведь даже самые преданные певцы советской власти буквально за полсекунды становились врагами народа… И Фёдор Раскольников, и Карл Радек, — все они были перемолоты в жерновах НКВД.

    «Ей нужно было бы помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером» , — написали о Ларисе в некрологе. Тут невольно вспоминаются строки Гумилёва: «И умру я не на постели, при нотариусе и враче,/ А в какой-нибудь дикой щели, утонувшей в густом плюще» . Впрочем, всем романтическо-авантюрным пророчествам и домыслам не суждено было сбыться: смерть Гумилёва была трагической и страшной; кончина Рейснер – прозаической и нелепой…

    * Лариса Рейснер родилась в городе Люблине (Польша), раннее детство провела в Томске, до 1905 года вместе с семьёй проживала в Германии и Франции.

    * Младший брат Ларисы – Игорь – стал известным востоковедом и доктором исторических наук.

    * Мать Рейснер покончила с собой вскоре после смерти дочери.

    * Лариса Рейснер стала прообразом женщины-комиссара, изображённой в пьесе «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского. В одноименном фильме её сыграла Маргарита Володина.

    * Некоторые черты Ларисы Рейснер легли в основу образа Ларисы Антиповой из романа Пастернака «Доктор Живаго».

    Валерия Мухоедова