Историко-психологические очерки. Человек на войне

"Без уяснения феномена войны, вошедшей в плоть и кровь поколений, не понять хода последующей истории, механизмов общественного поведения, смены чувств и настроений людей"{43},

Утверждает исследователь и посвящает ряд страниц своей монографии социально-психологическим аспектам войны, оказавшим огромное влияние на формирование послевоенной атмосферы.

Что касается трудов других историков, работающих в данном направлении, то две книги автора - "1941-1945. Фронтовое поколение. Историко-психологическое исследование" (1995) и "Человек на войне. Историко-психологические очерки" (1997) - на сегодняшний день являются единственными монографическими исследованиями, посвященными непосредственно психологии участников вооруженных конфликтов, причем вторая из них - в сравнительно-историческом аспекте{44}.

Совершенно иной была ситуация в аналогичных отраслях зарубежной науки, - как военной, так и гражданской. Начиная с классической школы "Анналов", историческая психология активно развивалась по целому ряду направлений{45}. Что касается собственно военной ее отрасли, то появился даже специальный термин "war mentality", обозначающий состояние умов в военное время, психологию военного времени. Одним из методологических образцов такого рода исследований может служить труд английского историка Макса Хастингса "Операция "Оверлорд": как был открыт Второй фронт", где автор на материалах "устной истории" воссоздает психологическую атмосферу высадки союзных войск в Нормандии. Работы его соотечественников Джона Кигана и Ричарда Холмса посвящены месту рядового солдата в современной войне: его подготовке, побудительным мотивам, поведению в боевой обстановке, надеждам и ожиданиям, ощущениям раненых и контуженных, и т. д. Есть и другие подобные исследования{46}.

В целом состояние историографии позволяет сделать вывод, что хотя и существуют отдельные методические и узкоприкладные разработки в смежных областях знания, собственно историко-психологических исследований, посвященных теме монографии, практически нет. Однако, без использования исторической науки в изучении военно-психологических проблем картина не может быть полной и точной. В силу своей специфики, историческая наука одна способна восполнить целый ряд пробелов, которые образуются при разработке этих проблем другими научными дисциплинами. Во-первых, она позволяет изучать эти явления в исторической динамике, сопоставлять психологические феномены в различные периоды истории. Во-вторых, только эта наука дает возможность изучать военную психологию в наиболее полном общественном контексте - событийном, духовно-идеологическом, материально-техническом и т. д. В-третьих, именно историческая наука располагает таким специфическим исследовательским инструментарием, как источниковедение - особая ее отрасль, ориентированная на отработку методик анализа исторических источников, то есть всех видов информации, относящихся к прошлому. Наконец, историческая наука не связана с жесткими предметными рамками узконаучных дисциплин и способна синтезировать приемы и методы других наук, включая, в частности, военную психологию и военную социологию. Есть также ряд других преимуществ исторического изучения "психологии войны", которые позволяют рассматривать результаты исследования не только в узконаучном значении, а ориентируясь на практику, в том числе вырабатывать практические рекомендации, опираясь на результаты сопоставления различных войн, определения основных тенденций в эволюции психологических факторов с развитием материально-технических средств ведения войны, с изменением общественных условий и т. д.

Поэтому становление такого направления в исторической науке как "Психология войны в XX веке", несомненно, может как расширить горизонты военного знания, качественно дополнив его психологический и социологический ракурсы, так и раздвинуть границы знания собственно исторического. Изучение психологии российских участников вооруженных конфликтов в этом контексте приобретает особое значение, потому что человеческий фактор как раз и составляет ядро, суть социально-психологических и духовных явлений.

Цели и задачи исследования

Очевидно, что без учета психологического фактора невозможно адекватное научное осмысление новейшей отечественной истории, причем не только "военной", но и гражданской, а также современности. Понимание этого определило основные направления нашего исследования.

В данной монографии впервые в исторической науке рассматривается психологическая составляющая основных вооруженных конфликтов XX века; дается ее сравнительно-исторический анализ в больших и малых войнах, которые вела Россия (СССР) в этот период; используются в основном впервые вводимые в научный оборот источники; обосновывается и применяется разработанная автором методика сравнительно-исторического исследования психологических феноменов вооруженных конфликтов.

В качестве объекта изучения выступают российские участники полномасштабных внешних (межгосударственных) войн России и СССР в XX веке (русско-японская 1904-1905 гг., Первая мировая 1914-1918 гг., советско-финляндская 1939-1940 гг., Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Дальневосточная кампания 1945г., Афганская война 1979-1989 гг.). Сравнительно-исторический характер исследования предопределил необходимость сопоставления событий по целому ряду параметров, в различных исторических и геополитических условиях, причем сравниваются друг с другом не только примерно равномасштабные конфликты, но и имеющие другие сходные черты (мировые войны, локальные войны на отдельных участках границы, войны на своей или чужой территории, и т. д.). В каждом случае учитывается и комплекс других факторов - социально-политических, идеологических, национальных и других.

Локальные вооруженные конфликты (как официальные, так и неофициальные) в монографии не рассматриваются, поскольку они являлись, как правило, кратковременными, в них был задействован весьма ограниченный контингент войск и не могли в полной мере проявиться психологические закономерности, характерные для полномасштабных и продолжительных боевых действий. Поскольку исследование носит в значительной мере сравнительно-исторический характер, мы делаем исключение только для событий на озере Хасан в 1938 г. и у реки Халхин-Гол в 1939г., так как они дают материал для компаративного анализа одного и того же исторического противника России - Японии - в целом ряде вооруженных конфликтов XX века, позволяя рассмотреть в динамике один из важных для нашего исследования аспектов проблемы - формирование и эволюцию образа врага.

При рассмотрении Первой мировой войны мы ограничиваемся дореволюционным временем, так как революция привнесла и в ход войны, и в сознание людей много специфических моментов, выйдя за рамки сугубо внешнего вооруженного конфликта. Мы сознательно не включаем Гражданскую войну 1918-1922 гг. (как и другие внутренние конфликты) в объект нашего исследования, так как она относится к радикальным формам противостояния внутри самого общества. Если в межгосударственных войнах достаточно ясно прослеживаются субъекты конфликта, состав участников, их интересы и цели, то гражданская война, помимо своей крайней ожесточенности, отличается еще и неопределенностью этих параметров. Крайней противоречивостью, "размытостью" характеризуются не только разделительные фронтовые линии, эти противоречия проходят и через души людей. Так, одно из ключевых для понимания психологии войны и ее участников понятий "свой-чужой", оказывается трагически разорванным и одновременно переплетенным, - ведь в гражданской войне друг против друга идут бывшие граждане одного государства, представители одной нации, земляки, недавние друзья, а нередко и члены одной семьи. Поэтому психология гражданских войн - особый объект для историко-психологического исследования и требует специального самостоятельного изучения с использованием принципиально иной методологии, исследовательских подходов и даже инструментария.

Особое место в системе вооруженных конфликтов занимает партизанская война или повстанческое движение, то есть действие иррегулярных формирований, которые могут приобретать как самостоятельное значение (борьба "моджахедов" против советских войск в Афганистане), так и подчиненное общей стратегии и тактике регулярной армии (партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной войны), или даже вспомогательное значение (действие диверсионных отрядов и групп, и т. п.). Мы также исключаем эту категорию участников боевых действий из нашего исследования как крайне специфическую, действующую не в открытом бою, а в тылу противника, вследствие чего ее весьма сложно определить как военно-правовой субъект, провести четкую грань между комбатантами, признающимися международным правом, и диверсантами, лазутчиками, шпионами и террористами, которые в случае захвата не считаются военнопленными и могут быть казнены как обычные преступники. Особые условия действий партизанских и повстанческих отрядов порождают и крайне специфическую психологию "партизанской вольницы", иные, нежели у регулярной армии, формы борьбы и вследствие этого - нормы отношения к противнику, законам и обычаям войны и т. д. Таким образом, даже советское партизанское движение в период Великой Отечественной войны и психологию его участников следует рассматривать как особый предмет исследования, также, как и изучение гражданской войны, требующий своих подходов и методов.


Человек на войне. Историко-психологические очерки 1455K
издано в 1997 г.
Добавлена: 18.12.2010

Аннотация

Сенявская Е.С. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М.: Ин-т российской истории РАН, 1997. - 232 с. - Тираж 300 экз.

Книга посвящена одной из ключевых проблем российской истории на ее переломных этапах – роли психологического фактора в вооруженных конфликтах ХХ века (на примере двух мировых и афганской войн).
На основе редких архивных документов и материалов “устной истории” автор рассматривает самоощущение человека на войне; факторы, влияющие на его поведение в экстремальных ситуациях; особенности фронтового быта; проблемы выхода из войны, включая "афганский синдром"; эволюцию понятий "свой-чужой" и формирование образа врага в разных войнах; бытовую религиозность на войне; феномен массового участия женщин в войнах XX столетия.
Для специалистов-историков, психологов и всех, кто интересуется историей Отечества.

В 2001 г. за монографию "Человек на войне" Е.С.Сенявская удостоена медали Российской академии наук.

Введение

Глава I. РОССИЙСКИЕ КОМБАТАНТЫ В ВОЙНАХ ХХ ВЕКА (Методологические и методические про-блемы сравнительного историко-психологического анализа)
1. Война как историко-психологическая проблема: ключевые понятия и предмет изучения
2. Война - экстремальная ситуация. (Солдатский фатализм и отношение к смерти.)
3. Фронтовой быт
4. Проблема выхода из войны
5. Малая война - большие проблемы. ("Афганский синдром")

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВРАГА КАК ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1. Образ врага как предмет историко-психологического ис-следования. (Проблема "свой-чужой" в условиях войны)
2. Образ врага в сознании участников Первой мировой войны
3. Образ врага в сознании участников Великой Отечественной войны
4. Образ врага в сознании участников двух мировых войн: общее и особенное
5. Исламское общество Афганистана глазами воинов-"афганцев"

Глава III. РЕЛИГИОЗНОСТЬ НА ВОЙНЕ
1. Вера и атеизм на войне как социально-психологическая проблема
2. Солдатские суеверия как форма бытовой религиозности

Глава IV. ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ - ФЕНОМЕН XX ВЕКА
1. Дореволюционная ситуация: исключение из правил
2. Советская эпоха: от равноправия в мирной жизни к равенству на войне
3. Афганский опыт и современность: эволюция феномена

Заключение
Примечания

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

I. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-1918
Приложение 1.1. А.Н.Жиглинский. "Я горд тем, что могу быть полезен России" (Письма русского офицера)
Приложение 1.2. И.И.Чернецов. "Рождество нам придется встречать на передних позициях" (Письма с фронта Первой мировой войны)
Приложение 1.3. Дело генерала Форселя
Приложение 1.4. Корнет бежит на фронт

II. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945
Приложение 2.1. Ю.И.Каминский. "Здесь больше земляни-ки, чем огня..." (Фронтовые письма)
Приложение 2.2. Г.Т.Мироненко. Из дневника стрелка-радиста

III. АФГАНСКАЯ ВОЙНА 1979-1989
Приложение 3.1. Программа историко-психологического обследования участников войны в Афганистане.
Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов XX века
Приложение 3.2. Выдержки из интервью с участниками афганской войны
3.2.1. Сведения о респондентах
3.2.2. Война как экстремальная ситуация
3.2.3. Формирование образа врага и отношение к нему
3.2.4. Особенности фронтового быта
3.2.5. Проблема выхода из войны и посттравматический синдром
Cловарь
Список архивов

Историография. Е. С. СЕНЯВСКАЯ. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ. ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ

Е. С. Сенявская. Человек на войне. Историко-психологические очерки. М. Институт российской истории РАН. 1997. 232 с.

Монография кандидата исторических наук Е. С. Сенявской продолжает и развивает концепцию, основы которой были заложены автором в предыдущей ее работе, посвященной фронтовому поколению 1941-1945 годов 1 . Автор поставила своей целью "проследить эволюцию психологических факторов войны на основе анализа опыта русской и советской армий в вооруженных конфликтах XX века" (с. 7), раскрыть общее и особенное в психологии их участников. Вместе с тем Сенявская ставит вопрос о том, как условия данной войны влияют на дальнейшую жизнь непосредственных участников боевых действий, а косвенно - и на развитие общества в мирных, послевоенных условиях.

Война рассматривается автором как явление психологического порядка, формирующее особый тип человеческого сознания, создающее феномен "человека воюющего". В поле зрения Сенявской две мировые войны и афганская война 1979-1989 годов.

В исследовании, которое носит постановочный характер, выявляется основной спектр историко-психологических проблем вооруженных конфликтов XX в., рассматриваемых на индивидуально-личностном уровне их участников. Апробируется и отрабатывается широкий спектр необходимых методов, включая междисциплинарные (сравнительно- исторические, историко-психологические, историко-социологические), для более глубокого раскрытия мотивации и поведения людей в экстремальных условиях вооруженного противостояния с врагом. В едином комплексе решаются конкретно- исторические, источниковедческие и теоретико-методологические задачи.

Проблемно-тематический подход определил структуру монографии. Среди рассматриваемых автором проблем: самоощущение человека в экстремальных условиях войны и факторы, влияющие на его поведение в "пограничных ситуациях"; фронтовой быт и его психологические особенности; проблема выхода из войны (особо исследуется "афганский синдром"); формирование образа врага как частное проявление психологической дихотомии "свой-чужой" в условиях вооруженных конфликтов; вера и суеверия в боевой обстановке; массовое участие женщин в войнах как феномен XX столетия.

This is an article from EVXpress, a service of East View Information Services that allows you to search across more than 12 million journals and news publications for fee and immediately download full text using your credit card.

Price: $25.00 The article you selected has been added to your shopping cart The issue you selected has been added to your shopping cart