История как герасим прощался с муму. Почему Герасим утопил Муму? Психологический анализ произведения И.С

Цель урока : работая над образом Герасима, показать его умение заботиться о слабом существе - Муму; осмыслить изменения в душе главного героя, способность протестовать против несправедливости; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека, раскрыть трагизм судьбы крепостных.

Задачи:

  • обучающие : обучать сопоставлению текстовой информации и художественного образа, формировать навыки выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы,
  • развивающие : формировать умение оценивать поступки героя через эмоциональное восприятие; развивать логическое мышление обучающихся через проблемные вопросы; развивать умение учащихся соотносить поступок с художественным образом героя; научить навыкам исследовательской деятельности и работе с текстом, развивать устную речь учащихся, развивать умения обобщать изученное.
  • воспитательные: воспитывать чувство сопереживания герою, формировать чувство сострадания; формирование коммуникативной компетенции.

Личностные УУД : формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, отрывок из мультипликационного фильма “Муму” режиссера Валентина Караева.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока

Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком,
как ухаживал Герасим за своей питомицей.
И.С.Тургенев “Муму”

1. Слово учителя.

Здравствуйте. Проверьте, все ли вы готовы к уроку. Присаживайтесь.

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, свою активную работу. Начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость открытий.

2. Мотивационно-организационный этап. (см. Приложение 1).

Слайд 1. На слайде вы видите тему урока “Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима”

Подумайте, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (И только? Разговор сегодня будет идти о чувствах глухонемого героя)

Выделите ключевое слово в названии урока (преображение).

Определим цели и задачи урока (Сегодня на уроке, работая над образом Герасима, постараемся осмыслить изменения в душе главного героя. Для того мы будем выполнять разные виды работы)

Как вы думаете, а чего жду я от вас я? (что вы будете активно работать на уроке, размышлять, сопоставлять, покажете все свои умения).

3. Слово учителя.

Часто рассказ И.Тургенева “Муму” остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: “Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?” (вопрос написан на доске)

На этот вопрос постараемся ответить в ходе урока. А для этого мы попытаемся понять поступки Герасима, разобраться в тех человеческих отношениях, которые происходили во времена Тургенева.

4. Повторение ранее изученного материала.

Давайте вспомним, как окружающие относились к Герасиму? (боялись, не любили)

А любил ли кого-то Герасим? (Татьяну)

За что он её любил? (добрая, беззащитная, кроткая, что-то есть общее с Герасимом)

Казалось бы, Герасим нашёл своё счастье. Но что же произошло? (Барыня выдаёт Татьяну замуж за Капитона)

А стоило бы ему побороться за своё счастье?

Почему Герасим не ушёл от барыни? (он крепостной, он сам ничего не решает, у него есть чувство долга, он честный, ответственный, в нём заложен рабский дух с рождения, этот безропотный великан)

Вывод: После того, как у Герасима отнимают его любовь, он вновь остается один, отгораживается от людей, становится мрачным и угрюмым. Но он не затаил злобы на Татьяну и Капитона.

5. Изучение новой темы. Герасим и Муму.

Вскоре жизнь Герасима сделала крутой поворот.

Что это было? (Герасим нашёл Муму).

Как это произошло? Давайте вспомним этот эпизод (Проверка дом.задания – учащийся пересказывает эпизод как Герасим нашёл Муму) - стр.33

Какую роль сыграла в жизни Герасима Муму? (Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим “очень доволен был своей судьбой” Герой испытывает потребность заботиться о ком-то, чувствовать, что в нем нуждаются. Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму).

Как герой ухаживал за своей питомицей? В тексте есть предложение, рассказывающее об этом. Найдите и прочитайте его выразительно.

Может ли кто-то из вас сказать, какое художественное средство использует Тургенев? (сравнение)

Для чего он его использует? (показать силу любви Герасима к собаке Муму)

Объясните смысл этих слов: “Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей” (всё лучшее для неё, оберегал).

Вывод: Жизнь для главного героя наполнилась новым содержанием - заботой о дорогом существе.

Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

Что же случилось? Случилось несчастье - пропала собака.

Как пропала Муму? Напомни нам об этом... (пересказ эпизода о пропаже Муму - дом.зад пересказ учащегося. стр.39)

А почему пропала Муму? Попробуем разобраться.

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены...Чтоб ее сегодня же здесь не было... Слышишь? Сегодня же!)

Почему и как изменилось отношение барыни к собаке?

– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание) (Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, ёе не волновало, что будет чувствовать Герасим. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно, по своему желанию).

Слово учителя: Несмотря на то, что внешнее отношение барыни к Герасиму осталось прежним, но она задумала зло, не думая о том, что причинит Герасиму невыносимую боль.

Такое поведение человека называется лицемерием.

Лексическая работа

Лицемерие - отрицательное моральное качество, когда заведомо безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

Кто ещё из героев лицемерит по отношению к другим? (дворня, челядь)

Слово учителя

Мы видим, что в рассказе искренний, честный человек только Герасим.

Подумайте, как этому человеку живётся среди лицемеров?

А что порождает неискренность, лицемерное отношение между людьми? (крепостное право)

При крепостном праве, чтобы выжить, нужно лицемерить.

Герасим жестокий человек?

Как вы оцениваете решение Герасима самому исполнить приказ барыни – убрать Муму? (Это решение далось ему нелегко. Он не мог допустить, чтобы кто-то издевался над его любимым существом, чтобы она медленно и мучительно умирала. Обратите внимание: как мучительно их расставание.

Выхода нет. Герасим очень любил Муму, и то, что он решился лишить ее жизни, говорит об огромной силе воле героя. Если ей уж суждено погибнуть, то это лучше сделает он сам. Принять такое решение может только свободный, независимый человек)

Вспомните сцену прощания Герасима и Муму. Автор очень подробно и тщательно описывает все действия героев, их движения. Почему? (Это очень тяжёлое прощание, прощание с близким, родным существом. Мог ли жестокий человек так прощаться. Нет, так может прощаться только сильный человек)

А когда, как вы думаете, к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал? (Так как Герасим глухонемой, у него обострено чувство внимания, наблюдательность. Наверно, это решение назрело тогда, когда у него отняли Татьяну, а далее когда прощался с Муму в трактире. Всё у него было, кроме любви. То, что произошло с Герасимом, навсегда лишило его возможности быть счастливым, навсегда отгородило его от людей. Он предпочитает жить бобылем и больше не заводит себе ни одной собаки. Эта душевная травма осталась с ним на всю жизнь).

Посмотрим фрагмент мультфильма “Муму” (“Уход Герасима”) (см.Приложение 2, просмотр с 16 минуты)

Какие чувства вызывает у вас прозвучавший фрагмент?

Что помогает передать эти чувства? (музыка)

С чем ассоциируются удары колокола? (решение созрело)

Сколько раз звучит колокол? (3 раза)

Где ещё мы встречаемся с троекратными повторами? (в сказке)

После третьего удара, когда открывается дверь, лицо Герасима выражает иные чувства – он свободен, он личность. Решение уйти от барыни – сильное решение.

А если бы он умел говорить, как вы думаете, чтобы он сказал барыне? (Я свободен!)

Да, сцена ухода Герасима не оставляет никого из нас равнодушными.

Вернёмся к вопросу: “А почему герой не ушёл от барыни с собакой?” (тогда ещё решения уйти не было, а Муму уже утопил)

С кем сравнивает Тургенев Герасима в заключительной части рассказа? (со львом, стр.48, сравнение)

Выразительно прочитайте это описание.

Почему именно со львом? (Лев – символ храбрости и обновления, свободный зверь, он дитя природы, так ж, как и Герасим, он чувствует себя счастливым только на лоне природы)

Своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)

Вернёмся к теме урока.

Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?

Вывод: Сегодня мы говорили о том, как одинокая и безрадостная жизнь Герасима в доме барыни была скрашена счастливыми месяцами общения с настоящим верным и чутким другом - собакой. Казалось, оттаяла душа немого богатыря, и мы увидели его чутким, нежным и заботливым человеком. Но Тургенев даёт почувствовать нам, что счастье Герасима недолговечно, потому что пока живо крепостное право, человек остаётся зависимым, но наступает момент, когда человек находит в себе силы освободиться от этой зависимости и становится духовно свободным. И помогает человеку преобразиться любовь – любовь к жизни.

Рефлексия.

Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.

Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.

Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.

Дом.задание: Задание распечатано на листочках:

Я намеренно даю вам это задание домой, чтобы вы осмыслили, какое преображение произошло с Герасимом (потому что это очень важно)

1. Синквейн “Преображение”

Задание на выбор

2.Написать сочинение-миниатюру: “Как бы я поступил на месте Герасима?”

3.Сочинение-размышление “Если бы Герасим умел говорить, чтобы он сказал барыне?”

Трагический рассказ Ивана Тургенева «Муму» является одним из образцов классической литературы, в красках описывающий весь трагизм и бесправие существования крепостных крестьян в России. Жестокость и трогательная привязанность тесно переплелись в сюжете этого рассказа, описывающих реалии бытия крепостных и безграничную власть хозяев — помещиков над ними. На тему «Почему Герасим утопил Муму» школьники пишут целые сочинения, стараясь найти ответ и оправдание жестокому поступку главного героя.

Рассказ Тургенева «Муму». О чём писал автор

Герои рассказа:

  • Центральный герой рассказа — глухонемой крепостной дворник Герасим , не имеющий ничего в жизни: ни дома, ни близких. Единственное, что скрашивало его однообразную тяжёлую жизнь, была любовь к прачке Татьяне.
  • Прачка Татьяна — тихое и забитое существо, осознающее и принимающее своё бесправие.
  • Хозяйка Герасима и Татьяны — властная и капризная барыня , жестокие прихоти которой должны были исполняться тотчас же. Крепостных она за людей не считает и её жестокое отношение к Татьяне, которую она насильно приказывает выдать замуж за алкоголика Капитона, тому пример.
  • Муму — маленькая дворняжка , спасённая главным героем рассказа от неминуемой смерти и являвшаяся его единственным близким и преданным ему существом.

Однажды Герасим совершенно случайно спасает тонущего щенка. Он даёт собачке кличку Муму и оставляет его себе. Зачем же он делает это? Трогательная забота и нежность , которую проявлял главный герой к Муму, может сравниться лишь с заботой матери о собственном ребёнке. Не имея близких и друзей, Герасим находит родную понимающую его душу в этой маленькой преданной собачке.

Это весьма необычное поведение главного героя — во времена крепостного права отношение к животным было исключительно потребительское. Собаки не пользовались особой любовью у хозяев и предназначались лишь для охраны двора.

Эгоистичной, думающей только о себе барыне был важен лишь собственный покой. Поэтому услышав ночью лай Муму, она приказывает избавиться от собачки. Животное похищают и увозят, но преданная собачка перегрызает путы и возвращается к любимому хозяину. И когда барыня обнаруживает Муму во дворе во второй раз, она приказывает утопить несчастное животное.

Безусловно, приказ барыни мог выполнить любой из дворовой челяди, но расправиться с Муму вызывается сам Герасим .

Так зачем Герасим утопил Муму вместо того, чтобы предпринять какие-то действия по спасению дорогой ему собачки? Почему не отпустил её на волю, сохранив тем самым жизнь? Ответ на этот вопрос заложен в самой сути жестокого крепостного права.

Почему Герасим утопил Муму

Герасим был крепостным с рождения. Бесправное положение казалось для него естественным. Мысль о том, что он может принимать решения о своей судьбе самостоятельно , даже не приходит ему в голову. Сначала, по прихоти барыни, он был взят из деревни в усадьбу. Следующей потерей главного героя рассказа была прачка Татьяна, безответная глубокая любовь к которой была смыслом его жизни.

Когда Герасим решил утопить Муму, он уже понимал, что привязанность к этой маленькой собачке сделала его зависимым от чувств . Каждая потеря в жизни главного героя причиняла ему невыносимые страдания, и он не желал больше испытывать эту боль. Так зачем он лично решил лишить жизни собачку, к которой был так трогательно привязан? Зачем он покорился воле взбалмошной старухи, даже не предприняв попытки каким-то образом спасти дорогое ему существо?

Рождение и жизнь в статусе крепостного крестьянина также сыграло свою роль. Получив воспитание крепостного крестьянина, наш герой психологически осознавал и принимал безграничную власть барыни над собой и своей жизнью. Он понимал, что ослушание приказу может повлечь более жестокую кару как для Муму, так и для самого Герасима. И, страшась страданий своих и единственного близкого существа, решил исполнить жестокий приказ сам, выбрав для этого наиболее лёгкий, на взгляд Герасима, способ убийства собачки.

В итоге Герасим потерял все, что было дорого ему в жизни . И единственный самостоятельный поступок, который совершает в отчаянии главный герой — уходит в деревню.

Автор в конце рассказа пишет, что больше Герасим никогда не заводил собак и прожил свою жизнь бобылём. Он понимал, что уязвимым его делают чувства любви и привязанности , и больше не хотел ни с кем сближаться, пускать кого-то в свою душу и сердце. И единственное спасение от кажущихся ему неминуемых потерь он видел в одиночестве.

Возможно, таким способом главный герой старался уберечься от душевной боли и страданий при потере дорогих ему существ.

Контрольный конспект урока литературы.

Тема:

Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия.

Задачи:

Обучающие:

    провести анализ эпизодов, с помощью которых можно проанализировать образ главного героя и второстепенных персонажей;

    проследить изменения, произошедшие в главном герое;

    вызвать у ребят искренний интерес и восхищение фигурой главного героя.

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к нравственным категориям (доброте, состраданию, сочувствию);

    воспитывать чувство сопереживания и душевную тонкость;

    воспитывать бережное отношение к слову;

    воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;

Развивающие:

    формировать умение анализировать художественный текст;

    развивать эмоциональную сферу учащихся;

    развивать умение выразительного чтения;

    развивать устную речь учащихся;

Тип урока: урок – беседа

Список использованной литературы:

    Литература. 5 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 271 с.

    Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320 с.

    Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева. – 2-е изд., стериотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

I . Организационный момент

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня мы подведем итог изучению

рассказа И. С. Тургенева «Муму».

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Откройте рабочие тетради, запишите дату, вид работы и тему сегодняшнего урока.

Метод: слушание

Прием : глобальное, неоценочное, нерефлексивное

Образец записи в тетрадях:

Второе марта

Классная работа

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Записать на доске дату, вид работы, тему урока

II. Домашнее

задание

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Откройте дневники, запишите домашнее задание. Домашним заданием у вас будет ответ на вопрос: «Кого вам больше жаль: Муму или Герасима?» Запишите его к себе в тетрадь. Сдаем на следующий урок.

Метод: слушание

Прием

Записать на доске дом. задание, вопрос.

III . Повторение изученного материала

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

А сейчас повторим то, о чем мы говорили на прошлом уроке.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, давайте вспомним главных героев

произведения. Назовите их.

Кого мы можем особо выделить из дворовых

Появление кого из слуг вызывает у читателя улыбку, смех?

Словарная работа:

Дядя Хвост - «Прихвостень».

Нет собственного мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто выше него.

Каковы основные качества, объединяющие практически всех этих людей?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

Все это черты, которые рождены в человеке отношениями барства и раба. Раб, который смирился со своим положением человека без чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

Устный ответ ученика:

Герасим, Барыня, Муму

Татьяна. Герасим в нее влюбился.

Молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. У Татьяны не было гордости, не было уверенности в себе.

Капитон Климов. За него вышла замуж Татьяна. Он называет себя горемыкой. В женитьбе видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну.

Гаврила. Главный дворецкий барыни, «начальствующее лицо». В разговоре с барыней постоянно говорит на –с, хотя при разговоре с другими слугами –с не употребляет.

Лакей Степан В сравнении с Гаврилой – Гаврила думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду и не потерять своего положения, Степан просто бездумно выполняет приказы барыни и распоряжения дворецкого.

Буфетчик дядя Хвост. Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна и «распоряжался, то есть только так руками разводил».

Отсутствие чувства собственного достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх наказания.

IV . Изучение нового материала. Работа с эпизодом «Осада каморки Герасима»

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, приступим к анализу эпизода «Осада каморки Герасима». После прочтения, вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

    Какова манера поведения барыни?

    Поведение Гаврилы?

    Участие в «операции» дяди Хвоста?

    Поведение Степана?

Метод: чтение

Прием:

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, отметим манеру поведения барыни.

Найдем в тексте характеристику поведения Гаврилы (его трусость и попытки не уронить свой авторитет)

Отметим участие дяди Хвоста.

Каково поведение Степана? Отметим его услужливость.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Прочитаем абзац со слов «Герасим неподвижно стоял на пороге…». Что изменилось в отношении Герасима к остальной дворне?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Итак, давайте отметим развитие противопоставления между Герасимом и остальной дворней.

Словарная работа:

Давайте обратим внимание на словосочетание «в немецких кафтанах».

Немец – немой, первоначально на русской земле так называли всех иностранцев, которые не умеют говорить по-русски.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

…она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей…

…впереди выступал Гаврила, придерживая рукой картуз, хотя ветру не было…, …смотри, брат – у меня не озорничай!...

…Дядя Хвост открыл окно… Дядя Хвост закрыл окно…

…И Степан вскарабкался наверх… приговаривая: «Выходи, выходи!»…

Выразительное озвученное чтение

Устный ответ:

В первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к своим – сейчас он «великан в красной рубашке», наверху лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах»

Выразительное чтение эпизода со слов «На следующее утро барыня проснулась довольно поздно…» до слов «… Дядя Хвост запер окно».

Чтение отрывка со слов: «Герасим неподвижно стоял на дороге…» до слов «… Гаврила сделал шаг вперед»

V . Работа с эпизодом прощание Герасима с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Метод: чтение

Прием: выразительное озвученное чтение

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Почему Герасим сам пошел топить Муму?

Больно ли было Герасиму прощаться с Муму?

Что произошло с Герасимом после того, как он утопил Муму?

Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму? Почему он все-таки утопил ее?

Метод: слово учителя

Прием: обобщающее слово

Итак, когда Герасим шел топить Муму, он еще не думал уходить из города, от барыни и ее людишек в деревню, где он когда-то чувствовал себя свободным. Прощание с единственным существом разорвало оковы внутреннего рабства.

Устный ответ:

Он не хотел, чтобы подлые и жалкие люди с чувством ненависти убили его собаку.

Герасиму было больно.

Он ушел в деревню

Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считали этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли.

Метод: слушание

Прием : детальное, неоценочное, нерефлексивное

Чтение эпизода со слов «…Спустя час после всей этой тревоги…» до слов «.. разбегались какие-то широкие круги…»

VI . Подведение итогов

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Итак, чем Герасим отличается от остальной дворни?

Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

Какой протест, с помощью ухода Герасима, хотел показать автор?

Метод: слово учителя

Прием: заключительное слово

Всем спасибо за урок. До свидания.

Против разрушения своей души.

Протест против крепостного права.

Муму в жизни Герасима

Рассказ русского писателя И. С. Тургенева «Муму» был написан в 1852 году. Главными героями являются глухонемой дворник Герасим и его собака Муму. Она появилась в жизни Герасима внезапно и именно тогда, когда он больше всего нуждался в общении. Оставив свою небольшую избу в деревне, он приехал в Москву на работу к старой барыне -вдове. У нее была многочисленная дворня, которой она смело распоряжалась. Там Герасим познакомился с прачкой Татьяной и за время работы сильно к ней привязался. Она была кроткой и тихой, чем его и привлекала. Однако барыня решила отдать девушку за башмачника Капитона , который все время пил. Она надеялась, что таким образом он остепенится. Так все и сложилось. Татьяна вышла замуж за безнадежного пьяницу и вскоре уехала в деревню, а Герасим остался совсем один.

По натуре он был угрюмым великаном, которого все немного побаивались. Поэтому с отъездом Татьяны ему стало совсем скучно. И вдруг в его жизни появился маленький белый щенок с черными пятнами, которого он прозвал Муму. Это была славная собака, с которой немому Герасиму было хорошо и интересно. С ней он не чувствовал себя ущербным, так как собаке не нужны были его слова. Она итак его понимала. Помимо этого собака – существо преданное и не способное на измену. Поняв это, Герасим стал отдавать всю свою нерастраченную любовь этой собачке. Наверно ни одна мама не заботилась так о своем ребенке, как Герасим о своей питомице. Он знал, что это единственное существо на свете, которое искренне любит его. И он ее тоже любил.

Муму настолько была привязана к Герасиму, что ходила за ним по пятам. А когда лакей Степан по приказу дворецкого барыни продал ее на Охотном ряду за полтинник, она вскоре сорвалась с ошейника и снова примчалась к своему любимому хозяину. Она исправно служила Герасиму: будила его по утрам, ходила с ним на реку, караулила его метлу, никого не подпускала к его каморке. Герасим также опекал всеми силами свою Муму. Когда по приказу барыни весь двор пришел отнимать у него собаку, он заперся в каморке и никого не впускал. Это была настоящая и взаимная дружба. Муму стала самым близким его сердцу существом, самым лучшим другом.

Несложно догадаться, как больно было такому замкнутому человеку как Герасим расставаться с другом. Зная, что барыня приказала любой ценой избавиться от собаки, он взял это сложное задание на себя, лишь бы Муму не попала в руки к чужим мучителям. Будучи верным своему долгу, он выполнил поручение барыни, превозмогая личную душевную боль. Тяжелы были переживания Герасима, ведь он собственноручно утопил свое самое любимое создание. После смерти Муму он молчаливо собрал вещи и, не спросив разрешения, уехал в деревню. Это был своего рода протест против самодурства барыни. Передав судьбу Герасима, автор показал судьбы многих крепостных и выразил надежду, что «немой» народ научиться когда-нибудь давать отпор своим угнетателям.