История князя игоря и ярославны биография. Князь Игорь Святославич: краткая биография, жена

Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее постановки воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются как отдельные номера в концертах классической музыки.

А. П. Бородин. «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич Бородин - великий русский ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильно подвластны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый имел и литературное дарование.

Опера «Князь Игорь» Бородина - замечательное творение композитора. Сам он отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслану и Людмиле» Глинки, нежели чем к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В. Стасова в качестве сюжета он избрал «Слово о полку Игореве». Для того чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в сторону Путивля (под Курском). Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.

Либретто оперы «Князь Игорь» писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах, нежели чем на политических фактах первоисточника. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям.

Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М. П. Мусоргский (реалист и ультра-новатор) и Н. А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).

Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича. Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.

Увертюра. Пролог. Интродукция

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание пролога

Из русских князей остался только Игорь. Из родного города Путивля он собирает рать, чтобы выступить в поход на половцев и защитить от вражеского войска землю русскую, дом родной. Народ торжественно прославляет князя Игоря, величает его сына Владимира, провожает добрыми словами в путь, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляется в поход. И вдруг неожиданно стемнело, мрак окутал землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают, что это плохой знак и уговаривают князя Игоря отступиться от затеянного похода. Его жена Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Заботы о жене он передает Владимиру Галицкому, брату Ярославны. Скула и Ерошка (два ратника) дезертируют и переходят на службу к Галицкому.

Характеристика первого действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й картины. I действие

Пирует князь Владимир Галицкий вместе со своей разгулявшейся свитой за бранными столами. Здесь же и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимира охватила жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, избавиться навсегда от Игоря и занять его место. Поет «Только б мне дождаться чести».

Во дворе появляются встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого освободить их подругу из терема, куда увели ее дружинники. Но тот выгоняет их прочь под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.

Вторая картина переносит в горницу в тереме Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у княгини. И днем и ночью ее беспокоят плохие предчувствия и страшные сны. Вестей от Игоря она уже давно не получала. Ее окружает сплошной раздор и смута. Даже родной брат настроен враждебно. Ариозо Ярославны передает ее чувства.

Внезапно вошедшие девушки со словами «Мы к тебе княгиня» отвлекают ее от печальных дум. Они ищут у Ярославны защиты. Но княгиня бессильна. Она призывает к ответу Галицкого, но тот ей дерзит и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими вестями.

В это время Владимир Галицкий устраивает мятеж. К Путивлю приближаются половцы.

Характеристика второго действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание II д

Половецкие девушки песням и плясками стараются отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном парне Владимире. Каватина Кончаковны передает все ее чувства. С волнением девушка ждет свидания с юношей. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе. Но князь Игорь не желает и слышать об этом. Кончак соглашается отдать дочь замуж за русского княжича. Не спится Игорю. Он тяжело переживает свое поражение и никак не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это, кстати, лучшая и знаменитая ария из оперы «Князь Игорь». Предложение Овлура о побеге он отвергает.

Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но тот не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти войной при полученной свободе. Храбрость, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Он устраивает песни и пляски.

Содержание оперы «Князь Игорь». III действие

Со всех сторон собираются половцы и ждут прибытие хана Гзака. Он появляется со своими воинами, русскими пленными и добычей. Его встречает Кончак. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.

Половецкий марш прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленники сообщают, что их город захвачен, ограблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря сбежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его в живых и готов принять в зятья.

Характеристика четвертого действия

IV д. возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда и утром оплакивает его. Ее ария - «Ах! Плачу я». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть ее любимого. Горестная песня поселян вторит плачу княгини.

И вдруг появляется Игорь с Овлуром. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не ведая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о прибытии князя, дабы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.

Народ радостно встречает Игоря и других князей.

Таким образом, опера «Князь Игорь» - замечательное произведение Александра Порфирьевича Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Либретто оперы «Князь Игорь» написал сам композитор. Произведение состоит из четырех действий. В прологе, первом и четвертом действиях события происходят в русском городе - Путивле. Второе и третье переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны. Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 1890 году, опера была тепло принята публикой.

А.П. Бородин опера «Князь Игорь»

Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку - Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники - восхваляются, бедствия и сложности - воспринимаются с болью, а хорошие события - радуют весь русский люд, включая современного зрителя.

Действующие лица

Описание

бас-баритон правитель северских земель, который встал на защиту родины
Ярославна сопрано вторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего
Княжич Владимир тенор сын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана
Князь Галицкий бас-баритон Владимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря
Хан Кончак бас половецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю
Кончаковна контральто дочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира
Гзак без вокала половецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль
Овлур тенор крещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом
Ерошка и Скула тенор и бас двое гудошников: предатели и трусы

Краткое содержание


Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.

Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.

Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.

Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!

Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.


Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.

С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.

Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.

  • Известный факт, что Римский-Корсаков и Глазунов дописывали и заканчивали это произведение после кончины Бородина. Но бытует мнение, что этого не нужно было делать, так как на самом деле практически вся музыка была написана Бородиным, и всего несколько номеров не оркестровано. Увертюра и некоторые арии были записаны по памяти Глазуновым, они тесно общались с Александром Порфирьевичем.
  • На примере двух образов из Князя Игоря: Галицкого и хана Кончака, можно было судить по великолепной исполнительской интерпретации Федора Шаляпина, великого русского оперного певца. Им были исполнены обе эти партии, и в каждой из них он индивидуально и уникально подходил к исполнительству. И когда Шаляпин был на сцене, не возникало сомнений, что сейчас перед зрителем сам Хан или же Князь Галицкий.
  • Сочиняя попевки для своей оперы «Князь Игорь», Бородин вписал популярную русскую протяжную народную песню, название которой было практически одноименным с известными Воробьевыми горами в Москве - «Горы Воробьевские».
  • Народные половецкие песни заложены в музыкальную основу половецкого акта сочинения Бородина. Композитор получил их от венгра П. Хунвальди, который в то время был известным путешественником. К сожалению, по настоящее время эти записи считаются утерянными.
  • Князь Игорь был задуман Бородиным, как былинный богатырь, поэтому его образ максимально приближен к этой задумке композитора.
  • Интересно, что в книге «Слово о полку Игореве» народные сцены отсутствуют, но главная идея, заложенная неизвестным летописцем, имеет мысль о народе. Александр Порфирьевич же наоборот, изобразил эту идею в произведении, используя многочисленные и разнообразные хоровые сцены.
  • Бронзовую статую Ярославне установили в городе Путивле (1983г.). Интересно, что создатели памятника, по случайности, сделали его неправдоподобным. Ярославна босая и простоволосая. Княгиня не могла быть без обуви, как простая крестьянка, а также без головного покрытия, так как была замужней женщиной.
  • Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».
  • Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.
  • Группа Ария выпустила песню "Поле битвы" (2009). В сингле присутствует хоровой эпизод «На крыльях ветра». Инструментальную обработку во второй композиции сделал Владимир Холстинин.
  • В рекламе кваса "Русский дар" (2014) - в конце ролика идет сольное, мужское исполнение «Улетай на крыльях ветра» в рок-обработке.
  • Известный американский мультсериал «Симпсоны» использовал в 12 серии 18 сезона (на 15:43) музыкальный, инструментальный фрагмент "На крыльях ветра".

История создания

Владимир Васильевич Стасов, русский музыкальный критик, во время музыкального вечера у Л.И. Шестаковой (18.04.1869), подал идею взять за основу сюжет из "Слово о полку Игореве". Александра Порфирьевич с энтузиазмом принялся за сочинительство. Он посетил Путивль и его окрестности, досконально занялся изучением исторических и музыкальных источников, которые были связанны с описанием нужных времен.

18 лет композитор работал над оперой, но внезапная смерть не позволила ему закончить свой многолетний труд. Но остались записи Бородина, и А.К. Глазунов вместе с Н.А. Римским-Корсаковым закончили это произведение. Считалось, что Александр Константинович, слыша авторскую игру на рояле, по памяти воссоздал некоторые номера, но позже в газете о русской музыке он не подтвердил этот миф. Еще им было оркестровано и сочинено все третье действие. Николай Андреевич занимался оркестровкой пролога, первого, второго и четвертого действия, а также половецкого марша.

Сюита "половецких танцев" из второго акта, пользовавшаяся огромной популярностью, скорее всего была сочинена Бородиным совместно с Римским-Корсаковым и Лядовым.

Несмотря на такое количество композиторских вмешательств, опера получилась художественно-целостная. Все композиторы тесно общались и дружили, а также вместе работали. Учитывая тот факт, что Глазуновым и Римским-Корсаковым была оркестрована большая часть произведения, Николай Андреевич настаивал, что "Князь Игорь" - полное сочинение А.П. Бородина. Справедливое ли такое утверждение, можно сказать, при сравнении редакции двух завершающих оперу творцов и авторскую редакцию, которая была недавно издана.

Постановки

В 2015 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки музыкальной драмы "Князь Игорь". В Мариинском театре (Санкт-Петербург) впервые был показан этот спектакль. Событие состоялось, учитывая изменения с новым стилем, 4 ноября 1890 года. "Князь Игорь" сразу понравился публике и получил большой успех. По утверждению одного из присутствующих на постановке современника - эта опера является новой, русской и при этом классической. Так началось большое путешествие "Князя Игоря" по оперным театрам мира. Первая зарубежная премьера состоялась в Праге (1899). Затем в Париже (1909) был предоставлен сокращенный вариант оперы. В 1914 году, во время большого сезона русской оперы и балета в Лондонском королевском театре был продемонстрирован "Князь Игорь". В 1915 году Нью-Йорк увидел красочную постановку на сцене "Метрополитен-оперы". Показ в Милано состоялась в 1916 году в театре "Ла Скала".

В гастролях участие принимали великие русские певцы Большого театра, такие как: Федор Шаляпин (высокий бас), Леонид Собинов (лирический тенор), Елизавета Азерская (меццо-сопрано), Степан Трезвинский (бас) и др.


В постсоветское и советское время "Князь Игорь" пользовался большой популярностью на российских и советских сценах. И в наше время эта опера также пользуется спросом, как в России, так и в Европе. Стоит отметить, что современные постановки модернизированы под публику 21 века, поэтому могут быть применены костюмы и декорации не тех исторических времен, а видоизмененные под нынешний век.

Героиня памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (XII век). Ярославна - реальное историческое лицо, жена князя Игоря Святославича Новгород-Северского, дочь могущественного галицкого князя Ярослава Владимировича, названного в «Слове» Осмомыслом. Княгиня в тексте именуется по отчеству, как и жена брата Игоря, Буй-Тура Всеволода - «красная Глебовна». С конца XVIII века считается, что имя Ярославны - Ефросинья. У Игоря было пятеро сыновей и дочь. Старший сын - Владимир, участвовавший в походе 1185 года, попал в плен вместе с отцом, дядей и двоюродным братом. Женился у половцев на дочери хана Кончака (на Русь вернулся в 1187 году с женой и «дитятей»). Еще три сына Игоря погибли в начале XIII века в борьбе за обладание Галичем, что становится необъяснимым, если принять точку зрения некоторых исследователей, полагающих, что Ярославна - вторая жена Игоря, а все дети князя - ее пасынки.
Образ тоскующей по мужу Ярославны - одно из ярчайших поэтических достижений безымянного создателя «Слова». Им открывается череда многочисленных образов русских женщин в отечественной литературе и искусстве. В Ярославне воплотился внесословный идеал женщины Древней Руси. В отличие от княгини Ольги, мудрой и преданной памяти мужа мстительницы, Ярославна - носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Традиции средневекового искусства подразумевали особый, религиозно-аскетический взгляд на женщину и ее судьбу. В «Слове», напротив, торжествует народное начало. Так, автор обратился к особому фольклорному жанру - плачу.
Плач Ярославны - важнейший элемент поэтического строя памятника. Композиционно он предваряет рассказ о бегстве Игоря из половецкого плена. Ярославна, плачущая на высокой стене Путивля (город, которым владел ее сын Владимир Игоревич, расположен ближе к половецкой степи), заклинает силы природы. В троекратном обращении к ветру («О ветре, ветрило!»), Днепру («О Днепре, Словутицю!») и солнцу («Светлое и тресветлое слънце!») звучит и упрек («Чему, господине, мое веселие по ковыляю развея?»), и призыв о помощи («Взълелей, господине, мою ладу къ мне»). Природные стихии, словно бы отзываясь на мольбы Ярославны, начинают помогать Игорю, пережившему горечь поражения и раскаяния, в его стремлении вернуться на Русь. Всепобеждающая сила любви воплощена в плаче Ярославны, жалобы которой автор «Слова» уподобляет крику кукушки, символизирующей тоскующую женщину. Печальный голос Ярославны летит над землей, он слышен на Дунае: «Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви, омочу бебрян рукавъ въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле».
Историк В.Н.Татищев в своей «Истории Российской», научные споры об источниках которой имеют давнюю традицию, предложил интересный рассказ о трогательной встрече Игоря, возвращающегося из плена, и Ярославны., поспешившей навстречу мужу. Эти и некоторые иные сведения, приводимые Татищевым, не находят подтверждения в известных ныне летописных текстах.
Образ Ярославны постоянно притягивает к себе внимание писателей, художников и музыкантов нового времени. Княгиня XII в. становится героиней ряда произведений, а ее Плач - постоянным источником разноплановых реминисценций. Ярославна вызывала больший интерес у авторов XIX - XX веков, нежели фигура центрального героя произведения.
Сразу же после опубликования «Слова» к этому образу стали обращаться поэты (например, М.М. Херасков, Ф.Н. Глинка и др.). Возник ряд поэтических переводов Плача на русский и украинский языки (И. Козлов, П.П. Шкляревский, Т. Шевченко, А. Прокофьев и др.). Особенно дорожили образом Ярославны поэты конца XIX - XX вв., среди них К. Случевский («Ты не гонись за рифмой своенравной…», 1901); В.Я. Брюсов («Певцу «Слова»», 1912); М.И. Цветаева (Цикл «Лебединый стан», 1917-1921); О.Ф. Берггольц («…Я буду сегодня с тобой говорить…», 1941); П.Г. Антокольский (поэма «Ярославна», 1944) и др.
Плач Ярославны нашел отражение и в драматургии. Его использовали в своих трагедиях Гаврила Державин («Евпраксия», 1808) и Матвей Крюковский («Елизавета - дочь Ярослава», 1820), а также автор пьесы «Мамаево побоище» (1864) Д.В. Аверкиев. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны - в опере А.Б. Бородина «Князь Игорь» (1869-1887). В числе других музыкально-сценических произведений балет Б.И.Тищенко «Ярославна» (1974). Ярославну запечатлели в своих работах графики, живописцы, иллюстраторы (В.Г. Перов, И.Я. Билибин, В.А. Фаворский, Н.К. Рерих, И. Голиков, Д.С. Бисти, И.С. Глазунов, К. Васильев).

Лит.: Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978; Соловьев А.В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». Жена и дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т.20; Творогов О.В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи // ТОДРЛ. 1993. Т.48; Якобсон P.O. Компози́ция и космология плача Ярославны // ТОДРЛ. 1969. Т.24.

Ярославна - жительница областного центра России (Ярославль).

Ярославна - сорт черешни.


Случайные ссылки:
Сорность - Степень засоренности семян и...
Аюстаа , в абхазской мифологии чёрт; при...
Коэффициент паропроницаемости материала ...
Менрва , в этрусской мифологии богиня ма...
Ра-Шалом , малая планета номер 2100, Ато...

На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру. Неожиданно начинается полное затмение солнца. В этом многие видят дурной знак. Пора отправляться в поход, но местные гудошники, Скула и Ерошка, тихо сбегают, боясь сражений и смерти.

Князь Игорь прощается с безутешной супругой Ярославной. Страшные предчувствия и просьбы жены не останавливают Игоря. Поручив Ярославну ее брату, князю Галицкому, Игорь с дружиной отправляется в поход.

1 действие

Картина первая

Князь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.

В терем приходят девицы, с просьбой вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.

Картина вторая

Княгиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.

К княгине входят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.

2 действие

В степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной. Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.

К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая помочь в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения. Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.

3 действие

Половцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с помощью Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна. Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.

4 действие

Городская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга. Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.

На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.

Опера учит мужеству, преданности и отваге. Верности своему слову и любви к родной земле.

Картинка или рисунок Опера Бородина - Князь Игорь

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Домострой Сильвестра

    Это сборник основ уклада жизни любого православного человека. В нем дается понятие семьи, как малой церкви, о мирском строении и жизни праведной. Содержаться наставления для каждого члена семьи и на каждый случай.

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН
КНЯЗЬ ИГОРЬ
Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом
Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородиным.
Первое представление состоялось 4 ноября 1890 г. в Петербурге, на сцене Мариинского театра.
Действующие лица:
Игорь Святославович, князь Северский баритон
Ярославна, его жена во втором браке сопрано
Владимир Игоревич, его сын от первого брака тенор
Владимир Ярославич, князь Галицкий,брат княгини Ярославны: высокий бас
Кончак (половецкий хан) бас
Гзак (половецкий хан) мимическое лицо
Кончаковна, дочь хана Кончака контральто
Овлур, крещеный половчанин тенор
Скула гудочник бас
Ерошка гудочник тенор
Няня Ярославны сопрано
Половецкая девушка сопрано
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ.
Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в I и IV действиях - в городе Путивле; во II и III действиях - в половецком стане. 1185 год.

Пролог . На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей,
ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «Божьим знаменьем» и советуют Игорю отложить
поход.
Однако Игорь уверен в правоте своего дела - он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов. Незаметно из строя выходят два ратника - Скула и Ерошка. Они бросают доспехи и убегают. Приходят попрощаться княгиня и боярыни. Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: ее волнуют недобрые предчувствия. Князь ласково утешает ее, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Получив благословение Старца, князь Игорь, его сын Владимир, дружина и рать выступают в поход.
Действие первое . Картина первая . Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Тут же Скула и Ерошка; шутовскими
выходками они веселят всех. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.
Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближенных, укравших их подружку. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит.
Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Брошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться
нам?»
Картина вторая . Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжелые предчувствия. С любовью думает
она о своем муже, тоска и печаль сжимают ей сердце. С жалобой на Галицкого и его людей приходят девушки. Княгиня высказывает появившемуся
Галицкому свое неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену. Звон набатного колокола возвещает об опасности - половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Действие второе . В половецком стане томится в плену князь Игорь. Вечер. Половецкие девушки танцами и песнями развлекают дочь хана - Кончаковну. Однако все мысли ее поглощены пленным юношей - княжичем Владимиром. С нетерпением ожидает она часа свидания с ним. Проходят русские пленники, возвращающиеся с тяжелой работы.
Спускается ночь. Радостно встречаются влюбленные - Владимир Игоревич и Кончаковна. Нежно и пылко признаются они друг другу в любви, мечтают о
счастье.
Не спится и князю Игорю. Его гнетут тяжелые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощенной
врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он может, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С
большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга - Ярославну. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещеный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.
Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его
совсем - лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати. Но Игорь не скрывает, что как только вырвется из плена, соберет новую рать и
снова будет воевать с половцами. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками - то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.
Действие третье . С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Кончак и половцы приветствуют
войско. Ханы уходят делить награбленное. Русские пленники рассказывают о сожженном Путивле, о горе жен и матерей. «Князь, беги ты в Русь, не дай
погибнуть ей»,- обращаются они к Игорю. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей - для князя, княжича и себя. В последний момент
появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять ее с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу.
Князь Игорь и Овлур успевают скрыться. Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: «Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей».
Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: «Вот тебе жена, Владимир!»
Действие четвертое . В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру,
солнцу, Ярославна ждет от них ответа - где Игорь, что с ним. С тоскою смотрит Ярославна вокруг - на выжженные села, заброшенные пашни; болью в сердце отзывается печальная песня идущих мимо поселян.
Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнает Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней! Хмельные Скула и Ерошка, завидев
князя Игоря и опасаясь возмездия, решают схитрить: колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть - вернулся князь.
Народ величает князя Игоря.