История кыпчаков, которых мы именуем половцами. Половцы: первые враги Руси Половцы происхождение народа

Половецкие племена – это древние кочевники , агрессивные и опытные в боях. Школьная программа не уделяет им подробного внимания, в ней не говорится о происхождении этого народа и о его роли в истории нашей страны. А ведь во времена Киевской Руси они считались очень опасными внешними врагами.

Откуда произошли половцы

Впервые в летописях половцев упоминают в 744 году. Эта народности жили на территории современного Казахстана, занимая её северную часть, которая ближе к Уралу.

По-другому их именовали кипчаками или куманами. Вначале они входили в состав государства, называвшегося Кимакским каганатом. Основными жителями этой страны были кимаки.

Всего через сто лет после своего появления на исторической арене половцы уже превосходили кимаков по численности, а еще через век полностью подчинили себе все государство и начали расширять его границы . К началу 11 столетия они были уже у границ современного Узбекистана, который тогда носил название Хорезм.

Ранее проживавшим на захваченных территориях племенам огузов пришлось в спешке бежать в Среднюю Азию.

Середина 11 века – расцвет половецкого государства, захватившего к этому времени всю площадь территории Казахстана, вплоть до Волги на Западе. Благодаря постоянным агрессивным набегам на соседей и развитому искусству конного боя кипчаки стали из маленькой группки людей богатым и сильным племенем.

Общественная структура и образ жизни

Политический строй половцев можно назвать военной демократией . Вся территория была поделена между родами – группами людей, связанных родственными связями. Система управления была авторитарной. Главным в роду был хан, иерархия включала в себя и более мелкие подразделения – курени, со своими начальниками во главе.

Самым престижным классом, пользовавшимся всеми богатствами в первую очередь, были воины, участвующие в набегах под руководством ханов . Все остальные люди были поставлены в зависимость от этой элиты и использовались для обслуживания и хозяйственной деятельности.

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, какова была внешность половцев. Большинство склоняется к тому, что они не были похожи на монголов, а имели светлые с рыжим оттенком волосы и широкий разрез глаз. Китайские эксперты описывают представителей этого племени, как голубоглазых людей «с красными волосами».

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными . Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки, для которых строили укрепленные поселения.

Князь Игорь и его поход

Успешным часто оказывался переход от обороны к наступлению. Князья собирали войска и нападали на половцев. Внезапность таких нападений создавала тактическое преимущество, перевес в численности тоже часто был на стороне русских, поэтому такие походы обычно бывали успешными.

В истории остался и пример неудачного похода. Этот поход организовал северский князь Игорь в 1185 году. В союзе с несколькими другими князьями он напал на половцев на верхнем Дону. В этом случае кипчаки имели большое численное превосходство.

Они окружили основные силы княжеских войск. В результате было много погибших воинов-русичей, а сам военачальник попал в половецкий плен.

Великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» дает подробное и художественное описание этих событий, но датировка их не во всем совпадает с официальной историей.

Результатом похода была победа кипчаков, которые разрушили древнерусский город Римов и разгромили войско русских князей. Игорю удалось бежать из плена и возвратиться домой, но сын его долго оставался в плену и смог вернуться на родину только после женитьбы на дочери кипчакского хана.

В кого превратились половцы сегодня?

В сегодняшнем мире нет народа, который можно однозначно отождествить с половцами. По-видимому, их гены рассеялись, и потомков этих воинственных и храбрых людей можно найти среди разных национальностей:

  • казахов;
  • балкарцев;
  • венгров;
  • поляков;
  • болгар;
  • украинцев;
  • ногайцев;
  • башкир;
  • алтайцев;
  • крымских татар.

За прошедшие со времен половецких войн столетия произошло много исторических событий, связанных с переселениями народных масс. Свою самобытность половцы сохранить не смогли, и кровь их течет в представителях многих народов.

АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В XXI в.

Ю.А. Евстигнеев

половцы: кто они? к вопросу об этнической идентичности половцев

Предпринята попытка идентификации половцев, отличной от имеющейся в традиционной историографии. В качестве основных аргументов рассмотрены сведения о самоназвании половцев, их языке, территории обитания до прихода в Северное Причерноморье; традиция установки каменных изваяний особого типа. На основе сопоставления указанных сведений с аналогичными данными о других этносах Х-Х1 вв. сделан вывод: этнос «сары», известный в русской летописи как «половцы», был частью тюргешей (средневекового этноса, обитавшего в Семиречье), оказавшейся в результате социальнополитических событий далеко от мест своего исконного обитания.

Ключевые слова:

каменные изваяния, кипчаки, куманы, миграция, половцы, сары, сары-тюргеши, Семиречье, этническая идентификация, этно-политеческая ситуация

Половцы... Кочевые соседи южных рубежей Руси, «герои» памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», враги и союзники Руси. Кто они с точки зрения современной науки - истории и этнологии? В современной исторической литературе прочно утвердилось мнение, основанное на традиции восточных, прежде всего, арабо-персидских, авторов Х1-Х^ вв. считать все кочевые племена евразийских степей от нижнего Дуная до Иртыша (в сочинениях мусульманских авторов - Дешт-и Кипчак, в переводе с фарси - «Кипчакская степь») кипчаками. Между тем, в письменных источниках европейских стран, в т. ч. Руси, Венгрии и Византии, вплоть до трудов П. Карпини и В. Рубрука о кипчаках не сообщается, как и восточным авторам того времени не известны половцы или почти забыты куманы и куны. Отсюда прочно утвердившееся мнение современных исследователей о том, что половцы (они же куманы) являются западной ветвью кипчаков.

Археологический материал и политическая история половцев, данная в связи их отношений с Русью, достаточно полно и красочно приведены в книге С.А. Плетнёвой . Задачей данной статьи является определение на основе имеющихся данных этнической принадлежности половцев. О том, что половцы не кипчаки (и не сары-

кипчаки, как пишет С.А. Плетнёва ) свидетельствуют их самоназвание и полное отсутствие упоминания этнонима «кипчак» в древнерусских и европейских источниках. Но если не кипчаки, то кто? Куманы? Но в отличие от половцев, известных своими каменными изваяниями, у куманов не было такой традиции ; по свидетельству дочери византийского императора Анны Комнин, «язык куманов тот же что и у печенегов» , т. е., по данным Махмуда аль-Кашгари , западное наречие древнетюркского языка, у половцев же - восточное . До прихода в Северное Причерноморье куманы кочевали в Северном Приаралье .

Итак, половцы, впервые упоминаются в русской летописи в 1054/1055 гг. Как известно, этническая идентификация начинается с этнонима. Это древнерусское название вдруг появившегося племени вызвало ряд суждений исследователей, любителей и профессионалов, о данном племени и его этнониме. К настоящему времени из нескольких версий семантики термина «половцы» специалистами признана лишь одна: «половцы» (от древнерусского «полова» - солома) в аспекте цветового значения является калькой тюркского «сары» (жёлтый), что стало самоназванием половцев . Действительно, в Лаврентьевской летописи

Общество

под 1096 г. называется эндоэтноним половцев «рекше: сарини есми» .

Известно, что половцы пришли с востока. Следовательно, рассмотрим имеющиеся сведения о миграциях больших групп кочевников. О таком движении указали независимо друг от друга два восточных автора: армянский историк Матфей из Эдес-сы (ныне г. Урфа в Турции) и придворный врач сельджукских султанов, уроженец Мерва, Шараф аз-Заман Тахир Марвази. Матфей Эдесский, писавший в середине XI века, сообщил, что некий «народ змей» напал на народ «жёлтых», и они вместе устремились в «сторону Рума», т. е. Византии. Марвази, живший позже и знавший об этом больше, написал (ок. 1120 г.) более подробно: каи напали на племя кунов, вынудив их вторгнуться на землю племени шары (сары), шары бежали на территорию туркмен, туркмены потеснили огузов, огузы устремились на печенегов. Марвази подтвердил сообщение Матфея Эдесского, уточнив (народ змей - это монгольское «каи», жёлтые - тюркское «сары») этнонимы главных участников миграции. Названные Марва-зи «туркмены» (так в Х-Х11 вв. на Востоке называли тюркские племена, принявшие ислам, в данном случае это были карлуки Западного Семиречья ) в движении на запад участие не приняли.

Что послужило причиной нападения племени каи на племя кунов, - неясно. Возможно, что катализатором нападения и последующей миграции стала война между мусульманскими правителями государства Караханидов и союзом язычников-пле-мен басмылов и ябаку, соседями которых были каи и куны. О сары Марвази пишет, что они бежали к басмылам из нежелания принять ислам («из страха обрезания») и отдались под покровительство басмылов, приняв их представителя в качестве своего вождя. Дело в том, что около 1048/49 г. один из караханидских беков совершил удачный поход против ябаку и их союзников . Разгром, возможно, послужил причиной цепочки нападений и миграции наиболее пострадавших племён на запад.

Среди мигрирующих племён вызывают интерес сары - ведь этноним «сары» был самоназванием половцев. Накануне нападения на них кунов сары находились вблизи или на самой территории басмылов (бек которых был вождём сары), кочевавших к северо-западу от уйгурского государства Кочо (Турфанский оазис). Но откуда сары бежали, спасаясь от исламизации? По сообщению Ибн аль-Асира, в 1043 г. приняли ислам около 10 тысяч семей кочевников, чьи зимовки находились близ г. Баласагуна, располо-

женного в Чуйской долине (развалины близ г. Токмак в Чуйском районе Кыргызстана). Ибн аль-Асир не упомянул название племени, но вполне вероятно, что это были сары, потомки сары-тюргешей. Это предположение основано на том, что упомянутое Ибн аль-Асиром племя и сары-тюргеши обитали на одной территории - в Чуйской долине (см. ниже), где кроме них в XI в. проживали мусульмане - согдийцы и карлуки.

Тюргеши - одно из десяти племён Западно-Тюркского каганата (603-659 гг.), упоминаемое («тулиши») в «истории династии Суй» в 635 г. После падения под ударами китайских войск Западно-Тюркского каганата вождь тюргешей Уч-элиг возглавил борьбу местных племён Семиречья за независимость и создал Тюргешский каганат (699 г.). Последний административно был разделён на 20 областей во главе с тутука-ми, сам каган управлял страной из столицы в городе Суяб в Чуйской долине, в Илий-ской долине находился его наместник. В истории династии Тан сообшается: «Согэвы потомки составляют жёлтый аймак, Сулуе-во поколение составляет чёрный аймак» . (Согэ - сын основателя Тюргешского каганата, Сулу - сын наместника, правителя Илийской долины. «Аймак - восточнотюркское и монгольское слово, имеющее примерно одинаковое значение со словом иль», а также «для обозначения политического объединения. Пример, Северная Монголия делилась на четыре “аймака” по именам четырёх ханов, то есть владения ханов» . Жёлтый цвет в Китае всегда считался «императорским», черный обозначал подчинение). Позже эти, по сути, территориальноадминистративные названия превратились в этнонимы: сары-тюргеши, кара-тюргеши, ещё позже - просто сары и кара.

Борьба за власть в каганате между вождями сары и кара привели к падению Тюр-гешского каганата (766 г.), Чуйскую долину со столицей городом Суяб захватили кар-луки, илийские тюргеши признали власть Уйгурского каганата. Этноним «тюргеши» исчез со страниц китайских хроник и сочинений мусульманских авторов, но этнос не исчез, лишь сменилось его название. В анонимном сочинении «Худуд ал-Алам» («Границы мира», 982 г.) сообщается о тюр-гешах, подразделявшихся на тухси и азов . Судя по тому, что местом обитания тухси была Чуйская долина, это были потомки сары-тюргешей. О тухси и об их языке пишет Махмуд аль-Кашгари в сочинении «Диван лугат ат-турк» (1074 г.). В нём сообщается, что тухси кочуют по соседству с племенем чигили в Илийской долине , говорят тухси на диалекте восточ-

Половецкое жилище («терме», в летописи - «вежи»). Рисунки из Радзивиловской летописи

Общество

Реконструкция мужского и женского костюмов, выполненная на основе каменных половецких изваяний (по С.А. Плетневой). Из книги: Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного

Кавказа. М., 2001.

Половецкое жилище («терме», в летописи - «вежи»). Рисунок из Радзивиловской летописи

ного наречия тюркского (древнетюркского) языка . В сообщении о месте кочевки тухси интересен факт их перекочёвки из Чуйской долины в Илийскую. Что побудило тухси покинуть богатые пастбища близ одной из столиц государства Караха-нидов Баласагуна и уйти на менее удобные кочевья? Может быть события, связанные с исламизацией или с миграцией? Ответа на этот вопрос источники не дают.

Об этнической связи половцев с сары-тюргешами, помимо этнонима, может свидетельствовать и тюргешский обычай установки каменных изваяний, мужских и женских, держащих в обеих руках на животе сосуд . Такие же статуи, с обилием женских фигур, известны и в Северном Причерноморье, в местах расселения половцев.

Кроме того, в памятнике куманского языка «Кодекс Куманикус» зафиксированы особенности обоих наречий тюркского языка - западного (язык куманов) и восточного (язык половцев), а также арабоперсидские слова и мусульманские титулы, заимствованные сары (половцами) у мусульман в период их жизни в Семиречье, т. е. в государстве Караханидов .

Ислам распространяется среди населения Семиречья с 960 г., когда его приняла большая группа (200 тыс. шатров) кочевых племён (главным образом, карлуки). Сары-тюргеши, известные с X в. как тухси (в их составе и сары), проживали в соседстве с му-сульманами-карлуками, вероятно испытывая их влияние, в т. ч. заимствуя отдельные слова из мусульманского обихода, оказавшиеся позже в «Кодексе Куманикусе».

На основе приведённых фактов можно представить хронологические рамки миграции племён кунов и сары на запад: 1048-1049 гг. - поход караханидского бека Арслан-тегина на кочевых язычников, возможно вызвавший нападение каи и последующую за этим миграцию; куны и сары продвигаются по южной границе (севернее Сыр-Дарьи) - 1050-1051 гг. (сообщение

Список литературы:

Матфея из Эдессы); 1054-1055 гг. - встреча князя Всеволода с половцами на границе Переяславльского княжества.

Анализ приведённых выше сведений о половцах и тюргешах позволил сделать следующие выводы: 1) одинаковость этнонимов половцев (сары) и части тюргешей; 2) близость или даже тождество их языков - восточное наречие древнетюркского языка; 3) типологическое сходство каменных изваяний и наличие среди них большого количества женских статуй, характерных только для тюргешей и половцев; 4) наличие в языке «Кодекса Куманикус» мусульманских титулов (напр., султан), заимствованных в период жизни Сары среди мусульман, может быть свидетельством того, что исконной территорией половцев было Семиречье. Наконец, хронологические рамки движения сары с востока к южным границам Руси вполне логично связывают «жёлтых» Матфея Эдесского и сары Марвази с половцами, с которыми встретился переяславльский князь Всеволод.

Всё это даёт основание предполагать, что половцы - группа сары - тюргешей. Эта группа бежала из мусульманского Семиречья в страну язычников Джунгарию из-за нежелания принять ислам; в Джунгарии они подвергнулись нападению кунов и вместе с ними мигрировали на запад, обретя новую родину в Северном Причерноморье. Сары, оставшиеся в родных местах, разделили судьбу других местных племён: нашествие киданей (каракитаев) в 1130 г., найманов в 1210 г., монголов Чингисхана в 1218 г. В начале XX в. в Илийской долине Казахстана кочевали казахи «племени» албан . Албаны (монгольск. албан - «служба», очевидно, эти племена находились в подчинении монгольских ханов) подразделялись на ветви сары и чибыл; чибыл - потомки известных в государстве Караханидов чи-гилей, а сары - потомки половцев, правда не тех, что кочевали по соседству с Русью, а оставшихся в Семиречье и принявших ислам.

Бартольд В.В. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов / В.В. Бартольд; Подгот. к изд. С.Г. Кляшторный; Отв. ред. А.Н. Кононов. - Перепеч. с изд. 1968 г. - М.: Вост. лит., 2002. - 757 с. - (КОВ: Классика отеч. востоковедения: Осн. в 2001 г.)

Собрание сведений о народах,обитавших в Средней Азии в древние времена [Текст] / Н.Я.(Иакинф) Бичурин. - Алматы: Жалын баспасы, 1998. - Т. 1. - 389 с.

Востров В.В., Муканов Б.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX- начало XX вв.). -Алма-Ата: Наука, 1968. - 256 с.

Евстигнеев Ю.А. Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки (к проблеме этнической преемственности). - СПб.: Астерион, 2010. - 112 с.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. - 2-е из-е. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. - 368 с.

Кононов А.Н. М. Кашгари и его «Диван лугат ат-ат-турк» // Советская тюркология. - 1972, № 1.

Плетнева С.А. Половцы / С.А. Плетнева. - М.: Наука, 1990. - 208 с., ил.

Худяков Ю.С. Проблема генезиса древнетюркской культуры // Altaica. - М.: Институт востоковедения РАН, 1999. - Вып. III. - С. 130-138.

Из истории все мы знаем, что в древности русские часто сражались с половцами. Но кто такие эти половцы? Ведь сейчас в мире нет народа с таким названием. А между тем, кровь их, возможно, течет даже в нас самих…

«Злосчастный» народ

Откуда взялся этноним «половцы», точно не известно. Одно время бытовала версия, что он связан со словом «поле», ведь эти народы жили в поле, степи. Современные историки же в массе своей считают, что слово «половец» произошло от «половый» - «изжелта-белый, желтоватый, соломенный». Скорее всего, волосы у представителей этого народа были светло-желтого, соломенного цвета. Хотя это странно для тюркских племен. Сами же половцы называли себя кипчаками, кимаками, куманами…

Интересно, что слово «кипчак» (или, как произносили его сами носители, «кыпчак») на тюркских наречиях означает «злосчастный». Скорее всего, предками кипчаков были племена сиров, кочевавшие в IV-VII веках в степях между монгольским Алтаем и восточным Тянь-Шанем. Есть свидетельства о том, что в 630 году они образовали государство с названием Кипчак, впоследствии разрушенное уйгурами и китайцами.

В начале XI века половецкие племена пришли из Заволжья в причерноморские степи, затем пересекли Днепр и дошли до низовий Дуная. Таким образом им удалось заселить всю территорию от Дуная до Иртыша, которая звалась Великой Степью. Восточные источники даже называют ее Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь).

От набегов до Золотой Орды

Начиная со второй половины XI столетия половцы то и дело совершали набеги на Русь, опустошая земли, забирая скот и имущество и уводя в плен местных жителей. Больше всего от половецких нападений страдали пограничные княжества - Переяславское, Северское, Киевское, Рязанское.

В начале XII века войскам князей Святополка Изяславича и Владимира Мономаха удалось вытеснить половцев на Кавказ, за Волгу и Дон. Впоследствии они составили большую часть населения Золотой Орды. Именно от них, по мнению историков, пошли татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, башкиры, карачаевцы, балкарцы.

Где искать потомков половцев?

В период существования Золотой Орды русские князья часто брали в жены половецких княжон. Начало этой традиции положил сын Ярослава Мудрого князь Всеволод, в 1068 году женившийся на Анне, дочери половецкого хана, которая так и вошла в историю как Анна Половецкая. Его сын Владимир Мономах также женился на половчанке. Киевский князь Святополк Изяславич был женат на дочери половецкого хана Тугоркана, Юрий Долгорукий - на дочери хана Аепы, Рюрик, сын великого киевского князя Ростислава Мстиславича - на дочери хана Белока, сын новгород-северск

ого князя Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» Владимир - на дочери хана Кончака, князь Галицкий Мстислав Удатный - на дочери хана Котяна, которая, между прочим, стала бабушкой Александра Невского !

Итак, мать владимиро-суздал

ьского князя Андрея Боголюбского , сына Юрия Долгорукого, была половчанкой. Исследование его останков должно было послужить подтверждением или опровержением теории о европеоидной внешности половцев. Оказалось, что ничего монголоидного во внешности князя не было. Если верить антропологически

м данным, то они были типичными европейцами. Все описания говорят о том, что у «кипчаков» были белокурые или рыжеватые волосы, серые или голубые глаза… Другое дело, что в процессе ассимиляции они могли смешиваться, например, с монголами, и их потомки уже обретали монголоидные черты.

Откуда же у половцев взялись европеоидные черты? Одна из гипотез гласит, что они были потомками динлинов - одной из древнейших наций Европы, в результате миграционных процессов смешавшимися с тюрками.

Сегодня среди ногайцев, казахов, башкир, татар, киргизов встречаются потомки племен с родовыми названиями «кипчак», «кыпшак», «кыпсак» со сходными генетическими гаплогруппами. Среди болгар, алтайцев, ногайцев, башкир, киргизов встречаются этнические группы с названиями «куман», «кубан», «куба», которые некоторые историки относят к части половецких племен. У венгров, в свою очередь, имеются этногруппы «плавцы» и «кунок», которые являются потомками родственных племен - половцев и кунов.

Ряд исследователей полагают, что отдаленные потомки половцев также встречаются среди украинцев, поляков, чехов, болгар и даже немцев.

Таким образом, кровь половцев может течь во многих народах не только Азии, но и Европы, и даже славянских, не исключая, разумеется, и русских…

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

  • Происхождение половцев

    Половцы, они же кипчаки, они же куманы (в западном варианте), воинственный степной народ, живший по соседству, в том числе, с нашими предками – Киевской Русью. Соседство это было весьма неспокойным и много раз случались войны между половцами и Русью, а порой русские князья и вовсе использовали их в своих княжеских междоусобицах, часто половецкие ханы выдавали своих дочерей замуж за наших князей. Одним словом отношение Киевской Руси с половцами всегда было противоречивым от вражды до дружбы. В последний раз былые закадычные враги/друзья объединились перед новым грозным врагом – монголо-татарским нашествием, но увы, не устояли, Русь была разрушена и разграблена дотла, половцы же частично уничтожены монголо-татарами, частично смешались с ними, частично бежали на Запад, где поселились на территории Венгрии, поступив на службу венгерскому королю.

    Происхождение половцев

    Но с чего все начиналось и вообще откуда пришли половцы? Ответить на эти вопросы не так уж и просто, учитывая тот момент, что сами половцы письменных свидетельств о себе не оставили, все что мы знаем об этом народе – из рассказов русских и болгарских летописцев, и венгерских историков.

    Впервые на страницах истории половцы всплывают в 1055 году, когда Переяславльский князь Всеволод Ярославович, возвращаясь из похода на торков, повстречался с этим, доселе не виданным кочевым племенем во главе с ханом Болушем. Впрочем, первая встреча прошла мирно, новые кочевники получили название «половцев», под которым они и вошли в нашу историю.

    Чуть позже, в 1064-1068 годах это же кочевое племя уже под именем куманов или кунов начинает упоминаться в византийских и венгерских исторических хрониках.

    Впрочем, ни один из имеющихся в наличие исторических источников так и не дает ответ о достоверном происхождении половцев, вопрос этот и по сей день является предметом дискуссий среди историков. На этот счет есть несколько версий. Согласно одной из них родиной половцев является территория Алтая и восточного Тянь-шаня. Там примерно в V веке обитали их предки, кочевое племя сары, которое будучи разбитым ушло в степи современного восточного Казахстана. Там они получили прозвище «кипчаки», что означает «злосчастные». Так постепенно мигрируя на Запад, половцы и оказались на границах Киевской Руси.

    Что же касается происхождения самого названия «половцы», то по одной версии оно происходит от древнерусского слова «половь», что значит «желтый» и служит описанием внешности этих кочевников. По другой версии название «половцы» происходит от привычного всем слова «поле», дескать, в былые времена всех кочевников называли жителями полей – половцами, вне зависимости от их племенной принадлежности.

    Как выглядели половцы? Примерно так.

    История половцев: половцы и Киевская Русь

    Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

    Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

    С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

    Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

    Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

    В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

    Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

    В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

    Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

    Поздняя история половцев

    Бежав на территорию Венгрии, некогда могущественный половецкий хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить половцам в качестве земель восточные окраины королевства взамен на верную службу и военную помощь. Зная о надвигающейся монголо-татарской угрозе, Бела согласился и даже женил своего сына и приемника на венгерском троне принца Стефана на одной из дочерей Котяна. Правда, впоследствии Стефан казнил своего половецкого тестя под предлогом государственной измены, что вызвало восстание половецких беженцев.

    И хотя половцы вызывали немало беспокойств и недовольств, как венгерской знати, так и простых венгров, в том числе из-за грабительских набегов (старые кочевые привычки не так просто изживаются), тем не менее, они начали постепенно ассимилироваться с венграми. Ускорению ассимиляции поспособствовало, наконец таки принятие ими христианства в католическом варианте. Правда, тут тоже не обошлось без конфликтов, так из венгерских исторических хроник мы знаем, что полной христианизации половцев предшествовало несколько восстаний кочевников, не желавших принимать новую веру.

    Последнее упоминание о половцах относится ко времени правления венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, который использовал половецких наемников в некоторых своих военных авантюрах.

    Половцы в исторической компьютерной игре Kingdom Come Deliverance.

    Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

    Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

    Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» – «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

    Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.