Из за чего умер александр 1. Загадки истории: Российский император Александр Первый инсценировал свою смерть? (6 фото)

Российский император Александр I Павлович родился 25 (12 по старому стилю) декабря 1777 года. Он был первенцем императора Павла I (1754-1801) и императрицы Марии Федоровны (1759-1828).

Биография императрицы Екатерины II Великой Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

Сразу после рождения Александра забрала у родителей бабушка - императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать младенца идеальным государем. В воспитатели по рекомендации философа Дени Дидро был приглашен швейцарец Фредерик Лагарп , республиканец по убеждениям.

Великий князь Александр рос с верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия.

Критическое отношение Александра к политике Павла I способствовало его вовлечению в заговор против отца, но на условиях, что заговорщики сохранят жизнь царю и будут добиваться только его отречения. Насильственная смерть Павла 23 (11 по старому стилю) марта 1801 года серьезно повлияла на Александра - чувство вины за гибель отца он испытывал до конца своих дней.

В первые дни после восшествия на престол в марте 1801 года, Александр I создал Непременный совет - законосовещательный орган при государе, имевший право опротестовывать действия и указы царя. Но из-за противоречий между членами ни один из его проектов не был обнародован.

Александр I провел ряд реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян.

В 1822 году Александр масонских лож и других тайных обществ.

Скончался император Александр I 2 декабря (19 ноября по старому стилю) 1825 года от брюшного тифа в Таганроге, куда сопровождал свою супругу, императрицу Елизавету Алексеевну, для лечения.

Император нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что породило легенду о старце Федоре Кузьмиче, согласно которой в Таганроге умер и был похоронен двойник Александра, в то время как царь жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году.

Александр I был женат на немецкой принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Баденской (1779-1826), принявшей при переходе в православие имя Елизаветы Алексеевны. От этого брака родились две дочери, которые умерли в младенчестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырех верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик.«Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как Александр Благословенный, правда ли это?» — спросил у умирающего купец С. Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем.«Чудны дела твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, — вздохнул старик. — Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто».

Смерть императора Александра Благословенного

За сорок лет до этого разговора генерал-адъютант Дибич отправил из Таганрога в Петербург, наследнику Константину Павловичу, рапорт: «С сердечным прискорбием имею долг донести Вашему императорскому величеству, что Всевышнему угодно было прекратить дни августейшего нашего государя императора Александра Павловича сего ноября 19-го дня, в 10 часов 50 минут пополуночи здесь, в городе Таганроге. Имею честь представить при сем акт за подписанием находившихся при сем бедственном случае генерал-адъютантов и лейб-медиков».

Тело умершего императора Александра Первого поместили в два гроба - деревянный и свинцовый - и отправили в Петербург. «Хоть тело и бальзамировано, но от здешнего сырого воздуха лицо все почернело, и даже черты лица покойного совсем изменились… Поэтому думаю, что в С.-Петербурге вскрывать гроб не нужно», — настоятельно рекомендовал П. М. Волконский, организовавший перевозку траурного кортежа.

«Чужое тело везут!» — эти слова сопровождали кортеж почти на всем протяжении пути. Слухи о том, что в гробу — не император, возникли немедленно после смерти Александра I. Они неслись, обгоняя траурную процессию, множились, растекались по России, достигали самых глухих селений. В народе толковали о том, что «творится обман», что государь жив, а в фобу везут другое тело. Передавали известия, совершенно противоречивые.

«…Государь жив, его продали в иностранную неволю».
«…Государь жив, он уехал на легкой шлюпке в море».
«…Когда император поехал в Таганрог, то за ним гнались всю дорогу многие господа с тем намерением, чтобы убить его. Двое и догнали его в одном местечке, но убить не осмелились».
«…Государь убит в Таганроге верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами».
«…У государева тела был некоторого села дьячок, смотрел, и при приезде его в село стали его спрашивать мужики, что видел ли он государя, а он ответил: «Никакого государя нет, это черта везли, а не государя».

На подъезде к Москве эти слухи переросли в такую уверенность, что нашлись даже отчаянные головы, предлагавшие насильно вскрыть гроб. Московские власти пошли на беспрецедентные меры безопасности: пока гроб стоял в Архангельском соборе, ворота Кремля запирали в 9 часов вечера и у каждого входа стояли заряженные пушки. Всю ночь по городу ходили военные патрули. В Петербурге рекомендацию Волконского исполнили лишь отчасти: с покойным приватно простились члены императорской фамилии, а жителям столицы демонстрировать покойного императора не стали. 13 марта 1826 года тело Александра I было предано земле…

Тело Александра Первого

Известно, что император Александр Первый неоднократно выражал твердое намерение оставить престол. Чего стоит, например, такое заявление: «Я скоро переселюсь в Крым и буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку». В чем же кроется причина желания императора «уйти в мир»? Напомним, что юный Александр взошел на престол в результате убийства масонами — теми самыми «верноподданными извергами, ну то есть господами с благородными душами, первейшими в свете подлецами» — императора Павла Первого. Сам Александр тоже был посвящен в заговор. Но когда до него дошла весть
о смерти отца, он был потрясен.

«Мне же обещали не посягать на его жизнь!» — с рыданиями повторял он, и метался по комнате, не находя себе места. Ему было ясно, что теперь он — отцеубийца, навсегда повязанный кровью с масонами. Как свидетельствовали современники, первое появление Александра во дворце представляло собой жалкую картину: «Он шел медленно, колени его как будто подгибались, волосы на голове были распущены, глаза заплаканы… Казалось, лицо его выражало одну тяжелую мысль: «Они все воспользовались моей молодостью, неопытностью, я был обманут, не знал, что, исторгая скипетр из рук самодержца, неминуемо подвергаю его жизнь опасности». Он пытался отказаться от престола. Тогда «верноподданные изверги» пообещали показать ему «рекой пролитую кровь всей царствую щей семьи»…

Александр сдался. Но сознание своей вины, бесконечные упреки самому себе в том, что он не сумел предвидеть трагический исход — все это тяжелым грузом легло на его совесть, ежеминутно отравляя его жизнь. С годами Александр медленно, но неуклонно отодвигался от «братьев». Начатые было либеральные реформы постепенно были свернуты. Александр все чаще находил утешение в религии — позднее либеральные историки испуганно назвали это «увлечением мистикой», хотя религиозность никакого отношения к мистике не имеет и на самом деле мистикой является именно масонский оккультизм. В одной из частных бесед Александр говорил: «Возносясь духом к Богу, я отрешаюсь от всех земных наслаждений. Призывая на помощь Бога, я приобретаю то спокойствие, тот душевный мир, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира».

Долгое время Александр бессильно наблюдал, как в стране множатся масонские ложи, сознавая, что эта ядовитая зараза плодится его попущением. Но незадолго до событий 1825 года он издал рескрипт, запрещавший все масонские ложи и тайные общества. Все их члены должны были принести клятву прекратить свою деятельность.

Но оставалось главное: искупление. Искупление смертного греха — отцеубийства.

1 сентября Александр выехал из Петербурга в Таганрог. Отъезд его состоялся, как пишет Г. Василии, «при совершенно исключительных обстоятельствах». В далекий путь император отправился один, без свиты, ночью. В пятом часу утра коляска Александра подъехала к Александро-Невской лавре. У входа его встретили митрополит Серафим, архимандрит и братия. Император принял благословение митрополита и, сопровождаемый монахами, вошел в собор. Началась служба. Государь стоял перед ракой с мощами святого князя Александра Невского. «Когда наступило время чтения Святого Евангелия, — пишет историк Н. К. Шильдер, — император, приблизившись к митрополиту, сказал: „Положите мне Евангелие на голову“ — и с сими словами стал на колени под Евангелие».
Повествуя о посещении императором лавры, иностранные историки указывают, будто Александр Первый, отправляясь в дорогу, служил… панихиду! Долгое время считалось, что это ошибка: не сведущие в православных обрядах иностранцы могли перепутать панихиду с молебном. Однако исследователь тайны Александра Первого - H. Васильев считает, что служили именно панихиду. Наконец, сам факт, что Александр, часто уезжавший из Петербурга на продолжительное время и всегда перед отъездом служивший молебны в присутствии близких людей, на этот раз приехал в Лавру далеко за Полночь, совсем один, и велел запереть за собой ворота — разве это не указывает на то, что в ту ночь в соборе происходило нечто необычное?

Уезжая из лавры, Александр был в слезах. Обратившись к митрополиту и монахам, он сказал: «Помолитесь обо мне и жене моей». До самых Ворот он ехал с непокрытой головой, часто оборачивался, кланялся и крестился, смотря на собор. В Таганроге император заболел: по одним данным — брюшным тифом, по другим — малярией (даже болезнь его — загадка!). И… умер?

В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, Что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чье-то «чужое тело». В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы: Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.

Загадка смерти Александра Благословенного

Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.
Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.
Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвященных в тайну.
Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том, что «везут чужое тело».
Анализ протокола вскрытия тела, сделанный по просьбе В. Барятинского крупнейшими медиками России. Они единодушно отрицают возможность смерти царя от малярии или брюшного тифа.
Поведение самого императора, начиная от его твердого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди — и те, несомненно, послали бы за священником!

А в семье фельдъегеря Маскова, умершего 3 ноября 1825 года в Таганроге, долго сохранялось предание о том, что их дед похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо императора Александра Первого. Осенью 1836 года к кузнице на окраине города Красноуфимска Пермской губернии подъехал верхом на лошади рослый плечистый человек, уже пожилой, одетый в простую крестьянскую одежду, и попросил подковать лошадь. В разговоре с кузнецом человек рассказал, что он едет «мир, да добрых людей посмотреть», а зовут его Федором Кузьмичом.

Старец Федор Кузьмич

Местная полиция странника задержала, спросила паспорт. Ответы его полицию не удовлетворили: зовут Федор Кузьмич, паспорта нет, родства не помнит, а странствует потому, что решил мир посмотреть. За бродяжничество страннику дали двадцать ударов плетьми и по этапу отправили на поселение в Сибирь.26 марта с партией ссыльных Федор Кузьмич прибыл в Боготольскую волость Томской губернии и был помещен на жительство на Краснореченский винокуренный завод. Здесь он прожил около пяти лет, а в 1842 году переехал в Белоярскую станицу, а затем — в деревню Зерцалы. Он построил себе небольшую избушку-келью за деревней и жил в ней, постоянно отлучаясь в соседние деревни.

Переходя из дома в дом, он учил крестьянских детей грамоте, знакомил их со Священным Писанием, историей, географией. Взрослых он удивлял религиозными беседами, рассказами из отечественной истории, о военных походах и сражениях, причем вдавался в такие мельчайшие подробности, что это вызывало у слушателей недоумение: откуда он мог знать такие тонкости? Федор Кузьмич обладал и государственно-правовыми познаниями: он знакомил крестьян с их правами и обязанностями, учил уважать власть. По рассказам современников, знавших Федора Кузьмича, он обнаруживал прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII — начала XIX столетий, знал всех государственных деятелей и высказывал довольно верные характеристики их. Он говорил о митрополите Филарете, Аракчееве, Кутузове, Суворове. Но он никогда не упоминал имя убитого императора Павла I…

Сибирь повидала много всякого народу. Бродяг, родства не помнящих, тут побывало великое множество. Но этот был особенный. Его редкие качества вызывали всеобщее внимание, и популярность Федора Кузьмича была необыкновенной. Жил он скромно и неприхотливо. Костюм его состоял из грубой холщовой рубахи, подпоясанной ремешком, таких же штанов, обыкновенных кожаных туфель. Иногда поверх рубахи надевал длинный темно-синий суконный халат, зимой носил сибирскую доху. Федор Кузьмич отличался аккуратностью, одежда его всегда была чистой, в жилище своем не выносил никакого беспорядка. У себя он принимал всех приходящих к нему за советами и редко кому отказывал в приеме. Среди его новых знакомых были Макарий, епископ Томский и Барнаульский, и Афанасий, епископ Иркутский.

Почему-то все были убеждены, что загадочный старец — «из архиереев». Но однажды в селе Краснореченском произошел случай, давший пищу для толков. Отставной солдат Оленьев, увидев подходившего Федора Кузьмича, спросил у крестьян: «Кто это?» И, бросившись в избу вперед старца с криком: «Это же царь наш, батюшка Александр Павлович!» — отдал ему честь по-военному. «Мне не следует воздавать воинские почести. Я бродяга, — сказал старец. — Тебя за это возьмут в острог».

В 1857 году старец познакомился с состоятельным томским купцом С. Ф. Хромовым, который предложил ему переехать в Томск, где специально для него выстроил в четырех верстах от города келью. 31 октября 1858 года старец распростился с Зерцалами, где прожил более двадцати лет, и отправился в Томск. Ставший при жизни легендой, Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года. И хотя многие были убеждены, что это был император Александр I, достоверно, как считает В. Барятинский, о нем можно утверждать следующее.

Загадки Федора Кузьмича

Во-первых, таинственный старец был, безусловно, человек очень образованный, воспитанный, прекрасно осведомленный в вопросах государственных, исторических, особенно что касается эпохи Александра Первого, знал иностранные языки, прежде носил военный мундир, бывал при дворе, хорошо знал петербургскую жизнь, нравы, обычаи и привычки высшего общества.

Во-вторых, он добровольно принял на себя обет молчания относительно собственной личности. Он удалился от мира в целях искупления какого-то тяжкого греха, мучившего его всю жизнь. Не принадлежа к духовному званию, он был очень религиозен. Наружность, рост, возраст, глухота на одно ухо, манера держать руки на бедрах или одну за поясом, привычка принимать посторонних стоя и спиной к свету — все указывает на несомненное сходство Федора Кузьмича с Александром Павловичем Первым.

У императора Александра Первого был камер-казак Овчаров, всюду сопровождавший его с 1812 года. Приехал он с императором и в Таганрог. Оттуда Александр отпустил его в короткий отпуск в родную станицу на Дон, и в его отсутствие император «умер». А когда казак вернулся в Таганрог и пожелал проститься с покойным, к гробу Александра его не подпустили. Звали этого казака… Федор Кузьмич!

На протяжении многих лет историки, подтверждая официальную дату смерти Александра Первого, решительно отвергали «досужие домыслы» о тождестве императора и сибирского старца. Другие исследователи допускали реальность легенды. Впрочем, гораздо важнее не фактическое содержание легенды, а то непреходящее моральное значение, которое имеет этот апокриф о царе, оставившем престол во имя покаяния и искупления греха. Крупнейший биограф Александра I H. K. Шильдер писал: «Если бы фантастические догадки и народные предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собой самые смелые поэтические вымыслы. Во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвой для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление. В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот „сфинкс, неразгаданный до гроба“, без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь устлали бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости».

“В Таганроге со дня на день ждали прибытия нового императора… В тот же день и час выходил за таганрогскую заставу, по почтовому екатеринославскому тракту человек лет под пятьдесят, с котомкой за плечами, с посохом в руках и образком Спасителя на шее, белокурый, плешивый, голубоглазый, сутулый, рослый бравый молодец, какие бывают из отставных солдат… Имя его было Федор Кузьмич”.

Д. С. Мережковский. «Александр Первый»

Через 11 лет после смерти Александра I, осенью 1836 года в Сибири, в Пермской губернии объявился человек, называвший себя Федором Кузьмичем.
Рост его был выше среднего, плечи широкие, высокая грудь, глаза голубые, черты лица чрезвычайно правильные и красивые. По всему было видно его не простонародное происхождение – он прекрасно знал иностранные языки, отличался благородством осанки и манер, и так далее. К тому же было заметно и сходство его с покойным императором Александром I (это отмечали, например, камер-лакеи). Человек, называвший себя Федором Кузьмичем, даже под угрозой уголовного наказания, не открыл своего настоящего имени и происхождения. Его приговорили за бродяжничество к 20 ударам плетями и сослали на поселение в Томскую губернию. Через некоторое время он принял монашество, стал известным чуть не по всей Сибири старцем.
Очевидцы свидетельствуют, что Федор Кузьмич проявлял прекрасное знание петербургской придворной жизни и этикета, а также событий конца XVIII – начала XIX столетий, знал всех государственных деятелей того периода. При этом он никогда не упоминал о Павле I и не касался характеристики Александра I.

Молва о том, что таинственный путник никто иной, как император Александр I, будоражила умы не только простого народа, но и высшего сословия. Ходили упорные слухи, что царь не умер осенью 1825 года в Таганроге, а отправился странствовать и замаливать грехи. Император Александр I с юных лет отличался склонностью к мистицизму. Во множестве писем близким он уже смолоду жалуется на то, что не создан для власти, что его тяготит пустое времяпрепровождение, что он хотел бы уехать с женой куда-нибудь подальше и жить частной жизнью. Такое настроение с годами у него только усиливалось. Во время того самого «триумфального въезда», когда в его честь каждодневно устраивались балы и приемы, он старался возвращаться в свою квартиру как можно раньше и до утра читал Евангелие.Трагическая история в Михайловском замке, где от рук убийц пал его отец Павел I, могла послужить толчком для возникновения у него мысли о покаянии и искуплении. В 1819 году он безо всякой свиты посетил Валаам, где выстаивал монастырские службы и много часов беседовал с настоятелем у него в келье. Там жил некий слепец, почти не покидавший храма; однажды он взял за руку Александра и, почувствовав чужака, спросил: «Кто ты?». «Раб Божий», – смиренно ответил властелин полумира.

Вернувшись в Петербург, он сблизился с очень строгим архимандритом Фотием, сделал его своим духовником, снял по его совету с должности обер-прокурора Синода либерала Голицына и запретил в России масонские ложи. Совершенно очевидно, что оправдание перед Богом становилось для него главным делом жизни. Современники отмечали странную перемену в Александре в последние два года его жизни. Он пребывал в меланхолии, отстранился от дел, неоднократно говорил о своем желании снять с себя бремя власти и прожить остаток жизни частным человеком в уединении. В глубоком секрете уже было составлено и завещание, и подготовлено отречение брата Константина в пользу младшего брата Николая. Все несчастья – смерть единственной незаконнорожденной дочери Софьи, страшное наводнение в Санкт-Петербурге, обман со стороны европейских союзников и многое другое император Александр I воспринимал как наказание за его грехи.

Еще в 1814 году, будучи в Париже, Александр побывал у знаменитой гадалки мадам Ленорман. Тогда-то она будто бы и показала ему будущее всей династии Романовых. В “волшебном зеркале он увидел себя самого, затем на мгновение мелькнул образ его брата Константина, которого затмила внушительная фигура другого брата – Николая, а затем Александр “увидел какой-то хаос, развалины, трупы”. Говорили, что через много лет Александр вспомнил об этом страшном пророчестве, когда во время ноябрьского наводнения 1824 года в его спальне будто бы был найден деревянный могильный крест, невесть как занесенный стихией с какого-то кладбища.

Очевидцы отъезда царя из Петербурга 1 сентября 1825 года отмечали, что император не только остановился на окраине и долго смотрел на столичный город, словно прощался с ним навсегда, но и заехал по дороге в Александро-Невскую лавру, где долго беседовал с одним из старцев, который почитался почти святым и, приуготовляясь к смерти, уже несколько лет спал в гробу… Им было о чем поговорить – обследование трупа императора Александра показало, что верх берцовых костей был покрыт мозолями от каждодневного и многочасового стояния на коленях пред образами…На эти мистические настроения наложились страшные известия о готовящемся заговоре. Есть основания предполагать, что Александр I как бы бежал из Петербурга, чтобы вдали обдумать полученную от доносчиков Шервуда, Майбороды и других информацию и принять какое-то решение.
Наконец, император знал, что его жена, Александра Федоровна, смертельно больна, что они отправляются в последнее совместное путешествие… Трудно даже представить, каким страшным пророчеством прозвучали для императора Александра Павловича сказанные Н.М.Карамзиным за несколько дней до его отъезда в Таганрог слова: «Государь, Ваши дни сочтены; Вы не можете более ничего откладывать и должны еще столько сделать, чтобы конец Вашего царствования был достоин его прекрасного начала». Открыто отречься от власти было нельзя. И Александр предпочёл мнимую смерть.

В Таганроге, окружённый небольшим кругом самых преданных, самых верных людей, он объявляет им, что час пробил. В гроб кладут тело случайно погибшего в пути фельдъегеря Маскова (по другой версии – солдата, умершего в таганрогском лазарете накануне), а Император Александр, простившись со своими спутниками, удаляется от мира навсегда. А официально было объявлено, что Александр I неожиданно скончался в Таганроге 19 ноября 1825 года от страшной и неизвестной болезни. Акт о его смерти был таков: “Император Александр I 19 ноября 1825 года в 10 часов 47 минут утра в городе Таганроге скончался от горячки с воспалением мозга”. В дневнике доктора Вилье нашли странную запись: “С 8-го ноября я замечаю, что государя что-то более важное смущает, чем мысль о выздоровлении”.
Да и вдова, как всем вдруг показалось, горевала недостаточно.

Что же случилось с самим Александром? Предположений было много…

Однако легенда по-прежнему остаётся только легендой. Спустя несколько дней прошло погребение императора в закрытом гробу в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. На престол вступил его младший брат Николай I. В царствование внучатого племянника Александра Благословенного – Александра III – могила была вскрыта, но саркофаг обрели пустым. (По некоторым версиям он пуст с 1866 года, когда тело его было секретно извлечено из гробницы и предано земле на кладбище Александро-Невской лавры) А в 1919 году подвергавшие все и вся ревизии большевики также вскрывали гроб в поисках сокровищ царской семьи, после чего пустили слух, что тела самодержца нет. Знаменитый художник Коровин рассказывал об этом, ссылаясь на наркома Луначарского. Сходные данные поступали от А.Сиверса, В.Лукомского (известных специалистов по различным историческим и искусствоведческим дисциплинам), О.В. Аптекмана (сотрудника Петроградского историко-революционного архива), архиепископа Николая (в миру врача В.М.Муравьева-Уральского). Загадка? Загадка…

Памятник Александру Первому, поставленный в Таганроге

Но, если Федор Кузьмич – это все-таки не Александр I, то кто же он?

В. Барятинский, серьезнейший исследователь этой загадки, считает, что император Александр воспользовался своим пребыванием в Таганроге и легким недомоганием, чтобы привести свой план в исполнение. Он скрылся, предоставив хоронить чье-то “чужое тело”. В пользу этого Барятинский приводит следующие доводы:

1. Во всех документах, относящихся к таганрогской драме, встречаются многочисленные противоречия. Ни один из документов не содержит таких важнейших сведений о кончине императора, как обстоятельства, при которых наступила смерть, число лиц, присутствовавших при кончине, поведение императрицы и т. д.

2. Исчезновение многих документов, связанных с этими событиями, в частности, части записок императрицы Елизаветы Алексеевны, освещающих события после 11 ноября.

3. Заведомо подложная подпись доктора Тарасова под протоколом вскрытия тела.

4. Ряд странных поступков ближайших родственников царя, явно посвященных в тайну.

5. Распространившиеся сразу после смерти Александра массовые слухи о том, что “везут чужое тело”.

6. Главный аргумент князь добыл из патологоанатомического обследования тела “Александра”, показавшего, что “царь” умер от застарелой “французской болезни”. Это стало известно, когда по просьбе Барятинского протокол вскрытия изучили не зависимо друг от друга четыре выдающихся медицинских авторитета России. Между тем в истории жизни царя даже после вскрытия архивов никаких указаний на сифилис обнаружить не удалось.

7. Поведение самого императора, начиная от его твердого намерения оставить престол, до того факта, что он, чья религиозность не вызывает сомнений, даже не призывал духовника в последние дни болезни, не исповедовался перед смертью. Священник даже не присутствовал при его кончине! Это совершенно невозможно для Александра, который, если бы он действительно умирал, конечно, потребовал бы к себе духовное лицо. Да даже окружавшие его близкие люди – и те, несомненно, послами бы за священником!

А в семье фельдъегеря Маскова, умершего 3 ноября 1825 года в Таганроге, долго сохранялось предание о том, что их дед похоронен в соборе Петропавловской крепости вместо императора Александра I.

Есть версия, что после своей мнимой смерти государь отправился в Саровскую пустынь, где окормлялся преподобным Серафимом под именем послушника Федора. Сохранился рассказ, как император Николай I не поленился однажды проскакать сотни верст до Сарова, чтобы повидаться с Федором Кузьмичем. В пользу этой версии можно сказать лишь то, что первые упоминания о Федоре Кузьмиче появляются через какое-то время после смерти святого Серафима. Некоторые изречения старца выдавали его знакомство с преподобным.

В доме казака Сидорова, давшего приют Федору Кузьмичу, можно было увидеть рядом на стене литографированный портрет царя Александра Благословенного и большую карточку Федора Кузьмича с надписью на обороте:

“Великий раб Божий старец Феодор Козьмич, скончался 20 января в Томске, в келье при доме купца Хромова. Тело его погребено в Томском Алексиевском монастыре. Здесь же был из бродяг, пришел в Сибирь в 1837 году в 43-й партии”.
И хотя сходство царя и старца было несомненным, никаких комментариев к этому на карточках не было. Именно из-за этого сходства старец и покинул Сидорова. Однажды в гости к Сидорову зашел другой казак – Березин, который долго служил в Петербурге. Увидев Федора Кузьмича, он ахнул и опознал в нем покойного государя. Старец молча ушел в свою келью.

На протяжении всей жизни Федор Кузьмич держал при себе иконку св. Александра Невского, чрезвычайно ею дорожил. В день Александра Невского старец бывал, по многим свидетельствам, очень весел, рассказывал, как отмечался некогда этот день в Петербурге, позволял себе покушать более обычного.

Келья Федора Кузьмича

И, наконец, покидая село Зерцалы, старец оставил в здешней часовне образ Печерской Божией Матери, Евангелие и раскрашенный вензель на бумажном листе, изображающий букву «А», с короной над ней и летающим голубком вместо горизонтальной перемычки в букве. Этот вензель можно было видеть в зерцаловской церкви еще накануне революции.
Ставший при жизни легендой, Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года. В последние свои дни старец страдал, но терпел, стараясь никого не беспокоить. Когда прибыл его исповедовать отец Рафаил из Алексиевского монастыря, то и на смертном одре Федор Кузьмич наотрез отказался раскрыть свою тайну. “Это Бог знает”, – тихо проговорил Федор Кузьмич в ответ на предложение назвать имя своего ангела, для помина души. Имена родителей он также назвать отказался, сказав лишь, что Святая Церковь за них молится. Симеон Хромов рассказывал, что ему больше посчастливилось. Упав на колени, он спросил у старца, не Алекандр ли Благословенный тот? Федор Кузьмич будто бы ответил: “Чудны дела твои, Господи… нет тайны, которая не откроется”. Было ли то на самом деле, или Хромов себя в этом убедил, остается неясным.
Умер Федор Кузьмич, сложив пальцы для крестного знамения. В момент его кончины многие увидели, как из дома Семена Хромова трижды поднялись громадные языки пламени. Пожарные, увидев зарево, долго искали место пожара, но так и не нашли.

«Лейб-хирург Д. К. Тарасов, находившийся в Таганроге рядом с Александром до 1864 года не служил панихиды по государю Александру I; когда же в Сибири умер старец Федор Кузьмич, то Дмитрий Клементьевич стал это делать ежегодно…»
Проф. К. В. Кудряшов. «Александр Первый и тайна Федора Кузьмича»

На месте кельи старца после его смерти забил родник. Семен Хромов основал там Феодоровский мужской монастырь, позднее вошедший в состав томского Богородице-Алексиевского монастыря.
Царь Николай Второй приезжал сюда, хотел на месте кельи начать возведение каменной церкви и детского приюта. Благословение на строительство было получено от отца Иоанна Кронштадтского. Однако война и революция помешали осуществлению этого проекта.

Успели, однако, построить часовню на могиле старца. Возведение ее благословил в 1903 году настоятель Богородице-Алексиевского монастыря архимандрит Иона. Пожертвования собирали в Томске и близлежащих селах – отказа ни от кого не было. А когда начали рыть фундамент под часовню, частично вскрылась могила старца. Как засвидетельствовано настоятелем монастыря в присутствии подрядчика И.П. Леднева и архитектора В.Ф.Оржешко, мощи старца остались нетленны…

В 1860 году в монастыре был пострижен в монахи и рукоположен в иеромонаха крестник императора Александра I Иаков (Домский), исполнявший в 1860-1861гг. обязанности ректора Томской духовной семинарии, впоследствии архиепископ Якутский и Вилюйский; по легенде в сороковые годы XIX века Томск и Богородице-Алексиевский монастырь посетила странница монахиня Вера, будто бы тайно ушедшая от престола вслед за мужем супруга Императора Александра I императрица Елизавета Алексеевна (принцесса Баден-Дурлахская).

После начала смуты могилу старца разорили. В 1923 году многие горожане стали свидетелями явлений старца в Томске.

Прославление Федора Кузьмича состоялось в 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена. Тогда было установлено празднование в честь Собора сибирских святых, в число которых включили, конечно, и старца Федора – небесного покровителя Томска.

Самое позднее, в начале 90-х годов начались поиски мощей старца. Нашли косточки Федора Кузьмича на месте часовни, построенной в его память. Там какие-то местные студенты устроили уборную. Кости омыли и сложили в специальный сосуд, который был помещен в храме монастыря. Увы, главы старца найти так и не удалось. Местные краеведы рассказывают, что в середине 60-х годов в одной из московских газет прошла публикация, что череп старца был изъят из могилы и отправлен в Москву. С какой целью? Установить, был ли старец императором Александром Первым?

К какому выводу пришли ученые и куда они дели главу Федора Кузьмича, неизвестно. А день 5 июля, когда томские христиане обрели мощи старца, стал еще одним православным праздником.

Легенды??? Может быть…

Заканчивая свой труд об Александре I, Н.Н. Шильдер писал: «Если бы фантастические догадки и нерадивые предания могли быть основаны на положительных данных и перенесены на реальную почву, то установленная этим путем действительность оставила бы за собою самые смелые поэтические вымыслы; во всяком случае, подобная жизнь могла бы послужить канвою для неподражаемой драмы с потрясающим эпилогом, основным мотивом которой служило бы искупление. В этом новом образе, созданном народным творчеством, император Александр Павлович, этот «сфинкс, не разгаданный до гроба», без сомнения, представился бы самым трагическим лицом русской истории, и его тернистый жизненный путь увенчался бы небывалым загробным апофеозом, осененным лучами святости»

Отсюда – http://history-life.ru/post62472029/

Кажется, нет в российской истории более загадочного момента, чем внезапная смерть Александра 1 в Таганроге 1 декабря (по новому стилю) 1825 года.

Именно благодаря этой совершенной внезапности и возникла ситуация, которой воспользовались декабристы и попытались произвести переворот. Младший брат Александра I Николай даже не подозревал о том, что он наследник престола. Целых две недели прошло во всеобщей сумятице и путанице.

Тело умершего императора было похоронено в Петропавловском соборе, декабрьское восстание подавлено. Началось следствие, занявшее более года. И только потом появились очень странные слухи.

Итак, как звучит эта легенда. Александр I не умер в 1825 году. Он ушел в Сибирь под именем старца Федора Кузьмича, отшельника и подвижника. И умер в Томске в 1864 году, совершив немало исцелений и чудес. А в гроб в 1825 году был положен кто-то другой.

До сих пор историки не могут прийти к единому мнению, бесспорных доказательств нет.

О чем говорят факты.

Казалось бы, смерть Александра I происходила при свидетелях. Зафиксирована врачом. О его последних днях остались воспоминания трех близких ему людей. Его супруги, Елизаветы Алексеевны, генерала-адъютанта П.Волконского и лейб-медика Я.Виллие

Но датировка этих воспоминаний вызывает вопросы. Опубликованные позже, они, все три, начинаются почему-то в один и тот же день 5 ноября, когда Александр был еще здоров. Чем таким должен был отличиться для всех троих этот день 5 ноября? Далее, и генерал, и медик почему-то и завершают свои воспоминания одним и тем же днем 11 ноября, когда заболевание, наконец, проявилось. Елизавета Алексеевна продолжает их до самого дня кончины. А вот генералу и медику почему-то нечего вспомнить об этих последних днях.

Вызывает у историков и врачей множество вопросов протокол вскрытия тела императора. Там масса противоречий.

Это было о том, что является единственными фактами, подтверждающими смерть Александра 1 в Таганроге.

Почему-то не присутствуют на похоронах его самые близкие люди: императрица Елизавета Алексеевна и генерал Волконский. И их отсутствие никак не оговаривается.

Современники, присутствовавшие на похоронах Александра в Петербурге, удивляются, как сильно изменилось лицо императора. В целом похоже, но другое.

А 10 лет спустя на Урале возле Перми появился странник на телеге, запряженной лошадью. Он остановился у кузницы подковать коня, но в его поведении что-то очень насторожило кузнеца. Почему-то он счел нужным доложить о непонятном человеке полиции. Старца схватили, учинили допрос. Документов у него не оказалось. Рассказывать о себе он отказался. Назвался Федором, по отцу Кузьмичом. Дату рождения не знал, но возраст назвал -59 лет. То есть, с помощью несложных вычислений, предполагаем, что год рождения 1776-1777. Ровесник Александра I

За бродяжничество Федора Кузьмича наказали плетьми и отпустили. И через некоторое время он появляется уже возле Томска, где и проживет до 1764 года, как почитаемый святой старец.

В беседах с близкими ему по духу людьми он часто намекал на какие-то события в его жизни, связанные с Петербургом, с Россией. Что это означало, никто не мог понять.

Современники Федора Кузьмича отмечали его простую речь с множеством малоросских слов, и это как будто говорит о том, что это никак не император. Но вот почерк! Почерк старца, запечатленный в очень таинственной записке, у него найденной, указывает на совершенно грамотного человека, хорошо владеющего пером.

Похож ли почерк? Знаменитый юрист А.Ф.Кони, ознакомившись с документом, в 70 годах XIX заявил определенно. Да, это почерк Александра.

В начале ХХ века великий князь Николай Михайлович отправил документ экспертам. Те сделали вывод: нет. Сходства почерков не наблюдается. Только после этой экспертизы записка Федора Кузьмича куда-то исчезла. Остались лишь фотокопии.

Еще раз экспертиза была проведена в начале нашего века. Сличение фотокопии записки и подлинных документов Александра I позволило сделать вывод: да, это почерк одного и того же человека.

И наконец, совершенно таинственная история с телом, хранящимся в гробнице Петропавловского собора. Первый раз гробница была вскрыта в 1864 году как раз в связи со смертью Федора Кузьмича, ставшей известной всей России.

И сразу поползли слухи о том, что гроб оказался пустым. Есть мнение, что напуганные этим обстоятельством чиновники Синода тут же положили в гроб тело какого-то безвестного старика.

Второй раз гробницу вскрыли в 1921 году. Тоже результат попытались сохранить в тайне, и опять те же слухи - гробница пуста. Была пуста? Или стала пуста, когда заглянули в нее комиссары, любители поживиться?

Историки обращались к правительству СССР неоднократно с просьбой позволить им исследовать останки Александра I. Сейчас, с современным уровнем техники, это сделать было бы несложно, и тайна Федора Кузьмича была бы решена раз и навсегда. Но каждый раз получали отказ. Вероятно, действительно гробница Александра I пуста.

Российский император Александр I Павлович родился 25 (12 по старому стилю) декабря 1777 года. Он был первенцем императора Павла I (1754-1801) и императрицы Марии Федоровны (1759-1828).

Биография императрицы Екатерины II Великой Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом.

Сразу после рождения Александра забрала у родителей бабушка - императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать младенца идеальным государем. В воспитатели по рекомендации философа Дени Дидро был приглашен швейцарец Фредерик Лагарп , республиканец по убеждениям.

Великий князь Александр рос с верой в идеалы Просвещения, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал систему российского самодержавия.

Критическое отношение Александра к политике Павла I способствовало его вовлечению в заговор против отца, но на условиях, что заговорщики сохранят жизнь царю и будут добиваться только его отречения. Насильственная смерть Павла 23 (11 по старому стилю) марта 1801 года серьезно повлияла на Александра - чувство вины за гибель отца он испытывал до конца своих дней.

В первые дни после восшествия на престол в марте 1801 года, Александр I создал Непременный совет - законосовещательный орган при государе, имевший право опротестовывать действия и указы царя. Но из-за противоречий между членами ни один из его проектов не был обнародован.

Александр I провел ряд реформ: купцам, мещанам и казенным (имевшим отношение к государству) поселянам было предоставлено право покупать ненаселенные земли (1801), были учреждены министерства и кабинет министров (1802), издан указ о свободных хлебопашцах (1803), создавший категорию лично свободных крестьян.

В 1822 году Александр масонских лож и других тайных обществ.

Скончался император Александр I 2 декабря (19 ноября по старому стилю) 1825 года от брюшного тифа в Таганроге, куда сопровождал свою супругу, императрицу Елизавету Алексеевну, для лечения.

Император нередко говорил своим близким о намерении отречься от престола и "удалиться от мира", что породило легенду о старце Федоре Кузьмиче, согласно которой в Таганроге умер и был похоронен двойник Александра, в то время как царь жил старцем-отшельником в Сибири и умер в 1864 году.

Александр I был женат на немецкой принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Баденской (1779-1826), принявшей при переходе в православие имя Елизаветы Алексеевны. От этого брака родились две дочери, которые умерли в младенчестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников