Кагул (бронепалубный крейсер). Крейсер "коминтерн" - ссср

Открываю эту тему вот в связи с чем. Про крейсер "Коминтерн" написано в разных источниках достаточно много. Однако, о том, что он был разоружён и затоплен в устье р. Хопи в Поти всегда указывается одна и та же причина. Дескать крейсер был старый, служить ему было трудно, вот и сняли с него пушки, а корпус затопили в качестве волнолома в Поти. В 1985 году я узнал от одного коллеги, который в истории флота был покруче, чем я. т.к. был севастополец и имел доступ к различным документам, такую историю, про которую мне больше слышать никогда не приходилось. Вкратце суть её такова: в начале ВО войны руководство ВМФ сделало вывод о недопустимости повседневного использования новых кораблей для перевозки десанта и оказания поддержки сухопутным войскам. В связи с этим, основная тяжесть этой боевой работы легла на старые корабли ЧФ: "Червона Украина", "Красный Крым", "Коминтерн", эм типа "Новик", КЛ типа "Эльпидифоры". Эксплуатировались эти корабли командованием ЧФ и участвовали в боевых операциях эти корабли "со всей пролетарской ненавистью" в отличие от новых. Многие из них погибли в боях. КР (минзаг) называйте как хотите, это сути истории не меняет, "Коминтерн" в результате этого находился в крайне ужасном техническом состоянии и постоянно подвергался атакам гитлеровской авиации. Поскольку он был построен раньще, чем любой первый боевой самолёт и не планировался для этих задач, то имел крайне слабое зенитное вооружение. Подливала масло в огонь проведённая до войны "модернизация", в результате которой "Коминтерн" утратил скорость от 23 проектных до 12 узлов. Команда находилась в таких ужасных условиях под постоянными бомбёжками около года и изо дня в день совершала подвиг по спасению своего крейсера и отражению авианалётов. В конце - концов, терпение моральные и физические силы экипажа достигли предела. На корабле стал готовиться заговор под руководством корабельного парикмахера с тем, чтобы захватить корабль и увести его в Румынию, где и сдаться в плен. Учитывая то, что у НКВД в то время недостатка в агентуре не было, заговор был раскрыт, несколько человек было арестовано, экипаж расформирован и вместе с пушками был отправлен в разные сухопутные части, в том числе и в Новороссийск для обороны Кавказа, а корпус крейсера был затоплен в устье р. Хопи. Вот такую "истинную" историю списания "Коминтерна" я узнал. Не верить этому человеку у меня причин нет, т.к. следующую историю в этот день он мне рассказал про БПК "Сторожевой" и Саблина. В те годы, за такие разговоры можно было иметь большие неприятности. Узнал он их от старых офицеров политотдела флота в звании к.1 р. В связи с этим, хочу узнать, слышал ли кто что-нибудь про эту историю и что думают о ней участники форума. Хотелось бы отметить, что такие старые корабли немцы с удовольствием переоборудовали в крейсера ПВО, в которых была огромная нужда, но наши этого почему-то не сделали, тупо затопив корабль в качестве волнолома далеко от линии фронта и даже не разделали на столь нужный стране металлолом. Про историю восстановления крейсера и 20-е годы в тему прошу не писать, это всем известно.



В годы Великой Отечественной войны в составе советского военно-морского флота воевало немало кораблей-ветеранов, доставшихся советскому ВМФ от царского режима. В этом номере мы решили рассказать о крейсере «Коминтерн» одном из старейших боевых кораблей, которые участвовали в Великой Отечественной войне.Крейсер «Коминтерн» к началу Великой Отечественной войны был ветераном Черноморского флота. Его заложили в 1901 г., а вступил он в строй в 1905-м. Этот корабль относился к крупнейшей серии крейсеров Российского императорского флота «Богатырь», «Олег», «Очаков» и «Кагул».
Первоначально его назвали «Ка-гул», но в 1907 г. переименовали в «Память Меркурия». Под этим именем крейсер принимал участие в Первоймировой войне. В 1916 г. корабль поставили в ремонт, где его и застала революция и Гражданская война. В ходе последней интервенты подорвали на «Памяти Меркурия» машины и вывели из строя артиллерию. В начале 20-х гг. он был восстановлен и переименован в «Коминтерн». Крейсер в течение 20-х гг. был флагманом МСЧМ. Перед началом Великой Отечественной войны корабль прошёл ремонт и модернизацию. Но он по-прежнему использовал в качестве топлива уголь. Официально «Коминтерн» числился учебным кораблём, но в документах его часто упоминают как учебный крейсер и минный заградитель. Командовал кораблём капитан 2 ранга И.А.Заруба. 23 июня крейсер включили в состав эскадры, и он вместе с другими кораблями эскадры использовался для постановки оборонительных минных заграждений. 23, 26 и 27 июня 1941 г. он ставил мины у Севастополя.

За один раз он брал на борт 100-120 мин, его сопровождали эсминцы «Бойкий» и «Безупречный». До сих пор историками ведётся дискуссия о целесообразности их постановки наш флот доминировал на Чёрном море, флоты союзников Германии не представляли серьёзной угрозы и не вели активных действий. Как отмечал начальник штаба Черноморского флотаИ.Д. Елисеев: «Следовало воздержаться от постановки мин, поскольку большой угрозы с моря не было, а постановка их принесла нам много горя. Основными потребителями моря были мы сами».В самом начале войны из моряков, служивших на крейсере, был сформирован отряд морской пехоты (100 человек), они прошли курс боевой подготовки и ушли добровольцами на сухопутный фронт.В начале июля 1941 г. «Коминтерн» пришёл в Одессу, где его передали в подчинение командиру Одесской ВМБ. Этот поход едва не стал для него последним вечером 6 июля в районе Бельбека при контрольном бомбометании катером эскорта прямо по курсу крейсера была взорвана магнитная мина. Командующий ЧФ записал в своём дневнике: «Везёт старику! Если бы наскочил сам на магнитную мину, ему бы не устоять». 19 июля крейсер прикрывал прорыв кораблей Дунайской флотилии. 22 и 23 июля «Коминтерн» ставил минные заграждения у Одессы.

Летом 1941 г. успешно развивалось немецкое наступление, и в начале августа немецкие части вышли к окраинам Одессы. 5 августа из Ставки был получен приказ: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». Началась 73-дневная оборона. 6 августа по приказу наркома ВМФ №00241 был сформирован отряд кораблей Северо-за-падного района. В него, помимо «Коминтерна», вошли эскадренные миноносцы «Шаумян» и «Незаможник», дивизион КЛ, минный заградитель «Лукомский», 5-й дивизион ТЩ, 2-я бригада TKA, отряд СКА и 4 болиндера. Он подчинялся командиру Одесской ВМБ и предназначался для защиты Одессы с моря. Корабли действовали вместе с частями Приморской армии, прикрывали огнём наши позиции, вели контрбатарейную борьбу.
Тем временем налёты авиации противника на город и порт стали ежедневными. 18 августа в гавани Одессы восемь Ju-87 атаковали «Коминтерн». По ним был открыт огонь, прямых попаданий в корабль не было, но в причал, у которого стоял крейсер, попала одна бомба. Корпус был повреждён осколками (около 70 пробоин в правом борту), возник пожар, погибло шесть, ранено 46 моряков. Экипаж быстро потушил огонь и приступил к исправлению повреждения. Рабочие одесских заводов помогли «подлатать» корпус. Немецкая авиация ежедневно бомбила корабли, атаковала конвои и выставляла мины на подходах к Одессе. С 26 августа немецкая осадная артиллерия начала ежедневные обстрелы города и порта.Корабли Черноморского флота внесли значительный вклад в оборону города, они ежедневно поддерживали действия войск. Например, 31 августа крейсеры «Коминтерн», «Червона Украина», эсминцы «Незаможник», «Дзержинский», «Шаумян», «Фрунзе», канлодки «Красная Армения» и «Красная Грузия» вели огонь по немецким позициям в восточном секторе обороны. 3 и 4 сентября крейсер обстреливал немецкие позиции вместе с канонерской лодкой «Красная Армения» и сторожевым кораблём «Кубань». К этому времени на «Коминтерне» были расстреляны стволы пяти 130-мм орудий, им срочно требовалась замена. Вечером 7 сентября «Коминтерн» ушёл в Севастополь. Здесь на нём провели работы по ремонту и перевооружению были заменены стволы 130-мм орудий и усилено зенитное вооружение.

29 сентября «Коминтерн» вышел в Новороссийск за новым конвоем. Вечером 4 октября крейсер привёл в Севастополь транспорты «Березина», «Профинтерн» и «Чапаев».7 октября «Коминтерн» пришёл в Одессу. На борт корабля погрузили 1455 солдат, 250 т грузов, семь машин и 23 повозки. Вечером он навсегда покинул Одессу. Начиналась эвакуация войск, и вскоре город был оставлен.20 октября крейсер привёл в Новороссийск транспорты «Чапаев» и «Березина». 25 октября он прибыл в Поти, где должен был пройти планово-предупредительный ремонт. 4 ноября командиром крейсера был назначен капитан 1 ранга А.А. Барбарин, его прежний командир принял крейсер «Червона Украина».

В конце октября немцы прорвали оборону Приморской армии на Ишуньских позициях и ворвались в Крым. В это время возникла угроза захвата Севастополя и командование ЧФ начало перебазирование основных сил флота на Кавказ. 30 октября началась 250-дневная оборона Главной базы Черноморского флота. 4 ноября приказом Ставки был создан Севастопольский оборонительный район (СОР).
7 ноября, не закончив ремонтных работ, «Коминтерн» вышел с грузом боеприпасов в Севастополь. При стоянке в севастопольской бухте зенитчики крейсера отражали налёты авиации. На корабль были погружены эвакуируемые (более 3000 человек), и вечером 10 ноября он ушёл на Большую землю. Ситуация продолжала ухудшаться, и 20 ноября крейсер вновь отправился в Севастополь с грузом боеприпасов для СОР. Утром 22 ноября он прибыл в крепость. Вечером 23 ноября, приняв на борт 500 эвакуируемых, 160 раненых и 300 т флотского боезапаса, «Коминтерн» отправился в обратный путь на Кавказ.

Попытка немцев взять Севастополь с ходу провалилась, и они начали собирать силы для нового броска на город. Зимний штурм Севастополя начался 17 декабря 1941 г. Немцы вели наступление на всех участках, ожесточённые бои развернулись в районе станции Мекензи-евы горы. Необходимо было срочно доставить пополнение защитникам Севастополя, пополнить запасы мин, снарядов и патронов. На «Коминтерне», которым теперь командовал капитан 3 ранга Ф.В. Жиров, полным ходом шла погрузка. Утром 24 декабря крейсер, в сопровождении эсминца «Железняков», доставил в крепость 1850 бойцов маршевых рот и 70 т боеприпасов. Вечером, приняв на борт 265 раненых, он ушёл на Кавказ в сопровождении «Бойкого». Утром 26 декабря он прибыл в Туапсе, и командование задействовало его в «каботажных» перевозках у берегов Кавказа при подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. В ней принял участие моторный баркас крейсера.

Утром 2 января 1942 г. «Коминтерн» пришёл в освобождённую Феодосию со вторым эшелоном десанта он доставил 1200 солдат и 300 т боеприпасов. Быстро разгрузился и ещё до рассвета покинул порт. 8 января он вновь доставил пополнение в Феодосию. На его борту размещалось 1200 бойцов и 200 т боеприпасов. На корабль погрузили 350 раненых, и он ушёл на Большую землю. Вечером 15 января корабль вновь прибыл в Феодосию. Он доставил 1100 солдат, 100 т боеприпасов и 400 т продовольствия. На Кавказ «Коминтерн» вывез 650 раненых. Части Крымского фронта успешно развивали наступление и освободили Керченский полуостров.Во второй половине января «Коминтерн» вернулся на коммуникации Кавказ Севастополь. Утром 24 января он пришёл в Главную базу с маршевыми ротами (600 человек), грузом санитарного имущества и боеприпасами (132 т авиабомб и реактивных снарядов). После окончания разгрузки и во время погрузки он вёл огонь по немецким позициям. Вечером 25 января корабль ушёл на Большую землю. Постоянные рейсы крейсера в сложных погодных условиях привели к тому, что кораблю вновь потребовался ремонт. Его «Коминтерн» прошёл в Поти, получив к тому же камуфляжную окраску.

11 февраля крейсер вышел из Поти. На нём находилось 1034 бойца и 200 т боезапаса. В 16.00 12 февраля комендорами корабля была расстреляна плавающая мина. В осаждённую базу Черноморского флота крейсер пришёл утром 13 января. После разгрузки он вёл огонь
по немецким позициям. Вечером 15 февраля он покинул Севастополь со 150 т практического боезапаса. В 03.47 24 февраля «Коминтерн» вновь в Севастополе. В этом походе он сопровождал транспорт «Абхазия». После разгрузки боезапаса на корабль был погружён полный запас угля и в 00.05 25 февраля он покинул порт. В 04.20 6 марта в Главную базу пришёл транспорт «Белосток» в сопровождении «Коминтерна». Корабли доставили 233 бойца маршевых рот, шесть 76-мм орудий, 117 т флотского боезапаса, 100 т авиабомб, 300 ящиков реактивных снарядов, 18 автомобилей ГАЗ-АА, две походные кухни и 240 т продовольствия. В этот день на крейсере отмечали 20-ю годовщину подъёма флага. Экипажу было зачитано приветствие Военного совета Черноморского флота. В 20.58 8 марта крепость покинул отряд кораблей в составе транспорт «Красная Кубань», крейсер «Коминтерн» и эсминец «Сообразительный». На Кавказ ими было вывезено 434 человека, 130 т боезапаса, 125 т гильз и 50 т грузов. 9 марта отряд атаковали три вражеских торпедоносца, но их атака была успешно отражена. Это был последний поход крейсера в Севастополь. За январь-март 1942 г. «Коминтерн» доставил в город 3776 бойцов пополнения и 1200 т боеприпасов, вывез на Большую землю около 4000 эвакуированных, 675 раненых и 605 т боеприпасов.

Во второй половине марта «Коминтерн» вновь поставили на планово-предупредительный ремонт. Механизмы старого крейсера требовали частого ремонта, постоянные походы приводили к их износу котлы перерасходовали моторесурс в три раза, три из шести динамомашин требовали ремонта. Его средства ПВО не могли отразить атаки немецких торпедоносцев, необходимо было срочно их усилить, но у командования ЧФ не было резервов. После окончания самых необходимых работ командование вновь использовало корабль для «каботажных» рейсов вдоль берегов Кавказа.Он совершил несколько походов в Туапсе и Новороссийск с маршевыми ротами и различными грузами. 19 апреля корабль получил повреждения во время массированного налёта противника на новороссийский порт. Прямых попаданий удалось избежать, но от близких разрывов семи бомб крейсер получил значительные повреждения. На нём вышли из строя 76,2-мм орудия, два пулемёта, антенна радиопередатчика и приёмная антенна. В правом борту насчитали 31 пробоину, 17 пробоин от близких разрывов в надстройках и дымовых трубах. «Коминтерн»вновь поставили на ремонт в Батуми, куда корабль пришёл 22 апреля. На этот раз исправление повреждений, ремонтные работы по корпусу и механизмам совместили с усилением зенитного вооружения на крейсер установили три 45-мм, два 25-мм орудия и три зенитных пулемёта. После окончания ремонта командование решило ещё раз послать его в Севастополь. Немцы начали штурм города, и защитники испытывали острый недостаток боеприпасов. На корабль погрузили боезапас и пополнение, и 19 июня он вышел в поход. Но утром 20 июня он получил приказ возвращаться в Новороссийск. Немецкие части уже вышли к берегу Северной бухты, их авиация господствовала в воздухе, и командование флота решило не рисковать старым кораблём со слабым зенитным вооружением. Командующий ЧФ записал в дневнике: «20 июня. 04.45. Крейсер «Коминтерн» шёл в Севастополь. Приказал вернуться: нельзя, утопят». Боеприпасы и пополнение в Севастополь теперь доставляли лидер «Ташкент», эсминцы и подлодки.

2 июля крейсер пострадал во время массированного налёта на Новороссийск. В нём принимали участие 64 бомбардировщика и 13 истребителей противника. В ходе этой воздушной атаки немцами были потоплены лидер «Ташкент» и эсминец «Бдительный», а ряд кораблей получили повреждения. В «Коминтерн» попала одна бомба, причинившая большие разрушения. От близких разрывов возник пожар на полубаке, но его удалось быстро потушить. Было убито и ранено 63 моряка крейсера. Вечером 2 июля корабль, в сопровождении трёх сторожевых катеров, ушёл в Поти для исправления повреждений. Но и здесь активно действовала авиация противника. Во время налёта 16 июля в вентиляторную трубу корабля попала бомба, пробила дно, но не взорвалась. Через пробоину вода стала затапливать второе котельное отделение. Пять часов моряки боролись за живучесть, им удалось прекратить поступление воды. На корабле побывала комиссия и осмотрела повреждения. На этот раз устаревший и изношенный крейсер решили не восстанавливать, разоружить и использовать в качестве волнолома.

Однако «Коминтерну» пришлось совершить ещё один поход. После падения Севастополя немцы стремились захватить Кавказ. 17 августа, завершив исправление повреждений, крейсер вышел в «каботажный» рейс. 18 августа «Коминтерн» доставил 500 человек маршевых рот и боезапас из Поти в Туапсе, отразив на переходе несколько авиационных атак противника. На переходекорабль, шедший со скоростью 8 уз, сопровождали базовый тральщик «Защитник» и два сторожевых катера. После выгрузки началось разоружение корабля. С него сняли все орудия и боезапас. 184 моряка ушли в морскую пехоту. На старый крейсер погрузили 500 человек и 100 т грузов. 19 августа он пришёл в Поти в сопровождении базового тральщика «Щит» и двух сторожевых катеров. Ещё 150 человек из его команды ушли в морскую пехоту, остальные моряки были распределены на другие корабли ЧФ. 10 октября 1942 г. «Коминтерн» вышел из Поти на буксире в свой последний поход. Его затопили в качестве волнолома вместе с корпусами транспортов «Балаклава», «Камышин» и «Лепсе» в 500 м от берега в устье реки Хоби. Из экипажа сформировали отдельный артиллерийский дивизион. В береговую оборону Туапсе вошли батареи из орудий крейсера - 167, 173, 742, 743, 746, 747, 770. Они приняли активное участие в отражении немецкого наступления на Туапсе, в Кер-ченско-Эльтигенской десантной операции.

После окончания войны крейсер не стали поднимать, и его остатки до сих пор находятся в устье Хоби.За годы войны «Коминтерн» совершил 74 боевых похода, прошёл 16000 миль, перевёз 18612 человек и 6790 т различных грузов, конвоировал 20 судов, выставил 800 мин. Корабль-ветеран служил Родине 38 лет, но и после списания он продолжал защищать интересы страны. Историк флота P.M. Мельников написал: «Он был посажен на грунт, чтобы в качестве волнолома служить соединениям базировавшихся здесь и продолжавших войну советских лёгких кораблей. Здесь он остаётся и до настояшего воемени. став своеобоазным памятником».

В немецких архивах сохранилась фотография, где Немцы позируют с 203-мм орудиямибереговой батареи №10:

В немецких архивах сохранилась фотография, где Немцы позируют с 203-мм орудиямибереговой батареи №10:

А в 1943 году была размещена 743-я батареякапитан-лейтенанта С. Ф. Спахова. История 743-й батареи начинается летом 1942 года, когда вооружение старого крейсера «Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-го и 167-го отдельныхартиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потом батареи 167-го ОАДбыли переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743 167-го дивизиона, располагавшейсяна мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф. который в послевоенное времяописал свои воспоминания и историю крейсера в своей книге крейсер «КОМИНТЕРН»

А в 1943 году была размещена 743-я батареякапитан-лейтенанта С. Ф. Спахова. История 743-й батареи начинается летом 1942 года, когда вооружение старого крейсера «Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-го и 167-го отдельныхартиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потом батареи 167-го ОАДбыли переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743 167-го дивизиона, располагавшейсяна мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф. который в послевоенное времяописал свои воспоминания и историю крейсера в своей книге крейсер «КОМИНТЕРН»:

С полным содержанием книги можно ознакомиться на сайте .

Вот лишь некоторые исторические выдержки про судьбу крейсера «Коминтерн»:

- Постройка бронепалубного крейсера «Кагул»(«Память «Меркурия», «Коминтерн»)предусматривалась судостроительной программой 1895 г. Предназначался главным образом, для борьбы с миноносцами противника и ведения разведки при следовании в составе эскадры.

Крейсер «Кагул» был заложен 5 сентября1901 г. и строился на адмиралтейском заводе города Николаева в честь увековечивании в его названии победы русских войск под командованием В.А. Румянцева над турецкой армией Халил-Паши 21 июля 1770 г. на р. Кагул (бассейн Дуная).

Крейсер на протяжении своего боевого пути неоднократно подвергался модернизации. А на момент постройки имел водоизмещение 6645 т, наибольшую длину - 134 м, длину и ширину по ватерлинии - соответственно 132,3 и 16,6 м, осадку при нормальном водоизмещении - 6,3 метра. На нем были установлены две главные вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощностью 19 500 л. с. Корабль имел два винта. Максимальное количество оборотов в минуту (150) позволяло развивать скорость хода 23 узла. Топливом для 16 водотрубных паровых котлов служил каменный уголь, максимальный запас которого превышал 1200 т. При этом дальность плавания экономическим ходом достигала 5000 миль, а скорость - 21, 15 и 11 узлов. В море без пополнения топлива крейсер мог находиться от 1,5 до 5 суток. Таким образом, по своим техническим данным «Кагул» отвечал непрерывно возрастающим в конце XIX в. требованиям, предусматривавшим скорость хода крейсеров не менее 21-23 узлов и дальность плавания экономическим ходом около 5000 миль. Основным оружием корабля являлась артиллерия. Он был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями длиной в 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мм и двумя пулеметами. «Кагул» мог принимать до 300 мин. Экипаж крейсера состоял из 570 человек (рядовой состав - 540, командный - 30 человек).

В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он был переименован в крейсер первого ранга «Память«Меркурия» и отправлен на доработку и исправление выявленных недостатков во время ипытаний.

В первой половине 1908 году становится на боевое дежурство под Георгиевским флагом.

В 1911-1912 члены команды и руководства принимали активное действия в революционном движении.

Перед самой Певой Мировой войной крейсер «Память «Меркурия» прошел капитальный ремонт. Военные действия на Черном море начались в ночь на 29 октября1914 г. В 1914-м и первые пять месяцев 1915 г. «Память«Меркурия» испытывала наибольшее напряжение. В этот период на выполнение боевых задач крейсер выходил по три-четыре раза в месяц. За пять месяцев 1914 г. он совершил 17 выходов, в том числе к Анатолийскому побережью - семь, в юго-западную часть моря - десять. В море крейсер находился 84 дня (56 процентов времени). В частности, только с 1 января по 17 февраля он был в плавании 38 дней, а за первые 11 суток мая находился в море 10 дней с перерывом в один день. Всего за 33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля1917 г.) крейсер «Память «Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней.

В 20-х годах было осуществлялось перевооружение крейсера новыми орудиями 130/55-мм, дальность стрельбы из которых достигала 20300 метров.

можно ознакомиться с их полными тактико-техническими характеристиками.

Но фотографий этих орудий не сохранилось. Судить о них можно только благодаря участию крейсера в съемках 1925 года исторического черно-белого блокбастера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» , в роли само собой разумеется броненосца «Потемкин» . Мне самому пришлось пересмотреть фильм и сделать несколько скринов из ленты:

Вполне возможно, что и этот дальномер был установлен на позиции батареи

Вполне возможно, что и этот дальномер был установлен на позиции батареи

Всего на корабле было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера,две 47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыребыли установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке ина полуюте, остальные двенадцать - по правому и левому бортам (по два орудия вказематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневымищитами). А вот фотография шефов Севастопольского Морского завода, осуществляющих модернизацию крейсера:

Всего на корабле было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера,две 47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыребыли установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке ина полуюте, остальные двенадцать - по правому и левому бортам (по два орудия вказематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневымищитами). А вот фотография шефов Севастопольского Морского завода, осуществляющих модернизацию крейсера:

Таким образом, число орудий главного калибра на корабле увеличилось на 25%. Кроме того, 130-мм орудия в 55 калибров превышали 152-мм в45 калибров по дальности стрельбы в 1,5 раза и в скорострельности. Установка новых систем орудий главного калибра давала возможность более эффективно отражать удары легких сил и низколетящих самолетов противника. «Коминтерн» был оборудован также для постановок мин с магазином до400 штук образца 1908-1912 гг. или минных защитников. Более пяти лет крейсер «Коминтерн» был флагманским кораблем Черноморского флота. С 1927 г. в состав морских сил Черного моря начали поступать корабли, имевшие более мощное артиллерийское и радиотехническое вооружение, обладавшие значительно большей скоростью хода и маневренностью. Таким образом, роль и значение «Коминтерна» как боевого крейсера постепенно снижались. В 1931 г. он был переведен в разряд учебных кораблей.А вот фотография членов экипажа крейсера. 1939 г.:

Таким образом, число орудий главного калибра на корабле увеличилось на 25%. Кроме того, 130-мм орудия в 55 калибров превышали 152-мм в45 калибров по дальности стрельбы в 1,5 раза и в скорострельности. Установка новых систем орудий главного калибра давала возможность более эффективно отражать удары легких сил и низколетящих самолетов противника. «Коминтерн» был оборудован также для постановок мин с магазином до400 штук образца 1908-1912 гг. или минных защитников. Более пяти лет крейсер «Коминтерн» был флагманским кораблем Черноморского флота. С 1927 г. в состав морских сил Черного моря начали поступать корабли, имевшие более мощное артиллерийское и радиотехническое вооружение, обладавшие значительно большей скоростью хода и маневренностью. Таким образом, роль и значение «Коминтерна» как боевого крейсера постепенно снижались. В 1931 г. он был переведен в разряд учебных кораблей.А вот фотография членов экипажа крейсера. 1939 г.:

С конца 1940 по май 1941 г. «Коминтерн» находился в ремонте. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. На корабле был разрушен главный носовой магнитный компас, повреждены 76,2-мм орудия, два пулемета, приемная антенна и антенна передатчика. На правом борту выше ватерлинии появилась 31 пробоина диаметром от30 до 50 мм, в надстройках и дымовых трубах - 17 пробоин до50 мм. Серьезно пострадал правый борт:

С конца 1940 по май 1941 г. «Коминтерн» находился в ремонте. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. На корабле был разрушен главный носовой магнитный компас, повреждены 76,2-мм орудия, два пулемета, приемная антенна и антенна передатчика. На правом борту выше ватерлинии появилась 31 пробоина диаметром от30 до 50 мм, в надстройках и дымовых трубах - 17 пробоин до50 мм. Серьезно пострадал правый борт:

10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, Разоруженный «Коминтерн» оставался в гавани. Его хотели разобрать. Но случилось так, что крейсер еще много лет послужил флоту. В устье одной из рек была во время войны база торпедных катеров и подводных лодок. И вот, чтобы оградить базу от торпедных ударов с моря и изменить режим реки, углубить ее, своеобразным брекватером-волноломом был поставлен старый крейсер. Длинный крепкий корпус его надежно защищал вход к устью реки от тяжелых осенних и зимних штормов. И если бы во время войны пришла с моря вражеская торпеда, она бы ударилась в борт корабля... Старый крейсер-солдат прикрывал своим телом корпуса «малюток» и торпедных катеров:

10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, Разоруженный «Коминтерн» оставался в гавани. Его хотели разобрать. Но случилось так, что крейсер еще много лет послужил флоту. В устье одной из рек была во время войны база торпедных катеров и подводных лодок. И вот, чтобы оградить базу от торпедных ударов с моря и изменить режим реки, углубить ее, своеобразным брекватером-волноломом был поставлен старый крейсер. Длинный крепкий корпус его надежно защищал вход к устью реки от тяжелых осенних и зимних штормов. И если бы во время войны пришла с моря вражеская торпеда, она бы ударилась в борт корабля... Старый крейсер-солдат прикрывал своим телом корпуса «малюток» и торпедных катеров:

Воспользовавшись благоприятной обстановкой, в январе 1943 г. Красная Армия на Северном Кавказе перешла в наступление. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, оно успешно развивалось. Важную роль в этом сыграл Черноморский флот. Во второй половине января 1943 г. Ставка планировала освободить Новороссийск, взломать рубеж обороны немцев на подступах к Таманскому полуострову. К сожалению, эту операцию осуществить не удалось. Войска 47-й армии, наступавшие севернее Новороссийска, не смогли прорвать оборону противника. В августе 1943 г. на огневую позицию 743-й батареи под Туапсе прибыл командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал И. Ф. Голубев-Монаткин (сменивший к тому времени контр-адмирала Г. В. Жукова) и вместе с новым командиром 167-го артдивизиона майором Н. В. Зиновьевым осмотрел батарею, проверил ее боевую готовность.

Высоко оценив действия личного состава в оборонительных боях за Туапсе, он призвал усиленно готовиться к предстоящему наступлению.Контр-адмирал посетил и другие батареи 167-го отдельного артиллерийского дивизиона, командиры которых были информированы о возможной передислокации дивизиона на Таманский полуостров. Черноморский флот и Азовская военная флотилия, содействуя войскам фронта, высаживали тактические десанты на южное и северное побережье Таманского полуострова с целью перехвата путей отхода и срыва эвакуации немецко-фашистских войск в Крым. В ходе боев флотом были высажены десанты в районе озера Соленое, станицы Благовещенской и на косу Тузла, Азовской военной флотилией - в районе города Темрюк. 4-я воздушная армия и авиация Черноморского флота громила вражеские суда и переправы. 9 октября Таманский полуостров был полностью освобожден от немецких захватчиков. Наступление советских войск, начавшееся на Северном Кавказе в январе 1943 г.,завершилось полной победой. Сразу после изгнания врага из Новороссийска был получен приказ о передислокации из Туапсе на Таманский полуостров двух 130-, одной 76,2- и одной 45-мм «коминтерновских » батарей 167-го отдельного артдивизиона.

В короткий срок орудия были полностью подготовлены для погрузки на железнодорожные платформы. В районе станции Тоннельная орудия были сняты с железнодорожных платформ, поставлены на специально изготовленные сани и с помощью тракторов отбуксированы на огневые позиции: 743-я батарея - в районе мыса Панагия, 723-я - у поселка Кротково. 173-я зенитная батарея была перебазирована в Приморско-Ахтарск, а 770-я, включенная в 163-й отдельный артиллерийский дивизион, - на косу Тузла. Оба дивизиона теперь вошли в состав Керченской военно-морской базы. На всем Таманском побережье развернулись инженерные работы по оборудованию огневых позиций батарей, устройству пристаней, причалов и подъездных дорог к ним. Сроки установки 130-мм батарей были довольно сжатые.Некоторые специалисты, ссылаясь на технические нормы, считали их нереальными.Но именно эти орудия были самыми дальнобойными из имеющихся в составе Керченской военно-морской базы; только они были способны поражать цели противника в районе планируемой высадки нашего десанта и уничтожать неприятельские корабли в Камыш-Буруне. Учитывалось также, что крупные надводные корабли флота для поддержки десанта не смогут войти в Керченский пролив из-за сложной минной обстановки.

Работы по установке 130-мм орудий велись форсированно. Рылись котлованы для их фундаментных оснований, заготовливалась гранитная щебенка, подвозился цемент. Строились командные пункты батареи (главный и запасной),землянки для личного состава, землянка-камбуз, санитарная часть. Днем и ночью кипела работа. Щебенку добывали из бетонных оснований взорванных орудий 203-мм батареи Керченской базы периода 1941-1942 гг., огневая позиция которой находилась тогда на мысе Панагия в 500-х метрах к северо-востоку от устанавливаемой 743-й. На огневой позиции старой батареи с тремя взорванными телами203-мм орудий решили организовать ложную. Впоследствии на нее в ходе боев противником было сброшено немало бомб, выпущено сотни артиллерийских снарядов. Люди трудились с полной отдачей сил. Напряженно тренировались орудийные расчеты. Командный пункт тщательно готовил данные для предстоящих стрельб. На самой высокой отметке мыса Панагия над обрывом был установлен трехметровый дальномер, на котором отлично работал дальномерщик старший краснофлотец В. П. Тропынин. В двадцатых числах октября, на седьмые сутки после установки,первое орудие сделало пробный залп по врагу. Вообще по техническим нормам бетон должен был выстояться 21 сутки. Но война «пересмотрела » существовавшие нормы: бетонное основание выдержало. В конце октября все орудия 130-мм батарей были установлены, и все батареи 167-го отдельного артдивизиона вошли в состав действующих частей на Таманском полуострове. Все стационарные артиллерийские батареи продолжали поддерживать своим огнем действия десантников на захваченном побережье, прикрывали наши суда на переходе, обеспечивали перевозки по Керченскому проливу из Новороссийска и Анапы в порты Таманского полуострова.

Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея, расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнем весь Керченский пролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи:

Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея, расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнем весь Керченский пролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи:

Артиллеристы 723-й и 743-й батарей совместно с другими артбатареями активно участвовали в нанесении ударов по плавсредствам гитлеровцев в порту Камыш-Бурун, в котором отмечалось скопление быстроходных десантных барж. Две из них были уничтожены их метким огнем. Ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском плацдарме велись и в январе 1944 г. при высадке советских тактических десантов на мыс Тархан и в Керченскую бухту. После освобождения Керчи весной 1944 года 743-я батарея вошла в состав 163-го отдельного артиллерийского дивизиона. Ее командиром был назначен капитан В. П. Дмитриев, выросший впоследствии до генерал-майора - начальника ракетных и артиллерийских войск и морской пехоты Черноморского флота. В последствии 743-я батарея была перебазирована в северо-западную часть Черного моря и установлена на острове Березань (район Очакова). Она срывала ведение разведки и постановку мин неприятельскими самолетами, отражала удары гитлеровских бомбардировщиков. Если подвести небольшой итог выше изложенного, то предположительно, что на этом месте в 30-е годы была стационарная батарея №33 на 3 корабельные орудия калибром 203-мм 8"/50 образца 1905. Как предположение - орудия на Панагию перенесены с позиции батареи №29 у Эльтигена после ввода в строй батареи №29 (или №29-бис) у Челядиново, но это только предположительно. После войны практически на том же месте, где была огневая 33-й батареи построили батарею на 4 130-мм Б-13. Номер ее не известен.

На спутниковом снимке:

На спутниковом снимке отлично видны три открытых земляных дворика 33-й батареи и 4 послевоенных дворика с кольцевой галереей, соединенные крытым ходом сообщения. Командный пункт о котором здесь пойдет речь предположительно послевоенной постройки. А вот эта фотография с фронта вносит некоторые сомнения, что орудийные дворики возводились после войны:

Отлично видны три открытых земляных дворика 33-й батареи и 4 послевоенных дворика с кольцевой галереей, соединенные крытым ходом сообщения. Командный пункт о котором здесь пойдет речь предположительно послевоенной постройки. А вот эта фотография с фронта вносит некоторые сомнения, что орудийные дворики возводились после войны:

История Крейсера еще не закончена и он продолжает нести свою вахту и в мирное время

История Крейсера еще не закончена и он продолжает нести свою вахту и в мирное время:

Координаты объектов.

Коминтерн

[[Файл:|240px|center]]

«Богатырь»

Коминтерн

Линейный корабль типа Императрица Мария

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2 × 2) × 152-мм орудий Канэ;
  • 8 (8 × 1) × 152-мм орудий Канэ.

Универсальная артиллерия

  • 12 × 1 × 75-мм орудий Канэ.

Зенитная артиллерия

  • 2 × 1 × 45-мм полуавтоматические пушки;
  • 2 × 1 × 37-мм автоматические пушки «Виккерс»;
  • 2 × 4 × 7,62-мм пулемета «Максим».

Однотипные корабли

Олег, Очаков, Богатырь

«Коминтерн» - русский бронепалубный крейсер 1 ранга. Принадлежал к типу «Богатырь» . «Коминтерн» единственный корабль этого типа принимавший участие во Второй Мировой войне, нес службу под четырмя флагами и тремя именами. 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома.

История создания

«Коминтерн» был третьим крейсером типа «Богатырь» (бронепалубным крейсером или крейсер первого рода). Конкурс на создание этих кораблей проводился среди ряда представителей тяжелой промышленности, такие как концерн «Крупп» (непосредственно в конкурсе принимала участие фирма «Германские верфи» являющаяся филиалом вышеозначенного концерна), фирмы «Шихау», «Говальдсверке» и «Вулкан», итальянская компания «Ансальдо», Невский завод. Победительницей стала немецкая фирма «Вулкан». Ею был построен крейсер «Богатырь», являющийся головным, заложенный 9 декабря 1899 г. и спущенный на воду 7 августа 1902 г., а так же остальные три корабля в том числе и «Коминтерн» (под названием «Кагул»), были собраны в России на верфях Нового, Николаевского и Дазаревского Адмиралтейств («Кагул» - на верфи Николаевского адмиралтейства в августе 1901 г., принят на вооружение в 1905 г.).

Представители

Кроме уже упоминавшихся кораблей «Богатырь» и «Кагул», в строй были введены еще 2 крейсера этого типа: «Очаков» и «Олег» также был заложен крейсер «Витязь», но он сгорел еще во время строительства. Ни одному из этих кораблей (кроме «Кагула» / «Коминтерна») не довелось «дожить» до второй мировой войны: «Олег» (принят на вооружение в 1904 г.) в 1919 г. Был потоплен британским торпедным катером в финском заливе, а «Очаков» (1909 г.) был выведен из состава флота в 1929 г.

Описание конструкции

Крейсер «Коминтерн»/ «Кагул» представлял собой трехтрубное двухмачтовое судно. Хотя ограниченное условиями заказа водоизмещение и не позволило установить на корпус коробля броневой пояс, те же условия заказа, требовавшие обеспечить скорость в 23 узла, обусловили оснащение судна достаточно мощной двигательной установки в 16 водотрубных котлов Нормана. Крейсер имел три сплошные металлические палубы. Для палубной брони использовали сверхмягкую никелевую сталь Ижорского завода, которая при попадании не раскалывалась с образование смертоносных осколков, а сминалась. Для обеспечения непотопляемости корпус имел 16 водонепроницаемых переборок.

Вооружение

Главный калибр

Главный калибр «Коминтерна» представлен двенадцатью 152-мм орудиями системы Канэ. Они размещались в двух двухорудийный башнях (носовой и кормовой) конструкция Металлического завода, в четырех бортовых казематах и четырех щитовых установках на палубе. Достаточно удачное распределение артиллерии обеспечивало огонь четырех орудий по направлению носа и кормы, а по направлению борта – восьми орудий. Интересно, что поначалу эти пушки заряжались унитарными выстрелами, но затем, поскольку они были очень тяжелы, Российский флот перешел на выстрелы с раздельным заряжанием.

Противоминный калибр

Вспомогательный калибр «Коминтерна» был представлен двенадцатью 75-мм орудиями Канэ, самым главным недостатком которых было отсутствие в арсенале фугасных снарядов (имелся лишь бронебойный). Кроме того, имелось восемь 47-мм пушек Гочкисса, впрочем в советское время от них отказались. Для борьбы с подводными лодками имелись два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм (масса взрывчатки торпеды – 64 кг, дальность стрельвы 550 м).

Модификация

Перед самым началов Великой отечественной «Коминтерн» прошел модернизацию – он был переоборудован в минный заградитель. Минная установка позволила использовать мины обр. 1926 г. в количестве 160 шт. Дополнительно установили 3 зенитных орудия 21-К калибра 45 мм и два 37-мм зенитных автоматических орудия «Виккерс».

Экипаж

Экипаж крейсера состоял из 19 офицеров и 537 нижних чинов

История службы

Превая мировая война

Во время Первой мировой войны «Кагул» (в марте 1907 г. переименованный в «Память меркурия») состоял в составе Черноморского флота и участвовал в рейдах против коммуникаций противников, обстреливал побережья Турции. После падения Временного правительства 12 ноября 1917 г. на нем был поднят сине-желтый флаг независимой Украинской Республики. В июне 1918 г. корабль был захвачен германскими войсками и использовался как плавучая казарма под германским флагом. После капитуляции Германии в 1918 г. союзники по Антанте передали крейсер добровольческой армии России. Флаг Российской империи развивался на корабле недолго – в 1920 г. крейсер был захвачен частями РККА, а затем включен в состав морских сил Черного оря с присвоением имени «Коминтерн».

Великая Отечественная война

После начала Великой Отечественной войны крейсер-долгожитель вновь пошел в бой. Уже 23 июня 1941 г. он приступил к постановке минных заграждений у Севастополя и Одессы. 6 августа корабль был назначен во вновь сформированный отряд кораблей северо-западного района. С лета 1941 по весну 1942 г. «Коминтерн» оказал артиллерийскую поддержку войскам в Крыму и Одессе, вывозили из Одессы и Севастополя раненых, и доставлял туда подкрепления и грузы. С 29 декабря 1941 г. он совершил рейсы из кавказских портов Феодосию вплоть до ее падения, доставляя пополнения и припасы войскам вновь образованного Крымского фронта. 2 июля 1942 г. в ходе налета немецкой авиации на Новороссийска «Коминтерн» получил прямое бомбовое попадание. Командование флотом решило не ремантировать устаревший и тяжело поврежденный корабль – 10 октября 1942 г. он был затоплен в устье реки Хоби для создания волнолома (здесь он покоится и сейчас). Орудия, снятые с него, пошли на формирование батареи Туапсинского Берегового оборонительного района.

Командиры корабля

  • 30.01.1906-xx.xx.xxxx - капитан 2-го ранга Шульц, Максимилиан Фёдорович
  • xx.xx.1907-xx.xx.xxxx - Ф. Н. Иванов
  • хх.хх.1908-хх.хх.1909 - Новицкий, Павел Иванович
  • xx.xx.1909-xx.xx.1911 - Дитерихс, Владимир Константинович
  • xx.xx.1911-xx.xx.1914 - капитан 1-го ранга Львов, Николай Георгиевич
  • xx.xx.1914-xx.xx.1916 - капитан 1-го ранга Остроградский, Михаил Михайлович
  • xx.xx.xxxx-xx.xx.1917 - капитан 1-го ранга Гадд, Александр Оттович
  • хх.хх.1917-хх.хх.1917 - Петренко
  • 16.06.1921-12.04.1924 - Шабельский, Иван Петрович
  • 23.04.1924-30.12.1924 - Ружек, Александр Антонович
  • хх.09.1926-хх.10.1930 - Кадацкий-Руднев, Иван Никитич
  • xx.12.1930-xx.05.1936 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.05.1936-xx.05.1937 - капитан 2-го ранга Кара, Степан Иванович (Арест. 17.05.1937. Приговорен ВКВС 20.09.1937, обв.: участие в тер.организации. Расстрелян 20.09.1937. Реабилитирован 25.07.1957)
  • xx.07.1937-xx.08.1937 - Зиновьев, Юрий Константинович
  • xx.08.1937-xx.xx.1940 - капитан 2-го ранга Барбарин А. А.
  • хх.хх.1941-хх.хх.1941 - капитан 2-го ранга Заруба И. А.
  • хх.12.1941-хх.09.1942 - капитан 3-го ранга Жиров, Фёдор Васильевич

Литература

  • Ликсо В.В. Боевые корабли и подводные лодки Великой Отечественной войны стр. 26

ТТД:
Водоизмещение: 7838 т.
Размеры: длина - 133 м, ширина - 16,6 м, осадка - 7,2 м.
Скорость хода максимальная: 23 узла.
Дальность плавания: 2200 миль при 12 узлах.
Силовая установка: 2 винта, 19 500 л.с.
Бронирование: палуба - 35-70 мм, башни - 90-125 мм, казематы 20-80 мм, рубка - 140 мм.
Вооружение: 8х1 130-мм (палубные), 3х1 76,2-мм, 3х1 45-мм, 2х1 25-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 40 глубинных бомб, 195 якорных мин.
Экипаж: 730 чел.

История корабля:
Построен по кораблестроительной программе 1881 г. Проект АО "Vulcan" (Германия). Первоначальное название крейсера - "Кагул". Был заложен 23.08.1901 г. в Николаеве, спущен на воду 20.05.1902 г., вступил в строй в 1905 г.

С 25.03.1907 г. - "Память Меркурия". В годы 1-й мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службу у берегов Турции, эскортировал и обеспечивал противолодочную охрану бригад линкоров. Принимал участие в бою с немецкими крейсерами "Гебен" и "Бреслау" у мыса Сарыч. В 1916 году крейсер "Память Меркурия" из-за изношенности машин становится на прикол в Южной бухте Севастополя.

Восстановительные работы на крейсере проводились на Севастопольском морском заводе. Оставляя Севастополь, белогвардейцы взорвали машины корабля. Были затоплены днищевые отсеки, вода проникла в котельное и машинное отделения. В сентябре 1923 г. крейсер ввели в сухой док. Недостающее и вышедшее из строя оборудование, механизмы, детали вооружения восполнялись за счет снятых со старых кораблей. В частности, в Севастополе для этих целей демонтировали оборудование броненосца "Евстафий". Цилиндры главных паровых машин были сняты с однотипного крейсера "Богатырь", который на Балтийском флоте подлежал разборке на металлолом. С 31.12.1922 г. крейсер получил название "Коминтерн".

После пятилетнего бездействия крейсер "Коминтерн" в июне 1923 г. вступил в строй. На крейсере было установлено восемь 130-мм палубных артиллерийских орудий, три 76-мм и три 45-мм зенитных орудий. Водоизмещение выросло до 7838 т. При мощности двухвальной механической установки 19 500 л. с. скорость полного хода составила 12 уз. Этот корабль с паровой машиной, построенный еще в период русско-японской войны, по своим боевым возможностям устарел и мог рассматриваться лишь в качестве учебного корабля. С 1923 г. - учебный крейсер.

В 1930 г. прошел модернизацию: 4 котла демонтированы и на их месте размещены учебные классы. Первая дымовая труба демонтирована в конце 30-х годов. В июне 1941 г. переклассифицирован в минный заградитель.

С первых дней Великой Отечественной войны крейсер вновь становится боевой единицей Черноморского флота. Участвовал в войне в качестве минного заградителя. Вывоз раненых из осажденного Севастополя, охрана транспортов с солдатами и оружием, стратегически важная Керченско-Феодосийская операция - во всей этой работе героически участвовал старый крейсер. Рейсы в Севастополь, Одессу, Новороссийск проходили с боями.

11 марта 1942 г. крейсер был поврежден авиабомбой: пробита палуба юта, разрушена часть правого борта, снесена часть кормовых надстроек, при этом сбил 2 самолета противника. Хода не потерял и продолжал нести службу.

16.07.1942 г. при стоянке в порту Поти получил повреждения от немецкой авиации: повторно был поврежден двумя авиабомбами. Крейсеру был необходим капитальный ремонт, но во время войны это сделать не представлялось возможным. "Коминтерн" разоружили: пушки и зенитные автоматы были врыты в землю под Туапсе. Сам крейсер был затоплен в устье р. Хоби (в районе Поти) для создания волнолома.

Корпус крейсера сохранился до настоящего времени и может рассматриваться как памятник отечественного кораблестроения начала XX в. Сохранились днище, фор- и ахтерштевни, оси шпилей, бронированные основания башен главного калибра и боевых рубок.