Как называется первый этап синтеза белка. Как происходит биосинтез белка в живой клетке

: «Evolution of Religio-Philosophic Culture in India», in: Radhakrishnan (CHI, 1956), volume 4, p. 47.

  • Махабхарата, Адипарва. Перевод В. И. Кальянова
  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • For dating as fl. 2300-2000 BCE, decline by 1800 BCE, and extinction by 1500 BCE see: Flood (1996), p. 24.
  • , с. 248.
  • Индийская Философия. Энциклопедия. РАН. 2009 г. Стр.865 «Некоторые современные ученые возводят истоки шиваизма к протоиндийской цивилизации (ХХV-ХVII вв. до н. э.): на одной из печатей, обнаруженных при раскопках, изображено некое рогатое божество, своими обликом и гипотетическими функциями напоминающее более позднего Шиву. Впрочем, гипотеза о столь раннем возникновении шиваизма не получила всеобщего признания среди специалистов»
  • Риг-веда VII.21
  • Риг-веда X.99
  • Подробнее см.: Chakravarti, Mahadev (1994). The Concept of Rudra-Śiva Through The Ages .
  • О четырёх ригведийских гимнах к Рудре подробнее см.: Michaels, p. 216 and p. 364, note 50.
  • стихи 1-6 обращены к Рудре; стихи 7-9 обращены к Соме.
  • К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути. А. Х. Мехакян "Он [Рудра] исключен из культа Сомы, но получает бали - подношение пищи, брошенной на землю, и остатки жертвоприношения (vāstu); отсюда его имя Vāstavya (Шбр I. 7. 3. 6-7). В упомянутых брахманах ["Каушитаки", «Айтарее» и «Шатапатхе»] приводится целый ряд ритуальных мер предосторожности и защиты от Рудры. Во время ритуала агнихотра («Каушитаки» II. 1), когда жрец во благо себя и жертвователя приносит жертвы богам, ему предписывается два раза протянуть ковш для подношений к северной стороне, с тем чтобы умилостивить Рудру и дать ему уйти, сделать так, чтобы не оказаться во владениях этого страшного бога"
  • От Вед к Индуизму. Эволюционирующая мифология. Р. Н. Дандекар «В „Шатарудрии“, этом необычном гимне, мы не найдем ни выражений, связанных с ритуалом, ни отсылок к священному обычаю. Рудра не занимает важного, почетного места в ритуалах шраута. Его либо „прогоняют домой“, как при жертвоприношении агни-хотра (АпастШрС VI.11.3), либо выделяют ему остатки ритуальных возлияний. Ритуалы шраута - ведийские „торжественные“ обряды общественного культа, совершавшиеся обычно жрецами по заказу царя; состояли главным образом в жертвоприношении сомы или возлияниях в жертвенный огонь топленого масла»
  • Мирча Элиаде - Йога: бессмертие и свобода - ЙОГА И АБОРИГЕННАЯ ИНДИЯ
  • For dating to 400-200 BCE see: Flood (1996), p. 86.
  • For Śvetāśvatara  IAST Upanishad as a systematic philosophy of Shaivism see:
  • Шива

    ​Шива - (санскр. Siva - «благой, добрый, благосклонный»).
    Слово Шива имеет несколько значений:

    ~ Шива - это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
    ~ Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
    ~ Шива символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
    ~ Шивой называют Силу, разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
    ~ Шива - это космический мужской принцип.
    ~ Шива - это высшее сознание человека.
    ~ Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
    ~ Шива - это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
    ~ Слово Шива используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.

    ​Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Брахмана. Эта часть Брахмана, облеченная в тамогунапрадхана-майю — Господь Шива, всепроникающий Ишвара, который также обитает на Кайласе. Он — Бхандара, хранилище мудрости. Шива без Парвати (Кали, Дурги) — Сам Ниргуна (лишенный качеств) Брахман. Ради благочестивых преданных с помощью Майи-Парвати Он становится Сагуна-Брахманом (обладающим качествами). Преданные Рамы, прежде чем совершать поклонение Раме, должны почитать Господа Шиву в течение 3 или 6 месяцев. Рама и сам совершал поклонение Господу Шиве в знаменитом Рамешвараме. Господь Шива покровитель аскетов и йогинов, облаченный в пространсво (Дигамбара).

    Тришула (трезубец) в Его правой руке символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Это знак верховной власти. Посредством этих трех гун Он управляет миром. Дамару, которую он держит в Своей левой руке, представляет собой шабдабрахман. Он символизирует слог "ом", из которого состоят все языки. Из звуков дамару Господь сотворил санскрит.

    Полумесяц обозначает, что Он полностью контролирует Свой ум. Течение Ганги символизирует нектар бессмертия. Слон символически представляет гордость. Одеяние из шкур слона показывает, что Он подчинил себе гордость. Тигр — похоть, подстилка из тигровой шкуры указывает на побежденное вожделение. В одной руке Господь держит лань, следовательно, Он прекратил чанчалату (порывистые движения) Своего ума, ибо лань находится в постоянном движении. Украшения из змей означают мудрость и вечность — змеи живут множество лет. Он — Трилочана, Трехокий, в середине Его лба находится третий глаз, глаз мудрости.

    "Хаум" — это биджакшара Господа Шивы.

    Он — Шивам (Благой), Шубхам (Благоприятный),Сундарам (Прекрасный), Кантам (Сияющий), "Шантам шивам адвайтам" ("Мандукья Упанишад").

    Бесчисленное множество раз я, сложив молитвенно руки, склоняюсь к лотосным стопам Господа Шивы, недвойственного, Адхиштханы — опоры мира и любого сознания, Саччидананды, Правителя, Антарьямина, Сакши (безмолвного Свидетеля) всего сущего, Того, Кто сияет собственным светом, существует Сам в Себе и Самодостаточен (Парипурна), Кто удаляет первоначальную авидью и является Адигуру, Парама-гуру, Джагад-гуру.

    В своей сущности я — Господь Шива. Шиво"хам, Шиво"хам, Шиво"хам.

    ​Шива Пураны содержат много описаний того, как Шива с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе Кайлаш. Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару. В последствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи…
    Шива традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

    «Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу…
    Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги».

    Змея на теле Шивы

    Змея есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве, Парсшатмане (Высшей Душе). Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно землю, воду, огонь, воздух и эфир. Они символизируют также пять пран, которые шипя передвигаются по телу подобно змеям. Вдох и выдох похожи на шипение змеи. Сам Господь Шива сделался пятью танматрами, пятью джнянендриями, пятью кармендриями и прочими группами, состоящими из пяти. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих таттв. Когда джива путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Господе Шиве, Высшей Душе. Таково эзотерическое значение змей, которых Господь носит на Своем теле.

    Господь Шива не ведает страха. В Шрути сказано так: «Этот Брахман бесстрашен (абхайам), бессмертен (амритам)».Обычные люди пугаются одного только вида змей, но Господь украшает ими Свое тело. Это значит, что Господь Шива совершенно лишен страха и бессмертен.

    Змеи, как правило, живут сотни лет. Змеи, обвивающие тело Господа, показывают нам, что Он — Вечный.

    ЗНАЧЕНИЕ БХАСМЫ, НАНДИ И ПРОЧИХ АТРИБУТОВ

    «Намах Шивайя» — это мантра Господа Шивы. «На» обозначает землю и Брахму, «ма» — воду и Вишну, «ши»— огонь и Рудру, «ва — вайю и Махешвару, «йа» — акашу и Садашиву, а также дживу.

    Тело Господа Шивы белого цвета. Каково значение этого цвета? Это безмолвное поучение, смысл которого в том, что следует иметь чистое сердце и чистые мысли, избавиться от бесчестности, притворства, изворотливости, зависти, ненависти и т.д.

    На лбу Господа — три полосы бхасмы, или вибхути. Что это обозначает? Смысл этого безмолвного поучения в том, что необходимо уничтожить три загрязнения: анаву (эгоизм),карму (действие в расчете на результат) и майю (иллюзию), а также три желания обладать — землей, женщиной и золотом — и три васаны (лока-васана, деха-васана и шастра-васана). Сделав это, можно приблизиться к Нему с чистым сердцем.

    Что символизирует балипитха (алтарь), стоящий перед святая святых в храме Шивы? Человек должен

    уничтожить эгоизм и себялюбие (ахамта и мамата), прежде чем он придет к Господу. В этом и заключается смысл алтаря.

    Что означает присутствие быка Нанди перед Шивалингамом? Нанди — прислужник, страж порога обители Шивы. Он также и средство передвижения Господа. Он символизирует сатсангу. Находясь среди мудрецов, вы обязательно познаете Бога. Мудрецы укажут вам путь к Нему. Они уничтожат коварные ямы и ловушки, подстерегающие вас на пути. Они развеют ваши сомнения и укрепят в вашем сердце бесстрастие, знание и способность к различению. Сатсанга —единственная надежная лодка, способная перевезти вас через океан к берегу бесстрашия и бессмертия. Даже будучи весьма краткой, сатсанга(общение с мудрецами) есть великое благословение для тех, кто обучается, а также для людей с мирским сознанием. Благодаря сатсанге они твердо убеждаются в существовании Бога. Мудрецы уничтожают мирские самскары. Общество мудрецов — могучая крепость, позволяющая человеку защитить себя от искушений майи.

    Господь Шива являет Собой разрушительный аспект Божества. На горной вершине Кайласы Он предается погружению в Себя. Он — воплощение строгости, отречения и безразличия к миру. Третий глаз посреди Его лба указывает на Его разрушительную энергию, которая, будучи высвобождена, уничтожает мир. Нанди — Его любимец, хранитель Его порога. Он заставляет затихнуть все окружающее, чтобы никто не потревожил Господа в Его самадхи. У Господа пять ликов, десять рук, десять глаз и две ноги.

    Вришабха, или бык, символизирует бога Дхарму. Господь Шива ездит на этом быке. Бык — средство Его передвижения. Это означает, что Господь Шива — защитник дхармы (закона), Он — воплощение дхармы, справедливости.

    Четыре ноги лани символизируют четыре Веды. Господь Шива удерживает лань в Своей руке. Это значит, что Он — Властелин Вед.

    В одной из рук Он держит меч, так как Он является разрушителем смертей и рождений. Огонь в другой Его руке указывает на то, что Он защищает дживы, сжигая все оковы.

    ЗНАЧЕНИЕ АБХИШЕКИ

    Слава и поклонение исполненному блаженства Господу Шиве, возлюбленному Умы и Парвати, Повелителю всех существ (Пашупати)!

    «Аланкара-npuйo Вишнур абхишека-прийах Шивах» —«Господь Вишну наслаждается аланкарой (красивой одеждой, изысканными украшениями и т.д.), Господь же Шива — абхишекой». В храмах Шивы над Шивалингамом подвешивается сосуд, медный или латунный, с отверстием в центре, и денно и нощно вода изливается на Лингам. Возлияние на Лингам воды, молока, гхи, простокваши, меда, кокосового молока, паньчамриты и прочих жидкостей именуется абхишекой. Абхишека совершаетсядля Господа Шивы. В это время поется ведический гимн «Рудри» («Шатарудрия»). Абхишека склоняет Господа к милости.

    Господь Шива выпил яд, появившийся из океана, и с тех пор носит Гангу и полумесяц на Своей голове, чтобы охладить ее. Его третий глаз пылает гневом. Постоянная абхишекаохлаждает этот гнев.

    Наивеличайшая, наивысочайшая абхишека есть возлияние вод чистой любви на Атмалингу лотоса, находящегося в сердце. Внешняя абхишека, совершаемая с помощью различных предметов, способствует росту восхищения и привязанности к Господу Шиве и постепенно приводит к внутренней абхишеке, когда любовь изливается чистым и обильным потоком.

    Абхишека является главной частью Шива-пуджи. Без нее поклонение Шиве нельзя считать полноценным. Во время абхишеки в определенном ритме и последовательности поются «Рудри», «Пуруша-сукта», «Чамака», читается Махамритъюньджая-мантра, выполняется джапа и т.д. Понедельник считается важным днем для поклонения Господу Шиве, а тринадцатый лунный день (прадоша) — особенно священным. В эти дни преданные Шивы совершают особенную пуджу и абхишеку с «Экадаша-Рудри», арчаной, праздничным возжиганием множества светильников, предлагая обильный прасад.

    Во время абхишеки с «Экадаша-Рудри» с каждым новым воспеванием «Рудри» совершается новое возлияние. Для этого употребляются вода Ганги, молоко, гхи, мед, розовая вода, кокосовое молоко, сандаловая паста, паньчамрита, благовонное масло, сок сахарного тростника и лимонный сок. После каждой абхишеки на голову Шивы возливается чистая вода. Вода или любые другие возлияния, употребленные во время абхишеки, считаются священными и наделяют бесчисленными благами преданных, которые употребляют их как прасад Господа. Он очищает сердце и уничтожает бесчисленные грехи. Его следует принимать с сильной бхавой и верой.

    Когда вы совершаете абхишеку с бхавой и преданностью, ваш ум сосредоточен. Образ Господа и божественные помыслы наполняют ваше сердце. Вы забываете о вашем теле, обо всем, что связано с ним и окружает его. Эгоизм постепенно исчезает. Забывая обо всем, вы постепенно узнаете ощущение вечного блаженства Господа Шивы и радуетесь этому. Повторение «Рудри» или «Ом намах Шивайя» очищает ум и наполняет его саттвой.

    Если вы совершаете абхишеку с одновременным воспеванием «Рудри» для человека, страдающего какой-либо болезнью, он скоро исцелится. Абхишека исцеляет неизлечимые болезни. Совершение абхишеки приносит здоровье, богатство, процветание, потомство и пр. Наиболее благостна абхишека, совершаемая в понедельник.

    Предлагая Господу паньчамриту, мед, молоко и другие возлияния, вы все меньше помышляете о своем теле. Постепенно ослабевает себялюбие. Безграничная радость охватывает вас. Вы начинаете копить сокровище ваше в Господе. Отсюда возникают самопожертвование и самоотдача. «Я принадлежу Тебе, Господи. Все принадлежит Тебе, Господи» — эти слова естественно исходят из глубины вашего сердца.

    В Южной Индии охотник Каннаппа Наянар, великий преданный Господа Шивы, совершил абхишеку, возливая воду изо рта на Лингам в храме в Калахасти, и Господь Шива был весьма удовлетворен. Господа Шиву всегда радует чистая преданность. Важна не пышная видимость, а бхавав вашем сознании. «Вода изо рта Каннаппы, преданного, возлюбленного Мной, чище, чем воды Ганга», —так сказал тогда Господь Шива жрецу этого храма.

    Преданный должен регулярно совершать абхишеку Господу. Он должен наизусть знать «Рудри» и «Чамакам».Наиболее сильна и действенна «Экадаша-Рудри». В Северной Индии все мужчины и женщины обильно возливают воду на образ Шивы. Это дает благие результаты и способствует исполнению желаний. Весьма эффективно совершение абхишеки во время Шиваратри.

    Произносите «Рудри», где описывается слава Господа Шивы и Его проявления во всех живых существах, во всем одушевленном и неодушевленном! Совершайте абхишекуежедневно и так достигните милости Господа Шивы! Господь Вишванатха да благословит всех вас!

    Гуру Ар Сантэм «ЙОГА КАК СПОСОБ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

    «Третьим лицом Тримурти является Шива — Разрушитель Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.
    Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение. Шива единственное божество (кроме Тары и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута). Если Шива изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.
    Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества…

    Тюляев С. «ИСКУССТВО ИНДИИ»

    Задумайтесь над смыслом формы, которую принимает Шива для того, чтобы люди поклонялись Ему. В Его горле скрыта смертельная угроза - яд халахала, способный мгновенно уничтожить всё живое. На Его голове - священная река Ганга, чьи воды могут исцелить все болезни во всех мирах. На лбу у Него - огненный глаз. На голове - полумесяц, несущий живительную прохладу. Его запястья, щиколотки, плечи и шею обвивают смертоносные кобры, питающиеся живительной силой воздуха. Шива пребывает на кладбищенской земле и на гатах, где горят погребальные костры. Это Его обитель, Рудрабхута - Земля Шивы, или Рудры. Это место - не обиталище ужаса, это благостное место, ибо всем предстоит окончить здесь свой путь - на склоне этой жизни или других жизней. Шива учит вас, что смерти нельзя избежать и бесполезно убегать от неё в страхе. Её нужно встретить радостно и храбро.

    Сказано также, что Шива ходит по земле с чашей для подаяния. Он учит, что отречение, отказ от привязанностей, безразличие к успеху и неудаче, всё это - пути к Нему. Шива известен как Мритьюнджая - Тот, кто побеждает смерть. Он также и Камари, Разрушитель желаний. Эти два имени показывают, что тот, кто уничтожает желания, может победить смерть, ибо желание рождает действия, действия рождают последствия, последствия рождают зависимость и несвободу, результатом которых является новое рождение, приводящее к смерти.

    Ишвара также символически выражен в форме линги. Слово линга происходит от санскритского корня «ли», означающего «лийятхе - сливается». Это форма, в которую вливаются все формы. Шива - Бог, который наделяет живых существ самым желанным и значительным даром во Вселенной. Это тот конец, та смерть, к которой человек должен стремиться, конец, которым Шива может его удостоить. Прежде всего ощутите Бога в себе; после этого, если вы свяжете себя с материальным миром, вам никто и ничто не сможет нанести вреда, поскольку вы будете воспринимать объективный мир как тело Бога. Но если, не ощутив в себе Бога, вы окунётесь в материальный мир, он и станет для вас богом. Стремитесь прийти к Богу! Свои духовные усилия вы можете направить по двум путям. Следуйте указаниям Бога, и Он будет рад поднять и возвысить вас. Или же вступите на путь исканий, откройте, где Он обитает - и постигните Его там. Вы можете следовать тем или иным путём. Но достичь Его - неизбежная задача человека.

    Шива означает милосердие, благость, мангалам (счастливая добрая судьба). Он весь - милость, добро, счастье. Вот почему эпитет Шри, указывающий на все эти качества, не прибавляется к именам Шива, Шанкара, Ишвара и т.д. Он сопутствует именам аватаров, так как аватары воплощаются в бренном теле ради осуществления особой миссии. Этим эпитетом они должны отличаться от других людей. Шива - вечно милостивый, вечно дарящий блага и счастье, поэтому эпитет Шри является излишним. Его почитают как Учителя учителей, Дакшинамурти. Облик Шивы сам по себе есть великий урок всетерпения и самообладания.

    Яд халахалу Он надёжно прячет в Своём горле; благотворную Луну, которую все встречают с радостью, Он носит на голове. Человеку необходимо извлечь из этого урок: он не должен выплёскивать на других свои дурные качества и склонности, а всё полезное и доброе, чем владеет, ему следует использовать во благо других. Если человек пользуется своими способностями только ради собственных целей, а с помощью дурных качеств унижает и запугивает людей, значит он стоит на пути к гибели.

    Говорите правду

    Однажды богиня Парвати спросила Шиву: “Господин! Я слышала, что есть святыня под названием Каши, где поклоняются Тебе, и что те, кто после омовения в Ганге совершает священный обряд, посвящённый Шиве,Шивапуджу, заслужат право отправиться на Кайласу и остаться там навеки. Правда ли это?” Господь Шива ответил: “Все не могут заслужить это право. Одного лишь паломничества в Каши и ритуала перед Моим образом недостаточно. Впрочем, чтобы тебе всё стало ясно, мы можем сейчас же отправиться в Каши под видом пожилой четы. Тебе придётся поучаствовать в спектакле”.

    Господь Шива и Парвати появились перед входом в храм Шивы, Парвати - как безобразная на вид 80-летняя старуха, а Шива - как немощный, убогий 90-летний старик. Шива положил голову на колени Парвати и принялся стонать, изображая мучительные страдания. Старуха горько плакала. Она слёзно умоляла каждого паломника, проходившего мимо: “О, почитатели Шивы! Помогите моему бедному мужу! Он умирает от смертельной жажды! Не зачерпнете ли вы для него немного воды? Я не могу оставить его одного и пойти на реку за водой”. Паломники шли с гхат (спусков к реке) после церемонии омовения в Ганге. С их одежды стекала вода, и они несли воду в маленьких, блестящих медных сосудах. Все они видели старую женщину и слышали её причитания. Некоторые говорили: “Подожди, мы поможем твоему мужу после того, как предложим священную воду Господу Вишванатху”.

    Другие бросали с досадой: “Ну что за назойливость! Из-за этих нищих невозможно спокойно совершить ритуал!” Некоторые сетовали: “Попрошаек нельзя пускать к храму”.

    Перед входом толпилось много народу. Среди них был и профессиональный карманный вор. Он тоже слышал жалобные крики старой женщины и не мог равнодушно смотреть, как страдает её муж. Он подошёл к ним и сказал: “Матушка, что тебе нужно? Кто вы и что вы здесь делаете?” Старуха ответила: “Сынок, мы пришли сюда, чтобы получить даршан Господа Вишвешвары, но моему мужу внезапно стало плохо, и он потерял сознание от слабости. Может быть, он не умрёт, если кто-нибудь вольёт немного воды в его иссушенные жаждой губы. Он так плох, что я не могу оставить его одного и пойти за водой. Стольких людей я просила о помощи, но никто не поделился водой, хотя все они несут полные кувшины”. В воре проснулось сострадание. Он принёс немного воды в сухой тыкве. Но прежде, чем принять её, женщина сказала: “Сынок, мой муж может умереть в любой момент и свой последний глоток воды он примет лишь от того человека, кто говорит только правду”.

    *** Вишвешвара, Вишванатх - Господь Вселенной, Владыка всего (имена Шивы).
    Кайласа - священная гора в Гималаях, легендарная обитель богов.
    Каши (Бенарес, Варанаси) - древний священный город на севере Индии, на берегу Ганги, где находится знаменитый храм Вишванатха; там поклоняются Шиве в образе лингама.
    Парвати - “горная”; одно из имён Деви, супруги Шивы.
    Пуджа - богослужение, молитва, обряд поклонения.
    Шива - “благой”, “милостивый”; один из трёх главных богов индуистской триады, воплощение космических сил разрушения. Часто почитается как Высшее Божество, Бог-Владыка - Ишвара.

    108 Мантр Господа Шивы

    1.ОМ ШИВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Благому!

    2.ОМ МАХЕШВАРАЙА НАМАХА

    3.ОМ ШАМБХАВЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Тому, Чья Сущность — Благо!

    4.ОМ ПИНАКИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Держащему лук Пинака!

    5.ОМ ШАШИШЕКХАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Увенчанному Луной!

    6.ОМ ВАМАДЕВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Прекрасному Богу!

    7.ОМ ВИРУПАКШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Необычноглазому!

    8.ОМ КАПАРДИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Спутанноволосому!

    9.ОМ НИЛАЛОХИТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Тёмно — красному!

    10.ОМ ШАНКАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Творящему благо!

    11.ОМ ШУЛАПАНАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Вооружённому трезубцем!

    12.ОМ КХАТВАНГИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Вооружённому дубинкой!

    13.ОМ ВИШНУВАЛЛАБХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Возлюбленному Господа Вишну!

    14.ОМ ШИПИВИШТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Пронизанному лучами!

    15.ОМ АМБИКАНАТХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Повелителю Амбики!

    16.ОМ ШРИКАНТХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Обладателю прекрасной шеи!

    17.ОМ БХАКТАВАТСАЛАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Возлюбленному Своих преданных!

    18.ОМ БХАВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Сущему!

    19.ОМ ШАРВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Губящему!

    20.ОМ ТРИЛОКЕШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Владыке трёх миров!

    21.ОМ ШИТИКАНТХАЙА НАМАХА

    Ом. Поклонение Синешеему!

    22.ОМ ШИВАПРИЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Возлюбленному Благой Богини!

    23.ОМ УГРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Грозному!

    24.ОМ КАПАЛИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Обладателю чаши из черепа!

    25.ОМ КАМАРАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Врагу вожделения!

    26.ОМ АНДХАКАСУРАСУДАНАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Убийце демона Андхаки!

    27.ОМ ГАНГАДХАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Держащему Гангу!

    28.ОМ ЛАЛАТАКШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Имеющему глаз во лбу!

    29.ОМ КАЛАКАЛАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Времени времён!

    30.ОМ КРИПАНИДХАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Сокровищу милосердия!

    31.ОМ БХИМАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Мощному!

    32.ОМ ПАРАШУХАСТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Вооружённому боевым топором!

    33.ОМ МРИГАПАНАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Держащему лань в руке!

    34.ОМ ДЖАТАДХАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Носящему собранные пучком волосы!

    35.ОМ КАЙЛАСАВАСИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Обитающему на Кайласе!

    36.ОМ КАВАЧИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Облачённому в панцирь!

    37.ОМ КАТХОРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Суровому!

    38.ОМ ТРИПУРАНТАКАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Уничтожителю Трипуры!

    39.ОМ ВРИШАНКАЙА НАМАХА

    Ом. Поклонение Быкознамённому!

    40.ОМ ВРИШАБХАРУДХАЙА НАМАХА

    Ом. Поклонение Восседающему на быке!

    41.ОМ БХАСМОДДХУЛИТАВИГРАХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Умащенному пеплом!

    42.ОМ САМАПРИЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Любящему мелодии Самаведы!

    43.ОМ СВАРАМАЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Голосистому!

    44.ОМ ТРИМУРТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Воплощённому в Тримурти!

    45.ОМ АНИШВАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Неимеющему над собой владык!

    46.ОМ САРВАГНЬАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Всезнающему!

    47.ОМ ПАРАМАТМАНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Высшему Духу!

    48.ОМ СОМАСУРЙАГНИЛОЧАНАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Тому, Чьи три глаза — Солнце, Луна и Огонь!

    49.ОМ ХАВИШЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Жертвенному возлиянию!

    50.ОМ ЙАГЬЯМАЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Вкушающему жертву!

    51.ОМ СОМАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Луне!

    52.ОМ ПАНЧАВАКТРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Пятиликому!

    53.ОМ САДАШИВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Всеблагому!

    54.ОМ ВИШВЕШВАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Владыке Вселенной!

    55.ОМ ВИРАБХАДРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Мощному Герою!

    56.ОМ ГАНАНАТХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Повелителю Ганов!

    57.ОМ ПРАДЖАПАТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Прародителю существ!

    58.ОМ ХИРАНЙАРЕТАСЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Золотому Семени!

    59.ОМ ДУРДХАРШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Неодолимому!

    60.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Владыке священной горы Кайласа!

    61.ОМ ГИРИШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Владыке Гималаев!

    62.ОМ АНАГХАЙА НАМАХА

    Ом. Поклонение Безупречному!

    63.ОМ БХУДЖАНГАБХУШАНАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Украшенному змеями!

    64.ОМ БХАРГАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Сияющему!

    65.ОМ ГИРИДХАНВАНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Хозяину гор!

    66.ОМ ГИРИПРИЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Любителю гор!

    67. ОМ АШТАМУРТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Воплощённому в Восьми Образах!

    68.ОМ АНЕКАТМАНЕ НАМАХА

    Ом. Поклонение Имеющему много воплощений!

    69.ОМ САТТВИКАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Благостному!

    70.ОМ ШУДДХАВИГРАХАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Тому, Кто свободен от сомнений и колебаний

    71.ОМ ШАШВАТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Вечному!

    72.ОМ КХАНДАПАРАШАВЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Держащему секиру!

    73.ОМ АДЖАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Нерождённому!

    74.ОМ ПАШАВИМОЧАКАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Избавителю от оков!

    75.ОМ КРИТТИВАСАСЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Облачённому в шкуру!

    76.ОМ ПУРАРАТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Врагу крепости демонов!

    77.ОМ БХАГАВАТЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Господу!

    78.ОМ ПРАМАТХАДХИПАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Высшему Повелителю праматхов!

    79.ОМ МРИТЙУНДЖАЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Победителю смерти!

    80.ОМ СУКШМАТАНАВЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Тонкотелому!

    81.ОМ ДЖАГАДВЙАПИНЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Пронизывающему всю Вселенную!

    82.ОМ ДЖАГАДГУРАВЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Учителю Вселенной!

    83.ОМ ВЙОМАКЕШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Тому, Чьи волосы — небеса!

    84.ОМ МАХАСЕНАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Отцу Великого Воителя (Сканды)!

    85.ОМ ЧАРУВИКРАМАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Мягкодвижущемуся!

    86.ОМ РУДРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Рудре!

    87.ОМ БХУТАПАТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Повелителю духов!

    88.ОМ СТХАНАВЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Стоящему!

    89.ОМ АХИРБУДХНЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Змею глубин!

    90.ОМ ДИГАМБАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Облачённому в стороны света!

    91.ОМ МРИДАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Нежному!

    92.ОМ ПАШУПАТАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Повелителю созданий!

    93.ОМ ДЕВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Богу!

    94.ОМ МАХАДЕВАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Великому Господу!

    95.ОМ АВЙАЙАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Неизменному!

    96. ОМ ХАРАЙЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Господу, избавляющему от оков!

    97.ОМ ПУШПАДАНТАБХИДЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Выбившему зубы у Пушпана!

    98. ОМ БХАГАНЕТРАБХИДЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Выбившему глаза у Бхаги!

    99. ОМ АПАВАРГАПРАДАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Подателю конечного освобождения!

    100. ОМ АВЙАГРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Непечалящемуся!

    101. ОМ АВЙАКТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Неописуемому!

    102. ОМ АНАНТАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Бесконечному!

    103. ОМ ДАКШАДХВАРАХАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Разрушителю жертвоприношения Дакши!

    104. ОМ САХАСРАКШАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Тысячеокому!

    105. ОМ ТАРАКАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Спасителю!

    106. ОМ ХАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Разрушителю!

    107. ОМ САХАСРАПАДЕ НАМАХА
    Ом. Поклонение Тысяченогому!

    108. ОМ ШРИ ПАРАМЕШВАРАЙА НАМАХА
    Ом. Поклонение Великому Богу!

    108 имён Господа Шивы

    1. Bhikshatana Murti
    2. Nataraja Murti
    3. Aja-Ekapada Murti
    4. Yoga-Dakshinamurti
    5. Lingodhava Murti
    6. Kamadahana Murti (Kamari)
    7. Tripurantaka Murti(Tripurari)
    8. Mahakaleshvara Murti (Kalari/Kalantaka/Kalasamhara)
    9. Jalandharavata Murti (Jalandhari)
    10. Gajasurasamhara Murti (Gajantika)
    11. Virabhadra Murti (Karala)
    12. Kankala-Bhairava Murti
    13. Kalyanasundara Murti
    14. Vrishabharudha Murti
    15. Chandrashekhara Murti
    16. Uma-Maheshvara Murti
    17. Shankaranarayana Murti (Keshavardha/Harihara)
    18. Ardanarishvara Murti
    19. Kirata Murti
    20. Chandeshvaranugraha Murti
    21. Chakradaneshvararupa Murti (Chakrapradasvarupa)
    22. Somaskanda Murti
    23. Gajamukhanugraha Murti
    24. Nilakantha-Maheshvara Murti
    25. Sukhasana Murti
    26. Mukhalinga Murti (Panchamukhalingam)
    27. Sadashiva Murti
    28. Mahasadashiva Murti
    29. Umesha Murti
    30. Vrishabhantika Murti
    31. Bhujangarlalita Murti
    32. Bhujangatrasa Murti
    33. Sandhyanritta Murti
    34. Sadanritta Murti
    35. Chanda-Tandava Murti
    36. Gangadhara Murti
    37. Gangavisarjana Murti
    38. Jvarabhagna Murti
    39. Shardhulahara Murti
    40. Pashupata Murti
    41. Vyakhyana-Dakshinamurti
    42. Vina-Dakshinamurti
    43. Vaguleshvara Murti
    44. Apat-Uddharana Murti
    45. Vatuka Bhairava Murti
    46. Kshetrapala Murti
    47. Aghorastra Murti
    48. Dakshayajnahara Murti
    49. Ashvarudha Murti
    50. Ekapada-Trimurti Murti
    51. Tripada-Trimurti Murti
    52. Gaurivaraprada Murti
    53. Gaurililasamanvita Murti
    54. Vrishabhaharana Murti
    55. Garudantika Murti
    56. Brahmasirachedataka Murti
    57. Kurmasamhara Murti (Kurmari)
    58. Mastyasamhara Murti (Mastyari)
    59. Varahasamhara Murti (Varahari)
    60. Simhagna Murti (Sharabha/Sharabheshvara)
    61. Raktabhikshapradana Murti
    62. Guru-Murti (Gurushiva)
    63. Prarthana-Murti
    64. Shishyabhava Murti
    65. Anandatandava Murti
    66. Shantyatandava Murti
    67. Samharatandava Murti
    68. Kapalishvara Murti (Brahmakapaladhara)
    69. Mahamritunjaya Murti
    70. Tryaksharmritunjaya Murti
    71. Shadaksharamrityunjaya Murti
    72. Andhasurasamhara Murti
    73. Juvarapaghna Murti
    74. Simhasana Murti
    75. Ilakeshvara Murti
    76. Satyanatha Murti
    77. Ishana Murti
    78. Tatpurusha Murti
    79. Aghora Murti
    80. Vamadeva Murti
    81. Ananteshvara Murti
    82. Kumaranugraha Murti
    83. Hayagrivanugraha Murti
    84. Maha Rudra Murti
    85. Nartana Rudra Murti
    86. Shanta Rudra Murti
    87. Yoga Rudra Murti
    88. Krodha Rudra Murti
    89. Vrinji Rudra Murti
    90. Muhunta Rudra Murti
    91. Dvibhuja Rudra Murti
    92. Ashtabhuja Rudra Murti
    93. Dashabhuja Rudra Murti
    94. Trimukha Rudra
    95. Panchamukhabhishana Rudra Murti
    96. Jvalakeshashadbhuja Rudra Murti
    97. Aghora Rudra Murti
    98. Vishnudharmottara Rudra Murti
    99. Bhima Rudra Murti
    100. Svarnakarshana Rudra Murti
    101. Bhishana Bhairava Murti
    102. Kapala Bhairava Murti
    103. Unmatta Bhairava Murti
    104. Krodha Bhairava Murti
    105. Asitanga Bhairava Murti
    106. Ruru Bhairava Murti
    107. Chanda Bhairava Murti
    108. Samhara Bhairava Murti

    В индийской мифологии - «Сияющая», дочь Гималаев, самостоятельная мировая субстанция, энергия вселенной. Ума - имя жены (шакти) бога Шивы, разрушителя и созидателя в одном лице. Ума имеет массу других имен, полученных в более поздние эпохи индийской мифологии: Парвати, Гириджа, Дакшаяни, Хаймавати. И многие из них - всего лишь экспансии Умы - этой созидательной стороны Всемогущего. Можно назвать и такие имена, как Лалита, Дурга, Гаури, Чанди, Аннапурна, Кали. Подтверждение находится в многочисленных легендах. Одна из них повествует, как мудрые риши застали Уму в лесу в кольце рук Шивы, обнимающего ее. Бог разгневался и каждого самца, входящего в лес, обрек на преображение в самку. Существует похожая легенда о богине Рохини. Супруг Чандра (или Сома), нашел ее в объятиях Шивы. За это Шива превратил одураченного мужа в женщину, и Чандра (Сома) стал навеки женского пола.
    Еще один миф рассказывает о том, как Ума оказалась шакти Шивы. В период войны меж богами и асурами (демонами) Шива, уйдя в горы, углубился в великое созерцание. Асуры, имеющие неодолимого и неумирающего покровителя Тараки, разгромили богов и взяли их в плен. Устрашающий и угрожающий в бою, Тараки все же отпустил небожителей на волю. Выйдя из плена, боги вместе с царем Индрой пошли к Брахме с просьбой о защите и опоре. Но Брахма ответил им, что только еще не родившийся сын Шивы и красавицы Умы (Парвати) в возрасте семи дней сможет убить Тараки. Поэтому нужно уговорить Шиву сделать Уму своей шакти. Но великому созерцающему Шиве не нужны были женщины. А дочь гор обожала его, ведь собственно в Уме возродилась Сати, бывшая жена Шивы. Но все старания Умы были напрасны. И был призван бог любви Кама, получивший от богов приказ разбудить чувства Шивы. Благоуханным весенним днем Кама подобрался к Шиве и, в момент молитвы и приношения цветов Умой Всемогущему, выпустил стрелу любви в самое сердце Бога. Но страшная кара постигла Каму. Разгневанный Шива сжег его прекрасное тело пламенным взором. Но все-таки стрела вселила в сердце Шивы любовь. Тем временем, страдающая от безответного чувства, Ума стала отшельницей, отказалась от еды и воды и стала исполнять изнурительные обеты. Случайно в ее обиталище забрел молодой жрец, которому Ума рассказала, как стала отшельницей. Юноша стал расспрашивать о причинах любви к Шиве, говоря о нем нелицеприятные вещи, но разгневанная Ума отвечала, что ее сердце и жизнь целиком принадлежат величайшему, прекраснейшему и суровому Богу! После ее слов брахман тут же превратился в самого Шиву, которого до глубины души взволновали речи Умы. Шива сделал ее своей шакти, после чего супружеская чета отправилась на Кайласы.
    Уму считают матерью богов Картикеи и Ганеши .
    Подобно Шиве, Ума выступает в двух аспектах: миролюбивом и внушающем страх. В первом случае ее, как правило, изображают совместно с Богом. В правой руке у нее – цветок лотоса голубого цвета, а левая – просто опущена. Без Шивы ее изображают с четырьмя руками: в двух находятся лотосы голубого и красного цвета, а две демонстрируют мудры абхая и варада. С миролюбивой стороны она представлена, как Парвати – сдержанная, тихая, любящая супруга, а с устрашающей – как Кали и Дурга - воительница, восседающая на тигре либо льве, с 8 - 16 вооруженными руками. Дурга, особо почитаемая в Бенгалии, – жесткая и грозная заступница человечества и ману от нечисти. Иногда она представлена нам голой, изможденной, в колье из черепов. Из открытого рта выпадает кровавый язык. Это – гневное олицетворение Дурги, нацеленное уже на весь мир. Но, по легенде, ее неистовость смягчается материнским инстинктом.
    Ума – помогает реализовать планы и намерения человеческие, превращая пустого мечтателя в деятельного и идущего к своей цели человека. Ума – покровительница многодетных семей, в том случае, если родители по-настоящему любят и заботятся о своем потомстве. Те, кто тратит энергию шакти в прелюбодействах и абортах, теряют покровительство Матери Парвати, и Ума лишает их желания, чувственности, потенции, плодовитости, силы и здоровья. Богиня поддерживает тех, кто употребляет здоровую пищу, способствующую образованию энергии шакти (фруктами, злаками, овощами, орехами и прочим), покровительствует земледельцам, выращивающим деревья и разводящим буренок. Но при потребительском отношении к земле (использование без отдыха, отравление химикатами и иное) Парвати может наслать засуху, либо наводнение, либо прочие стихийные напасти.
    Ума – сильная Богиня. Иметь ее изображение в доме, - значит заручиться ее поддержкой в плане творческой энергии шакти и репродуктивной системы.
    В продолжение темы