Как проходит граница европы азии. Где проходит граница Европы и Азии – интересное для туриста

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.

№1 Обелиск на горе Березовой


Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.

В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.

Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).

Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты 56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия


№2 Обелиск возле Первоуральска

Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб "Европа-Азия". Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

№3 Обелиск на Ново-Московском тракте

Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех - на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш.60°21′02.6″ в. д. / 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).

Знак №14 тоже находится недалеко от Екатеринбурга, только в другой стороне от первых трех. Ниже описано, как его найти.

№4 Оренбургский обелиск

Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.

Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелик расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335, его координаты 51°44"59.4N 55°05"29.9 ″ .

№5 Стела на Белом мосту

Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая. Координаты: 51°45"11.8″N 55°06"26.8″E .

№6 Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.

Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты:54°05"33.9″ N 59°04"11.9″ E

№7 Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста возле Новобайрамгулово установили две новые стелы. Координаты: 54°05"42.5″ N 59°04"04.8″ E .

№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске знак «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Знак представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А». Координаты: 53°25"19.7″ N 59°00"11.3″ E .

№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Координаты: 53°52"27.7″N 59°12"16.8″ E .

№10 Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск расположен на полкилометра к востоку от станции Уржумка, его координаты 55°06"53.8″ N 59°46"58.0″ E.

№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау близ Златоуста

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены "наоборот" (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись "Азия", а на азиатской — "Европа". Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01"05.3″N 59°44"05.7″E

№12 Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: 55°37"22.6″N 60°15"17.3″E

№13 Обелиск у села Мраморское

В 2004 году у железнодорожной станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы. Координаты: 56°32"13.9″N 60°23"41.8″E .

№14 Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа-Азия и самая восточная граница Европы. Он расположен возле Екатеринбурга на Полевском шоссе, в 2-х км от деревни Курганово. Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), знак будет по правую руку перед Курганово. Координаты: 56°38"33.5″N 60°23"59.9″E .

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Координаты: 56°46"14.8″N 60°01"35.7″E . До этого обелиска тоже можно быстро доехать от Екатеринбурга.

№16 Обелиск на горе Каменной

«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта. Координаты: 56°45"05.4″N 60°00"20.2″E .

№17 Обелиск у станции Вершина

Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать от Екатеринбурга. Координаты обелиска: 56°52"53.6″N 60°03"59.3″E .

№18 Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра. Координаты: 57°13"19.6″N 59°59"20.7″E .

№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка

Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись "Медвежка 499м", на левой грани — "сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.", на правой — "Зеленый 2006 мыс"
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс». Координаты: 57°11"11.3″N 60°04"10.0″E

№20 Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05"01.0″N 59°58"17.2″E.

№21 Обелиск у поселка Уралец

Обелиск расположен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики, установлен в 1961г. после полета Юрия Гагарина в космос. Столб изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Координаты: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E .

№22 Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту, к западу от Нижнего Тагила. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. Координаты: 57°53"43.1″N 59°33"53.6″E .

№23 Обелиск у станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24"44.1″N 59°23"47.4″E .

№24 276-й км Горнозаводской железной дороги.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24"06.0″N 59°19"37.4″E .

№25 Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11"21.2″N 59°26"04.5″E .

№26 Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, тогда же на старой дороге Теплая гора-Качканар был установлен обелиск «Европа-Азия» в виде ракеты из металлолома, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР. В 2000-х годах знак еще существовал, дальнейшая его судьба неизвестна.

№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света. Координаты: 58°33"42.3″N 59°13"56.5″E .

№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства . Координаты: 57°47"20.9″N 59°37"54.7″E .

№29 Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель. Координаты: 59°29"27.9″N 58°59"23.5″E .

№30 Обелиск у подножья Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03"56.1″N 59°03"41.3″E .

№31 Знак на горе Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника. Координаты: 64°39"21.1″N 59°41"09.4″E .

№32 Газопровод "Сияние севера" на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва. 63°17"21.8″N 59°20"43.5″E .

№33 Обелиск у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весь столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Координаты: 67°00"50.2″N 65°06"48.4″E .

№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем. Координаты: 69°48"20.5″N 60°43"27.7″E .

Спустя 37 лет создатели знака восстановили его.

Фото - пользователь e1.ru LenM

№35 Крайняя Восточная точка Европы

Местоположение точки еще в 2003 году определила группа туристов при поддержке "Российской газеты", тогда же установили памятный знак (на фото). Впоследствии и знак, и географическое расположение пункта были утрачены. В 2015 году участники специально организованной экспедиции восстановили координаты, в 2016 году обещают поставить новый обелиск.

Точка находится в водораздельной зоне района между озерами Малое Щучье и Большое Хадата-Юган-Лор, на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Координаты: 67°45"13.2″N 66°13"38.3″E .

№36 Знак у истока реки Печоры

Плоский чугунный круг в виде земного шара. Координаты: 62°11"56.2″N 59°26"37.1″E .

№37 Знак на высоте 708,9 к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный деревянный знак, расположен к северу от Ивделя, на приполярном Урале. Координаты: 2°01"47.6″N 59°26"07.9″E .

№38 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль

Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трех великих рек - Оби, Печоры и Вогли. Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. Координаты: 61°39"47.3″N 59°20"56.2″E

№39 Знак на перевале через Поповский увал

Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. Координаты: 60°57"39.9″N 59°23"05.5″E


№40 Знак у поселка Павда

Черно-белый столб стоит на развилке трех лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20"00.0″N 59°08"55.3″E

№41 Знак у горы Колпаки

Обелиск разрушен в 2000-х годах, остался только постамент. Находится на дороге от пос.Промысла на север, на развилке Медведка-Косья. Координаты: 58°38"25.0″N 59°10"41.0″E .


Фото - Lyudmila K, mail.ru


Фото - UralskiSlon, wikimapia.org

№42 Обелиск у поселка Баранчинский

Установлен на лесовозной дороге к западу от поселка Баранчинский, к югу от горы Кедровка. Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А.Никитина в 1996г. Координаты: 58°08"39.0″N 59°26"51.7″E .


Фото - veter423, wikimapia.org

№43 Знак у горы Билимбай

Деревянный знак с названием хребта Веселые горы установлен в 2012 г. на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги Черноисточинск-Большие Галашки. Координаты: 57°32"44.9″N 59°41"35.0″E .

№44 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень

Самый скромный и неприметный знак "Европа-Азия" из всех - просто деревянная табличка с вырезанными буквами. Координаты: 57°28"55.0″N 59°45"53.3″E .


Фото - wi-fi.ru

№45 Знак "Голуби" на горе Котел

Установлен ко Дню Пограничника в мае 2011 года туристами из Екатеринбурга и Новоуральска, проект П.Ушакова и А.Лебедкиной. Голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами. Координаты: 56°58"18.0″N 60°06"02.0″E .


Фото - dexrok.blogspot.ru.

№46 Обелиск у села Мраморское

Самодельный обелиск из мрамора установлен в 2005 году В.Г.Чесноковым и В.П.Вилисовым, впоследствии разрушен. Координаты: 56°31"36.3″N 60°23"35.3″E .

№47 Знак на дороге Косой брод-Асбест

Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба "Вояджер". Он находится сравнительно недалеко от Екатеринбурга , к востоку от Полевского, только добираться до него лучше на внедорожнике. Координаты: 56°28"40.6″N 60°24"06.1″E .


Фото - Dvcom, wikimapia.org

№48 Беседка близ Полевского

На столбах вырезаны надписи "Европа" и "Азия". Беседка установлена в 2001 году Полевским лесхозом. Как и предыдущий знак, находится недалеко от Екатеринбурга , на дороге между городом Полевской и послеком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов. Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее. Координаты: №49 Знак в истоке реки Урал

Табличка "Здесь начинается река Урал" установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный знак "Европа-Азия" и мостик через исток появились гораздо позже. Координаты: 54°41"39.9″N 59°24"44.7″E .

№50 Знак в Орске на мосту через Урал

По обеим сторонам автомобильного моста через реку Урал размещены простые таблички с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 51°12"38.0″N 58°32"52.0″E .


№51,52,53 Дорожные знаки в Магнитогорске

Жители Магнитогорска ежедневно ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу, потому что жилые районы и Магнитогорский металлургический комбинат находятся на разных берегах Урала. Всего в Магнитогорске четыре моста через Урал, которые здесь называют "переходами", ведь они соединяют между собой целые части света. Обелиск №8 расположен у Центрального перехода, еще есть Северный переход, Южный переход и Магнитный переход (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме короткого Северного, установлены дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии. Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ; Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ; Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E .

Знак на Южном переходе:

№54 Дорожный знак в селе Кизильское

Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал. Координаты: 52°43"18.4″N 58°54"24.4″E .


Фото - ant-ufa.com.

№55 Знак на старой билимбаевской дороге

Мраморный обелиск с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города" установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска. Координаты: 57°11"27.1″N 60°02"37.5″E .

№56 Обелиск в Нефтекумске "45 параллель"

Город Нефтекумск находится в Ставропольском крае. Современный европейский город посреди дикой азиатской степи. По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Знак установлен в 1976 году и размещен на гербе города. Координаты: 44°45"14.3″N 44°58"40.0″E .

№57 Знак в Ростове-на-Дону

По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака "Европа-Азия", но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы "Якорь". Примерные координаты: 47°12"47.8″N 39°42"38.5″E .


Фото - М А Р И Н А, fotki.yandex.ru.

№58 Обелиск в Уральске, Казахстан

Обелиск расположен у моста через реку Урал, на географинчской границе Европы и Азии. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А.Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи "Европа-Азия". Координаты: 51°13"18.0″N 51°25"59.0″E .

№59 Беседки в Атырау, Казахстан

По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E .

№60 Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Босфорский мост - первый висячий мост через пролив, установлен в 1973 году по проекту российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон перед мостом установлены таблички "Welcome to Europe/Asia". Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E .


Фото - Erdağ Göknar.

На сегодня это все известные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.


Читайте нас в

Растянувшихся с севера на юг на тысячи километров, деля незримой линией две части света - Европу и Азию, стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть эту достопримечательность и каждый из этих столбов имеет свою историю.

Где граница Европы и Азии?

Линия границы Европа и Азии проходит от побережья Карского моря по восточному склону Уральского хребта.

Параллельно границе между Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада. Но, обычно границу Европы и Азии проводят по водоразделу .

Этим мы обязаны Татищеву Василию Никитичу, который впервые высказал эту мысль в 1720 году, указывая на то, что Уральский хребет является водоразделом, а природа и текущие с него на запад реки отличаются от текущих на восток, как наличием разных пород рыб, так и растительностью западного и восточного склонов Урала.

Обелиск «Европа-Азия» г. Березовая

Один из самых красивых и больших обелисков «Европа-Азия» открыт в 2008 году близ г. Первоуральска на горе Березовой.

На Старо-московском тракте, том самом пути, по которому каторжников вели в , здесь они прощались с Россией, взяв с собой горсть земли на память о родине.

Историческая особенность обелиска

Сегодня высокий 30-метровый столб из красного гранита венчает двуглавый орел, а до этого был более, чем скромный. Первый же пограничный знак появился здесь еще весной 1837 года – перед приездом на Урал 19-летнего цесаревича Александра Николаевича – будущего наследника престола.

В 1846 году памятник заменили на мраморный, а На вершине был закреплен позолоченный двуглавый орел.

На самом памятнике существовала надпись: «В память посещения этого места Их Императорскими Высочествами Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Александром Николаевичем в 1837 году, и Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским в 1845 году».

Позже на деревянном заборе памятника повесили таблички «Европа» слева и «Азия» справа, а после революции памятник разрушили как напоминание о царской власти.

Однако, в 1926 году, спохватившись, все же поставили новый памятник, правда не мраморный, а просто облицованный гранитом и без орла, а вокруг пограничного столба установили чугунную литую ограду.

В середине 1990-х годов ее заменили столбиками с цепями.

Добраться до обелиска на горе Березовая около Первоуральска можно по федеральной трассе Р242 Екатеринбург — Пермь, свернув по указателю на Первоуральск или на Новоалексеевское и выехать на Старомосковский тракт.

«Европа-Азия», как мечта туриста

Так как, мы сами живем на Урале, а именно, в пяти километрах от этого самого места, то можем с уверенностью сказать, что на настоящий момент — это чистое и аккуратное место представляет собой особую ценность для путешественника.

Смеем вас уверить, для любого туриста, посетившего , а в частности Свердловскую область, будет интересно постоять одновременно на двух частях света правой и левой ногой, а ощущения испытать, как говорил классик, самые незабываемые. И останутся такие воспоминания на всю жизнь.

Мы часто ездим с запада на восток и обратно по работе, за день бывает, несколько раз пересекаем эту незримую линию. Представляете! Утром уехал в Азию, а вечером ты уже в Европе или наоборот. Вот так, без всяких границ и шенгенских виз! Подобных стел в области несколько, но эта одна из самых грандиозных.

Пограничные столбы «Европа-Азия»

По всей границе Европы и Азии десятки пограничных памятников, в том числе в весьма труднодоступных местах. Правда, не все из них соответствуют реальной границе, но рассмотрим самые известные и популярные среди туристов.

Первая — это стела у самого . Поставили ее в начале 2000 годов и ничем примечательным она не выделяется, даже исторически. Единственное, что добираться до нее легко, так как располагается у оживленного тракта Екатеринбург-Пермь, в нескольких километрах от столицы Урала.

Самый северный обелиск на границе Европы и Азии стоит на берегу пролива Югорский Шар. Его установили в труднодоступной местности в 1973 году сотрудники полярной станции. Пограничный знак представляет собой деревянный столб с надписью «Европа-Азия». Также к столбу прибита цепь с якорем.

Памятный знак на ст. Вершина, Свердловской железной дороги, один из самых старых и добраться к нему можно только на электричке Екатеринбург — Шаля.

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау.

Самый восточный обелиск, расположенный недалеко от Екатеринбурга на Полевском шоссе в д. Курганово, установлен в 1986 году.

Обелиск, расположенный возле автомобильного моста через .

Также можно отметить «космический» памятник «Европа-Азия», что стоит на трассе Нижний Тагил – Уралец, который был открыт в 1961 году и, соответственно, посвященный полету в космос Юрия Гагарина. Выглядит как квадратная колонна высотой 6 метров, а венчает ее изображение земного шара.

Существуют и другие памятники, но к сожалению, утратившие свою былую привлекательность, как для коренных жителей, так и для туристов.

Вот такой занимательный экскурс в историю границы Европы и Азии мы сегодня провели вам, друзья. Возможно, со временем статья дополнится новыми данными, а пока:

Увлекательных вам экскурсий и путешествий!

    Граница континентов пролегает по краям образующих их литосферных плит. Характерными признаками таких крав являются горы (то есть там, где края плит напирают друг на друга и происходит выпирание массивов породы вверх). А следовательно, восточной границей Европы следует считать Уральские горы, а юго-восточной - Кавказский хребет.

    Тем самым, кстати, получает однозначный географический и геологический ответ сакраментальный вопрос - европейцы ли русские. Конечно же европейцы, ведь большая часть живт в Европе либо расселилась оттуда.

    Границей Европы и Азии на сегодняшний день принято считать линию, проходящую через восточное низовье Уральских гор, далее - по Мугоджарам (южное ответвление Уральских гор), по реке Эмбе (Казахстан), по Кумо-Манычской низменности (Калмыкия, Ростовская область, Ставрополье) и, наконец, по Керченскому проливу (принадлежит Азовскому морю, соединяет его с Чрным). Граница имеет протяжнность 5524 км, из которых без малого 3000 км проходят по Каспийскому морю и Уральскому хребту.

    Граница между Европой и Азией проходит по Уральскому хребту. По территории Пермской, Свердловской, Челябинской областях.

    В Пермской области - поселок Промысла

    В Свердловской области - г. Первоуральск, г. Ревда, пос. Курганово,

    в Челябинской области- г. Магнитогорск(прямо на мосту через р.Урал), село Кизильское.

    Также очень много стелл установлено по трассам между этими городами.

    Особенно красиво и символично эти знаки выглядят когда они расположены в горах.

    Граница между Европой и Азией начинается от Карского моря на севере, проходит по подошве восточных склонов Уральских гор в России. На территории Казахстана по восточным склонам гор Мугоджары, по реке Эмба. Далее по Каспийскому морю до впадения в него реки Кумы. Дальше по Кума - Манычской впадине выходит в низовья реки Дон, по Азовскому морю, через Керченский пролив, Чрное море, проливы Босфор и Дарданеллы, через Средиземное море, через Суэцкий канал и Красное море.

    То есть сейчас географами принято Уральские горы относить полностью к Европе, а Кавказские горы полностью к Азии. Хотя так было не всегда, во многих случаях границу проводили по линии водораздела, то есть по вершинам гор.

    Варианты линии границы:

    На самом деле существует несколько вариантов границы Европы и Азией, самым распространенным является - по восточной границе Уральских гор , Мугоджар (горы в Актюбенской области, Казахстан), реке Эмба (тоже в Казахстане), по северному побережью Каспийского моря , по Кумо-Манычской впадине (находится на юго-востоке Ростовской области), и по Керченскому проливу (располагается между Азовским и Чрным морями).

    Четко выраженной граници между этими континентами нету. Есть приблизительные данные, насчет того где проходит грань между Европой и Азией. Вот найшла в интернете карту, где хорошо видно е расположение.

    Граница между Азией и Европой условно проводится по восточным подошвам Уральских гор и Мугождар, ниже по реке Эмба. Затем по северному берегу Каспийского моря, Кумо-манычской впадине, Керченскому проливу. Общая протяженность границы по уральскому хребту составляет порядка двух тысяч километров, по Каспию - 990 километров. Протяженность российской части границы Европа-Азия превышает 5,5 тысяч километров.

    В предыдущем ответе вс правильно подмечено. Единственное добавлю. Как нам всем известно с времен школьной парты, и уроков географии. Граница между Европой и Азией находиться в районе уральских гор. В принципе Уральские горы и будут нашей с вами границей между Азией и Европой.

    Это очень неоднозначный вопрос. Поднимался он неоднократно. Между Европой и Азией в природе не существует резкой границы. У Европы на границе с Азией нет резких отличий в растительности,климате, почвах. Рубежом может являться лишь геологическое строение земной поверхности. Границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа. Это было неудобно. В 1958 году на заседании Всесоюзного географического общества было принято решение Уральские горы и Азовское море отнести к Европе, а весь Кавказский хребет к Азии, поэтому граница проходит по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмбе, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

    Я всегда знал, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским, а затем по Кавказским горам. Ведь это логично. Сближение-развод двух материковых плит всегда сопровождается поднятием поверхности или провалом. Тое-сть горами или морями. Если же считать южную границу линией от Каспия до Ростова-на-Дону, то сразу видно, что эта линия проходит именно по Европейской материковой плите.

    Эта граница проходит по отрогам Уральских гор в России, по горам Мугоджары в Казахстане, реке Эмба, по Каспийскому морю, через Кума - Манычскую впадину, Азовское море, Чрное море, далее по Средиземному морю, Суэцкий канал и Красное море.

Вопрос, несомненно, вызовет недоумение у любого жителя Казахстана и России, ведь об этом знает каждый школьник: граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам и реке Урал. Свидетельство тому — обелиски на важных железнодорожных магистралях

и автотрассах, пересекающих Уральский хребет, с указанием, где начинается Европа, где Азия.

Но вопрос не так прост, как кажется.

Об этом говорит и тот факт, что данный вопрос обсуждался на научно-практической конференции Общества геологов-нефтяников Казахстана, состоявшейся в Атырау. Ее участники единогласно отметили актуальность обсуждаемой темы.

История вопроса

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, разделенным от Азии Эгейским и Черным морями. Убедившись, что Европа — лишь малая часть огромного материка, который сейчас называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон. Это мнение господствовало в течение почти двух тысячелетий.

В 1730 году шведский ученый Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией (позднее, в 1736 году, Василий Татищев, известный своей «Историей Российской», утверждал, что именно он подсказал ему эту мысль). В своей книге Татищев проводил границу следующим образом — от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, далее по реке Урал, через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Черное моря и Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757-1759 гг.) проводил рубеж между Европой и Азией по Печоре, Волге и Дону. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за ее пределами.

Границы Европы и Азии закреплены в городах Казахстана памятниками-символами. В городе Уральске в 1984 году был установлен монумент у моста через реку Урал при въезде в город со стороны аэропорта. На его вершине установлен шар, символизирующий Землю, опоясанный надписью «Европа-Азия». В городе Атырау с двух сторон моста через реку Урал установлены беседки с надписями соответственно «Европа» и «Азия».

Так где же проходит юго-восточная граница Европы по территории Казахстана?

Геологическое

обоснование

В природном отношении резкой границы между Европой и Азией не существует. Континент объединен непрерывностью суши, сложившейся на настоящий момент тектонической консолидированностью и единством многочисленных климатических процессов.

Восточная часть материка включает две платформы (Китайско-Корейскую и Южно-Китайскую), некоторые плиты и области мезозойской и альпийской складчатости. Юго-восточная часть представляет собой области мезозойской и кайнозойской складчатости. Южные районы представлены Индийской и Аравийской платформами, Иранской плитой, а также областями альпийской и мезозойской складчатости, которые преобладают и в Южной Европе. Территория Западной Европы включает в себя зоны преимущественно герцинской складчатости и плиты палеозойских платформ. Центральные области континента — зоны палеозойской складчатости и плиты палеозойской платформы.

Период формирования материка охватывает огромный промежуток времени и продолжается в наши дни. Процесс образования древних платформ, слагающих континент Евразия, начался в докембрийскую эпоху. Тогда сформировались три древние платформы — Китайская, Сибирская и Восточно-Европейская, разделенные между собой древними морями и океанами.

К концу палеозоя Восточно-Европейская платформа и Казахстанская плита были спаяны. Надвинутая на запад Казахстанская плита занимала гипсометрически приподнятое положение. С геологической точки зрения линию западной границы Казахстанской плиты можно принять в качестве юго-восточной границы Европейского материка в пределах территории Республики Казахстан.

Географическое

обоснование

В 1964 году XX конгресс Международного географического союза в Лондоне принял границу Европы и Азии, изобразив ее на карте красной линией. Линия прошла по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, реке Эмба, северному берегу Каспия, Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу. Однако это решение до настоящего времени у нас в республике не прижилось. Интересно, что при проведении границы между Европой и Азией по реке Эмба в Европе будет расположено 12,5 процента территории Казахстана.

В 2010 году Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории РК. Участники экспедиции воочию убедились, что именно Уральский хребет, вернее его восточное подножие, является ориентиром для проведения границы Европы и Азии.

По их мнению, реки Урал и Эмба не являются реальными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Ученые пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумно провести границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.

В 2011 году вопрос о проведении этой границы был вынесен на обсуждение Московского отделения Всероссийского географического общества.

В ходе обсуждения выяснилось, что европейско-азиатскую границу вообще нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра, потому что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, и в растительности также нет большой разницы.

Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же тогда точно провести границу? Ведь ширина Уральских гор доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией испытывали картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили исправить положение и решили договориться о проведении границы между Европой и Азией таким образом, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ, тоже целиком, к Азии.

С учетом геологии, геоморфологии и географии региона юго-восточную границу Европы по территории Актюбинской области предлагается провести по восточному подножию Мугоджарских гор (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по левобережью реки Эмба по линии кряжа Шошкаколь, плато Шагырай, чинка Донызтау с дальнейшим выходом к Каспийскому морю южнее месторождения Тенгиз.

Таким образом, на европейской части территории будут находиться Атырауская, Западно-Казахстанская, частично Актюбинская и Мангыстауская области.

В связи с этим предлагается по территории Казахстана установить обелиски «Европа-Азия» в Актюбинской области в районе города Хромтау на автомагистрали Актобе-Астана, в районе железнодорожной станции Мугалжар, а также в Атырауской области между железнодорожными станциями Опорный и Бейнеу.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии предложено отразить во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Европа — часть света площадью около 10,5 миллиона квадратных километров и населением в 830,4 миллиона человек. Вместе с Азией образует материк Евразия.

Евразия — самый большой континент на Земле. Площадь — 53 893 тысячи квадратных километров, что составляет 36 процентов площади суши. Население — более 4,8 миллиарда (данные на 2010) — это около 3/4 населения всей планеты.

Расберген МАХМУДОВ,

Косан ТАСКИНБАЕВ,

кандидат геолого-

минералогических наук, геолог

P.S. Мнение российских и казахстанских ученых,

участвовавших в экспедиции,

и предложения по новому определению

границы между Европой и Азией

Международным географическим союзом до настоящего времени пока еще не рассматривалось.