Как проходит сессия у заочников в колледже. Сложно ли студентам сдавать сессию

Сессия - это наиболее сложный период обучения для любого студента высшего учебного заведения. В это время проверяются знания и умения учащихся, накопленные на протяжении всего семестра. От того, будут ли экзамены сданы успешно, зависит многое: возможность продолжения учебы, перспективы получения стипендии или

Что такое сессия

Сессией называется период сдачи экзаменов по дисциплинам, которые преподавались на протяжении учебного семестра. Главной целью является промежуточная проверка уровня знаний, умений и способностей учащихся. Если экзамены сданы успешно, студент получает право продолжить обучение.

Учебный год студента-очника включает две сессии - зимнюю и летнюю. Число экзаменов определяется планом обучения: обычно аттестационных испытаний бывает не более шести. Перед каждым из них должно быть не менее трех дней на подготовку.

Сколько длится сессия

Продолжительность в среднем составляет порядка 20 дней, она зависит от регламента и учебной программы заведения. Когда начинается и заканчивается летняя сессия у студентов, каждый институт и университет определяет самостоятельно, но обычно ее начало приходится на вторую неделю июня. Так же вариативно дела обстоят и зимой: очники начинают сдавать экзамены с середины декабря и заканчивают к Новому году или со второй недели января.

Экзаменационному периоду обычно предшествует зачетная неделя, включающая сдачу рефератов, лабораторных работ, зачетов, отчетов по практике, курсовых проектов. К экзаменам допускаются только те студенты, которые не имеют долгов.

Если все экзамены не сданы в сроки, отведенные для летней или зимней сессии, вуз предоставляет время на пересдачу (в общей сложности не более трех раз для одного предмета - первая неудачная попытка учитывается). После сдачи всех зачетов и экзаменов студент уходит на каникулы. Те учащиеся, которые не закрыли сессию, подлежат .

Сессия заочников

Сроки сдачи экзаменов у заочников отличаются от регламента, установленного для студентов стационара. Начало сессии также зависит от учебной программы вуза и определяется образовательными заведениями самостоятельно. В большинстве вузов зимой оно приходится на январь-февраль, весной - на апрель. Сессия заочников первого курса начинается, как правило, немного раньше - в конце ноября или начале декабря.

Установочная и зачетно-экзаменационная сессия

У студентов-заочников сессия бывает двух видов:

  • установочная (одна-две недели) - за это время учащиеся знакомятся с особенностями предмета, получают базовые знания о дисциплинах текущего курса, список литературы, методические пособия и задания;
  • зачетно- или лабораторно-экзаменационная: в этот период студенты должны подготовить и сдать все задания, полученные на установочной сессии.

Длительность перерыва между установочным и экзаменационным периодом составляет от двух до шести месяцев. Если сессия не закрыта, то с разрешения деканата факультета назначается повторная сдача, которая должна быть завершена до следующего зачетно-экзаменационного периода.

Часто установочная сессия на новый семестр начинается сразу после сдачи экзаменов.

Актуальная терминология

Чаще всего продолжительность зачетной недели и экзаменационного периода определяется каждым вузом самостоятельно. Ознакомиться с планом обучения можно на сайте учебного заведения или в деканате. Чтобы полностью разобраться в официальных расписаниях, необходимо учесть, что понятий «предсессионная зачетная неделя» и даже «сессия» в действующем законодательстве РФ, регулирующем вузовский образовательный процесс, не существует. Сдача или пересдача зачетов и экзаменов, а также другие контрольные испытания в официальном учебном плане обычно объединены под понятием «промежуточной аттестации».

Успешное обучение в вузе невозможно без своевременной сдачи зачетов и экзаменов. Но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что студент не может уложиться в отведенные вузом для промежуточных аттестаций временные рамки. В таких случаях может помочь или .

Студенческие годы практически для каждого человека являются временем, с которым связано огромное количество положительных эмоций. Но есть, пожалуй, единственная вещь, которая омрачает эти приятные воспоминания. Вещь эта - сессия. Такое простое слово, но сколько с ним связано стрессов и бессонных ночей, прочитанных от корки до корки учебников и спрятанных в самых затейливых местах шпаргалок! Давайте более подробно разберемся в том, что такое сессия и к чему готовиться студенту, которому она только предстоит.

Это страшное слово «сессия»

Вообще, сессия представляет собой не что иное, как несколько экзаменов по тем дисциплинам, которые были пройдены студентом в течение семестра. При этом если предметов было, например, семь, совершенно не факт, что экзаменов будет столько же. Как правило, по части из них необходимо будет получить зачет. Эта процедура зачастую гораздо легче самой сессии. Нередко зачеты ставят автоматом. Однако бывают случаи, когда добиться такой отметки у определенного преподавателя весьма непросто. А это необходимо, так как без зачетов не получится на собственной шкуре узнать, что такое сессия, ведь к ней студента просто не допустят.

А долго мучиться?

Продолжительность сессии в большинстве учебных заведений составляет порядка трех недель, что позволяет более или менее удобно разнести все экзамены. Это нужно, чтобы у студентов было достаточно времени на подготовку. Традиционно между экзаменами есть три-четыре дня, в течение которых можно усиленно читать конспекты и учебники либо столь же усердно писать шпаргалки, тут уж кому что ближе.

Нет никакой закономерности относительно того, когда ставят «сложные» экзамены: в конец сессии либо ближе к ее началу. Дело в том, что сложность предмета - вещь чрезвычайно субъективная, а для преподавателей так и вовсе трудных дисциплин обычно не бывает. Однако тут обычно работает закон Мерфи: самый сложный экзамен будет в самый неудобный день.

Два семестра, две сессии

Учебный год в вузе состоит обычно из двух семестров, после каждого из которых идет экзаменационный период. Зимняя сессия обычно приходится на время после новогодних праздников и заканчивается в начале февраля. Может показаться, что сдавать экзамены после продолжительных веселых каникул окажется весьма непросто. На самом деле многим студентам гораздо меньше удовольствия доставляет летняя сессия, ведь на улице отличная погода, яркое солнце, а им приходится зубрить и готовиться к экзаменам. Радует, пожалуй, лишь тот факт, что таких периодов особенно интенсивной учебы в году всего два. Даже страшно представить, если была бы еще осенняя сессия, а то и весенняя…

Преподавателям тоже непросто

У преподавателей есть свое мнение относительно того, что такое сессия. Для них это, конечно, не такой стресс, но работают они ничуть не меньше. Ведь им приходится выслушивать огромное количество студентов, которые порой говорят совсем не то, что подразумевает ответ на экзаменационный вопрос. Да и проверка письменных работ отнимает огромное количество времени, а студенты вечно норовят поторопить или поклянчить хорошую оценку.

Не бойтесь не сдать

Многие студенты сильнее всего боятся завалить сессию - не сдать один или несколько экзаменов. Хочется успокоить их и сказать, что даже если вы не сдадите экзамен с первого раза, у вас будет еще как минимум пара попыток хорошо подготовиться и «покорить» неприступную дисциплину. В пересдачах нет ничего страшного, просто постарайтесь лучше освоить материал и быть уверенными в своих силах.

Еще много чего можно рассказать по этому поводу, но достаточно один раз узнать, что такое сессия, на собственном опыте, и 99% вопросов пропадут сразу же, как и ровно такое же количество страхов.

Познакомьтесь с соседом по комнате. Нужно быть в меру любезным и тактичным, но не слишком, чтобы не стать ковриком для ног. Если что-то не нравится, не бойтесь поднимать вопрос вслух, но позаботьтесь о том, чтобы выразить его в мягкой форме. Более продуктивно использовать предложения, выражающие ваше личное мнение, например: «Я не могу спать под громкую музыку. Ты не мог бы после полуночи надевать наушники?»

Установите основные правила. Лучше сразу договориться, что вас не устраивает, а с чем вы можете согласиться. Это поможет в разрешении возможных конфликтов в будущем. Обсуждая правила, обратите внимание на такие моменты:

  • Музыка и шум. Если вы любите разные стили, договоритесь, чтобы каждый мог слушать любимую музыку по очереди или согласитесь на наушники. Если это необходимо, установите время тишины и громкое время . Пример. Один сосед по комнате любит распевать диснеевские песни, а другой терпеть этого не может. Договоритесь, в какое время первый сможет врубить свои любимые композиции и подпевать. Второй сосед в это время может использовать ушные заглушки, что первый мог спокойно петь, не чувствуя себя, как на иголках.
  • Посетители. Вы не возражаете против того, чтобы платоническая любовь соседа по комнате время от времени ночевала у вас? А если любовь не платоническая? Установите правила для ночных посетителей до того , как возникнет реальная ситуация. Это позволит избежать неприятного выяснения отношений в самый неподходящий момент, когда чья-то самооценка обязательно пострадает. Можете заранее договориться о специальном стуке в дверь или предварительных сообщениях по СМС, чтобы для вас не было неожиданности.
  • Вечеринки. Договоритесь, что устраивает вас обоих, а что нет. Возможно, вам достаточно нескольких друзей для разговора под пиво, или же вы хотите полноценную пирушку каждые выходные, или вас вообще не устраивает прием каких-то веществ. Нужно стремиться к компромиссу с обеих сторон. Нечестно ограничивать социальные контакты соседа по комнате на его территории, но и терпеть пьяные вечеринки, которые вас раздражают, также не справедливо.
  • Поддерживайте чистоту в комнате! У каждого свои взгляды на чистоту, но не игнорируйте требования друг друга, иначе в комнате появится неприятный запах.

    Присматривайте за своими вещами. В прачечной или общем холодильнике вещи могут исчезать. Многое зависит от статуса колледжа и его расположения. В некоторых учебных заведением за ноутбуком нужен глаз да глаз, а также лучше использовать замок на велосипед. Поспрашивайте у других студентов, насколько серьезно нужно относить к безопасности.

    Не бойтесь просить о помощи. В большинстве общежитий есть директор и сотрудники, чья должность обязывает помогать жильцам в разных вопросах. В идеале они должны стремиться к тому, чтобы вы чувствовали себя здесь, как дома. Если проблемы с соседом по комнате невозможно решить, обратитесь к местному руководству.

    Узнайте, что разрешено. Некоторые общежития практикуют сухой закон, в других не допускаются лица противоположного пола, а некоторые имеют серьезные ограничения пользования огнем. Соблюдайте осторожность.

    В большинстве общежитий общая душевая. Не забывайте свои купальные тапочки! Некоторые болезни передаются через контакт стопы. К тому же, кто знает, что происходило там внутри?

    Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий , и количество аудиторных часов у них очень невелико.


    Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам - контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.


    Если студент не сдал работу вовремя - его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя - кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.


    Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя - форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.


    В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий . В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными - сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.


    Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.


    На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и .

    Что такое установочная сессия

    Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» - никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов - таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.


    Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:


    • рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;

    • объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;

    • дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;

    • знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;

    • оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.

    Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.


    Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.

    Когда и как проходят сессии у заочников

    Сессии , как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год . Как правило это зимняя и летняя сессии . Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии . Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.


    Средняя продолжительность сессии на заочном - 3 недели, на старших курсах - до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.


    Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:


    • лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;

    • сдачу экзаменов и зачетов;

    • установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.

    Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю - не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.


    Сколько лет учатся на заочном

    В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени - и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения - больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет . При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.


    На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются - поэтому часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет .

    Стоимость обучения на заочном отделении

    Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно - соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже - обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше , чем студенты очного отделения.


    Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.

    Можно ли учиться заочно бесплатно

    Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно - по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.


    Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте - студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным - или же отсутствовать вообще . И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся - конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.

    Можно ли учиться заочно после 11 класса

    Для заочной учебы нет никаких ограничений - первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы - однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза - его личное дело.


    Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.


    Какие льготы положены работающему студенту-заочнику

    Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:



    • оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней - начиная с третьего курса);


    • оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);

    • раз в учебный год - оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;

    • на последнем курсе - сокращенная на 7 часов рабочая неделя , причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.

    Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).


    Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме , ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.

    Какой диплом выдают после заочного

    Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты . При этом в самом дипломе форма обучения не указывается - эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.


    Имеют заочники право и на получение красного диплома , однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.


    Преимущества и недостатки заочного обучения

    Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:

    значительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;


  • можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;


  • стоимость обучения значительно ниже;


  • место учебы не привязано к месту жительства - ведь можно ездить на сессию в другой город;


  • отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;

  • в то же время если студент нацелен на получение знаний - преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;

  • к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности .

  • Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно - это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению . Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии - не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.


    Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме . Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки - заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.



    Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:


    • увеличенныйсрок обучения;

    • очень неравномерное распределение сил - даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;

    • необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;

    • большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;

    • при поиске работы выбор оказывается ограниченным - далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.

    Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.

    Нестеров А.К. Как сдать сессию // Энциклопедия Нестеровых

    Зимняя экзаменационная сессия – страдная пора у всех студентов России. Сессия особенно напряженная, как всегда, для первокурсников. Для них то зимняя сессия – первая в жизни. В статье я разберу 7 отличных советов, как сдать сессию.

    Сдам ли сессию – вопрос, который волнует каждого студента, особенно, первокурсников. После каждой сессии в каждом вузе найдется десток-другой ребят и девушек, которые обескуражены своими результатами на экзаменах.

    Почему так вообще происходит? Это касается и отличников. Часто бывает, что в школе был отличником, экзамены сдал без особых усилий, а на первой сессии в вузе неуд на экзамене и даже не на одном, пара незачетов... И как жить теперь дальше?..

    В 9 случаях из 10 – во всем этом виновно не отсутствие способностей, а неправильный подход к организации своего труда. Да, готовиться к экзаменам это тоже труд.

    Я приведу 7 отличных советов как сдать сессию .

    1. Не разбазаривайте время

    Итак, наступила сессия, и студенты сдают экзамен , как рационально подойти к своему времени?

    Сложности у студентов возникают потому, что организация учебного процесса в вузах значительно отличается от того подхода, который был в школе. Ежедневные задания на дом отсутствуют, промежуточный контроль заданий проводится в виде семинаров, лабораторных и т.п., но они проходят не каждый день и не всегда регулярно на протяжении семестра.

    Следовательно, свое время и учебу студенты должны организовать сами. Нужно планировать время, когда учиться, когда отдыхать – это сложно и не каждому дается легко.

    Результат недостаточной организации своего времени: ночные бдения во время сессии, нервотрепка с "хвостами", нервное напряжение. Все это снижает умственную работоспособность и только усложняет сессию.

    Вообще подготовка к экзаменам и сам по себе учебный процесс в вузе несовместим со штурмом.

    Гранит науки нужно грызть зубами, а не пытаться расшибить его лбом.

    Учебник или конспект лекций можно, конечно, прочитать за сутки, однако усвоить его вы не сможете, так как утомленный мозг плохо воспринимает материал. Перед экзаменом же вы будете похожи на лунатика.

    Мозг – это главный орган нервной системы. Нервные клетки не имеют безграничной работоспособности. Следовательно, попытка повысить ее за счет ночных бдений перед экзаменами даст обратный результат.

    Если учесть, что еще так бывает, что на сессии нужно сдать , а то и не один, очевидно, что нагрузка очень большая.

    Что делать?

    Единственно верный путь – планомерная работа с учебными материалами каждый день в течение семестра.

    Если бы для человеческого организма и мозга было бы нормальным в течение 2-3 дней осилить учебный курс, то образование бы все получали за 3-4 месяца. На практике же на это отводится семестр.

    Чтобы сдать сессию – к экзаменам нужно готовиться заранее.

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова неоднократно проводит исследования проблем учебного процесса, и по их результатам публикуют рекомендации по организации труда студентов, как упростить себе жизнь и сдать сессию без троек.

    Для повышения эффективности использования своего времени при обучении нужно:

    • Тренировать память, внимание, силу воли.
    • Продумать режим дня: спать 8 часов, есть 3-4 раза в день, в одно и то же время, ежедневно бывать на свежем воздухе не менее 2 часов, из них хотя бы 20 минут перед сном. Вообще хорошо помогает в учебе.
    • Дорожить своим временем. Как студенты похищают свое время: соцсети, видеоролики, эльфы 80 уровня и т.п. Помимо траты времени, в режиме постоянного "дерганья" мозгу сложнее усваивать информацию из учебника или курса лекций. И вот сначала пропали 1,5-2 часа, потом еще часа два и плюс голова квадратная от потока информации вперемешку. Распределяйте время в соответствии с расставленными приоритетами.
    • Делайте конспект на лекциях. Конспектируя за преподавателем, вы намного лучше усвоите материал лекции, чем просто будете слушать. Потом будет достаточно просмотреть конспект, чтобы освежить материал лекции. Переписывать чужой конспект гораздо менее эффективно: сначала надо потратить время на переписывание, потом на разбор материала лекции, так как он будет восприниматься как совершенно новый и незнакомый.
    • Контролируйте себя. В вузе контроля меньше, чем в школе, но это не значит, что на лекциях можно рассматривать картинки в соцсетях или чатиться в телефоне. В конце концов, сильный человек имеет силу воли. Вы сильный человек? Или хотите стать слабовольным неудачником?

    2. Конспектируйте лекции

    Ни в коем случае не развлекайтесь на лекциях! Для этого есть свободное время.

    Вести конспект тоже надо правильно.

    1. Механически фиксировать лекцию преподавателя не стоит, от этого пользы мало. Старайтесь записывать своими словами, быстро, четко и сразу набело.
    2. Используйте условные обозначения: общепринятые сокращения, придуманные для конкретной дисциплины и аббревиатуры. Только не забудьте их где-нибудь записать с расшифровкой. Примеры: ЦНС – центральная нервная система, АСУ – автоматизированная система управления, – растет, ↓ – падает и т.п.
    3. Запись основного смысла лекции помогает сосредоточить внимание. При конспектировании участвуют слух, зрение, рука. Это значит, что мобилизуются и тренируются разные виды памяти. Записывая лекции, вы не только усваиваете данный предмет, но и повышается умственную работоспособность. В свою очередь, это поможет при подготовке к экзаменам и сдаче сессии.
    4. Конспектировать учебник тоже полезно. Человек лучше запоминает прочитанный текст, если параллельно с чтением делает выписки.
    5. Тезисы. Приучите себя записывать материал в форме простых и сложных тезисов. Простой тезис – это законченные предложения, формулировки авторской мысли, т.е. осмысление прочитанного в учебном пособии материала. Сложный тезис – это логические выводы, умозаключения и анализ причинно-следственных связей. Такая работа требует серьезного обдумывания текста и потому способствует более прочному усвоению материала.
    Примерно половина времени на подготовку к сессии, которым располагает студент, используется на усвоение программы курса в рамках самостоятельной работы.

    Тогда и проблем как сдать сессию у студента уже не возникает.

    На работу с учебными пособиями и конспектами лекций нужно тратить около 4 часов в день. В субботу и воскресенье меньше времени, либо вообще исключить их из учебного распорядка собственной работы. Воскресенье лучше всего посвятить отдыху, прогулкам, кино, театру, спортивным тренировкам или играм на свежем воздухе, зимой лыжи, каток.

    3. На последний день надежды нет

    Оставлять все на последний день – гиблое дело.

    Здесь логика простая. Готовиться надо заранее, тогда и проблемы как сдать сессию не возникнет.

    Однообразная работа утомляет быстрее, чем разнообразная, поэтому в последний день перед экзаменом при попытке все выучить – устанешь очень быстро. Опять же помним, что работоспособность мозга небезгранична.

    Чтобы самостоятельные занятия оказались продуктивными, надо рационально их планировать. С учетом того, что мозг устает от однообразной работы – используйте рекомендованные 4 часа в день для подготовки по двум-трем дисциплинам.

    Не лишним будет повторить очевидный факт. За последний день перед экзаменом все не успеешь.

    4. К разным предметам нужен свой подход

    Дисциплинам, которые требуют запоминания, например, иностранный язык, нужно уделять внимание каждый день. С такими предметами выгоднее работать каждый по полчаса, чем раз в неделю три часа.

    Дробные порции материала и частые повторения способствуют более эффективному запоминанию, позволяя лучше использовать физиологические особенности памяти.

    Дисциплинам, материал которых требует обдумывания, анализа, осмысливания, расчетов, нужно уделять 1-1,5 часа и более. Продуктивность умственного труда неодинакова: вначале она повышается, так называемый, период врабатываемости, затем достигается максимум, потом эффективность падает. В период врабатываемости человек втягивается в работу постепенно, а период максимальной эффективности – это самый производительный период умственного труда, тогда имеет место самая устойчивая работоспособность. Данный период может длиться от двух до четырех часов без перерыва.

    Продуктивный умственный труд способствует эффективному усвоению учебного материала, аналитической работе и расчетам.

    5. Условия занятий

    Чтобы ускорить наступление состояния устойчивой работоспособности нужно подавить воздействующие на мозг посторонние раздражители, еще лучше самоустраниться от них.

    1. Не болтать по телефону и в мессенджере.
    2. Не поглядывать на экран телевизора.
    3. Не заглядывать в социальные сети (даже "на пару сек просто глянуть")!
    4. В интернет-магазины тоже заглядывать не стоит!
    5. Паладин 80 уровня подождет, и танки тоже подождут.
    6. Не думать ни о чем постороннем.
    7. Не отвлекаться.

    Концентрации внимания способствует привычная обстановка занятий, начало работы в одно и то же время.

    Если дома или в общежитии нет подходящих условий – занимайтесь в библиотеке, в читальном зале. Дома – отдыхайте. Прогулка до библиотеки и обратно – отличная возможность подышать свежим воздухом.

    Мозг очень чувствителен к недостатку кислорода, а сидячее положение ограничивает его поступление в легкие. Если человек долго сидит, в нижних отделах легких, органах брюшной полости и ногах застаивается кровь, что также снижает работоспособность организма, прежде всего, головного мозга.

    Каждый час устраивайте перерыв минут на 5: встаньте, походите, разомнитесь, сделайте несколько простых упражнений на растяжку мышц. Будет просто замечательно, если на это время откроете окно! Позанимались в совокупности 4 часа – перерыв на 1 час. Вперед на свежий воздух!

    Важный момент – это освещение рабочего места. Чаще всего самостоятельная работа у студентов приходится на вечернее время. Если рабочее место освещено недостаточно или неравномерно, то глаза будут быстро уставать, что вызовет чувство общей усталости, головную боль. Гигиеническую норму освещенности рабочего стола обеспечивает одна лампочка 40-60 Вт, прикрытая плафоном или абажуром. Расположение источника света должно быть слева на письменном столе. Этими правилами лучше не пренебрегать – зрение нужно беречь.

    6. План работы

    К условиям занятий также нужно отнести планирование работы на семестр. Так вы воспитаете в себе силу воли и организованность.

    Как составить план работы на семестр :

    1. Возьмите календарь с возможностью делать в нем краткие записи (клетки должны быть достаточно крупные). Календарь можно сделать и самому на компьютере.
    2. В клетках отмечаете дисциплины, которыми будете заниматься. Делайте это по аналогии, как составляется расписание занятий в вузе. Используйте четные и нечетные недели для удобства.
    3. По мере выполнения запланированной работы делаете пометки об успешно сделанных заданиях в календаре.
    4. По итогам недели контролируете себя – все сделали или нет. По итогам месяца аналогично.
    5. Если есть возможность, установите себе небольшие награды за выполнение недельных планов: поход в кино, в кафе, в общем, дарите себе то, от чего у вас радуется душа.

    В качестве альтернативы можно завести ежедневник с органайзером, в котором записывайте каждый день, что было сделано. Сопоставляя с запланированными работами, вы сможете объективно оценивать свою результативность.

    Не беда, если план потом нужно будет корректировать, все равно – это вам сильно поможет сдать сессию .

    7. Рациональное поведение во время сессии

    Чтобы успешно сдать сессию нужно немного перестроить свой режим:

    • Спать по-прежнему нужно 8 или минимум 7 часов.
    • Рабочие периоды распределите на весь день таким образом: от завтрака до обеда, от обеда до ужина, от ужина до сна. Каждый период примерно 3-4 часа. Каждый рабочий период заканчивайте короткой прогулкой на свежем воздухе.
    • Нельзя засиживаться допоздна, пытаясь взбодриться крепким кофе или чаем. От этого быстро падает работоспособность, а от ночных бдений расстраивается сон. В результате, ваша продуктивность будет стремиться к нулю.

    Схематично, режим показан на рисунке. При этом учитывайте еще небольшой запас на перерывы. Таким образом, за три рабочих периода вы будете успевать готовиться к сессии.

    Непосредственно в день экзамена не нужно слишком рано приезжать в вуз. Во-первых, знания свои не сможете пополнить за несколько часов перед экзаменом. Во-вторых, за это время вы просто устанете и перенервничаете. В-третьих, когда придет ваш черед сдавать экзамен, как физическое и умственное перенапряжение неизбежно скажется на ответе. Лучше используйте те же несколько часов для сна или подготовки дома перед экзаменом. В вуз приезжайте с небольшим запасом времени.

    И еще пара слов о кофе. Крепкий кофе хорошо бодрит, но в период сессии его потребление лучше ограничить, так как стимулирующее воздействие на мозг имеет обратное влияние при употреблении во время длительных умственных нагрузок. Употребляйте не более 1 максимум 2 чашек кофе в день в утренние часы.

    Вывод

    Хотя экзамены это существенная трата сил и нервов – обойтись без них нельзя.

    Сессия – это не только проверка знаний и способности к самостоятельной работе.

    За время обучения в вузе студент сдает несколько десятков экзаменов и зачетов – столько же раз он готовит ответ, связно излагает материал, отвечает на вопросы экзаменатора. В совокупности это все прививает искусство владеть собой, учит рационально мыслить, тренирует речь – это качества, необходимые любому квалифицированному специалисту.

    Надеюсь, советы как сдать сессию, помогут вам это нелегком деле.