Как проводится работа со страхами — советы и рекомендации психологов. Техники работы со страхами

Корниенко Павел, Миронова Наталия

В нашей психотерапевтической работе мы часто сталкиваемся с разнообразными проявлениями страха у клиентов. Эта статья представляет собой нашу попытку глубже разобраться в переживании страха, и систематизировать разные идеи психотерапевтической работы «вокруг» этого переживания. И мы будем рады, если наши идеи в этой теме окажутся для вас полезными и интересными.

Что такое страх?

Словом «страх» обычно называют интенцию человека избежать некоторую ситуацию:

  • Которую человек представляет вероятной;
  • Которую человек вспоминает;
  • В которой человек, по его восприятию, находится.

Страх, как психофизиологическая реакция имеет известные физиологические проявления: выброс адреналина, увеличением ЧСС, перераспределением кровотока в пользу сердца и крупных мышц, уменьшением глубины дыхания, повышением уровня сахара в крови, выделением кортизола и сужением поверхностных сосудов, повышенным потоотделением, определенными изменениями позы тела, передвижением глаз к периферии) Эти проявления считаются физиологической подготовкой к бегству (которое, впрочем, может не состояться, или реализоваться в затаивании; а в некоторых случаях эта подготовка может реализоваться в защитной агрессии).

В этой статье мы не разделяем понятия страх и тревога, т.к. в первую очередь, мы фокусируемся на тех психических процессах, которые в разных контекстах обозначаются и тем и другим словом.

Почему мы чего-то боимся?

Есть три группы причин, по которым какая-то ситуация может восприниматься как опасная:

  • Личный опыт человека
  • Социальное усвоение источников опасности
  • Врожденные активаторы опасности

Разные авторы выделяют разный набор врожденных активаторов страха . Например, Боулби называет четыре естественных активатора: боль, одиночество, внезапное изменение стимуляции и стремительное приближение объекта.

Также, достаточно хорошо изучены разнообразные способы социального усвоения источников опасности . Например, когда ребенок некоторое время наблюдает реакцию страха у родителя, то ситуация, пугающая родителя может начать вызывать страх и у него.

Личный опыт столкновения с сильным переживанием страха (вызванным любыми источниками) в какой-то ситуации, может стать причиной, по которой человек может начать избегать подобных ситуаций (т.е. такие ситуации начнут вызывать у него страх). И для наших целей важно добавить, что все то, что может вызвать у человека сильный психический дискомфорт, может развить реакцию страха направленную на его избегание. Таким источником многих страхов является избегание переживания стыда.

Для чего нам бояться?

Исходя из идеи, что изначальное предназначение большинства эмоциональных состояний - это регуляция взаимодействия живого существа с окружающей средой, можно выделить, по крайней мере, два важных для нас способа того, как это регулирование происходит. Применительно к страху это будет звучать так:

  1. Страх переживается как интенция, которая побуждает к бегству из опасной для индивида ситуации.
  2. Страх маркирует в памяти ситуации (в которых было испытано это переживание), для более успешного их избегания в будущем.

Процессы, происходящие в психике при возникновении переживания страха можно условно разделить на этапы:

  1. Работа механизмов восприятия, запускающая реакцию страха
  2. Эмоционально-телесное переживание страха
  3. Внутренний выбор варианта избегания пугающей ситуации
  4. Физическое действие (вытекающее из переживания и процесса выбора)
  5. Ориентировочная деятельность по окончании действия
  6. Эмоционально-телесное переживание и перенастройка механизмов восприятия (вытекающее из результатов ориентировочной деятельности!)

И если все этапы пройдены успешно – эмоционально-телесное состояние возвращается в «норму». А если нет, то эмоционально-телесное состояние сохраняется дискомфортным, и увеличивается вероятность «маркировки этой ситуации как опасной». Говоря еще раз другими словами: «Сила эмоционального следа в памяти» прямо пропорциональна силе пережитого переживания. И если в некоторой ситуации человек испытывает реакцию страха и не находит способа успешно реализовать «избегание», то это вызывает у него еще больший дискомфорт, и соответственно, эта ситуация запечатлевается в памяти как более «страшная».

При описании психотерапевтических действий, мы будем обращаться к этой схеме. И нам кажется важной идея о том, что успешное прохождение по этим этапам в психотерапии, имеет психотерапевтическую ценность в работе со страхом.

Далее мы будем описывать разные виды психотерапевтической работы, которые применимы в разных случаях и на разных этапах работы со страхом. Каждый из описанных видов работы облает собственной психотерапевтической ценностью, но обычно в практике, используются одновременно 2-3 типа работы, последовательно вытекающие друг из друга.

1. Работа с избеганием переживания

Описание ситуации
В практике, мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда у клиента приходящего на прием представлена реакция страха/тревоги с ее физиологическим проявлениями. И обычно клиент понимает, что он встревожен некоторым событием (чаще всего предстоящим). Но размышляя об этом, клиент плохо понимает, что именно его пугает. Его пугает как будто бы «весь день» предстоящего события (это мы обозначаем словом генерализация). Таким образом, не думая о конкретном, действительно пугающем его эпизоде, смещая реакцию страха на общее и глобальное, клиент как бы прячет от себя пугающее место. И на психическом и на телесном уровне клиент, как бы «уже бежит от него» путём «бегства от собственных мыслей» об этом событии.

Размышления о механизмах
«Избегание ситуации» и избегание «мыслей о ситуации» - это похоже разные грани одного и того же психического процесса. Как будто, соединение двух механизмов: 1) представление предстоящей ситуации и 2) избегание «негативных переживаний» дают в сумме «избегание негативной ситуации».

Мы понимаем ситуацию избегания переживания , как ситуацию, когда человек испытывает страх генерализованного события, но на самом деле таким способом скрывает от себя действительно пугающие его конкретные события. Это происходит вследствие того, что страх по поводу конкретных событий по каким-то причинам представляется непереносимым. Генерализация в таком случае это следствие невозможности пройти по этапам вышеприведенной схемы.

И когда в терапии удается сфокусировать место возникновения страха, то это часто (в совокупности с нижеописанными приемами) открывает возможности для успешной реализации «избегания» по приведенной выше схеме – и соответственно к изменению переживания.

Представляет определенный интерес идея, что проявления «беспричинного страха», страха фобий и ночных кошмаров - являются следствием того же механизма избегания переживания. Когда у психики нет возможности переживать страх ассоциированным с его настоящим источником, она переживает его через «другой материал». Можно предположить, что это своего рода попытка или завершить переживание или найти решение «успешно пройдя по всем этапам переживания страха».

Психотерапевтическая работа
Первый этап работы с генерализованным страхом заключается в поиске того, что именно вызывает страх «внутри генерализованного события», т.е. дегенерализация. Эта работа, сама по себе временами обладает терапевтическим эффектом, т.к. клиенту «не нужно уже избегать всего», а только какой-то локальной части. Бывает, что клиент сам или с помощью терапевта находит устраивающий его способ действия в этой «локальной части» - и это все что ему важно от терапии.

Отдельный интерес представляет идея, что если пугающее событие стало генерализовываться, то на это наверняка были какие-то причины. Например, в тот момент, когда человек подумал о пугающем событии, с ним происходило еще что-то, что не дало его психике нормально «обработать» возникшее переживание. И распутывание истории как произошло так, что «страх стал генерализовываться» - может иметь терапевтическую ценность в логике «работы с травмой » описанной ниже.

Когда страх локализован, помимо всего вышесказанного, у нас есть по крайней мере еще два возможных варианта продолжения терапии. Локализованное «место страха» позволяет начать с ним работу в логике «работы с травмой », или в логике «обретения различных вариантов действий ».

Интересно, что классический способ терапевтической работы со страхом выражаемый известной формулой «принятия тревоги/страха», и распространенные в психотерапии приемы «обращения внимания на переживания в теле» похоже, обладают тормозящим действием на «реакцию избегания» – за счет чего и имеют терапевтический эффект.


Психодраматическими вариантами такой работы, являются драматизации, в которых протагонист все ближе и ближе приближается к тому, что вызывает интенсивное переживание страха. Самый простой и эффективный вариант - это драматизация сцены, которая пугает протагониста, и максимально точная фокусировка пугающего момента. Может так случится, что появляющийся в сцене страх завязан на более ранние сцены из жизни протагониста. И переходы к ним будут следующим шагом конкретизации страха. Известно, что подобного рода работа, даже без т.н. «проработки ситуаций из прошлого» обычно снижает переживание страха в ситуациях в настоящем, такая работа как бы «оттягивает энергию переживания к своему «настоящему» источнику».

Говоря в языке психодраматической ролевой теории, мы работаем на реабилитацию соматопсихической «роли испуганного», как альтернативе соматопсихической роли «избегающего».

В некоторых случаях возможна и символическая психодраматическая работа в метафоре «встреча со страхом». Но нуждо иметь ввиду, что эта метафора легко разворачивается во взаимодействие в котором протагонист пытается отвергнуть свой страх (т.е. себя испуганного), что может быть началом важной работы другого типа - скорее всего про интроецированные нормы отношения к этому чувству. Но в нашем контексте важно, что эта работа, скорее, противоположна по воздействию «работе с избеганием переживания» – она скорее дистанцирует от чувства, чем приближает, а потому может быть не всегда полезна.

2. «Работа с травмой»

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в ситуации, когда у клиента есть конкретная сцена, мысленное обращение к которой вызывает у него сильные дискомфортные переживания. И тем самым мотивируют его к избеганию таких ситуаций. В таких случаях обычно говорят о «травмирующих ситуациях» в прошлом опыте клиента.

Размышления о механизмах
Чуть выше мы говорили о том, что если интенция к избеганию не смогла реализоваться в успешное действие, то дискомфортные переживания усиливаются. Одним из вариантов, того как это может произойти является что-то вроде «борьбы побуждений». Когда в критической ситуации психика переживает не одно, а несколько иногда диаметрально противоположных побуждений и их проекты действий начинают блокировать друг друга. А заблокированные на начальном этапе реализации интенции сохраняются заблокированными и после выхода из травматической ситуации. И исследование «чувств и мыслей» человека рассказывающего про «пугающую» его ситуацию - всегда обнаруживает в его «внутреннем мире» много противоречивых интенций и их конфликтов.

Психотерапевтическая работа
И в этом смысле, медленная и аккуратная психотерапевтическая работа, которую в метафоре можно обозначить как «развязывание узлов внутренних конфликтов» может позволить «проживать» пугающие ситуации со значимо меньшим уровнем напряжения. Суть этого вида работы заключается, в последовательном исследовании «травмирующей ситуации» и целью выделения всех эмоциональных реакций, интенции к действиям и возможных конфликтов таких интенций. По мере выделения в травматическом опыте эмоциональных реакций, клиенту предлагается проживать каждую из них по отдельности в соответствии с этапами приведенной выше схемы.

Такое понимание психотерапевтической работы с травмой и механизмов лежащих в ее основе развивается Еленой Петровой.

Психодраматические варианты работы
В зависимости от «вида травматизации», разная форма психодраматической работы будет предпочтительной.

В случае, когда в травматизации на первый план выступают прерванные и подавленные врожденные двигательные реакции - их отыгрывание и является терапевтичным. Это, в первую очередь, случаи столкновения с реальной физической опасностью и с направленной агрессией. В таких работах могут быть важны мелкие детали сцены, например «хрустальная ваза» в руке человека в момент опасности может заблокировать естественную реакцию уклонения или отталкивания и быть фактором существенно увеличивающим дезориентацию и как следствие - травматизацию.

В работах с травматизацией основанной на прерванных коммуникативных процессах, мелкие детали могут быть не важны - и часто достаточно, пригласить на сцену всех участников коммуникативного узла и развернуть «распутывающую» коммуникацию между ними. Примером такой ситуации может быть случай: Главный начальник поручил клиенту работу, клиент пришел к младшему начальнику с просьбой о помощи в этой работе, а младший начальник агрессивно заявил клиенту, что он некомпетентен для такой работы и он ему ее не даст. И как результат - клиент дезориентирован.

3. Работа со «стыдом переживать страх»

Описание ситуации
В некоторых ситуациях, когда люди испытывают и/или демонстрируют страх, они начинают его стыдиться. И как следствие, мы чаще всего имеем одну из двух ситуаций. Человек либо погружается в переживание стыда, либо, избегая стыда, начинает избегать работать со страхом.

Размышления о механизмах
Переживание стыда создает дополнительные сложности в психотерапевтической работе с любыми эмоциональными состояниями по двум причинам. С одной стороны, стыд сам по себе сильное дискомфортное переживание, и желание избежать его может выливаться в избегание работать с такими темами. А с другой стороны, само переживание стыда является уже проявлением «борьбы побуждений» в психике человека. И эта «борьба побуждений» может быть причиной «застревания в страхе». Напр. страх социального отвержения (который мы часто находим в стыде) может настолько заблокировать побуждение к бегству в некоторой ситуации, что он и становиться основной причиной останавливающей нормальное течение этапов переживания страха.

Психотерапевтическая работа
Иногда бывает достаточно небольшой терапевтической работы с переживанием стыда (который появляется у человека как реакция на собственный страх), которая просто снимает «блокировку» с нормального процесса переживания страха, чтобы психика уже смогла сама пройти остальные этапы схемы. Т.е. клиенты иногда предъявляют в запросе тему страха некоторой ситуации, но на самом деле страдают от стыда не дающего этот страх реализовать в реальное или воображаемое действие.

Если клиент запросил работу со страхом, но у нас нет достаточных оснований и согласия клиента, что работа с переживанием стыда может иметь для клиента терапевтическое значение, то разумно не разворачивать терапевтическую работу с переживанием стыда, а просто аккуратно его «обработать», чтобы оно не блокировало возможность работы со страхом. Но в некоторых случаях, может понадобиться и более длительная терапевтическая работа с переживанием стыда, например в той же технике «работы с травмой ».

И в любом случае, если мы понимаем, что клиент «уязвим» в месте стыда – мы уже не теряем это переживание из вида, оно может вернуться в любой момент нашей работы.

Психодраматические варианты работы
Для терапевтической работы со «стыдом переживать страх», хорошо подходят варианты сцен, в которой есть тот, кто стыдит испуганного протагониста. Т.к. мы понимаем феномен стыда как результат борьбы побуждений, то в сцене необходимо проиграть/разложить на отдельные составляющие. Каждое побуждение разворачивается в собственную сцену взаимодействия с участниками событий.

Важно, что среди побуждений продуцирующих стыд, обязательно должно быть побуждение «приближения к людям»/«к человеку»/«принятия в сообщество», которое необходимо обнаружить и тоже прожить, например в форме эмоционального обращения к значимому человеку. И интересно, что варианты группового дублирования протагониста в подобных сценах могут дать, помимо разделения различных побуждений - дополнительное переживание включенности в группу.

А для того, чтобы просто чуть-чуть снять это переживание, если нет плана с ним работать, в сложившейся группе бывает достаточно лишь обратить внимание протагониста на переживание стыда и предложить ему «посмотреть на участников группы» и снова на переживание.

4. Обретение различных вариантов действий

Описание ситуации
Порой сложностью клиента, оказывается его ощущение «отсутствия хороших вариантов избегания пугающей ситуации». Если говорить в логике «этапов переживания страха», то это когда человек не может перейти на этап «физического действия», а остается на предыдущем этапе. Чаще всего, это переживается как беспомощность (или агрессия от беспомощности).

Размышления о механизмах
Среди возможных вариантов объяснения можно упомянуть:

  • Отсутствие освоенных социальных ролей, через которые можно действовать в этой ситуации.
  • Поиск вариантов возможных действий, среди очень узкого количества вариантов.
  • Отвержение возможных вариантов действия, из-за неосознаваемых переживаний, уходящих корнями в предыдущий опыт (травмы, генерализация переживаний).
  • Централизованное подавление активности к действиям, что-то близкое к «выученной беспомощности».

Психотерапевтическая работа
При наличии выученной беспомощности у клиента мы видим следующие процессы:

  1. торможение попыток активного вмешательства в ситуацию;
  2. трудность в научении тому, что в аналогичных ситуациях может оказаться вполне эффективным;
  3. переживания грусти, подавленности, депрессии.

Переживание противоположное беспомощности – это переживание того, что «я найду способ, как обойтись со сложностью», некоторая «активная», «исследующая» позиция по отношению к ней. Соответственно, и цель психотерапии в этом случае – это помощь клиенту в обретении этой позиции.

Терапевтическим воздействием будет растормаживание попыток активного вмешательства в ситуацию и приобретение опыта успеха - эффективного влияния на ситуацию с помощью собственных действий. Причем, в случае работы с выученной беспомощностью, первоначальная работа по восстановлению активности и приобретения успешного опыта влияния на ситуацию может происходить в деятельности, не связанной напрямую с проблемной областью. Наиболее простым способом, часто является просто «заражение клиента» этой активностью от «терапевта», которая проявляется в позиции «творческого поиска решения ситуации». Хорошим результатом работы будет запуск психического механизма поисковой активности подходящего варианта действия.

В ситуации освоения новых социальных ролей и расширения круга вариантов возможных действий от терапевта, кроме активности, требуется «открыть» для клиента поиск возможностей в тех сферах, которые клиент считал для себя закрытыми или не знал об их существовании. К примерам последнего можно отнести случаи, когда терапевт делиться информацией о том, «что можно сказать в этой случае», «как можно отреагировать», «как построить разговор», или «обратиться за советом к такому-то специалисту». Конечно, большой интерес, представляет исследование, почему клиент не искал решения в тех или иных сферах. Эта линия работы, скорее всего, приведет нас к «работе с избеганием переживания » и, возможно, к «работе с травмой ».

Говоря психодраматической терминологией, мы работаем на «расширение ролевого репертуара поведения в таких ситуациях» или даже на «развитие новых социальных ролей».

Этому же способствуют вопросы терапевта, побуждающие клиента анализировать ситуацию и придумывать всё большее количество разнообразных способов её разрешения. Фактически мы активируем левополушарный тип обработки информации (детальное рассмотрение ситуации, размышления о возможных вариантах действия). Этим мы, кроме всего прочего, работаем на восстановление межполушарного взаимодействия и способствуем уменьшению «сверхэмоционального реагирования» у клиентов с доминирующим правополушарным способом реагирования.

В завершение этого пункта, хочется упомянуть еще одну идею, которая на наш взгляд имеет некоторую исследовательскую ценность. Можно выдвинуть гипотезу, что в какие-то моменты психика может «застревать» в самом процессе поиска. Это проявляется в субъективном переживании «необходимости» «найти решение задачи» или «выход из ситуации». Интересно, что порой предложив клиенту «придумать сколь угодно фантазийное решение этой проблемы» - можно получить наблюдаемое изменение состояния клиента. Мы склонны объяснять это тем, что таким образом мы как бы «обманываем психику», даем ей способ остановить своеобразный «компульсивный поиск решения».

Психодраматические варианты работы
Основным вариантом расширения вариантов реагирования в пугающих ситуациях и вообще возвращение протагонисту возможности реагировать - является психодраматическое проигрывание различных вариантов действия. Проигрывание в безопасном психотерапевтическом пространстве новых способов действий растормаживает поисковую активность протагониста не только во время терапии, но и в жизни. Причем не обязательно, чтобы варианты действий проигрывал сам протагонист – включенное наблюдение за работой других участников группы, за счет действия зеркальных нейронов, так же расширяет ролевой репертуар.

Первым классическим вариантом «освоения новых социальных ролей» и «поиска новых вариантов возможных действий», является проигрывание ролей персонажей, которые различными способами справляются с ситуацией. Примером может быть известный ход, когда терапевт спрашивает клиента «кто из исторических персонажей мог бы как-то по-другому, интересным для тебя способом поступить в этой ситуации?»

А вторым классическим вариантом реализации, является групповое дублирование протагониста и групповое предложение вариантов действия. Если предложить участникам группы в некоторой ситуации накидать для протагониста различные варианты коммуникативного ответа некоторому персонажу, то хорошо работает, если предложить протагонисту в это время быть в роли этого персонажа. Это дает возможность протагонисту одновременно примериваться и к предлагаемому варианту и к реакции антагониста на него.

5. Работа с механизмами, запускающими реакцию страха

Описание ситуации
Этот вид психотерапевтической работы уместен в случаях, когда тревожащие клиента события еще «далеки от него», чтобы вызвать у него полную реакцию страха (в отличие от ситуации, описанной в случае «работы с избеганием переживания»). Если говорить в логике «этапов переживания страха», то когда человек еще не перешел на 2-й этап, а находиться на этапе «работы механизмов восприятия» («то ли тревожиться, то ли нет»). Примерами могут быть такие тревожащие мысли как, размышления о своем будущем, старости, потенциальной смене работы по собственному желанию и т.д.

Размышления о механизмах
Есть некоторые основания предположить, что запуск реакции страха может опираться на психические процессы «разных уровней». В случае, когда возникновение эмоции страха опирается на достаточно древние механизмы – эмоция возникает у человека «помимо его воли», а его «высшие когнитивные процессы» уже потом приписывают эту реакцию какой-то ситуации. Красивым объяснением того, почему в некоторых ситуациях мы имеем невыраженную реакцию страха (в случае которой применима работа этого типа), может быть такое: эта тревога скорее запускается, опираясь на «высшие когнитивные процессы».

Когда человек начинает размышлять о тревожащем его предстоящем событии, то важно, в какой именно момент его размышлений у него возникают дискомфортные переживания. Важно то, какие именно мысли/образы/идеи запускают переживание страха – эти мысли/образы/идеи часто возникают спонтанно, и не осознаются самим человеком достаточно хорошо. В обобщенном случае это происходит как-то так: человек размышляет о событии и в какой-то момент у него возникает тревога, которая начинает увеличиваться по мере продолжения «размышлений».

Часто человек находит некоторое объяснение своей тревоге (например, «боюсь что у меня не получится это ») и далее он переживает реакцию страха, «думая это объяснение». Но т.к. мысли/образы запустившие переживание могут лежать в другой плоскости чем объяснение (и объяснение часто имеет генерализованный характер), то «размышления об объяснении» не приводят к нахождению конструктивных способов избегания. А это, в свою очередь, не дает завершиться переживанию и может увеличивать тревогу (см. раздел «Для чего нам бояться?»).

Психотерапевтическая работа
Работа по осознанию запускающих механизмов заключается в выделении вместе с терапевтом тех мыслей/образов, которые запускают переживания и обсуждении того, какой процесс они запускают. Эта работа эффективна по той причине, что если клиент научится направлять свое сознательное внимание на этот процесс, то это позволяет влиять на работу собственных механизмов восприятия и остановить «запускание реакции страха» на раннем этапе. Дальнейшими типовыми шагами в терапии будут:

  1. Обсуждение того, насколько эти мысли/образы соответствуют реальности ситуации (а не являются неосознанными автоматическими реакциями, на ситуации прошлого).
  2. Обсуждение, есть ли у клиента другое, альтернативное, виденье этой ситуации. Может ли он противопоставить имеющимся мыслям/картинкам какие-то другие.
  3. Обсуждение личного отношения человека к тому, что эти образы так сильно влияют на его состояние.

Все эти варианты развития беседы уже не являются обязательными, т.к. и все они, и просто работа по осознанию механизмов запуска – развивают способности клиента к управлению процессом, запускающим переживания.

Психодраматические варианты работы
Самым простым и эффективным вариантом психодраматической работы этого типа является разыгрывание «смутных пугающих вариантов развития событий». В процессе этого разыгрывания важно не потерять пугающее содержание, чтобы сделав «смутное будущее» - «явным пугающим будущим» в полной мере получить два инсайта: 1) «теперь я понимаю почему я опасаюсь этого «смутного пугающего» и почему этот вариант тревожит меня»; 2) задаться вопросом к самому себе: «а почему мне представляется, что развитие событий должно быть именно таким?» - и вслед за этой мыслью часто приходят инсайты относящиеся к событиям из личной истории клиента. И такой работы часто бывает достаточно, чтобы далее клиент уже все доделал сам.

Заключение

К сожалению, многие интересные вопросы про работу со страхом не вместились в формат этой статьи. Но мы надеемся, что читателю удалось выхватить из нашей работы интересные для него идеи. Мы будем рады вашим откликам и замечаниям!

Основные источники

  • Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер 2009 г.
  • Лоренц К. Оборотная сторона зеркала (опыт естественной истории человеческого познания). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Лоренц К. Так называемое зло (к естественной истории агрессии). М.: Культурная революция 2008 г.
  • Петрова Е. Травма и посттравматический синдром. Практика терапевтической работы

Является чем-то зазорным и неправильным. Но в действительности страх – это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существа на планете. Страх – это часть реальности. Но, как известно, человек ещё не достиг того уровня, когда он сможет её контролировать. Поэтому единственное, что нам остаётся – это , т.е. свою реакцию на страх, однако и это могут не все. Причина здесь кроется в простом незнании. Мы хотим исправить это, рассказав о том, как научится прорабатывать свои страхи. Начать же будет правильным с некоторых особенностей страха вообще.

Особенности страха

Прежде чем приступить к проработке своего страха, необходимо понять, что он является механизмом, встроенным в человека природой с целью защиты от опасности. Интересно и то, что в эпоху первобытности восприятие человека было близко к восприятию любого другого животного, и человек испытывал страх лишь перед реальной угрозой. Но сознание человека с тех времён трансформировалось. В частности, появилось воображение, чем и обусловлено множество иррациональных страхов и страхов ума, которые реальной опасности не представляют. Но именно страхи ума наносят самый серьёзный вред.

Страхи ума

Страхи ума искажают восприятие человека, вследствие чего он начинает взаимодействовать не с реально происходящими вещами, а с их трактовкой, основанной на . Что-то плохое, произошедшее в жизни, проецируется на будущее, настраивая человека на неудачу, делая неуверенным в себе, вызывая панику.

Страх заставляет попусту растрачивать драгоценные ресурсы, ведь в этом состоянии принимают участие и ум и эмоции, и тело. И вместо того чтобы анализировать ситуацию и искать её решение, человек продолжает поддерживать свою иллюзию. К тому же, человеческое тело не разделяет страхи на реальные и мнимые, а учитывая то, что в мнимых страхах разрядка не осуществляется, напряжение аккумулируется и в дальнейшем выражается в .

Нейтрализовать все страхи не представляется возможным, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной. И для этого нужно осознать, что реальная физическая опасность заставляет организм реагировать соответствующим образом – защищаться, прятаться, убегать и т.д., а опасность, исходящая только от ума, может быть преодолена лишь с помощью «ручного управления».

Как научиться преодолевать страхи?

Помните: даже самые смелые и уверенные в себе люди испытывают страхи. Просто они ведут себя вразрез с представлениями о людях, испытывающих страхи.

Когда вас одолевает страх, необходимо детально исследовать его и найти его слабые места. Как только на слабое место страха будет оказано воздействие, его парализующая сила сразу же сойдёт на «нет». Представьте, что страхи ума – это всего лишь игры вашего сознания. И, как и в любой игре, в них есть свои правила и нормы. Если же эти правила нарушить и выйти за пределы нормального, то игра просто не сможет продолжаться.

Вовлечённость в игру страха заставляет вас верить в реальность происходящего. И чем больше степень этой вовлечённости, тем выше степень реакции тела, ума, эмоций. Чтобы изменить положение вещей и начать побеждать страх, вы должны взять на себя роль активного игрока, чтобы изменить привычный для вас сценарий.

«Правила игры» страха, которые нужно нарушать

Первое правило: страх ума можно сравнить с фильмом, который постоянно прокручивается в голове. Нарушить правила игры – это перестать смотреть этот фильм и начать действовать в реальности.

Второе правило: никакие рациональные аргументы не действуют в условиях страха. Нарушить правила игры – это выполнять иррациональные действия.

Третье правило: любой, даже самый маленький страх можно превратить в кошмар и панику. Нарушить правила – это взять себя в руки, ограничить зону личной ответственности, тем самым превратив страх в задачу, которую нужно решить.

Зная эти «правила игры» и научившись их нарушать, можно смело приступать как нейтрализации страхов.

Способы избавления от страхов

Представленные ниже способы избавления от страхов не являются универсальными, т.к. какие-то вам могут подойти, а какие-то – нет. Используйте каждый, чтобы понять, что подходит вам больше всего. И самое главное – действуйте безотлагательно.

Если вы считаете, что что-то вам не под силу

У многих людей есть такие желания и стремления, которые считаются «нереальными» для осуществления. Как правило, они откладываются на «потом», и так и остаются фантазиями. «Нереальные» желания являются прекрасной атмосферой для появления страхов. Но если разобрать их на детали, то можно увидеть, что они представляют собой лишь комплекс необходимых к выполнению задач.

Спустите своё «нереальное» желание на землю, посмотрите, из чего оно состоит, на какие составляющие его можно разбить и что можно предпринять. Создайте , подробно распишите его и приступайте к действиям. Работа на внешнем уровне нейтрализует страх.

Если вас одолевают навязчивые страхи

Если в вашем сознании то и дело возникает какая-то , придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.

Смените «пластинку»

Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую.

Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу, устройте генеральную уборку. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что вами владеет страх ума, а не реальный страх.

Играйте другую роль

Например, вам нужно что-то сделать, но одна только мысль об этом вызывает у вас ужас и панику. Чтобы нейтрализовать страх, конкретно обозначьте его. Теперь вообразите кого-то, кто с большим успехом и легко делает то, что нужно сделать вам. Подумайте о том, какими качествами он обладает, как себя ведёт.

Далее выделите 5 минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании и каждый раз, совершая вдох, представляйте, как с воздухом в вас проникают качества того человека, а совершая выдох, думайте о том, как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. Затем встаньте и физически представьте себя тем человеком: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица.

Выполняя это упражнение каждый раз перед «страшным» делом, вы сможете справляться с ним всё легче и легче. Однако для нужно систематическое повторение новых действий.

Бойтесь

В некоторых ситуациях помогает именно бояться: поддайтесь страху мысленно, дайте ему увлечь вас за собой, пусть он покажет вам «ужасный» финал. Станьте одним целым со своим страхом.

Как это сделать? Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит вас более всего.

Велика вероятность того, что ответы на эти вопросы откроют вам глаза на то, что не так вы делаете в настоящий период, что позволит вам пересмотреть свои приоритеты, а также на то, что в действительности это вас не погубит, и вы будете продолжать жить дальше. Примите как данность, что «то, чему быть, того не миновать», а затем «делайте, что должно, и будь, что будет» (две этих истины обладают огромным смыслом). Но имейте в виду, что данный способ под силу не каждому, а только тем, кто силён духом и может посмотреть правде в глаза.

В конце концов, жизнь прекрасна! И прекрасна она именно по той простой причине, что мы не можем знать всё наперёд. Как часто бывает так, что мы чего-то боимся и отвергаем это всеми силами, но это происходит, представляясь нам самым страшным, что только может быть. Но в итоге оказывается, что произошедшее сыграло нам только на руку, и было бы намного хуже, если бы этого не случилось.

Нам неизвестно, что ждёт нас впереди. Мы не знаем, сколько ещё радости или горя нам предстоит пережить и вынести. А страх… Страх – это то, что придаёт вкус нашей жизни. И если бы его не было, жить было бы просто скучно.

Страх - извечный и постоянный спутник нашей жизни. Каждый день без преувеличения мы встречаемся с сотнями мелких и крупных страхов. В обычной жизни человек умудряется сосуществовать со своими страхами: какие-то подавить, каких-то избегать, с какими-то смириться. Но стоит только ему попытаться хоть немного изменить свою жизнь, как тут же вся грязь начинает лезть наружу. В том числе и не проявленные ранее страхи. По-другому и не может быть: если ты заявляешь, что являешься истинным хозяином своей жизни, Мир тут же предлагает тебе доказать это на деле и организует встречу с «темной стороной».

Ситуация классическая. Еще Дон Хуан говорил, что первый враг человека знания - страх. Впрочем, часто человек совершенно не готов к столкновению с этим врагом. В основном, потому что представления об этом вопросе у человека сумбурные и запутанные, и он смутно представляет себе, что означает фраза «бороться со страхом».

Так и я в свое время, прочитав об этом «враге человека знания» у Кастанеды, совершенно неправильно понял, о чем идет речь. Я думал, Кастанеда имеет в виду страх магического мира. Конечно, в книгах он красочно описал разные мистические силы пустыни, союзников, устрашающих магов - есть, от чего испугаться. Только много позже я понял, что Дон Хуан говорил в первую очередь об обычных страхах нашей повседневной жизни, так как именно они являются основным нашим препятствием.

Поэтому, например, когда я говорю о страхе изменений, я вовсе не имею в виду высокодуховные перемены, достигнутые в состоянии экстатической медитации. Все намного проще - это может быть страх, связанный со сменой места работы или опасение опоздать на встречу потому, что Вы решили выбрать сегодня новый маршрут.

Вернемся к учению Кастанеды. Там говорится, что страх побеждается трезвостью. Поэтому, чтобы разобраться со страхами, нам необходимо внести побольше ясности в этот вопрос. В первую очередь, нужно четко различать присущий и надуманный страх. Присущий страх - это врожденный инстинкт самосохранения, который характерен для всех существ, живущих на этой Планете. Несомненно, придет время разобраться и с этим типом страха, а пока оставим его в стороне. Отметим только один момент - этот страх не должен повергать нас в панику и заставлять действовать необдуманно. Скорее, сила присущего страха должна использоваться нами, как трамплин к достижению максимальной осторожности и осознанности.

Надуманный страх - это любой страх, вызванный недостатком знаний, или отсутствием трезвости. Потому и говорят, что трезвость побеждает страх. Я утверждаю, что любой надуманный страх - это страх неизвестного. Как только неизвестное становится познанным, страх исчезает.

Например, сегодня Вам предстоит читать доклад перед большой аудиторией. Допустим, до этого у Вас не было опыта подобных выступлений - в этом случае, вы будете испытывать страх предстоящего события, хотя у Вас было достаточно времени на подготовку и текст доклада Вы выучили наизусть.

Но - удивительная вещь - стоит Вам спокойно сесть и подумать, почему Вы боитесь - и Вы, скорее всего, не найдете для этого объективных причин. Скорее всего, обнаружатся смутные необъяснимые логически опасения Вашего разума. Более того, если Вы достаточно долго и регулярно до этого выступали перед аудиторией, прочитать доклад не составит никакого труда - просто потому, что Вы проделывали это уже много раз, и процесс для Вас полностью ясен, неизвестности не осталось места.

Основная проблема в противостоянии страху состоит в том, что наши страхи очень многолики и могут иметь тысячи проявлений. Наш разум очень изобретателен в том плане, что умеет выдвинуть множество абсурдных предположений и опасений, а потом сам же их испугаться! И происходит это там, где есть почва для этого, т. е. там, где присутствует неизвестность. Хочется еще раз подчеркнуть (как я уже не раз упоминал в предыдущих статьях), что наш разум совершенно не годится для работы с непознанным, и его следует дисциплинировать и не пускать туда ни под каким предлогом.

Многие страхи мы склонны подавлять. Худший вариант - это когда мы отрицаем страх, маскируя его. Такой страх может проявиться затем как равнодушие, депрессия или злость - так, что на первый взгляд и не поймешь, что в основе этих реакций лежит страх. Например, человек может всем рассказывать, что не хочет ездить на машине и предпочитает общественный транспорт. Он может привести тысячу аргументов, и убедить окружающих и самого себя. Правда же в том, что он просто боится управлять автомобилем. Но предпочитает подменять этот страх деланным равнодушием и якобы прогрессивными убеждениями.

Казалось бы, ну и что плохого? Пусть ходит пешком, если ему так больше нравится. В конце концов, не всем же быть водителями.

Здесь нужно понять, что любой такой страх - это ограничение, которое мы накладываем сами на себя, тем самым загоняя самих себя в тюрьму. Так, в этом примере человек запретил себе, буквально выбросил из жизни весь опыт, который он мог бы получить от вождения автомобиля. Одно дело, когда он не испытывает страха, но делает выбор не ездить на машине. В этом случае, он свободен. И совсем другое, когда страх присутствует - тогда выбора нет и свободы тоже нет. Еще хуже, если страх настолько подавлен, что сам человек его перестал осознавать - тогда он даже не попытается начать с ним работать и разрешить возникшую ситуацию.

Поэтому первое, что нам нужно сделать при работе со страхами - это набраться мужества взглянуть им в лицо, назвать их по именам. Здесь следует научиться проводить анализ собственных эмоций и быть абсолютно честным с самим собой. А это возможно только при условии регулярной практики. Постоянное усилие рождает результат, халявного пути нет.

Вернемся к примеру с человеком, читающим доклад. Он уже сделал первый важный шаг - честно признался себе, что боится выступать (а не стал отрицать свой страх и выдумывать предлоги, чтобы отменить доклад). Теперь он начинает анализировать свои эмоции. Возможно, он придет к выводу, что его страх связан с возможными последствиями доклада - например, если от успеха его выступления зависит карьера. В этом случае ему следует продолжить анализ и спросить себя, а почему именно ситуация с карьерой вызывает у него опасения. Дальше окажется, что он боится не хватки денег на реализацию каких-то своих планов. Тогда ему нужно спросить себя, почему эти планы так важны для него и стоят ли они действительно его страха? И нет ли других путей достижения тех же целей? Что он может сделать, чтобы при любом исходе остаться в выигрыше и как вообще сложилась такая ситуация, что он стал зависим от денег? И так далее.

Или, проведя анализ, докладчик может выяснить, что боится реакции слушателей. Затем, он вспомнит случай из своего детства, когда он пытался донести свои мысли, а его высмеяли и даже не стали дослушивать. В этом случае ему предстоит серьезно заняться вопросом уверенности в себе, т. к. проведенный анализ, а так же многие другие ситуации из его жизни показывают, что этот человек слишком полагается на мнение окружающих и не совершенно доверяет сам себе.

Обратите внимание, что в обоих рассмотренных вариантах анализа настоящая причина страха оказалась не в самом факте доклада как в таковом, а совсем в других вещах и событиях. Все благодаря тому, что в результате анализа удалось достигнуть немного больше трезвости и увидеть ситуации в истинном свете. Хотя, одновременно стало ясно, что проблема комплексная, и вовлекает в себя множество других ситуаций из прошлого и настоящего.

Иногда один только проведенный анализ позволяет развеять страх. Но чаще всего, этого недостаточно. Так, можно на интеллектуальном уровне понимать, что в выступлении перед аудиторией нет ничего страшного, но при этом все равно испытывать иррациональный страх. Или, анализ упирается в некий психологический блок, который никак не поддается. В таком случае, необходимо выстроить стратегию, которая позволит собрать дополнительные знания, повысить трезвость и в конце концов развеять страх. Сперва зададим себе простой вопрос: «Чего я не знаю?», помня, что страх вызван недостатком знаний или трезвости. Следующий вопрос, «Как приобрести опыт в этой проблеме?», приводит нас собственно к нашей стратегии. Например, если человек хочет преодолеть страх перед выступлениями, он может сначала произнести небольшую речь перед родственниками. Или громко обратиться с вопросом к пассажирам в транспорте или посетителям в магазине (чтобы привлечь к себе внимание нескольких посторонних людей - так же, как бывает при чтении доклада). При этом он будет анализировать свои эмоции от происходящего, что даст ему новые знания и новую пищу для анализа. Так, упорством и маленькими шажочками преодолеваются любые страхи.

Как только человек начинает осознанно работать с каким-либо аспектом своего страха, часто на него обрушивается куча похожих ситуаций. Жизнь бросает вызов. В этом нет никакой мистики, просто человек настроил свое восприятие и стал замечать не осознаваемые ранее вещи. Первое время просто диву даешься: сколько разных страхов в совершенно разнообразных вариантах вылезает! К счастью, этот поток вскоре иссякнет. С каждым побежденным страхом будет легче сделать следующий шаг. Пока не наступит переломный момент и большая часть страхов исчезнет, после чего можно считать, что первый враг человека знания побежден.

Не следует относиться к страхам слишком серьезно. Нужно быть легче, как бы играть. В конце концов, анализ причин страха, познание себя - увлекательнейшая игра. Давайте посмотрим на наши страхи вот с какой стороны. Все, что нам дается в этой жизни - наше окружение, наши эмоции - служат нам для приобретения необходимого опыта. Страх не является исключением и на самом деле выступает нашим незаменимым помощником - он указывает на те темные места в нашей картине мира, куда нам следует пролить больше света трезвости. В этом мире мы учимся вырабатывать волю, усилие - а это невозможно сделать, не имея сопротивления. Как штангисту для развития мышц необходимо поднимать тяжести, преодолевая физическое сопротивление, так же и всем нам нужно наращивать «психические мускулы», преодолевая сопротивление психических тренажеров. Страх - это один из элементов сопротивления, в нумерологии ему соответствует самоцвет с числом 24. Обратная сторона страха - самоцвет 6 (2+4=6), который означает необходимость выбора между старым и новым, в конечном счете приводящего к вдохновению. Если мы хотим измениться, если мы хотим отказаться от старой картины мира в пользу новой, более гармоничной и свободной - нам нужно встретиться со страхом. И ощутить легкость, радость и вдохновение, преодолев его.

В заключение осталось рассказать еще об одной вещи. В нашей жизни все взаимосвязано, и те же страхи «записаны» в нашем энергетическом и физическом теле. Когда мы внезапно пугаемся, тело реагирует напряжением определенных мышц. Застарелый подавляемый страх может проявляться постоянным мышечным зажимом. Как только страх преодолен, зажим исчезает. Верно и обратное - прорабатывая блоки (физические и энергетические), можно избавиться или облегчить ряд страхов. Так, для меня было большим удивлением, когда в один прекрасный день я обнаружил отсутствие некоторых привычных страхов, хотя осознанно с ними не работал. Они исчезли благодаря регулярным занятиям цигуном.

Страх - это пятно неизвестности в нашей картине мира. На такое пятно нельзя опереться, поэтому сам факт его существования требует внешней опоры. Внешнюю опору всегда страшно потерять, так же как ребенку, делающему первые шаги, страшно отпустить стул, за который он держится. Помните, как мы анализировали страх перед публичным выступлением? Там всегда находилась внешняя опора - зависимость от реакции людей, или зависимость от карьерного роста... Как только мы добиваемся трезвости - пятно неизвестности исчезает, исчезает зависимость от внешних обстоятельств, опора становится внутренней, страх рассеивается. Осознанно обретенную внутреннюю опору нельзя потерять. Внутренняя опора, отсутствие костылей - и есть признак воли - того качества, ради которого все и затевалось. Ее можно выстроить через психологию, через анализ, а можно посредством энергетических практик. Оптимальный вариант - когда оба способа дополняют друг друга.

Комментарии (12)

Добрый день! Возможно, некоторым это покажется бредом, но у меня это проблема. Я - мама двоих детей (сын - 9, младшей - 1.8).Ситуация в следующем. Я, как выразился психотерапевт, тревожно-мнительная личность. Насмотрелась "Битвы экстрасенсов". В свое время - смотрела запоем. Много читала на эту тему. Всегда притягивало мистическое, плюс мама верит им всем. Через какое-то время после просмотра передач повесилась хорошая знакомая моей свекрови (по болезни шизофрения), я всегда с ужасом и мистическим настроением заходила в ее квартиру убираться после ее смерти (поскольку квартира была на свекрови). Уходила из нее чуть ли не бегом.Через какое-то время мы купили свою квартиру. Полгода жили замечательно, я была на первых сроках беременности, когда "добрые" люди сказали о том, что из нашей квартиры "летел с балкона" ее предыдущий хозяин (суицид или несчастный случай). Меня просто перевернуло. Все события наложились. 2 года я пыталась принять квартиру, говорила себе, что ничего страшного в ней нет, но негатив, отпечатанный в моей голове в ходе просмотра Экстрасенсов и чтения данной информации из книг и сайтов оставил мощный след. Мне постоянно в ней было некомфортно. Когда ребенок чуть подрос, мы поехали на дачу к моим родителям, и тут меня накрыло. Что со мной было, я не знаю, но это было страшно. Я постоянно плакала, вела внутренние диалоги сама с собой, было чувство обреченности и постоянно присутствовала мысль, что моих детей у меня заберут, потому что в квартире незримо присутствует канал или разлом, который высасывает энергию жизни из моих детей.Прочитала здесь http://www.volshebnik.by/pages-view-55.html Сейчас чуть лучше, но часто мысль накрывает меня. Заработала невроз, бессонницу. Ночью сложнее. Иногда кажется, что я и сплю и не сплю. Плюс ребенок часто просыпается и, когда вроде засыпаешь, просыпается дочь.Похудела жутко.Плохо то, что разумом я понимаю, а на уровне сознания грань порой стирается...(Что посоветуете? Спасибо. Ответить

Частенько смотрю Битву экстрасенсов и как они ведут расследования. По-моему, эти передачи дают полезную и не страшную информацию, но для размышления и изменения себя. Ведь если быть внимательными, то наряду со страхами и пугающими ситуациями, которые мы видим в этих сюжетах, всегда предлагается решение вопроса -и в первую очередь - самим владельцам "тяжелых" мест. Помню, жителям одной "страшной" деревни шаманка предложила построить совместно храм, она спрашивала их - а постятся ли они, молятся ли? Бывают ли в храме? И называла им их негативные качества (гнев, обман, алкоголизм и прочее...), что усиливает их связь с потусторонним миром и его влияние на жизнь людей. Так что, я думаю, не бояться надо, сравнивая свою историю с чужими, а заниматься своим духовным состоянием. Просветляться. Конечно, все это я рассуждаю теоретически. Наверное не плохо было бы увидеть когда-нибудь в "Битве" передачу про те же самые семьи год спустя, например. Ответить

Добрый день!

Я бы посоветовал начать с того, чтобы вернуть себе спокойное и уравновешенное состояние. Возможно, в это трудно поверить, но наше состояние - это только вопрос настройки, и не зависит от внешних факторов. Если мы смотрим "вниз", то мы и видим сплошной негатив, страхи и всяких бесов. Более того, в таком состоянии мы реально становимся энергетически уязвимыми перед тёмными энергиями, которые атакуют нас через ТВ-передачи, сайты, "добрых" соседей, стремящихся слить свой собственный негатив и т.д. И, наоборот, если человек в равновесии, то ему или его близким не могут причинить вреда никакие тёмные сущности или энергии.

Таким образом, Вам нужно научиться вылезать из эмоциональной ямы, в которой Вы сидите, и удерживать эмоциональное равновесие. Найдите способ, который Вам подойдёт. Если не получается самостоятельно, обратитесь к специалисту, психологу.

А потом уже, без негативных эмоций, Вы легко поймёте, как дальше поступать с квартирой, с детьми и т.д. И спокойно разберётесь, почему вообще такой урок возник в Вашей жизни и что с ним делать.

Ответить

Я знаю, почему возник этот страх. Стечение внешних объективных и внутренних субъективных обстоятельств. Объективные - физическое и психическое истощение на фоне двоих детей, хронический недосып, домашнее хозяйство, муж в частых командировках. И я - перфекционистка, которая стремится к тому, чтобы все везде успеть. Субъективные - в свое время я так зашлаковала свой мозг ненужной и опасной для меня информацией, которую принимала на веру, впечатлялась результатами экстрасенсов. Хуже то, что мои родители тоже поддерживали меня в этом и запоем смотрелись-обсуждались передачи данной тематики. Причем это было давно, лет 6 назад, но они так отложились в памяти, что "мама не горюй". Затем объективная смерть через повешение соседки и субъективное ее восприятие через призму экстрасенсов, духов, энергетики и т. п. Всегда мистически боялась этого. А каплей этого явились "просто необходимые" для нас сведения о смерти хозяина уже нашей квартиры. А поскольку я всегда считала, что квартира должна быть таким маленький уютным безопасным мирком для семьи, то и стала видеть в ней какую-то угрозу для нас. Хотя вроде бы и взрослый и профессионально-образованный человек. Плохо то, что невзирая на то, что все у всех хорошо - живем уже 3 года (кроме моего душевного состояния, которое уже перешло на уровень психосоматики), грань между реальным и потусторонним миром благодаря всякой информации, размещенной на сайтах о "порченных" квартирах, "каналах мертвых и изломах, в пятиэтажках", " очень зыбкая:(Так надоело бояться! :(И спать хочу по ночам.... Ответить

Я думаю, Вы всё же ещё не до конца ответили на вопрос "почему возник этот страх". Иначе всё было бы уже в порядке.

Вы перечисляете внешние причины, обстоятельства. Поверхностные объяснения. А нужно копать глубже. Какой урок несёт эта ситуация? Что Вы должны поменять в своём восприятии жизни в результате прохождения этого урока? Какие новые способности получить?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала прийти в равновесие (о чём я писал в предыдущем комментарии). Такие задачи не решаются в рамках старой картины мира. Нужны выйти за пределы , чтобы справиться с этим вызовом.

Если Вам действительно надоело бояться, у Вас накоплено достаточно эмоциональной энергии, чтобы сделать это. У Вас получится.

Ответить

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Инструкция

Для освобождения от программ, нужно их осознать. На начальном этапе происходит выявление страха. Со взрослым человеком ведутся беседы, ребенок же может нарисовать свои переживания, выразить их в красках. Сначала специалист понимает, что гложет клиента, а потом доносит это до обратившегося. Необходимо увидеть, что эта эмоция мешает жить, в каких обстоятельствах она проявляется, и что негативного несет. Только понимание, что это лишняя программа, она не нужна, может стимулировать дальнейший процесс.

Все страхи имеют причину. С помощью погружения в трансовые состояния или через беседу можно узнать, как сформировалось это убеждение. Обычно первых страх происходит в глубоком детстве, а потом лишь проявляется снова и снова. Необходимо изменить первоначальную реакцию, по другому взглянуть на случившееся. Происходит формирование нового отношения, что делает переживание не негативным, а нейтральным. Иногда этот метод называют завершением ситуации.

Некоторые переживания человека формируются не в этой жизни, а передаются от прошлых поколений. Страх может возникнуть в роду, а потом передаться конкретной личности. В период взросления происходит копирование реакций родителей, и их принципы переходят малышам. Этот вид страха так же можно диагностировать и через осознание уменьшить его влияние. Примером является страх денег, особенно часто он проявляется у тех, чьи родные были раскулачены. При появлении крупной суммы, личность сразу старается ее потратить. Финансы вызывают дискомфорт, беспокойство, и это не позволяет добиться больших результатов.

Проживание эмоции - это хороший способ избавиться от плохих переживаний. При этом нужно именно погрузиться в состояние, которое вызывает неприятные состояния. Например, чтобы избавиться от страха публичных выступлений, нужно представить или даже пережить неудачный опыт данного события. Важно понять, что такая ситуация не является опасной для жизни, что опасение бессмысленно. Пройдя такую процедуру однажды, уже не будет аналогичных страхов, но необходимо все делать под наблюдением, ведь это довольно стрессовый метод, который вызывает сильные эмоции, с которыми важно правильно справиться.

Страхи можно нейтрализовать дыхательными техниками. Сегодня психологи используют холотропное дыхание, когда человек через определенные состояния полностью освобождается от негативных мыслей, страхов. Подобные сеансы всегда проводятся в группах, после нескольких процедур многие ощущения, которые были дискомфортны ранее, просто перестают ощущаться.