Как стать оратором преодоление психологических барьеров. Ораторское искусство — искусство быть хорошим собеседником или секреты о том, как победить комплексы

Марина Цветаева говорила, что быть гениальным собеседником - значит не дать почувствовать другому человеку его нищенство. А мы говорим, что ораторское искусство есть ярко выраженная способность личности к самовыражению через речь!..

Как же понравиться незнакомому человеку? Смотреть в глаза (так называемый дозированный взгляд). Улыбаться, удерживать доброжелательное выражение лица. Чаще называть человека по имени. Делать косвенные комплименты (хвалить ружьё охотника, детей матери). Задавать вопросы и внимательно слушать. Больше слушать, чем говорить. Кстати, собственные комплексы тают, когда мы начинаем хвалить других людей, делая им комплименты. Речь не идёт о лести! Лесть - это лицемерное, угодливое восхваление. Будьте искренними, дарите любовь и радость. Жизнь слишком коротка, чтобы подпитывать свои и чужие комплексы, словно жирных, уродливых червей! Размышляйте о том, что вами движет, когда вы говорите то или другое. Какова ваша глубинная мотивация? Вы непременно справитесь. Если вы руководитель, то действовать в этом направлении вам нужно стремительно! От вашего душевного состояния зависит атмосфера в коллективе и даже состояние души наиболее приближенных к вам сотрудников. Вы, возможно, слышали, что у секретарши менструальный цикл синхронизизуется с циклом её руководительницы. Это лишь одна очевидная деталь, а сколько ещё менее очевидных! Руководитель распространяет волны, флюиды, идеи, мысли вокруг себя, «опыляя» ими свою команду. Происходит это, главным образом, через слова. Если вы правы по сути, то шлифуйте форму, всё же помня: риторика - это не столько форма, сколько суть.

Ораторское искусство - во многом умение слушать. Всю беседу вы можете молча кивать, а о вас скажут, что вы потрясающий собеседник! Для самовоспитания полезно активное слушание: уточнять, переспрашивать (не слишком часто) и кивать головой, даже если вы мужчина и слушаете женщину! Попробуем дать несколько определений ораторскому мастерству и подумаем, кто такой лидер.

Лидерство и ораторское мастерство

Нет ораторского искусства без личности; оратор - почти всегда лидер, как минимум ситуационный. Ораторское искусство - это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Не было ни одного великого лидера, который не был бы при этом великим оратором! Вспомним Робеспьера, Наполеона, Гитлера, Цезаря, Черчилля. Да взять хотя бы Фиделя Кастро! Разве кто-нибудь уйдёт, пока он не окончил своего выступления?! А у него бывает размах этого самого ораторского искусства, эдак часиков на 6-7. И надо же! Даже под дождём люди жадно слушают своего лидера и не расходятся.

Лидеру, как никому другому, необходимы коммуникативные навыки, пограничные между психологией и риторикой. Авраам Линкольн, Маргарет Тэтчер и Цицерон с удивительнейшим упорством изучали риторику, практикуясь и практикуясь в публичных выступлениях.

Риторика и наследственность

В вопросах риторики и лидерства не обошлось без генетики. Я лично убеждена в том, что лидеры имеют дар убеждения, закодированный в хромосомах. Это не значит, что не надо развиваться! Напротив, люди с лидерскими наклонностями достигают в ораторском мастерстве неслыханных высот. Врождённое усиливается приобретённым. Я бы так сказала: риторика - это золотые подковы лидерства, которое является сложнейшим феноменом жизни. Интересно: лидерство исключает комплексы неполноценности, как вы считаете? Нет, конечно же. Более того, наличие некоторых комплексов стимулирует развитие лидерского начала в человеке. Компенсаторная реакция! Преодолеть какой-нибудь собственный комплекс бывает сложнее, чем победить вражеские легионы! Великий полководец Суворов вёз Емельяна Пугачёва в клетке к императрице Екатерине. А почему в клетке? Вроде бы, в знак смирения перед монаршей властью. Но нет! Просто Пугачёв имел огромный рост. Стоя на земле, он выглядел куда внушительнее, чем крошечная, щуплая фигурка Суворова, восседавшего на лошади. Клетку смастерили так, что Пугачёв не мог встать в ней во весь свой великанский рост… Мотивация, основанная на комплексе маленького роста! Лидерское самолюбие Суворова страдало.

Очень интересно, что за последний год колоссально возросло число запросов в Интернете по таким словам как: мотивация, скорочтение, лидерство, комплексы, коммуникация, риторика и цель. Больше всего меня вдохновляет, что десятки тысяч запросов в месяц имеют отношение к словам руководитель и ответственность. Мы застали чудесное время, друзья!

Если вы руководитель, имеете ясные цели и хотите повести к ним команду людей, я могу посоветовать вам свою книгу «Риторика. Память. Интеллект.» Смотрите подробнее на странице CD и книги. И приходите, конечно же, на наш воскресный тренинг произнесения речей, поскольку практика - лучший учитель. С вами будет заниматься тренер международного класса Елена Анатольевна Цыплёнкова. Если же вам интересна не только риторика, но и психология успешной жизни, то оба эти направления объединены в курсе «Потенциал личности человека».

Ораторскому искусству суждено было стать и одной из форм защиты. Например, речь адвоката в суде. Поинтересуйтесь личностью Фёдора Плевако и почитайте самые короткие из его защитных речей, подивитесь остроумию. Так что, друзья мои, риторика - это ещё и остроумие!

Можно дать и такое определение ораторскому мастерству, которое часто звучит на курсах в нашей компании: способность рассказывать истории, ведь люди любят истории! Стоит только грамотно начать:

Одна моя знакомая поведала мне секрет обогащения, который помог мне разбогатеть! Такое начало куда интереснее, чем привычное занудство.

Ораторскому искусству можно дать и такие определения: умение спорить, грамотно вести беседу или переговоры. А ещё это - искусство шутить и быть критичным к себе. Один оратор как-то посетовал на своё выступление: «Я понял, что речь не удалась… Но беда не в том, что мне не хлопали и говорил я по бумаге. Беда в том, что если бы я не выступал, то в жизни слушателей ничего бы не изменилось!» Довольно самокритично, а мы подчеркнём, что важна не только способность говорить красивыми выражениями, но умение доносить смысл до умов и сердец.

А вот частые атрибуты тех, кто славится ораторским мастерством. (Лидеры, как правило, обладают многими из этих черт).

  • Экспрессия или эмоциональность. Естественные, живые жесты.
  • Оратор смотрит в глаза то нежно, то властно, то весело и легко.
  • Узнаваемая внешность, нередко с элементами эпатажа.
  • «Выпендрёж» оратора - чаще со вкусом, чем без.
  • Неожиданные выходки по ходу публичного выступления.
  • Чёткая дикция, красивый тембр, хорошая артикуляция. Ленин в плане дикции был одним из светлых исключений. Отчеканивал слова! Они слышались ясно! Этот великий лидер умел, несмотря на каГтавость, хватать аудиторию за жабры прямо с броневика. Брал энергетикой!
  • Способность говорить громко, не срываясь на визг. В ораторском мастерстве это называется поставленным на опору голосом. На какую такую опору? На диафрагмальную, конечно. Это достигается с помощью специальных упражнений и называется голосоречевым тренингом.

Сколько же всего! Использование демонстрации в звучащей речи - тоже имеет отношение к ораторскому искусству. И умение нравиться, обаяние - его составная часть. Нет риторики без гротеска и преувеличений. А как насчёт храбрости?.. И без неё в ораторском мастерстве - никак.

Из жизни знаменитых ораторов

Вот некоторые интересные моменты из истории ораторского искусства.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике. В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.

…Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.

…Несомненно, величайшим оратором древности был Иисус Христос, который мог озвучить без микрофона аудиторию в несколько тысяч слушателей.

…Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!

…Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.

…Мирабо заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.

…Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».

…Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос. Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!

…Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.

…От себя добавлю, что чаще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность мыслить!

Секреты оратора. Чем усилить публичную речь?

Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала: - Я заметила в ней только три недостатка! Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от публичного выступления получить? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам.

Никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность - антипод занудства!

Юмор. Лучше пошутить или рассказать что-нибудь весёлое в самом начале публичного выступления. Если люди вам улыбнутся, считайте, что вы их к себе расположили. Юмор - своего рода эмоциональный аргумент, на который человек весьма падок. Однажды Фёдор Плевако защищал проворовавшегося священника, вина которого не вызывала сомнений. Он произнёс одну лишь фразу:

Господа присяжные заседатели! Cвятой отец столько лет отпускал нам наши грехи! Простим и мы его один раз, ведь все мы - грешники!

Подсудимого оправдали…

Правило «ППП» - практика, практика, практика. Если Вы впервые на футбольном поле, то вряд ли станете ведущим игроком. Используйте любую возможность выступить перед людьми. Практикуйтесь! Без практики нет оратора.

Могущество ПАУЗЫ. Моэм говорил, что уж если ты взял паузу, то держи её долго. Нейрофизиологи установили, что молчание (а отнюдь не крик) - мощное средство активизации сознания. Делайте паузы, в них слушатель размышляет. И уж никаких панических реакций перед аудиторией! Вот чего делать нельзя: оправдываться, что было мало времени на подготовку, впервые видите микрофон, волнуетесь и всё в таком роде! Это мощно снижает эмоциональный фон в аудитории, будет тяжело выступать. Напротив, шутите, а если сбились, то не бойтесь молчать. Молчите ГЛУБОКОМЫСЛЕННО - вами будут довольны, если вы после задумчивой паузы вдруг энергично продолжите речь. Контрасты завораживают внимание!

Вот вам и ещё один секрет (а на курсах ораторского искусства вы узнаете их десятки!). Слушатель всегда желал хлеба и зрелищ. Это вы знаете, но наверняка не догадываетесь, что есть «хлеб», а что - «зрелище» в риторике. Хлеб в звучащей речи - это конкретная практическая польза, которую слушатель извлекает для себя. Например, я могу произнести речь об искусстве нравиться. Четыре способа, как понравиться незнакомому человеку, и будут «хлебом». Хлеб даёт слушателю ощущение времени, проведённого с пользой. Есть мотивация слушать. А вот зрелище - это развлечение. Юмор, позитив, демонстрация, интрига, редкие интересные факты, спорное мнение. Всё это выводит слушателя из «спячки» и он дарит вам свои аплодисменты. Без них публичное выступление - как цветок без лепестков. Развлекательная часть публичной речи, то что составляет её шоу, реально мотивирует людей идти «на вас». Многое устали от нравоучений и пользы, а шоу всегда интересно. Поэтому люди и ходят на концерты, если вдуматься.

На курсах ораторского мастерства люди делают первые робкие шаги в публичном выступлении, хотя, казалось бы, они говорили всю жизнь! Не смущайтесь. Ораторское мастерство - увлекательнейшее путешествие. На наших курсах вы станете обучаться риторике с юмором, позитивом, в игровой манере. К вашим услугам - талантливейшие тренеры Петербурга. Даже одно выступление с комментариями специалистов прольёт свет на многие вещи: куда «деть» руки и ноги, как держаться во время публичного выступления, кому смотреть в глаза, а кому лучше не стоит. Вы сможете научиться парировать неожиданные вопросы и грамотно вести себя даже не в самой доброжелательной аудитории.

Ораторы, вооружайтесь!

Курсы риторики - это жизнь, это игра! Кстати, хорошо подвешенный язык изрядно облегчает существование. Подвесим - не проблема, было бы желание. Куём ораторов, настоящих Цицеронов и Робеспьеров. Звоните! Спешите! Мы совсем рядом с вами! Тренинговая Компания Натальи Грейс в Петербурге! Здравствуйте! Приходите! Хотите - говорите!

Как воспитать гения?

Первое весеннее солнце начинает нас радовать всё чаще и чаще, детские площадки наполняются громкими криками, заливистым смехом и лучезарными улыбками. Дети беззаботно проводят дни. Они не знают о том, что лет через десять в их памяти останутся лишь мельчайшие кусочки воспоминаний о самом прекрасном и, увы, недолговечном – о детстве. Им придётся шагнуть во взрослую жизнь и погрузиться в мир, где не поделятся конфетой за просто так. Как в этом мире воспитать ребёнка, готового трудиться и противостоять проблемам? Как научить его быть счастливым несмотря ни на что? Об этом мы поговорили с генеральным директором и учредителем тренинговой компании, писателем, автором методик развития памяти и речи, специалистом в области повышения самооценки, Натальей Евгеньевной Грэйс.

Какая была Ваша любимая сказка в детстве и почему?

Я не считаю любимой какую-то одну конкретную сказку. Мне, в принципе, очень нравится воспринимать информацию на слух. Люблю сказки Пушкина. В них есть некая лаконичность, завершённость и юмор. Получаю удовольствие, когда слушаю истории, рассказы о животных в исполнении разных авторов. Пробки меня не беспокоят – когда я сажусь в машину, то с удовольствием слушаю аудиокниги. Очень понравилось мне произведение «Божественный яд», Антон Чижъ – просто удивительно прочитано. Звучание голоса, музыкальное оформление аудиокниги, интрига в сюжете, богатство языка… этого я ждала с нетерпением, подходя к автомобилю.

Сказки вообще чему-то учат?

Сказки развивают образное мышление. Маленькому человеку профессиональный чтец подбрасывает сложные словесные конструкции, тем самым закладывая основы интуитивной литературной грамотности. Прекрасная прививка от бездарности! Скажем, если человек пустой, он может смотреть по телевизору какую-нибудь мыльную оперу, стрелялки, убивалки – и для него это источник эмоций, потому что полноценных эмоций не было, не развито образное представление, переживание за судьбу героя, путь которого при чтении возникает в сознании.

У Вас есть тренинг «Стратегии гениев», он рассчитан только на взрослых или и на детей тоже? Как воспитать гения?

Гениальность – это высшая мера творческой одарённости, тем не менее, очень важна «питательная» среда. Если с ребёнком учить одно стихотворение в неделю, получается 52 стихотворения в год. За десять лет такого воспитания – 520 стихотворений, многие ли дети столько знают?! У меня есть определённые намётки, условно скажем, как вырастить гения, но для этого должно быть много условий: родители, которые друг друга любят, ребёнок должен быть зачат в любви, ему необходимо слышать развитую речь, видеть богатство эмоций. В современном детском мире происходит эмоциональное оскудевание. Два-три часа в день, а то и пять, дети проводят в интернете. Фактически они видят плоское изображение, что-то себе домысливают, а когда в реальности встречаются с этим человеком, обнаруживают типичное «не то». Иногда даже фотографии чужие вывешены. Это общение в плоскости экрана приводит к тому, что дети разучились сопереживать, они не чувствуют чужую боль, довольно отстранённо смотрят на душевные терзания родителей. Многие подростки испытывают подобие эмоций, лишь когда мозги по стенкам летят при выстреле. Размышление, сопереживание, эмпатия, сочувствие, принятие, терпимость – эти вещи отсутствуют.

Рядом с подрастающим гением должен находиться человек эмоционально богатый, эмоционально щедрый. Фрейд, например, сказал: «Уверенными шагами идёт по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери». «Я люблю тебя за то, что ты есть» – это духовная любовь. А когда ребёнка любят для собственного самоутверждения, в продолжение самого себя – это любовь плотская, порочная, безнравственная.

Многие родители заставляют детей посещать секции, кружки и прочее против их воли. Как это влияет на детей?

Да, так бывает… Это своего рода «реабилитация» родителей. Они пытаются заставить своих детей выполнять то, на что сами были не способны. Заставить маленького человечка ходить в бассейн или в музыкальную школу всегда было проще, чем выполнить самому подобные вещи. Тем не менее, моё наблюдение с детства: чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Если речь идёт о воспитании мальчика, то надо дать полгода, скажем, фехтования, полгода бокса, полгода карате, самбо, – каждые полгода менять систему тренировок физических навыков. И тогда к 16-18 годам сформируется молодой человек, который сможет почувствовать себя уверенным и сильным мужчиной.

Наталья Евгеньевна, сейчас у нас грандиознейший недостаток мужественности. В чём Вы видите причину?

Это проблема женского воспитания. Редкая мать бросит ребёнка, а вот отцы, бросающие детей – это частое, к сожалению, явление. Мальчика деформирует безотцовщина – рядом старшая сестра, мама, няня, воспитательницы, учителя средней школы, преподавательницы в ВУЗе. К 21 году молодой взрослый мужчина привыкает всецело подчиняться женщинам. Как ему потом иметь своё мнение, отстаивать его? Всё детство женщины шлёпали по попе, говорили «Замолчи! Отойди!», ставили в угол, выгоняли из класса, ругали за ошибки… Женское воспитание – это реальная опасность для мужчины. Женщина не должна бить мальчика, физически наказывать его, рядом должен находиться или отец, или старший брат, или отчим, то есть мужчина, вплоть до того, что приглашать наставника мужчину, проявляющего именно мужскую строгость. Женщина не может полноценно объяснить мальчику, что такое «хорошо», что такое «плохо». Не зря же «крошка сын к отцу пришёл».

Какой сейчас можно составить психологический портрет современного подростка?

Если говорить о богатых семьях, то это капризность, «я в семье главный». Происходит подмена ценностей. Детей скидывают на гувернантов, а на выходные их нехотя забирает отец. Потом ребёнок подрастает, ему покупают квартиру, оплачивают заграничную поездку, летний лагерь, но не дают общения. Среднестатистический отец в современном мире тратит на ребёнка около 8 минут в сутки. Соответственно, о какой близости, о каком тепле можно говорить? Откупаются от детей, я бы так это назвала. Дают деньги, но не дают тепла и любви.

В бедных семьях нет такой проблемы?

В бедных семьях другой перекос. Плодят нищету. Чем беднее семья, тем больше рожают детей в надежде на то, что хоть кто-нибудь из них поддержит родителей в старости. Бедные люди не хотят нести ответственность за финансовое положение, рожают такое количество детей, которым и дать-то нечего. Я считаю ненормальным, когда разнополые дети живут в одной комнате, когда в семье из восьми человек на шестидесяти метрах – один туалет. Моменты финансового взросления нашего общества очень важны. Американцы подсчитали, что для формирования нормальной психики человеку нужно не менее 60 кв.м. личной площади.

Что нужно преподавать детям помимо школьной программы?

Основы противостояния влиянию взрослых, умение отказывать, способы работы со своей самооценкой. Дети злые по природе своей – они хвастаются, отбирают игрушки, бьют друг друга, конкурируют за внимание. Их нужно обучать таким вещам, как принятие, терпимость. Дети разрушают, клеймят за то, что человек «не такой». А детей, которые не такие, нужно учить принимать себя, противостоять чужому влиянию, техникам психического самбо. Каждого человека следует приучать к тому, что кто бы рядом с ним рядом ни находился, он имеет право на существование. Над ним точно так же всходит солнце, как и над тобой, его точно также любит Бог, как и тебя, у него такие же права на уважение. Америка мне в этом плане нравится. У них в церковь зайдешь, и там запросто могут петь дауны в церковном хоре. Над ними никто не смеется. Их нормально принимают. Это культура общества. Детям нужно прививать чувство сострадания.

Влияет ли финансовый кризис на детей?

Он влияет на взрослых. Финансовый кризис и увольнения – следствие духовного кризиса, который постиг многие страны и нашу в том числе. У людей произошла подмена ценностей, они поставили деньги и карьеру на первое место, вознесли на пьедестал. Бог показывает, что общая мировая депрессия – процесс, который не в людской власти. Давно доказано, что пики покупки вина в Испании приходятся на пики солнечной активности. Аналогично и с пиками депрессий, революций, войн. А мы думаем, что сами на всё влияем! Понятно, что циклы солнечной активности влияют на наш выбор, поведение, ментальное состояние. Сейчас Бог показывает людям, что если они оскудели духовно, то, пока они не оскудеют финансово – не сделают выводов, не научатся расставлять приоритеты. Сейчас нас немного тряханёт – больное отомрёт, живое останется. Всё будет нормально. Люди только и говорят: «Проблемы, тяжелые времена». Какие «проблемы»? Школа и вуз – это вообще не проблемы. А мы этого не понимаем. Проблема – это когда что-то со здоровьем, с любимыми. Какие «тяжелые времена»? Наши деды блокаду пережили. Не снились нам тяжелые времена. Пока мы не пухнем с голоду и не свистят над нами пули, всё отлично. Здоровье, любовь есть, значит всё слава Богу!

Наталья Евгеньевна, каковы основные проблемы взаимодействия детей и взрослых?

Если говорить о детском воспитании, то одна из ошибок взрослых – гиперактивность в родительском воспитании, тотальный контроль над детьми. Как сказал один великий человек: «Любой гиперконтроль переходит в узурпаторство». Это одна из крайних точек воспитания. Вторая – полное наплевательство, полный пофигизм по отношении к ребенку. В его жизнь не вмешиваются, никто не смотрит, чем он занят, что делает. Ребенка надо воспитывать, но не ущемлять его свободу. У каждого человека есть личное пространство: его телефон, компьютер, кабинет, записные книжки. И когда родители не уважают личное пространство ребенка – роются в его дневниках, компьютере, в карманах. Страшное явление. Мне кажется, отношения должны строиться не на выведении на чистую воду и не на поимке, а на доверии. Когда ребенок перестает с тобой делиться – это горе. Захочет – сам покажет тебе личный дневник, не захочет – значит, ты плохо воспитываешь.

Что Вы думаете об ошибке выбора профессии?

Самый большой процент психологического надругательства над детьми происходит на стыке «школа-вуз», когда ребенок идет по стопам родителей. Твоя мама бухгалтер, бабушка бухгалтер и ты тоже должен быть бухгалтером. Если взять учителя, то его мама больше, чем в 70% случаев, учитель. Идет какое-то клонирование, нет своего выбора. Типичные ошибки: когда по стопам родителей, когда вуз близко к дому, выпускные экзамены в школе зачитываются как вступительные в университет. По принципу «чтобы только не париться». Потом наступает нарушение судьбы человека. Ему на роду написано быть музыкантом, а он получает образование юриста.

Но ведь многим мешает страх – «хочется и колется»… Выбирают, что попроще, чтобы с гарантией.

В самые ресурсные годы жизни человека, с 16-21, ребенок мечтает быть актером. Он должен пробовать, поступать, должен конкурировать. Пусть готовится, тренируется, проходит творческий конкурс. Вместо поддержки, ребёнку твердят: «Это не выгодно, экономически нецелесообразно, получай образование экономиста», а он отвечает: «Ну ладно, я выучусь для родителей, получу печать в диплом, а потом – второе высшее». А потом – извини, надо семью строить, детей рожать, думать о заработке, родителем помогать. Да и мозги уже не те. Поэтому, я считаю, ребенок должен пройти 5-6 профориентаций у разных специалистов, чтобы понять, чем ему заниматься. Я, например, занимаюсь профессиональным ориентированием больше со взрослыми, которые уже ошиблись, в 40 лет поняли, что не на той работе находятся. Бывает, студент на втором курсе понимает, что хочет бросить вуз, даже не в состоянии сдать сессию, настолько чужды ему предметы. Он действительно мечется, но обычно никто из родственников его не поддерживает. Все повторяют: «Ты закончи, диплом получи!» А он с каждым месяцем тает, теряет силы. Это настоящая проблема выбора. Родители не могут помочь сделать выбор, потому что они сами ошиблись с выбором профессии, работают на нелюбимых работах, мало зарабатывают, жизнью недовольны, уровень образования низкий. 95% людей в России работают наемными работниками, а ведь у многих есть предпринимательская жилка. А если твои родители не предприниматели, как они могут тебя научить отказаться от стези наёмника? Все, замкнутый круг. Книг не читаем, ничем не интересуемся, сидим в Интернете. Потом диплом получим, будем искать, на кого устроиться за 300$ работать.

Что можно посоветовать старшеклассникам, в таком случае?

Много полезных идей на тему поиска себя в профессии я собрала на сайте, который так и называется proforientation.ru. У нас работает клуб современной молодёжи для детей 9-11 классов, где мы занимаемя основами самопрофориентации, в том числе. Тема поиска своих талантов, тема самореализации освещена мной в книге «Работа, Деньги и Любовь», мы сняли учебные фильмы «Предназначение человека», «7 факторов, сдерживающих успех». Этот учебный материал очень популярен. Книги есть в магазинах, а вот диски можно приобрести пока только в нашем офисе. Фрагменты вывешены на сайте umapalata.ru.

В последние годы дети всё меньше задумываются о своём будущем, рассчитывая на папин кошелёк и хороших знакомых. Почему так происходит?

Нас в школе учат геометрии, физике, химии, но не объясняют, как стать счастливым, радостным, финансово независимым. Десятиклассник не задумывается о том, как он будет зарабатывать, как ему купить свою квартиру, куда он приведёт девушку, впоследствии – семью. Здоровый парень сидит на шее у родителей, приглашает девушку к себе домой, потом они живут все вместе в проходной комнате, рожая детей. Инфантильность современной молодёжи связана с тем, что так называемая «прусская система воспитания», внедрённая ещё Петром I, рассчитана на то, чтобы сделать из человека члена социума, который станет работать за три копейки на государство, регулярно платить налоги и особо ни о чём не задумываться. Никакого свободомыслия, никаких вольнодумческих идей! Поэтому 10 лет детей в школе дрессируют подчиняться, делают человека-систему. Выпускник в 21 год реально не в курсе, как ему жить и зарабатывать. Он не знает, откуда ему взять 3-5000$ на насущные ежемесячные нужды. Я считаю, что детям в школах необходимо обязательно преподавать слово Божие, танцы, три языка, как минимум, логику, правила хорошего тона, основы финансовой грамотности, минимум физики и химии.

Каждый из нас потратил на дискотеки, магазины кучу денег. На эти деньги каждый мог бы к 40 годам купить если не квартиру, так комнату точно. Эту комнату вы сдадите, и пенсия тогда вообще не нужна будет. Можно, например, сдавать однокомнатную квартиру и жить на Гоа всю жизнь, не работая. А так как основы финансовой грамотности никто не преподавал, мы страдаем. И когда в 40 лет человек прочитывает книгу Бодо Шеффера «Азбука денег», написанную для детей, он в ужасе рвёт на себе волосы и понимает, что всё делал неправильно, с финансовой точки зрения.

Всё время человек живёт будущим, жить настоящим нас никто не учил, поэтому искусство «жить счастливо» должно преподаваться в школе. Один из смыслов жизни – это быть счастливым. Мы обязаны быть счастливыми, чему и учим на курсах.

Беседу с Н. Грэйс провели студенты факультета журналистики СПбГУ

Действительно, что поэтами рождаются, а ораторами становятся. Стать успешным оратором — это значит много работать над собой. Чувство превосходства над другими не приходит самостоятельно. Жаждущий освоить это искусство, проведет тысячи часов на изучение и понятие глубины мастерства. Великие полководцы величественно вдохновляли свои войска перед важными битвами умением преподнести грамотную речь и нужные мысли. Но как добиться желаемого результата?

В чем кроются секреты построения речи? Какие правила необходимо постоянно использовать, чтобы максимально эффективно повлиять на своего собеседника? Разбираться в этом вопросе необходимо строго по порядку. Но стоит помнить одну истину. Стать прекрасным оратором -это значит пройти тернистый путь образования и практики. Преодоление психологический барьеров подскажет вам как хорошим стать оратором. Начать изцчать тайны красноречия можно тут http://yaroslavl.videoforme.ru/ . Если потребуется наглядность, то вот хороший и грамотный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=gLpMUkqGj_M

Немного из истории

Основным фактором, который служил для развития ораторского мастерства в любом государстве или империи, является уклад политической жизни граждан. Нормальное развитие общественной жизни – это инкубатор для формирования личности и ее навыков. Красивая речь ценилась всегда. Но началом развития риторики является Греция. Существовал даже специальный закон, по которому граждане просто обязывались изучать этот предмет. Перикл и Лисий – это, пожалуй, самые известные мастера построения речи. Они утверждали и верили в то, что самый главный почерк красноречия – это неповторимость. Самый главный вопрос, который им не давал покоя! Как стать оратором? Для этого требовалось специальное перевоплощение. Специальная подготовка позволяла подчеркнуть всю красоту формы изречения.

Аудитория всегда чувствует правду и лукавство. Поэтому, даже полная импровизация требует тщательной продуманности и остроумия.

Что помогло Цезарю стать блестящим оратором? Ораторское искусство его настолько было отточено, что он вдохновлял своих воинов и побеждал десятикратно преобладающего по численности противника. Будучи молодым человеком, будущий император попал в плен к пиратам. Ожидая оплаты выкупа, Юлий не сидел просто на месте. Он собирал в камбузе пиратов и выступал перед ними, произносил речи. И если кто-то из корсаров шумел, то он одергивал их. Пленник вел дискуссии со своими палачами и руководил ими. Так ораторы становятся великими.

Великий Наполеон. Он, на самом деле, был корсиканцем, говорящем на итальянском языке. Его ужасный акцент во Франции не помешал стать гениальным оратором. И список известных мастеров красноречия можно продолжать: Александр Македонский, Дейл Карнеги, Джон Кеннеди, МаргаретТэтчер и многие другие. И все они выделяли одно простое правило. Как стать хорошим оратором? Не нужно стесняться при выходе на сцену. Нужно просто быть собой. Перед каждым выступлением необходимо выполнить комплекс подготовительных упражнений.

Упражнения для развития артикуляции

  1. Упражнение проводится перед зеркалом. Здесь нужно постепенно разогреть все мышцы нашего лица. Для начала поднимите брови вверх. Мышцы будут напряжены. Продолжать действие до усталости. Затем необходимо просто зажмурить глаза и моментально их открыть. Такая разгрузка делается до десятка раз. Похожие действия нужно проделать с улыбкой. Улыбаетесь и сводите губы в трубочку.
  2. Рот нужно широко раскрыть. Передвижения нижней челюсти проводятся с лева на право. Такое положение четко сопровождается секундной паузой. Далее следует разминка губ. Опускаете челюсть вниз и тяните губы. Данная гимнастика очень полезная для общего тонуса мышц.
  3. Упражнение с элементами фантазии. Кончиком языка нужно быстро покрасить потолок помещения. Движения повторяются несколько раз. После этого необходимо скрутить язык в трубочку и пройти все участки неба во рту.
  4. Разработка голосовых связок. Издавать громкие звуки с гласными будет не очень сложно. Это должно напоминать сладкое и сонное зевание.
  5. Полоскание горла. Рецепт очень простой. Здесь потребуется закинуть голову и вспомнить, как мы полощем горло. Буква «Р» должна исходить от вас.
  6. Противостояние кулака и челюсти. Опустить челюсть вниз и подставить по нее кулак. Здесь должно происходить препятствие одной силы давления на другую.
  7. Перекатывание воздуха из одной стороны щеки в другую позволит упростить процесс произношения глухих звуков. Также здесь уместно использовать прием лошади. Попытайтесь произносить звук «фрр». Он поможет выговаривать сложные и длинные предложения.

Как стать оратором упражнения? Универсальным способом выступает массаж лица кончиками пальцев. Необходимо мягко и нежно водить указательным пальцем. Движения начинаются от скулы и постепенно переходят в область носа. Тело должно быть расслабленным и готовым к процедуре. Затем артикуляционное упражнение продолжается в обратном направлении. Многие женщины используют такую методику. Ведь она делает кожный покров бархатным и упругим.

Ораторские приемы

Каждый оратор имеет в своем арсенале секреты, которые помогают ему приумножать свое мастерство. Но как стать оратором самостоятельно? Одним из сильнейших приемов в данной сфере является повторение. Он помогает запомнить аудитории основную мысль выступления, а также повышает убедительность речи оратора. Повтор может быть дословный и используется намеренно для акцента конкретной фразы. Например, Барак Обама в своей речи практически каждый раз восклицает: «Да, мы можем!». Чаще всего, важную мысль оратор говорит иными словами с другим смысловым оттенком. Это делает идею более яркой и выразительной. Но повтор существует и частичный.

Цитирование позволяет сделать ораторскую речь более аргументированной. Этот прием вызывает у аудитории чувство доверия. Например, во времена Советского союза многие лидеры цитировали В.И.Ленина. Его авторитет был беспрекословен.

Цепь – это очень эффективный механизм для удержания внимания аудитории. В речевой цепи смысл первого звена становится понятным только в связке со следующими участками, вплоть до последнего.

Любой вопрос, по которому следует склонить аудиторию на свою сторону, нужно разбить на три пункта. В эту смесь можно добавить пример личностной истории, которая тесно переплетается с темой выступления.

Публичное выступление - один из лучших способов продвинуть свой бизнес, способствовать карьерному росту и достойно представить свою организацию. Бесконечное количество групп пребывает в поисках информативного и увлекательного выступающего, или оратора. Вы можете быть одним из них! И чем больше вы приводите в восторг аудиторию, тем больше она хочет вас видеть. Это один из совершенных методов войти в доверие, проникнуть в сознание, тем самым, придавая новые импульсы для продвижения вашего дела.

В данной статье представлены 7 лучших советов профессионалов, очень хорошо зарекомендовавших себя в ораторстве и навыках самопрезентации. Это давно испытанные и доказавшие себя на практике приемы, которые помогут вам стать великими ораторами:

1. Все о вашей целевой аудитории

Вы там для них (не они для вас). Все, что бы вы ни делали, ваше намерение и расстановка акцентов на 100 % должны быть направлены на аудиторию. Помогайте им, увлекайте или развлекайте их, информируйте и вдохновляйте.

2. Играйте, чтобы выигрывать

Имейте в наличии что-то, что стоит сказать (то, что хотелось бы услышать вашей публике) и в совершенстве владейте данным материалом. Полупопытки просто не засчитываются. Ораторское искусство может быть удачно пройденной тропой, а может и несвершившейся сделкой. Всегда будьте готовы блеснуть своими знаниями.

3. Развлекайте и информируйте

В мире так много скучных выступающих. Не пополняйте их ряды! Используйте юмор и различные жизненные истории, забавы, которые смогут сделать ваше выступление ярким. Снабжайте их достаточно основательной информацией, которая бы оправдала время, затраченное на прослушивание вашей презентации. Предоставьте им раздаточный материал, руководствуясь которым, они бы смогли что-то улучшить в своей жизни.

4. Используйте истории (ваши собственные)

Истории любят не только дети, но и взрослые. Уверяем вас, что это забавно и применимо в данном случае. И лучше всего используйте свои собственные. Это - конечно здорово, если вы, пересказывая их, будете ссылаться на то, что слышали все от других. Но пересказывая их, очень часто есть риск повториться, так что будьте уникальны.

5. Отстаивая свою точку зрения, приводите свои собственные примеры

Старайтесь больше обращаться к своему собственному жизненному опыту - людям легче воспринять и запомнить информацию, которую вы стремитесь передать, на реальных примерах.

6. Вовлекайте аудиторию

Забудьте лекции, которые вы слушали в колледже и школе. Чаще всего люди не хотят вступать в беседу. Задавайте вопросы и ждите ответы. Используйте их по возможности для продолжения своей мысли. Старайтесь, чтобы диалог был не односторонним, тогда у вас появится больше новых и интересных связей.

7. Заставьте их поверить в мечту

У всех у нас есть мечты. Все мы стремимся к чему-то большему, чем являемся на сегодняшний день. Одна из причин, по которой люди любят ораторов, состоит в том, что они вдохновляют на мечты, на веру в их существование. Помогайте своим слушателям поверить, что собственными усилиями и поступательными шагами их можно достичь. Поступайте так, и вы приобретете в их лице своих новых друзей.

Кто-то из умных сказал, что лучше помалкивать и быть заподозренным в глупости, чем открыть рот, развеяв все сомнения на этот счет. Думаю, многие согласятся, что глупые люди в природе все же существуют.

Да и не плохо себе существуют. Еще бы, ведь мы их каждый день видим по телевизору и слышим по радио. Слава богу, что есть и нормальные, умные люди, с которыми всегда можно приятно поболтать о чем-то, не испытывая трудностей с поиском какого-нибудь смысла в произносимых ими словосочетаниях.

Но бывает так, что парень, как пес, все хорошо понимает, но по-людски сказать не может. Проблема перерастает в драму, когда дело доходит до мало-мальски публичного выступления. Видя «толпу» из трех человек, наш герой понимает, что сейчас вся вселенная обратила свой взор на его ораторское мастерство и, в случае неидеального изложения информации, всех людей, которых он когда-либо знал, вздернут на виселице, написав на ней его фамилию.

Так как же стать хорошим оратором и побороть страх публичного выступления?

Опыт, сын ошибок трудных…

Научиться беспроблемно и внятно излагать свои мысли, устно обращаясь к своим слушателям, сродни вождению автомобиля. Сначала ты учишься наступать на педали, крутить руль и пачкать джинсы о пороги. Затем ты уже начинаешь понемногу ездить между конусами на первой передаче. И только потом, в луже своего пота и слез инструктора, ты, как полная бестолочь, начинаешь ползти по улице, понимая, что это только начало пути. Еще много вмятин и сгоревших сцеплений разделяют дилетанта от мечты, но так тяжело лишь вначале. В итоге, чем больше ездишь, тем больше ты умеешь ездить.

Если публичные выступления где требуются хорошие ораторские способности вас приводят в шок, у вас отказывают ноги, начинают течь слюни и слезы, то вам необходимо как можно чаще появляться на публике с докладами. Со временем людям станет скучно смеяться над вашей подачей материала, и они умолкнут (возможно, уснут), а вы получите возможность приучить себя к мысли, что не так уж и страшна участь человека на сцене. Она, поверьте, совсем не страшна.

Перебороть свой страх, неопытность и стать хорошим оратором, можно лишь путем многократного пребывания в стрессовой обстановке, которой в данном случае является ситуация публичного выступления. Такой подход, как правило, дает ожидаемый результат, и вы начинаете меньше бояться широкой аудитории, понимая, что все самое страшное уже позади. Следовательно, ваши нервы успокаиваются, и выступления для вас становятся привычным делом.

Тренируйтесь на кошках

Выведите у себя причудливую привычку разговаривать с предметами, животными и даже с самим собой. Рассказывайте псу о перспективах развития рынка, а коту – о необходимости вашего повышения по службе. При этом по-взрослому аргументируйте им свою позицию, предугадывая провокационные вопросы от своих оппонентов. У вас есть хорошая возможность отрепетировать свои речи и проявить ораторские данные, ведь благодарные слушатели перебивать не будут, особенно, если после этого вы будете подсыпать им в миску жменю вискаса.

Можно придумать себе друга, который будет слушать ваши изложения, указывая на шероховатости речи и смысловых цепочек рассказа. Именно так поступил герой киноленты «Cast away» - рекомендую посмотреть и взять пример. Другом может стать ваше отражение в зеркале. В зеркале вы сможете увидеть то, как вы подаете материал, как вас видят слушатели. Только не страдайте нарциссизмом и болтайте лишь по делу. Уясните себе тот факт, что выглядите вы перед публикой весьма недурно, а значит - имеете все шансы стать душой аудитории и прекрасным оратором.

Бумага стерпит все

Хотите стать хорошим оратором - записывайте свои мысли на бумаге, причем везде. Сидите вы на унитазе и тут вдруг придумали интересное изречение или байку – записали все на рулоне. Его можно тут же использовать по назначению, так как информация уже отпечаталась у вас в голове. Если вы готовитесь к выступлению, то написать полный текст речи – ваша обязанность. Затем необходимо лаконизировать текст, доведя его до простоватого идеала. Надо убрать все несущественное и сделать его как можно проще.

После необходимо сделать схему и выписать тезисы выступления. Тезисы – это такие словосочетания, наталкивающие вас на 2-3 предложения, которые вы должны на эту тему сказать. Никогда не пытайтесь пересказывать написанный текст, так как это порождает страх что-то забыть, а быстро подглянуть не получится. В речи всегда есть место умеренному экспромту. Он научит вас быть раскрепощенным с аудиторией, установив между вами прочный контакт.

Учитесь у президентов

Разумно выработать систему регулярного поглядывания на тезисы с последующим изложением данного вопроса небольшим количеством простой устной речи. Не стоит стыдиться шпаргалки, ведь такой тактикой пользуется большинство президентов современных государств. Они раздувают щеки, уверенно смотрят на лежащий перед ними текст, словно снимают время с наручных часов, и раскатисто паясничают по конкретному тезису. Никто не упрекнет вас за это, если вы, конечно, не играете в спектакле.

Ведите дневник

Будущий оратор должен озадачить себя ведением дневника (письменного или электронного). Исписывайте каждый день пару-тройку страниц, излагая на них свои размышления и интересную информацию, которую вы получили сегодня. Желательно писать читабельно. Так вы научите себя непринужденно выкладывать на бумагу, а потом и вслух, различную информацию. Читайте свои записи, переписывайте их, превращаясь постепенно в блокнотного писателя и члена театра одного актера.

Встречают по одежке

Дресс-код тут важен, но не потому, что нужно надевать оранжевый галстук, притягивающий к оратору внимание, или синие туфли. Напротив, так вы будете походить на придурка, о чем и будут все ваше выступление шушукаться люди в зале. Не слушайте бредовые советы о яркой одежде. Лучше оденьтесь попросту опрятно и чисто, дабы аудитория не увлекалась размышлениями о ваших грязных туфлях или потороченных джинсах, купленных в стоке. Если в обществе, к которому адресована информация, принято эксплуатировать строгий стиль, то лучше надеть классический костюм. Причем, для достижения эффекта доступности докладчика для слушателей можно забыть о галстуке (так часто делают политики во время агитации). Кроме того он не будет предательски душить ваши ораторские начинания во время выступлений.

Будь проще и к тебе потянутся

Чем проще и непосредственней вы покажетесь слушателю, тем легче он будет себя чувствовать с вами. Людям захочется задавать какие-то вопросы, а это значит, что они начинают что-то там думать по теме вашей лекции, и это однозначный бал в вашу копилку. Вы должны понять, какими выглядят в глазах общества персоны, именуемые «душой компании». Они просты и непринужденны в общении. Общайтесь и вы с залом, задавайте слушателям простые вопросы, удивляйте их так, чтобы они выкрикивали «Ну да, точно!».

Если аудитория будет чувствовать себя на равных с вами, то ее симпатии у вас в кармане. А раз так, то вы ощутите себя королем публичности. Там, в зале, сидят такие же, как и вы, обычные смертные люди, которые едят еду, храпят ночью, пару раз в день сидят на унитазе и к святым их приписывать рановато. Многим реально интересно что-то узнать от вас новое и на их месте могли сидеть вы. Их не стоит идеализировать, их не нужно бояться – с ними необходимо просто и доступно побеседовать на интересную тему и они останутся довольными. Поговорите с ними об их же проблемах, люди любят слушать и говорить о себе. Покажите на себе их проблемы и чувства, и они начнут кивать вам головой в знак согласия.

Время – деньги

Всегда экономьте время собеседника, занимая его внимание лишь по-настоящему важной и интересной информацией. Как отличить интересную инфу от занудства? Очень просто – расскажите ее себе и определите, показалась ли она вам интересной. Самоотверженные «спешащие» боятся, что пока они будут слушать ваши прелюдии, без них будут кем-то заработаны все деньги мира, а потому речь должна быть крайне содержательной. Хотите разрядить строгий текст – вставьте в него короткую и очень забавную историю из своей или «типа своей» жизни. Люди любят смеяться. Так вы не позволите им думать, будто они потратили напрасно пару минут своей меркантильной жизни.

Веселые картинки

Беспроигрышным способом привлечения внимания является визуализация по обсасываемой тематике. Поставьте стенд с ватманами и маркерами. Не ограничивайте свою презентацию лишь кружочками, стрелочками и ступеньками. Затейте ролевою игру, рисуя животных, смешных персонажей, себя, в конце концов. Пригласите вольных живописцев из зала, раздайте им фломастеры. Пусть они дадут своим героям имена, напишут над ними всякие реплики. Так вы превратите свой рассказ в анимацию, а люди (особенно взрослые) очень любят мультики и будут еще долго вспоминать с улыбкой ваших страшнючих человечков.

Не удивляйтесь, что в статье отсутствует список скороговорок, которые надо произносить с орехами во рту, или маразма о том, что хороший оратор должен искусно играть интонациями и ударениями, как проповедник, изгоняющий дьявола. Приведенные советы предназначены для парней, глотающих слова и пот при каждом выходе на публику, а не для ведущих реалити-шоу. Хочется лишь пожелать немалой смелости тем, кто на ватных ногах, заикаясь и кусая микрофон, будет пробовать себя в роли оратора, демонстрируя всем свое жизненное упорство. Такие никогда не проиграют.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...