Какие листья жуют в эфиопии. Как я отдохнул в кении

Растения кат Catha Edulis - это кустарник семейства бересклетовых, который проростает в странах Восточного Средиземноморья и Северной Африки. Энтеоген кат (khat) распространен на Аравийском полуострове, в Эфиопии, в Восточной и Южной Африке, в незначтельных масштабах он также культивируется в Индии и на Шри-Ланке. Происхождение ката спорно: одни считают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие думают, что растение кат происходит из Йемена, откуда был привезен арабами в соседние страны. Это растение содержит наркотические вещества психостимулирующего действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При сушке ката наиболее активное вещество, катинон (cathinone), почти полностью испаряется за двое суток, оставляя более мягко действующий алкалоид, катин (cathine). Поэтому собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках, или запакованным в листья банана, чтобы обеспечить сохранность высокой психоактивности.

Катинон (cathinone) - главный алкалоид растения кат

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием: они содержат стимулирующее вещество - алкалоид катинон, или норэфедрон (b-ketoamphetamine), который в ряде стран признан наркотическим веществом. Катинон, как и эфедрон (метилкатинон), в России входит в список наркотических веществ. По своему действию на организм катинон близок к эфедрину и амфетамину, но по сравнению с амфетамином катинон показывает более низкий уровень возбудительных и токсических свойств. Изомер эфедрина, катовый алкалоид катин, или нор-псевдоэфедрин (cathine, D-norpseudoephedrine), имеет более слабое действие и не признается наркотическим веществом. Растение содержит также алкалоиды катидин, катинин, холин и бромиды.

В некоторых странах продаются капсулы так называемого наркотика “хагигат“, который изготовляют из листьев ката. Эффект от приема капсулы напоминает эффект амфетамина. Естественно, на каждого человека любое психоактивное вещество, в том числе и катинон, влияет по-разному; диапазон ощущений широк: от эйфории до депрессии. Препараты из листьев ката вызывают умеренную эйфорию и возбуждение, под его влиянием люди становятся разговорчивыми и кажутся неадекватными и эмоционально неустойчивыми. Кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность, он сильно подавляет аппетит и использование ката может привести к запору.

Традиционное употребление ката: жевание листьев

Жевание стимулирующих листьев ката (Catha edulis) является многовековой традицией населения ряда регионов Восточной Африки и Аравийского полуострова. Злоупотребление катом создаёт тяжелые медико-социальные последствия и признается серьезной проблемой целого ряда стран. Например, в Эфиопии это явление охватывает сейчас все слои общества - вне зависимости от социальной, профессиональной, этнической и религиозной принадлежности. Жевание ката быстро распространяется среди молодежи и женщин.

Растение кат (Catha Edulis) - народная эфиопская забава. Во многих странах кат считается наркотиком и запрещен, но в Эфиопии вполне легален. Молодые побеги ката жуют, получая от этого какой-то кайф. На юге страны кат продают чуть ли не на каждом углу, в уважающих себя отелях висят таблички “Кат в комнатах жевать запрещено” (поэтому все жуют, сидя на крыльце). Водители автобусов жуют кат, чтобы не заснуть за рулем, пассажиры автобусов - потому, что скучно ехать, или потому, что угостил сосед, работающие - чтобы веселее было работать, безработные - потому, что больше нечего делать, молодежь - по общемировой привычке молодежи к потреблению всякой наркотической дряни.

При этом среди эфиопов практически никто не курит. Крепкие спиртные напитки здесь тоже не в моде. Вот и остается жевать зеленые листики ката. Отдельные жители Эфиопии, конечно, курят. Но не табак. В городе Шашэмэнне находится центр растафарианской церкви, проповедующей идеи растафари и растаманской религии среди местного населения. И если вся Эфиопия слушает амхарскую музыку (то бишь народную), то в Шашэмэнне на каждом углу звучит растаманская музыка реггей и Боб Марли. Бывшие обитатели Ямайки, вернувшиеся в Эфиопию (которая, согласно их вере, и является настоящей землей обетованной, а белые все врут про свой Израиль), подобно своим карибским единоверцам, выращивают и употребляют марихуану в священных целях. Местная полиция, говорят, терпимо относится к этому факту, зато решительно пресекает все миссионерские поползновения растаманов - то есть попытки продажи марихуаны представителям других вероисповеданий.

Обычно свежие листья ката жуют или заваривают из них чай. Действие ката описывается в диапазоне от сравнения с употреблением очень крепкого кофе (стимуляция нервной системы) до кокаина и даже сильного эффекта амфетаминового типа - в зависимости от количества съеденных листьев. При этом последствия воздействия ката на организм человека пока слабо изучены учеными, хотя фиксировались случаи тяжелого состояния при передозировке. Несмотря на многовековую традицию употребления ката африканцами, пока неясно, вызывает ли употребление ката физическую зависимость. Жевание ката имеет некоторые побочные эффекты, которые быстро дают о себе знать - потеря аппетита, бессонница и общая подавленность.

Растение кат - национальный йеменский наркотик

Ежедневно после обеда племенной шейх Махвита Мохаммед Абу Али устраивается поудобнее в свой просторной комнате с группой людей для совершения ежедневного ритуала - жевать кат и беседовать. Каждый из пригашенных приносит с собой все самое необходимое для этой процедуры: собственный запас ката - большие пучки легконаркотических листьев для жевания во время обсуждения последних событий. Жующий набивает этими листьями ката щеку до тех пор, пока она не раздувается до, как кажется, угрожающих взрыву размеров. Беседа же течет от проблемы кого-то их приглашенных, которую Шейх Мохаммед терпеливо выслушивает, до последних новостей дня.

Подобную сцену можно ежедневно наблюдать по всей стране в домах людей абсолютно разного социального статуса. И если говорить о какой-то только йеменской традиции, то это, несомненно, жевание листьев ката. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением: это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год. В недавнем государственном отчете было отмечено, что 90% мужчин и, чуть ли, не меньше женщин жуют кат регулярно. Этой традиции подвержены и дети при достижении, примерно, 10 летнего возраста. Те, кто противостоит этой привычке, обращают внимание на ее пагубное влияние на здоровье и на то, что миллионы мужчин проводят огромное количество времени впустую. Но сторонники Шейха Мохаммеда предложат и другую точку зрения видения этой проблемы.

Традиция жевать кат появилась более 600 лет назад. На счет этого есть даже легенда, которая гласит следующее: один пастух обратил внимание на то, что его стадо, отведав листья некого растения, часто встречающееся в определенных районах Йемена, становится более спокойным. Скот, к тому же, стал более вынослив, а молоко более питательным. Тогда пастух стал жевать эти листья сам. Ему настолько понравилось, что он поделился секретом с другими, кто также пристрастился к жеванию листьев. Со временем, кат стал настолько популярен, что теперь выращивается на плантациях, охраняемых вооруженной охраной, заместив выращивание кофе, как менее выгодный продукт.

Культивация ката: выращивание ката в Йемене

Сегодня кат является самым доходным из урожаев. Он составляет 25% от всего урожая Йемена и 16% населения заняты его выращиванием. Этот кустарник выращивается на хорошо орошаемых почвах горных плантаций на высоте от 1600 до 2700 метров. При сборе листьев ката предпочтение отдается молодым небольшим листикам. Из-за разного типа почвы и техники полива в каждом регионе растет свой вид кустарников. Например, голубой горный кат, собранный в районе города Шахара, обладает таким сильным действием, что жующий его человек может не спать до трех дней. В прошлые времена кат потреблялся в основном состоятельным меньшинством йеменцев, но, начиная с 1970 года выращивание этого растения, которое оказалось намного выгоднее, чем производство кофе, приобрело огромные масштабы. Кат также популярен в Сомали, Джибути, северной Кении и южной Эфиопии. В некоторых районах вместо листьев, которые так любят в Йемене, потребляются мягкие стебли этого кустарника.

Несмотря на попытки йеменского правительства направить энергию население на выращивание других культур, многие отказались выращивать овощи и фрукты в пользу ката. В отличие от других культур, например кофе, кат растет в тех же климатических условиях круглый год, продается дороже и является более доходным занятием. Единственный недостаток - кату требуется много воды, которой недостаточно во всем арабском мире.

Жевание ката в Йемене происходит открыто и листья ката доступны в продаже абсолютно всем. Жевание ката это то, чего йеменцы стесняются в самую последнюю очередь и наоборот, ценят эту традицию и всячески отстаивают ее. В среднем на кат тратится до половины дневного дохода йеменца. В зависимости от сорта, пучок ката может стоить от 100 до 5000 риал. Новичок не определит качество листьев, цена которого, порой, разнится более чем в 20 раз. Кат на рынке различается по размерам, сортам и оттенкам зеленого. Так как листья ката должны быть свежими, его собирают утром и быстро доставляют с плантаций на рынок. Обычно кат перевозят на небольших грузовиках с вооруженной охраной. Места продажи ката на рынках самые многолюдные, особенно в полдень. Толпы йеменцев выбирают товар и торгуются. Как только товар приобретается, следующим этапом начинается обсуждение у кого сегодня жевать кат. Обычно идут к тем, у кого дома есть специальная комната - мафраш, чаще всего на последнем этаже дома или, хотя бы, диванная. После обеда, основного питания за день, так как после ката отсутствует аппетит, компания собирается в назначенном месте для последующего процесса жевания.

Как проходит церемония жевания листьев ката?

Считается хорошим тоном каждому из гостей, даже иностранцам, приходить со своим катом. Хозяин же угощает кальяном, питьевой водой, различными прохладительными напитками и чаем, так как жевание ката обезвоживает организм. В употребление идут только листья растения и их не глотают. Их пережевывают, обращая в пасту (мульчу), которую держат за щекой. После пары часов набивания щеки мульчей, которая прессуется в шарик, выделяемый сок попадает в пищеварительную систему.

Оживленная беседа о бизнесе или политике, если процесс происходит в катовых высокопоставленных лиц, постепенно угасает с началом действия наркотического эффекта листьев. Каждый погружается в свои собственные думы за передаваемым друг другу кальяном. Но ведь особо и не поговоришь с раздувшейся от ката щекой. А на некоторых кат начинает действовать наоборот возбуждающе и тогда они начинают громко говорить и смеяться.

Обычная процедура катожевания от начала до конца занимает 4…5 часов. Потом все расходятся по домам или на молитву после призыва муэдзина. Женщины жуют кат отдельно от мужчин, для них это отдых от домашних дел и просто шанс встретиться с подругами. Также считается, что кат способствует похуданию и выводит жир из организма.

Пост не преследует цели пропаганды.

Знаете, что такое "кат"?
Нет, это не то, что вы ставите в длинных постах в ЖЖ, это легкий наркотик, запрещенный к обороту в России и многих других странах.
А вот в Африке он широко распространен в некоторых странах и существуют даже специальные улицы и рынки, куда весь город идет купить себе пучок ката. Если вы придете на такой рынок в 9 утра, увидите совсем немного и торговцев, и людей. А вот в полдень.... здесь будет настоящее столпотворение. Дело в том, что к обеду торговцы приносят самый свежий, сорванный утром кат, ну а люди спешат за растительной дозой.
Кат (или, как его называют в Эфиопии, чак) жуют здесь практически все, чуть ли не дети. И, само собой, не считают его наркотиком. Чак здесь распространен даже сильнее, чем сигареты. Даже грязный ободранный нищий, худющий как жердь, каждый день будет жевать чак а вот поест ли он в этот день, далеко не факт.
Позавчера я побывал на рынке ката (чака) в эфиопском городе Харар, где своими глазами увидел, как выстраиваются очередь к торговцам с "самым лучшим товаром", как дети зазывают прохожих к точкам, где торгует их мать и как довольные люди уходят с желанным пакетиком, купленным за 100-150 бырр (300-450 рублей).


2. Рынок чака в Хараре с виду ничем не отличается от множества других торговых уголков древнего города, где продают овощи, фрукты, орехи, молоко, воду и всякую мелкую всячину. И только если присмотреться, можно увидеть, что перед торговцами лежит один и тот же товар - огромные мешки с какими-то ветками.

3. Подходим ближе и видим, как женщины разбирают содержимое только что привезенных на ишаках мешков размером с тех самых ишаков. Они разбирают ветки по размеру и складывают их в одинакового размера пучки, связывая их ниткой. Пучки посвежее лежат открытыми, как на витрине, пучки с менее свежим местом слома ветки сразу упаковывают в прозрачные полиэтиленовые пакеты. Эти пойдут немного дешевле самых свежих. Чем быстрее женщины рассортируют товар до времени основного наплыва покупателей, тем больше товара они распродадут по максимальной цене, пока он не успеет обвянуть, ведь чак (кат) особенно ценится "только что сорванный"

4. Что это вообще за ветки и почему на них такой ажиотаж в африканских странах?
Кат - вид вечнозеленого кустарника семейства бересклетовых.
Происхождение его спорно. Одни полагают, что он происходит из Эфиопии, откуда затем распространился на плоскогорья Восточной Африки и Йемена. Другие полагают, что кат происходит из Йемена, откуда был распространён арабами в соседние страны.
С древних времён, еще задолго до начала использования кофе в XII в., свежие и сушёные листья ката использовали для жевания или заваривания наподобие чая в качестве лёгкого наркотика-стимулятора.
Наибольшее распространение кат получил в странах Аравийского региона и Восточной Африки (так называемого Африканского рога), например, Йемене, Сомали, Эфиопии. В незначительных масштабах кат также культивируется в Индии и на Шри-Ланке. Дело в том, что традиционно в этих странах преобладает мусульманская религия, запрещающая алкоголь. Поэтому в социальном и культурном смысле кат можно рассматривать как его заменитель.

5. В странах Аравийского полуострова, перечисленных выше странах Восточной Африки кат - неотъемлемая часть жизни общества: его принимают во время встреч в кафе (вместо или вместе с кофе) или после работы, как средство релаксации, студенты употребляют его во время подготовки к экзаменам.
В Йемене по некоторым оценкам кат употребляет до 90% всего мужского населения и 25% женщин. Для самих йеменцев жевание ката не является только лишь пагубной привычкой или времяпрепровождением. Это стиль жизни. Торговлю катом поддерживают десятки тысяч семей страны и на это уходят миллионы долларов в год.
Во всём мире около 10 миллионов человек употребляют кат.
В ряде стран (например, в России и США) кат запрещён, как наркотическое средство.

6. Продажа ката происходит в основном в обед. Как я уже сказал выше, именно в это время люди спешат на рынок, чтобы другие не успели разобрать лучшие связки и чтобы сами связки не успели завянуть на жаре. Зелёные листья ката покупают пучками, при этом обращая внимание на срез стебельков и состояние листьев. Покупатели смотрят, чтобы веточки были аккуратные, с толстенькими упругими кончиками, которые, когда их отламываешь, чуть ли не брызжут соком. Срез должен быть свежим, а верхушки листьев, не вялыми и не повреждёнными.

7. Растение содержит вещества стимулирующе-наркотического действия, в связи с чем получило довольно широкую известность. При усушке эффективность активных веществ в нем быстро падает, поэтому собранный урожай листьев и стеблей ката транспортируют в пластиковых мешках или запакованным в листья банана, для сохранения высокой активности сырья.
Считается, что стимулирующий эффект оказывает содержащееся в растении вещество, традиционно именуемое катин, из класса фенилэтиламина. Однако это утверждение оспаривается — экстракты из свежих листьев содержат также — катинон, вещество более физиологически активное, нежели катин. По данным ЮНЕСКО, действующие вещества относятся к группе псевдоэфедринов.

8. На рынке ката в Хараре можно увидеть довольно много детей. Интересно, что сами они не продают пакетики с листьями, а лишь показывают какой "хороший у них товар" и тащат покупателя з руку к месту, где торгует их мать.

10. Ну а здесь раздолье. На любой вкус и кошелек.
Стоимость я озвучил в начале поста - 100-150 бырр за пучок (300-450 рублей).
Со слов торговцев, пучка достаточно для компании из трех человек.

12. Как его употребляют. Эфиопы кладут листья ката в рот и усердно пережёвываются зубами, затем пережёванные листья перемещаются языком за щеку. Процесс продолжается в течение трёх часов. При этом они разговаривают, курят, пьют воду или даже едят.
Кат вызывает умеренную эйфорию и возбуждение. Известно также, что кат может провоцировать неадекватное поведение и гиперактивность. Некоторые местные жители любят употреблять кат одновременно с алкоголем, что приводит к высокой агрессивности и непредсказуемости поведения - в первый же день нашего пребывания в Эфиопии мы ехали по ночному городу на такси и на машину напали трое подростков, принялись ее бить и пинать прямо на ходу. Водитель сказал, что это кат с водкой. Еще кат подавляет аппетит. Может поэтому его употребляют голодающие бездомные?...

И такие есть цвета Африки...

Партнер путешествия - сервис поиска авиабилетов Aviasales . Билеты покупать нужно только через них!

  • Оглавление раздела: Растения - яды, галюциногены..
  • Читать: Листья кат и их применение

Этнический наркотик...

Растение кат, до сих пор легально продаваемое в Британии, может быть запрещено, как в США, Канаде и многих странах Европы. Этот кустарник (лат.: celastrus edulis) растет в Кении и Эфиопии, а выходцы из Сомали и Йемена, живущие по всему миру любят жевать его листья.

Известно два основных вида ката - мирра (произрастает в основном в Кениии) и херери (произрастает в Эфиопии).

В Великобритании пучок ката стоит около 3 фунтов стерлингов (5 долларов), а в США это растение к продаже запрещено, и там пучок листьев стоит от 50 до 80 долларов

Сомалийцы жуют кат испокон веку и ценят в нем не только то, что он заряжает организм энергией, но и то, что он помогает расслабиться, делает людей более разговорчивыми и дружелюбными. Кроме того, говорят, он укрепляет потенцию, хотя кое-кто из мужчин утверждает совершенно обратное.

Многим сомалийским женщинам, живущим в Британии, это пристрастие мужской половины не очень-то нравится, Из 600 живущих в Британии сомалийцев почти половина готова поддержать запрет ката. Фаиза Мохаммед, глава лондонской организации, занимающейся помощью сомалийским женщинам, утверждает, что кат бьет по сомалийским семьям в Британии.

"На родине эти мужчины добытчики, но в Британию они приезжают без работы и берутся за кат, к которому быстро привыкают. Они жуют день и ночь - и ничего не могут делать, - сказала она в интервью Би-би-си. - Женщины ходят на работу, общаются с детьми, ходят по магазинам, а мужчины только жуют".

Традиционно жевать кат дозволяется только мужчинам; для сомалийских женщин до недавнего времени это было табу. Причем жевать принято в специальных местах, где собираются мужчины, - такие места называются мафришами. "Мафриш столь же важен для сомалийцев, как паб для британцев, - объясняет Мохаммед Дукаале, живущий в Британии сомалийский журналист. - Здесь люди обсуждают свои планы, свои проблемах".

Кат чем свежее, тем лучше, так что нередко листья привозят с плантаций самолетами в течение суток после сбора. Только в одном сомалийском городе, Харгейсе (столице непризнанного государства Сомалиленд), суточный оборот торговли катом оценивается в 200 тысяч долларов в сутки.

Сомали погружена в политическую и военную анархию вот уже более десятилетия, и многие считают, что воинственные настроения полевых командиров отчасти подогреваются именно наркотическим кустом. Американцы, по всей видимости, так и считали, когда запретили кат у себя вскоре после своего провала в Могадишо в 1993 году.

Американские командиры, потерявшие тогда 18 солдат во время операции "Возвращение надежды", были поражены выносливостью сомалийских боевиков, воевавших без устали сутки напролет. Кат стимулирует мозг. Вы раскрываетесь, как цветок, когда жуете. Вы мыслите в позитивном ключе, вы строите планы на будущее.

Многие сомалийцы, однако, считают кат ничуть не более опасным или асоциальным, чем алкоголь или табак, и не думают, что его следует запрещать.

Кат - это сочные ярко-зеленые остроконечные листья, вырастающие на светло-красных стеблях. Молодые листья, покрытые нежным красным пушком, считаются наиболее ценными, так как содержат больше наркотика. Листочки обрывают со стебля правой рукой, разглаживают, отправляют в рот и начинают старательно жевать. Образовавшуюся во рту кашицу проталкивают языком за правую щеку. Покончив с листочками, жуют стебли, если они не очень твердые. Часть их, пожевав, выплевывают в специально приготовленные для этой цели медные чаши. Через некоторое время во рту образуется довольно большой комок ката, сильно оттопыривающий правую щеку,-"катовый желвак".

Листья ката не имеют запаха, на вкус горьковаты, их вяжущий сок обладает наркотическим действием. Кат содержит катин, изомер эфедрина, катидин, катинин, холин и бромиды. В целом воздействие ката на человеческий организм аналогично действию кокаина. В Южной Аравии известно более семи различных сортов ката; в зависимости от места его произрастания содержание в нем наркотиков неодинаково. Лучшими считаются сорта с высоким содержанием наркотического вещества, и стоят они дороже.

Вполне правдоподобной можно считать версию о том, что куст ката (Catha edulis) был привезен на Аравийский полуостров из Эфиопии в XVI в. шейхом Абу Саидом бен Абдель Кадиром. Но некоторые арабские ученые утверждают, что он был известен уже в XIV в. и произрастал на территории современных ЙАР и НДРЙ.

Петер Форскол, погибший в Аравии в 1773 г., в своем произведении "Flora aegyptiaco Arabica", изданном X. Нибуром, дает описание этого растения.

Цветов у ката нет, растет он главным образом в горной местности на высоте до 2500 метров. Несколько раз в году его ветви обрезают. Наибольшей ценностью обладают листья с растения высотой 1,7 метра. Неподрезанные кусты ката достигают двух метров и более.

Кат требует хорошей почвы, много влаги и заботливого ухода. В настоящее время его культивируют в НДРЙ, ЙАР, Эфиопии и Сомали. Лучшие сорта ката выращивают в эфиопской провинции Харар. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья. Листочки ката снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу же заворачивают в банановые листья. Хорошо упакованные, они сохраняют свежесть в течение четырех дней.

До 1967 г. кат в большом количестве ввозили в Аден из Эфиопии. Пять раз в неделю по утрам в Аденском аэропорту садился "катовый самолет", на борту которого не было ничего, кроме ката. Из Северного Йемена его на быстроходных "лендроверах" перевозили в Лахдж, потом переправляли в Дар-Саад (пригород Адена), а оттуда он расходился по всей стране. А в очень далекие времена кат с севера на юг доставляли караваны верблюдов.

Для имама - властителя Северного Йемена, свергнутого в 1962 г., кат был источником дохода. 30 процентов хороших земель на севере страны было занято под катом, и большая часть посадок принадлежала имаму. Чтобы увеличить свои прибыли, имам ввел на кат налог. Не только имамы, но и эмиры и шейхи, а также колониальные власти на юге страны всячески способствовали потреблению ката, ибо люди, пристрастившиеся к зеленым листочкам, не способны размышлять о том, чтобы изменить существующее положение! Во время жевания ката забываются все тяготы повседневной жизни, мир становится светлым, унылое земное существование превращается в "небесный рай". И тем мучительнее пробуждение и возвращение в реальный мир нищеты. Большинство не видело иного пути из состояния безысходности, как снова обратиться к кату. Кат и родственные ему растения встречаются и в других странах земного шара, но ни в одной из них листья этих растений не потребляют в таких огромных количествах, как в Северном и Южном Йемене. В Адене сейчас продают отечественный кат, выращенный в районах Ад-Дали и Яфи.

В народе бытовало поверье, что там, где растет кат, не бывает чумы; поэтому, отправляясь на какое-нибудь сборище, люди клали себе за пазуху в качестве оберега против заразной болезни зеленую, только что сорванную ветку ката.

В старые времена христианское население Абиссинии употребляло кат как тонизирующее средство. Знахари применяют кат в целях врачевания. Они жуют листья, а кашицу выплевывают на больное место страждущего.

В 1910 г. фармацевты города Лиона изготовили Neo tonique Abyssin (Абиссинский новый тонизирующий напиток), пользовавшийся колоссальным спросом как тонизирующее и укрепляющее средство. Но вскоре французское правительство запретило его, ибо оно содержит наркотик. Из листьев ката делают также и алкогольный напиток, который применяется в Африке в качестве лекарства. Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится так называемый эфиопский чай. Отправляясь в дальнюю дорогу, и ocoбенно за границу, любитель ката берет-с собой баночку катового порошка. Находясь в чужой стране, из этого порошка, добавив немного кардамона, сахара и воды, приготовляют напиток. Многие скатывают из порошка небольшой плотный шарик и засовывают его за правую щеку. Порошок нюхают. Южнойеменцам, работающим за границей, родственники посылают его по почте или с оказией в качестве "привета с родины".

Многие йеменцы из Хадрамаута не жуют кат. Однако злые языки в Адене утверждают, будто они компенсируют это крепким финиковым вином.

Те, кто постоянно жует кат, стремятся доставать все более сильно действующие сорта. У начинающих он часто вызывает тошноту, головную боль, сильное недомогание. Иные, одурманенные катом, утрачивают способность контролировать свои действия. Был случай, когда муж, находясь в таком состоянии, убил жену, убежденный в ее неверности. Заодно он убил и одного из "друзей по кату", пытавшегося предотвратить несчастье. А другой жеватель ката вообще никак не прореагировал на происходившее.

У заядлых жевателей, собирающихся обычно в мабразе (специальном помещении, где жуют кат), блаженное состояние наступает через три часа, когда им представляются сладостные любовные картины на играющем яркими красками фоне. Это состояние большинство предпочитает пережить у себя дома, поэтому общество жевателей ката постепенно редеет, и лишь немногие остаются в мабразе до утра. Некоторые пытаются перенестись в реальность, но те, кто жует кат в течение длительного времени, испытывают серьезные затруднения в осуществлении своих желаний, так как кат вызывает анафродизию. Разумеется, об этом говорят неохотно, однако, когда я спросил нескольких своих друзей, так ли это, они утвердительно кивнули. Часто, желая выйти из такого неприятного положения, прибегают к помощи алкоголя. Наутро настает "катовое похмелье": нездоровится, настроение мрачное, хочется спать, ничто в мире не радует.

Большая часть аденцев "катует" по четвергам и пятницам. В субботу они заставляют себя сдерживаться и терпеливо ждут следующего четверга. Поэтому потребление ими ката не влечет за собой каких-либо серьезных последствий. Но у тех, кто жует чаще, это переходит в привычку, они страдают бессонницей, очень нервозны, у них появляется чувство страха перед завтрашним днем, реакции сильно ослаблены. Поэтому есть правило уличного движения в НДРЙ, запрещающее садиться за руль автомобиля, если водитель находится под действием ката. Но традиции не исчезают мгновенно, и нет-нет да и встретишь водителя такси с "катовой щекой".

Частое употребление ката приводит к нарушению кровоснабжения слизистых оболочек. Особенно подвергается атрофии и разрушению слизистая оболочка ротовой полости. В образовавшихся трещинах поселяются бактерии, вызывающие воспаление. Многие в результате потребления ката страдают хроническим гастритом, сопровождающимся отсутствием аппетита, болями в желудке и железодефицитной анемией. Почти все приверженцы зеленых листочков имеют хронический запор. Эти болезни заявляют о себе, как правило, годам к тридцати пяти, а то и раньше.

Длительное жевание ката переходит в наркоманию. Наркоман уже не может обходиться без ката ни одного дня, даже во время работы. Он сам говорит, что без ката больше жить не может. Кат принято употреблять в, компании, но не наркоман редко жует его в одиночестве, всегда ищет себе для этой цели товарищей, наркоман же это делает наедине с самим собой. Уже в начальной стадии заболевания наркоманией человек отдаляется от общества, от которого позднее так или иначе будет все равно изолирован. В конечной стадии наркомании эти люди с истощенными, изнуренными, апатичными лицами сидят на корточках где-нибудь в тени на углу улицы и клянчат милостыню, чтобы тут же на выпрошенные деньги купить еще один пучок ката. Теперь они вообще не способны выполнять какую-либо работу.

(Следует отметить, что кат официально не причисляется к числу наркотиков, его употребление не запрещается в большинстве стран мира. Учитывая все негативные последствия обычая жевать кат, правительство НДРЙ предпринимает меры для сокращения его производства, ввоза, продажи и употребления.)

Ну а женщины? Может быть, жевание ката было одним из немногих дозволенных им "удовольствий"? Женщины Южного Йемена в противоположность их сестрам на Севере жуют кат редко, а если и жуют, то лишь в обществе своих мужей, родителей, взрослых сыновей и дочерей, большинство из них принимают активное участие в борьбе против употребления ката. Ведь от этого в первую очередь страдают они и их дети: семья разваливается оттого, что муж пристрастился к кату, и в доме не хватает денег на продукты, на порошковое молоко для маленьких детей, на самое необходимое.

На кат никогда не существовало и не существует твердых цен. Торговец этим растением всегда приспосабливается к спросу на товар. В праздники и в дни получки цена на кат очень высока. У торговцев "добрые сердца" - они отпускают кат даже в кредит. На базаре в Адене есть небольшой переулок, где вечером светло как днем, где не слышно обычного шума толпы. С сильно оттопыренной щекой, за которую засунут большой шарик ката, одетые только в футу, обливаясь потом, торговцы сидят на прилавках, а их керосиновые лампы отбрасывают яркий свет на лежащие рядом с ними зеленые пучки ката. Покупателю требуется немало времени, чтобы выбрать сорт получше и купить его подешевле. Один пучок ката стоит в среднем от 1 до 2 динаров. Но обычно берут не один, что весьма ощутимо сказывается на семейном бюджете, так как ежемесячный заработок рабочего в среднем составляет от 20 до 30 динаров, а женщинам и сейчас еще редко удается найти оплачиваемую работу.

Правительство ведет постоянную борьбу против злоупотребления катом, но не методом решительных запретов, а не спеша, учитывая сложность проблемы, - сказал мне один йеменский врач. - Выращивать кат не запрещено, продавать - также, крестьянам, которые разводят вместо ката другие культуры, правительство оказывает финансовую поддержку. Поэтому площади, занятые под катом, на севере НДРЙ заметно сократились. Члены ОПОНФ, школьные учителя, женские и молодежные организации проводят широкую общественную кампанию по борьбе с катовой наркоманией По радио и телевидению врачи выступают с докладам о губительном действии ката. За очень немногие годы употребление этого зелья заметно сократилось, особенно среди молодежи. Да и пожилые люди теперь тоже не очень-то охотно показываются на улице с оттопыренной щекой. Мы убеждены, что наш народ, нашедший всебе силы освободиться от внутренних и иностранных угнетателей, сумеет одолеть и катовую наркоманию.

Кения. Первое, с чего следует начать - откинуть предположения, что это цивилизованная страна. Провозглашаемая демократия началась несколько десятков лет назад, но таковой не стала из-за бедности страны и дикости нравов. К примеру, в ходе выборов год-два назад правительственные войска просто расстреливали толпы протестующих, всех подряд, после чего осталось много сирот, людей без крова и работы. Население жалуется на бесчестное поведение правительства, непомерные налоги, которые сама верхушка умудряется не платить. Властные структуры клановые, отражают интересы узкой группы (племени), из которого они вышли, стремятся выделить им деньги из бюджетного пирога. Остальные племена этому не радуются, говорят, что по этому поводу даже совершают протестные массовые убийства. Следствие прямое - полиция стреляет сразу же на поражение, ходят только по двое с автоматами, в темное время суток охраняет только деловой, бизнес и одновременно политический центр Найроби.

Только лишь перейдя дорогу, попадаешь в нижнюю часть города, в которой полиции не видно, а полицейский стационарный пост (стакан) просто обгажен и представляет из себя подобие заброшенного ларька. В нижней части города в темное время суток какой-то бедлам. Играет музыка в ночных барах, вход в которые напоминает контейнер на оптовке, рядом черные типа секьюрити и проститутки. Тут же прямо на улицах валяются черные бомжи, жуть какая-то. При этом народ жует корни растения, напоминающие усы земляники, называется трава мирра. Как мне объяснили, это наркотик с содержанием кодеина, поэтому народ, ее жующий, и не может спать по ночам. Травка эта разрешена для свободного употребления, стоит на наши деньги около 4 рублей пучок. Понятно, что им проще эту гадость жевать, чем сложные финансовые проблемы решать.

Мое присутствие на улице вместе с одним черным вызывает оживление, только сейчас понимаю, как это было опасно. Все зыркают, то денег просят, то выговаривают что-то типа наезда.

Когда я с несколькими черными приезжал в центр города ночью, мне сказали просто не выходить из такси, что я и не делал. Чернокожая девушка, с которой я ехал, пробовала купить билет до Момбасы на автобусе. Что тут началось! Ее окружили человек 30 черных, что-то орут, ее приглашают. Потом она сказала, что все эти типы никакого отношения к перевозкам не имели, а просто хотели денег срубить, отдать фальшивый билет и ничего с них потом не возьмешь… На меня в машине чего-то зыркают, один чуть ли не звать куда-то начал. Ну, жесть короче.

Потом в Момбасе часов в 10 вечера (темнеет в 7) встретился с несколькими подростками (лет 15), гид сказала, что они и ограбить могут. Один за локоть давай меня хватать, ну как бы маршрутка моя подошла, я руку отпихнул и залез в маршрутку (называют их матату).

Вообще отношение к деньгам у кенийцев как-то по-американски трепетное и болезненное. Мой гид по природному парку в Момбасе сказал, что если туристы не будут приезжать, то им нечего будет есть. Еще нужно учесть, что в кенийской семье от 4 до 10 детей, у большинства просто нет работы. Сельскохозяйственный сезон 3 месяца (с апреля по июнь), пока идут дожди. Выращивают картошку, потат, бобы. Кстати посевных полей я видел мало. Непонятно, то ли кенийцы ленивы, то ли не все земли пригодны. Видел, что выращивают кого-то типа коров и овец.

В общем, кенийцы просто поставлены на грань выживания. И результат таков, что черный воспринимает белого как источник доходов и способ выживания одновременно и задача у него выжать как можно больше с "белого богача".Поэтому запросто могут соврать (посадить в такси и возить вместо 20 минут 3 часа, а потом требовать оплаты), обмануть (при обмене денег подсунуть фальшивые кенийские купюры), издеваться (продать какую-то бурду в бутылке под предлогом чистой воды и сказать спасибо за покупку, забывать сдать сдачу или называть стоимость к примеру проезда в 2-3 раза больше для белого, чем для остальных), доставать (на пляже по 7 раз подойдут к одному белому разные негры предложить услуги), клянчить (заглядывать в глаза, мило улыбаться или рассказывать о тяжелой жизни в надежде на чаевые или просто просить попить колы), а также заискивать, когда нужны деньги, а потом перестать здороваться, разговаривать или послать на три буквы, когда от белого уже ничего не надо.

Что меня удивляет, то что бедность местного населения не меняет отношение к ценовой политике и доступности услуг. К примеру, проехать на экскурсию 60 км стоит 100 долларов (к примеру, проехать половину Кении на автобусе 20 долларов).А в баре нашего отеля мне умудрились продать чашку чая за 63 рубля, а потом еще удивлялись, чего это мне больше ничего не охота.

Местные черные леди в голубых мечтах видят себя замужем за белым и смену гражданства, ну или хотя бы забеременеть от него и получать содержание на ребенка. Кстати, у многих получается. Так как отдыхает много немцев, в основном достается им. Англичане, как я понял, поспокойнее в этом вопросе. Старые белые леди таскаются с молодыми мускулистыми и не очень черными, или белые мужики в годах с молоденькими черными девушками и для окружающих это не вызывает какого-то удивления.

На автобусе из Найроби в Момбасу проехал пол Кении (6 часов езды стоит 14 Евро). Обратно летел на самолете (час лета стоит 72 Евро).

Ну что, природа прекрасна. В центре страны горы, предгорья, холмы, долины. Растут в основном какие-то кустарники, в принципе растительность густая и для животноводства пригодная, но такового там немного. Возможно, из-за менталитета, может по другой причине. Ближе к востоку природа все больше похожа на пустыню. В солнечное время народу в деревнях видел мало.

Вообще, проезжаемые нами деревушки были похожими. Стандартным набором были бар, отель, магазин и церковь. Церквей, кстати, очень много и практически каждый кениец считает себя христианином, по воскресеньям ходит в церковь. Много католических приходов, евангельских протестантских церквей, причем практически на каждом углу. Мечети встречаются, но мало, мусульманки также присутствуют, но в меньшинстве.

Народ в деревнях в основном занимается возделыванием почвы. Вообще, деревеньки как бы прижимаются к дороге, как к "реке жизни", что в принципе объяснимо. На каждой остановке в нам в автобус заскакивала ватага местных продавцов фруктов, орехов и один за одним методично что-то пытались продать.

Местный прикол - сидение в покрышке. Кениец садится в теньке в покрышке и наблюдает, как мимо по главной автостраде мчатся машины, чего-то обсуждает с соседом. Ну ор, в общем.

Природа в Момбасе резко отличается от остальной страны. Здесь и влажно и пальмы кругом кокосовые и прочая буйная растительность, прямо оазис среди иссыхающей равнины.

Такси что в аэропорт, что от города в отель 20 долларов, хотя езды 20-30 минут.

Местная кенийка определила меня в отель в пригороде Момбасы-Бамбури (10 км от города) Kahama, как оказалось еще дешевле, чем я нашел в Интернете. Поселился по 31,5 евро за сутки, хотя средняя цена в других аналогичных отелях примерно составляла 35-50 евро.

Честно говоря, не переживал из-за размещения в пригороде. Город что Найроби, что Момбаса представляет из себя кишащий черный муравейник, где пешеходных переходов просто не существует. Кругом нищие, денег просят. Спросить как пройти куда-то невозможно, делают вид, что не понимают, о чем спрашиваю, сразу или в такси сажают или денег просят. Повсюду как-то все неустроено и грязно. Более-менее прилично все в деловых центрах, где банков много, но и те охраняет мужик с М-16 или Калашниковым.

В Момбасе видел форт Jesus, который представляет из себя крепость, построенную, на первый взгляд, из валунов и обмазанную глиной. Форт небольшой, особой прелести в архитектурном искусстве не представляет. Зато вид возле него на прилегающую бухту и океан просто супер, можно часами сидеть и созерцать это великолепие.

Отель удобный, уютный и убранный, несмотря на свои 3 звезды, мне понравилось. За такие деньги в Москве и Стамбуле мне предлагали только какие-то загаженные и протертые номера, сравнения никакого. До берега 200 метров. Девочки на ресепшен сообразительные, обходительные и исполнительные, сервис понравился.

Океан Индийский, ноги в нем омочил. Самое хорошее время для купания-утро и вечер, во время приливов. Днем вода уходит далеко и становится мелко. Температура воды 27, воздуха 30 по Цельсию. Песок белый. На дне кучи водорослей. Глубина до 100 метров от берега по грудь.

Для дайвинга слабовато, с Красным морем не сравнить. За один раз увидел какую-то гусеницу типа рыбу, кучи морских ежей, что-то типа угря, небольшого ската, что-то типа морского карася и стаи маленьких рыб. Больше желания нырять не появилось. Правда, местные предлагали отвезти поплавать с дельфинами и порыбачить, но чего-то не решился.

На сафари уже не поехал, времени мало оставалось. И неохота было связываться с непредсказуемыми жадными кенийцами, их дорогами и непонятного рода транспортом, короче говоря, с очередной головной болью. Сходил в местный природный парк, что-то наподобие зоопарка, чем удовлетворился. Видел гиппопотама, крокодилов, антилоп, рыб разных, сейшельскую черепаху, жирафа кормил.

Завтрак в отеле был бесплатным. Наедался кукурузных хлопьев, молока, яичницы с беконом, чего в принципе, хватало на пол-дня. Ужинал в Момбасе, в принципе по 300-400 р., что еще нормально. В местном баре при отеле меньше чем за 1 000р. за ужин не обойдешься.