Какова характеристика педагогической аксиологии. Аксиологический подход к воспитанию
К числу основных понятий педагогической аксиологии относятся: ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, цен ностное поведение, ценностная установка, ценностная ориента ция, образование, воспитание.
Ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок. Ценностные ориентации в целом отражают направленность личности на определенные ценности в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностными сознанием и отношением.
Ценности, ценностное сознание, ценностное отношение выступают в качестве предмета специального исследования, т.е. они сами познаются и осмысляются, например изучаются ценностные отношения представителей различных профессий, иерархия ценностей личности, ценностные ориентации разных возрастных групп и т. п. Если на обыденном уровне осуществляется ценностное осмысление человеком его бытия, то на научном - рефлексия этого осмысления. К примеру, на обыденном уровне ценностные ориентации человека формируются, а результаты этого процесса закрепляются в индивидуальном сознании. На научном уровне - изучаются содержание и иерархия ценностей; определяются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации человека; выявляются условия их формирования; опытно-экспериментальным путем подтверждается или отвергается их эффективность; на основе анализа и обобщения полученных данных выявляются закономерности, определяются методы.
В педагогической аксиологии человек и человеческое общество определяются как высшие ценности бытия и носители ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения.
Рассмотрим содержание этих понятий, существенных для педагогической аксиологии как относительно самостоятельной области науки, интегрирующей философское, психологическое и педагогическое знание.
В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными способами. Сознание не является биологической субстанцией; оно позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела; вступать во взаимодействие с людьми, ценностями культуры, приобщаться к различным видам деятельности без непосредственного контакта. То есть благодаря сознанию человек живет в сфере не только конкретного, но абстрактного.
В широком смысле «сознание» трактуется как проблема человеческого бытия и способ отображения проблемности общественных процессов.
В более конкретном смысле под сознанием понимаются высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; способ его отношения к миру и самому себе; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и собственного бытия.
Человек в философии рассматривается как носитель сознания. Целью человеческой жизни является созидание собственного сознания, т.е. осознания себя в мире. Сознание представляет собой предельную ценность. Категория «сознание» (от лат. - знать, быть осведомленным) используется для обозначения духа, сознающего себя в отличие от бессознательного или подсознательного.
Различаются общественное сознание и сознание индивида. Под общественным сознанием понимаются духовный результат развития общества, выражение его экономического, политического, социального бытия. Сознание индивида представляет собой его внутренний духовный мир, оно, кроме того, фиксирует социальную связь в самом индивиде (со-знание - совместное знание, разделенное с другими).
Сознание конкретного индивида отражает не только материальные, но и духовные объекты. Человек не просто чувствует красоту, он осознает, открывает красоту в мире и само чувство красоты. Таким образом человек открывает для себя добро, справедливость, любовь - общечеловеческие ценности, существующие в над индивидуальной духовной реальности. И ценностные явления для человеческого сознания так же реальны, как и явления материального мира.
Действительно, мир не является для человека суммой объективных качеств, он открывается человеческому сознанию как мир духовных ценностей, идеалов, симпатий и антипатий. По замечанию философа Э.В.Ильенкова, духовные явления любого уровня нигде кроме как в голове конкретного индивида, реально существовать не могут. При этом они всегда базируются на определенных психических актах и эмоциональных состояниях.
В связи с этим выделяется эмотивная часть сознания, в которой сконцентрированы ценностно-познавательные, духовно-эмоциональные процессы.
Если объективно-познавательная (истинностная) деятельность сознания позволяет адекватно выявлять причинно-следственные зависимости, понимать мир и самих себя в нем, вооружает средствами достижения целей и идеалов, то субъективно-эмоциональная деятельность сознания концентрирует в себе гуманистические идеалы, цели, мотивы, побуждения. Основой развития и совершенствования субъективно-эмоциональной стороны сознания является ценностное знание, определяющее позицию и поведение человека. На его основе формируется отношение человека к миру, людям, самому себе. В субъективно-эмоциональной стороже сознания находят отражение эмоции человека, «выполняющие функции регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» (А.Н.Леонтьев).
Из элементов общественного и индивидуального сознания складывается мировоззрение - концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире.
Мировоззрение является высшим уровнем самосознания человека, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, рассматриваемой во взаимосвязи с взглядами, ценностями идеалами других людей.
Исторически сложились следующие типы мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение, в основе которого лежит не знание, а слепое доверие (доверчивое сознание). Мифологическое мировоззрение является чувственно-эмоциональным отражением действительности. Мифологическая картина всегда ситуативна, привязана к конкретному моменту. Она не может проецироваться в прошлое или будущее, искажает действительность.
Религиозное мировоззрение отражает единство чувственного сознания со сверхчувственным. Его основанием являются вера, молитва, откровение. В религиозном мировоззрении разделяются мир реальный и нереальный, земное и внеземное бытие человека. Доминирующую роль здесь играют религиозные принципы, следование которым является смыслом земной жизни человека.
Идеологическое мировоззрение отражает общие для определенной группы людей значения, смыслы. В основе идеологического мировоззрения лежат не доверие и вера, а идея, на основе которой формируется система взглядов и отношений человека. Идея, как миф, может иметь привлекательную форму, однако при перенесении в определенную ситуацию она способна давать искаженное отражение реальности. В идеологическом мировоззрении прослеживается тенденция рационализации всех сфер жизни общества; оно отражает должное как реальное, идеальное как природное.
Осознание людьми, живущими в ядерном веке, опасности уничтожения всего человечества, разрушительных последствий надвигающейся экологической катастрофы привело к необходимости поиска нового типа мировоззрения, основой которого является система ценностей, значимых для всех существующих религий и идеологий. Сами ценности при этом понимаются как непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к окружающей действительности: к культуре, обществу, природе, самому себе с позиции всеобщего блага. Такое всечеловеческое единство ценностей позволит разрешать возникающие противоречия не путем войн, насилия, а посредством позитивного диалога различных религий, идеологий, культур.
Ценностное сознание как форма отражения и проектирования реальной жизни людей, их устремлений в будущее с учетом родового опыта и переживаемой индивидом личной судьбы с позиции всеобщего блага является основой нового типа мировоззрения. Сознание - не только отражение того, что есть, но и мысленное построение своих действий и их результатов (идеальных образов), которых нет. Сознание ценностно по своей природе, а его ядром являются знания и представления о ценностях. Индивидуальное сознание социально детерминировано общественно-политическими, материально-практическими, познавательными, нравственными, эстетическими ценностями, функционирующими в культуре и социуме.
В психологии развитие сознания ребенка связывают с его психическим развитием. Основным содержанием психического развития ребенка является все более глубокое, активное отражение действительности. Оно требует напряжения внутренней эмоциональной жизни ребенка. Динамика личностного развития ребенка отражает следующие моменты: ребенок в процессе обучения и воспитания овладевает содержанием культуры; он осваивает мир в деятельности и общении, преобразует его; преобразуя действительность, ребенок изменяется сам, т.е. изменяется его сознание. На ранней стадии развития сознание ребенка формируется через предметное (чувственно-практическое) отношение, затем посредством мышления раскрывается связь явлений, развивается более высокая форма предметного сознания ребенка, его самосознание. Структура сознания становится более сложной, предметный мир отражается в нем в более обобщенном виде. Вместе с развитием осознания мира ребенок осознает себя, свое место и роль в мире. Осознание себя в мире, своей значимости и самоценности является проявлением ценностного сознания.
Процесс развития ценностного сознания рассматривают во взаимосвязи с личностным развитием, так как «сущность личности в знании общего дела, тогда как просто индивидуум знает только себя» (М.М.Пришвин). По мнению Ж.П.Сартра, только осознающая личность способна осуществить ценностный способ управления своим поведением, своей деятельностью.
Ценностные аспекты профессионального сознания учителя отражают осознание необходимости перехода от авторитарного образования к личностно-ориентированному, от школы как транслятора информации к школе как воспитательному пространству. Педагогическая мысль отражает поиск механизмов практического Разрешения названной проблемы.
Данная тема рассматривает такие вопросы:
- Становление аксиологии.
- Что такое педагогическая аксиология.
- Задачи аксиологии в педагогике.
Становление аксиологии
Определение 1Аксиология МТИ – это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.
Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.
Определение 2
Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.
Выделяют такие основные виды ценностей:
- Нравственные.
- Экономические.
- Эстетические.
- Познавательные.
- Психологические.
- Социальные.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.
Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций. Эти концепции рассматривали в виде ценностей познавательную активность, знания, воспитание и образование.
Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека. При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности. Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.
Понятие педагогической аксиологии
Определение 3Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.
В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.
Замечание 1
Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности. Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.
Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.
Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений.
Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.
Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи педагогической аксиологии
Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:
- Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
- Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
- Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.
Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Педагогические науки/2
Мушкирова А.Н.
Ст. препод
Боханский филиал БГУ, Россия
О формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения
В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе»(1). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А .Г . Здравомысловым , М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др., психологические теории ценностных ориентаций, представленные Б.И. Додоновым, Г.Е. Залесским, А.Н. Леонтьевым, В.А. Ядовым и др.
Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности, который включает субъект оценки, оцениваемый объект, рефлексию по поводу оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.
Система ценностных ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях воспитуемых. Современная социальная ситуация развития школьников, студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся кардинальной переоценкой ценностей в обществе. В связи с этим все большее значение придается педагогическому процессу в области развития гуманистических ценностных ориентаций воспитанников.
В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания , актуализацией и потреблением ценностей»(1). Формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации , идентификации и интернализации .
Б.Г. Ананьев отмечает, что «формирование личности путем интериоризации – присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все сферы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности.» (2). И.Ф. Клименко считает, что интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане.(3). По Б.И. Додонову, эмоции играют весьма важную роль в формировании ценностных ориентаций. Автор отмечает, что «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки рациональной или эмоциональной).» (4).
Идентификация, по мнению В.А. Петровского, образует одну из форм отраженной субъектности «…когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п.».(5).
Интернализация – это процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых норм и ценностей в своей деятельности. В.Грулих приводит следующую структуру интернализации ценностей:
информация – трансформация – активная деятельность – инклюзия – динамизм.
Информация содержит данные о существовании ценности и условиях ее реализации. Трансформация производит «перевод» информации на собственный, индивидуальный язык. В активной деятельности ценность принимается или отвергается. Инклюзия включает ее в лично признанную систему ценностей. Динамизм фиксирует изменения личности, вытекающие из принятия или отрицания ценностей. (6).
А.В. Кирьякова отмечает, что «процесс ориентации – сложный, противоречивый и в то же время закономерный, развивающийся «по спирали». (7). Автор выделяет 3 фазы процесса ориентации.
1 фаза – присвоение ценностей общества личностью. У личности формируется ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, происходит становление и развитие ценностных ориентаций. Эта фаза очень тесно связана с проблемой формирования убеждений.
2 фаза – преобразование личности на основе присвоения ценностей. В этот период происходит самопознание, самооценка личности, формируется образ «Я». В процесс развития ценностного отношения к миру включается переоценка ценностей, их большая дифференциация. Теоретическим основанием данной фазы выступает психологическая теория «Я – концепции».
3 фаза – прогноз, целеполагание , проектирование. У личности устанавливается система ценностных ориентаций, иерархия ценностей. Процесс ориентации приобретает пространственно-временную трехмерность, что способствует устремлению ценностных ориентаций и самосознания в будущее и формированию жизненной перспективы личности.
Н.А. Асташова, рассматривая процесс интериоризации ценностей у воспитуемых в образовательном пространстве, выделяет следующую последовательность действий педагога: «включение в образовательный процесс ценностных объектов – предъявление ценностей личности – обеспечение связи «субъект – объект» - вызов эмоционально положительной реакции – фиксация этой реакции – генерализация отношения – осознание ценности – коррекция ценностного отношения на основе имеющихся представлений об идеальном уровне ценности» (1).
Процесс формирования ценностных ориентаций, как любое психолого-педагогическое явление, не может протекать идеально в рамках заданной модели, т.к. он связан с развитием личностных качеств человека, многие факторы, такие как семья, круг общения, сверстники, педагогический коллектив, учебно-воспитательный процесс и, наконец, вся окружающая среда так или иначе накладывают свой отпечаток на данный процесс. И, следовательно, воспитательная деятельность будет эффективна тогда, когда она отвечает логике саморазвития субъекта, приоритетам личностно-ориентированного образования.
Литература
1.Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2002, №8.
2.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. С.344.
3.Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. С.3-12.
4.Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. С.272.
5.Психология развивающейся личности / П од ред.А.В. Петровского. – М., 1987. С.240.
6.Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. С.102-109.
7. Кирьякова А.В. Ориентация личности в мире ценностей // Magister . 1998. №4. С.37-50.
e-mail: [email protected]
Тема 1.7
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Требования к компетентности по теме
знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», <<профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;
уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессиональнопедагогической и методологической культуры учителя;
знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;
представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Основные вопросы
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Понятия темы
Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологическая культура, педагогические ценности
1. Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец // Праблемы выхавання. - 2008. -№ 5. - С. 40-44.
2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 216 с.
3. Пионова, Р С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова// Адукацыя i выхаванне. - 2006. - № 4. - С. 80-84.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 31-37.
5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -1 М. . Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В. А. Караковским, -- Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир - представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей - это прежде всего мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы,оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
В настоящее время понятие <<ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально обусловленным приоритетам развития культуры.
Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. axia - ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей - о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.
Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.
В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической,
нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляю щей собой учение о ценностях в педагогическом процессе - образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником.
В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться" в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности. .
Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.
Н. В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп ценностей, куда входят:
1) материальные ценности - все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;2) нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А. Я. Коменского до В. А. Сухомлинского И других;
3) научно-познавательные ценности - все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;
4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей, известных человечеству с древнейших вpeмен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;
5) ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровья, умения поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
По мнению В. А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наук (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенка, раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т. д.).
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.
Педагогическая аксиология стала пользоваться вниманием исследователей лишь в последние годы. Происходящие в обществе перемены активизировали поиск новых, жизненно важных ценностей для молодежи, научное их обоснование, а также методики ассимиляции их современным учебно-воспитательным процессам.
В статье рассматривается и обосновывается комплекс важнейших для современной школы познавательных нравственных, эстетических и других ценностей. Намечаются рекомендации дальнейшей их разработки и внедрения в практику современной школы (0,8 п.л.).
Статья адресована школьным работникам всех уровней, студентам, аспирантам, преподавателям вузов гуманитарных дисциплин.
Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей. Выработанные человечеством идеалы и ценности, по мнению В.А. Сухомлинского, в условиях школы становятся богатством личности воспитанников. «Я добиваюсь того - писал он, - чтобы нравственные ценности, созданные и завоеванные человечеством в прошлом и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка».
Школа несет воспитаннику комплекс важнейших ценностей, над которыми он размышляет, дает им оценочное осмысление и которые затем осваивает. От ценностей всеобщих к конкретным ценностям, их широте и разнообразию в опыте школьника - именно это становится наиболее существенным моментом в формировании его личности.
С педагогической точки зрения ценностями следует считать то, что полезно для жизни школьника, что способствует развитию и совершенствованию его личности. «Ценностью может быть как явление внешнего мира (предмет, вещь, событие, поступок), так и факт мысли (идея, образ, научная концепция). Весь учебно-воспитательный процесс должен быть проникнут идеей полезности для ученика, что вполне согласуется с мыслями, которые в свое время высказал Я.А. Коменский: «Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей... Оно будет истинным, если преподаются и изучаются предметы, только полезные для жизни». У ребенка возрастает интерес к ценности за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней.
Направленность личности человека на те или иные ценности создают ему совершенно своеобразный облик. «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло, - справедливо замечает на этот счет. М. Монтень, - она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее». По его мнению, необходимо видеть прежде всего вечные, непреходящие ценности, которыми жили люди в прошлом и будут жить в будущем. «Если вы прожили один единственный день, вы видели уже все... это солнце, это луна, это звезды, это устройство вселенной - все это то же, от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших потомков».
О содержательной стороне жизненно важных для человека ценностей издавна велись споры, при этом с переменными успехом победу одерживали представители самых различных направлений и взглядов. В древнейшие времена приверженцами «своих» ценностей были стоики, эпикурейцы, спартанцы, в более поздние времена - представители различных религиозных верований, гедонисты, альтруисты, мазохисты и т.д.
Иногда привязанность к одним ценностям вела их носителей не только к яростному неприятию других ценностей, но и суровой, непримиримой борьбе с теми, кто их проповедовал. Побежденные нередко расплачивались жизнью за несогласие жить ценностями победителей.
Зная о ценностных противоречиях, лучшие умы человечества всегда пытались найти разумный выход из этого, примирить враждующих, научить людей жить в соответствии с высшей мудростью и рассудочностью. Так родилась идея выработки единого подхода к уяснению ценностных сущности окружающей действительности, конкретной вещи, явления, поступка с точки зрения их полезности или бесполезности для людей и человека. «Если бы человек был мудр, он расценивал бы всякую вещь в зависимости от того, насколько она полезна и нужна ему в жизни». 1
Сторонником такого подхода к выявлению значимых для человека ценностей был Я.А. Коменский. «Истинная мудрость, - говорил он, - заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такой, какая она есть на самом деле, не стремиться к пустому, как будто бы оно было драгоценным, или не отбрасывать драгоценного, принимая его за пустое, не порицать того, что заслуживает похвалы и не восхвалять заслуживающего порицания». 1
Сам Коменский всегда заботился о ценностях, которые давали бы и человеку, и обществу больше «света, порядка, мира и спокойствия». «Цель не будет достигнута, - предупреждает он, - если души всех не будут подготовлены ко всему, что предстоит в жизни». Наиболее важными для растущего человека в младшем возрасте, по его мнению, являются такие ценности: благочестие, умеренность, опрятность, почтительность, предупредительность, стремление к праве и справедливость, благотворительность, трудолюбие, терпение, деликатность и готовность служить старшим, умение держать себя с достоинством. Кроме того, ряд познавательных ценностей из физики, оптики, астрономии, географии, истории, экономики, арифметики, грамматики и др. наук.
В более старшем возрасте для ребенка важны, по мнению Каменского, такие ценности как воздержание, умеренность, гигиена, послушание, правдивость, радушие, стремление к деятельности, умение молчать, терпение, услужливость, вежливость, приветливость, понятие о том, что является приличным и что неприличным и др.
В России выбору необходимых для школы ценностей много внимания уделял К.Д. Ушинский. Современная школа, отмечал он, основывается на отживших, схоластических ценностях, «притупляющих» умственную деятельность школьников и «уродующих» их нравственность. Ребенок не только не развивается, но скорее вянет от «мертвящего прикосновения» такой школы. Главная причина, по его мнению, - формализм как педагогической науки, так, и педагогической практики. «Небольшая мудрость и не большой труд написать: тому-то учить, тому-то не учить, то существенно полезно, это совсем бесполезно и даже вредно во всех возможных отношениях - умственном, нравственном, религиозном, эстетическом, политическом и т.д. Но написать и предписать еще не значит сделать дело: в продолжении последних лет несколько раз менялись у нас подобные предписания и кончилось совершенной путаницей».
Ценности, на которые должна ориентироваться российская школа, подчеркивает Ушинский, обязаны отражать потребности народа, и должны быть не только тщательно продуманными, но и самобытными. «Чтобы повести народное образование прямым и верным путем надобно смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т.д., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно с ходом ее истории, с духом и потребностями народа. Не одного круга ученых, не одного сословия, не одной литературной или какой-нибудь партии, а всего народа от мала до велика».
В дореволюционный период вопрос о содержании школьных ценностей так и не был решен. Путаница и неразбериха с ценностями продолжается и в первые послереволюционные годы. «Советское воспитание, - пишет А.С. Макаренко в эти годы, - не представляет ничего ни революционного, ни советского, ни просто даже разумного... Наши педагоги просто не знают, что они должны делать, как держать себя, а наши воспитанники просто живут в наших детских домах, то есть едят, спят, кое-как убирают после себя. Картина очень печальная». 2
Размышляя о том, что именно должно стать содержанием жизни воспитанников, Макаренко отмечает необходимость формирования у них верного отношения ко всему комплексу жизненно важных ценностей, позволяющих «прожить как можно дольше и как можно радостнее. Надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью. В этом и заключается мудрость жизни...». 1
Все важнейшие ценности А.С. Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры», куда по его мнению, непременно должны войти образованность, дисциплина, чувство долга, понятие о чести, вежливость, доброта, умение владеть собой, влиять на других, умение быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить..., быть счастливым. Перенос внимания с ценностей формальных на ценности «здравого смысла» - дисциплины, порядка, практического дела стало значительным достижением воспитательной системы А.С. Макаренко.
Эффективность методики Макаренко накрепко связана и с систематическим ценностным исследованием личности каждого воспитанника. В характеристиках, написанных рукой Макаренко на воспитанников, мы насчитали около 90 необходимых, по его мнению, для личности выпускника ценностей. Среди них на первом месте - работоспособность, культура поведения, честность, следующие: лень, грубость, отсутствие определенной цели в жизни, плохие способности, малокультурность, нежелание учиться и др.
Как показывают исследования, в большинстве современных работ по педагогике вопрос о школьных ценностях также находится под пристальным вниманием авторов. По мнению многих из них, главной задачей школы является развитие у воспитанников не только правильного представления о всех важнейших для них ценностей, входящих в понятие «культура человечества», но и умелого освоения тех из них, которые составляют основу их личности.
В связи с происходящими социально-политическими переменами в стране, вопрос о ценностном содержании учебно-воспитательного процесса в особенности обострился. В средствах массовой информации на эту тему появилась немало высказываний, прошло несколько дискуссий, состоялись круглые столы с участием ведущих педагогов страны В центре внимания все тот же не решенный вопрос о разумном, научно обоснованном отборе ценностей для школьников, а также связанный с ним вопрос о том, как эти ценности «встроить в школу, как довести их до каждого учителя, а затем и каждого ученика».
Как видим, в школе, стоящей на пороге значительных перемен, по сей день сохраняется полная неясность, на основании чего и как перестраивать педагогический процесс. «Уже первые попытки перейти от вульгарно-классового, пролеткультовского подхода к общечеловеческим ценностям привели к сумятице во всех программах воспитания. Если здесь действовать непродуманно, то произойдет очередное шараханье из крайности в крайность».
Участники одного из круглых столов, определяя, что из уже выработанных человечеством ценностей является главным для современной школы, назвали: социальную справедливость, доброту, порядочность, совестливость (Г.Н. Филонов), борьбу за мир, труд, семью (А.С. Капто), здоровый образ жизни, стремление к долголетию, милосердие, нравственное и физическое совершенство, заботу об окружающем и окружающих (Г.В. Куцев), культ предков, благоговейное отношение к прошлому (Е.А. Ямбург) и др.
Нам представляется, что вопрос наполнения школьных программ конкретными ценностями должен решаться не с точки зрения их простой исторической значимости для людей, а с точки зрения современной, продиктованной самой жизнью потребности школьника в них. В самом слове «ценность» заложена идея ее сегодняшней полезности для растущего человека. Ценным для него становиться все то, что может стать жизненно важным капиталом в его теперешней и дальнейшей жизни.
В связи с этим необходим более продуманный подход к отбору ценностей как в содержательном так и количественном отношении. Идея полезности позволяет наилучшим образом наполнить учебные планы, предметные программы, учебники такими ценностями, которые апробированы многолетней школьной практикой, дополнить их такими, которых там до сих пор не было, но в которых очень нуждается современный ученик.
Эта же идея позволяет положить конец перегруженности школьных программ и учебников второстепенным, бесполезным, ничего не значащим для развития личности ученика материалом.
Полезность должна сочетаться с разумным объемом ценности, который устанавливается с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, особенностей учащихся. Он должен соответствовать требованиям доступности и посильности для школьника.
Реализации необходимого комплекса ценностей в учебно-воспитательном процессе будет способствовать научно обоснованная систематизация их, о чем пока должным образом не задумывались ни педагогическая наука, ни школьная практика. Систематизация строится на основе ясных и строгих критериев, что поможет исключить разрозненность ценностей, стать им для учащихся на протяжении всего обучения в школе обоснованным минимумом мировой культуры.
Необходимо четко представить себе, что каждый школьный предмет- это, по существу, лишь часть ценностей от всего комплекса уже созданных человечествам научных, художественных, этических, эстетических и других ценностей и исходить в работе с учеником именно из этого, не позволяя гипертрофировать значимость одних и недооценку других предметов. Все они в основе своей взаимосвязаны гуманистическим началом и направлены на формирование у школьника всестороннего жизненного опыта, высокой культуры, взаимопонимания с другими людьми. Л.Н. Толстой в связи с этим справедливо замечает: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Нет необходимости уточнять, какую громадную роль в этом процессе сыграет творческий подход учителя к делу. Именно творческий подход поможет ему научиться уяснять сущность и актуальность ценностей в жизни, в программах и учебниках, давать им необходимое оценочное обоснование. Такая работа вполне по силам думающему, и заинтересованному в успехе дела учителю.
Осваивая ценность, ученик в той или иной мере сам становится комплексной ценностью, что также требует педагогически целесообразного осмысления, оценки с точки зрения объема, глубины и других показателей наличия ценности в его личности. Ценностное содержание личности ученика должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей: родителей, учителей, наставников, воспитателей. К сожалению, как показывают наблюдения, это самое уязвимое место педагогического процесса. Традиционно здесь все сводится лишь к оценке знаний, о жизненной значимости которых ученик порой не имеет никакого представления. Если выявление уровня достижений ученика не соотносится к конкретной ценностью или ценностями, то разговор об этих достижениях будет всегда субъективным и расплывчатым. Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.
Разговор о ценностях должен быть составной частью каждого этапа работы с воспитанником. Нельзя забыть о словах известного американского философа Лео Ворда: «Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание». По его мнению, сама «жизнь является полем выбора ценностей». 1 Неопределенность ценностей, их объема и характера потребления учеником на руку лишь недостаточно подготовленному педагогу. В таких условиях он получает негласную возможность (и почти всегда пользуется такой возможностью) «подправлять» содержание учебного и воспитательного материала под свой уровень ценностного развития. Истолкование материала, оценочное его осмысление ведется таким наставником с учетом своего «вкуса», своих пристрастий, симпатий к чему-то или, наоборот, ярко выраженных антипатий.
По настоящему осмысленная ценность и понимается, и принимается учеником гораздо скорее. У ребенка возрастает интерес к ней за счет того, что он начинает понимать жизненную необходимость в ней. Об этом еще в 18 в. Говорил Феофан Прокопович. Ученик, по его мнению, должен хорошо понимать, чего можно «достигнуть через сие или иное учение». Надо, «чтобы ученики видели берег, к которому плывут, и лучшую охоту бы возымели, и познали бы повседневную прибыль свою, також и недостатки».
Ценность обнаруживается тогда, когда ставится цель обнаружить ее. Для этого необходима вдумчивая, аналитическая работа учителя. Содержание изучаемого материала следует соотнести с тем, что это даст воспитаннику и не станет ли это простым для него времяпрепровождением. Постепенно надо развивать у себя навыки стремительного различия ценностей в любом учебном материале, каким бы абстрактным и трудным он ни казался на первый взгляд.
Сотрудничая с учеником, следует также добиваться того, чтобы осваиваемая ценность высоко ценилась им; только в этом случае она переходит в его потребность. Если же у ребенка не сформировалось положительное отношение к ценности, у него не возникает желание присваивать ее. Незаинтересованное отношение к сути усваиваемого, а нередко и полное отсутствие какого-либо отношения - главная причина низкой эффективности образовательного процесса. Оценочная позиция учащихся в этом случае - это позиция неверия в жизненную значимость усваиваемых ценностей, в их тесную связь с действительностью. «Тогда и появляется именно то, что принято называть формализмом знаний».
Отсутствие у многих учащихся высокой оценки усваиваемых ценностей является существенным недостатком современного педагогического процесса. Говорить об успешном присвоении школьником познавательных ценностей на том основании, что он узнал о них, не имеет смысла.
К сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями. «Оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания». 1
Актуальной задачей современной школы остается задача точного определения того поименного ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника. Отталкиваться при этом необходимо от основных, исторически сложившихся групп ценностей:
материальные ценности - все то, чем располагает сама
школа, окружающая среда, семья, общество в целом.
Формирование у учащихся разумного отношения к ним - одна из важнейших задач современной школы. Неслучайно в последние годы в учебно-воспитательный процесс введены такие курсы как экономическое, экологическое, семейное воспитание, предусматривающие формирование у школьников правильного отношения прежде всего к ценностям материальной культуры;
нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А.Я. Коменского до В.А. Сухомлинского.
Если ко времени окончания школы, изучив множество предметов, ученик так и не научился различать, что есть добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо, то, вне всякого сомнения, поставленная школой цель по формированию нравственных качеств личности не достигнута;
научно-познавательные ценности - все то, что связано с
познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе.
художественно-эстетические ценности - группа ценностей
известных человечеству с древнейших времен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека на основе катарсиса потребности жить по законам красоты.
ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровье, умение поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование каких-то привычек у ученика, а целый комплекса жизненно важных ценностей, формирование у него потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать качественную, в частности, ценностную его неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой. Управление усилиями и возможностями воспитанников остается в руках умелого, хорошо подготовленного в аксиологическом отношении наставника. И это должно стать в современном педагогическом процессе не случайным, а систематическим и целенаправленным делом.