Классификация современных психологических теорий личности. Современные теории личности

В конце 30-х годов прошлого века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине этого века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,

где В - поведение; F - знак функциональной зависимости; Р - внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е - социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности , как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание : внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

3. Психодинамические теории личности .

Как уже говорилось, Г.Олпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Олпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 1), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Полипарадигмальный характер психологии XX в. нашел отра­жение в значительном многообразии теорий, подходов, моделей функционирования и развития личности, сложившихся в рамках различных школ психологической мысли. Множественность опи­саний и интерпретаций личности, как уже отмечалось, объясняется многоаспектностью ее природы. Едва ли обоснованно отдавать пред­почтение одним теориям перед другими, поскольку каждая науч­ная точка зрения проливает свет на вполне определенный и значи­мый аспект индивидуального психосоциального бытия человека.

Возможным критерием классификации психологических уче­ний, стремящихся раскрыть сущность личности как специфиче­ской «формы существования человека» (Д.А. Леонтьев), является их тяготение к одному из двух полюсов концептуализации: к гомеостатическому или гетеростатическому принципу описания. В первом случае личность представляется системой, стремящейся к сохранению устойчивости/стабильности, равновесию или гоме-остазу (от гр. homoidsis - подобный и stasis - состояние). Во втором - это система с тенденцией к гетеростазу, то есть к нару­шению равновесия и нарастанию внутренней напряженности ради развития и выхода на новый уровень функционирования.

Другое существенное различие в подходах определяется преоб­ладанием одного из двух базовых представлений о природе чело­века: 1) об изначальной противоречивости и конфликтности, либо, наоборот, 2) внутренней согласованности личности. Эти два пред­ставления восходят к философским спекуляциям прошлых столе­тий («человек от природы зол», «человек от природы добр», «чело­век человеку волк» и т. д.) и своеобразно модифицируются в со­ставе современных психологических учений.

В соответствии с этими критериями зарубежные теории лично­сти можно условно разделить на четыре основных типа:


* гомеостатические, ориентированные на конфликт; * гомеостатические, ориентированные на согласие; * гетеростатические, ориентированные на конфликт; * гетеростатические ориентированные на согласие.

Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, посту­лируют как данность, что каждый человек в течение всей своей жизни безуспешно пытается разрешить заданное самой природой сущностное противоречие и вернуться в безмятежное состояние равновесия («золотой век», «внутриутробный рай»). Типичным при­мером такой трактовки личности является классическая психоана­литическая теория 3. Фрейда, а также концепции его последовате­лей О. Ранка, Ш. Ференчи, В. Райха и др. Конфликт здесь не только неизбежен в силу изначальной «испорченности» человека, но и жизненно необходим, так как при его отсутствии исчезает источник развития личности.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,при­держиваются «нейтральной» точки зрения на человеческую приро­ду. В них конфликт уступает место адаптации, ассимиляции и тенденции к сглаживанию противоречий между индивидом и сре­дой. Личность рассматривается либо как система, формируемая со­циумом согласно законам внешней механистической детермина­ции (бихевиоризм),либо как система, активно моделирующая ок­ружающий ее, постоянно меняющийся мир с целью более эффективного приспособления к нему (когнитивный подход,тео­рия Ж. Пиаже).

В теориях гетеростатического типа преимущественное внима­ние уделяется процессам самодетерминации, усложнения органи­зации и совершенствования личности в ходе ее становления (для обозначения всей совокупности этих процессов используется тер­мин «личностный рост»). Авторы таких теорий (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт) провозглашают отличительной характери­стикой, сущностной чертой личности «бескорыстную», изначаль­но творческую активность, проявляющуюся как постоянное стрем­ление развиваться, изменяться и самотрансцендироваться, «вы­ходить за пределы собственного Я». Теории указанного типа могут включать и представления о конфликтных или кризисных ситуа­циях как дополнительных механизмах развития (гетеростатиче­ские теории, ориентированные на конфликт, в частности, теория Э. Эриксона). Личность понимается в них как постоянно «незавер­шенный проект» или как субъект, находящийся в «мучительном поиске себя», собственной идентичности (Э. Эриксон), уникаль­ного смысла жизни (В. Франкл). В ряде гетеростатических кон-


цепций фактором формирования «жизненного проекта» служит система высших ценностей, а идеалом, к воплощению которого стремится личность, - некоторый «универсальный проект» (мо­дели самореализации в гуманистической психологии). В то же вре­мя в альтернативных теориях этот проект признается не задан­ным изначально, а формирующимся в различных видах деятель­ности (деятельностный подход).

Теории гетеростатического типа, ориентированные на согласие, предлагают однозначно оптимистический взгляд на природу чело­века и его жизненный путь, тогда как теории, ориентированные на конфликт, возлагают ответственность за жизненный проект и ис­ход его реализации исключительно на самого человека. В после­дних не подчеркиваются изначально позитивная направленность и предзаданность личностного развития, но широко обсуждается про­блема свободного выбора - из ряда возможных альтернатив - индивидуального пути, отношения, способа разрешения глубин­ных жизненных противоречий.

В отличие от перечисленных выше теорий, содержащих как оп­ределенные допущения о природе человека, так и четкие представ­ления о ядерных и периферических структурах личности, фактор­ные модели основаны на статистическом подходе. Суть данного, сугубо эмпирического, факторного подхода заключается в следую­щем. На первом этапе производятся кропотливые наблюдения над людьми с целью выделения и описания их личностных особенно­стей. Затем данные этих наблюдений выражаются количественно, например, способности кодируются баллами, набранными по соот­ветствующим тестам. Затем вычисляется коэффициент корреля­ции между переменными. Высокий положительный показатель (ко­эффициент) корреляции свидетельствует о том, что переменные проявляются совместно, отрицательный показатель - что присут­ствие одной переменной исключает проявление другой, а низкий или нулевой означает, что зависимость не выявлена. Так, может оказаться, что длина ступни положительно коррелирует с ростом человека и отрицательно - с принадлежностью к женскому полу. Это означает, что человек, который носит большой размер обуви, скорее всего, будет мужчиной высокого роста. Связанные между собой переменные объединяются в факторы. Таким образом, фак­торный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Определяется также «вклад» каждой переменной в тот или иной фактор. В ре­зультате устанавливаются общие и наиболее существенные харак­теристики личности, связи между ними и принципы их организа­ции в целостные ансамбли.


4.1.4. Соотношение понятий «индивид», «личность»,

«индивидуальность»

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматри­ваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общеви­довых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражаю­щее себя существо. По идее В. Франкла, человеческая личность - это сложный многомерный феномен, отдельные аспекты которого могут быть представлены как проекции в плоскостях тех или иных научных дисциплин - биологии, социологии, психологии, однако уникальная целостность личности не сводима ни к одной из этих проекций.

В различных сферах человекознания человек анализируется как индивид (от лат. individuum - «неделимый», то есть далее не разло­жимая на составляющие частица какого-либо целого) - предста­витель hominis sapientis, человеческой общности, который одно­временно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделя­ющийся из множества») было введено в философский дискурс древ­неримским оратором Цицероном. Сегодня, говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и оп­ределенного генотипа, на базе которого в течение жизни формиру­ется фенотип. Это единичное природное существо, продукт фило­генетического и онтогенетического развития, являющий собой един­ство врожденных и приобретенных черт.

Первоначально человек выступает как отдельная особь (особа, особый), «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный инди­вид, своеобразный «.социальный атом», персонифицирующий не­которую группу, и, наконец, как личность.

Личность не исчерпывается ансамблем индивидных характерис­тик. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедея­тельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек - это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». В свете этого личность в общефилософском смысле определяется как «центр духа в индивиде» (М. Шелер), как «воплощенный лик» (П. Флорен­ский), то есть в качестве духовной ипостаси человеческой приро­ды, проявления духовного самобытия.


Если в понятии «индивид» фиксируются отнесенность конкрет­ного субъекта к роду человеческому, объективная данность и пре­допределенность некоторых видоспецифичных черт, то «личность» предполагает непрерывное становление и самоопределение, в ней самой усматривается источник ее собственной активности.

Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосозна­ния и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений, наиболее полно проявляющий свои сущностные свой­ства (характеристики) в общении и деятельности.

Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении пред­ставлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Это отраже­ние всеобщего в единичном. Как писал Гегель, «принцип личнос­ти есть всеобщность».

Кроме того, человек способен достигнуть относительной авто­номии и независимости по отношению к своему культурному ок­ружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, пред­рассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно вы­ражается человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретен­ных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается целостный ансамбль социально значимых отли­чий человека от других людей. Данный термин сочетает в себе такие смысловые нюансы, как «уникальность» и «целостность», иными словами, он указывает на некое единство и самотожде­ственность субъекта, которые немецкий философ Ю. Хабермас вы­разил в понятии «моя концепция меня самого». 1

В зарубежной психологии индивидуальность (понимаемая как своеоб­разие, уникальность и целостность конкретной личности) соотносится с особым, специально-научным термином «самость» (К.Г. Юнг, X. Ко-хут, Г. Олпорт, К. Роджерс).

Самость - это сущностное ядро индивидуальной психики, глубин­ная структура, обеспечивающая цельность и связность человеческого опыта. По К.Г. Юнгу, самость, как эмпирическое понятие, обозначает целостный спектр психических явлений у человека. Она выражает един-

1 Противоположный подход к пониманию личности предполагает акцентиро­вание в человеке его мозаичности и разнородности отдельных характеристик. Целостность эфемерна, человек есть множественность, фрагментарность, и у него, как утверждал Г.М. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого Я. Человек разделен на множество малых «я». Жизнь человеческая подобна калейдоскопу сменяющих друг друга «масок», ролей и состояний.


ство личности и, в то же время, выступает в качестве центрального архетипа коллективного бессознательного (архетип целостности и по­рядка или «архетип архетипов»). Это принцип упорядоченности и струк­туры, определяющий баланс и интеграцию психических содержаний (элементов сознания и бессознательного), придающий целенаправлен­ность и осмысленность индивидуальному существованию. В процессе личностного развития («индивидуации», в терминологии Юнга) Самость постепенно становится основным регулятором и интегрирующим цен­тром психической жизни (или психической реальности) индивида.

Согласно Г. Олпорту, для решения проблемы познания и описания человеческой индивидуальности необходимы конструкты такого уров­ня обобщенности, как эго или стиль жизни, позволяющие охарактеризо­вать личность в ее своеобразии. Поскольку эти термины достаточно неопределенны и содержат семантические неясности, Олпорт вводит новый термин - проприум.

Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящее­ся к росту и развивающееся начало человеческой природы. Это каче­ство, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о субъективной части опыта, которую мы можем определить как «мое». Иначе она обозначается как «самость». По Олпорту, проприум охва­тывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства", это некоторая организующая и объединяющая сила, назначение которой - обеспечение и поддержание уникальности человеческой жизни. Олпорт выделил семь различных аспектов «са­мости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости - так называемые проприотические функции. К ним относятся:

1) ощущение собственного тела как телесная основа самосознания;

2) чувство самоидентичности;

3) самоуважение, основанное на осознании успешности в достиже­
нии различных целей;

4) расширение самости за счет осознания внешних объектов как
«моих» или «связанных со мной»;

5) образ Я, способность представлять себя и думать о себе;

6) рациональное управление самим собой;

7) проприативное стремление, выражающееся в постановке и достиг
жении перспективных целей и в процессе самосовершенствования.

Говоря о долгосрочных планах и приоритетных целях личностного развития невозможно обойти стороной проблему ценностных ориен­тиров и мировоззренческих оснований индивидуального бытия. В сво­ем описании зрелой личности Олпорт подчеркивал важность объединя­ющей философии жизни и утверждал, что такая философия основана на ценностях, направляющих усилия человека в поисках порядка и смысла жизни.

Итак, центральными характеристиками индивидуальности могут слу­жить индивидуальный стиль жизни и деятельности, способность к твор-


честву (креативность), система ценностей и смысло-жизненных ори­ентации, уникальное мировоззрение (или жизненная философия).

Понятие «индивидуальность» проясняется при анализе процессов самовыражения и самораскрытия человека и связывается с такой ин­тегральной характеристикой личности, как конгруэнтность (от лат. congraens - совпадающий). В данном случае подразумевается мера или полнота самораскрытия, соответствие между внутренним и внешним, переживание человеком подлинности/неподлинности собственной лич­ности и жизни в целом.

Конгруэнтность, по К. Роджерсу, - это степень соответствия между опытом (тем, что происходит в поле вашего сознания), переживанием (тем, как вы это переживаете), осознаванием (тем, в чем вы отдаете себе отсчет) и выражением (тем, что вы говорите и как вы действуете). При высокой конгруэнтности человек склонен к спонтанному и открытому самовыражению, а его мысли, чувства и действия достигают согласо­ванности. Неконгруэнтность предполагает наличие рассогласования между опытом, осознаванием и сообщением об опыте. Она может пе­реживаться как неподлинность и связана с механизмами психологичес­кой защиты (вытеснение, отрицание и др.). Разнообразные симптомы психопатологии Роджерс рассматривал как специфические формы не­конгруэнтности, связанные с неадекватными установками, стереотип­ными и искаженными представлениями или травматическими пережи­ваниями. Каждый человек испытывает сущностную потребность в согласованности и подлинности.

Наконец, понятие «индивидуальность» сопряжено с конкретно-на­учными терминами «самореализация» и «самоактуализация-», которые занимают центральное место в гуманистических теориях личности.

Согласно теории А. Маслоу, самоактуализация - это процесс всесторонней реализации человеческих возможностей, поступательное движение личности к полноте творческого самораскрытия, актуализа­ция индивидом изначально заложенного в нем природного и духовного потенциала. Самоактуализация относится к числу базовых потребнос­тей человека; фрустрация этой потребности оборачивается различны­ми формами психопатологии. Определяя самоактуализацию как стрем­ление к «вочеловеченности», А.Маслоу полагал, что подлинно здоро­вой может быть признана лишь самоактуализирующаяся личность. 1

Индивидуальность человека проявляется в том особом, уни­кальном способе, с помощью которого он реализует свой личност­ный потенциал, то есть заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности. Ком­муникативный потенциал личности определяется мерой и формами

1 К числу самоактуализирующихся личностей Маслоу отнес ряд выдающихся деятелей культуры, в частности, Б. Спинозу, Гайдна, Гете, У. Уитмена, фи­зика А. Эйнштейна, психологов У. Джемса и М. Вертгеймера; отдельных по­литиков - Дж. Вашингтона, Б. Франклина, Т. Джефферсона, А. Линкольна.


ее общительности, характером, прочностью и продуктивностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. Содержатель­но коммуникативные способности человека выражаются в инди­видуальном репертуаре социальных ролей. Когнитивный (познава­тельный) потенциал личности реализуется в ее способности к по­знанию внешнего (природного и социального) мира и к самопознанию. Он включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека. Аксиоло­гический (ценностный) потенциал личности определяется системой ценностных ориентации, приобретаемой в процессе социализации и выступающей основанием оценки различных жизненных явле­ний и событий. Это вся совокупность идеалов, убеждений и уст­ремлений человека в нравственной, религиозной, эстетической и др. сферах. Речь идет о единстве психологических и идеологиче­ских моментов, сознания личности и ее самосознания, которые интегрируются в своеобразном мироощущении и мировоззрении человека. Творческий потенциал личности - это мера ее конструк­тивности, оригинальности, креативности, то есть умения откло­няться от традиционных схем и стереотипов мышления и нахо­дить качественно новые решения в проблемных ситуациях.

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуаль­ность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Ас-молов).

Параметры классификации Теории личности
1. Способ объяснения поведения личности Психодинамические теории Социодинамические теории Интериористические теории
2. Способ получения данных о личности Экспериментальные теории Неэкспериментальные теории
3. Исходные принципы исследования личности Структурные теории Динамические теории Гуманистические теории
4. Возрастной диапазон личности Дошкольные и школьные теории личности Общие теории личности
5. Понятия, в которых описывается личность Теория черт личности Поведенческие теории личности

Рассмотрим некоторые теории более подробно. Так, например, Г. Оллпорт и Р. Кеттелл начали разрабатывать теорию черт личности. Ее можно отнести к разряду динамических теорий. Эта теория была основана на том, что люди различаются по набору и степени развитости у них индивидуальных черт. Р. Мейли выделил 33 характеристики, которые являются необходимыми и достаточными для полного описания личности. На данный момент этот набор увеличен до 200 характеристик.

Как альтернатива теории черт, за рубежом получила распространение теория социального научения. Основная психологическая парадигма этой теории заключается в том, что индивидуальные различия в поведении являются результатом опыта и длительного пребывания в различных социальных условиях. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством ситуаций, оценкой его поведения другими людьми.

Особый интерес представляет психоаналитическая теория личности 3. Фрейда, основанная на внутренних психологических свойствах индивида, связанных с его потребностями и мотивами. Самосознание человека Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, большая часть которого скрыта. Структура личности по Фрейду это – «Оно», «Я», «сверх-Я». «Оно» действует на основе принципа получения удовольствия; «Я» – на принципе реальности, «сверх-Я» руководствуется идеальными компонентами действительности, принятыми в обществе нормами. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы психики:

1. Отрицание: применяется в том случае, когда реальная действительность неприятна. Человек закрывает глаза на неприятные моменты или пытается снизить уровень угрозы.

2. Подавление : вытеснение из сознания неприятной информации.

3. Рационализация: это способ разумного оправдания поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.



4. Формирование реакции : бессознательная неприязнь к человеку или ситуации выражается в нарочитом внимании к объекту неприязни.

5. Проекция : собственные отрицательные, качества присваиваются другому человеку, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация: попытка уйти от эмоционально-угрожающей ситуации методом отстраненного ее обсуждения.

7. Замещение – косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким–либо нравственно допустимым способом.

Обратим внимание на гуманистические теории личности, включающие в себя знание о том, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни, исходя из своих потребностей и интересов. Основоположники этой теории А. Маслоу и К. Роджерс. С их точки зрения человек обладает стремлением и имеет способность к личному самовыражению. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», которое включает в себя набор представлений, идей, целей, ценностей личности. Образ «Я» складывается в результате личного жизненного опыта. Это «Я-концепция» индивида, которая может быть: положительная, отрицательная, амбивалентная.

Особый интерес представляют отечественные психологические школы. Основные имена отечественной психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович. Основные понятия отечественной психологии, раскрытые в трудах этих ученых, это: ведущая деятельность и социальная ситуация; мотивационная сфера личности, личностный смысл. Опираясь на работы указанных ученых, попробуем представить особенность психологического мира человека. Он включает в себя следующие понятия: пространство психологического мира, психологическое время, содержание психического мира: информация, сигналы, символы, индивидуализация психического мира, отношение к себе и к другому человеку, энергетический заряд, активирующий психический мир человека.



Рассмотрим эту систему понятий последовательно. Пространство психического мира состоит как бы из двух плоскостей – сознательного и бессознательного. Об этих плоскостях мы уже упоминали, обращая внимание на исследования 3.Фрейда. К сфере бессознательного можно отнести надсознательное, которое представляет собой вершину творческого процесса, творческую интуицию, благодаря которой происходит творческое озарение; неосознаваемые мотивы и смысловые установки; регуляцию автоматизированных и непроизвольных действий. К сфере сознательного относятся механизмы рефлексии, самонаблюдения, саморегулирования, самоконтроля. Они характеризуются мотивационно-ценностной направленностью с различной степенью ясности и обуславливаются внешними по отношению к сознанию факторами, прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид.

Изучение сознательного сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, с тем, что все психические явления предстают перед человеком в той мере, в какой они осознаются. Во-вторых, отдельные психические функции не локализуются во внешнем пространстве и не расчленяются во времени. Все элементы сознательного имеют социокультурный характер и формируются в ходе истории человечества под влиянием надиндивидуальных структур, сложившихся в процессе совместной деятельности. Все процессы психического пространства находятся в постоянном развитии и движении.

Психологическое время связано с влиянием биологических ритмов. Восприятие и оценка временных пространств меняется в зависимости от состояния человека. Существуют личностно-психологические особенности восприятия времени. Так, например, сангвиникам и холерикам времени постоянно не хватает, они опаздывают, не умея оптимально распределить время. Флегматики, наоборот время переоценивают, оставляя его как бы в запасе. Меланхолики наиболее точно оценивают время, поэтому более четко его распределяют.

Психологическое время включает в себя: оценку процессов и скорости протекания жизненных событий; переживание сжатости и растянутости, ограниченности и беспредельности времени; принадлежность жизненных событий настоящему, удаленность в прошлое или будущее; осознание возраста, продолжительности жизни. Психологическое время не прямо отражает хронологию, а ощущается сложной системой взаимодействующих,. межсобытийных связей типа «причина-следствие», «цель-единство».

К закономерностям определения психологического времени относится осознание своего возраста. Возраст человека можно определить относительно четырех параметров и в зависимости от этого выделяют четыре типа возраста: 1. хронологический; 2. биологический; 3. социальный; 4. психологический. В процессе эксперимента установлено, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется. После 40 лет наблюдается обратная тенденция – люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть на самом деле. Психологический возраст имеет некоторые характерные особенности: он измеряется на внутренней шкале отсчета каждого индивида; – в некоторых пределах человек может молодеть и стареть за счет своего психического состояния; психологический возраст может не совпадать с хронологическим; может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды (6 – 7 лет, 12 – 14, 18 – 19, 25 – 26, 30, 40, 50, 60, 70, 75 и т.д.).

Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса определяется тем, насколько важно расхождение между поставленными и реализованными целями. В содержании психологического мира личности особую роль играет символика, с которой, по мнению Юнга, связаны архетипы людей. Сюда входят жесты, мимика, позы, которые мы расшифровываем при общении с другими людьми.

Индивидуализация психологического мира - это реализация индивидуальности человека, его неповторимости, оригинальности. Человек любое событие переживает, включается в него, пропускает через себя. Это эмоционально окрашенное состояние, процесс выбора мотивов, целей, ценностей, проявляющихся при осмысливании своего существования. Переживание помогает человеку обрести личностный смысл происходящих событий, через них идет процесс индивидуализации психического мира человека.

Глубинные пласты взаимодействия людей пытается объяснить и проанализировать в своем учении о транзактном анализе Э. Бэрн. Основная его идея состоит в том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, управляющих человеком в зависимости от ситуации. Это три состояния человека, которые Бэрн назвал: Ребенок (Дитя), Родитель, Взрослый.

Состояние Ребенка (Дитя) – эмотивное начало в человеке. Это доверчивость, нежность, изобретательность, капризность, обидчивость. Сюда же относятся детский «лепет», способы реагирования, непосредственное отношение к миру, творческая увлеченность, упрямство, легкомыслие.

Состояние Родителя – это источник социальной преемственности. Оно включает в себя социальные установки поведения, усвоенные из внешних источников, преимущественно от своих родителей и других авторитетных лиц. С одной стороны, это набор полезных, проверенных временем правил и руководств, с другой – вместилище предрассудков и суеверий.

Состояние Взрослого – источник реалистического и рационального поведения. Это состояние не связанно с возрастом. Будучи ориентирован на объективный сбор информации и полную ответственность за свои поступки, взрослый организованно, адекватно, разумно, хладнокровно оценивает вероятность успеха и неудачи.

Любое из названных эго-состояний может ситуативно или постоянно преобладать в человеке и тогда он чувствует, мыслит исходя из этого эго- состояния. В жизненной перспективе эго-состояния развиваются у человека в следующей последовательности: у новорожденного на чувственной основе сразу начинает формироваться детское «Я», затем развивается родительское «Я» на базе подражания примеру и образу родителей и воспитателей, и, наконец, развивается взрослое «Я». Оно складывается по мере того, как ребенок осознает смысл окружающей его действительности. Преобладание одной из позиций в человеке имеет свои минусы. Оптимальным считается вариант, когда в человеке присутствуют все три эго-состояния в равных пропорциях, что встречается крайне редко.

Итак, мы рассмотрели наиболее интересные теории личности и попытались их раскрыть. Теперь обратим внимание на процессуальную сторону социализации личности, связанную с приобщением личности к социуму и осознанием себя, своей неповторимости и уникальности.

К концу 30-х годов нашего века в психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. В общей сложности можно выделить около 50-ти различных теорий личности, которые могут быть сгруппированы на основании разных факторов.

Если в основу классификации положить способ объяснения поведения , то теории личности могут быть разделены на психодинамические , социодинамические и интеракционистские . К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

По способу получения данных все теории личности могут быть поделены на экспериментальные и неэкспериментальные . Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

С позиций проблемного подхода все теории личности могут быть разделены на структурные и динамические . К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

С позиций возрастного диапазона теории личности могут быть поделены на две группы. Первая группа теорий характерны для возрастной и педагогической психологии. Эти теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы. Ко второй группе относятся теории, рассматривающие развитие личности в течение всей жизни человека.

Основанием для деления теорий личности на типы могут быть понятия, в которых описывается личность. Это могут быть внутренние свойства, черты и качества личности, или внешние проявления, например поведение и поступки.

Проанализируем с позиций данных классификаций ряд наиболее известных теорий личности.

Г. Олпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт . Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства. Согласно этой теории люди отличаются друг от друга по набору отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического обследования.

Г. Олпорт пришел к построению методики изучения личностных черт следующим способом. Он выбирал из языка слова-понятия, описывающие личность. Затем он сокращал список выбранных слов, исключая из него слова-синонимы. Таким образом он получил необходимый и достаточный минимум всевозможных личностных черт. С этим стандартным набором личностных черт можно было сравнивать набор черт каждого конкретного человека.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека. С помощью данного метода Р. Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р. Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. В многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт, необходимых для полного психологического описания личности.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, для анализа психологического профиля личности разные авторы предлагают неодинаковые списки факторов - а значит, выявляют разный набор психологических черт. Во- вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека. Как выяснилось, поведение зависит не только от черт личности, но и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение теория социального научения (бихевиоризм). Она может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих человека как личность в поведенческих терминах.

Основная психологическая характеристика в данной теории личности - это поступок или серия поступков . Индивидуальные различия в поведении людей есть результат различных жизненных условий, взаимодействий с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения (его развитие как личности) - это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание. Устойчивость человека как личности определяется не его собственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же ситуаций, одинаковостью подкреплений и наказаний, частотой повторения социальных действий.

Разработанную Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь потребности и мотивы.

Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности. Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским (у разных авторов по-разному), неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.

В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С. Выготского , в частности А.Н. Леонтьевым, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека. Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А. Н. Леонтьев представил свою теорию личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности . Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Контрольная работа

на тему: Классификация и содержание новейших теорий личности

Выполнила:

Пляшечника А.Р.

Кинель, 2013 год

Введение

Личность - одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего, социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е., они отмечают в людях социально типическое).

Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек - личность - индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии - это нечто особенное.

В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самостоятельно производящийся);

3) деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним объективным миром (человек, производящий новые предметы, совершенствующийся посредством деятельности и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актором (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

В современной социологии личность, как и субъект (который, может быть индивидуальным - тождественным «личности» и групповым - тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эволюцию вместе с ходом исторического прогресса. Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, и то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и в обществе. Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого».

В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

1. Макросоциологические концепции личности

С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т. п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становится личностями.

Социология - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого «отесывающего» формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в там, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел понятия модальной и нормативной личности. В результате сходных процессов социализации (а практически каждое общество и государство много усилий тратят на образование, воспитание и поддержание культурных стандартов жизни своих молодых и зрелых граждан) люди отнюдь не ведут себя как «инкубаторские», хотя могут попадать в сходные обстоятельства и выглядеть на первый взгляд похожими.

Нормативная личность - та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, что как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность - статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильным становится общество (например, в переходные, транзитивные периоды системных преобразований), тем относительно больше становится людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах, поведении и фантазиях все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального» стереотипа. Он хорошо знает, каким он должен быть, а послушных и понятливых сообщество обычно поощряет; они - основа социальной стабильности, поэтому стабильно и их вознаграждение за «примерное поведение».

В кризисные моменты в любом сообществе возникают аномии (нарушения нормального принятого порядка) и количество девиаций (это понятие индивидуальных социальных отклонений ввел Э. Дюркгейм, изучая самоубийства) заметно увеличивается.

Р. Мертон, который тоже изучал аномию, разработал спою систему классификации отклоняющегося поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ.

Если личность разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, она осуществляет конформную (приспособленческую) модель адаптации.

Инновационная модель адаптации характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Эта модель поведения распространена в новых предшествующих элитных стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»).

Ритуализм, как другая отклоняющаяся форма личностной адаптации, напротив, проявляется в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции.

Эскейпизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам.

И, наконец, бунт, мятеж является такой формой отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно (двойственно, неоднозначно, превратно).

Таким образом, личность в макросоциологии - это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней.

Р. Дарендорф, один из мощнейших представителей конфликтологического направления в современной социологии, используя термин Аристотеля homo politicus (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении, - в отличие от животного или раба), разработал свою современную типологию личностей.

Подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, он пользуется термином homo sociologicus, выделяя его типические виды:

Homo faber - в традиционном обществе «человек трудящийся»: крестьянин, воин, политик - личность, несущая бремя (наделенная важной общественной функцией);

Homo consumer - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;

Homo universalis - человек, способный заниматься равными видами деятельности, в концепции К. Маркса - меняющий всевозможные занятия;

Homo soveticus - человек, зависящий от государства.

Д. Рисмен, социолог из США, основываясь на специфике капитализма, разработал в 60-е гг., концепцию «одномерного человека». Под влиянием пропаганды, впитывая информационные социальные стереотипы, человек формирует упрощенные схемы черно-белого видения проблем (в России это, например, «простые люди» и «новые русские», «коммунисты» и «демократы»). Современное общество делает людей как бы одномерными, воспринимающими происходящее в плоскости примитивных альтернатив и противостояний, т. е., личностями с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Справедливости ради, надо сказать, что это свойственно многим обществам.

Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества - это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным.

И С. Кон, М. Кон и многие другие исследователи уверяют, что современный человек отвергает любую роль. Он становится «актером, который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, не принимая их всерьез.

Несчастен тот, кто вживается в роль, он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан.

Будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за качество и эффективность управления, и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу друзей и коллег. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные «правила», поэтому и следует внимательно оглядываться по сторонам и успевать менять передник на декольте, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность.

Итак, смена общностей, как смена культурных декораций, должна заставлять личность менять ролевые маски, дабы сохранять соответствие ситуации и тем нормативным, символическим требованиям, которые предъявляются к человеку как к персоне социального театра.

В целом же можно сделать вывод: макросоциология определяет личность через культуру (общество).

2. Макросоциологические концепции личности

В противоположность макросоциологическому взгляду «сверху вниз» микросоциология рассматривает проблематику личности непосредственно в поле межличностного взаимодействия. Поэтому и процесс «очеловечивания» (социализации), и процедуры «встраивания» личности в разнообразные общности и структуры здесь рассматриваются преимущественно через призму ролевых концепций.

Этот теоретический подход почти одновременно родился в исследованиях психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона («Исследование человека», 1936), о чем с интересом размышляет И. Кон в своей книге «Социология личности». Почему эти независимые исследователи пришли к сходным выводам?

Когда люди жили в более простых обществах, им не казалось, что они исполняют какую-то роль. Репертуар их «социального театра» (обусловленный функциональной структурой общества) был ограничен, и по традиции роли (занятия) и амплуа (позиции) наследовались из поколения о поколение. Поэтому личина (ролевая маска) срасталась с личностью (социальным Я), что не приносило какого-то дискомфорта - в рамках отведенной роди человек мог оставаться «самим собой».

В современном обществе с его высокой социальной мобильностью существенно возросли возможности сменить амплуа, и стало просто необходимо менять роли. Актеры по несколько раз за день вынуждены перебегать с большой сцены на малую и к тому же «подрабатывать» сразу в нескольких «театрах».

Тут немудрено запутаться (и получить социальный невроз), но и соблазнов становится больше: человек сравнивает разные возможности, оценивает правила игры и различные «школы», сложившиеся в конкретных субкультурах (общностях и организациях), прикидывает свои шансы стать «примадонной» или «героем-любовником».

Одновременно он чувствует, что выполняет в основном роли, навязанные ему извне - социальной структурой, системой ожиданий, институциональными нормами.

Возможно, он талантлив. Но он - в этом Театре, который сохраняется благодаря традиции и динамическому балансу межличностных отношений в завуалированной властной структуре.

Г. Мид рассматривает роли как систему предписаний в зависимости от статуса, поскольку социальные функции личности различаются или по горизонтали, или по иерархии (сын - отец - сосед).

Статус - это положение человека в контексте социальных отношений, связей. Он может быть временным или устойчивым, постоянным.

Р. Линтон рассматривает ролевой конфликт, связанный с маргинальным статусом личности. В микросоциологии считается, что человек не может совместить роли, а играет «то за того, то за другого» (мастер с рабочими - администратор, а с администрацией - рабочий).

Линтона не интересует, как человек осваивает роль и как к ней относится. Мида, напротив, волнует именно механизм освоения роли. Он вводит понятие ожидаемого поведения, разделяя «я»: как Я и как «меня» (хотят видеть другие).

Таким образом, он выявляет конфликт, ибо я веду себя как Я или как «меня», оба состояния наличествуют. Чем более взрослым становится человек, тем меньше в нем «я» как «меня» и больше «я» как Я и наоборот. Инфантильность (неразвитость) личности проявляется в комплиментарности поведения, которое постоянно подстраивается под систему наличных ожиданий.

Современный популярный психолог Э. Эриксон хорошо описал это состояние «Я - меня». Он отмечает новую деталь: значимый, авторитетный «другой» очень важен для развития личностного ролевого поведения. Вот почему молодежные кумиры - факт не только культурной жизни, но и социальный символ, иногда оказывающий влияние на целое поколение.

Идентификацию с ролью или отстранение от нее изучали великие режиссеры, создавшие свои школы «игры»: К. Станиславский, Б. Брехт и др.

Э. Берн в знаменитом социально-психологическом бестселлере «Игры, в которые играют люди.

Люди, которые играют в игры» подробно рассмотрел, как люди воспринимают роли, идентифицируются с ними и как они строят свою судьбу в зависимости от избранной роли. Один приспосабливает, строит свою судьбу сам (я - герой, я - пророк), другой приспосабливается (амебовидная личность).

Поскольку микросоциология «захвачена» изучением механизмов социализации как процессов освоения социальных функций и ролей, она постоянно впитывает информацию в этой области, в том числе из социальной антропологи и психологии.

Такие известные исследователи, как М. Мид и Ч.Х. Кули, исследовавшие малые традиционные культуры и первичные социальные группы, выделяют три стадии социализации как процесса освоения ролей:

1) имитация - механическое повторение наблюдаемых действий;

2) игра - переход из роли в роль, отстранение от сыгранной роли;

3) групповое членство - освоение своей роли, но глазами группы, когда работает «меня» как механизм осознания ролевого соответствия игрока как бы извне.

Иногда взрослый человек «застревает» на какой-либо стадии, не умеет отрешиться от роли или посмотреть на свою игру со стороны.

З. Фрейд рассматривал личностный конфликт как борьбу внутренних потребностей человека и возможностей осуществить их в социально приемлемой форме. Он изучал процесс реализации инстинктов, отмечая, что какова модель согласования инстинкта и воли, такова и личность.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже сформулировал концепцию когнитивного (умственного) развития как цепь последовательных стадий социализации личности:

1) до 2 лет - сенсомоторная - вещь есть, пока ребенок ее видит или чувствует;

2) 2-7 лет - преоперациональная - ребенок научается различать вещь и символ вещи;

3) 7-11 лет - конкретно-операциональная - мысленное оперирование понятиями, развитие воображения;

4) после 12 лет - формально-операциональная - происходит формирование абстрактных понятий (добра и зла и т. п.).

В реальном микросоциологическом исследовании часто заимствуются именно психологические концепции. Социолог не удовлетворяется тем, что человек выполняет роль, он изучает, как человек приспосабливается к роли, как осваивает ее. Макросоциология личности не дает ответа на подобный вопрос. Чтобы заполнить этот пробел, микросоциологи обращаются к психологическим теориям, используют тесты и социально-психологические интерпретации.

Так, дифференциально-психологические теории и психостатистика (родоначальник направления Г. Олпорт) позволяют на основе изучения множества индивидуальных параметров, находить общее и даже социально типическое. Постепенно работа с тысячами параметров и объединение их в более общие «гнезда» привела к созданию наборов тестов для выявления психологических и социальных типов личности.

В этом русле возникла новая система знаний - появились более строгие способы формализации в изучении установок и поведения людей.

Каузально генетический подход в психологии помог социологам найти объяснительную модель жизненной мотивации личности. Л. Маслоу сформулировал иерархически ступенчатое представление о потребностях:

1) витальные (жизненно-поддерживающие: в дыхании, питье, пище, тепле и т. п.);

2) в принятии (стремление получить признание и оценку группе);

3) в понимании и любви (необходимость быть любимым, понимать другого, как себя);

4) в саморазвитии, самосовершенствовании и влиянии на других.

Изучал поведение и судьбы преуспевающих людей (Д. Рузвельта, Д. Карнеги и др.), исследователь сделал вывод о том, что преуспевающие достигают четвертого уровня.

Когда потребности определенного уровня удовлетворены, они «отпадают» (перестают быть актуальными и направлять активность человека) и мотивируется переход на следующий уровень потребностей. Эта схема поступательного перехода к потребностям более высокого уровня правдоподобно объясняет поведение, хотя ее можно и критиковать. Потребностно-мотивационные теории личности (основоположник К. Левин) объясняют избирательность притяжения элементов среды в зависимости от потребностей личности и ее мотиваций, средств удовлетворения потребностей через социальные установки - аттитюды. Эта теория наиболее близка к социологическому пониманию личности, поскольку рассматривает ее как заряженную частицу, вступающую в сложное избирательное взаимодействие с другими. Они отвечает на вопрос, почему люди придумывают роли и как получается, что социальные игры разных людей оказываются довольно типичны.

3. Концепции личности в трудах известных психологов

В последнее время появилось много разных теорий, которые описывают личности. Можно сказать, что почти у каждого психолога есть своя теория, которая либо полностью самостоятельна, либо базируется на основе другой «известной» теории.

Наиболее известные теории последнего времени связаны с именами: К.К. Платонова, Э. Берна, А.Н. Леонтьева. Смысл теории Платонова заключается в том, что личность состоит из отдельных компонент (направленность личности, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства), которые в процессе взаимодействия определят поведение человека. Э. Берна считает, что в человека параллельно существуют несколько типов поведения личности, каждая из которых активизируется при определенных условиях. Леонтьев утверждает, что личность человека зависит от "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, которые проявляются в той или иной степени. Теории этих ученых будут рассмотрены более конкретно ниже. Таким образом, анализируя новые теории личности можно сказать, что некоторые из них представляют собой продукт чистой психологии (Платонов, Берн), а другие больше относятся к сплаву генетика-психология (Леонтьев).

4. Модель личности К.К. Платонова

В модели личности К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры личности, выделяются четыре процессуальные иерархические подструктуры личности. При этом задается субординация низших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются:

3) особенности психических процессов;

4) биопсихические свойства.

В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонентов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур».

Направленность личности включает в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Опыт включает в себя привычки, умения, навыки и знания. Подструктура «особенности психических процессов» - это ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, воля, внимание. Биопсихические свойства включают в себя темперамент, половые и некоторые возрастные особенности.

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер.

Все подструктуры различаются между собой по степени представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа.

Иерархия основных подструктур личности, а также их содержание представлены в табл.

Таблица - Основные подструктуры личности и их иерархия по К.К. Платонову:

Подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Специфические виды формирования

Необходимые уровни психологического анализа

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы; стремления, интересы, желания

Определяющую роль играет социальное, биологического почти нет

Воспитание

Социально-психологический

Привычки, умения, навыки, знания

Значительно больше социального

Обучение

Психолого-педагогический

Особенности психических процессов

Внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции, память

Чаще больше социального

Упражнение

Индивидуально-психологический

Биопсихические свойства

Темперамент, половые, возрастные, фармакологически обусловленные свойства

Социального почти нет

Тренировка

Психофизиологический

Нейропсихологический

5. Теория Э. Берна

Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э. Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

ТА, основателем которого был Э. Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“.

Э. Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также трех компонентная, как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” - это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” - педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” - своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.

Изменялась у Э. Берна (па сравнению с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому идеи Э. Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской традиции в психологии.

6. Теория личности А.Н. Леонтьева

Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид. Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного "слаживания".

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих "сплавах" врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения. Наиболее общее правило состоит здесь в том, что, чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их порожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

Леонтьев поясняет, что начал с понятия индивида лишь потому, что в психологии оно употребляется в чрезмерно широком значении, приводящем к не различению особенностей человека как индивида и его особенностей как личности. Но как раз их четкое различение, а соответственно и лежащее в его основе различение понятий "индивид" и "личность" составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Наш язык хорошо отражает несовпадение этих понятий: слово “личность” употребляется нами только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность животного" или "личность новорожденного". Никто не затрудняется говорить о животном и о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он проявляет не только свои генотипические особенности, но и великое множество особенностей, приобретенных под воздействием социального окружения, кстати сказать, это обстоятельство лишний раз свидетельствует против понимания личности как продукта перекрещивания биологического и социального факторов.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные "образующие" личности, этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою идентичность. Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым. Он идентифицируется не только своим именем, его идентифицирует и закон, по крайней мере в пределах, в которых он признается ответственным за свои поступки.

Таким образом, существует известное противоречие между очевидной физической, психофизиологической изменчивостью человека и устойчивостью его как личности. Это и выдвинуло проблему "я" в качестве особой проблемы психологии личности. Она возникает потому, что черты, включаемые в психологическую характеристику личности, выражают явно изменчивое и "прерывное" в человеке, т. е., то, чему как раз противостоит постоянство и непрерывность его "я".

Леонтьев говорит о подходе к личности, в основу которого кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: порождаемых ею форм психического отражения.

Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности.

Заключение

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой теории личности. Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значительное влияние и большое количество сторонников. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности З. Фрейда. Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология. личность индивид психофизиологический

Эта теория также относится традиционно к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Широкое распространение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения личности: интроверсия - экстраверсия и нейротизм - стабильность.

В целом, в настоящее время существует множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.

Список литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 1998. - 432 с.

2. Л. Хъелл, Д. Зиглер «Теория личности». М., 1997.

3. Хрестоматия по истории психологии. М.: Из-во МГУ.1980.

4. “Психология и психоанализ характера” / Хрестоматия. Самара, 2003.

5. Ю. Гиппенрейтер. “Введение в общую психологию”. М., 2004.

6. Р. Робертсон. “Введение в психологию Юнга”. Ростов-на-Дону, 2001.

7. “Психотерапевтическая энциклопедия”. СПб, 1998.

8. З. Фрейд. “Психология бессознательного”. М., 1994.

9. К.Г. Юнг. “Аналитическая психология. Прошлое и настоящее”. М., 1995.

10. “Общая психология” /Состав. Е.И. Рогов. М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование сущностных основ психодинамической теории личности З. Фрейда и индивидуальной теории личности А. Адлера. Характеристика основных подструктур личности и их иерархии по К.К. Платонову. Иерархия потребностей по Маслоу. Психология личности Юнга.

    реферат , добавлен 30.05.2013

    Анализ основных психологических свойств человека. Сущность и содержание исследования личности. Сравнение основных положений различных теорий формирования и развития личности. Общая характеристика теории и методики исследования типов личности Г. Айзенка.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Этапы приспосабливаемости человека к обществу. Выявление взаимосвязи эмоциональной стабильности, локуса и коммуникативного контроля с уровнем адаптированности личности. Исследование зависимости адаптационного потенциала индивида от его возраста.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2010

    Понятие и структура личности. Особенности социальной адаптации и интериоризации как основных фаз социализации индивида. Общие свойства, типология и строение человеческого характера. Экспериментальная диагностика состояния личности по опроснику FPI.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Определение личности, концепция ее динамической структуры. Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Типология, основывающаяся на свойствах индивида. Соотношении характера и личности. Анализ современных теорий в психологии.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Рассмотрение теорий личности видных отечественных и зарубежных представителей основных школ. Оценка разнообразия концептуальных подходов к изучению личности. Практическая значимость теорий личности и теоретических принципов к аспектам поведения человека.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Изучение основ теории поведения личности. Типы поведения человека в организации. Взаимодействие человека и организации. Основные качества личности. Индивидуальные особенности людей. Факторы, обуславливающие трудовое поведение личности на рабочем месте.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Характеристика личности как предмета психологического исследования в отечественной психологии. Идея целостности и системный подход в изучении человека. Изучение периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Социогенез и структура личности.

    методичка , добавлен 04.02.2014

    Значение биологического, социального и духовного аспектов в историческом развитии человека. Влияние физического здоровья и умственных способностей на эволюцию homo sapiens, зависимость человека от общества. Факторы социализации и формирования личности.