Книжная викторина. Книжная викторина, вопросы викторины о книгах, о героях детских книг, книжек, сказок

Загадочную библиотеку какого русского
монарха до сих пор ищут в таинственных
кремлёвских подземельях?
а)Ивана Грозного
б) Петра I
в) Бориса Годунова
г) Павла I

Более 500 лет энтузиасты ищут
библиотеку Ивана Грозного…
По легенде, племянница последнего
византийского
императора
Софья
Палеолог, в 1472 году ставшая женой
московского князя Ивана III, привезла в
Москву древние греческие и латинские
рукописные книги.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Кто основал первую библиотеку на Руси?
а) Ярослав Мудрый.
б) Петр I Великий.
в) Иван IV Грозный.
г) Екатерина II Великая

…Первая библиотека на Руси была
основана в городе Киеве в 1037
году киевским князем Ярославом
Мудрым.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Как назывался культурнопросветительский пункт в российской
деревне до начала 70-х гг. прошлого века?
а) Книжная палата.
б). Библиохата.
в). Изба-читальня
г). Читальный двор

Конечно это «ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ»!
ВЫ УГАДАЛИ!
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

В каком городе находится самая большая в
нашей стране библиотека – Российская
государственная библиотека, в которой сейчас
более 40 миллионов книг на 247 языках мира?
а) Москва.
б) Екатеринбург.
в) Санкт-Петербург.
г) Новосибирск.

Совершенно верно!
Российская государственная
библиотека находится в г. Москва
Следующий
вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

Какой русский писатель (и баснописец)
почти 30 лет работал библиотекарем? Он
служил в Публичной библиотеке, а за
составление каталога русских книг получил
орден св. Владимира 4-й степени.
а) Иван Андреевич Крылов
б) Сергей Владимирович Михалков
в) Лев Николаевич Толстой
г) Самуил Яковлевич Маршак

30 лет проработал в Императорской
Публичной библиотеке Петербурга
писатель и баснописец
Иван Андреевич Крылов.
Следующий вопрос!

К сожалению,
ваш ответ не
правильный
возврат

КНИЖНАЯ ВИКТОРИНА

Как называлась знаменитая библиотека древнего мира, ставшая одним из семи чудес света?
(Александрийская библиотека.)


Какую библиотеку возглавлял древнегреческий поэт Каллимах (310-238 гг. до н.э.)?
(Знаменитую Александрийскую библиотеку. Он проделал титаническую работу, составив каталог её книг, который занял целых 120 томов.)


Известно, что такие крупнейшие библиотеки древности, как Александрийская и Пергамская, были уничтожены огнём. Библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала во время осады мидийскими кочевниками города Ниневия тоже попала в пожар, но сохранилась. Почему?
(Она состояла из глиняных дощечек.)


После появления христианства для библиомантии использовали Библию, до неё – «Энеиду» Вергилия, а ещё раньше – книги Гомера. Что такое «библиомантия»?
(Гадание по книге.)


Как называлась древнерусская «энциклопедия», в которой можно было прочесть обо всём, кроме имён её авторов?
(Азбуковник – русский рукописный толковый словарь или справочник 13-18 вв. со словами и терминами, размещёнными в алфавитном порядке.)

С ударением на первом слоге – это древнерусский сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в порядке годичных праздников, по дням богослужений. С ударением на втором слоге – это вступительная часть литературного произведения. Что это?
(Про лог – проло г.)


Всю жизнь Пётр I собирал книги – был библиофилом. Основой какого книжного собрания стала его библиотека?
(Его библиотека стала основой книжного собрания Академии наук.)


Указ об учреждении этой должности для своего книжного собрания первой из российских монархов подписала Екатерина Великая. Какой именно?
(Библиотекарь.)

По высочайшему повелению какой царской особы 16 мая 1795 года была основана публичная библиотека в Санкт-Петербурге?
(Екатерины II. Для библиотеки построили специальное здание, в котором она находится и сегодня.)


Прообразом Митрофанушки в «Недоросле» Фонвизину послужил президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки Санкт-Петербурга А.Н. Оленин. Как объяснить, что прообразом этакого бездельника Фонвизину послужил образованнейший человек своего времени?
(Митрофанушкой Оленин был в молодости. Но, узнав себя на сцене, 18-летний Оленин засел за учёбу. Вот вам яркий пример волшебной силы искусства.)


Как раньше называлась самая большая в России Российская государственная библиотека, расположенная в Москве?
(Библиотекой имени Ленина, а ещё раньше – Румянцевской. Библиотеку граф Н.П. Румянцев, о котором Наполеон отзывался как о самом образованном в истории дипломате, создал на собственные средства, а затем передал в дар своему народу.)


Пушкин-лицеист писал: «Певцы торжественны, прозаики шутливы в порядке стали тут». О чем он так писал?
(О книжных полках библиотеки.)



Скажи, не стыдно ли, что на Святой Руси
Благодаря тебе не видим книг доселе?
К представителю какой профессии обращался А.С. Пушкин в этих строках?
(К цензору.)


Где в Санкт-Петербурге можно прочитать пушкинские строки в каменной книге?
(На Васильевском острове, на набережной Невы возле университета, против входа в старинное здание филологического факультета. Огромная раскрытая книга из гранита размером 365 на 240 см, символ просвещения и знания, учительства и ученичества. На её развороте пушкинские строки, начиная с признания: «Люблю тебя, Петра творенье...» и кончая торжественным пожеланием-заклинанием: «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия!» Памятник называется «Послание через века», его автор – петербургский скульптор и художник-график Эвелина Соловьёва. Торжественное открытие и освящение памятника на Университетской набережной состоялось в 2002 году.)


Это советское географическое издание весит более 7 кг и содержит 280 тысяч названий. По оценке специалистов, шедевр не имеет себе равных во всём мире. Что это за книга?
(Большой атлас мира.)


Академик Дмитрий Лихачев считал, что цивилизацию можно будет возродить, даже если погибнут все музеи, архивы, университеты и школы, но сохранятся... Что?
(Библиотеки.)


Кто является первым читателем новой книги?
(Редакторы, корректоры, наборщики, верстальщики.)


Как называется «след» цензуры в тексте произведения: купюра или банкнота?
(Купюра.)


Кем быть лучше: библиофилом или библиоманом?
(У библиомана любовь к собирательству книг просто патологическая, он уже забывает о культурной ценности предметов собирательства. Лучше быть библиофилом.)


Эту книжечку впервые выпустили в 1682 году, и предназначалась она для продавцов и покупателей. А сейчас её содержимое часто помещается на обложках школьных тетрадей и его наизусть знает каждый нынешний школьник. Как мы называем эту книжечку?
(Таблица умножения.)


Как называют книжку-худышку.
(Брошюра.)


Какая книга обязательно должна быть в каждом магазине?
(Жалобная.)


Как в шутку называют объёмистую тяжёлую книгу?
(Талмуд.)


Закончите известный афоризм: «Читатели читают, а почитатели…»
(Почитывают.)

Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?
А. Шарля Перро.
Б. Ганса Кристиана Андерсена.
В. Самуила Яковлевича Маршака.
Г. Астрид Линдгрен.

Какая первая составная часть сложных слов соответствует по значению слову «книга»?
А. Био... В. Библио...
Б. Графо... Г. Крио...

Название какого из этих духовных произведений печати переводится на русский язык как «книга»?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Библия. Г. Талмуд.

Какой из этих людей совершенно не любит книги (а боится их и ненавидит)?
А. Библиофил. В. Библиотекарь.
Б. Библиофоб. Г. Библиограф

Обладателя домашней библиотеки, не позволяющего другим пользоваться его книгами, в шутку называют библиотафом. «Библио» по-гречески – книга, а что же в переводе с греческого означает «таф»?
А. Жадина. В. Сундук.
Б. Могила. Г. Замок.

Как на латинском языке звучит слово «книга»?
А. Кодекс. В. Конституция.
Б. Догма. Г. Документ.

Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний . Г. Киносценариев.

Как называется одна из древнейших форм книги?
А. Свиток. В. Рулон.
Б. Клубок. Г. Гармошка.

Для чего в библиотеках древности стояли вёдра?
А. Для мусора.
Б. Для воды на случай пожара.
В. Для свитков.
Г. Для сидения на них (в перевёрнутом виде).

Кем были первые создатели рукописных книг на Руси?
А. Князьями. В. Монахами.
Б. Торговцами. Г. Лесниками.

Как назывались российские комиксы в старину?
А. Береста. В. Лыко.
Б. Лубок. Г. Дранка.

Как называлась первая русская датированная печатная книга? Выпущена в 1564 году в Москве Иваном Фёдоровым.
А. «Азбука». В. «Апостол».
Б. «Часовник». Г. «Псалтырь».

Изображение какого евангелиста украшало первую печатную русскую книгу?
А. Марк. В. Иоанн.
Б. Лука. Г. Матфей.

Какой российский правитель, восхищённый первой печатной книгой Ивана Фёдорова, велел открыть печатный двор?
А. Ярослав Мудрый. В. Александр Невский.
Б. Иван IV Грозный. Г. Пётр I Великий.

Какая книга в 1708 году была впервые напечатана новым гражданским шрифтом, введённым Петром Первым?
А. «Азбука». В. «Апостол».
Б. «Геометрия» . Г. «Часовник».

Какой нож раньше был необходим для прочтения книг?
А. Столовый. В. Охотничий.
Б. Разрезной . Г. Штык-нож.
(Ведь раньше книги продавались с неразрезанными листами.)

Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?
А. Настольная . В. Застольная.
Б. Прикроватная. Б. Подручная.

Как называют листы книги, подобранные по порядку, сшитые или склеенные и подготовленные к вставке в переплётную крышку или обложку?
А. Фет. В. Блок.
Б. Грин. Г. Рид.

На каких зданиях в Древней Греции была надпись: «Здесь живут мёртвые и говорят немые»?
А. На мавзолеях. В. На гимнасиях.
Б. На библиотеках. Г. На стадионах.

Что в 1-м веке до н.э. погубило часть знаменитой Александрийской библиотеки?
А. Наводнение. В. Землетрясение.
Б. Пожар . Г. Нашествие читателей.

Как звали библиотекаря (патриаршей библиотеки в Константинополе), который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку?
А. Каллимах. В. Кирилл.
Б. Сергий. Г. Нестор.

Как на Руси называлась библиотека?
А. Книгочея. В. Книжица.
Б. Книговник. Г. Книголюб.

Кто основал первую библиотеку на Руси?
А. Ярослав Мудрый . В. Иван IV Грозный.
Б. Петр I Великий. Г. Екатерина II Великая.

Какой русский князь не только высоко ценил книги и много читал, но и сам написал книгу «Поучение детям»?
А. Ярослав Мудрый. В. Владимир Святославич.
Б. Владимир Мономах. Г. Всеволод Большое гнездо.

Загадочную библиотеку какого русского монарха до сих пор ищут в таинственных кремлёвских подземельях?
А. Ивана Грозного . В. Бориса Годунова.
Б. Петра I. Г. Павла I.

Какой русский писатель (и баснописец) почти 30 лет работал библиотекарем? Он служил в Публичной библиотеке, а за составление каталога русских книг получил орден св. Владимира 4-й степени.
А. Иван Андреевич Крылов.
Б. Сергей Владимирович Михалков.
В. Лев Николаевич Толстой.
Г. Самуил Яковлевич Маршак.

Какой известный русский учёный 12 лет был директором библиотеки Казанского университета? Он пополнил её новейшими научными книгами на разных языках, ввёл строгие правила сохранности фонда, открыл библиотеку для посторонних читателей.
А. Дмитрий Иванович Менделеев.
Б. Михаил Васильевич Ломоносов.
В. Николай Иванович Лобачевский.
Г. Иван Петрович Павлов.

В каком городе находится самая большая в нашей стране библиотека – Российская государственная библиотека, в которой сейчас более 40 миллионов книг на 247 языках мира?
А. Москва . В. Санкт-Петербург.
Б. Екатеринбург. Г. Новосибирск.

Как назывался культурно-просветительский пункт в российской деревне до начала 70-х гг. прошлого века?
А. Книжная палата. В. Изба-читальня.
Б. Библиохата. Г. Читальный двор.

На какой странице библиотечной книги обычно стоит штамп?
А. На 3-й. В. На 13-й.
Б. На 17-й . Г. На 77-й.

Как называются условные регистрационные знаки на книге, определяющие её место на библиотечных полках («адрес» книги)?
А. Штрих-код. В. Шифр.
Б. Экслибрис. Г. Вензель.

Как называется библиотечная учётная карточка, которая заводится на каждого посетителя?
А. Читательский дневник. В. Читательский паспорт.
Б. Читательские права. Г. Читательский формуляр .

Какая часть произведения не принадлежит перу автора книги?
А. Заглавие. В. Эпиграф.
Б. Вступление. Г. Заключение.

Как называется рукописный текст, написанный автором книги, а также собственноручная подпись автора?
А. Автограф. В. Автоним.
Б. Монография. Г. Факсимиле.

Как называется краткое изложение содержания книги, помогающее читателю или покупателю лучше ориентироваться в океане современных печатных изданий?
А. Прокламация. В. Аннотация.
Б. Презентация. Г. Пролог.
(Как правило, на обороте титульного листа книги.)

Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?
А. Библиотечная. В. Букинистическая.
Б. Буколическая. Г. Антикварная.

Как называется сборник избранных произведений разных литературных авторов?
А. Альманах. В. Антология.
Б. Дайджест. Г. Антропология.

Чем является городская телефонная книга?
А. Словарём. В. Энциклопедией.
Б. Справочником . Г. Хрестоматией.

Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?
А. Беллетристика. В. Бестселлер.
Б. Многотиражка. Г. Буклет.

Как расшифровывается сокращение названия серии научно-художественных биографий – ЖЗЛ?
А. «Жизнь знаменитых личностей».
Б. «Жизнь замечательных людей».
В. «Жизнь звёзд литературы».
Г. «Жизнь забытых литераторов».

Какой герой комедии Грибоедова «Горе от ума» сказал: «... Уж коли зло пресечь: / Собрать все книги бы да сжечь»?
А. Фамусов. В. Чацкий.
Б. Молчалин. Г. Софья.

Как называют книжную вошь, поедающую книги?
А. Книгоед . В. Буквоед.
Б. Книголюб. Г. Графоман.

Какое птичье название имеет издательский дом (Москва), специализирующийся на выпуске учебной литературы?
А. «Аист». В. «Пеликан».
Б. «Дрофа». Г. «Цапля».

По мнению Дюма-сына, имеют настоящее те книги, которые люди читают. А какие книги, по его же мнению, имеют будущее?
А. Те, которые не читают.
Б. Те, которые перечитывают.
В. Те, которые оцифрованы.
Г. Аудиокниги.

По какой книге на Руси выбирали имя новорожденному?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Святцы. Г. Библия.

Как называют книгу с репродукциями?
А. Буклет. В. Брошюра.
Б. Альбом . Г. Хрестоматия.

Какие книжки выпускают для малышей?
А. Книжки-гамаки. В. Книжки-раскладушки .
Б. Книжки-кроватки. Г. Книжки-коляски.

Как называют три литературных произведения одного автора, связанные единством замысла?
А. Триада. В. Триптих.
Б. Трилогия . Г. Триллер.

Какой из этих работников книжного издательства выполняет работу, которая напоминает проверку диктанта учителем?
А. Верстальщик. В. Корректор .
Б. Наборщик. Г. Переплётчик.

Как называют доброго книжного доктора, о котором есть такие детские стихи: «Заболела эта книжка, / Изорвал её братишка. / Я больную пожалею, / Я возьму её и склею»?
А. Педиатр. В. Аниматор.
Б. Реаниматор. Г. Переплётчик.

Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?
А. Бродячий словарь. В. Шагающий справочник.
Б. Ходячая энциклопедия . Г. Гуляющий решебник.

Как называется наша российская "Книга рекордов Гиннесса"?
А. «Чудо». В. «Диво».
Б. «Волшебство». Г. «Чары».

Как называется книга с рецептами приготовления вкусной и здоровой пищи?
А. Готовальня. В. Обедня.
Б. Поваренная книга . Г. Сборник жареных фактов.

Как называется краткое изложение содержания готовящейся или выпускаемой книги?
А. Бульвар. В. Тротуар.
Б. Проспект . Г. Магистраль.

До 16-го века крышки переплётов книг были... Какими?
А. Каменными. В. Железными.
Б. Деревянными . Г. Картонными.

Что можно найти в каждой книге?
А. Наган. В. Винтовку.
Б. Обрез. Г. Автомат.
(Это обрезанный край, кромка.)

Как называется часть переплёта книги?
А. Дружок. В. Корешок.
Б. Братан. Г. Корефан.

Как читают очень понравившуюся интересную книгу?
А. От А до Я. В. От случая к случаю.
Б. От звонка до звонка. Г. От корки до корки.

Как называют красочную бумажную обложку поверх переплёта книги?
А. Ультраобложка. В. Экстраобложка.
Б. Суперобложка . Г. Гранд-обложка.

В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга?
А. Венера Милосская. В. Мыслитель.
Б. Статуя Свободы . Г. Медный всадник.

Русский писатель Владимир Алексеевич Гиляровский, писавший о нравах и обычаях Москвы, часто страдал от того, ему не возвращали книги из его библиотеки. Тогда он придумал своеобразный экслибрис, который он ставил на каждой книге. А что было написано на экслибрисе?
А. Кто возьмёт её без спроса, тот останется без носа.
Б. Не забудьте вернуть через десять дней.
В. Эта книга знаменитого В.А. Гиляровского.
Г. Эта книга украдена из библиотеки В.А. Гиляровского.

После выхода сериала «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского (с Евгением Мироновым в главной роли) образовались очереди... Где?
А. В кинотеатрах. В. В библиотеках.
Б. В пунктах проката видеодисков. Г. В больницах.

Кто раньше занимался уличной книжной торговлей?
А. Книголюбы. В. Книгоноши.
Б. Книгочеи. Г. Букмекеры.

Назовите фамилию Ивана Дмитриевича – крупнейшего книгоиздателя дореволюционной России, чья автобиография называется «Жизнь для книги».
А. Елисеев. В. Филиппов.
Б. Демидов. Г. Сытин.

Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный . В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
(Это книги на компакт-дисках.)

Викторина для детей и их родителей: «Книга наш лучший друг»

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у дошкольников и их родителей.

Участники: дети и их родители, воспитатели.

Материалы: Презентация с портретами писателей и поэтов, презентация к конкурсу «А, узнаешь ли ты сказку?» листочки с заданиями, ручки, листы бумаги, краски, кисточки, стаканчики с водой,подарки.

В подготовленный зал приглашаются семьи – участники, рассаживаются за столы.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые гости! Мы очень рады, что вы сегодня нашли время и пришли к нам на встречу. Вы, наверное, уже догадались для чего мы здесь собрались. Сегодня мы поговорим о книге и познакомимся с самыми читающими семьями нашей группы.

Воспитатель: А судить нас будет компетентное жюри.

Представление членов жюри.

Воспитатель: Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему: «Мы читающая семья».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Воспитатель: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения.

А сейчас конкурс №1.

Существует много пословиц, поговорок о книге, чтении. Вспомните и назовите их как можно больше.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает

Без книги, как без солнца, и днем темны оконца

Книга - лучший подарок

Книга – твой друг, без нее как без рук

С книгою жить – век не тужить

Книга мала, а ума придала

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься – ума наберешься

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии(С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен,А.Барто)

Конкурс № 3.

Литературная викторина для детей:

Вопросы:

Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

Кто укусил лису из сказки «Доктор Айболит»? (Оса)

Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)

Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

От кого укрывалась девочка с братцем на берегу речки, под яблоней, в печке. (от гусей-лебедей)

Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

Что болело у маленьких акулят в сказке «Доктор Айболит» ? (Зубки)

Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

Кто является умывальников начальник и мочалок командир? (Мойдодыр)

Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)

Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

Сколько щелчков проиграл поп балде в сказке Пушкина? (Три)

Конкурс № 4 «Путаница»

Путаница: исправить ошибки в стихотворениях

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)

Идет медведь, качается,

Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)

Жил старик со своею женою

У самого синего моря. (Старухой)

Плутовка к дереву

На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны)

Конкурс № 5. «А, узнаешь ли ты сказку?»

В конкурсе представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;

Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-все-все…»

Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Воспитатель: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат листы бумаги, краски. Ваша задача: нарисовать вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает подарочную книгу, диплом участника конкурса.


УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

https://pandia.ru/text/78/013/images/image002_122.gif" alt="ВИКТОРИНА" width="632" height="52 src=">

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 11 КЛАССОВ

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

развитие и закрепление навыков и умений

работы с различными источниками знаний;

учащиеся 5-11 классов в течение недели

должны ответить на вопросы

и сдать ответы в библиотеку;

в конце недели подводятся итоги.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПО ПОДГОТОВКЕ:

1. Определение формата мероприятия и аудитории.

2. Оформление стенда «БИБЛИОТЕКА: от Древнего мира

до наших дней».

3. Составление вопросов для викторины.

4. Подбор литературы.

5. Анализ ответов.

6. Подведение итогов и награждение.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

1.Что означает в переводе с греческого языка слово «библиотека»?

2.Что вы знаете о самых первых библиотеках?

3.На чем писали люди до изобретения бумаги?

4.Какую мастерскую называли скрипторием?

Чем писались книги?

5.Кто был первыми создателями рукописных книг?

6.Откуда пошло название «красная строка»?

7.Что такое книгопечатание?

8.Когда и где появились первые печатные книги?

9.Назовите основные элементы книги, начиная

с переплета.

10.Соедините начало и окончание пословиц:

1.Книга - наш друг 1.Век не тужить

2.С книгой жить 2.Встретился с другом

3.Книга поможет в труде 3.Без нее как без рук

4.Прочел новую книгу 4.Коли только вершки хватать

5.Книга в счастье украшает 5.Что птица без крыльев

7.Ты без книги 7.А в несчастье – утешает

ВНИМАНИЕ:

Литература для поиска ответов имеется в школьной библиотеке .

Ответы сдавать в школьную библиотеку.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СТЕНДА

https://pandia.ru/text/78/013/images/image004_91.gif" alt="ОТ ДРЕВНЕГО МИРА" width="559 height=169" height="169">

https://pandia.ru/text/78/013/images/image007_63.gif" width="96" height="60 src=">

В ДРЕВНЕМ МИРЕ особенно ценились сочинения научного,

художественного, духовно-нравственного содержания, независимо от языка написания и места нахождения. Книги привозились из всех стран мира. Если не удавалось приобрести оригинал, то с него делали копию, переводили с иностранных языков , чтобы сделать информацию как можно более доступной.

В библиотеках древности наряду с книгами по истории, литературе, политике, географии, математике, астрологии , астрономии , медицине, философии хранились различного рода архивные материалы. Это летописи, хроники, документы хозяйственного и делового значения, а также произведения искусства и музейные экспонаты.

Ангина" href="/text/category/angina/" rel="bookmark">ангины . Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В библиотеке писали религиозные тексты, книги по медицине и астрономии, занимались даже бальзамированием . Египетские библиотекари и архивариусы пытались сохранить литературные памятники своего народа.

Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. Простому населению они были совершенно недоступны.

Когда в 525 году до н. э. персы завоевали Египет, они поразились огромному числу найденных папирусов самого разного возраста, начиная с 2000года до нашей эры.

БИБЛИОТЕКА ЦАРЯ АССИРИИ АШШУРБАНИПАЛА – подлинная жемчужина древней эпохи. Этот царь в VΙΙ веке до н. э. собрал в столице своего государства Ниневии большую библиотеку – «ДОМ НАСТАВЛЕНИЙ И СОВЕТОВ» . Он рассылал в разные города Месопотамии своих представителей, опытных писцов, которые разыскивали древние книги и снимали с них копии. Многие таблички имели приписку, которая подтверждала точность копии. Сама библиотека находилась в Львином зале роскошного дворца. Библиотека в Ниневии содержалась в образцовом порядке, и система хранения книг помогала восстановить и прочитать разрозненные произведения. Каждая книга имела «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В библиотеке был каталог, который представлял собой плитки с указанием названия произведения (по его первой строке), а также комнаты и полки, где оно хранится. К полке прикреплялась этикетка – величиной с мизинец – с названием отрасли знания. Библиотека содержала самую разнообразную литературу на нескольких языках. Шумеры оставили труды по математике, истории, сельскому хозяйству , литературные произведения, древние карты. Но когда под натиском войск Вавилонии и Мидии Ниневия пала, город подвергся полному разрушению. Пожар частично повредил книжное собрание – таблички рухнули в подвал и пролежали там 25 веков.

В настоящее время сохранившиеся тексты находятся в Британском музее.

ПЕРВАЯ ГРЕЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА была основана в VΙ веке до н. э. в Афинах. Книгособирание у греков приняло особенно большие размеры во времена Перикла вV веке до н. э. страстный любитель книг Эфидем имел в своей библиотеке сочинения Гомера и других поэтов. Не меньшее собрание книг было у трагика Еврипида. Самая замечательная коллекция книг, насчитывавшая 40 тыс. свитков, была у крупнейшего ученого древности – Аристотеля. В создании этой библиотеки принимал участие его воспитанник Александр Македонский. Ценность библиотеки была так велика, что ее не раз пытались похитить цари соседних государств.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ – самая большая и самая известная библиотека античности была основана в ΙΙΙ веке до н. э. царь Птолемей Ι, сделавший после смерти Македонского Александрию столицей Египта, задумал создать грандиозную библиотеку. Птолемеи тратили несметные денежные средства на приобретение литературных сокровищ. Все корабли, пристававшие к александрийской гавани, обязаны были провозить с собой рукописи. Птолемей Ι за огромные деньги купил библиотеку Аристотеля.

Создавалась Александрийская библиотека по образу и подобию греческих. Она входила в состав Мусейона – храма Муз. Мусейон представлял собой архитектурный ансамбль с университетом, обсерваторией, ботаническим садом и библиотекой. Все это было окружено парками и садами.

Библиотека размещалась в нескольких обширных помещениях. Свитки хранились в шкафах из кедрового дерева с горизонтальными полками, которые закрывались двухстворчатыми дверцами. Каждый свиток лежал в специальном футляре, к которому прикреплялись небольшие таблички с названием сочинения. Залы, где стояли книжные шкафы, украшались статуями великих писателей и ученых. К залам примыкали комнаты для помощников главного библиотекаря. Одни из них вели учет всем новым приобретениям. Другие – разбирали манускрипты, третьи – сохраняли рукописи от моли, червей, сырости. Должность главного библиотекаря занимали выдающиеся ученые и поэты.

В пору своего рассвета библиотека, просуществовавшая 6 столетий, имела 700 тыс. книг. В библиотеке было все, что создала греческая цивилизация: произведения поэтов, историков, ораторов, врачей, математиков. Были книги римских, египетских, сирийских, индийских, еврейских авторов. По форме книги были самые разнообразные: свитки, пальмовые листья, кодексы. Разнородны были рукописи по степени древности и по своей редкости. Ценились белизна, тонкость и плотность папируса, его полировка.

Библиотека не была просто складом исписанного папируса. Писатели и ученые всего мира приезжали в Александрию заниматься научной и литературной деятельностью.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ в ΙΧ веке славилась высоким уровнем развития экономики , образования, культуры. Она занимала второе место после Византии, опережая Англию, Италию, Францию и Германию.

В Древней Руси издавна знали, любили, создавали и очень бережно хранили книги, считая, что «свет дневной есть слово книжное» . Древняя Русь оставила множество рукописных произведений, которые рассказывают нам, как жили наши далекие предки, о чем думали, что умели делать, какого уровня достигли у них наука, искусство, литература и сама книга.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Тогда же появились первые РУССКИЕ БИБЛИОТЕКИ . В летописи сказано, что в 1037году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые «списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой Софии церкви», основав первую библиотеку. Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведенной и написанной в Новгороде в конце ΧV века. На полях возле незнакомого читателю слова «библиотека» переводчик сделал пояснение - «книжный дом» . До этого в разных городах помещения для книг называли по-разному: «книгохранилища», «хранительная казна», «книжная клеть», «книжная палата » .

Киевские книжники привозили много книг из Болгарии и Греции. Это были хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, философские и научные трактаты. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства - «Русская правда», «Церковный устав», поучения и «Слова». Именно в Софийском соборе по поручению Ярослава Мудрого начали писать летопись. В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания.

Сохранить библиотеку в то время было очень сложно. Считалось, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд. Дальнейшая судьба библиотеки неизвестна.

Вторым по величине крупнейшим культурным центром в ДРЕВНЕЙ РУСИ был Новгород Великий. Этот город в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. И здесь книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия, поэтому из общего числа книг ΧΙΙ – ΧΙV веков более половины приходится на долю Новгорода. Именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга – «Остромирово евангелие», созданная дьяконом Григорием.

Сама библиотека была под наблюдением новгородского владыки . В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги. Книжный фонд насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах.

Как же выглядела эта библиотека? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Обстановка в библиотеке воссоздает атмосферу древности. Здесь даже можно зажечь свечи, и воображение легко перенесет вас во времена давно минувшие, когда летописцы писали о том, что «велика бо бывает польза от учения книжнаго» .

Значение древних русских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами», огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

В настоящее время существует огромное количество библиотек.

Крупнейшей в мире считается БИБЛИОТЕКА КОНГРЕССА США , основанная в 1980 году и разместившаяся в величественном здании Томаса Джефферсона на Капитолийском холме напротив Конгресса. Ее фонды включают около 900 миллионов единиц хранения – от папирусов до микрофильмов. Здесь более 20 миллионов книг и брошюр на 60 языках, 36 миллионов рукописей. Есть и уникальности, например коллекции картографических материалов – около 4 млн. карт и атласов; музыкальная коллекция – 7 млн. единиц, среди которых 5 скрипок Страдивари. А так же более 10 млн. гравюр, фотографий, изделий народного творчества; 500 тысяч звуковых записей, 400 тысяч бобин кинопленки, миллионы микрофильмов. Они разместились на полках общей протяженностью 860 км.

Следующая по величине – НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ФРАНЦИИ . Это старинная библиотека – уже в 1377году в ее каталоге было описано 910 рукописей. С годами книжные сокровища библиотеки увеличивались, но принадлежала она по-прежнему французским королям. Только в 1795году, во времена Великой французской революции, библиотека объявлена национальной. Указом Конвента было решено построить для библиотеки специальное здание. Сейчас фонды Национальной библиотеки Франции насчитывают 30 млн. единиц хранения.

Далее в списке – РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА . По высочайшему повелению Екатерины ΙΙ от 01.01.01 года была основана Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Для нее построили специальное здание, в котором библиотека находится и сегодня. Первый директор, Алексей Николаевич Оленин, создавал библиотеку почти с нуля – в ее собрании было всего 4 русские книги . Для читателей библиотека открылась в январе 1814года. Знаменитые библиотекари Публички так активно собирали книги, что сегодня она славится крупнейшим фондом именно русских книг, в том числе изданных за границей. В 1992 году она получила свое новое название. Ее фонд составляет 32 млн. книг.

Сегодня на месте сгоревшей в древности АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ возводится библиотека современная, оснащенная новейшей техникой для хранения и доступа к литературе в цифровом формате. Архитекторы многих стран представили 1400 своих проектов, из которых комиссия выбрала норвежский. В 1988 году был заложен первый камень новой Александрийской библиотеки. На месте его закладки были видны следы прежних археологических раскопок: найдены три статуи, водопровод и выложенная мозаикой площадка.

Новая библиотека представляет собой здание диаметром 60 метров со срезом, обращенным в сторону моря. Оно олицетворяет солнечный диск – божество, которому всегда поклонялись в Египте.


к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).