Когда появилась история как наука. Историческое значение

Введение......................................................................................3

Как возникла история..................................................................3

Наука, тесно связанные с историей............................................3

Философия истории.....................................................................4

Периодизация мировой истории................................................5

Предмет и задачи истории..........................................................6

Методы изучения.........................................................................6

Функции исторического познания..............................................7

Современное положение дел.....................................................8

Перспективы развития.................................................................8

Заключение...................................................................................9

Литература....................................................................................10

Введение

У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории. Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История - одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки - лагографы - авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука. Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего.Геродот Галикарнасский автор первого исторического трактата – «истории», в котором описаны греко–персидские войны и обычаи современных ему народов. Родина Геродота - малоазийский Галикарнас. В молодости он принадлежал партии, которая боролось против правившего тирана Лигдамида. Затем Геродот был изгнан, и спустя некоторое время отправился в длительные путешествия. Он объехал Вавилон, Ассирию, Египет, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии, а затем поселился в Афинах.

Как возникала История.

Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний. В Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.

Поверите ли вы в то, что можно дать 5 определений истории? И даже больше? В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое история, каковы ее особенности и многочисленные точки зрения на эту науку. Люди давно обратили внимание на то, что явления и процессы универсума происходят в той или иной последовательности во времени, и это составляет некоторую действительность, которой можно дать определение.

История и общество

Если рассматривать понятия «общество» и «история» в их соотношении, то бросается в глаза интересный факт. Во-первых, понятие «история», являясь синонимом понятий «развитие общества», «социальный процесс», характеризует саморазвитие человеческого общества и составляющих его сфер. Отсюда видно, что при таком подходе описание процессов и явлений дается вне жизни личностей, участвующих в них. Так, замена в Европе и Африке латифундизма солонитом, барщины оброком или тейлоризма в промышленности человеческими отношениями может быть рассмотрено как этапы экономической сферы. При таком понимании истории оказывается, что над людьми господствуют какие-то безликие социальные силы.

Во-вторых, если в «обществе» конкретизируется понятие «социум», выражается способ социальной реальности, то «история» конкретизирует «общество», его определение. История, следовательно, складывается из процессов жизни людей. Другими словами, она описывает, где эти процессы протекали, когда протекали и т. д.

В-третьих, если глубоко осмысливать данное понятие, то проявится его связь не только с прошлым при попытках дать определение. История, с одной стороны, действительно рассказывает о былых временах, исходя из современного состояния социально-культурной жизни. В результате этого современные требования к событиям, происходившим в прошлом, становятся определяющими. Иначе говоря, выясняется следующее при попытках дать определение: история объясняется в связи с современностью, полученные знания о прошлом дают возможность сделать необходимые выводы для будущего. В этом смысле эта наука, объемля и былое, и современность, и будущее, связывает их с деятельностью людей.

Понимание хода истории в развитом обществе

На разных этапах развития общества история понималась по-разному. В условиях развитых обществ с сильным динамизмом ее течение рассматривается от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Обычно определение дается по отношению к истории цивилизаций. Считается, что она началась приблизительно 4000 лет тому назад.

Понимание истории в традиционных обществах

В традиционных, отсталых обществах прошлое ставят впереди современности. Стремление к нему как к образцу, идеалу ставится в качестве цели. В таких обществах превалируют мифы. Поэтому их называют доисторическими, не имеющими исторического опыта обществами.

Две возможности наблюдения истории

«Хитрость» истории в том и заключается, что ее течение проходит как бы незаметно для людей. Ее движение и человеческий прогресс наблюдать с близкого расстояния очень трудно. Обычно можно говорить о двух возможностях наблюдения истории. Одна из них связана с личностным формированием ребенка, а другая заключается в последовательной регистрации специфических форм организации этапов социальных процессов. Иными словами, история есть эволюция социальных форм и личностей.

В то же время, важным является определение истории как науки, установление границы между историей человечества и событиями, протекавшими до того, как появился человек. Трудность заключается в том, что ответ на этот вопрос зависит от позиции автора, его мышления, научно-теоретической модели и даже от самих непосредственно добытых материалов.

Динамизм, которым отмечена история

Определение понятия, интересующего нас, было бы неполным, если бы мы не отметили, что в истории существует динамизм. Природа самого социума такова, что его существование всегда носит изменчивый характер. Это и понятно. Действительность, выражающая разнообразные взаимоотношения людей как материально-социальных и практико-духовных существ, не может быть статичной.

Динамизм является объектом изучения с давних времен. В этом можно убедиться, рассматривая попытки древних греков познать явления, происходящие в обществе, в том числе и их фантазии и заблуждения. Сопоставление простого равенства эпохи охотников и собирателей с появившимся в античности делением людей на рабов и рабовладельцев привело к возникновению в устном народном творчестве мифа о «золотом веке». Согласно этому мифу, по кругу движется история. Определение понятия, интересующего нас, с этой точки зрения сильно отличается от современного. В качестве причины движения по кругу приводились такие доводы: «бог так решил» или «таково веление природы» и т.д. В то же время в них своеобразно затрагивался и вопрос о смысле истории.

История с позиции христианской религии

Впервые в европейской мысли характеристику прошлого человечества с позиции христианской религии дал Аврелий Августин (354-430 гг.). Опираясь на Библию, он разделил историю человечества на шесть эпох. В шестой эпохе жил и творил Иисус Христос, как считает Аврелий Августин (портрет его представлен ниже).

По утверждению христианской религии, во-первых, история движется в определенном направлении, следовательно, в ней имеются внутренняя логика и божественный смысл, заключающийся в особой конечной цели. Во-вторых, история человечества поступательно движется к прогрессу. При этом управляемое Богом человечество достигает зрелости. В-третьих, история неповторима. Хотя человек и создан Богом, за совершенные грехи он по воле Всевышнего должен совершенствоваться.

Исторический прогресс

Если до XVIII века безраздельно господствовала христианская точка зрения на историю, то европейские мыслители начала отдавали предпочтение прогрессу и естественным законам истории, а также признавали подчиненность судьбы всех народов единому закону исторического развития. Итальянец Дж. Вико, французы и Ж. Кондорсе, немцы И. Кант, Гердер, Г. Гегель и другие считали, что прогресс выражается в развитии науки, искусства, религии, философии, права и т. д. Всем им, в конечном счете, была близка идея социально-исторического прогресса.

К. Маркс также был сторонником линейного Согласно его теории, прогресс в конечном счете опирается на развитие производительных сил. Однако в таком понимании его место человека в истории в должной мере не отражается. Главную роль играют социальные классы.

Определение по истории следует дать, отметив также, что к концу XX века понимание ее хода в виде линейного движения, точнее его абсолютизация, доказала свою полную несостоятельность. Вновь появился интерес к существовавшим в древности взглядам, в частности, к движению ее по кругу. Естественно, эти взгляды преподносились в новом, обогащенном виде.

Идея цикличности истории

Философы Востока и Запада рассматривали течение событий истории в определенной последовательности, повторяемости и определенном ритме. На основе этих взглядов постепенно формировалась идея периодичности, т. е. цикличности в развитии общества. Как подчеркивает крупнейший историк современности историческим явлениям свойственна периодичность. При этом в расчет берется время с начала процессов до их конца.

Периодичность изменений отмечается в двух формах: системно-идентичной и исторической. происходящие в рамках конкретного качественного состояния, дают толчок для последующих качественных изменений. Видно, что благодаря периодичности обеспечивается стабильность общественного состояния.

В исторических формах периодичности, по мнению ученых, этапы развития человеческого общества, в частности, его конкретно взятые составные части, проходят в определенное время, а затем прекращают свое существование. По типу проявления периодичность в зависимости от того, в какой системе она разворачивается, бывает маятниковая (в малой системе), круговая (в системе средней величины), волнообразная (в больших системах) и т. д.

Сомнения в асболютном прогрессе

Хотя поступательность движения общества в той или иной форме признавалась многими, тем не менее уже в конце XIX века и особенно в XX веке стали появляться сомнения относительно оптимизма идеи абсолютного прогресса. Ибо процесс прогресса в одном направлении приводил к регрессу в другом и тем самым создавал угрозы для развития человека и общества.

Сегодня неотъемлемой частью нашей жизни стали такие понятия, как история, государство. Определение их вроде бы не вызывает никаких сложностей. Однако, как вы видите, историю можно рассматривать с нескольких сторон, и взгляды на нее в разное время существенно менялись. Впервые мы знакомимся с этой наукой, когда приходим в сентябре в 5 класс. История, определения которой даются в это время школьникам, понимается несколько упрощенно. В этой статье мы рассмотрели понятие более глубоко и разносторонне. Теперь вы сможете отметить особенности, характерные для истории, дать определение. История - интересная наука, знакомство с которой многие стремятся продолжить и после школы.

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину , означавшему «расследование , узнавание , установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов . В Древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины .

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία , historia ), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor- , где корень weid- , «знать, видеть» . В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать» .

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история . Для Бэкона история - «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука - плод размышлений, а поэзия - плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story ). Особый термин история (history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical , historic ) - в XVII в. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история» .

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче , «Вся история - современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа . В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники , например, археологические . Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам , другими - к общественным , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод , и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

  • формационный (К. Маркс , Ф.Энгельс , В. И. Ленин , И. М. Дьяконов и др.)
  • цивилизационный (Н. Я. Данилевский , О.Шпенглер , А.Тойнби , Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов , Д. М. Бондаренко , И. В. Следзевский , С. А. Нефёдов , Г. В. Алексушин и др.)
  • мир-системный (А. Г. Франк , И.Валлерстайн , С.Амин , Дж. Арриги , М. А. Чешков , А. И. Фурсов , А. В. Коротаев , К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.)
  • Школа «Анналов» : М. Блок , Л. Февр , Ф. Бродель , А. Я. Гуревич .
  • Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью - коммунизм.)

Методы истории

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом , и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия .

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае . Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма . Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Постижение закономерностей исторических процессов

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций , культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель , Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов» , в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса , Фернана Броделя , Эммануэля Ле Руа Ладюри . В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США - новой экономической историей, или клиометрией . Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.

В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна . Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна . Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени , дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство.

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью .

История (исторический период ) в классическом понимании начинается с появлением письменности . Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом . В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

  • Первобытное общество : на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);
  • Древний мир : в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи);
  • Средние века : 476 год - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);
  • Новое время : конец XV в. - 1918 год (окончание Первой мировой войны);
  • Новейшее время : 1918 год - наши дни.

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком , после чего начинается единый период современной истории .

Исторические дисциплины

  • Археография - теория и практика издания письменных источников.
  • Археология - изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
  • Архивоведение - изучение вопросов комплектования архивов , а также хранения и использования архивных документов .
  • Архонтология - изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
  • Бонистика - изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
  • Вексиллология (флаговедение) - изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
  • Генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей.
  • Генетическая генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики .
  • Геральдика (гербоведение) - изучение гербов , а также традиция и практика их использования.
  • Дипломатика - изучение исторических актов (юридических документов).
  • Документоведение - комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
  • Историография - изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков.
  • Историческая география - наука на стыке истории и географии .
  • Историческая демография - наука о демографической истории человечества.
  • Историческая метрология - изучение употреблявшихся в прошлом мер - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии.
  • - изучение .
  • Методология истории - изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ .
  • Нумизматика - изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам .
  • Палеография - изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
  • Папирология - изучение текстов на папирусах , находимых преимущественно в Египте .
  • Сфрагистика - изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
  • Фалеристика - изучение наградных знаков отличия.
  • Хронология - изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени .
  • Эортология - изучение церковных праздников.
  • Эпиграфика - изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

Дисциплины, связанные с историей

  • Антропология - изучение человека и его взаимодействия с миром.
  • Гендерная история - история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.
  • Социокультурная антропология - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
  • Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
  • Краеведение - изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
  • Психоистория - изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.
  • Этнология и этнография - изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).

Смежные дисциплины

  • Военная история - наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки .
  • Историческая психология - наука на стыке истории и психологии .
  • История культуры - наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.
  • История науки - история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
  • История государства и права - изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
  • История политических и правовых учений - изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
  • История религии - изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
  • История экономики - изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Примечания

  1. Profesor Richard J. Evans The Two Faces of E.H. Carr (англ.) . Архивировано
  2. Professor Alun Munslow What History Is (англ.) . History in Focus, Issue 2: What is History? . University of London (2001). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 10 ноября 2008.
  3. Introduction // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 6. - ISBN 0-8147-8141-1
  4. Nash Gary B. The "Convergence" Paradigm in Studying Early American History in Schools // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 102–115. - ISBN 0-8147-8141-1
  5. Seixas Peter Schweigen! die Kinder! // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 24. - ISBN 0-8147-8141-1
  6. Lowenthal David Dilemmas and Delights of Learning History // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 63. - ISBN 0-8147-8141-1
  7. Joseph, Brian (Ed.) & Janda, Richard (Ed.) (2008), «The Handbook of Historical Linguistics» , Blackwell Publishing (published 30 December 2004), с. 163, ISBN 978-1405127479
  8. Мюллер М . О силе корней // Наука о языке. Филологические записки , Воронеж, 1866.
  9. Online Etymology Dictionary, http://www.etymonline.com/index.php?search=history&searchmode=none
  10. Ferrater-Mora, José. Diccionario de Filosofia . Barcelona: Editorial Ariel, 1994.
  11. Whitney, W. D. . New York: The Century Co, 1889.
  12. Whitney, W. D. (1889). The Century dictionary; an encyclopedic lexicon of the English language . New York: The Century Co. Page .
  13. WordNet Search - 3.0 , «History».
  14. Michael C. Lemon (1995).The Discipline of History and the History of Thought. Routledge. Page 201. ISBN 0-415-12346-1
  15. Scott Gordon and James Gordon Irving, The History and Philosophy of Social Science . Routledge 1991. Page 1. ISBN 0-415-05682-9
  16. Ritter, H. (1986). Dictionary of concepts in history. Reference sources for the social sciences and humanities, no. 3. Westport, Conn: Greenwood Press. Page 416.
  17. Graham, Gordon Chapter 1 // The Shape of the Past. - Oxford University, 1997.
  18. Elizabeth Harris, In Defense of the Liberal-Arts Approach to Technical Writing. College English, Vol. 44, No. 6 (Oct., 1982), pp. 628-636

    Исто́рия - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Историческая наука - это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения.

Объект исторической науки - это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки - это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.

В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία , historia ), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor- , где корень weid- , «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных» . Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn , «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история - «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука - плод размышлений, а поэзия - плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story ). Особый термин история (history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical , historic ) - в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история - современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими - к общественным, а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства.

    Вспомога́тельные истори́ческие дисципли́ны (другое наименование - специальные исторические дисциплины ) - относительно самостоятельные отраслиисторической науки , которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников . К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию ), дипломатику , генеалогию , геральдику , сфрагистику иэпиграфику , историческую метрологию , нумизматику и бонистику , хронологию , историческую географию , историческую информатику , источниковедение , архивоведение ,документоведение , историческую ономастику , историческую антропонимику , историческую демографию , фалеристику , археографию и некоторые другие. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию , методологию истории ) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию ).

Палеография - вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография ). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Диплома́тика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеало́гия или родосло́вие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях вообще.

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus - глашатай) - специальная историческая дисциплина , занимающаяся изучениемгербов , а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы . Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур . Корни геральдики уходят вСредневековье , когда и был разработан специальный геральдический язык .

Сфрагистика или сигиллография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований наБлижнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала - как самих печатей (цилиндрические печати месопотамских цивилизаций иЕгипта, античные печати-щитки, висячие металлические печати Византии и Европейского средневековья), так и отпечатков на керамике (глиняные таблички клинописныхархивов, оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений.

Истори́ческая метроло́гия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы , их относят ктрадиционным системам измерения .

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

Историческая география - это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии ; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. Самой сложной частью задачи исторической географии является показ экономической географии изучаемой территории - установление уровня развития производительных сил, их размещение.

Истори́ческая информа́тика - вспомогательная историческая дисциплина , изучающая особенности процесса информатизации в области исторической науки и образования. В основе данного направления лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для использования современных технологий в исследовательской практике и образовательном процессе.

    Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых изучаются пути достижения определенной цели, решения конкретной задачи. В науке метод - это применение определенных способов, приемов, задач теоретического исследования предмета выражается в системе категорий и законов.

Для познания социально-экономических процессов используют философские, общенаучные и специальные методы: метод научной абстракции, принцип единства логического и исторического, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, моделирование процессов, проведение экспериментов, экономико -математические и статистические методы.

    Методы истории. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

    Когда исторический источник был написан?

    Где он был создан?

    На каком ранее существовавшем материале основывался автор?

    Какова была оригинальная форма источника?

    Насколько источник заслуживает доверия?

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза - совершенно новое образование.

Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В результате этого процесса получаются различного рода "абстрактные предметы", которыми являются как отдельно взятые понятия и категории ("белизна", "развитие", "противоречие", "мышление" и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.

Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

    Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод и как развивается историческое познание . Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о Средних веках ). В-третьих, термином историография обозначают изучение взглядов и работ конкретных историков (анализируются причины создания исторических сочинений, выбор их тематики, способ интерпретации событий, личные убеждения автора и его аудитории, практика использования доказательств и ссылок на других историков). Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Историогра́фия - в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле историография - это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Геродот объяснял, почему он взял на себя труд написать свою Историю: чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками иварварами. Мотивы творчества других историков античности будут иными. Фукидид, к примеру, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры; Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю, он писал свои книги, считая что опыт, добытый при изучении истории, является лучшим руководителем в жизни; Тит Ливий искал в истории «модели для нас и нашей страны».

С XIX века историография начинает играть очень важную роль. В западной культуре стали прилагаться большие усилия по историографическому анамнезу. Историография старалась обнаружить, «пробудить» и восстановить прошлое наиболее экзотических, хронологически и географически отдалённых обществ, а также предысторию Ближнего Востока и культуру «диких» народов, находящихся на пороге исчезновения. Не менее важно то, что историография становится важнейшим источником формирования исторической памяти европейских народов, инструментом "конструирования наций".

Древнейшая китайская историография

Древнейшими текстами по истории Китая являются книги Шу-Цзин , Чуньцю и Цзо-чжуань . Автором первых двух книг считается Конфуций , а последняя является их комментарием. Первый профессиональный историк Китая, отделивший собственно историю от конфуцианской философии , - Сыма Цянь , автор «Исторических записок» (Ши-цзи ). Его сочинение содержит множество биографий как членов императорской династии, так и простых людей.

    Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

    Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции.

Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;

    Данные языка;

    Обычаи, нравы, учреждения;

    Монументы;

    Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Историческое значение
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Хотя в то время ещё никто этого не знал, битва под Веной предопределила ход всœей войны. Турки безуспешно сражались последующие 16 лет, потеряв Венгрию и Трансильванию, пока окончательно не признали своё поражение. Конец войне был положен Карловицким миром.

Встреча Яна Собеского и Леопольда I (кисти Артура Гротгера)

Политика Людовика XIV предопределила ход истории на столетия вперёд: немецкоговорящие страны были вынуждены вести войны одновременно и на Западном, и на Восточном фронте. Пока германские войска сражались в составе Священной Лиги, Людовик воспользовался этим, завоевав Люксембург, Эльзас и Страсбург, разорил огромные территории на юге Германии. А Австрия не могла оказать немцам никакой поддержки в их войне с Францией, пока шла война с турками.

В честь Яна Собеского австрийцы построили церковь на вершинœе холма Каленберг, к северу от Вены. Желœезнодорожная трасса Вена - Варшава также названа в честь Собеского. Созвездие Щит Собеского также было названо в его честь. Поскольку Собеский поручил своё королевство заступничеству Девы Марии Ченстоховской, папа Иннокентий XI постановил отмечать праздник Святого Имени Марии не только в одной Испании и Неаполитанском королевстве, но и во всœей Церкви. Этот праздник празднуется 12 сентября.

Собеский пишет о победе Папе Римскому (кисти Яна Матейко)

Польско-австрийская дружба недолго длилась после этой победы, так как Карл V Лотарингский принялся принижать роль Яна III Собеского и польского войска в битве. Ни сам Собеский, ни Речь Посполитая от спасения Австрии ничего существенного не выиграли. Напротив, битва под Веной ознаменовала зарождение будущей Австрийской империи (1804-1867) и падение Речи Посполитой. В 1772 и 1795 годах Габсбурги приняли участие в первом и третьем разделах Речи Посполитой, благодаря чему это государство исчезло с политической карты Европы.

Историческое значение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Историческое значение" 2017, 2018.

  • - Историческое значение буржуазного права

    Историческое значение буржуазного права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и определении новой глобальной перспективы правового развития. Она основывается на понятии правового государства и открытого буржуазного общества. Критерии... .


  • - Великая французская буржуазная революция конца XVIII в., её законодательство и историческое значение

    Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и монархии «старого режима» послужил финансовый кризис 1780-х гг. Внешний и внутренний долг монархии перевалил за 5 млрд. ливров (что примерно равно национальному доходу за 50 лет!). Неспособность короля Людовика XVI... .