Конспект урока по обществознанию человечность. Конспект урока по обществознанию «Что такое человечность?» (6 класс)

Тема: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием и ИКТ

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, видео-фрагменты, раздаточный материал в конвертах (прил.№1)

Этапы урока:

    Организационный момент

    Экспресс-опрос

    Изучение нового материала

    Итоги урока

Опрос => Ответьте «да» или «нет».

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

Лекция с элементами беседы.

    Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не всегда могут мирно сосуществовать друг с другом. К чему это может привести?

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «Хиросима»

В небольшом фрагменте документального фильма вы увидели одно из событий Второй Мировой войны. США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

    Что вы почувствовали, глядя на кадры этого фильма?

    Как вы оцениваете действия правительства США?

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим? (человечность)

Мозговой штурм: ассоциации со словом человечность (запись на доске)

    уважение к людям

    сочувствие

    доверие

    добро

    самопожертвование

    честность

    искренность.

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью = > стихи, фразы, рисунки

    Для чего нужно быть человечным? (чтобы был мир, чтобы люди были счастливы)

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

    Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

    Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

    Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

Работа с глоссарием

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Гумани́зм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности

Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

Социа́льные но́рмы - общепризнанные правила, образцы поведения, призванные обеспечивать устойчивое социальное развитие.

Табу - это строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Творческое задание «Проблемы общества»

Перечислить проблемы современного общества, например: одинокие старики, бездомные дети, плохая экология, алкоголизм и т.д . Все перечисленное записывается на доске.

=> какие качества необходимо иметь, чтобы помочь людям справиться с той или иной проблемой? Чаще проявлять человечность?

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В и генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве. Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применения ядерного оружия.

При взрыве бомбы в Хиросиме 6 августа 1945 года девочка Садако находилась в полутора километрах от эпицентра взрыва. В 1955 году она попала в больницу с диагнозом «лейкемия». Ей было всего 12 лет, она было вашей ровесницей. Надеясь на выздоровление, она делала бумажных журавликов. Японская легенда гласит, что если сделать 1000 таких журавликов, то исполнится любое желание. 25 октября 1955 года она умерла, успев сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячью бумажных журавликов.

Садако стала символом неприятия ядерной войны. О ней написаны книги, сняты фильмы, придуманы стихи. Во многих городах ей поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить .

«Журавлики» Александр Дерксен

Она хочет дожить до весны,

отпуская журавликов в небо,

но сжигают тело костры,

словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

но вы мудрость познаете взгляда,

она боль убивает смеясь,

не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

что спасают нетронутой душу,

светлый мир посещает во снах,

близость смерти покой не нарушит...

В память об этом уроке, я хочу подарить каждому из вас бумажных журавликов – символ человечности и доброты

Хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!!!

Можно пройти мимо, можно не заметить, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг и помогать, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

ФРАГМЕНТ ПРО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Спасибо за урок, чтобы выяснить понравился он вам или нет, я попрошу достать из конвертов маленькие желтые круглые листочки и поставить там смайлик, который соответствует вашему отношению к уроку  

Приложение №1

Урок обществознания.Тема: «Человек и человечность»(1 ур)

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Рисунок атомного взрыва, эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

Опрос: Ответьте «да» или «нет». (Игра « крестики – нолики»)

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека (да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение (нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? (да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного .

Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь (лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

Что вы почувствовали, услышав об этом?

Ответ: Страх.

Как вы оцениваете действия правительства США?

Ответы учеников.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Сострадание человеколюбие

Работа со словарем (задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

Несчастьем, горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

Делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

Нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

Достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

К людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ - любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь )

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

Абугалиев Дидар рассказывает о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

«Журавлики» Александр Дерксен – читает Муканова Руфина.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность - это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность, человечное отношение к окружающим.
В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий .
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохи Возрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти .

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке .

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов , для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» (стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни , описанный в этом рассказе.

Если затрудняешься в выполнении задания, выбери одну из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте рассказа « Легенда».

    Живи так, как тебе хочется.

    Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

    Живи так, чтобы не навредить другим людям.

    Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

    Живи так, как тебе нравится, лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора : протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся : А вдруг это обман?

Учитель : Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Ответы учащихся : Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся : Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек, но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

Рефлексия.

Объясните слова эпиграфа: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» С.Маршак

Ответ ученика.

Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном (человечном) отношении людей друг к другу.

(Эти высказывания ученики подготовили дома)

Кто из вас читал произведение « Маленький принц» ?

В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Объясните.

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Л.Н.Толстой сказал: « Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор !

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности (история войны, современное время), параграф 12.

Тема: Человек и человечность.

Цель: показать, что моральные нормы создают образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны знать, что:

1) человечность означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей;

2) мораль - общепринятое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо;

3) нравственные качества делают человека человеком;

4) главная задача моральных норм заключается в том, чтобы создать образец поведения человека по отношению к другим людям.

Учащиеся должны понимать, что такое:

1) человек;

2) мораль;

3) нравственность;

4) гуманизм;

5) нормы морали.

Учащиеся должны уметь:

1) объяснять основные понятия;

2) высказывать собственную точку зрения;

3) анализировать высказывания;

4) обосновывать свое мнение.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ответьте «да» или «нет».

1. Способности - врожденные свойства человека, проявляющиеся в определенной деятельности. (Нет.)

2. Способности - высокая степень одаренности человека, проявляющаяся в определенной деятельности. (Да.)

3. Воля - специфическое человеческое свойство. (Да.)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество.

5. Человек определяется только врожденными качествами. (Нет.)

II. Изучение нового материала.

ПЛАН

1. Мораль и гуманизм.

2. Моральные нормы и поступки людей.

1. Обыгрывание ситуации:

1) в транспорте не уступили пожилому человеку место;

2) друзья обозвали друг друга;

3) сказали маме неправду.

Затем обсуждается увиденное и выясняется, что же нарушалось в данных ситуациях. Учитель подводит учащихся к пониманию, что такое социальные нормы и как они регулируют жизнь человека.

2. Лекция с элементами беседы.

Как вы думаете, почему люди с разными интересами, характерами, взглядами не только могут мирно сосуществовать друг с другом, но и действовать совместно?

На протяжении веков люди, чтобы жить в обществе, создавали правила поведения. Для этого им служили разум и чувства. Разум предупреждал об опасности хаоса и вражды, жизненный опыт передавался из поколения в поколение и позволял уточнять и оттачивать социальные нормы - правила поведения в обществе.

Приведите примеры известных вам правил поведения в обществе.

Докажите, что социальные нормы возникали с появлением человеческого сообщества.

Социальные нормы заменяли инстинкты, действенные в жизни животных, но ослабевшие у человека. Как инстинкт у животных способствует их выживанию и продолжению рода, так и социальные нормы способствуют выживанию человека в сообществе с другими людьми.

Первые социальные нормы, возникшие в первобытном обществе, были просты и категоричны. Это табу - запреты. Общество устами жрецов, старейшин, вождей определяло действия, совершение которых запрещалось, так как они несли угрозу существованию общины, рода, племени.

Приведите примеры табу. (Запрещение браков между близкими родственниками; запрещение убийства сородичей.)

По мере накопления опыта трудовой деятельности и организации быта складывались обычаи.

Обычай - это совокупность правил поведения, усвоение которых способствует успешности действий в той или иной сфере жизни.

Обычаи включали в себя религиозные обряды и ритуалы, формы и способы поведения при вступлении в брак, при рождении ребенка, со смертью и похоронами, с приготовлением пищи, с сельскохозяйственным трудом и т. д.

Каждое новое поколение воспринимает обычай как данность, чтит обычаи предков, воспринимает их опыт, действует по образцу.

-Какие обычаи вам известны? Как меняется роль обычаев по мере отдаления от времени их возникновения?

Новым шагом, свидетельствующим об осознанном отношении человека к самому себе, к обществу, в котором он живет, и к миру в целом явилось возникновение этических, или моральных, норм.

Этика (греч. etnos ) - устойчивая природа какого-либо явления, позднее - устойчивый порядок, добродетели человека.

Этика - философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Этика - совокупность норм поведения. (С. И. Ожегов.)

Аналог в лат. языке - mores - «мораль».

В русском языке синоним - нравственность (от слова «нрав»).

Термин « мораль» чаще употребляется для обозначения существующих в обществе социальных норма, «этика» - для обозначения науки о морали, «нравственность» - для обозначения индивидуальных моральных принципов, которыми руководствуется человек.

Стержнем этики является определение «добра» и «зла». В соответствии с этикой добро должно являться ориентиром для всех поступков и действий человека.

Усвоенные человеком моральные нормы составляют стержень внутреннего мира человека, руководят его мыслями и поступками.

Задание 1. Любой человек всегда стоит перед необходимостью морального выбора. В его действиях довольно часто сталкиваются противоположные мотивы. Он выбирает между сиюминутными интересами, возможно, идущими вразрез с общепринятой нравственной нормой, и поведением, соответствующим этой норме, но противоречащим его непосредственным интересам.

Оказывались ли вы, ваши друзья, герои книг или кинофильмов в такой ситуации? Опишите, как вели себя вы, друзья, герои.

Ответить на вопросы вам поможет с х е м а 1 на с. 23:

Таким образом, нормы морали - это поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки. Нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

Как вы думаете, все ли люди одинаково представляют, что есть «добро», а что «зло»? Докажите. Что влияет на нравственные установки личности?

Общество защищает себя, свою целостность, установившийся порядок жизни, в основе которого лежит призвание и охрана жизненных ценностей, значимость которых проверялась опытом многих поколений.

Человек, совершив какой-либо проступок, испытывает угрызения совести, но не всегда.

Рассмотрите схему 2 «Две этические системы». Назовите известных вам людей, чьи жизненные позиции и жизненный путь соответствуют гуманистической этике.

III. Закрепление.

Домашнее задание: § 4; выполнить задания 1-4, с. 26.

Конспект урока по обществознанию

Класс: 6

Предмет: обществознание

Тема урока: «Человек и человечность»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: беседа

Цель урока:

Формирование представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом

Рвзвитие социального кругозора.

Воспитание гуманного отнощения к окружающим людям

Задачи:

Раскрыть смысл понятий «человечность» и «гуманизм»,

Учить оценивать поступки с позиции гуманизма,

Воспитывать уважение и желание проявлять внимание и заботу к людям.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество

Метапредметные:

- регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности;

- познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления диаграмм;

-коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого;

Личностные:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Оборудование: Учебник, словарь, репродукция картины В.М. Максимов. «Все в прошлом». мультимединое оборудование, презентация к уроку.

Литература: Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова Обществознание,6 класс. М.: Просвещение,2015 г.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Приветствие учеников.

Доброе утро, дорогие ребята!Каждый из нас пришел в этот класс со своим настроением, своими мыслями и идеями… Одна рука хорошо, а две – еще лучше. Одна голова хорошо, а две – еще лучше. Одна мысль хорошо, 19 – еще лучше!

Эпиграф к уроку записан на доске «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»

С.Маршак

(Приложение 1. Образец оформления доски)

Подготовка к уроку

2. Мотивация

1. Вопросы по изученной теме: Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми?

2. Мотивация учеников на изучение новой темы

Какие новые слова можно образовать от слова «Человек». Что объединяет все эти слова?

Фиксация идеи учеников, подведение итогов обсуждения, корректировка (при необходимости) темы урока

Озвучивается тема урока «Человек и человечность»

Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Актуализация полученных ранее знаний

Формулирование понятий.

Человек-человечный, человеческий, человечность

Работа с эпиграфом к уроку

Выдвигают идеи о теме урока

Запись темы урока в тетрадь «Человек и человечность».

Постановка проблемного вопроса урока «Актуально ли в наше время быть добрым?»

3. Изучение нового материала

1. Работа по слайду в презентации «Гуманизм», комментирование новой информаций (Приложение. Презентация к уроку «Человек и человечность»)

Организзация работы со словарем. Найти определение «Человечность», «Гуманизм» и сравнить понятия.

(Приложение 2)

В чем сходство и различие этих понятий? Регулируется учебный процесс, корректируется деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении

Человеческое отношение к миру можно назвать гуманным.

Это слово происходит от латинского корня homo – человек. Для гуманного отношения к человеку характерны готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

От корня homo происходит и слово «гуманизм» - это прежде всего уважение и любовь к людям. Для гуманизма характерны интерес к человеку, вера в его способности и творческие возможности.

В каком бы веке люди не жили, в какой стране не находились, люди всегда обращались к золотому правилу морали.

Кто помнит это правило?

Люди разных вероисповеданий всегда должны придерживаться заповеди «не убий». Это правило есть и у христиан, и у католиков, и у мульман, и у буддистов и мн. др.

Работа с презентацией, знакомство с новой информацией.

Работа с текстом, с новыми понятиями

Ответы на вопросы.

Работа в парах (один ребенок записывает определение «гуманизм», другой – «человесность». Затем сравниваются понятия)

Обобщают полученные ранее знания, составляют

Диаграмму

(Приложение 3)

«Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе»

4. Первичное закрепление изученного

1.Организация работы по поиску вариантов гуманного отношения

Что значит относиться к другим по-человечески?

2. Организация работы учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101)

(Приложение 4)

Какий мысль хотел донести до нас автор? Что означает слово «притча»

Подводит к пониманию главной проблемы.

3.Прояви внимание к старикам. Обсуждение высказываания «Хорошие дети – счастливая старость» (народная мудрость)

4. Работа с иллюстрацией учебника. В.М. Максимов. «Все в прошлом». (учебник стр.103.)

(Приложение 5)

Почему художник так назвал свою картину?

Можно ли старость женщин, изображенных на картине, назвать радостной.

Что вы знаете о жизни своих бабушек и дедушек?

Работа в парах, поиск возможных вариантов решения предложенного задания.

Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения

Работа со словарем.

Формирование понятие «Гуманное общество»

Формулирование вывода. Отношение к пожилым – показательдоброты и человечности.

Актуализация субъективного опыта. Разработка памятки «Чем я могу помочь своим бабушкаи дедушкам?»

Сходить в магазин

Сделать уборку в доме

Вынести мусор

Поздравить с праздником и с днем рождения и др.

Итоги.

Рефлексия.

Подведение к решению проблемного вопроса урока: «Всегда ли человек должен оставаться человеком?»

Если бы ты был волшебником, какие бы поступки совершил?

Ответы на вопросы.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения.

Домашнее задание

Задание на выбор.

1.Найти притчи, раскрывающие понятие «Гуманное отношение к окружающим».

Дать объяснение, какой урок можно извлечь из данной притчи.

2. Найти и записать 10 пословиц и поговорок о доброте.

Запись домашнего задания в дневники

Приложение к уроку обществознания № 1

Образец оформления классной доски

Приложение к уроку обществознания № 2.

Словарь

Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.
Толковый словарь русского языка Ушакова

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

    Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.

    Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.

    Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.

    Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.

    Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.

    Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.

Гуманизм – это особое мировоззрение. Согласно теоретической концепции, человек является высшей ценностью. Практически гуманизм – это бережное отношение к людям. Зарождение мировоззрения происходило в эпоху Возрождения, в 15-16 веках. В это время в Италии, а впоследствии в Англии, Франции, Голландии, Германии сформировалось крупномасштабное движение, направленное против церковного деспотизма. Выступая против требований религии провести всю свою земную жизнь в искуплении грехов, гуманисты относили человека на вершину мироздания, утверждая его право на счастье. Они считали, что люди совершенно естественно стремятся к наслаждению, а также обладают способностью к нравственному самосовершенствованию, являясь духовно свободными.

Притча.

толковал слово «притча» как «поучение в примере».

    Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием («поучением»), например, , о десяти девах, о сеятеле и др.

    Эпический жанр в литературе - , в основе которого лежит принцип ; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. К жанру притчи обращались

    Отличия.

    Разное написание слов.

    Человечность может быть как по отношению к людям, так и к животным и природе в целом.Доброе отношение. Проявляется в поступках. Качество человека.

    Гуманизм – понятие пришло из древности. Гуманизм – взгляды, философия. Изучались в учебнике истории и др.

    Приложение к уроку обществознания № 4.

    Притча «Легенда»

    Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.

    А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.

    Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.

    Мне представляется: наша жизнь- это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет, все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем - побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как все это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.

    В.В.Вересаев

    Приложение к уроку обществознания 5

    В.М. Максимов (1844-1911) «Все в прошлом»

    Василий Максимович Максимов родился в 1844 г. в д. Лопино в крестьянской семье. Рано лишившись роителей, был отдан в учение иконопискую местерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Академию художеств вольным слушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели.Средипроизведений Максимова особо отличатеся картина «Все в прошлом». Картина проникнута ностальгшией по прошедшим временам. Картина имела большой успех и много раз повторена художником.

    Последние два года жизни художника оказались полны горькой нужды и лишений. Бедность истощение, болезни свели художника в могилу.Умер в 1911г.

    В истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописец и знаток народной жизни.

Технологическая карта

ФИО педагога: Софронова Ирина Александровна

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тип урока: открытие нового знания

Тема: «Человек и человечность»

Тема

«Человек и человечность»

Цель

Создать условия для формирования представлений о человеке с позиций нравственности, о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми, окружающим миром в целом

Задачи

Личностные:

Аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности;

Познавательные : развитие критического мышления, навыков систематизации и анализа информации, составления кластеров;

Коммуникативные : развитие умения работать в группах, парах, коллективно обсуждать информацию, осуществлять обмен мнениями, понимать/принимать позицию другого;

Предметные: расширение представлений о человеке, о гуманизме, знакомство с понятием гуманное общество

Технология

ИКТ-технологии, технология развития критического мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Приветствие учеников, организация рабочей атмосферы.

Подготовка к уроку

Организовать рабочее пространство

Создание рабочей атмосферы

2. Мотивация

1. задает вопросы по изученной теме: Что такое добро? Что значит быть добрым? Как можно объяснить фразу «человек славен добрыми делами»?

2. Мотивирует учеников на изучение новой темы

Задает вопросы ученикам, просит высказать свое мнение по прочитанному

Фиксирует идеи учеников, подводит итоги обсуждения, корректирует (при необходимости) тему урока

Озвучивает тему урока

Корректировка проблемного вопроса «всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Актуализация полученных ранее знаний

Работа с текстом (из биографии Януша Корчака)

Работа с эпиграфом к уроку

Выдвигают идеи о теме урока

Запись темы урока в тетрадь

Постановка проблемного вопроса урока

Ответить на вопросы учителя

Задать вопросы к прочитанному, ответить на вопросы учителя:

Какую проблему вы увидели, прочитав этот текст?

Как вы думаете, почему Януш Корчак так поступил?

Ответы на вопросы: -как можно объяснить фразу «образец человечности по отношению к людям»

Как может звучать тема нашего урока

Какой проблемный вопрос к уроку можно составить?

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Метапредметные:

регулятивные -умение формулировать тему урока,

коммуникативные: оценивание ответов одноклассников, умение слушать и вступать в диалог,

познавательные: обобщение информации;

личностные: личная оценка жизненных ситуаций

3. Изучение нового материала

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

2. организует работу учеников с текстом

Регулирует учебный процесс, корректирует деятельность учеников при поиске информации, ее обобщении, графическом представлении

Работа с презентацией, знакомство с новой информацией,

Работа с текстом, с новыми понятиями

Ответы на вопросы.

Работа в парах

Обобщают полученные ранее знания, обсуждают возможность решения задания,

составляют кластер

Просмотр слайдов презентации,

ответить на вопросы учителя:

Что такое «гуманизм»?

Как вы понимаете слова «человечность», «человечный», «гуманный»?

Что значит «гуманное отношение»?

Составление кластера «что значит гуманное отношение»

Личностные: оценивают жизненные ситуации

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации

Коммуникативные:

Проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения поставленных задач

4. Первичное закрепление изученного

1.Организует работу по поиску вариантов гуманного отношения

2. организует работу учеников по чтению притчи В.Вересаева «Легенда» (учебник с.101)

Подводит к пониманию главной проблемы.

Организация работы с кластером

Работа в парах, осуществляют поиск возможных вариантов решения предложенного задания

Работа с текстом, ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения

Фронтальная работа по составлению кластера «гуманное общество»

Поищите варианты гуманного отношения в следующих ситуациях (задания на листочках):

На пешеходном переходе вы видите пожилого человека. Каковы ваши действия?

В подъезде вы встречаете бездомное животное. Ваши действия?

На улице вы встречаете плачущего ребенка. Какими будут ваши действия? Т т.д.

Ответить на вопросы: -какую мыслб в своем произведении хотел донести до нас автор?

В каком обществе возможно такое человеческое отношение ко всему живому?

Составление кластера

Каким вы представляете себе гуманное общество?

Охарактеризуйте его при помощи существительных.

Познавательные:

Умение работать с информацией,

Осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог,

Умение выслушивать чужое мнение

Личностные:

Оценка ситуации с позиции нравственности

Итоги.

Рефлексия.

Подводит к решению проблемного вопроса урока: «всегда ли человек должен оставаться человеком?»

Создает условия для выполнения задания

Ответы на вопросы

Актуализация субъективного опыта

Отвечают на вопросы:

Что такое гуманизм?

Что значит быть гуманным человеком7

Какое общество можно назвать гуманным?

А можно назвать гуманным общество 6 класса? Почему?

Был ли Януш Корчак гуманистом? Почему?

Всегда ли человек должен оставаться человеком?

Кратко напишите самое важное, что вам понравилось, запомнилось с урока с пожеланиями своему соседу по парте и обменяйтесь тетрадями

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение,

Терпимо относится к мнению других

Регулятивные:

Выделение и осознание учениками того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Личностные:

Нравственно-эстетическая оценка жизненных ситуаций

Познавательные:

Умение обобщать информацию и делать выводы