Коучинг как метод обучения. Что такое коучинг простыми словами

Коучинг – одно из множества новых слов, ворвавшихся в нашу жизнь и ставших привычными раньше, чем люди их до конца осмыслили. Коучинг – что это такое?

Это не тренинг, хоть у них много общего, не направление психотерапии, не консультирование. Коучингом занимаются самые разные люди, с гордостью называющие себя коучами, но нередко с трудом объясняющие принцип своей деятельности.

А дословный перевод слова «коуч» еще больше сбивает с толку, потому что переводится это понятие с английского как «карета», «повозка».

Если вы не видите цель в жизни, или она кажется труднодостижимой, если вы устали бежать по кругу за призрачной «морковкой», то вам нужна «карета». Она с комфортом довезет вас до вершины успеха по кратчайшему пути. Это и есть коучинг.

Коучинг – это личностно ориентированная деятельность, которая обеспечивает условия для самореализации человека и сопровождает его на пути к успеху.

Специалист, осуществляющий это сопровождение и создающий условия, и называется коуч.

Зачем нужен коучинг

Это сравнительно молодое явление в социальной жизни общества, ставшее известным в конце 1990-х годов в Великобритании и США. Но уже сегодня, по данным статистики на сайте WPA – «Академии коучингового мастерства», в США около 50 тысяч человек относят себя к профессии «коуч».

И количество их постоянно увеличивается. В России пока коучей значительно меньше. Согласно данным интернет-журнала «Секреты фирмы», их насчитывается всего 3 тысячи, но, по прогнозам, за ближайшие 5 лет эта цифра должна увеличиться в 15 раз.

Коучинг необходим в сложной ситуации, когда человек сам не может найти из нее выхода. А нередко даже проблемы не осознает, а просто чувствует недовольство жизнью и желание все поменять, но что и как менять не знает.

Работа не приносит удовлетворения, перспективы роста отсутствуют, а ни в каком другом виде деятельности индивид себя не видит. Любимое дело, которым человек готов заниматься 24 часа в сутки, не приносит дохода. А так хотелось бы превратить его из хобби в бизнес.

Жизнь потускнела и утратила краски, из нее исчезли цели, к которым бы хотелось стремиться.

Женщина с тревогой понимает, что ее существование превратилось в унылый бег по кругу: «дом-работа-дом». А жизнь проходит, и возникает страх из-за ее бессмысленности.

Многократные попытки организовать свой бизнес закончились крахом, и у человека опускаются руки и возникает ощущение собственной беспомощности и бездарности.

Это все реальные и знакомые нам ситуации. Найти из них выход самостоятельно очень сложно, а часто и невозможно, так как человек видит свои проблемы изнутри, а не во взаимосвязи с окружающим миром, и сосредоточен на своих переживаниях, а не на перспективах.

Можно обратиться за помощью к друзьям, но у них и своих проблем хватает, да и мало кто хочет выглядеть неудачником перед знакомыми.

Вот в таких ситуациях и требует коуч – вдохновитель, профессионал в деле раскрытия потенциала человека, о котором тот иногда даже не подозревает.

Коуч владеет комплексом приемов и техник, которые позволяют постигнуть свои способности, увидеть реальные перспективы деятельности и пути достижения успеха.

Коучинг как вид деятельности

Существует несколько направлений социально-психологической поддержки людей, желающих решить свои проблемы или заняться саморазвитием. Они имеют солидную историю, авторитет и наработанный багаж методов.

В первую очередь к ним относятся различные направления психотерапии и психоанализ, тренинги личностного роста, консалтинг и менторство (наставничество).

Коучинг родился на стыке этих видов деятельности, но имеет существенные отличия, которые позволяют ему быть конкурентоспособным на рынке подобных услуг.

Коучинг и тренинг

Особенно часто работу коучей сравнивают с тренингами, а иногда ставят между ними знак равенства. Оба эти направления представляют собой формы воздействия на человека и управления его поведением. И целью их являются позитивные изменения в жизни личности.

Коучинг можно назвать ближайшим родственником тренингов, так как родился он в спортивной среде, и «коуч» на сленге английских студентов означает «личный тренер» или «репетитор», который буквально «тащит» подопечного к успеху.

Но все же два серьезных отличия не позволяют отождествлять коучинг с психологическим тренингом.

Тренинги в том виде, в котором они распространены сегодня, имеют групповую форму, и она считается наиболее эффективной. А коучинг предполагает индивидуальный подход к каждому клиенту и индивидуальные занятия.

Хоть есть и «командный» коучинг, но он менее распространен, и даже в рамках него коуч работает с членами команды индивидуально.

Тренинг – это формирование определенных навыков – поведенческих, эмоциональных, коммуникативных и т. д. Его цель – развитие человека. А уж как и где индивид будет применять полученные навыки и будет ли вообще это делать, находится за пределами интересов тренера.

Главная задача коучинга не развитие личности, а определение целей и создание условий для их достижения. Коуч не учит, не формирует, не развивает, он направляет мышление человека так, что тот сам находит ответы на свои вопросы и варианты решения проблем.

Коучинг и психология

Коуч работает с человеком индивидуально, что без хорошего знания психологии невозможно, ведь человек должен сам увидеть свои перспективы и возможности.

Раскрытие внутреннего потенциала личности предполагает решение целого комплекса психологических проблем и снятие внутренних барьеров. Однако отнести коучинг к чисто психологическим техникам нельзя.

Психотерапия и психоанализ решают вопросы коррекции психического состояния и направлены на изменение субъективных ощущений человека, его отношения к действительности и самому себе.

Главная задача психоанализа – «вскрытие нарывов», выявление прошлых проблем.

Коучинг прошлым не занимается, он ориентирован на будущее. Он не ищет ответы на вопрос «почему?», а стимулирует человека самого найти ответ на вопрос «как?».

Как сделать жизнь лучше? Как найти свое место в мире? Как решить возникшую проблему?

Коучинг и консалтинг

В Википедии коучинг определяется, как консалтинговая деятельность, но сходство между ними только внешнее. Сессия коуча действительно похожа на консультирование и представляет собой доверительную беседу коуча с клиентом.

Однако цель консультанта – предоставить клиенту пакет советов, которые помогут ему разобраться с проблемой. Как человек их будет использовать, консультанта уже не касается.

В отличие от консультанта, коуч:

  • не дает советов;
  • не предлагает готовых решений;
  • заинтересован в раскрытии внутренних ресурсов человека, который сам должен увидеть свой путь;
  • сопровождает человека в течение всего этого пути, стимулируя преодолевать возникающие препятствия и внутренние барьеры.

Правда, на практике большинство коучей не могут удержаться от советов, хоть профессионалы считают это неуместным. Потому что наиболее результативным будет тот способ решения проблемы, который нашел сам клиент, а не воспринимает его навязанным извне.

Практика коучинга

Основная цель коучинга – пробудить в человеке творца, созидателя собственной жизни, а он способен на большее, чем ему кажется. На достижение этой цели и ориентированы методики коучинга.

Метод вопросов

Основной прием коучинга следующий: с помощью правильных вопросов вызвать мыслительную активность клиента. Поиск ответов на предложенные коучем вопросы позволяет решить несколько задач:

  • конкретизировать главную проблему клиента;
  • помочь ему осознать первостепенную задачу;
  • выяснить, что препятствует ее решению;
  • раскрыть внутренний потенциал клиента;
  • стимулировать его на поиск самостоятельного решения.

Метод вопросов не нов. Его использовал еще античный философ Сократ, который считал, что правильно заданные вопросы помогут найти решение даже очень запутанной проблемы.

К этому методу относится техника коучинга – GROW, разработанная основателем бизнес-коучинга сэром Джоном Уитменом. Она включает четыре группы вопросов.

  1. G oal (цель) – какую цель хочет достигнуть клиент.
  2. R eality (реальность) – что происходит в действительности.
  3. O ptions (опции) – возможности или варианты выхода из ситуации.
  4. W ill (намерения) – что необходимо сделать в первую очередь.

На основе метода вопросов строится общение коуча и клиента, которое называется коуч-сессия.

Организация коуч-сессии

Сессия проходит в форме диалога и длится от 30 минут до 1 часа. Задавая клиенту вопросы, коуч не столько проясняет для себя его ситуацию и проблемы, сколько стимулирует человека к поиску собственного решения.

Коуч-сессия может проводиться не только при личной встречи, но и по скайпу или по телефону.

Всего обычно бывает не менее 5 сессий, а чаще больше (до 15), и каждая встреча клиента с коучем должна иметь конкретный результат, в виде решения промежуточной задачи, составленного плана действий или готовности что-то изменить в жизни.

Кроме вопросов диалога, коуч-сессия может включать «домашние задания» - спланированные в процессе беседы действия, которые должен выполнить клиент к моменту следующей встречи с коучем.

В итоге серии коуч-сессий человек получает не только решение проблемы и реальные позитивные изменения в жизни, но и приобретает навыки раскрытия собственных возможностей, которые потом он сможет использовать самостоятельно.

Виды коучинга

Учитывая быстрое распространение этого вида услуг, сложно выделить общепринятую классификацию. Видов коучинга множество, еще больше сфер, в которых работают коучи. Но чаще всего выделяют два больших вида.

1. Бизнес-коучинг , ориентированный на работу с представителями бизнеса и решающий вопросы его организации, продвижения, эффективности, материального стимулирования, поиска ниши и т. д.

2. Лайф-коучинг , направленный на повышение качества и осмысленности жизни, решение личных проблем, преодоление конфликтов в отношениях, на разработку жизненных стратегий и т. д.

Оба эти вида в равной степени популярны, правда, лайф-коучингом больше интересуются женщины, для которых личная жизнь обычно в приоритете.

Выделяют также индивидуальный и командный виды коучинга. Но их различие не в формате проведения сессий – в командном встречи коуча и членов группы тоже проходят индивидуально.

Отличие в цели. Командный направлен на решение проблем группового характера, например, повышение эффективности работы в команде.

Встречаются и другие виды, например, эриксоновский коучинг, названный так по имени американского психотерапевта М. Эриксона. Методологические основы этой разновидности коучинга разрабатываются специалистами Международного Эриксоновского Университета. А в Лайф-коучинге в последнее время приобретает популярность метафорическое направление.

Как и в любой другой молодой и динамично развивающейся деятельности, в коучинге бурлят процессы преобразований и нововведений, вырабатываются стратегии, возникают и быстро исчезают новые направления. Пока коучинг еще далек от выработки традиций и общепринятых критериев и принципов.

Кто может быть коучем

Это довольно актуальный вопрос, так как профессия коуча только набирает популярность в нашей стране, и желающих попробовать свои силы в ней немало. Ответ на него прост: коучем может быть любой, у кого есть для этого способности.

Нужно ли образование? Да, образование нужно в любой сфере, но получить профессию коуча не так-то просто. Например, международный сертификат можно получить, пройдя обучение по программе ICF – Международной Федерации Коучей, а также в университете Global couching или в Международной академии коучинга.

Есть еще масса курсов и отдельных продвинутых коучей, которые предлагают дорогостоящее, зато быстрое обучение. Но качество его вызывает сомнение.

В овладении профессией коуча важнее не сертификат, а личные качества и способности, которыми обладают не все. Кроме общих знаний в области психологии, социологии и менеджмента, человек должен обладать следующими качествами:

  • открытость и коммуникабельность;
  • терпение и доброжелательность;
  • высокий уровень эмпатии;
  • внимательность и способность чувствовать собеседника;
  • гибкость и высокая скорость мышления;
  • креативность;
  • готовность к саморазвитию и овладению новыми приемами, техниками и т. д.

Только обладая этими качествами, человек может привести своего клиента к успеху, даже если сам он не очень разбирается в профессиональной деятельности заказчика.

Нужно ли быть самому успешным человеком? В идеале, да. Но понятие успеха у всех разное. Главное, уметь вдохновлять людей, зажигать их желанием двигаться вперед.

И все больше людей понимают важность работы коуча, который не только способен объективно и беспристрастно оценить ситуацию, но и пробудить желание и силы двигаться вперед.

И что важно, делать это самостоятельно, поэтому не чувствовать себя беспомощным неудачником, способным только подчиняться чужим указаниям.

Коучинг – это особый тренинговый метод, направленный на достижение четко обозначенных целей (под этим не подразумевается общее развитие личности или множества качеств, а качеств, исключительно необходимых для достижения конкретно обозначенных целей). Предполагает совместную работу с коучем, человеком, являющимся тренером в данной области (жизненной или профессиональной).

Коучинг и наставничество имеют больше общих смысловых позиций, чем развитие и менторство, то есть имеют четкую фокусировку направления деятельности, вместо расширенного плана улучшения.

Виды разновидностей тренингового метода

Имеется множество видов коучинга, в зависимости от сферы его применения, и главными тут являются жизненный коучинг (лайф) и корпоративный коучинг (профессиональный). Первый очень близок по своим приемам и во многом граничит с психологией, специалисты, практикующие данное направление могут быть сертифицированы во многих смежных специализациях (медицина, социология, преподавание), но при этом не являться чистым представителем ни одной из них.

Простыми словами коучинг, связанный с профессиональной деятельностью, обычно касается улучшения эффективности сотрудников, проводится для корпораций или же для управляющих лиц, с целью развития навыков лидерского управления, а также получения критической обратной связи от консультанта по особенностям ведения бизнеса.

Применять методики коучингового развития можно при подготовке спортсменов к соревнованиям и при выборе карьеры, даже при выработке стратегии выполнения домашних заданий.

Коучинг по управлению своими финансовыми потоками (актуальный для больших фирм и сведения семейного бюджета), а также коучинг здорового образа жизни (помогающий поддерживать здоровье или справляться и учиться жить с хроническими заболеваниями) не столь распространенные, но очень эффективные стратегии. Зачастую в таких узких ответвлениях даже нет именования тренера коучем, чаще их называют консультантами или же коуч-методики используют доктора и экономисты, но суть заметных положительных изменений от этого не меняется.

Часто подобные методики подвергаются критики морали, поскольку в основу положено достижение цели, часто пути и способы при этом не учитываются. Кроме того, в отличие от деятельности сходных направлений (психотерапия, социология), коуч следует четким алгоритмам работы и требует от клиента неукоснительного соблюдения советов, тогда как деятельность в этой сфере не является законодательно утвержденной, а регламентацию действий и результатов проводит лишь Федерация Коучей.

Определения коучинга разнообразны, и включает в себя формирование окружающей среды человека таким образом, чтобы движение к цели приносило удовольствие, создание условий развития, неотъемлемость длительных отношений между клиентом и коучем, поскольку во многом коучинг и наставничество сходны. Сюда же относится определение коучинга как системы взаимодействия социальных и личностных, профессиональных и творческих способностей и одаренностей всех участников процесса для получения максимальной дальнейшей выгоды.

Чтобы избежать путаницы понятия, что такое коучинг, следует разграничить коучинг, тренинг, консалтинг и психотерапию (именно эти направления чаще всего путают между собой и уходят неудовлетворенные результатами из-за первоначального ошибочного выбора).

Итак, в тренинге существует определенный сценарий и рекомендации от ведущего по наилучшим стратегиям поведения, то есть вы берете готовый ответ и учитесь применять его к своей жизни.

В коучинге готовых ответов нет, и консультант вместе с вами будет искать наилучшие пути решения. Поиск этих путей решения, поддержка, консультации и направление вас в вашем движении коуч совершает до момента достижения (именно это является критерием окончания работы, а не потраченное время или количество сеансов).

В этом есть отличие от консалтинга, где вы получите консультацию и рекомендации, после чего больше никто не принимает участия в жизни клиента, оставив выбранные приемы на его собственное рассмотрение и для того, чтобы получить новые советы, необходимо устанавливать новые отношения. Пожалуй, больше всего сходства по выстраиванию партнерских отношений у коучинга с психотерапией, однако если для терапевтической сессии характерно довольно обширное внимание к травмам прошлого, то в коучинге все внимание сосредотачивается на настоящем моменте и стремлении к будущему.

Коуч-сессии могут быть единоразовыми (или периодическими), когда клиент обращается с конкретной проблематикой – такой вид считается вольным стилем. В противовес ему существует процессный коучинг, когда затрагивается множество различных проблем, связанных или нет между собой, для решения которых разрабатывается отдельная программа, продолжительность которой может быть годичная или более.

Типы затрагиваемых проблем обычно делятся на поведенческие (когда возникает необходимость некоторых реакций, например, неуверенности при большом количестве людей), эволюционные (предполагающие личностное развитие или развитие как профессионала), трансформационные (затрагивающие экзистенциальные проблемы смысла и своего предназначения).

Коучинг, как форма обучения, эффективна при работе с негативными эмоциональными состояниями, такими как затянувшиеся обиды, неконтролируемый , патологическая и переработка их в позитивные (это не обязательно подразумевает исключение данных эмоций из испытываемого спектра, но позволяет направлять их в полезное для личности русло). Высокие результаты коуч-стратегий для формирования устойчивости к внешним травматичным событиям, сохранения целостного самовосприятия и поддержания адекватной самооценки (как и ее повышения), а также в борьбе с зависимостями (в отношениях или химическими).

В лайф-коучинге можно выработать необходимые личностные качества (уверенность и позитивность, и преданность), устранить нежелательные или деструктивные. Также можно работать с поведенческими стратегиями, привычками, способностью управлять своими внешними проявлениями и внутренними состояниями. Но помимо таких четких целей, предоставляется возможность разобраться в своем жизненном пути, сформировать сами цели, к которым возникнет желание стремиться и преодолеть непредвиденные критические жизненные изменения, сбивающие прежние ориентиры (развод, военные действия, смена профессии, и многие другие).

Бизнес коучинг

Это одно из популярных ответвлений деятельности данного направления представляет собой взаимоотношения на профессиональном уровне между коучем, как специалистом по развитию (бизнеса или профессиональной компетенции отдельного сотрудника) и клиентом (руководителем, менеджером по персоналу, индивидуальным работником с поставленными личными целями). Так же как и лайф-коучинге, происходит постоянная поддержка, сопровождение и разработка стратегий достижения целей и эти отношения длятся ровно столько, сколько требуется времени для достижения заявленных потребностей.

Наиболее востребован бизнес-коучинг среди руководителей среднего бизнеса, где нет возможности нанять достаточно большое количество специализированных сотрудников, и приходится за всем следить самому.

Проблемы могут возникать от недостатка знаний в какой-либо из сфер (тяжело совмещать в себе бухгалтера, мотивирующего психолога и менеджера по закупкам, одинаково владея всеми навыками), от загруженности и невозможности уследить за всеми процессами (это может быть и неверное распределение задач, огрехи , так и недостаток отдыха). Из нерабочих моментов довольно часто большое влияние на успехи дела оказывают личные отношения, которые неизбежно возникают при ведении небольшого бизнеса – коллеги становятся друзьями, начальник знает, чем болеет ребенок сотрудницы, а к рабочему процессу подключаются члены семьи, что окончательно спутывает понимание происходящего.

Коуч способен взглянуть на ситуацию в целом и в перспективе развития, вычленить слабые места (и не всегда это будут чисто рабочие моменты, иногда личная жизнь влияет значительно существеннее). После постановки проблематики и выделения целей для работы, составляется план по повышению эффективности компании, с учетом обнаруженных тормозящих факторов.

Корпоративный коучинг не исключает индивидуального коучинга каждого сотрудника, с целью его продвижения или обучения, улучшении , коммуникации в коллективе, построения личной эффективной концепции работы или же усиления необходимых качеств (усидчивости, стратегического мышления или лидерских качеств). Подобная деятельность немного напоминает психолога, специализирующегося на психологии труда, с той разницей, что психолог должен обеспечить максимально правильные условия для деятельности, тогда как коуч способен заняться реорганизацией всего коллектива и поиском тех моментов, которые будут приносить сотрудникам радость от выполняемой работы. Также, коуч никогда не уйдет просто, увидев результаты, обычно после проведенной им работы остаются новые инструкции по работе с командой, реорганизована сама корпоративная культура и четкий план дальнейших действий.

Проводить бизнес-коучинг может внутренний коуч компании, имеющий должность и обязанности в организации, и отвечающий за продуктивность вверенных ему процессов (обычно так происходит в больших холдингах). Там, где нет возможности держать коуча на постоянной основе действует механизм приглашенного внешнего консультанта, работа которого в организации заканчивается при достижении целей (обычно к услугам специалистов прибегают, когда компания находится в кризисе). Но не стоит надеяться на специалистов, поскольку любой руководитель является коучем для своих сотрудников, способный поднять их мотивацию или разобраться в регрессирующих процессах.

Узких специалистов бизнес-коучинга приглашают для преобразования имеющегося проекта или открытия нового, при установлении партнерства или повышении мотивации персонала. Но немаловажными могут оказаться советы и вмешательства также при составлении рекламных продуктов, установлении ценовой политики, поскольку на подобные моменты часто имеет влияние внутреннее восприятие человека, его личные амбиции и комплексы, что может породить неэффективную расстановку приоритетов.

Эриксоновский коучинг

Проблематика обучения человека эффективным жизненным стратегиям всегда была прерогативой психологов, и именно отталкиваясь от основ изучения функционирования мозга и психики, были разработаны ведущие принципы коучинга. Мэрилин Аткинсон, изучившая работы Милтона Эриксона основала университет, где все желающие смогли бы обмениваться и развивать уже имеющиеся в этом направлении данные (на данный момент это аккредитованное образовательное учреждение). Сам Эриксон разрабатывал концепции психотерапии и , используя в жизни принципы, ранее не появлявшиеся в научных кругах. Именно эти идеи позволяли человеку изменить не только рабочие моменты и некоторые черты своей личности, но и целиком свою жизнь, взяв под контроль ее проявления и дальнейшее течение.

Методы, не подходившие под концепции психотерапевтических школ, шокировали, но работали. Основой их было поиск оптимального решения, отталкиваясь от ситуации, которая уже сложилась, без излишних компаний в прошлом и поиске причин. Первый и основной курс Эриксоновского университета был построен на консультировании по поиску решений, с применением и гипнотерапии. Начиная с этого момента, стало проводится обучение коучингу, где за основу стало движение человека вперед и преобразование его жизни в лучшую сторону. Консультанты, практикующие этот новый вид, не стремились ни к поиску глубоких первопричин кризиса, ни к обозначению всех проблемных факторов, их взгляд всегда устремлялся в будущее, считая, что не имеет значения искать, где человек подхватил насморк, гораздо лучше начать его лечить, даже не зная причин.

Эриксоновский коучинг обязан своим названием тому, что базируется на принципах и методах, разработанных Милтоном Эриксоном. Первостепенной среди них является вера в каждого человека и наличие у него всех необходимых ресурсов для разрешения собственной проблемной ситуации, а коуч является лишь направляющей функцией, задавая вопросы, помогающие найти выход. И следующим является понимание того, что абсолютно любой человек способен к изменениям к внутренним, своей жизни, бизнеса или любой другой части, при этом способен довольно быстро заметить результаты изменений.

Помимо этого, если вникнуть в модель эриксоновского коучинга, можно распрощаться с нападками тех. Кто считает данную модель аморальной. Базис выхода к изменениям строится на гармоничном сочетании четырех разнополюсных понятий: науки и искусства, отношений и планов, стратегий и инноваций, а также материального и духовного. И именно поддержание одинаково высокого уровня развития и взаимоперехода этих частей способствует гармоничному развитию.

Модели

Как и в любой системе, способствующей развитию человека, в коучинге существуют свои модели, являющиеся основой сессии. Это набор техник, позволяющих видеть ситуацию целостно, а не отдельные ее составляющие, поскольку не всегда та зона, которая является проблемной, требует реорганизации, может требоваться участие в других областях. Также эти модели позволяют самому коучу не поддаваться влиянию искажающих факторов и оставаться в адекватном происходящего. Модель не одна, поскольку само направление актуально в работе с различными зонами человеческой жизни и впитало в себя принципы различных теорий – это дает вариабельность применения и исключение неэффективных для конкретной ситуации действий.

Общие принципы для всех коучинговых моделей заключаются в установлении открытых и доверительных отношений (основа для них полная конфиденциальность полученной информации и происходящих процессов), формулирование целей и ценностей строится на интересе, ожиданиях и потребностях клиента, вне зависимости от убеждений консультанта. Этому способствует еще один объединяющий принцип – первоочередным шагом всегда будет детальный опрос клиента и ознакомление с ситуацией, а также последующее обучение самостоятельным действиям.

Выбирать наработанные модели, отсеивать из них наиболее подходящие личному стилю коуча или комбинация имеющихся не снижает эффективности, но рождает всегда новый подход. Придя с одинаковым запросом к пяти разным специалистам, вы получите пять различных стратегий.

Самая распространенная модель GROW, включающая этапы:

– определение и постановка краткосрочных и долгосрочных целей;

– изучение ситуации на данный момент;

– изучение и поиск имеющихся возможностей для реализации поставленных целей;

– определение будущих действий, включающее обозначение, как самих действий, так и их временного промежутка, а также участвующих лиц.

Самостоятельное применение модели, даже зная ее этапы весьма затруднительно, поскольку для получения новой информации необходим взгляд с другой стороны, и это не взгляд коуча. Его задача состоит в задавании большого ряда вопросов, помогающих человеку самому увидеть ширину ситуации, новые возможности и риски.

Техники

Техники – это тот инструмент, при помощи которого достигаются цели клиента, обозначенные в запросе. Их арсенал велик, а подчас они рождаются в процессе сессии, но есть основные, которые подойдут везде.

Основной техникой являются вопросы, поскольку прямые советы не входят в концепцию самой системы. Вопросы позволяют узнать ситуацию и заставить человека рассуждать, задумываться. Для такого не подходят однозначные закрытые вопросы, следует ставить вопрос таким образом, чтобы он порождал ответ, похожий на маленький рассказ, а далее уточнять при помощи вопросов такого же плана.

Следующий важный инструмент – это шкалирование, может касаться как эмоционального состояния (тревога на уровне восьми из десяти), так и положения дел (прибыль составляет четыре уровня из десяти). Помогает не только для установки текущей позиции и картины мира у клиента, но и необходима в постановке целей.

Коучинг – максимально конкретное занятие, и формулировки «повысить самооценку» слишком размыты, возникает необходимость установить на каком уровне самооценка сейчас, и какого уровня человек желает достичь. Далее можно детализировать, устанавливая временные сроки и ставя в приоритет показатели.

Еще один вариант шкалирования – это временная линия, где на условных временных отрезках намечается план достижения цели, его основные этапы. Техника хороша, чтобы разгрузить восприятие больших и сложных ситуаций, когда долгий проект или тяжелую работу разбивают на вполне обозримые кусочки, достижение которых видно и запланировано.

Если коуч видит, что мешает собственное сопротивление клиента, то используется техника «а что если?», где предполагается, что называемые человеком трудности устранены. Действует она в обход сознания и трезвого рассудка, чем выпускает много творческой энергии на разрешение вопросов. Также хороша техника выявления истинных ценностей, когда человеку на каждый ответ задается вопрос «что ценного в этом для вас?» и так до тех пор, пока череда диалога не упрется в тупик – именно последнее и будет истинной ценностью клиента. Обнаружение таких ценностей дает понимание, почему проваливаются остальные, например, когда основная ценность отношения, может систематически рушиться карьера, в угоду сохранения этих отношений.

Самая длительная техника – это колесо коучинга, требующая визуального (при помощи разделения круга на сектора) представления картины жизни клиента, где каждая часть будет олицетворять определенную сторону (дружбу, деньги, здоровье, семью и так далее) с условными обозначениями уровня развитости этой части. Так выявляются сферы, требующие внимания, а также дается возможность гармонизировать жизнь, когда особо непонятно в чем причина неуютного самоощущения.

Это лишь перечень основных техник, которые можно комбинировать между собой и с другими, часть из них отлично подойдет для самокоучинга или чтобы разобраться с текущей ситуацией, часть требует непосредственного участия коуча. Не смотря на простоту одних и сложность других, эффективность никак не зависит от длительности и потраченных ресурсов, более важна точность применения, иногда один простой вопрос способен дать человеку огромное вдохновение и понимание изменения ситуации.

Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

Определение значения

Что такое couching?

Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

  1. Постановка цели.
  2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
  3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
  4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

Ключевые понятия коучинга

С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

  • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
  • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
  • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

С этой статьей читают:

Самой простой иллюстрацией решения рядовой производственной задачи может служить такой диалог между руководителем и подчинённым:

— Иван Дмитриевич! У нас в этом месяце не получится, видимо, выполнить план по продажам доп. оборудования…

— А что вы уже предприняли?

— Ну, мы все клиентам, кто покупал у нас станки, предлагали наше доп. оборудование. Купили только 35% из них. А до плана нужно, чтобы ещё столько же купили…

— А как думаешь, что можно сделать, чтобы больше клиентов покупали доп. оборудования к станкам, и план был выполнен?

— Хм… Может акцию запустить со скидкой? Некоторые клиенты говорили, что у конкурентов дешевле…

— Так. Что ещё?

— Ну, может сразу ставить доп. оборудование пакетами — несколько запчастей сразу — и этот пакет будет стоить процентов на 10-15 дешевле, чем по отдельности… Или ещё: на самые востребованные станки сразу ставить дополнительное оборудование и продавать с этим допом…

— Так, вот это уже другое дело… С чего начнёшь?

— Определю, какое оборудование самое ходовое и что можно скомплектовать, потом посчитаю размер скидки, чтобы получать ту же маржу…

— Ещё проверь, может, менеджеры мало продают, потому что не знают выгод клиента от покупки доп. оборудования? Или надо поменять способ премирования с продаж доп. оборудования? А может, нужно пересмотреть условия работы с поставщиками? Это уже на будущее, чтобы план выполнялся и в дальнейшем. С этими проработанными вариантами жду тебя во вторник, договорились?

Таким образом, руководитель побуждает сотрудника искать решения, а не бежать за советом. В следующий раз тот придёт с предложениями, а не с вопросами. Так и время руководителя экономится, и эффективность работы не страдает, а своевременно корректируется в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В пору сокращения бюджетов на обучение компании ищут новые способы поддерживать созданную, взращённую культуру обучения и развития сотрудников. И всё чаще они приходят к выводу о том, что нужно воспитывать собственных тренеров, наставников и учителей.

И это хороший вариант! Потому что позволит на собственных ресурсах выстроить и отладить систему внутреннего обучения персонала компании, которая в итоге может перерасти в самообучающуюся организацию.

Коучинг как новый метод обучения и управления персоналом в последнее время очень популярен на Западе. Этот метод позволяет сотрудникам учиться и развиваться прямо на рабочем месте. Коуч (тренер-наставник) не даёт советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определённых результатов. В процессе диалога с "клиентом" коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Именно осознание человеком своих желаний и стремлений, определение пути достижения выбранной цели и осуществление плана действий по продвижению к конкретному результату дают свободу.

Выделяют внутренний и внешний коучинг:

  1. Внешний коучинг проводит привлечённый извне специалист, внутренний коучинг выполняется штатным коучем. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Так, внешний коуч независим от организации, а значит, его работа может быть более результативной. Но его деятельность обычно очень высоко оплачивается и для широкого использования не всем по карману, поэтому чаще применяется при работе с первыми лицами компании.
  2. Внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника и "сидит на зарплате". У него есть свой план, задачи и отчётность. Но даже если он декларирует полную конфиденциальность коуч — сессий с сотрудниками, в случае давления со стороны руководства: "Расскажите, о чем шла речь у Вас с Петровым на сессии?", перед ним встаёт дилемма: быть лояльным руководству (и если не прослыть "стукачом", то рисковать доверием сотрудников, результативностью сессий и желанием сотрудников их посещать) или принципам профессии (соблюдение конфиденциальности встреч, неразглашение информации даже непосредственному руководителю, что может вызвать недовольство последнего).

И тот и другой вид коучинга для многих компаний в настоящее время, будет, пожалуй, не выгоден, так как потребует внушительных финансовых (услуги профессионального коуча дороги), и временных (на подбор или обучение коучингу одного из сотрудников может уйти до полугода… а то и больше) затрат.

Возможно, поэтому самым оптимальным вариантом является применение коуч-технологий, то есть отдельных инструментов и техник коучинга, руководителями различного уровня. Причём создавать для этого "особые" условия (организация обучающих сессий, встреч) не обязательно. В повседневном деловом общении с подчинённым — во время совещаний, переговоров, текущего контроля и т.д. — руководители могут задавать побуждающие вопросы, стимулируя и направляя инициативу, помогая сотруднику самому сформулировать задачи и найти лучшие способы их решения.

Такой стиль управления имеет массу преимуществ. Руководитель, осознавая себя в роли коуча, чётче излагает свои мысли, шире делегирует полномочия и более терпим к ошибкам подчинённых. В ответ на улучшение качества коммуникаций с руководителем у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность бизнес-процессов. Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч — технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. И в результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Некоторые руководители (возможно, среди ваших знакомых такие есть) задают побуждающие вопросы интуитивно, не осознавая, что используют коуч-технологии. Тем проще им будет сделать этот процесс целенаправленным.

А тем, кто впервые задумался о коучинге как способе развития сотрудников, я уверена, будет полезен совет основоположника бизнес-направления в коучинге — сэра Джона Уитмора:

"Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то ещё. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам? Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов. Этот человек:

  • Относился ко мне как к равному;
  • Выслушивал моё мнение;
  • Верил в меня, что я смогу;
  • Бросал мне вызов;
  • Доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;
  • Давал безопасность, заботу, поддержку;
  • Проявлял доверие, уважение;
  • Уделял мне время и своё полное внимание.

Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя таким образом, конечно, не учились коучингу, они были "природными" коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще" .

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые успешно используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение специалиста, тем выше шансы на успех клиента.

МЕТОДЫ КОУЧИНГА

В современном мире коучинг является едва ли не самым эффективным способом достижения поставленных целей. Работа с квалифицированным коучем позволяет разрешить множество вопросов, предотвратить возникновение трудностей в будущем, обеспечить выбор и реализацию оптимальных стратегий личностного и профессионального развития.

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение профессионала, тем выше шансы на успех у клиента.

САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА

Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают клиента к самоанализу.

КАКИЕ МЕТОДЫ КОУЧИНГА ПРИВОДЯТ К НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ?

Помимо метода «вопрос - ответ», существуют также и другие коучинг технологии. По мнению специалистов Центра «Псиконсалтинг», обучение с помощью системы тренингов, занятия консультативной направленности и прочие - могут быть не менее, а порой и более эффективными, чем «классическое наставничество».

Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:

  • тренинги,
  • процессинг,
  • консалтинг.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ ТРЕНИНГ?

С самим определением тренинга, наверняка, знакомы многие. Профессиональные коучи Центра «Псиконсалтинг» часто используют именно данный метод. Коучинг тренинг помогает обеспечить продуктивный обмен знаниями и эффективную отработку навыков. В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого специалист помогает клиенту поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.

КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ ТРЕНИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Консалтинг имеет одно важное отличие от коучинг тренинга. Во время обучения специалист не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия. При этом сам коуч является компетентным специалистом в той области, в которой клиент испытывает трудности.

ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ - ПРОЦЕССИНГ

Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего клиенту, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются такие психологические техники, как НЛП, энергетическая терапия ПЭАТ, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.

Работая с клиентами, коучи Центра «Псиконсалтинг» не ограничиваются одним конкретным методом, а предлагают комплексное коучинг обучение. Наши специалисты в совершенстве владеют всеми известными технологиями проведения коучинг-сессий. При этом в каждом конкретном случае мы создаем особые программы занятий, ведь все люди - уникальны, не существуют одинаковых компаний, идентичных коллективов. Индивидуальный подход вкупе с инновационными разработками – принципы деятельности коучей, психологов консультантов, бизнес-тренеров Центра «Псиконсалтинг».

Главная награда для учителя – успех ученика. А что касается коучинга, то лучший результат специалиста – это самореализация его подопечного.