Краткое содержание рассказа детвора для читательского дневника. Электронный читательский дневник шнюковой екатерины

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста»

Литературной основой для оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого стала одноименная драма Л. А. Мея. Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия. Но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия. Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году. С тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих мировых оперных театров.

Эта опера о любви - горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны - время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Василий Степанович Собакин бас купец
Марфа сопрано дочь Василия Степановича Собакина
Малюта Скуратов бас опричник
Григорий Григорьевич Грязной баритон опричник
Любаша меццо-сопрано любовница Григория Григорьевича Грязного
Иван Сергеевич Лыков тенор боярин
Домна Ивановна Сабурова сопрано жена купца
Елисей Бомелий тенор царский врач
Дуняша контральто дочь Домны Ивановны Сабуровой

Краткое содержание


Действие происходит в 16 веке, во время правления Ивана Грозного. Опричник Григорий Грязной мучается от своей влюбленности к Марфе, дочери купца Собакина, которая помолвлена с Иваном Лыковым. Грязной организовывает пир, где приходит множество гостей, которых он знакомит со своей любовницей Любашей. На пиру был Бомелий, царский доктор, и Грязной спрашивает нет ли у того зелья приворотного, что бы приворожить девицу. Лекарь дает положительный ответ, и после недлительных уговоров, согласен приготовить зелье. Всю их беседу подслушивала Любаша.

После церковной службы Марфа с Дуняшей ждали Ивана Лыкова, в это время мимо них проехал Иван Грозный, в виде всадника, осмотрев молодых красавиц. Вечером Любаша встречается с Бомелием и просит приготовить зелье, которое отравит соперницу Марфу. Лекарь согласен дать такое зелье, но взамен хочет любви. Любаша в безысходном состоянии соглашается на условия.

2000 молодых девушек были на царских смотринах, но из них только дюжина были отобраны, в том числе Марфа и Дуняша. В доме Собакина все переживают, что могут выбрать Марфу, тогда свадьбы не будет. Но сообщают благую весть, что скорее всего царь выберет Дуняшу. Все выпивают за это радостное событие, а Григорий добавляет зелье в стакан Марфы, но Любаша заранее подменила "приворот" на свою "отраву". Марфа выпивает зелье, начинается радостное пение по поводу женитьбы, но в этот момент появляются царские бояре с Малютой и вестью, что Иван Грозный берет в жены Марфу.

В царских покоях неизвестная болезнь убивает Марфу. Грязной приходит и рассказывает, что Лыкова будут казнить, т.к. он признался что отравил дочь Собакина. Помутненный разум Марфы воспринимает Григория за Лыкова. Грязной осознает, что это он виноват, не выдерживает и выдает всю правду, что это он добавил зелье ей. Грязной хочет что бы его забрали, но и наказали Бомелия. Приходит Любаша и сознается во всем. Грязной в бешенстве убивает свою любовницу.

Фото :





Интересные факты

  • По словам Римского-Корсакова , «Царская невеста» должна была стать его ответом идеям Рихарда Вагнера .
  • Главным художником декораций для московской премьеры выступал Михаил Врубель. Спустя два года в Мариинском театре прошла премьера, создателями декораций для которой выступали художники Иванов и Ламбин.
  • В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
  • Главные события, представленные в драме Мея, действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.
  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу "Царская невеста" за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы "Псковитянка" и "Сервилия".
  • Римский-Корсаков, был одним из участников "Могучей кучки ". После премьеры "Царской невесты" члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Популярные арии :

Ария Любаши «Вот, до чего я дожила» - слушать

Ария Марфы - слушать

Ариозо Лыкова "Иное все - и люди, и земля..." - слушать

История создания


После ошеломляющего успеха оперы "Садко" , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее "простой", не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки


3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы "Царская невеста" в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась "по вкусу" публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. "Царская невеста" ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

Н. А. Римский-Корсаков "Царская невеста" - опера в 4-х действиях.
Либретто Ильи Тюменева по драме Льва Мея.
Первое представление состоялось 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы.


Краткое содержание:Действие происходит в Александровской слободе осенью 1572 года.

Первое действие: «Пирушка». Боярин Грязной в тяжелом раздумье: он горячо полюбил Марфу, но она просватана за Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной устраивает пирушку. Приходят гости, среди них - Иван Лыков, недавно возвратившийся из поездки по Европе, царский лекарь Елисей Бомелий, Малюта Скуратов. Григорий представляет свою любовницу Любашу. Когда гости стали уходить, Грязной задержал Бомелия: «Есть у меня приятель, зазнобила ему сердечко красая девица». Бомелий отвечает, что есть зелье, чтобы девушка полюбила, и соглашается его сделать. Их разговор подслушала Любаша.

Второе действие: «Приворотное зелье». После церковной службы на улице Марфа и Дуняша ждут Лыкова. На девушек обращает внимание проезжавший мимо всадник, в котором они не узнали Ивана Грозного. Вскоре появляются Собакин и Лыков, все идут к Собакиным. Вечером Любаша приходит к Бомелию и просит отравляющее зелье. Взамен Бомелий требует любви, ставит Любашу в безвыходную ситуацию. Она соглашается.

Третье действие: Дома у Собакина Лыков и Грязной в ожидании. Царь собрал на смотрины 2000 девушек, из которых осталось только 12, среди них Дуняша и Марфа. Опасаются, что царь может выбрать Марфу, тогда не быть её свадьбе с Лыковым. Грязной вызывается быть на свадьбе дружкой. Приходит Домна Сабурова и рассказвает, что Иван Грозный «положил глаз» на Дуняшу, и скорее всего невестой быть ей. Грязной предлагает за это выпить, наливает в бокалы мёд, Марфе подсыпает зелье. Приходят Дуняша и Марфа, которая выпивает мёд с зельем. Сабурова и Дуняша поют величальную песню жениху Лыкову и невесте Марфе. Неожиданно в дом приходят бояре во главе с Малютой Скуратовым с новостью: царь выбрал в жёны именно Марфу.

Четвёртое действие: «Невеста». Перед свадьбой Марфа живёт в царских палатах, её губит неизвестный недуг. Появля ется Грязной и говорит, что под пыткой Лыков признался, что хотел отравить Марфу, за что по приказу царя казнён. Марфа в безумии принимает Грязного за Лыкова. Грязной понимает, что желая приворожить Марфу, он её отравил. Не выдержав, он сознаётся во всём: это он оклеветал Лыкова, он подсыпал зелье для приворота, а оно оказалось отравой. Просит бояр забрать его, но прежде разделаться с Бомелием. Появляется Любаша и говорит, что зелье подменил не Бомелий, а она сама. Рассказывает, что подслушала разговор и подменила зелье, от которого Марфа совсем зачахнет и умрёт. В гневе Грязной убивает Любашу ударом ножа и прощается с Марфой, которая в безумии снова принимает его за Лыкова и поёт «Приходи же завтра, Ваня».

Действующие лица и исполнители:

Василий Степанович Собакин, новгородский купец - Александр Ведерников (бас)

Марфа, его дочь - Лидия Ковалёва (сопрано)

Григорий Грязной, царский опричник - Юрий Григорьев (баритон)

Малюта Скуратов, опричник - Борис Морозов (бас)

Иван Сергеевич Лыков, боярин - Евгений Шапин (тенор)

Любаша - Нина Терентьева (меццо-сопрано)

Елисей Бомелий, царский лекарь - Константин Пустовой (тенор)

Хор и оркестр Большого театра

Дирижёр - Юрий Симонов


Формат DVD-5 , 4,13 Гб

Субтитры: русские, французские, английские
Продолжительность спектакля 2 часа 34 минуты

Пароль: intermezzo

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Тюменева по одноименной драме Л.А. Мея
Продолжительность: 2 ч.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Кирилл Тихонов
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
​Художники по свету - Денис Енюков, Александр Нилов
Хормейстер - Евгений Ильин

Премьера состоялась 06.09.1997

Иссушающая любовь, безудержная ревность, ядовитая месть, злобная алчность – эти чувства владеют людьми в любую эпоху. Шекспир в свое время гениально описал подобные проявления человеческой натуры, после чего даже появилось выражение – «шекспировские страсти».

Настоящие шекспировские страсти кипят и в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Любовь, страсть, ревность, зависть и - как результат - преступление… Трагичная история мрачной эпохи Ивана Грозного никого не оставляет равнодушным и в веке 21-ом. «Постановка в «Геликоне» - современна и вызывающе прекрасна , - делится своим впечатлениями народный артист РСФСР Юрий Веденеев. – Смелые режиссерские решения Дмитрия Бертмана и световая партитура усиливают воздействие прекрасной музыки Римского-Корсакова на зрителей, создают атмосферу грозной, неотвратимой силы, уничтожающей хрупкую человеческую личность. Это потрясающая работа «Геликона!».

«Восхищена цветовым решением спектакля: золотой, алый и черный , - дополняет народная артистка РСФСР Светлана Варгузова. – Финальная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» пронзает до боли и оставляет ощущение горькой утраты. Я получила огромное наслаждение!».

«Это захватывающая камерная эротико-психологическая драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жёсткой тоталитарной системы. Смотрится на одном дыхании» , - пишет Екатерина Кретова в «Московском комсомольце». Но все ли так однозначно? Зрителям решать самим.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПИРУШКА
Царский опричник Григорий Грязной впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно он засылал сватов к отцу полюбившейся ему Марфы: купец Собакин наотрез отказал ему, поскольку Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.
К Григорию приходят гости. Среди них Малюта Скуратов, царский лекарь Бомелий и Иван Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран. Грязной тайно просит лекаря достать такое снадобье, которым можно приворожить девушку, обещая щедро наградить за услугу. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она не уступит своего счастья и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ
Улица в Александровской слободе. Марфа рассказывает Дуняше о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает грозный призрак - царь Иван прошел в отдалении, заглядевшись па них. В сумерках к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. Бомелий готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша соглашается на позорную сделку.

ДРУЖКО
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора уж справить её, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен, взволнован и Григорий. Наконец возвращается Марфа. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно подсыпает в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами: царь избрал в жены не Дуняшу, как надеялись влюблённые, а Марфу.

НЕВЕСТА
Собакин глубоко опечален болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить. Грязной докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту государя и за то казнён. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной в ужасе: вместо того, чтобы приворожить, он погубил её. Не в силах снести душевных мук, Грязной признаётся в совершенном им преступлении - он отравил Марфу и оклеветал Лыкова. Любаша сознается, что это она подменила зелье, и в ярости Грязной убивает её. Сам же он готов принять любые муки, чтобы искупить страдания любимой.

Лев Александрович Мей


Царская невеста


Драма в четырех действиях

(Действующие лица):


(Василий Степанович Собакин), новгородский купец.

Его дети: (Марфа)

Опричники: (Григорий Григорьевич Грязн"ой)

(Василий Григорьевоч Грязн"ой)

(Князь Михаил Темгрюкович)

(Малюта Григорьевич Скуратов)

(Князь Иван Гвоздев - Ростовский)

(Боярин [Михаил Матвеевич] Лыков), нарвский воевода.

(Боярин Иван Сергеевич Лыков), его племянник.

(Елисей Бомелий), царский лекарь.

(Домна Ивановна Сабурова), купеческая жена.

(Дуняша), ее дочь.

(Петровна), работница Собакиных.

(Кум Савелий).

(Кум Парфен).

(Истопник).

(Сенная девушка).


Опричники, песенники, плясуньи, слуги, бояре, боярыни.

Действие происходит в Александровской слободе в 1572 году.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Пирушка

СЦЕНА ПЕРВАЯ


Явление первое

Кн. Иван Гвоздев - Ростовский

Так хороша?.. А кто она такая?

Гр. Грязной

Собакина, купеческая дочь…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Постой, постой! Да не ее ль отец

Из Новгорода в слободу приехал

С заморскими товарами?

Гр. Грязной

Он самый.

Кн. Гводев - Ростовский

Дом на углу, у церкви? Знаю, знаю:

У старика - то я вчера купил

Себе парчи узорчатой на ферязь…

Зачем он дочь сюда привез с собою?

Гр. Грязной

Зачем?.. Ты знаешь, государь велел

Со всех концов и городов красавиц

Свезти сюда; и лучшую из них

Себе в супруги выбрать хочет?

Кн. Гвоздев - Ростовский

Гр. Грязной

И веришь ли, мой друг, любезный Ваня?

Мне кажется, что лучше Марфы нет,

Что на роду ей суждено царицей,

А не простой боярынею быть…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Тебе во всем поверю я, Григорий!

А вот своим глазам так я не верю…

Гр. Грязной

Кн. Гвоздев - Ростовсий

Да так… Гляжу я на себя:

Куда ты изменился, Гриша!.. Право:

Бывало, мы, чуть девица по сердцу,

Нагрянем ночью, дверь с крюка сорвали,

Красавицу на тройку - и пошел!

А нынче мы болтаем, словно бабы…

Что тут дремать? Друзья - как раз - помогут

Гр. Грязной

Нет, князь! К чему насилие… Не прихоть,

Любовь крушит мне душу, да и Марфа

Скорей наложит руки на себя,

Чем даст себя в обиду… Слушай, князь:

Я честию хотел покончить дело:

К Собакину сватов я засылал.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну, что ж?

Гр. Грязной

Велел сказать мне наотрез:

"Благодарим боярина за ласку,

А дочь свою я обручил другому".

Кн. Гвоздев - Ростовский

Кому ж другому?

Гр. Грязной

Лыкову Ивану.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да ты бы сам с отцом поговорил.

Гр. Грязной

Я говорил, так он поет другое:

"Мы с дядей нареченного, Михайлой

Матвеичем, уж дело порешили".

Кн. Гвоздев - Ростовский

А молодой - то Лыков - хоть куда!

Такой красивый, говорит так складно:

Недаром был он два года у немцев.

Гр. Грязной

Не говори мне про него… Сегодня,

Скрепивши сердце, звал его я с дядей

Откушать хлеба - соли: погляжу,

Какой он басурманщины набрался?

Чай, то - то он невесте нагородит,

Проклятый!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Эй! послушайся меня:

Возьмем силком - и поминай, как звали!

Гр. Грязной

Нет, не хочу…

А Лыкову Ивашке

Не обходить кругом налоя с Марфой!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да что ж ты хочешь делать?

Гр. Грязной

Сам не знаю…

А жаль мне, что ты Марфы не видал:

Ты знаешь толк…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да кто его не знает?

На что уж немец - Елисей Бомелий -

И тот смекает! Встретились намедни,

Он и давай хвалить твою Любашу:

"У твоего приятель шлявна девка!… "

Да, к слову молвить. Разве ты Любашу

Уж разлюбил?.. А кажется, что девки

Такой искать - нескоро и отыщешь:

Поет, что птичка; брови колесом,

Глаза, как искры, и коса до пяток.

Гр. Грязной

Она мне надоела…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Что так скоро?

И полгода, кажися, не прошло,

Как мы ее в Кашире подцепили…

Гр. Грязной

Я не люблю ее.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Напрасно, брат!

А впрочем, как пройдет угар, полюбишь.

Давай - ка выпьем!

Ну! Никак и гости

Идут? Кого ты звал к себе сегодня?

Гр. Грязной

Все наших же… Ну, Лыковы прийдут,

Хотел бы Калист, Марфин брат, гуляка

И балагур, хоть тотчас в скоморохи…

Прийдет Бомелий…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Он зачем?

Гр. Грязной

Мне нужно.

СЦЕНА ВТОРАЯ


Явление 1

Гр. Грязой

Добро пожаловать!

Здорово, Гриша,

И я пришел к тебе попировать,

На старости медку хлебнуть немножко…

С собой взял князя…

Гр. Грязной

Милости прошу!

Да что же ты ко мне сегодня в рясе?

Нельзя же, брат! Я - параклисиарх.

У вас одно мирское на уме,

А мы с великим нашим государем

Вечерню слушали… Теперь, пожалуй,

Разоблачусь и я…

Вот это дело:

Мы с князем шли к тебе, да и продрогли.

Ну, будь здоров!

Гр. Грязной

Благодарю, Малюта.


Явление 2

Гр. Грязной

Прошу покорно, гости дорогие!

Брат, здорово!

Здравствуй, Калист!

Благодарю тебя за честь, Бомелий!

Спасибо вам, что вспомнили меня.

Ну, дорогие гости! За трапезу

Прошу садиться… Только не взыщите:

Чем бог послал…

Мы лаской будем сыты.

А старая пословица гласит,

Что слаще меду ласковое слово.

Гр. Грязной

Другая поговорка есть, боярин,

Что баснями не кормят соловья…

Прошу покорно!

Расскажи - ка нам,

Как в Нарве воеводствуешь, боярин!

Да, слава богу, у меня все тихо:

Магистр и немцы, словно барсуки,

Сидят в норах и выглянуть не смеют.

За ум взялись, а то куда сварливы!

Ты, молодец, на немцев насмотрелся:

Что, как у них там за морем живут?

Ив. Лыков

Как и везде: где хорошо, где худо.

Неправда! Очень, очень хорошо!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Зачем же вы к нам жалуете в гости?

Ты знаешь: от добра добра не ищут!

За нами шлет великий государь,

Чтоб вас учить.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну да! Вы научили,

Как вашу ж братью нужно колотить:

Спасибо и на том!

Действие I
Пирушка
Горница в доме опричника Григория Грязного. В глубокое раздумье погружен Григорий: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться Грязной решил устроить пирушку, на которую пригласил царского лекаря Бомелия; к нему у Грязного есть важное дело. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым - другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Гусляры и песенники веселят гостей песней и пляской "Яр-хмель". Громко провозглашают гости славу своему государю Ивану Грозному. Во время пирушки Малюта вспоминает о Любаше. "Кто это… Любаша?" - спрашивает Бомелий. "Любовница Грязного, чудо-девка!" - отвечает Малюта. Грязной зовет Любашу, и она по просьбе Малюты поет песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Кончается пир, расходятся довольные гости. Григорий задерживает Бомелия. Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья - "чтоб девушку к себе приворожить". Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил ее. Но Грязной не слушает Любашу. Ни на минуту не покидает его тоска по красавице Марфе. Звонят к заутрене. Григорий уходит, оставляя Любашу в смятении. Она клянется отыскать разлучницу и отворожить ее от Грязного.

Действие II
Приворотное зелье

Улица в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Приходят опричники, народ сторонится их. Из монастырских ворот выходит Марфа с Дуняшей и ключницей Петровной. Марфа рассказывает подружке о женихе Иване Лыкове. Вдруг кто-то в черном монашеском одеянии появляется из ворот монастыря и сталкивается с Марфой. Она не узнает в чернеце царя Ивана Грозного, но его пристальный взгляд приводит Марфу в ужас. Лишь увидев отца и жениха, направляющихся к дому, Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. Темнеет. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу. Но, заглянув в освещенное окно, Любаша, успокоенная, отходит: "…Это Марфа?.. От сердца отлегло: разлюбит скоро Григорий эту девочку!" Лишь снова заглянув в окно, Любаша понимает, что она ошиблась: за Марфу она приняла Дуняшу. Любаша поражена красотой Марфы: "…Эту не разлюбит. Зато и я ее не пощажу!" В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается на это в обмен на ее любовь. Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о ее просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Из дома Собакиных выходит Лыков, его провожает сам хозяин. Узнав из их разговора, что Григорий завтра будет в доме Марфы, Любаша настойчиво требует зелья у Бомелия. Лекарь пытается втащить обессиленную девушку в свой дом… Слышится песня опричников. Любаша бросается было навстречу этой песне, но останавливается, вспомнив, что Григорий разлюбил ее. Бомелий, притаившись, ждет ее у дверей. Любаша идет к лекарю, как на казнь. На улице появляются опричники. Во главе с Малютой направляются они на расправу с крамольными боярами. В доме Бомелия гаснет свет.

Действие III
Дружка

Горница в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной, вторя ему, вызывается быть дружком на свадьбе у Лыкова, но в голосе его звучит насмешка…

Входит Домна Сабурова - мать Дуняши - и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки - поздравить жениха и невесту. В чарку Марфы он незаметно подсылает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет нареченных, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Вдруг в горницу вбегает Петровна и падает в ноги Собакину: "К тебе идут бояре с царским словом!" Собакин поражен: "Ко мне? Да ты рехнулась!" Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного - Марфа должна стать его женой.

Действие IV
Невеста

Царский терем, в котором в ожидании свадьбы живет Марфа - невеста царя. Тяжелый неведомый недуг томит ее. Горькие мысли о дочери не дают покоя Собакину. Напрасно пытается Домна Сабурова обнадежить его. Грязной рассказывает Собакину: "…лиходей ее во всем сознался, и государев чужеземный лекарь берется излечить ее недуг". Собакин не знает, кто этот лиходей, но идет сказать об этом дочери. В смятении вбегает в терем Марфа. Она понимает, что виновником ее недуга считают Лыкова, и хочет спасти его, отрицая свою болезнь: "Я здорова, я совсем здорова!" Но Грязной отвечает, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем, и что, по приказу царя, он, Грязной, собственноручно казнил Лыкова. Узнав о смерти любимого, Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознается, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье. Но Марфа не слышит его: вновь вспоминает она свое детство, проведенное в Новгороде, жениха… Грязной в отчаянии. Но перед тем как отдать себя в руки опричников, он хочет "разведаться" с обманувшим его Бомелием. "Разведайся со мною", - говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье. Грязной бросается к Любаше и ударом ножа убивает ее.

Грязной прощается с Марфой и отдает себя в руки опричников. Но Марфа ничего не замечает. Все ее мысли в прошлом, с Лыковым. С его именем на устах она умирает.