Краткое сообщение о судьбе чингисхана. Чингисхан — «монгол» со славянской внешностью

Полководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.


Согласно преданию, род Чингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа, Добун-Баяна, забеременела от луча света. От нее появилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение этого слова - чресла, т. е. указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. В шестом колене от Алан-Гоа прямом потомком был Кабул-хан. От внука последнего Есугэй-бахадура пошли те, которые получали название Кият-бурджигин. Слово киян по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

Кият - множественное число от Киян: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. Детей Есугэй-бахадура прозвали Кият-бурджигины за то, что они были одновременно Кият и бурджигины. Бурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. Цвет его кожи впадает в желтизку. Мужество бурджигинов вошло в пословицу.

Сын Есугэй-бахадура Чингиз-хан родился в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) С ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Но уже с молодости он научился разбираться в людях и находить верных людей. Богорчин-нойон и Борагул-нойон, которые были рядом с ним и в годы поражения, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "Да не будет горя и не нужно, чтобы умер Богорчи! Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул!" Соркан-Шира из племени Тайджиутов, которое захватило в плен Чингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к детям и сторонникам. Сыну Соркин - Ширэ Джиладкан-бахадуру, имея в виду его мужество, Чингиз-хан посвятил почти поэтические строки:


"Я не видел пешего, который бы сразился и заполучил в свои руки голову непокорных! Я не видел (человека), подобного этому герою!"

Был некто Соркак, названный отец Чингиза. В то время, когда Чингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стремятся к власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним по единодушию племен утвердится царство, ибо он обладает для того способностями и достоинством и на его челе явны. Очевидны признаки небесного всепомоществования и царственной доблести. Слова оказались пророческими. Чрезвычайная деликатность характеризует отношение Чингиза к первой и любимой жене Бортэ. Он никому не позволил усомниться в ее целомудренности после года пребывания ее в плену. Из отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Личные качества Чингиз-хана при всем их своеобразии вписываются в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас тяжкий) продвижения к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решения, приносящие успех.


Преемственную линию от Чингиз-хана пронесли в течение веков его прямые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Наблюдается определенная идентичность фамильных черт в деятельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формирования единой казахской государственности. От первенца Чинхиз-хана Джучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого Аблая, его внука Кенесары. Внук последнего Азимхан (1867-1937) пользовался большим уважением народа. Он участвовал в правительстве Алаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

В жизни Чингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединения всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создания великой империи. Граница между ними обозначена символически. Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 г. он был провозглашен Божественным Чингизханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингизхан.


В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.


Как завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия. В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далёкой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями. По терминологии Чингиз-хана есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

Созданная им сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Элюй Чуцая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемые Ясы. Он возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопорядка.

Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность.

Умер Чингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И.Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга".

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Чингизизм - понятие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь В. П.Юдин. Под ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследования военного искусства длительное время продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.

Эту идеологию В. П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.

Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.

Биография Чингисхана достаточно обширна и в данной статье мы расскажем о первых шагах будущего хана и привидем основные даты. Одним из величайших полководцев в истории остаётся Чингисхан. Ни одна империя в будущем не сравниться по масштабам с тем государством, которое создал он и его потомки. Родился будущий великий полководец в 1162 году (по другим источникам – в 1155). Согласно легенде, при рождении, младенец крепко сжимал в сморщенной ручке сгусток крови, похожий кусок печени. По монгольским преданиям это было предзнаменованием того, что его ждёт великое будущее.

Именно так приходили в этот мир храбрые воины, которым суждено создать собственное царство. Поэтому ребёнку дали имя, которое, в переводе с монгольского означает «сталь» – Темучин. Его отец – Есугэй-Богатур был влиятельным старейшиной монгольского рода тайчжиутов. В молодости он похитил свою будущую супругу – мать Темучина – прямо из лагеря племени меркитов, с которым тайчжиуты враждовали. Будущий полководец был первенцем Есугая и «злые языки» утверждали, что он был зачат от меркита. Впрочем, его отец признал и никогда не вспоминал о том, что, возможно, его наследник «чужой крови»…

Когда Темучину исполнилось десять лет, он потерял отца, который был отравлен во время посиделок с послами враждующего племени. Вместе с матерью, от которой отвернулись бывшие слуги ее мужа, и многочисленными родными и сводными братьями, он был вынужден жить в нищете посреди голой степи. Питались изгнанники тем, что добывали на охоте. Юноша рос очень жестоким. Однажды, он убил своего сводного брата Бестера, не поделив с ним охотничью добычу.

Памятник Чингисхану

Воспользовавшись этим убийством как поводом, тайчжиуты (которые боялись мести Темучина за то, что они покинули его семью после смерти отца) схватили его и заковали в колодки. Однако юноше удалось бежать. Он прибился к лагерю племени кунграт и женился на прекрасной девушке по имени Борте, получившей после этого титул «хатун» (ханша, хозяйка). Это брак не был случайностью. Ещё когда Темучину было всего девять лет, Есугэй-Богатур договорился с отцом невесты – вождём племени кунграт Дай Сеченом, о том, что их роды породнятся.

Между тем, Темучину удалось заручиться поддержкой двух влиятельных монгольских кланов – кераитов, которых возглавлял хан Торгул (побратим его отца) и джаджират во главе с Джамухой. Это помогло ему в дальнейшей борьбе против своих главных врагов – меркитов, которые в 1180 году похитили и изнасиловали Борте. Так, через много лет, они отомстили за то, что Есугай похитил женщину из их клана.

Темучину, Джамухе и Торгул-хану удалось организовать совместный поход против меркитов и в решающей битве полностью разгромить их. Борте была возвращена мужу, а Темучин и Джамуха получили огромный авторитет в степи. Всё большее количество ранее враждующих кланов признали их власть. Природный ум и мужество обеспечили Темучину популярность среди монгольской аристократии и в 1182 году вокруг него сплотились первые соратники. Они провозгласили своего лидера ханом или Чингисханом, – «избранного Вечным синим небом».

Монгольская империя на 1207 год

Первыми его слугами стали так называемые «люди доброй воли» – изгои, которые по разным причинам, были изгнаны из своих кланов и не могли рассчитывать на их покровительство. Темучин, имевший схожую судьбу, как никто другой, понимал их. Происхождение и точная этимология слова «Чингисхан» до сих пор точно не установлена. Как считают некоторые учёные, слово «Чингиз» происходит от монгольского термина «Тенгиз», что означает «море» или более широкое определение «вселенная».

В связи с этим, словосочетание «Чингис-хан», можно перевести как «вселенский хан». Вероятно, приняв этот титул, Темучин уже тогда задумывался о своем предназначении объединить не только Монголию, но и весь известный ему мир в единое государство. Между тем противоречия между бывшими друзьями и союзниками – Джамухой и Темучином всё больше нарастали.

Биография Чингисхана — война между друзьями.

В 1187 году произошло первое вооружённое столкновение между ними. Немногочисленное войско Чингисхана в походном порядке шло по степи. Когда были замечены передовые отряды Джамухи, Темучин приказал выстроиться в боевую линию. Он мог ускакать, оставив врагу весь свой обоз, вместе с жёнами и детьми. Однако новый монгольский правитель решил по-иному. Он велел обозу идти дальше, а сам с верными слугами обеспечивал ему прикрытие. Так до него не поступал никто. Именно тогда авторитет вождя ещё более укрепился, благодаря тому, что он, рискуя собственной жизнью, решил защитить имущество и семьи своих слуг.

Тем не менее, малочисленный отряд Чингисхана был разгромлен более многочисленной армией Джамухи. Победив, он приказал сварить живьем 70 главных сторонников «Вселенского хана», а его самого сделать рабом. На 10 лет Чингисхан выбыл из политической борьбы, находясь на территории китайской империи Цзинь. Что он там делал, до конца неизвестно. Некоторые ученые считают, что он попал в рабство, другие – что он служил наемником в местной армии.

Только в 1197 году Чингисхану удалось вернуться в Монголию, где всего за год он снова объединил вокруг себя верных соратников. С тех пор в степи не было силы, которая могла противостоять его власти и авторитету. В нескольких стычках, когда-то сильная армия Джамухи была полностью разгромлена, а он сам был вынужден бежать в горы. Более о когда-то могущественном сопернике Чингисхана ничего не известно.

В 1206 году на курултае (совете монгольских аристократов) на реке Омон Чингисхан был избран повелителем (каганом) всех монголов. Все более или менее влиятельные кланы и племена покорились ему. Впервые за много веком Монголия была объединена под властью сильной руки. Именно с этого момента и начинается его блестящая военная карьера и слава великого полководца, которому только смерть помешала реализовать план формирования «вселенской империи». Как я и говорил биография Чингисхана обширна у меня есть про последние годы жизни хана.

ЧИНГИСХАН (наст. Темучин, Темуджин) (1155? - август 1227), основатель Монгольской империи, крупнейший завоеватель и государственный деятель азиатского средневековья.

Ранние годы

Темучин происходил из мелкой родоплеменной знати северной Монголии. Он был старшим сыном Есугея Баатура из рода Борджигина и Ойлун из племени онгхиратов. Отец к середине 12 века создал в долине реки Онон сравнительно самостоятельное феодально-племенное владение. В 1164 он отправился к одному из вождей онгхиратов Дэю Сетчэну, дочь которого Бортэ успешно просватал за своего сына, оставив его в этом племени. На обратном пути Есугей умер (согласно "Сокровенному сказанию", отравлен встреченными татарами), его удел распался, а семья впала в бедность. После смерти отца Темучина забрали из племени онгхиратов. Ок. 6 лет спустя после смерти отца вождь онгхиратов сдержал свое слово и выдал Бортэ за Темучина, дав за ней богатое приданое - соболью шубу. Впоследствии у Темучина было много других жен и наложниц, но Бортэ навсегда сохранила свое влияние.

Возвышение

Пользуясь прежними родственными связями в племени тайчжиутов и в роде Борджигин Темучин постепенно стал собирать вокруг себя воинов (нукеров). Он сумел обратить на себя внимание главы кераитов (в то время весьма влиятельное племя, исповедующее христианство в форме несторианства) Ванхана, в знак дружбы и признания себя вассалом подарив ему шубу Бортэ. Темучин начал создание самостоятельного удела. После гибели Ванхана он вступает в борьбу со своим прежним сторонником, также представителем монгольской родоплеменной знати, Джамухой, которого разбивает в бою и казнит в 1201. Он присваивает себе владение Джамухи, воспользовавшись неладами среди родственников и окружения Ванхана. В 1206, уже истребив всех своих мощных противников, Темучин собирает курилтай у истоков реки Онон, где его нарекли кааном, посадив под девятибунчужное белое знамя. С этого времени его именуют Чингисханом.

Военная реформа. Эскалация завоеваний

Прежде всего, Чингисхан производит реформу войска, назначив во главе его 95 нойонов-тысячников. Он создает систему кочевого государственного правления, закладывает основы законодательства в форме изустной ясы Чингисхана. Особо важную роль в его организационных мероприятиях имело оформление гвардейских частей, непосредственно занятых охраной и наблюдением за порядком в кочевых ставках Чингисхана. Устанавливаются поощрения и наказания для всех воинов и администраторов нового государства. В 1207 большое войсковое соединение направлено на север, где предстояло покорение лесных народов. Тем самым укреплялась территориальная база государства и было положено начало системе удельных владений, которые распределялись между сыновьями и ближайшими родственниками каана. Новая организационная структура войск позволила более решительно вступать в международные отношения, требовать от окружающих народов дани. В эту дань включались меха, ткани, предметы вооружения, сырье для оружия (различного рода металлы) и т. п. Расширение владений привело к непосредственному соприкосновению с такой крупной центральноазиатской державой как созданное тангутами Западное Ся. Первое наступление на государство тангутов в пределах Ганьсу и юга Монголии начинается уже в 1207. В 1209 происходит завоевание восточного Туркестана, страны уйгуров. Активная борьба идет с государствами, расположенными на территории современного Китая. Так, в 1211 Чингисхан лично возглавил монгольские войска при нападении на государство Цзинь, созданное на территории Северного Китая чжучжэньскими полукочевыми племенами. К 1215 большая часть территории Цзинь была завоевана монголами, в том числе и город Яньцзин (современный Пекин), столица государства. Вновь завоеванной страной оставлялся управлять один из приближенных военачальников Мухули. Описание положения в этой вновь завоеванной монголами части Китая дал посланец сунского императора Чжао Хун, посетивший Яньцзин в 1221. Ему же принадлежит описание татаро-монгольских завоевателей, данное в книге "Мэнда бэйлу" ("Полное описание монголо-татар"). Война с Цзинь привела к тому, что монголы взяли на вооружение китайские стенобитные и камнеметные устройства; оказало значительное воздействие на дальнейшие успехи монгольских вооруженных походов. Остановившись на границах собственно Китая, Чингисхан переходит к завоеванию Средней Азии, начавшегося разгромом племен найманов (1218), под властью которых находились каракитаи, в 1219 образуются под руководством сыновей Чингиса отдельные армии, которые должны были синхронно наступать на среднеазиатские города и государства. В 1220 завоеваны Бухара и Самарканд. Правитель Хорезма хорезмшах Мухаммед погибает в бегстве от монгольских отрядов. Преследуя его сына Джемал ат-Дина, монгольские воины впервые проникают в Индию. Завоевание Средней Азии заканчивается в 1221.

На Запад

Тогда же выделяется особый корпус во главе с Джебе Нойоном и с Убегеем Баадуром, перед которым поставлена задача завоевания западных стран. Минуя с юга Каспий, это войско разрушительным вихрем проносится через Азербайджан, Северный Кавказ и выдвигается в южнорусские степи. Попутно завоеван Крым, взята крепость-порт Судак, а в 1223 в битве при Калке монгольские войска одерживают крупную победу над ополчением русских князей. Характерно, что в исходе этой битвы отразился опыт монгольских военачальников, которые сумели в соответствии со своей обычной боевой стратегией поссорить русских князей с их союзниками - половецкими владетелями. Силы этого войска после указанных сражений были на исходе, и, не сумев выиграть сражение с волжскими болгарами, монголы отступили.

Последний поход. Наследство

Покорив Среднюю Азию, Чингисхан возвращается в Монголию, откуда в 1226 отправляется в очередной поход на тангутов - государство Западное Ся. Эта страна была завоевана и порабощена, но в 1227 Чингисхан умирает. Его смерть оказалась большим испытанием не только для его родственников, перешедших к взаимной вражде и борьбе за политическое влияние и господство, но и для всей вновь созданной громадной империи. Лишь в 1229 на курилтае, в котором участвовали сыновья и близкие родственники Чингисхана, а также крупная монгольская знать, возвышенная им, новым великим ханом был избран третий сын Чингисхана Угедей. Позднейшие источники утверждают, что это избрание соответствовало завещанию Чингисхана, однако два года, потребовавшиеся на утверждение нового хана на престоле, свидетельствуют об очень сложной политической обстановке и борьбе в кругах высшей знати.

Административные установления

Однако Чингисхан проявил себя не только великим завоевателем, но и блестящим политиком и администратором, которому в очень короткие сроки удалось не только утвердить во вновь завоеванных странах власть своих родственников и приближенных, но также организовать управление этих покоренных стран таким способом, что все политические и административные функции в этих новых улусах на высшем уровне были сосредоточены в руках центральной монгольской администрации. Во многом этому способствовало создание уникальной для своего времени системы государственных коммуникаций - дорог и почтовых служб, находившихся полностью в распоряжении государственной власти. Все ключевые посты в крепостях и гарнизонах, размещавшихся на путях административных и торговых связей, находились под непосредственным контролем новоявленных монгольских чиновников и военных монгольских гарнизонов. Империя Чингисхана оказалась самой долговечной среди аналогичных образований, создававшихся когда-либо энергичными и талантливыми полководцами.

Правление Чингисхана оказало влияние на развитие политической и духовной культуры населения многих азиатских регионов. Оно оказало влияние и на монгольский кочевой мир. В самой Монголии спешно строится новая столица империи Каракорум, куда и стекаются все подвластные и вассальные правители. Здесь отдаются приказы и распоряжения для всего огромного азиатского мира, которым овладел Чингисхан.

Биография Чингисхана крайне туманна и содержит множество неточностей. При ее изучении вы увидите несколько возможных дат рождения, важных событий и смерти, что является до поры до времени нормально, пока не появятся более глубокие исторические данные о жизни этого великого полководца.

Родился Чингисхан в 1155 или же в 1162 году. Известно, что местом его рождения было поселение монголов неподалеку от верхнего течения реки Онон. Также исторические данные предоставляют информацию, что рос маленький Темуджин без отца, который оставил семью. Юному Темуджину пришлось выживать.

По мере течения жизненных событий, женился на девушке Бортэ, чтобы построить свою собственную семью. Нрав у него был крайне властным, поэтому Темуджину (Чингисхану) удалось собрать людей, которые позже переформировались в войско, в котором он стал теперь полководцем. Зарабатывали они нападениями и грабежом, что позже преобразовалось в завоевание территорий. Со временем, земляные владения под началом Чингисхана увеличивались, слава о нем летела впереди самого полководца, так что Чингисхан стал известным захватчиком.

Был период в завоеваниях Чингисхана, когда он на время отложил военные набеги, и вкладывал усилия во внутреннее формирование своей орды, что было новаторским на примере предыдущих лет управления на данной территории. В 1205 году, который, собственно, и является годом объединения многих татарских племен под монгольским началом и преобразования их в единую систему татаро-монгол, принес первые военные трофеи и завоевания после длительного периода затишья и поражений. В 1210 году Чингисхан удостоился титула великого хана над всеми завоеванными и объединёнными племенами. Чингисхан проводил активную внешнюю политику по укреплению связи между общинами, а также внутренне формировал устойчивый аппарат подчинения власти высшего правителя, что помогло сохранить полученные им в результате военных завоеваний земли и племена под своим крылом.

Как всякий правитель, Чингисхан вводил множество реформ, которые направлялись на улучшения благостояния племен, однако они все равно носили военный характер, что отображалось на внешних контактах полководца. Он понимал и всячески популяризировал один язык – язык оружия, насилия и крови, который его народ очень хорошо усвоил за годы правления Чингисхана.

Уже к 1211 году полководец Чингисхан мог похвастаться завоеванием чуть ли не пол мира: Средней Азии, Сибири, подчинения нескольких провинций Китая. С Китаем и его императором у Чингисхана были долгосрочные договоренности по заключению мира, в результате чего монгольский завоеватель оставил Китай в покое. Однако свое слово он сдержал ненадолго и в 1214 году вновь развязал войну. В 1223 году Чингисхан двигался на юго-запад. По пути им было завоеваны Крым и Сурож, что принесло значительные потери властвовавшей тогда Киевской Руси. Особенно обостренные бои велись на реке Калке. Постепенно Чингисхан добился расширения своей Монгольской империи. Последним громким достижением перед кончиной великого и наводящего ужас полководца Чингисхана было уничтожение Тунгусского государства. Скончался Чингисхан в 1227 году.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)