Кто был царем в 1905. Кровавое воскресенье — история провокации

В. Шпаковский


Что такое Богемская роща?

Богемская роща – зеленый уголок в Калифорнии площадью 11 квадратных километров, место встреч элитного Богемского клуба. Среди его членов все американские президенты с 1923 года, банкиры, медиамагнаты, люди искусства, политические лидеры, ученые. Обобщая, можно сказать, что Богемская роща – это нечто похожее на закрытый летний лагерь для элит.

Мужики играют в мистику…

Попасть в клуб невозможно без влиятельного покровителя, который предложит вашу кандидатуру на специальном собрании и убедит всех в вашей безвредности – то есть отсутствии дурных намерений. Журналистам и репортерам вход в рощу строго закрыт.

Богемская роща представляет собой природный заповедник из секвойи, возраст которой насчитывает более чем полторы тысячи лет. Как и подобает «летнему лагерю», в богемской роще построены домики-кабинки для ее постоянных гостей, которые разделены на секторы с символическими названиями, в зависимости от рода занятий приезжающих. Например, сектор, который занимают банкиры и военные промышленники, называется Cave Men (пещерные люди), сектор банкиров – Lost angels (потерянные ангелы), собственники, инвесторы и научные работники называются Hillbillies (деревенщины)… Странно, не правда ли? Американские президенты, представители вооруженных сил живут в особом секторе под названием Owls Nest (совиные гнезда). В отличие от предыдущих, это название можно объяснить. Дело в том, что Сова – особый символ Богемской рощи. В самом центре заповедника стоит 12-ти метровая статуя совы, возвышающаяся на берегу искусственного озера, также она изображена на эмблеме клуба вместе с девизом: «Пауки, плетущие паутину, сюда не приезжают». Это значит, что любые деловые или политические переговоры на территории находятся под строжайшим запретом.


Вот она эта эмблема и этот девиз.

Сотню лет деятельность Богемского клуба никак не освещалась. Было известно о роскошных интеллектуальных развлечениях вроде игровых и музыкальных постановок, для которых в Богемской роще был построен целый амфитеатр вместимостью 1500 мест. Так как клуб исключительно мужской, то и женские роли приходится играть мужчинам – в юбилейном альбоме клуба, который случайно попал в руки к журналистам, можно увидеть довольных собой именитых мужей, нацепивших женские платья.


Театрализованное представление силами участников.

Но хотя информация о клубе и не распространялась, Богемский клуб вызывал вопросы, рождал споры и догадки. Благодаря кое-каким утечкам информации, нам удалось составить представление, что же такое на самом деле эта Богемская роща и зачем там ежегодно собираются «сливки общества», снятые со всего света. Обратимся к фактам.

Развлечения за закрытыми дверями

В 1989 году в журнале «Spy Magazine» вышла статья о том, что в Богемскую рощу в закрытом автобусе привозили… мужчин-проституток. Разгорелся скандал. Следователи стали копать и нашли запись в дневнике некого Пола Боначчи, который был гостем в Богемской роще по приглашению Лоренса Кинга, одного из республиканских лидеров. Гость был не рад тому, что оказался в таком секретном месте и почетной компании – он описывал, что там его принуждали заниматься мужеложеством! А после этого смотреть фильмы про то, как людей убивали, а затем... насиловали. Пол Боначчи не простил унижения. Недолго думая, он подал за это в суд и выиграл дело против Кинга.

Виды развлечений, что шокируют и оскорбляют нормальных людей – не новинка для членов Богемского клуба. В том же 89-м году обложки «Вашингтон Таймс» украшали заголовки «о мальчиках по вызову» в самом Белом доме!

Даже сам Ричард Никсон, 37-й президент США признавался:
«Богемская роща, что я посещал время от времени, это самая гомосексуальная чертова штука, которую вы только можете себе представить!»

Шокирующим было открытие журналистов, сделанное в том же году, что блогер Джеймс Гаккерт, который обладал правом доступа в Белый дом на протяжении кампании в Ираке, был на самом деле Джеффом Генненом - мужчиной-проститутом с порно сайта! За два года Геннон официально посещал Белый дом несколько сотен раз. Причем более 25 раз эти визиты были вне специальных мероприятий для журналистов.

После этого о том, что гей-порнозвезда Чад Сэвадч будет трудиться в богемской роще анонимным камердинером, опубликованная в газете «Нью Йорк Пост» в 2004 году, уже почти никого не удивила – на отдыхе нужны «звезды», а не просто проститутки.


А это участники представлений. И кого же они представляют?

Основные занятия

Журналисты подозревали, что гомосексуализм – далеко не главное занятие элит в Богемской роще. В 2000 году Алекс Джонсон со своим коллегой Майком Хансоном тайно проникли в Богемскую рощу одновременно с именитыми персонами. Они поставили там две скрытые камеры – прямо напротив Совы, на противоположном берегу искусственного озера. Журналисты стали свидетелями такого, чего никто не мог ожидать! Камеры зафиксировали массовый ритуал жертвоприношения и поклонения гигантской статуе совы!

«Из громкоговорителей неслась мольба о пощаде. Однако телу, завернутому в черные простыни, в помиловании отказали и оттащили к «алтарю» - статуе огромной совы. Прямо над алтарем возвышается огромный горящий светильник, который они называют «вечным пламенем». Верховный жрец берет незажженный факел и поджигает его от светильника.


И вот что бы это значило?

Тело вновь молит о пощаде. Верховный жрец с большим трудом (он такой старый, что едва шевелит ногами) спускается к Алтарю и запаливает погребальный костёр» – так Алекс Джонсон описывает увиденное.

Ацтеки, майя и другие народы Северной Америки считали сову символом разрушения и смерти. Ритуал, который журналисты записали на пленку, называется «кремация сострадания». В ходе него соломенное чучело, символизирующее сострадание, сплавляется по озеру, а затем кидается в погребальный костер. Действия сопровождаются голосом мольбы о пощаде, который раздается из динамиков. Этот древний ритуал – поклонение силам природы, в результате которого совесть и сострадание его участников уничтожается, и члены клуба начинают игнорировать боль, которую причиняют ближним во имя успеха собственных целей!

После ритуала все члены собрания начинают кричать и вопить… Сам собой возникает вопрос: что за варварское и дикарское поведение движет самыми влиятельными и богатыми людьми в стране, которая считается едва ли не самой цивилизованной, демократичной и свободной от предрассудков?! Примечательно, что в число постоянных посетителей клуба входили даже такие консервативные лидеры, как Джордж Буш.

Несмотря на девиз, гласящий, что все «мирские» дела должны остаться вне рощи, доподлинно известно, что «Манхэттенский проект», приведший к созданию атомной бомбы, в 1930-е годы обсуждался именно там, в Богемской роще!


Концерт для фортепиано с оркестром!

Американские активисты регулярно утраивают протесты около Богемской рощи. Телеканал Russia Today снял один из них и пообщался с участниками протестов. Они считают, что события, происходящие там, должны быть преданы огласке. Например, доктор Питер Филипс провел в роще три дня и считает, что там принимаются решения мирового масштаба!

Сами члены клуба тщательно избегают разговоров о тайном обществе. Новости, попавшие в газеты, изымаются самым недостойным образом – удаляются с сайта или вырываются вместе с газетными страницами.

В 1996 году в «Нью Йорк Таймс» просочилась весть о том, что Дэвид Гергин, главный советник Клинтона, покинул Богемский клуб, объяснив это тем, что он «не собирается бегать голышом по лесу», за что получил резкую критику со стороны республиканцев.

Весной 2004 на прямой вопрос журналистов о происходящем в роще он ответил, что не знает, о чем идет речь, и очень счастлив быть членом клуба.

К чему такая секретность? Есть два варианта. Это одна из особенностей тайных обществ: таинственность и секретность – неотъемлемая часть их религии. Второй вариант – в Богемской роще существует тайное мировое правительство, принимающее решения о новом мировом порядке! Пройдя ритуал «кремация сострадания», они не останавливаются ни перед чем в достижении своих целей! Если взглянуть на списки участников Богемского клуба, эти же фамилии можно найти в аналогичных тайных обществах – то есть, целенаправленный заговор осуществляется уже давно и во всех уголках планеты!


Там все очень зелено и приятно для глаз.

«Мир разделён на три класса: очень маленькая группа людей, которая делает дела; большая группа, которая наблюдает, как дела делаются; и большинство, которое никогда не знает того, что происходит» - сказал один из членов клуба, Николас Марри Батлер, президент Колумбийского университета в 1901-1945 годах. Сохраняя тайну о происходящем в роще, сэр Николас все же проболтался! Богемский клуб – это новое мировое правительство и только глупец будет это отрицать.

П.С. Интересно, что в романе американского писателя-фантаста Курта Воннегута «Утопия 14», написанного им в 1952 году и опубликованного в СССР в 1967-ом, есть намек на Богемскую рощу. Это описанный там «Лужок», списанный с нее едва ли не один в один. Так что стоит перечитать этот роман, чтобы познакомиться с ней вроде бы как изнутри…

Богемская роща (англ. Bohemian Grove) - место отдыха площадью 11 км², расположенное по адресу 20601 Bohemian Avenue, в городе Монте-Рио, Калифорния. Она принадлежит частному мужскому клубу искусств, известному как Богемский клуб, который находится в Сан-Франциско. Ежегодно в июле, начиная с 1899 года, сюда приезжают самые влиятельные люди мира, чтобы провести двухнедельный летний отпуск. В Богемском клубе много людей искусства, особенно музыкантов, а также высокопоставленных деловых лидеров, правительственных чиновников (включая американских президентов) и издателей СМИ. Исключительной особенностью клуба является то, что очередь в члены клуба - около 15 лет. Члены клуба могут пригласить в Богемскую рощу гостей которые, в свою очередь, будут тщательно проверены. Эти гости приезжают со всех концов Америки и других стран мира. Геральдический девиз рощи - «Пауки, плетущие паутину, сюда не приезжают», который подразумевает, что все проблемы и коммерческие сделки необходимо оставить снаружи. В противоречие девизу, есть свидетельства политических и коммерческих сделок, совершённых в роще. Богемская роща особенно известна Манхэттенским проектом, который обсуждался именно там в сентябре 1942 года и впоследствии привёл к созданию атомной бомбы. Из посетителей рощи, помимо Эрнеста Лоуренса и военных чиновников, известно о президенте Гарварда и представителях Standard Oil и General Electric.

Богемская роща основывалась в течение продолжительного промежутка времени, сразу же после того как был основан Богемский клуб в 1872 году. В течение нескольких лет первые члены Богемского клуба разбивали лагерь в различных местах, включая территории современных Национального монумента Мьюр-Вудс и Парка штата Самюэл Тейлор и рощи из секвой около Дунканс-Миллс, на противоположном от Богемской рощи берегу реки. Постоянные летние заезды в июле, подобные сегодняшним, начались в 1899 году. Первая часть леса была выкуплена у местного предпринимателя, который успешно занимался заготовкой леса в районе. Постепенно, в течение последующих годов, члены клуба выкупили землю, окружающую изначальное местоположение. После того, как журналисты из Сан-Франциско привлекли внимание местных бизнесменов, последние инвестировали деньги, необходимые для приобретения дальнейшей земли и построек в Богемской роще. Художники и музыканты все ещё сохраняли статус «богемцев» - поскольку изначальная цель в постройке места отдыха состояла в том, чтобы обеспечить развлечение иностранных членов клуба и гостей (репортёры были впоследствии исключены из членства). Сама роща состоит из секвой возрастом более 1500 лет. Богемская роща - захватывающий дух заповедник природы, не тронутый вырубками и сохранивший множество тропинок. Долговечность секвой символизирует нетронутую природу, далекую от современной вульгарности жизни.

95462. Она принадлежит частному мужскому клубу искусств, известному как Богемский Клуб, который находится в . Каждый год (с года) в июле сюда приезжают самые влиятельные люди мира. чтобы провести двухнедельный летний .

В Богемском Клубе много художников, особенно музыкантов, так же много высокопоставленных деловых лидеров, правительственных чиновников (включая американских президентов) и издателей . Исключительной особенностью Клуба является то что, что в члены клуба - около 15 лет. Члены клуба могут пригласить гостей в Богемскую Рощу, которые в свою очередь будут тщательно проверены. Эти гости приезжают со всех концов Америки и других стран мира.

История

Богемская Роща основывалась в течении продолжительного промежутка времени, сразу же после того как был основан Богемский Клуб в году. В течение нескольких лет, первые члены Клуба разбивали лагерь в различных местах, включая нынешний Muir и рощу из красного дерева около Дункана Миллса, на противоположном берегу реки от текущего местоположения. Постоянные летние заезды в июле, подобные сегодняшним начались в году.

Первая часть леса была выкуплена у местного предпринимателя, который успешно занимался заготовкой леса в районе. Постепенно, в течении последующих годов, члены Клуба выкупили землю, окружающую изначальное местоположение. После того как журналисты из привлекли внимание местных бизнесменов, те инвестировали , необходимые для приобретения дальнейшей земли и построек в Роще. Художники и музыканты все ещё сохраняли статус «богемцев» - поскольку изначальная цель в постройке места отдыха состояла в том, чтобы обеспечить иностранных членов клуба, и гостей (репортёры были впоследствии исключены из членства).

Сама роща состоит из красных деревьев (Sequoia Sempervirens) возрастом более 1 500 лет. Роща - захватывающий дух природы, нетронутый вырубками, и сохранивший множество тропинок. Долговечность красных деревьев символизируют нетронутую природу, далекую от современной вульгарности жизни. Эта долговечность добавляет «чистоты» в таинственный ритуал жертвоприношения. (см. ниже).

Посетители Клуба

Постройки

В Роще занимаются разными вещами, известно о дорогих развлечениях, типа театрального представления Рощи (известного как «Бурное веселье») и музыкальной комедии («Низкие Уловки») - где женские роли играются мужчинами - членами Клуба. Таким образом большинство построек - места для проведений различных родов развлечений посреди гигантских красных деревьев.

Там также построены спальные домики рассеянные по всей роще, на 2005 год их насчитано более ста. Эти кабинки организованны в лагеря, которые в свою очередь расформированы в зависимости от того кто в них живёт. Для старших корпоративных руководителей, лагеря, говорят, являются «верхушкой» социополитической организационной сети США.

лагеря разделены на:

  • Mandalay (Частная собстенность, инвесторы / Военные Подрядчики/Политики/Президенты);
  • Hill Billies (Собстенники, инвесторы /Банкиры/Политики/Научные работники /СМИ);
  • Cave Man (Мозговые центры / Нефтяные Компании/Университеты/СМИ/Банкиры/Военные Подрядчики);
  • Stowaway (Семейные Компании Семьи Рокфелеров/Банковское дело/Нефтяные Компании);
  • Owls Nest (Президенты/Вооруженных силы/Военные Подрядчики);
  • Hideaway (Фонды/Вооруженные силы/Воянные Подрядчики);
  • Isle of Aves (Подрядчики Вооруженных сил/Вооруженые силы);
  • Lost Angels (Банкиры/СМИ /Оборонная промышленнисть);
  • Silverado squatters(Крупный капитал / Подрядчики Вооруженных Сил);
  • Sempervirens (Калифорнийские Корпорации);
  • Hillside (Объединенный комитет начальников штабов)
  • Стадион Рощи - это - амфитеатр с местами для 2 000 человек, используемый прежде всего для театральных представлений.
  • Обеденный Круг - размешаюший приблизительно 1500 обедающих одновременно.

Святыня Совы и Озеро - искусственное озеро в середине рощи, используемой для организованных собраний (см. Видео), а также место проведения ритуала жертвоприношения, который проводится в первую неделю июльских отпусков.

Символика и ритуалы

Начиная с основания клуба, символ Богемской Рощи был совой, которая символизирует мудрость. Сорокафутовая сова, сделанная из цемента стоит перед озером в Роще и, с 1929, служила местом ежегодного жертвоприношения.

Жертвоприношение

15 июля 2000, Алекс Джонс и Майк Хансон поставили в Роще две скрытые видео камеры и засняли ритуал жертвоприношения на пленку. В в своём документальном фильме о снятом в Роще Джонс утверждает, что большая группа членов участвует в «древнем Люцеферском, Вавилонском Ритуале поклонения статуе Совы». Соавтор видео, записавший ритуал на плёнку, Джон Хансон, позже сделал фильм. Интерпретация Хансона ритуала была более жизнерадостна, утверждая, что это был поразительно незрелый и сверхъестественный образ поведения, нехарактерный для мировых лидеров. Он не поддерживает точку зрения Джонса, что они были свидетелями . В 2004, человеку, называющий себя «Kyle», работавшему в Богемском Клубе, удалось заснять, более чем Джонсу и Хансону, когда они проникли на территорию в 2000 году. «Kyle» удалось заснять интерьер статуи совы.

Споры

Частная жизнь Клуба и его членов привлекла много внимания и подозрения. За эти годы, несколько любопытных проникли на территорию и засняли видео скрытой камерой. Немецкий Канцлер Хелмут Шмидт написал о Роще в его автобиографии. Он заявил, что Германия имела подобные учреждения, некоторые из которых включали такие ритуалы, но что его любимым остается Богемская Роща. Были споры, имеющие отношение к утверждениям о гомосексуальном поведении отдыхающих. Комментируя число гомосексуалистов в области Сан-Франциско, которые являются членами Богемского Клуба, прежний Президент Соединённых Штатов Ричард Никсон, заметил, «, Но это не только крысиная часть города. Все высшее сословие в тоже крысы. Богемская Роща, которую я посещаю время от времени… это - самая гомосексуальная , которую Вы когда-либо воображали бы с той толпой из Сан-Франциско.»Согласно New York Post от 22 июня 2004, из их вебсайта было удалено несколько страниц статьи с названием «ГЕЙ - ПОРНО ЗВЕЗДА СЛУЖИТ МАГНАТАМ.» Гей порно звезда Chad Savage работал, по сообщениям, анонимным камердинером в Богемской Роще.

Церемонии и Обычаи

В течение жертвоприношения, кукла - чучело, представляющая поджигается, чтобы символизировать очишение участников ритуала. В скандале 1989-го года, следователь обнаружили, что Пол А. Боначчи написал в его дневнике, что он летал в Рощу с Республиканским лидером Лоренсом Кингом и был вынужден заниматься сексом с другими мужчинами, смотреть фильмы где жертв убивали, а затем насиловали. Пол Боначчи позже свидетельствовал об этих обвинениях в суде и выиграл дело против Кинга. Журнал Spy Magazine писал о Роще в 1989 и о том как туда привозили геев-проституток из близлежайших городов.


Как это ни странно, мало кто знает о существовании одного из элитных клубов, в котором состоит чуть ли не половина самых состоятельных и влиятельных граждан Америки. Ежегодно летом "Богемская роща" - частный клуб площадью 11 квадратных километров, находящийся в древнем реликтовом лесу Северной Калифорнии - принимает людей, которые решают судьбы мира.


Без преувеличения можно утверждать, что "Богемская роща", основанная в конце 1800 - х годов, сыграла ключевую роль в основных политических и деловых сделках в Америке. Этот клуб - настоящая мечта любого конспиролога.


"Богемская роща" известна тем, что начиная с 1932 года каждый американский президент-республиканец, в том числе Эйзенхауэр, Никсон, Рейган и всё семейство Бушей, становились его членами. Именно в стенах этого клуба в 1942 году впервые была разработана сверхсекретная операция по созданию атомной бомбы, известная как "Манхэттенский проект".


Летний лагерь в середине удаленного леса, где мировая элита может просто расслабиться и вести себя, как компания сорванцов, наплевав на все правила... На краю искусственного озера в центре рощи стоит 12-метровая статуя совы, возле которой каждый год члены клуба проводят тайную церемонию, имитируя человеческое жертвоприношение.


После наступления темноты маленькая лодка пересекает озеро, подплывая к группе фигур, закутанных в робы с капюшонами, во главе которых стоит первосвященник. Затем лодочник передает им фигурку в виде человека, которую сжигают у подножия святыни. При этом на протяжении всего ритуала раздается зловещий голос из динамиков, скрытых внутри полой совы.


Смысл ритуала - символически сжечь мирские "глупые" заботы и переживания, а также обеспечить успех всем членам клуба. Это на самом деле каждый год происходит в "Богемской роще". Когда мировые лидеры имитируют принесение в жертву человека на костре перед 12-метровой святыней в середине леса, вот почему "Богемская роща" привлекла внимание теоретиков заговора.


В июле 2000 года Алекс Джонс и его оператор сумели пробраться к лагерю и заснять церемонию, которую Джонс охарактеризовал как "псевдо-языческое поклонение и оккультная ритуальная практика по избавлению от совести и злоупотреблении властью".


Фильм Джонса вдохновил некоторых из наиболее экстремальных теорий заговора об этом обществе, в том числе благодаря ему возникли предположения, что огненная жертва ритуала не всегда является чучелом, а иногда и настоящим человеком.


Также существуют довольно тревожные фотографии, которые были сделаны в первые дни формирования секретного общества. На одной из них показан ребенок, привязанный к столу, а на другой очень похожий на человека манекен, который собираются публично линчевать.


Сторонники теории заговора также быстро подметили то, что сову, которая является талисманом "Богемской рощи" со времени основания клуба, можно найти в правом верхнем углу каждой однодолларовой купюры.


Эта сова маленькая и ее можно разглядеть, только если знать, где она - слева от цифры "1". Хотя обычно сова символизирует знания и мудрость, сторонники теории заговора утверждают, что есть гораздо более странное объяснение.


Совы могут видеть в темноте. Они также могут видеть то, что обычно невидимо для людей. Кроме того, в записях ордена Иллюминатов утверждалось, что "демон-богиня Лилит на протяжении всей истории часто появлялась в облике именно совы". Поэтому изучение Лилит может показать темные тайны совы Богемской рощи.


Другие репортеры, которые сумели сделать снимки "Богемской рощи", описывали ее как странное место, в котором из палаток, стоящих посреди леса, доносится фортепианная музыка, а за поворотом стоит знаменитый политик, который попивает пиво из банки и параллельно мочится в кусты.


Одним из самых необычных фактов является то, что эти богатые, в основном республиканские политики и руководители корпораций сами себя называют "богемой". Откуда же произошло это убеждение.


Оказывается, данное общество было на самом деле основано театральным актером из Калифорнии в 1872 году. Когда он объявил коллегам, что переезжает в Нью-Йорк, чтобы строить дальше свою карьеру, члены клуба решили проводить своего друга вечеринкой.


Среди вековых секвой, украшенных японскими фонариками, 100 представителей богемы устроили грандиозную пьянку под звездами. Традиция подобного кемпинга стала ежегодной и в лесу в 1899 году вырос палаточный лагерь.


Но у клуба не было финансовых средств, чтобы приобрести больше земли по мере того, как членов становилось все больше и больше. Так продолжалось до тех пор, пока богатый бизнесмен из Сан-Франциско взял клуб под свое шефство.


Бизнесмен пригласил в "Богемскую рощу" своих друзей, те пригласили своих друзей, и вскоре клуб начал напоминать список журнала Forbes. Хотя известные художники и музыканты все еще были членами клуба, их главной ролью стало развлечение более влиятельных членов и гостей.


Каждый год в течение последнего уик-энда летнего лагеря в "Богемской роще" проводится театральная постановка - экстравагантный мюзикл, написанный и составленный композиторами, состоящими в клубе. Это шоу может стоить сотни тысяч долларов и включают в себя выступления всемирно известных художников.


Шоу длится всего одну ночь и никогда не ставится повторно. Что интересно, в "Богемской роще" состоят только мужчины (гости женского пола допускаются, но согласно официальным правилам они должны покинуть территорию клуба до 22-00). Поэтому все женские роли в театральной постановке играют мужчины, переодетые в женщин.


Итак, кто же являлся знаковыми членами клуба.... Президенты США Никсон, Эйзенхауэр, Рузвельт, Буш, Гувер, Форд и Рейган, сенаторы, государственные секретари, министры обороны, армейские генералы и так далее. Также постоянными членами клуба была семья Рокфеллеров.


Из представителей искусства можно выделить Клинта Иствуда, Марка Твена, Бинга Кросби, Мерва Гриффина и Чарлтона Хестона. Вступительный взнос в "Богемскую рощу" начинаются от $ 25 000, причем ежегодные сборы также очень впечатляющие.


22 января (9 по старому стилю) 1905 года войска и полиция разогнала мирное шествие петербургских рабочих, которые шли к Зимнему дворцу, чтобы вручить Николаю II коллективную петицию о нуждах рабочих. По ходу движения демонстрации, как описывал события в своем знаменитом романе "Жизнь Клима Самгина" Максим Горький, к рабочим примыкали и простые обыватели. Пули полетели и в них. Многих затоптала обезумевшая от страха толпа манифестантов, бросившихся бежать после того, как начался расстрел.

В историю все происходившее в Петербурге 22 января вошло под названием "Кровавое воскресенье". Во многом именно кровавые события того выходного дня предопределили дальнейший закат Российской империи.

Но как и любое глобальное событие, повернувшее ход истории, "Кровавое воскресенье" порождало массу слухов и загадок, разгадать которые по прошествии 109 лет вряд ли кто-то сможет. Какие это загадки - в подборке "РГ".

1. Пролетарская солидарность или хитроумный заговор?

Искрой, из которой разгорелось пламя, стало увольнение четырех рабочих с Путиловского завода в Петербурге, известного тем, что в свое время там было отлито первое пушечное ядро и налажен выпуск железнодорожных рельсов. "Когда требование о возвращении их не было удовлетворено, - пишет очевидец происходящего, - завод стал сразу, очень дружно. Стачка носит вполне выдержанный характер: рабочие отрядили несколько человек охранять машины и прочее имущество от какой-нибудь возможной порчи со стороны менее сознательных. Затем ими была отряжена депутация на другие заводы с сообщением своих требований и предложением примкнуть". Тысячи и десятки тысяч рабочих стали примыкать к движению. В результате бастовали уже 26 тысяч человек. Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга во главе со священником Георгием Гапоном подготовило петицию нужд рабочих и жителей Санкт-Петербурга. Главной идеей там был созыв народного представительства на условиях всеобщей, тайной и равной подачи голосов. В дополнение к этому, выдвигался ряд политических и экономических требований, таких, как свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, свобода совести в деле религии, народное образование за государственный счет, равенство всех перед законом, ответственность министров перед народом, гарантии законности правления, замена косвенных налогов прямым прогрессивным подоходным налогом, введение 8-часового рабочего дня, амнистия политических заключенных, отделение церкви от государства Завершалась петиция прямым обращением к царю. Причем, идея эта принадлежала самому Гапону и была высказана им задолго до январских событий. Меньшевик А. А. Сухов вспоминал, что еще весной 1904 года Гапон в беседе с рабочими развивал свою идею: "Народу мешают чиновники, а с царем народ сговорится. Только надо не силой своего добиваться, а просьбой, по-старинному".

Впрочем, дыма без огня не бывает. Поэтому впоследствии и монархически настроенные партии и движения, и русская эмиграция оценивали воскресное шествие не иначе, как тщательно подготовленный заговор, одним из разработчиков которого был Лев Троцкий, и главной целью которого было убийство царя. Рабочих же просто, как говорится, подставили. А Гапона в качестве предводителя восстания выбрали только потому, что он был популярен среди рабочих Петербурга. Мирных манифестаций не планировалось. По плану инженера и активного революционера Петра Рутенберга, должны были произойти столкновения и общее восстание, оружие для которого уже имелось в наличии. И поставлялось из-за границы, в частности, Японии. В идеале, царь должен был выйти к народу. И заговорщики планировали убийство царя. Но так ли было на самом деле? Или это все-таки была обычная пролетарская солидарность? Рабочие просто были очень раздражены тем, что заставляют работать без выходных, мало и нерегулярно платят, а вдобавок еще и увольняют. А дальше пошло-поехало.

2. Провокатор или агент царской охранки?

Вокруг Георгия Гапона- недоучившегося священника (в свое время забросил Полтавскую духовную семинарию) всегда ходило множество легенд. Как мог это молодой человек, правда, обладавший, по воспоминаниям современников, яркой внешностью и незаурядными ораторскими качествами, стать предводителем рабочих?

В записках прокурора Петербургской судебной палаты министру юстиции от 4-9 января 1905 года есть такая пометка: "Названный священник приобрел чрезвычайное значение в глазах народа. Большинство считает его пророком, явившимся от Бога для защиты рабочего люда. К этому уже, прибавляются легенды о его неуязвимости, неуловимости и т. п. Женщины говорят о нем со слезами на глазах. Опираясь на религиозность огромного большинства рабочих, Гапон увлек всю массу фабричных и ремесленников, так что в настоящее время в движении участвует около 200 000 человек. Использовав именно эту сторону нравственной силы русского простолюдина, Гапон, по выражению одного лица, "дал пощечину" революционерам, которые потеряли всякое значение в этих волнениях, издав всего 3 прокламации в незначительном количестве. По приказу о. Гапона рабочие гонят от себя агитаторов и уничтожают листки, слепо идут за своим духовным отцом. При таком направлении образа мыслей толпы она, несомненно, твердо и убеждено верит в правоту своего желания подать челобитную царю и иметь от него ответ, считая, что если преследуют студентов за их пропаганду и демонстрации, то нападение на толпу, идущую к царю с крестом и священником, будет явным доказательством невозможности для подданных царя просить его о своих нуждах".

Во времена СССР в исторической литературе преобладала версия, согласно которой Гапон был агентом-провокатором царской охранки. "Еще в 1904 году, до путиловской стачки, - говорилось в "Кратком курсе ВКП(б)", - полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих - "Собрание русских фабрично-заводских рабочих". Эта организация имела свои отделения во всех районах Петербурга. Когда началась стачка, поп Гапон на собраниях своего общества предложил провокаторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему дворцу и подадут царю петицию (просьбу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в крови потопить рабочее движение".

Хотя почему то в "Кратком курсе" совсем забыли высказывания Ленина. Уже через несколько дней после 9 (22)января В. И. Ленин писал в статье "Революционные дни": "Письма Гапона, написанные им после бойни 9 января о том, что "у нас нет царя", призыв его к борьбе за свободу и т. д., - все это факты, говорящие в пользу его честности и искренности, ибо в задачи провокатора никак уже не могла входить такая могучая агитация за продолжение восстания". Далее Ленин писал, что вопрос об искренности Гапона "могли решить только развертывающиеся исторические события, только факты, факты и факты. И факты решили этот вопрос в пользу Гапона". После же прибытия Гапона за границу, когда он взялся за подготовку вооруженного восстания, революционеры открыто признали его за своего соратника. Однако после возвращения Гапона в Россию после Манифеста 17 октября старая вражда вспыхнула с новой силой.

Другой расхожий миф о Гапоне состоял в том, что он был платным агентом царской охранки. Исследования современных историков не подтверждают этой версии, так как она не имеет под собой документальных оснований. Так, согласно исследованиям историка-архивиста С. И. Потолова, Гапон не может считаться агентом царской охранки, так как никогда не числился в списках и картотеках агентов охранного отделения. Кроме того, до 1905 года Гапон юридически не мог быть агентом охранного отделения, так как закон строго запрещал вербовать в агенты представителей духовного сословия. Гапон не может считаться агентом охранки и по фактическим основаниям, так как никогда не занимался агентурной деятельностью. Гапон непричастен к выдаче полиции ни одного лица, которое было бы арестовано или понесло наказание по его наводке. Не существует ни одного доноса, написанного Гапоном. По утверждению историка И. Н. Ксенофонтова, все попытки советских идеологов изобразить Гапона агентом полиции основывались на подтасовке фактов.

Хотя Гапон, безусловно, сотрудничал с Департаментом полиции и даже получал от него крупные суммы денег. Но это сотрудничество не носило характера агентурной деятельности. По свидетельству генералов А. И. Спиридовича и А. В. Герасимова, Гапон был приглашен к сотрудничеству с Департаментом полиции не в качестве агента, а в качестве организатора и агитатора. Задача Гапона состояла в том, чтобы бороться с влиянием революционных пропагандистов и убеждать рабочих в преимуществах мирных методов борьбы за свои интересы. В соответствии с этой установкой, Гапон поставил и его ученики разъясняли рабочим преимущества легальных методов борьбы. Департамент полиции, считая эту деятельность полезной для государства, поддерживал Гапона и время от времени снабжал его денежными суммами. Сам Гапон, как руководитель "Собрания", ходил к должностным лицам из Департамента полиции и делал им доклады о состоянии рабочего вопроса в Петербурге. Своих отношений с Департаментом полиции и получения от него денежных сумм Гапон от своих рабочих не скрывал. Живя за границей, в своей автобиографии Гапон описал историю своих отношений с Департаментом полиции, в которой и пояснил факт получения денег от полиции.

Знал ли он, на что вел рабочих 9 (22) января? Вот что сам Гапон писал: "9 января - роковое недоразумение. В этом, во всяком случае, не общество виновато со мной во главе… Я действительно с наивной верой шел к царю за правдой, и фраза: "ценой нашей собственной жизни гарантируем неприкосновенность личности государя" не была пустой фразой. Но если для меня и для моих верных товарищей особа государя была и есть священна, то благо русского народа для нас дороже всего. Вот почему я, уже зная накануне 9, что будут стрелять, пошел в передних рядах, во главе, под пули и штыки солдатские, чтобы своею кровью засвидетельствовать истину - именно неотложность обновления России на началах правды". (Г. А. Гапон. Письмо министру внутренних дел").

3. Кто убил Гапона?

В марте 1906 года Георгий Гапон выехал из Петербурга по Финляндской железной дороге и не вернулся обратно. По сведениям рабочих, он отправлялся на деловую встречу с представителем партии эсеров. Уезжая, Гапон не взял с собой ни вещей, ни оружия, и обещал к вечеру вернуться. Рабочие забеспокоились, не случилось ли с ним какой-либо беды. Но особо поисками никто не занимался.

Только в середине апреля в газетах появились сообщения, что Гапон убит членом партии эсеров Петром Рутенбергом. Сообщалось, что Гапон был задушен веревкой и его труп висит на одной из пустующих дач под Петербургом. Сообщения подтвердились. 30 апреля на даче Звержинской в Озерках было обнаружено тело убитого человека, по всем приметам похожего на Гапона. Рабочие гапоновских организаций подтвердили, что убитый является Георгием Гапоном. Вскрытие показало, что смерть наступила от удушения. По предварительным данным, Гапон был приглашен на дачу хорошо знакомым ему человеком, подвергся нападению и был задушен веревкой и подвешен на вбитый в стену крюк. В убийстве участвовали не менее 3-4 человек. Человек, нанимавший дачу, был опознан дворником по фотографии. Им оказался инженер Петр Рутенберг.

Сам Рутенберг не признал обвинений и впоследствии утверждал, что Гапона убили рабочие. По данным некоего "охотника за провокаторами" Бурцева, Гапона собственноручно удавил некто Деренталь, профессиональный убийца из окружения террориста Б. Савинкова.

4. Сколько было жертв?

В "Кратком курсе истории ВКП(б)" были указаны такие данные: более 1000 убитых и более 2000 раненых. в то же время, в своей статье "Революционные дни" в газете "Вперед" Ленин писал: " По последним газетным известиям, журналисты 13-го января подали министру внутренних дел список 4600 убитых и раненых, список, составленный репортерами. Конечно, и эта цифра не может быть полной, потому что и днем (не говоря уже о ночи) невозможно было бы подсчитать всех убитых и раненых при всех стычках".

По сравнению с ним писатель В. Д. Бонч-Бруевич пытался как-то обосновать подобные цифры (в своей статье от 1929 года). Он исходил из того, что 12 ротами разных полков было произведено 32 залпа, всего 2861 выстрел. Допустив 16 осечек на залп на роту, на 110 выстрелов, Бонч-Бруевич скинул 15 процентов, то есть 430 выстрелов, столько же списал на промахи, получил в остатке 2000 попаданий и пришел к выводу, что пострадало не менее 4 тысяч человек. Его методику подверг основательной критике историк С. Н. Семанов в своей книге "Кровавое воскресенье". Например, Бонч-Бруевич считал залп двух рот гренадер у Сампсониевского моста (220 выстрелов), тогда как на самом деле в этом месте не стреляли. У Александровского сада стреляло не 100 солдат, как считал Бонч-Бруевич, а 68. К тому же, совершенно некорректно равномерное распределение попаданий - по пуле на человека (многие получили по несколько ранений, что зарегистрировано врачами больниц); а часть солдат умышленно стреляла вверх. Семанов был солидарен с большевиком В. И. Невским (считавшим наиболее правдоподобной общую цифру 800-1000 человек), не уточняя, сколько убитых и сколько раненых, хотя Невский такое разделение в своей статье 1922 года дал: "Цифры в пять и более тысяч, какие назывались в первые дни, явно неверны. Можно приблизительно определить цифру раненых от 450 до 800 и убитых от 150 до 200".

По данным того же Семанова, правительство сначала сообщило, что убито всего 76 человек и ранено 223, потом внесло поправку, что убиты 130 и ранены 229. . К этому нужно добавить, что в листовке, выпущенной РСДРП сразу же после событий 9 января, говорилось, что "убитых не менее 150 человек, раненых же многие сотни".

Согласно современному публицисту О. А. Платонову, всего 9 января оказалось 96 убитых (в том числе околоточный надзиратель) и до 333 раненых, из которых до 27 января по старому стилю умерли еще 34 человека (в том числе один помощник пристава). Таким образом, всего были убиты и умерли от ран 130 человек и около 300 ранены.

5. Выйди царь на балкон...

"Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!"- писал Николай II после событий в Санкт-Петербурге.

Примечателен комментарий барона Врангеля: "Одно мне кажется несомненным: выйди Государь на балкон, выслушай он так или иначе народ, ничего бы не было, разве то, что царь стал бы более популярен, чем был… Как окреп престиж его прадеда, Николая I, после его появления во время холерного бунта на Сенной площади! Но Царь был только Николай II, а не Второй Николай…" Царь никуда не вышел. И случилось то, что случилось.

6. Знак свыше?

По свидетельству очевидцев, во время разгона шествия 9 января на небе Петербурга наблюдалось редкое природное явление - гало. По воспоминаниям писательницы Л. Я. Гуревич, "на затянувшемся белесоватой мглою небе мутно-красное солнце давало в тумане два отражения около себя, и глазам казалось, что на небе три солнца. Потом, в 3-м часу дня, необычная зимою яркая радуга засветилась в небе, а когда она потускнела и скрылась, поднялась снежная буря".

Похожую картину видели и другие свидетели. По данным ученых, подобное природное явление наблюдается в морозную погоду и вызвано преломлением солнечного света в парящих в атмосфере кристиалликах льда. Визуально оно проявляется в форме ложных солнц (паргелий), кругов, радуг или солнечных столбов. В старину подобные явления рассматривались как небесные знамения, предвещающие беду.