Личная жизнь василия 3. Объединение русских земель

Хотя его сына, Ивана Грозного, вспоминают чаще, именно Василий III во многом определил как векторы политики государства, так и психологию русской власти, готовой идти на все, ради своего сохранения.

Запасной царь

На троне Василий III оказался благодаря успешной борьбе за власть, которую проводила его мать, София Палеолог. Соправителем своим отец Василия, Иван III, ещё в 1470 году объявил своего старшего сына от первого брака Ивана Молодого. В 1490 году Иван Молодой скоропостижно скончался от болезни и за власть принялось бороться две партии: одна поддерживала сына Ивана Молодого Дмитрия Ивановича, другая - Василия Ивановича. София и Василий перестарались. Их заговор против Дмитрия Ивановича был раскрыт и они даже подверглись опале, но Софию это не остановило. Она продолжала влиять на власть. Ходили слухи, что она даже ворожила против Ивана III. Благодаря распускаемым Софией слухам, ближайшие сподвижники Дмитрия Ивановича попали в немилость к Ивану III. Дмитрий стал терять власть и тоже попал в опалу, а после смерти деда был закован в кандалы и скончался спустя 4 года. Так Василий III, сын греческой принцессы, стал русским царем.

Соломония

Первую жену Василий III выбрал в результате смотра (1500 невест) ещё при жизни отца. Ей стала Соломония Сабурова, дочь писца-боярина. Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жены не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки «служилых людей». Брак 20 лет был бесплодным и Василий III пошёл на крайние, беспрецедентные меры: он первым из русских царей сослал жену в монастырь. По части детей и наследования власти у Василия, приученного бороться за власть всеми возможными способами, был «пунктик». Так, боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Сын так и не родился. Виновата кто? Жена. Жену - в монастырь. Надо понимать, что это было очень неоднозначное решение. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

Кудеяр

Существует легенда, что во время пострига Соломония была беременна, родила сына Георгия, которого передала «в надежные руки», а всем объявила, что новорожденный скончался. После этот ребенок стал знаменитым разбойником Кудеяром, который со своей ватагой грабил богатые обозы. Этой легендой очень интересовался Иван Грозный. Гипотетический Кудеяр приходился ему старшим сводным братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание «облагородить разбойника», а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра же, персонажа полумифического, существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов.

Литовка

Вторым браком Василий III женился на литовке, юной Елене Глинской. «Весь в отца», он женился на иностранке. Только через четыре года Елена родила первенца - Ивана Васильевича. Согласно легенде, в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Эта легенда стоит в ряду многих, сочиненных про рождение Ивана IV. Ходили слухи, что Иван - незаконорожденный сын, но это маловероятно: экспертиза останков Елены Глинской показла, что у неё были рыжие волосы. Как известно, Иван тоже был рыжим. Елена Глинская была похожа на мать Василия III, Софию Палеолог, с властью она управлялась не менее уверенно и страстно. После смерти своего мужа в декабре 1533 года она сделалась правительницей Великого княжества Московского (для этого она отстранила регентов, назначенных мужем). Таким образом, она стала первой после великой княгини Ольги (если не считать Софию Витовтовну, власть которой во многих русских землях вне Московского княжества была формальной) правительницей русского государства.

Итальяномания

Василий III унаследовал от отца не только любовь к волевым заморским женщинам, но и любовь ко всему итальянскому. Нанятые Василием Третьим итальянские зодчие строили в России церкви и монастыри, кремли и колокольни. Охрана Василия Ивановича состояла также сплошь из иностранцев, и итальянцев в том числе. Они жили в Наливке, «немецком» поселении в районе современной Якиманки.

Брадоборец

Василий III был первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герай в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.

Борьба с нестяжателями

Время правления Василия III отмечено борьбой «нестяжателей» с «иосифлянами». Очень непродолжительное время Василий III был близок к «нестяжателям», но в 1522 г. вместо попавшего в опалу Варлаама на митрополичий престол был назначен ученик Иосифа Волоцкого и глава иосифлян Даниил, сделавшийся горячим сторонником укрепления великокняжеской власти. Василий III стремился обосновать божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия». Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем. Василий III был жесток со своими противниками: в 1525 и 1531 гг. дважды подвергался осуждению Максим Грек, которого заточили в монастырь.

С возведением Даниила в сан митрополита московского можно было ожидать, что иосифлянство окончательно утвердится в Московии. И действительно, вскоре Даниил устранил своих основных противников. Когда появлялась вакансия на то или иное важное место в церковной администрации, Даниил назначал иосифлянина. Следует согласиться с тем, что он знал, как подбирать квалифицированных помощников, и некоторые из его назначений были вполне удачны. Именно Даниил возвел в 1526 г. Макария в сан архиепископа новгородского. Макарий проявил себя одним из просвещенных русских священнослужителей, и ему предстояло сыграть важную роль первой половине царствования Ивана Грозного. Даниил поддерживал самодержавие Василия разными способами и увеличил подчинение русской церкви власти великого князя. В свою очередь, Василий III вынужден был отказаться от своих и претензий на церковные земли.

Поскольку церковные земли не подлежали конфискации в местный фонд, у Василия III не было иного выбора, кроме как извратить часть государственных (черных) земель поместьям, хотя он пользовался каждым случаем для расширения фонда государственной земли через аннексию, как это было с Псковом и Рязанью. К 1523 г. Василию удалось присоединить также и Северскую землю. Двое северских князей, потомки прежних врагов Василия II – Василий Шемячич Новгород‑Северский и Василий Стародуский, внук Ивана Можайского – признали господство Ивана III в 1500 г. и были оставлены в Северской земле как удельные князья. Они ненавидели друг друга и плели друг против друга интриги. Василий Стародубский умер около 1518 г., и его удел отошел к Москве. В 1523 г. великий князь Василий III призвал князя Василия Шемячича в Москву для объяснений, поскольку тот подозревался в тайной связи с королем Сигизмундом. Шемячич боялся появляться в Москве, но митрополит Даниил поручился за его безопасность, дав клятву на иконе Богоматери. Сначала Шемячич был хорошо принят в Москве, но вскоре арестован и заключен в тюрьму. Там он и умер шестью годами позже, а его удел был включен в состав московских земель.

Даниил не встал на защиту Шемячича, что возмутило многих русских, особенно тех, кто следовал заповедям Нила Сорского. Великий князь Василий, однако, был доволен действиями Даниила или, скорее, отсутствием всяких действий. Вскоре Даниил помог Василию с решением его семейных дел. Как уже упоминалось Василия огорчало бесплодие его жены Соломонии (урожденной Сабуровой). Соломония была доброй и добродетельной женщиной, и Василий был всем доволен, кроме отсутствия наследников. Для Василия III это было делом не только семейным делом, но и государственным. Если бы он умер бездетным, ему наследовал бы брат Юрий, а Василий Юрию не доверял; если быть точнее, он презирал его.

Ведущие московские бояре, руководствуясь государственными соображениями, поддержали решение Василия III развестись с Соломонией и жениться снова. Все дело теперь зависело от митрополита, без чьего позволения Василий III не мог начать бракоразводный процесс. Развод в подобном случае противоречил евангельским заповедям и обычаям греко‑православной церкви. Сначала Даниил не решался дать разрешения на развод. Вероятно, под влиянием Максима Грека он посоветовал Василию III проконсультироваться с восточными патриархами и с монахами горы Афон. Так и было сделано, но положительного ответа Василий не получил. Тогда Даниил все‑таки дал санкцию на развод. 28 ноября 1525 г. Соломонию, несмотря на ее протесты, постригли в монашенку под именем София и отправили в Покровский монастырь в Суздале. Вскоре после этого Даниил благословил второй брак Василия с молодой княжной Еленой Глинской и сам совершил богослужение в день свадьбы 21 января 1526 г.

Пособничество Даниила разводу и повторному браку Василия III вызвало негодование многих выдающихся русских людей, особенно – противников Василия III и иосифлянства. В одной из редакций Псковской летописи второй брак Василия назван прелюбодеянием. Таковым же было и мнение Вассиана Патрикеева. Максим Грек также полагал, что развод и новый брак с церковной точки зрения незаконны. Некоторые бояре, включая князя Семена Федоровича Курбского и Ивана Никитича Берсень‑Беклемишева (долго находившегося в немилости у великого князя), резко критиковали как митрополита, так и великого князя.

Большинство из тех, кто выступал против развода и повторного брака Василия, были наказаны тем или иным образом под разными предлогами. Князь Курбский попал в опалу и умер в немилости в 1527 г. Берсень‑Беклемишев был обвинен в нанесении оскорблений великому князю и в феврале 1525 г. вместе со своим другом взят под стражу и подвергнут пытке. Берсеня приговорили к смерти, а его друга дьяка – к отрезанию языка. Берсень был другом Максима Грека и часто навещал его. Это обстоятельство было раскрыто во время суда над Берсенем, и Максим был вызван для дачи показаний перед особым собором, на котором председательствовал сам великий князь, и который включал в себя не только епископов и монахов, но и бояр.

О религиозных и политических взглядах Максима Грека будет идти в другом томе. Здесь же будет нелишним сказать несколько слов о его положении на Руси до 1525 г. В свое время его пригласили в Москву с предложением переводить толкования псалмов и некоторых других греческих трудов, а также опровергать ересь жидовствующих. Максим считал, что его миссия только временная. Проблема заключалась в том, что когда он покидал гору Афон, он не знал ни славянского (использовавшегося русскими в их церковных книгах), ни русского. Он сразу же взялся за изучение обоих языков. Поскольку он был хорошим лингвистом (знавшим в совершенстве греческий и латынь), задача эта была не слишком трудной, но, естественно, выполнение ее требовало времен Двум ученым русским, в том числе Дмитрию Герасимову, было поручено работать с Максимом. Они не знали греческого; так образом, Максим вынужден был переводить оригинальный греческий текст на латынь, а Герасимов и его коллега уже перевод ли его на русский. Позднее Максим уже мог самостоятельно пер водить непосредственно с греческого на русский. Конечно же, ошибки в переводе были неизбежны и в конце концов эти ошибки стали причиной нападок на него иосифлян.

Максим был принят митрополитом Варлаамом с большим уважением. Под влиянием Варлаама Василий III также сначала благожелательно отнесся к нему; на Грека смотрели как на крупного реформатора, ученого и талантливого человека, который призвав был давать государю и митрополиту советы, как построить идеальное государство и общество. Духовные и этические взгляды Максима на христианство были созвучны воззрениям заволжские старцев (не следует забывать, что корни духовности Нила Сорского также уходили в мудрость ученых‑монахов горы Афон). Последователи нестяжателей, такие, как Варлаам и Вассиан Патрикеев, лучше могли понять и оценить Максима, нежели иосифляне. Поэтому вполне естественно, что Вассиан Патрикеев и его друзья близко сошлись с Максимом и стали часто навещать его. Большинство бесед Максима с гостями носило религиозный характер, но иногда, особенно в разговорах с опальным боярином Берсень‑Беклемишевым, поднимались и политические вопросы. Сам Максим готов был всем сердцем поддерживать тех, кто выступал против права монастырей владеть земельными угодьями.

Как только Варлаам был смещен с московского престола и митрополитом стал Даниил, противники монастырской собственности утратили свое влияние при великокняжеском дворе. Сначала Даниил терпимо относился к Максиму, уважая его ученость, вскоре его отношение изменилось, и после суда над Берсенем решил взяться и за Максима.

На соборе 1525 г. Максима обвинили в резкой критике русских церковных книг, в восхвалении авторитета патриарха константинопольского и в допущении некоторых догматических ошибок. Последнее обвинение возникло из‑за того, что Максим, когда писал на славянском, иногда ошибался, и был неверно понят. Что касается авторитета патриарха константинопольского, то Максим никогда не скрывал своего мнения, что митрополиту московскому нужно благословение от патриарха. Максим считал себя членом греческой церкви, а не подчиненным властям русской церкви. Максиму вынесли суровое наказание. Он был заключен в Волоцкий монастырь «для покаяния и исправления»; ему запретили учить кого‑либо, сочинять что‑либо и вести с кем бы то ни было переписку.

В заключении Максим испытывал тяжелые физические и духовные страдания. Несмотря на жесткий режим, он сумел написать несколько писем, в которых защищал себя и резко нападал и недостатки русской церковной иерархии. Это стало известно Даниилу, и в 1531 г. Максим еще раз предстал перед судом. На сей раз часть обвинений против него носила политический характер На основании дружбы с турецким посланником, греком Скиндером, который к тому времени уже умер (1530 г.), Максиму предъявили обвинения в симпатиях к туркам. Кроме того, Максим был признан виновным в богохульстве и искажении Писания, и ему на этой почве было запрещено принимать Святое причастие, что стало для него суровым ударом. Его перевели из Волока в Отрочь монастырь в Твери. Тверской епископ прежде был монахом Волоцкого монастыря, и Даниил мог быть уверен, что Максиму будет выказано никакого благоволения.

Решив судьбу Максима, собор 1531 г. перешел к рассмотрению «так называемых» преступлений Вассиана Патрикеева. В частности, митрополит Даниил вменил ему в вину следование доктринам дохристианских греческих философов, таких, как Аристотель и Платон. Гнев Даниила вызвала также острая полемика Вассиана с иосифлянами по вопросу о монастырской земле. Более того, Вассиан высказывал сомнения по поводу предполагающегося причисления к лику святых митрополита Ионы и Макария Калязинского, каждый из которых должен был быть официально канонизирован в 1547 г. В ряде своих писаний Вассиан выражал определенные неортодоксальные взгляды, особенно на божественную природу тела Христова. Это дало возможность Даниилу объявить Вассиана последователем ереси Евтихия и Диоскора, то есть, мо‑нофиситом и манихеистом. Собор признал Вассиана еретиком и приговорил к заключению в Волоцкий монастырь. Там осужденный был брошен в ту же тюремную келью, что раньше занимал Максим Грек, который теперь находился в Твери. Вассиан был заточен в монастырь бессрочно, и дата его смерти нам неизвестна. Вероятно, это случилось около 1532 г. Знаменитый противник Ивана Грозного Андрей Михайлович Курбский говорит, что Вассиана по приказу Василия III «вскоре уморили голодом» волоцкие монахи. Курбский мог ошибаться относительно причин смерти Вассиана, но то, что Вассиан умер «вскоре» после прибытия в Волок, представляется правдоподобным.

Повторная женитьба Василия III повлекла за собой немало религиозных, политических, династических и психологических изменений. С религиозной и политической точек зрения, Василий порвал со многими близкими ему людьми. Среди этих людей, как мы знаем, были духовное светило православного христианства Максим Грек и искатель религиозной правды Вассиан Патрикеев. Однако боярская дума, как и большинство бояр в целом, продолжала поддерживать общую политику Василия III. Положение боярского совета оставалось прежним. Дядя новой великой княгини Елены – князь Михаил Львович Глинский – вскоре был прощен Василием, вернулся и стал важной фигурой при великокняжеском дворе. В думе Глинский занимал третье место после князя Бельского и князя Шуйского.

В 1526 г. Запад снова попытался примирить Москву с Литвой. В Москву отправился посланник императора Карла V, которого в качестве представителя его брата, короля Фердинанда, сопровождал барон Герберштейн. Папа также послал своего легата. На сей раз западное посредничество в московско‑литовском конфликте отчасти удалось, и перемирие продлили еще на шесть лет, условии, что Смоленск останется под властью Москвы.

Крымские татары несколько раз совершали набеги на приграничные московские области, но всякий раз получали отпор. Ода ко им удалось доставить Москве немало неприятностей. Московские позиции по отношению к Казанскому ханству сильно укрепились благодаря строительству новой русской крепости – примерно на полпути между Нижним Новгородом и Казанью на правом берегу Волги в устье реки Суры, притока Волги (1522 г.). крепость, известная как Васильсурск (в честь Василия), служил аванпостом в дальнейших русских походах на Казань. В 15321 казанцы согласились на то, чтобы Василий III выбрал им нового хана, при условии, что им не будет Шах‑Али. Василий отправил в Казань брата Шаха‑Али, касимовского царевича Яна‑Али (Эналея). Таким образом, московский сюзеренитет над Казанью был восстановлен.

С династической точки зрения второй брак Василия III реши проблему престолонаследия. 25 августа 1530 г. великая княгиня Елена родила первого сына, крещеного под именем Иван; он станет будущим царем Руси – Иваном Грозным. Три года спустя на. свет появился еще один царевич – Юрий. Рождение Ивана сильно укрепило дух Василия и придало ему уверенности в решении как семейных, так и политических вопросов. Теперь он согласился на брак своего младшего брата, князя Андрея Старицкого, с княжной Ефросиньей Хованской, которая оказалась очень честолюбивой женщиной. (Князья Хованские были потомками Гедимина). Свадьба Андрея и Ефросиньи состоялась 22 февраля 1533 г.

Для Василия рождение сына, вопреки мнению тех, кто критиковал его второй брак, было знаком милости Господней, и это делало его более смелым в общении с противниками. В 1531 г. он безжалостно уничтожил как Вассиана Патрикеева, так и Максима Грека.

К моменту повторной женитьбы Василию III было сорок сем" лет, а его невеста Елена была молодой девушкой. По всей вероятности, Василий был страстно влюблен в нее; рядом с ней он чувствовал себя моложе и стремился соответствовать своей супруге. Елена провела юность в Литве и впитала многие понятия и обычаи западной цивилизации и западного образа жизни. Василий III стал следовать некоторым западным обычаям. Он начал брить свою бороду, что шло вразрез с давней московской традицией. Современному читателю это может показаться незначительным фактом, во ввиду крайнего консерватизма московского образа жизни в XVI веке это имело символическое значение. Нам не следует забывать, что Петр Великий начал эру своих коренных реформ с того, что в 1698 г. стал лично стал резать бороды русским дворянам.

Василию III нравилось общаться с западными людьми, особенно с врачами и инженерами. Образ жизни на Западе был тесно связан с религией. Для русских того времени – и не только для русских – религия являлась сердцевиной культуры. Вассиан, наученный горьким опытом Максима Грека, в значительной степени поддался западному влиянию. Как раз во времена Василия III власть римско‑католической церкви в Европе перестала быть монолитной, и голову поднял протестантизм. Магистр Тевтонского ордена стал лютеранином и в 1525 г. основал новое светское государство – Пруссию. Новое протестантское государство стремилось влиять на отношения Москвы и Польши, таким образом, религиозные изменения в Пруссии определенным образом повлияли на международную политику . Однако на протяжении некоторого времени протестантизм на Руси не имел особенного значения – символом Запада оставался римский католицизм. Все время, пока Василий III пребывал у власти, папа надеялся обратить Русь в «римскую веру». Его постигло разочарование, но несомненно, что Василий и некоторые русские из его окружения благосклонно воспринимали западное учение, в том виде, в котором оно подавалось католиками, хотя и не были готовы к обращению в католицизм.

Любимым врачом Василия был немец из Любека, Николай Булев. В русских источниках его называют «Николай Немчин» или «Николай Латинец» (т.е. римский католик). Николай провел много лет на Руси и преуспел в русском языке. Он был человеком живого ума и интересовался не только медициной, но и астрономией и астрологией. Что касается религии, то он выступал за унию между восточной и западной церквями. Он излагал свои взгляды в письмах многим влиятельным русским и беседах с боярами и священнослужителями. Среди его поклонников был владевший латынью боярин Федор Карпов, которого мы можем называть русским «западником» XVI века (в терминах истории русской интеллектуальной жизни XIX века). Короче говоря, Николай Булев стал популярной фигурой среди русской интеллектуальной элиты времен Василия III. О мнениях Николая Булева мы можем судить практически только по высказываниям его противников – Максима Грека и Филофея из Пскова.

21 сентября 1533 г. Василий III вместе со своей супругой и двумя детьми отправился паломником в Сергиево‑Троицкий монастырь. Оттуда Василий поехал в Волок на охоту, но вскоре заболел. Его болезнь началась с нарыва на левом бедре, который стал вскоре угрожающе расти и вызвал воспаление. Сначала Василий требовал, чтобы его болезнь и заражение крови держали в секрете. Он вызвал в Волок лишь своих врачей и нескольких бояр. Когда прибыл Николай Булев, Василий сказал ему: «Брат Николай! Ты знаешь о моей большой милости к тебе. Не можешь! ты сделать что‑нибудь, применить какое‑нибудь лекарство, чтобы облегчить мою болезнь?» Врач ответил: «Государь, я знаю о твоей милости ко мне. Если бы это было возможно, я бы искалечил с собственное тело, чтобы помочь тебе, но я не знаю никаких, карсте для тебя, кроме Господней помощи».

Лицом к лицу с надвигающейся смертью, Василий III проявил великую силу духа. Он говорил тем, кто был вокруг него: «Брал Николай был прав, когда он назвал мою болезнь неизлечимой. Теперь мне нужно думать о том, как спасти свою душу». Перед смер1 Василий Ш хотел закрепить трон за сыном Иваном и принять монашеский постриг. Он был перевезен в Москву, где в великокняжеском дворце собрались его жена с детьми, его братья, митрополит Даниил и многие бояре. Даниил и высшие бояре были единодушны в признании Ивана наследником трона и обязались провозгласить его новым великим князем, как только Василий III умрет. Однако желание Василия Ш стать перед смертью монахом вызвало у многих протест. Эту запутанную ситуацию разрешил митрополит Даниил, и находящийся в полубессознательном состоянии Василий был пострижен) монахи. Он умер 3 декабря 1533 г.

Таким образом, трехлетний мальчик Иван стал государем Всея Руси. До его совершеннолетия управлять страной должно бы. регентство, состоявшее из великой княгини Елены, митрополита Даниила и ведущих бояр. Это правление могло бы быть успешным при условии согласия и сотрудничества регентов. Но согласие длилось недолго, затем начались раздоры, которым суждено было болезненно повлиять не только на мальчика Ивана, но и на стабильность Великой Руси.

Василий III Иванович в крещении Гавриил, в монашестве Варлаам (рожд. 25 марта 1479 г. - смерть 3 декабря 1533 г.) - великий князь владимирский и московский (1505-1533 гг.), Государь всея Руси. Родители: отец Иоанн III Васильевич Великий, мать византийская царевна Софья Палеолог. Дети: от первого брака: Георгий (предположительно); от второго брака: и Юрий.

Василий 3 краткая биография (обзор статьи)

Сын Иоанна III от брака с Софьей Палеолог, Василий Третий отличался гордостью и неприступностью, наказывал подвластных ему потомков удельных князей и бояр, дерзавших ему прекословить. Он «последний собиратель русской земли». После присоединения последних уделов (Псков, северное княжество), он полностью уничтожил удельную систему. Он два раза воевал с Литвой, по научению поступившего к нему на службу литовского вельможи Михаила Глинского, и, наконец, в 1514 г., смог отобрать у литовцев Смоленск. Война с Казанью и Крымом были трудными для Василия, однако окончились наказанием Казани: Торговля была отвлечена оттуда на макарьевскую ярмарку, перенесенную впоследствии в Нижний. Василий развелся со своей женой Соломонией Сабуровой и женился на княжне , чем еще сильней возбудил против себя недовольных им бояр. От этого брака у Василия родился сын Иван IV Грозный.

Биография Василия III

Начало правления. Выбор невесты

Новый великий князь московский Василий III Иванович начал правление с решения «тронного вопроса» с племянником Дмитрием. Сразу же после смерти отца он велел заковать того «в железа» и посадить в «в палату тесну», где тот скончался через 3 года. Теперь у царя не было «законных» противников в соперничестве за великокняжеский престол.

Василий вступил на московский престол в 26 лет. Показав себя в дальнейшем искусным политиком, он еще при отце готовился к роли самодержца в Русском государстве. Не напрасно он отказался от невесты из числа иноземных принцесс и впервые были устроены при великокняжеском дворце смотрины русским невестам. 1505 год, лето — на смотрины привезли 1500 знатных девиц.

Специальная боярская комиссия после тщательного отбора представила наследнику престола десять во всех отношениях достойнейших претенденток. Василий выбрал Саломонию – дочь боярина Юрия Сабурова. Этот брак окажется неудачным – у монаршей четы детей, и, в первую очередь сына-наследника, не было. В первой половине 20-х годов проблема наследника у великокняжеской четы обострилась до предела. При отсутствии наследника престола основным претендентом на царство автоматически становился князь Юрий. С ним у Василия отношения сложились неприязненные. Известный факт, что и сам удельный князь и его окружение были под бдительным присмотром осведомителей. Переход к Юрию высшей власти в государстве вообще сулил масштабную перетряску в правящей элите России.

По строгости соблюдавшейся традиции второй брак православного христианина в России был возможен лишь в двух случаях: смерти или добровольного ухода в монастырь первой жены. Государева жена была здорова и, вопреки официальному сообщению, вовсе не собиралась добровольно перейти в монастырь. Опала на Саломонию и насильственный постриг в конце ноября 1525 г. завершили этот акт семейной драмы, который надолго расколол русское образованное общество.

Великий князь Василий III Иванович на охоте

Внешняя политика

Василий Третий продолжил политику отца по созданию единого Российского государства, «следовал тем же правилам в политике внешней и внутренней; являл скромность в действиях монархической власти, но умел повелевать; любил выгоды мира, не страшась войны и не упуская случая к приобретениям важным для державного могущества; меньше славился воинским счастьем, больше опасной для врагов хитростью; не унизил Россию, даже возвеличил оную…» (Н. М. Карамзин).

В самом начале правления им был предпринят в 1506 г. неудачный поход на казанского хана, закончившийся бегством русского войска. Такое начало очень вдохновило короля Литвы Александра, который, понадеявшись на молодость и неопытность Василия III, предложил ему мир с условием возврата земель, завоеванных Иоаннам III. На такое предложение был дан довольно суровый и краткий ответ – русский царь владеет только собственными землями. Зато, в посланной Александру грамоте о восшествии на престол, Василий отверг жалобы литовских бояр на русичей, как несправедливые, и напоминал про недопустимость склонения Елены (супруги Александра и сестры Василия III) и других христиан проживавших на территории Литвы к католичеству.

Александр понял, что на престол взошел молодой, но сильный царь. Когда же в августе 1506 г. Александр скончался, Василий пытался предложить себя в качестве короля Литвы и Польши, что бы прекратить противостояние с Россией. Однако на престол взошел брат Александра Сигизмунд, не хотевший мира с Россией. С досады государь попытался отвоевать Смоленск, однако после нескольких сражений не оказалось победителей, и был заключен мир, по которому за Россией оставались все завоеванные при Иоанне III земли и Россия пообещала не покушаться на Смоленск и Киев. В результате этого мирного договора в России впервые появились братья Глинские – знатные литовские вельможи, у которых был конфликт с Сигизмундом и которые перешли под покровительство Русского царя.

К 1509 году были урегулированы внешние отношения: получены грамоты от давнего друга и соратника России – крымского хана Менгли-Гирея, которые подтверждали неизменность его отношения к России; заключен 14-ти летний мирный договор с Ливонией, с обменом пленными и возобновлением: безопасности передвижения по обеим державам и торговли на прежних взаимовыгодных условиях. Важным было и то, что согласно этого договора немцы разрывали союзные отношения с Польшей.

Внутренняя политика

Царь Василий считал, что власть великого князя ничто не должно ограничивать. Он пользовался активной поддержкой Церкви в борьбе с феодальной боярской оппозицией, круто расправляясь с теми кто выражал недовольство.

Теперь Василий Третий мог заняться внутренней политикой. Он обратил свое внимание на Псков, гордо носивший имя «брата Новгорода». На примере Новгорода государь знал, куда может привести вольность боярская, а поэтому хотел, не доводя до мятежа покорить город своей власти. Поводом к этому стал отказ землевладельцев платить дань, все перессорились и наместнику ничего не оставалось как обратиться к суду великого князя.

Молодой царь в январе 1510 г. отправился в Новгород, где и принял многочисленное посольство псковитян, которое состояло из 70-ти знатнейших бояр. Разбирательство закончился тем, что все псковски бояре были посажены под стражу, т. к. царь был недоволен их дерзостью против наместника и несправедливостью против народа. В связи с чем государь потребовал от псковичей отказа от вече и принятия государевых наместников во все их города.

Знатные бояре, чувствуя свою вину и не имея сил для противостояния великому князю, написали письмо народу псковскому, с просьбой согласиться с требованиями великого князя. Грустно было вольным псковичам последний раз собираться на площади под звон вечевого колокола. На этом вече и было объявлено государевым послам о своем согласии покориться царской воле. Василий III прибыл в Псков, навел там порядок и посадил новых чиновников; принял присягу в верности всех жителей и заложил новую церковь Святой Ксении, поминовение этой святой приходилось как раз на день конца вольности города Пскова. 300 знатных псковичей отправил Василий в столицу и спустя месяц уехал домой. Вслед за ним в скором времени повезли и вечевой колокол псковичей.

К 1512 г. обострились отношения с крымским ханством. Умный и верный хан Менгли-Гирей, который был надежным союзником Иоанна III, сильно постарел, одряхлел и политику стали вести его сыновья, молодые царевичи Ахмат и Бурнаш-Гирей. Сигизмунд, ненавидевший Россию еще сильнее, чем Александр, смог подкупить смелых царевичей и подбить их на походы на Русь. В особенности неистовствовал Сигизмунд лишившись в 1514 г. Смоленска, который уже в течении 110 лет был под Литвой.

Сигизмунд жалел, что отпустил в Россию Михаила Глинского, который старательно служил новой земле, и стал требовать вернуть Глинских. Особо М. Глинский старался во время взятия Смоленска, им были наняты искусные иностранные воины. У Михаила была надежда, что из благодарности к его заслугам государь сделает его владетельным князем Смоленска. Однако великий князь не любил и не верил Глинскому – однажды изменивший изменит и второй раз. И вообще Василий боролся с уделами. Так и произошло: обидевшись, Михаил Глинский переметнулся к Сигизмунду, но к счастью, его быстро смогли поймать воеводы и по приказу царя в цепях отправили в Москву.

1515 год — скончался крымский хан Менгли-Гирей, и его трон наследовал сын Муххамед-Гирей, который, к сожалению, не унаследовал многих добрых качеств своего отца. Во времена его правления (до 1523 г.) крымское войско выступало то на стороне Литвы, то России – все зависело от того, кто больше заплатит.

Могущество России той эпохи вызывало уважение различных стран. Послы из Константинополя привезли грамоту и ласковое письмо от знаменитого и страшного для всей Европы турецкого султана Солимана. Добрые дипломатические отношения с ним устрашили вечных противников России – Муххамет-Гирея и Сигизмунда. Последний даже не споря о Смоленске, заключил мир на 5 лет.

Соломония Сабурова. Картина П. Минеевой

Объединение русских земель

Такая передышка дала великому князю время и силы исполнить давнее намерение свое и своего великого отца – окончательно уничтожить уделы. И ему это удалось. Рязанский удел, управляемый молодым князем Иоанном, чуть не отложился от России, при активном участии хана Муххамета. Посаженный в темницу, князь Иоанн сбежал в Литву, где и умер, а Рязанское княжество, которое было 400 лет отдельным и независимым, влилось в 1521 г. в государство Российское. Оставалось Северское княжество, где княжил Василий Шемякин, внук знаменитого Дмитрия Шемяки, баламутившего власть во времена . Этот Шемякин, так похожий на деда, давно подозревался в дружбе с Литвой. 1523 год — вскрылась его переписка с Сигизмундом, а это уже открытая измена отечеству. Князя Василия Шемякина кинули в темницу, где он и скончался.

Так была осуществлена мечта соединить раздробленную на удельные княжества Русь в единое целое под властью одного царя.

1523 год — был основан на казанской земле русский город Васильсурск, и это событие означало начало решительного покорения Казанского царства. И хоть во все время правления Василию Третьему доводилось воевать с татарами и отражать их набеги, в 1531 году казанский хан Еналей стал послушником российского царя, признав его власть.

Развод и женитьба

Все хорошо складывалось в державе Российской, но не появилось наследника у Василия III за 20 лет супружества. И стали составляться различные боярские партии за и против развода с бесплодной Сабуровой. Царю нужен наследник. 1525 год — состоялся развод, и Соломонида Сабурова была пострижена в монахини, а в 1526 г. царь Василий Иванович взял в жены Елену Васильевну Глинскую – племянницу изменника Михаила Глинского, которая и родила в 1530 г. первого сына и наследника престола Иоанна IV (Грозного).

Елена Глинская — вторая жена великого князя Василия III

Результаты правления

Первыми признаками процветания Русского государства явилась успешно развивавшаяся торговля. Крупнейшими центрами помимо Москвы стали Нижний Новгород, Смоленск и Псков. Великий князь заботился о развитии торговли, о чем постоянно указывал своим наместникам. Развивались и ремесленные промыслы. Во многих городах возникли ремесленные пригороды – слободы. Страна обеспечивала себя, по тем временам, всем необходимым и была готова вывозить товаров больше, чем ввозить то, в чем нуждалась. Богатство Руси, обилие пахотных земель, лесных угодий с драгоценной пушниной, единодушно отмечают иностранцы, посещавшие Московию в
те годы.

При Василии III продолжает развиваться градостроительство, возведения православных храмов. Итальянец Фиораванти строит в Москве, по образцу Успенского собора во Владимире, кремлевский Успенский собор, который становится главной святыней Московской Руси. Собор будет образом для русских мастеров храмового дела на многие десятилетия.

При Василии III завершается постройка Кремля – в 1515 году возводится стена вдоль реки Неглинной. Московский Кремль превращается в одну из лучших крепостей Европы. Являясь резиденцией монарха, Кремль становится символом Российского государства вплоть до наших дней.

Смерть

У Василия III всегда было завидное здоровье и он ничем серьезно не болел, наверное потому, так неожиданно было то, что нарыв на ноге привел его спустя 2 месяца к смерти. Он скончался в ночь с 3 на 4 декабря 1533 г., успев отдать все распоряжения по государству, передав власть 3-х летнему сыну Иоанну, а опекунство матери его, боярам и братьям своим – Андрею и Юрию; а уж перед последним вздохом успел принять схиму.

Василия называли добрым и ласковым государем, а потому и не удивительно, что смерть его была так горестна для народа. Все 27 лет своего княжения великий князь упорно трудился во благо и величие своего государства и смог многого достичь.

Той ночью для истории государства Российского ушел из жизни «последний собиратель земли Русской».

Согласно одной из легенд, во время пострига Соломония была беременной, родила сына Георгия, и передала его «в надежные руки», а всем было объявлено, что новорожденный умер. В последствии этот ребенок станет знаменитым разбойником Кудеяром, который со своей ватагой будет грабить богатые обозы. Эта легенда очень заинтересовала Ивана Грозного. Гипотетический Кудеяр был ему старшим сводным братом, а это означает что он мог претендовать на царский трон. Эта история, скорей всего, народный вымысел.

Во второй раз Василий III взял в жены литовку, юную Елену Глинскую. Лишь спустя 4 года Елена родила первенца — Ивана Васильевича. Как гласит легенда, в час рождения младенца будто бы разразилась ужасная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении наследника, сказала московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».

Ходил слух, что Иван — незаконнорожденный сын, но это маловероятно: экспертиза останков Елены Глинской показала, что у нее были рыжие волосы. Как известно, Иван также был рыжим.

Василий III был первым из русских царей, который сбрил волосы на подбородке. Как гласит легенда, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах молодой жены. В безбородом состоянии он проходил недолго.


В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей "старицы Александры", умершей в 1525 г., и "старицы Софии", умершей в 1542г. Известно, что София - это первая жена Великого московского князя и государя Василия III, Соломония Юрьевна Сабурова, обвиненная в бесплодии и постриженная в монастырь в 1525 г. Однако ходили слухи, что обвинение было несправедливым, что Соломония ждала ребенка и родила сына в монастыре, который вскоре умер. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница сына Соломонии Сабуровой? Он принимает решение вскрыть захоронение. Каково же было его удивление, когда в гробнице он не обнаружил следов захоронения. Вместо скелета там лежала полуистлевшая от времени деревянная кукла, одетая в шелковую мальчишескую рубашечку, какие в 16 в. носили дети царского рода. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

Итак, ложное захоронение 16 в.? Кому это понадобилось? Тайну этого захоронения историки пытались разгадать на протяжении всего 20 в.
Великий князь Василий III был сыном Ивана III и его второй жены, византийской принцессы Софьи Палеолог. Правил он с 1505 по 1533 год. При нем было закончено объединение русских земель вокруг Москвы. В отношениях с татарскими ханствами он уже называл себя "царем всея Руси". Германский посол Сигизмунд Герберштейн писал о нем: "Это такой государь, каким не был ни один монарх в Европе. Только он один и правит".
В 26 лет он надумал жениться. Тогда и произошел знаменитый "девичий переполох", ставший в наши дни сюжетом для оперетты Ю.Милютина. Великий князь велел собрать для смотрин самых красивых девушек, невзирая на их знатность. Из полутора тысяч отобрали и привезли в Москву 500, из них выбрали 300, из трехсот 200, после 100, наконец только 10, тщательно осмотренных повивальными бабками; из этих десяти Василий выбрал себе невесту и затем женился на ней. Чем не конкурс красоты 16 века?
Выбор Василия пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, происходившую из старинного, но "захудалого" московского боярского рода.
Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Однако прошли годы, а Соломония оставалась бездетной. Василий не хотел оставлять престол братьям. Он даже не позволял им жениться, пока у него самого не родится наследник, но время шло, не помогали ни врачи, ни священники, ни поездки по монастырям и усердные молитвы - детей не было. Тогда Василий решился на развод с Соломонией и ссылку ее в монастырь. У него уже была на примете другая невеста, молодая красавица Елена Глинская.
Для Руси того времени этот случай был беспримерный. Во-первых, уход в монастырь одного из супругов дозволялся православной церковью только при их обоюдном согласии. Но Соломония и слышать не хотела о разводе. Во-вторых, ни о каком новом браке при живой первой жене и речи быть не могло.
С просьбой о разрешении на развод Василий III обратился к константинопольскому патриарху, главе всех православных церквей мира, но получил категорический отказ. На помощь великому князю приходит московский митрополит Даниил, который нашел князю оправдание для развода, сказав: "Неплодную смоковницу посекают и измещут из винограда". Начался розыск о "неплодии" Соломонии. В ходе его выяснилось, что великая княгиня прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и "заговорам" - это резко ухудшило ее положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. 29 ноября 1525 г. она была пострижена в московском Рождественском монастыре.

Есть свидетельства о том, что постриг был насильственным, что Соломония противилась ему. Об этом пишет князь Андрей Курбский. Германский посол
Герберштейн пишет, что Соломония сорвала с себя монашеский куколь и топтала его ногами, за что боярин Шигоня-Поджогин ударил ее бичом! Однако многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: "Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!" Поскольку в Москве многие поддерживали Соломонию, Василий III отправил ее подальше от Москвы - в суздальский Покровский монастырь. Менее чем через два месяца Василий III сыграл свадьбу с Еленой Глинской, которой только исполнилось 16 лет. Князю было уже 42 года, чтобы понравиться молодой жене и выглядеть самому моложе, Василий, отступив от обычаев старины, даже сбрил бороду!
Прошло несколько месяцев… И вдруг по Москве пошли слухи, что
Кудеяр

Соломония в монастыре родила Василию III наследника престола, царевича Георгия. Глинские были в ярости, Василию также не понравились эти слухи. Распространительницы слухов были выявлены и наказаны, а в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения этого скандального дела. Соломония встретила дьяков враждебно и отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия не сохранилось никаких документов. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына. Великокняжеским послам показали гробницу.

Однако был ли сын у Соломонии? Это осталось неизвестным. Некоторые историки убеждены, что был. Археолог и историк граф С.Д.Шереметьев считал, что Соломония спрятала сына у надежных людей, так как понимала, что его не оставят в живых. Эту версию подтверждает находка Варгановым пустой гробницы в 1934 г. К тому же, во втором браке у Василия III также долго не было детей. Только в 1530 г. у великого князя родился сын Иван - будущий Иван Грозный. Теперь всякие разговоры о каноничности второго брака Василия III означали отрицание законности прав наследника престола. За это отрубали головы, морили голодом в темницах, ссылали на север. Вскоре у Елены Глинской родился второй сын Юрий (оказавшийся глухонемым), и только теперь Василий III разрешил своим братьям жениться. К этому времени их осталось только двое.

Василий III умер в 1533 г. Власть при малолетнем Иване перешла к его матери, правившей вместе со своим фаворитом, князем Иваном Оболенским. Поговаривали, что именно он был отцом детей Елены (Иван страдал эпилепсией, как и князь Оболенский). Для Елены Соломония и ее сын, если он существовал, были очень опасны. Поэтому Соломония была сослана в Каргополь, где содержалась в тюремном заключении до смерти Елены Глинской. После смерти Елены Глинской к власти пришли князья Шуйские, пренебрежительно обращавшиеся с малолетним Иваном IV. Казалось бы, вот удобный случай для появления на политической арене царевича Георгия. Однако, ничего подобного не произошло. И все же в этой истории остается много тайного.

Если Георгия не было, то почему Иван IV, уже твердо утвердившийся на престоле, затребовал к себе все архивные документы следствия о "неплодии" Соломонии? И куда затем эти документы исчезли? Некоторые историки считают, что Иван Грозный всю жизнь искал сына Соломонии Георгия. Известно, что Иван IV совершил разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.

В 1542 г. Соломония умерла. Через 8 лет патриарх Иосиф признал ее святой. Мощи старицы Софьи были и остались почитаемы многими людьми. Сам Иван Грозный, якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией. Приходили к мощам св. Софии и оба его сына с женами, и первый царь из династии Романовых, и многие другие.
Ну а Георгий? Существовал ли он на самом деле, или это только вымысел? Об этом никто не знает и вряд ли узнает. Сейчас в подклете монастырского Покровского собора, среди многочисленных древних гробниц совершаются богослужения - здесь вновь храм, как в древние времена. Мощи св. Софии перенесены в основной храм, а безымянную маленькую гробницу больше никто не тревожит.

По материалам газеты "Вечерний звон"

Василий Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был первым сыном Ивана III от второго брака, с Софией Палеолог, которая являлась представительницей последней византийской императорской династии.

Однако Василий не претендовал на престол, так как Иван III имел от первого брака старшего сына Ивана Молодого, который приблизительно за восемь лет до рождения Василия уже был объявлен соправителем Ивана III. В 1490 году Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс претендовать на великое княжение. При дворе разгорелась борьба двух группировок. Одна выступала за сына Ивана Молодого - Дмитрия Внука, а другая за Василия. В результате Иван III сам провозгласил Василия «государем великим князем».

Правление Василия III

Соправление Василия продолжалось шесть лет, а после того как в 1505 году умер Иван III, он стал самостоятельным государем.

Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. В 1506 году великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. В 1521 году к великому княжеству присоединилось Рязанское княжество. Борьбу с уделами великий князь вел самыми разными способами. Иногда уделы просто уничтожались целенаправленно, иногда братьям не разрешалось жениться, а следовательно, иметь законнорожденных наследников.

Укреплялась поместная система, которая помогала обеспечить боеспособность армии и ограничить независимость аристократии. Земля выдавалась дворянам в условное владение на время несения «княжей службы».

Развивалось местничество - система иерархии, при которой должности и звания занимались исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина.

Общее укрепление государства, политическая и идеологическая необходимость дали толчок для развития теорий, обосновывающих особые политические права великих князей Московских.

Внешняя политика

В 1514 году был покорен Смоленск, один из крупнейших русскоязычных центров Великого княжества Литовского. Походы на Смоленск возглавлял лично Василий III, но поражение русских войск под Оршей на некоторое время приостановило движение русских войск на запад.

Напряженными оставались русско-крымские отношения. В 1521 году на Москву был направлен поход крымского хана Мухаммед-Гирея. Крымские татары дошли почти до Москвы. Стране был нанесен тяжелый урон. Василию III пришлось сосредоточить свои усилия на обороне южных границ, проходящих по реке Оке.

Василий III начал углублять контакты России с православными народами, покоренными Османской империей, в том числе и с Афоном. Делались попытки наладить отношения со Священной Римской империей и папской курией против Османской империи.

Личная жизнь

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые избранницей великого князя стала представительница боярского, а не княжеского рода. За двадцать лет в этом браке не было детей, и Василий III женился второй раз. Новой супругой государя стала Елена Глинская, которая происходила из литовских бояр. От этого брака родился будущий царь всея Руси .