Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ). Из биографии поэта

Теория: Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира
Жизнь - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности
Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке
Мастерство поэта в создании фонетических и живописных образов, сочетание звукописи с неожиданной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Задания: прочитайте стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и письменно выполните сопоставительный анализ данных произведений по плану:

· Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

· О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

· Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений.

· Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

· Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

Самостоятельная работа № 16.

Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Нравственная проблематика поэмы.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 1», стр. 134 – 15.

Формы развития сюжета.

Задания.

1. Прочитайте статью учебника о поэме «Кому на Руси жить хорошо» стр. 134 – 157 и отрывки из поэмы в хрестоматии к учебнику на стр. 390. Устно подготовьте ответы на вопросы.

1. Какую роль в сюжетно – композиционном строе поэмы играет пролог?

2. Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу?

3. Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них.

4. Как представлена в тексте помещичья Русь?

Самостоятельная работа № 17.

Тема: А. К. Толстой. Обзор творчества.

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 184 – 199

Варианты заданий.

Выполните одно по выбору:

1. Подготовьте доклад о жизни и творчестве А. К. Толстого

2. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Ты знаешь край…» со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Родина»

Самостоятельная работа № 18.

Тема: Урок поэзии А. Майков, А Григорьев, Я. Полонский

Теория: учебникЮ.В.Лебедев «Литература. 10 класс. Часть 2».

Задания: подготовить сообщение о творчестве одно из поэтов (А.Майкова, А.Григорьева, Я.Полонского), выучить наизусть одно стихотворение.

Самостоятельная работа № 19.

Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Теория: учебник Ю.В.Лебедева «Литература. 10 класс. Часть 2», стр. 216 – 225.

Задание.

Прочитайте теоретический материал учебника (Ю.В.Лебедев Литература. 10 класс. Часть 2) на стр. 216 - 225 и составьте конспект по следующим тезисам:

1) Дебют писателя;

2) Достоевский и кружок Петрашевского;

3)Достоевский на каторге;

4) Достоевский и проблема веры;

5) Основные произведения Достоевского.

Самостоятельная работа № 20.

Тема: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Бунт Раскольникова – причины и результаты. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

Теория.

Теория «наполеонизма» сводится к формуле: «Свобода и власть, а главное - власть!» В романе Достоевского имя Наполеона упомина­ется несколько раз. Интерес к нему в России 60-х годов не случаен. Развитие буржуазных отношений обостряет социальные противоречия, приводящие к обнищанию широких масс. Поиски путей преобразования общества приводят к рождению всевозможных теорий, в том числе и идеи «сильной личности», способной подчинять себе людей и превра­щать их в орудие для достижения своих целей.

Теория Раскольникова возникает на этой исторической почве. Он видит страдания простого человека, понимает, что причина их - в со­циальной несправедливости. Что же делать? Смириться? Бороться? По его мнению, вступить в единоборство с этим безумным и грязным миром может только необыкновенная личность. Он приходит к мысли, что че­ловечество делится на два разряда: па людей обыкновенных, состав­ляющих большинство, и на людей необыкновенных, таких, как Напо­леон, которые, если потребуется, не остановятся и перед преступлением.

Идея теории Раскольникова выражается в мучительном вопросе: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» И он уверяет себя, что явля­ется необыкновенным человеком, прирождённым «властелином судь­бы». Власть ему нужна для того, чтобы спасти Полечку, Соню, Кате­рину Ивановну, - всё страдающее человечество. Убийство вредной, жад­ной старухи задумано Раскольниковым как проверка на частном слу­чае своей страшной теории. Отсюда вытекает вывод, сформулированный самим героем: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил».

Крушение теории Раскольникова заключается в его ошибке: при­чины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека. Вместо того, чтобы бороться против безнравствен­ного строя и его законов, наш герой хочет следовать им. И в результате теряет веру в себя, в свои прежние убеждения, испытывает бесконечное отвращение к себе. Вместо счастья он неизбежно приносит зло себе, своим близким, безвинным людям. Отсюда его отчаяние: «Я себя убил, а не старушонку».

Задания:

1. Перечитайте содержание статьи Раскольникова «О праве сильной личности»

Заполните недостающие строки ниже (письменно в тетради):

1) Раскольников убеждён (он «верит»), что все люди по природе делятся на ____ разряда: _________________. «Обыкновенные» люди – это люди, которые «живут в послушании», они не имеют «нового слова». «Необыкновенные» люди -______________________. Все они _________: «переступают закон», молчаливо принятый большинством». Это сильные люди.

2) Люди «необыкновенные» могут разрешить себе _______________________________________

2. Прочитайте следующие размышления Раскольникова: «Законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Магометами, Наполеонами и так далее, все до единого были преступниками, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свята чтимый обществом и от отцов перешедший, и уж, конечно, не останавливаясь и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь». Сделайте вывод о том, как приходит Раскольников к своей «идее» (устно).

Напишите сочинение – миниатюру «В чем суть теории Раскольникова, актуальна ли она сегодня?»

Самостоятельная работа № 21.

Написал не так уж и много произведений. Обладая писательским даром, он не считал литературное творчество своей профессией и писал непроизвольно. При этом многие его работы так и оставались на листе бумаги, и лишь по настоянию друзей, некоторые из них попадали в печать, и становились доступны широкой публике. Но даже эти немногочисленные творения становятся достойным наследием и своеобразной лептой, которую внес в литературу Ф.И. Тютчев.

Особенности лирики Тютчева

Чтобы понять особенности лирики Тютчева достаточно окунуться в мир его поэзии. Свои стихи Тютчев пишет только под влиянием некоего озарения, когда чувствует необходимость выразить свои мысли на бумаге. Вот и получается, что лирика Тютчева наполнена интимностью личных внутренних переживаний и больше похожа на дневник, где он запечатлевает свои мысли и размышления.

Ценность стихотворений поэта в том, что в этих небольших работах автор создает искренние и своеобразные образы. К тому же художественной особенностью поэзии Тютчева является и то, что они наполнены глубоким философским содержанием.

Особенности любовной лирики

Раскрывая тему художественной особенности поэзии Тютчева, стоит поговорить и об особенностях любовной лирики поэта. Представлена она немногими произведениями, которые посвящались разным женщинам. В жизни Тютчев был любвеобильным, страстным и увлеченным человеком. Так, его ранние стихотворения были посвящены первой любви, женщине, которую он повстречал в Мюнхене. Это была Амалия. Стихи же назывались или же Я встретил вас. Но судьба их разлучила, и уже через год он влюбляется в Элеонору Петерсон, которая стала его женой. Однако и здесь судьба была жестока к поэту. Смерть забирает его возлюбленную. Уже посмертно писатель посвятил Элеоноре Петерсон стихотворения В часы, когда бывает и Еще томлюсь тоской желаний. Следующей будет встреча с Эрнестиной Дернберг и женитьба. Эта женщина стала Музой для Тютчева, под влиянием которой появляется стихотворение Она сидела на полу.

Но самыми знаменитыми стихами поэта стали работы, что вошли в денисьевский цикл. Елена Денисьева стала последним увлечением писателя. Их связь была незаконной, и самым известным стихом того периода стала работа Последняя любовь.

Если первые стихотворения любовной лирики Тютчева изображают любовь, как страсть. В них поэт делится своими эмоциями и описывает эмоции возлюбленной. То в поздних работах поэта чувствуются мотивы скоротечности счастья, его вины перед возлюбленной. Теперь любовь ассоциируется с безнадежностью, а романтика гибнет под влиянием общества, которое отвергало все прекрасное своим непониманием. Любовь у писателя — это не только страсть, но и безнадежность, страдание и борьба. Особенностью лирики Тютчева было то, что он в своих работах отображал настоящие, не придуманные чувства.

Особенности изображения природы

Федор Тютчев по праву считается певцом природы. Как говорил , достоинством пейзажной лирики Тютчева было в том, что его природа была разной, живой и грациозной. Особенно нравилась писателю весенняя и осенняя природа. В эти периоды возрождения и увядания у автора появлялись неповторимые образы. При этом природа могла быть спокойной, как в стихотворении Осенний вечер, так и буйной, как в работе Весенняя гроза.

Тютчев любил очеловечивать природу, наделять ее человеческими характерами и чертами. И в этом особенность тютчевской природы. Писатель сопоставляет каждое природное явление с человеческим настроением.

Урок можно посвятить практической работе по сопоставительному анализу стихов Тютчева и Фета, выявлению общности и различий в их поэтической манере, подготовке к домашнему сочинению по лирике поэтов.
Вопросы и задания к стихотворению Тютчева «Еще земли печален вид...»
1. Сопоставьте ключевые образы первой и второй строф стихотворения. Как композиция текста помогает понять его смысл?
2. Какие приметы в природе говорят о приближающейся весне? Почему поэту, говоря о душе, важно сравнить ее именно с весенней природой?
3. Какие два мира изображены в стихотворении? Как они взаимосвязаны?
4. Какой символический смысл приобретают во второй строфе слова «сон», «спала» и выражения «тают глыбы снега», «блестит лазурь»?
5. Какой смысл придают второй строфе многочисленные вопросительные интонации?
6. Докажите, что Тютчев - мастер тонких звуковых и цветовых образов.
7. Чем, по Тютчеву, сходны пробуждение природы весной и пробуждение души от женской любви? Как драматизм восприятия мира преодолевается в стихотворении надеждой на весеннее возрождение природы и души?
8. Как в стихотворении проявился философский характер поэзии Тютчева?
Вопросы и задания к стихотворению Фета «Еще весны душистой нега...»
1. Какие чувства вызывает у поэта приближение весны? Докажите, что доминирующее чувство в стихотворении - напряжение.
2. Как помогает понять смысл стихотворения его композиция?
3. Почему поэту радостна «возрожденья весть живая»?
4. Какие изобразительно-выразительные средства языка являются в этом стихотворении ключевыми?
5. Как в этом стихотворении отразились черты импрессионизма поэтики Фета, его недосказанность, незавершенность поэтических образов?
6. Докажите, что стихотворение одновременно обладает строгой художественной структурой, внутренним равновесием и ощущением эскизности, нарочитой оборванности.
7. В чем динамичность и музыкальность художественных образов в стихотворении?
8. Как вписывается это стихотворение в фетовскую концепцию красоты и гармонии мира?
Вопросы и задания
для сопоставительного анализа
1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?
2. Какие образы в стихотворениях можно считать образами-символами?
3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?
4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?
5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов в этих стихотворениях.
6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.
В результате этой работы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета. В конце урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

  1. 1. Поэзия «чистого искусства». А. А. Фет, Ф. И. Тютчев 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» 3. Поэзия А. А. Фета 4. Поэзия Ф. И. Тютчева 1 . Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки 1 Поэзия намеков, догадок, умолчаний. 2 Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта. 3 Искусство не должно быть связано с жизнью. 4 Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. 5 Это поэзия для избранных. 2. Основные темы поэзии «чистого искусства» Любовь Природа Искусство Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота. Образность, нетрадицион- ность сравнений,эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам. Певучесть и музыкальность. 3. Поэзия А. А. Фета Природа в стихотворениях поэта: Время года Как представлено в творчестве русская весна пушистыми вербами, первым ландышем, просящим солнечных лучей, с полупрозрачными листьями распустившихся берез, пчелами, вползающими «в каждый гвоздик душистой сирени», журавлями, кричащими в степи русское лето сверкающим жгучим воздухом, синим, подернутым дымкой небом, золотыми переливами зреющей ржи под ветром,
  2. 2. лиловым дымом заката, ароматом скошенных цветов над меркнущей степью русская осень пестрыми лесными косогорами, птицами, потянувшими вдаль или порхающими в безлистных кустах, стадами на вытоптанныхжнивьях русская зима бегом далеких саней на блестящем снегу, игрой зари на занесенной снегом березе, узорами мороза на двойном оконном стекле Явления природы у А. А. Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционныхптиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Сравнение поэзии о природе у Фета и Некрасова Природа лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, отрешенного от мысли о связи природы с человеческими нуждами и человеческим трудом. Природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Особенности пейзажной лирики стремление к фиксации изменений в природе; наблюдения об изменениях в природе постоянно группируются и воспринимаются как фенологические приметы; изображение более частных, более коротких и более конкретных отрезков сезонов; точность и четкость делает пейзажи Фета строго локальными: как правило, это пейзажи центральных областей России. Фет любит описывать точно определенное время суток, приметы той или иной погоды, начало того или иного явления в природе. Что сближает поэзию Фета с импрессионизмом? 1 преклонение перед чистой красотой 2 нарочитая красивость, даже банальность. 3 постоянное употребление таких эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный» 4 стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих
  3. 3. каждое ощущение штрихах 5 поэта интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом Фет говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление». Что такое природа в стихотворениях Фета? сумрачные осенние дни первый весенний цветок томительный среднерусский полдень короткая северная ночь плач комара хриплый призыв коростеля Фет о творчестве: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит». «Целый мир от красоты». «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться» 4. Поэзия Ф.И. Тютчева Особенности поэзии Ф.И. Тютчева Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных, абстрактных категорий. Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. Любовная лирика Что такое любовь? «самоубийство» «блаженство и безнадежность» «поединок роковой» «буйная слепота страстей» это стихия Стихи, вошедшие в «Денисьевский цикл»
  4. 4. «Весь день она лежала в забытьи...» Неотвратимое угасание любимой: «и всю ее уж тени покрывали» на фоне летнего буйства природы: Лил теплый дождь - его струи По листьям весело звучали. «Близнецы» Мотив смерти нерасторжимо переплетается с мотивом любви: И кто в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений - Самоубийство и Любовь. «Предопределение» Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него: Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их единенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединокроковой. А.А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы" Стихотворение написано в 1883 году. А. А. Фет расширил возможности поэтического изображения действительности, показав внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. И это было новым словом в русской поэзии. Пейзаж у А. А. Фета не самоценен, он выявляет жизнь души. «Оригинальность Фета, - приходит к выводу один из исследователей его поэзии Н. Н. Скатов, - состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека». «Человеческое» и «природное» в некоторых стихотворениях А.А. Фета или слиты воедино, или, развиваясь параллельно, стремятся к единству. Законы природы, по А. А. Фету, несомненнее общественных идей, и поэт должен помн ить это. В стихотворении «Учись у них - у ду ба, у березы...» природа являет пример поучительной для человека стойкости: «Учись у них - у ду ба, у березы. / Кругом зима. Жестокая пора! / Напрасные на них застыли слезы, / И треснула,сжимался, кора». Здесь и укор, и урок страдающему человеку: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» И далее: «Но верь весне. Ее промчится гений, / Опять теплом и жизнию дыша, / Для ясных дней, для новых откровений/ Переболит скорбящая душа». Ф.И. Тютчев "Не то, что мните вы, природа..." В известном стихотворении«Не то, чтомнитевы,природа...» (непозднееапреля 1836года)лирическая мысль Ф.И. Тютчева наиболее близка натурфилософииШеллинга.Этостихотворение явилось полемически страстным выступлением противопубликованных воФранциидвух эссе Г. Гейне «Романтическая школа» (1 833) и «Кисториирелигиии философиив Германии»,где знаменитыйпоэт обру шился не толькона натурфилософиюШеллинга,нои на поэзию «шеллингианцев»Новалиса и Гофмана, утверждая,что «обсу ждать их поведение делоне критика, а врача». «Не то, чтомните вы, природа: / Не слепок, не бездушный лик -/ В ней есть душа, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык...». Убеждение во всеобщей одухотворенности природы наибол ее ярко выражено
  5. 5. в этом стихотворении - своеобразном манифесте натурфилософской поэзии Ф. И. Тютчева. Эссе Г. Гейне - лишь повод, адресаты стихотворения - люди, равнодушные к природе, видящие в ней только «слепок», «бездушный лик», не способные понять ее «язык». В стихотворении Ф. И. Тютчева мы сталкиваемся не с романтической метафоризациейи психологизациейприроды,а с одухотворением ее.

«Афанасий Фет» - Гончаров. Со временем владения Фета расширились - он приобрел еще два поместья. Девушка сгорела от попавшей на платье непотушенной спички. В хозяйстве рачительного барина была собственная мельница и конный завод. Афанасий Фет. Супруги поселились в Москве. С 1883г. Если радует утро тебя, Русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист.

«Уроки по творчеству Фета» - В зале стоял рояль. - Какие чувства и мысли вызывает у Вас творчество А.Фета? Рефлексия. "Волшебство звуков в творчестве А.А.Фета". Что является темой стихотворения? Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить... Сколько времени проходит в стихотворении? Какие впечатления у Вас остались после урока?

«Фет о любви» - Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. В знаменитых фетовских «Вечерних огнях» есть пронзительные строки о Марии, что, умирая, думала о своём любимом: «И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить…».

«Поэт Фет» - Так плещет на багряном маке Крылом лазурный мотылек. Смерть Фета тоже была странной. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. Мария Петровна Боткова. «Современнике». Лазич трагически погибла при загадочных обстоятельствах. Вскоре Фету пришлось по служебной надобности на время уехать.

«Фет» - 1820 - 1892. Мария Петровна была некрасива и ей уже исполнилось 28 лет. М. П. Погодин. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Биография. Военная служба. «Современник». Сборники «Вечерние огни» и переводы. Покупка имения. Новоявленные супруги поселились в Москве. О литературе… Там он познакомился с дочерью богатого московского чаеторговца Марией Петровной Боткиной.

«Фет биография» - Олицетворение? Что такое стих? Сравнение? Брейн-ринг. В чем смысл сопоставления коршуна и человека? Какие вы знаете размеры стиха? Афанасий Афанасьевич Фет. Метафора? Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Родители А.А.Фета. Страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

Вопросы и задания для сопоставительного анализа

1. О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?

3. Как в каждом из стихотворений отразилась поэтическая концепция мира Тютчева и мира Фета?

4. Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой по­этический смысл можно при этом заметить?

5. Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и образов этих стихотворений.

6. Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявив­шихся в эти стихотворениях.

В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщаю­щую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

Тютчев Фет
Философский характер лирики, мысль в кото­рой всегда сливается с об­разом. Стремление поэта осмыслить жизнь Вселенной и место человека в ней, постичь тайны космоса и человече­ского бытия Трагический характер лирики, домини­рующее чувство -- напряжение. Вместе с тем присущий поэзии Фета свет и опти­мизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чув­ством гармо­нии мира
Жизнь, по Тютчеву, - это противо­борство враждебных сил. Но драматизм восприятия дейст­вительности сочетается с неиссякаемой любовью ко всем ее проявлениям. Любовь, по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безна­дежности и смерти, но именно любовь дает человеку величай­ший душевный взлет, ощущение счастья Жизнь в стихах Фета -- миг, закреплен­ный в веч­ности. Красота в его стихах -- это преодоленное стра­дание, радость, добы­тая из боли. Любовь -- это тоже проявление изначальной красоты и гармонии мира, ко­торые помогают человеку подняться над обыденной жизнью, найти точку опоры для душевных порывов
Человеческое "я" по отношению к природе не капля в океане, а две равные беспредельности. Не­зримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике природы. День и обычная жизнь -- это покровы, скрывающие пер­возданный хаос мира, видимый ночью. Душа человека изна­чально - это тоже хаос. Импрессионистский характер изобра­жения чувств, их фрагментарность и пре­дельная образность. Вместе с тем, строгая художественная структура сти­хов, их внут­реннее равновесие сочетаются с ощуще­нием эскизности, нарочитой оборванности
Образная система лирики сочетает предмет­ные реалии внешнего мира и субъективные впечат­ления от этого мира, производимые на поэта. Мас­тер­ство в изображении гармонии предмет­ных реа­лий мира внешнего и глубины мира внутреннего Неожиданные и яркие краски, звуки, запахи мира создаются повышенной мета­форичностью стихов, ди­намичностью и му­зыкальностью художественных об­разов. Настроение преобладает над мыслью, мысль "растворена" в музыке, которая тоже есть проявление красоты
Мастерство поэта в создании фоне­тических и живописных образов, сочета­ние звукописи с неожи­данной палитрой красок, цветных образов Мастерство в использовании паралле­лизмов, по­второв, периодов, ритмических пауз, богатство и глу­бина поэтических ин­тонаций, звуковой инструмен­товки

Тематика сочинений по лирике Тютчева и Фета

1. Можно ли услышать в лирике Тютчева "биение души" поэта?

2. В чем диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева?

3. В чем "блаженство и безнадежность" последней любви в лирике Тютчева?

4. Как отразились в лирике Тютчева его историко-политические взгляды?

5. Как проявились в пейзажной лирике Тютчева его философские взгляды?

6. Почему лирический герой Тютчева любит "убийственно"?

7. Цвет и звук в лирике Тютчева.

8. Единство хаоса и космоса в поэзии Тютчева.

1. Цивилизация и судьба России в творчестве Тютчева.

2. "Край родной долготерпенья..." (по лирике Тютчева).

3. "Умом Россию не понять..." (по лирике Тютчева).

4. Мое любимое стихотворение Тютчева (Фета): восприятие, истолкование, оценка.

5. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?

Федор Тютчев был старше Афанасия Фета на семнадцать лет. Разница в возрасте, местах, которые они посещали и в которых жили, наложили отпечаток на произведения великих русский лириков, сумевших как никто выразить в поэтической форме свои мысли и переживания. Массовые читатели-современники достаточно холодно относились к их поэзии, и только время расставило все на свои места. Эти два гения близки трепетным отношением к и любви. Давайте проведем сравнение Тютчева и Фета.

Уникальность поэзии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович написал за свою жизнь немногим более четырехсот стихотворений. делит их на три периода. Мы ограничимся анализом произведений, где отражена жизнь природы с ее глубоким философским подтекстом, и любовной лирикой. Сравнение Тютчева и Фета в этих областях поэзии показывает разность пленительной грации «чистого искусства» А. Фета и наполненность мыслями и неподдельными, хотя скупыми, выражениями чувств у Ф. Тютчева.

Живя в Ницце после смерти Е. Денисьевой, которую он тяжело переживал, поэт пишет горчайшее стихотворение, в котором сравнивает свою жизнь с птицей, у которой обломаны крылья. Она, видя яркий блеск юга, его безмятежную жизнь, хочет и не может подняться. И вся она «дрожит от боли и бессилья». В восьми строках мы видим все: яркую природу Италии, блеск которой не радует, а тревожит, несчастную птицу, которой больше не суждено летать, и Человека, который переживает ее боль, как свою личную. Сравнение Тютчева и Фета, также пережившего личную драму, здесь просто невозможно. Они говорят по-русски, но на разных языках.

Стихотворение «Русской женщине», которое состоит из двух строф, актуально и сегодня.

Кратко обрисовано ее бесцветное и никому не нужное существование на бескрайних, безлюдных, безымянных просторах. Лирический герой сравнивает ее жизнь с облачком дыма, которое постепенно исчезает на тусклом туманном осеннем небе.

А что же любовь? Она только анализируется. Стихотворение «Лето 1854» в начале пронизано восторгом, колдовством любви, которая далась двоим «ни с того и ни с сего». Но на смотрит «тревожными глазами». За что и откуда такая радость? Не умеет рациональный ум просто ее принять. Надо добраться до истины. По мнению лирического героя это лишь бесовское прельщение...

Ф. Тютчев - тонкий психолог, и за какую бы тему он ни взялся, то обязательно предстанет перед нами во всем величии гения.

Музыкальный дар А. Фета

Сравнение Тютчева и Фета показывает, что за какую бы картину оба поэта ни брались, то в ней обязательно отразится лик природы или любви, зачастую переплетенные вместе. Только у А. Фета больше трепета жизни, переходов состояний. Поэт открывает перед нами мир и его красоту, очень точно их воспроизводя и совершенствуя натуру человека. «Майская ночь» - стихотворение, которое Л. Толстой сразу выучил наизусть.

Тут и картина ночного неба с тающими облаками, и обещание любви и счастья на земле, которое оказывается достижимо только в небесах. В целом при всей неоспоримой музыкальности Фет пришел к радостному, почти языческому восприятию бытия.

Взаимоотношения человека и природы у двух поэтов

При сравнении лирики Тютчева и Фета выясняется, что для Тютчева не существует гармонии между человеком и природой. Он упорно старается разгадать ее вечную загадку, которой у этого сфинкса, может быть, и нет. Фет же восхищается ее красотой помимо своей воли, она вливается в него и выплескивается в виде восторженных произведений на листы бумаги.

Что значит любовь для каждого из них

Тютчев считает, что любовь губит человека. Она лишена гармонии. Эта стихия, которая внезапно приходит и разрушает налаженную жизнь. Она приносит только страдания. Сравнение поэзии Тютчева и Фета показывает, что у последнего и в зрелом возрасте находятся яркие и восторженные краски для описания вспыхнувшего чувства: «Счастию сердце легко предается».

Он помнит и ни на минуту не забывает свою юношескую любовь, но не отворачивается от ее трагизма в Alter ego и считает, что для истинной любви есть особенный суд - его с любимой нельзя разлучить.

Мир - это создание Творца. Оба поэта пытаются познать Создателя через природу. Но если Ф. Тютчев смотрит на мир трагическим и философским взглядом, то А. Фет, как соловей, поет песнь его непреходящей красоте.

Обзор материала

Обзор материала

Цель: произвести сопоставительный художественный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

Задачи:

Выявление изобразительно-выразительных средств; повторение литературоведческой терминологии (тропы и сти­листические фигуры, литературные направления);

Развитие художественного вкуса;

Воспитание любви к художественному слову.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, текст стихотворений, музыкальное сопровождение.

Ход занятий.

I . Организационный момент.

II . Биография Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Сообщения студентов в сопровождении мультимедийной презентации.

1. Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873гг). Слово учителя о творчестве поэта.

П амяти Тютчева (1873)

Ни у домашнего простого камелька,

Ни в шуме светских фраз и суеты салонной

Нам не забыть его, седого старика,

С улыбкой едкою, с душою благосклонной!

Ленивой поступью прошел он жизни путь,

Но мыслью обнял все, что на пути заметил,

И перед тем, чтоб сном могильным отдохнуть,

Он был как голубь чист и как младенец светел.

Искусства, знания, событья наших дней, -

Все отклик верный в нем будило неизбежно,

И словом, брошенным на факты и людей,

Он клейма вечные накладывал небрежно...

Вы помните его в кругу его друзей?

Как мысли сыпались нежданные, живые,

Как забывали мы под звук его речей

И вечер длившийся, и годы прожитые!

В нем злобы не было. Когда ж он говорил,

Язвительно смеясь над жизнью или веком,

То самый смех его нас с жизнию мирил,

А светлый лик его мирил нас с человеком!

А. Н. Апухтин

Стихотворения г. Ф. Т. принадлежат к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии. Г. Ф. Т. написал очень не­много; но все написанное им носит на себе печать истинного и пре­красного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, испол­ненного мысли и неподдельного чувства...

Главное достоинство стихотворений г. Ф. Т. заключается в жи­вом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях...

Н. А. Некрасов. Русские второстепенные поэты. 1850

В наших глазах, как оно ни обидно для самолюбия современ­ников, г. Тютчев, принадлежавший к поколению предыдущему, сто­ит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. Легко ука­зать на те отдельные качества, которыми превосходят его более да­ровитые из теперешних наших поэтов: на пленительную, хотя несколько однообразную, грацию Фета, на энергическую часто су­хую и жесткую страстность Некрасова, на правильную, иногда хо­лодную живопись Майкова; но на одном г. Тютчеве лежит печать той великой эпохи, к которой он принадлежит и которая так ярко и сильно выразилась в Пушкине; в нем одном замечается та сораз­мерность таланта с самим собой, та соответственность его с жиз­нью автора, - словом, хоть часть того, что в полном развитии сво­ем составляет отличительные признаки великих дарований. <...>

Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою гиб- костию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной. <...> Г-н Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, которым не суждено уме­реть, а для истинного художника выше подобного сознания награ­ды нет.

И. С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева. 1854

Страстная любовь к жизни и постоянная тревога, в конечном счете обусловленная трагическим восприятием реальной действи­тельности, составляет основу мироощущения Тютчева...

Тютчев - поэт-мыслитель по преимуществу.

К. В. Пигарев. Ф. И. Тютчев и его время. 1978

Афанасий Фет, видевший в Тютчеве «одного из величайших лири­ков, существовавших на земле», с замечательной точностью сказал о поражающем двуединстве, воплотившемся в тютчевском творчестве:

Да, каждого, кто войдет сердцем и разумом в лирический мир Тютчева, не может не поразить это почти сверхъестественное сли­яние поистине вселенской мощи духа и предельной утонченности души. Слияние этих, казалось бы, несоединимых свойств и опре­деляет, в частности, незаменимость и абсолютную ценность голоса Тютчева в мировой лирике.

В. В. Кожинов. Тютчев. 1988

Внимательно прочитайте приведенные выше высказывания из­вестных поэтов, критиков, литературоведов о Тютчеве-художнике и его поэзии.

Какое представление у вас складывается по прочтении этих от­зывов о личности самого поэта, его духовном мире?

2. Из биографии поэта.

После долгой-долгой зимы, когда в полях еще «белеет снег», а в небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются знакомые с детства и такие милые сердцу строки:

Весна идет, весна идет –

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Эти стихи более ста лет назад написал поэт Федор Иванович Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях «осени первоначальной» - о родной русской природе.

Тютчев родился и вырос в деревне, в имении своего отца возле села Овстуг, Орловской губернии. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Когда мальчику пошел десятый год, к нему пригласили учителя – Семена Егоровича Раича. Раич очень привязался к своему ученику, да и нельзя было не любить его. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. Раич - человек хорошо образованный, поэт, переводчик - первый пробудил в своем ученике любовь к поэзии. Он научил его понимать литературу, поощрял его желания писать стихи.

В пятнадцать лет Тютчев уже был студентом Московского университета. На восемнадцатом году он прекрасно окончил университет и через несколько месяцев уехал на службу в русское посольство за границу.

Двадцать два года прожил он в чужих краях, вдали от родины, но не переставал думать о ней, посвящать ей свои стихи. «Я более всего любил в мире отечество и поэзию», - писал Тютчев в одном из писем с чужбины.

Но стихов своих Тютчев почти не печатал, и очень долго имя его как поэта было неизвестно в России. Однажды один из друзей Тютчева передал Пушкину тетрадь его стихов. Пушкину стихи очень понравились, и он напечатал их в журнале «Современник», который тогда издавал.

Это было в 1836 году. С тех пор стихи Тютчева стали появляться в «Современнике», который тогда широко расходился по всей России. А отдельной книжкой они вышли только в 1854 году. Книжка была маленькая, скромная; в ней было всего сто стихотворений, но о ней сразу все заговорили - такие там были прекрасные стихи.

Тютчев оставил нам небольшое литературное наследство - немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».

3. Творческий путь Афанасия Афанасьевича Фета (1820 – 1892гг.).

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

Афанасий Афанасьевич Фет - вы­дающийся лирик XIX века, талантливый публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и М.Е. Салтыков-Щедрин; А.А. Блок считал Фета своим учителем. П.И. Чай­ковский высоко ценил поэта, который «сумел шагнуть в область музыки». На стихи Фета крупнейшие русские композиторы напи­сали много великолепных романсов: «Сад весь в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой роскошный венок» (Н. Римский- Корсаков), «В дымке-невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу...» (П. Чайковский), «На заре ты ее не буди...» (А. Варламов) и другие.

Очень точно сказал о значении творчества А. А. Фета его со­временник - поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина-Фета

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Невоплотимой красоты.

И пусть он в старческие лета

Менял капризно имена

То публициста, то поэта –

Искупят прозу Шеншина

Стихи пленительные Фета.

В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему его судь­бу называют одновременно и счастливой, и печальной?

Поэтический мир Фета

Мотивы г. Фета заключают в себе иногда такие тонкие... можно сказать, эфирные оттенки чувства, что нет возможности уловить их в определенных отчетливых чертах, и их только чувствуешь в той внутренней музыкальной перспективе, которую стихотворение ос­тавляет в душе читателя... И самое произведение, и содержание его давно уже забылись, но мелодия его таинственно слилась с общею жизнью души нашей, сплелась с нашим духовным организмом.

В. П. Боткин. Русская литература. А. А. Фет. 1857

В семье второстепенных русских поэтов г. Фету бесспорно при­надлежит одно из видных мест. Большая половина его стихотворе­ний дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия. <...> Если при всей этой искренности, при всей легкости, с которой поэт покоряет себе сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться скромною долей второстепенно­го поэта, то причина этого, кажется нам, заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г. Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Рецензия на собрание стихотворений Фета. 1863

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных по­эзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Это не просто поэт, но скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, ко­торые легко поддаются выражению словом.

П. И. Чайковский - Константину] Р[оманову].

Художественное творчество есть самая изумительная, самая не­постижимая, самая таинственная тайна... Вы жаждете проникнуть в тайну творчества <...> в таинственную лабораторию, в которой целое жизненное явление претворялось совершенно в чуждый ему звук, краску, камень. Торопитесь спросить художника, еще не ос­тывшего над своим вдохновенным трудом. Увы! ответа нет! тайна творчества для него самого осталась непроницаемой тайной.

А. А. Фет. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании. 1867

В лирике Фета - притом именно в высших ее образцах - по­чти не воссоздаются какие-либо цельные «объекты» художествен­ного видения (а только «детали» этих объектов). В стихах Фета пе­ред нами не предстает определенный природный мир, рельефные человеческие характеры (в том числе даже и характер лирического героя, то есть в конечном счете самого поэта), весомые события. В лирике поэта воплощены, в сущности, только состояния и движения человеческого духа.

В. В. Кожинов. Поэзия и судьба Афанасия Фета. 1981

Как поэта-мыслителя Фета отличают лирическая нежность и лирическая смелость. Он нежен, как утреннее пробуждение отро­ка, и смел, как дума видавшая жизнь мудреца. Вступая в область самого тонкого и таинственного, в область человеческих пережи­ваний, Фет вскрывает их природу, дает последовательность моти­вировок, он чувствует, что важно для лирика-мыслителя, - пред­чувствует. <...>

В конечном счете главное в поэзии Фета - ее высокая человеч­ность. Современная русская лирика испытала на себе безусловное влияние Фета, о чем говорят, прежде всего, творчество разных на ших поэтов, а также их признания.

Л. А. Озеров. «То, что вечно, - человечно». 1995

Какие оценки ближе вашему впечатлению от знакомства с поэзией Фета? Мотивируйте свое мнение.

Начало жизненного пути. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. по­кинула Германию с русским дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий же отец будущего поэта - Иоганн Фёт - чи­новник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орлов­ская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в владельцу «жесточайшие нравственные пытки» (фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель - вернуться в дворянское лоно Шенши­ных - и с фантастическим упорством добивается ее. (С 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шен­шиным.)

Образование. Учился в немецком городе Верро в пансионе, начал сочинять стихи.

Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного отделения Московского университета. Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо писать стихи и познакомился с Аполлоном Григорье­вым, тоже студентом, горевшим страстью к стихотворству. Друзья вместе готовили к печати первый «студенческий» сборник стихов Фета, который вышел под инициалами «А. Ф.». Уже следующий сборник появился в журнале под именем «А. Фет».

Литературоведы считают, что буква «ё» превратилась в «е» в фамилии поэта по вине наборщика.

Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увле­ченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

Творческий дебют - сборник «Лирический пантеон» (1840). Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Поэт, по утверждению Фета, - есть сумасшедший и ни­куда не годный человек, лепечущий «божественный вздор». Но стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского.

Военная служба. Фет вернуть дворянское звание и фа­милию. Военную службу в Херсонской губернии поэт использует для тренировки воли и выработки непоколебимого упорства к дос­тижению цели кратчайшим путем. Служит твердо и последова­тельно.

Цикл стихотворений о любви. Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с кото­рой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по служ­бе». Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет не­предвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в про­шлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка. Преобладающая тональность любовной лирики Фета - тра­гическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» - необычай­ный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето», «Осень», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таин­ственные его глубины, лирический герой Фета обретает способ­ность видеть прекрасную душу природы.

Фета влечет природа в ее изменчивости, постоянной смене состояний, и он радуется каждому малому, «сиюминутному» про­явлению жизни, которая через мгновение окажется уже иной. Его привлекает неповторимость и трепетность этих мгновений.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и других были опубликованы два самых крупных прозаических цик­ла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская проза»: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы - «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда.

Поэзия и проза Фета - художественные антиподы. По мне­нию Фета, проза - язык жизни обыденной, а поэзия - жизнь чело­веческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870-1892). Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успо­коение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит».

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части», потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

«В вечер такой золотистый и яс­ный» (1886), «Одним толчком согнуть ладью живую» (1887), «Ни­когда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...» (1892).

Переводческая деятельность. Фет переводит античных поэтов, а также произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и других. В переводах стремится к точности. «Ко­нечно, перевожу буквально», - пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет - поэт «чистого искусства». Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть свя­зана с жизнью, а поэту не следует «рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих сти­хотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полон­ский, А. Н. Майков и другие). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию темами:

а) родина; б) природа; в) любовь; г) поэт и поэзия (искусство).

Темы родины и природы «нераздельны». Фет умел «очелове­чить» русскую природу, найти в ней отзвук своим настроениям.

Любовь в изображении Фета - олицетворение и печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная лирика отличается бо­гатством оттенков, нежностью и душевной теплотой.

У Фета много стихотворений об искусстве, о роли поэта и поэзии: «Одним толчком согнать ладью живую...», «На стоге се­на ночью южной...» и другие. Искусство, по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью. Поэт писал:

Неизбежно,

В мир стремлений,

Страстно, нежно

Преклонений

И молитв;

Без усилий

Радость чуя,

С плеском крылий

Не хочу я

Залетать

Ваших битв.

Действительно, поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. Стихи - это лирические миниатюры, с помощью кото­рых поэт передает «едва уловимые переживания человека, органи­чески связанного с природой».

Что поражало современников в поступках и характере Фета?

Двойственность: Фет - проникновенный лирик и поклон­ник красоты во всех ее проявлениях, и Фет - жестокий и расчет­ливый хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.

III . Сравнительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Пейзажная лирика.

Ф. Тютчев

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья. 1830

А. Фет

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать , что солнце встало ,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало ;

Рассказать , что лес проснулся ,

Весь проснулся , веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать , что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать , что отовсюду

На меня весельем веет ,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Что общего между этими стихотворениями (тема, главная мысль, пафос, ос­новной художественный прием)?

Эти стихотворения связывает общий художественный прием - психологический параллелизм. Оба произведения включают в себя пейзажные зарисовки, но очень разные, и не только потому, что Тютчев пишет об осени, а Фет о весне или лете.

В каждом из этих стихотворений одно предложение. У Тютчева это единая, целостная картина увядания природы. Описание природы обогащено множеством эпитетов. Именно эпитеты создают торжественный и трагичный образ осени. Лирический герой Тютчева, любуясь красотой осеннего увядания, уподобляет его человеческому страданию. В последней строке стыдливость страдания человека названа божественной. Страдание человека столь же величественно, как и печальные перемены в Божьем мире. Лирический герой смотрит на мир со стороны, он наблюдает, анализирует и сопоставляет явления жизни.

Одно стихотворение изобилует эпитетами (выделите их), другое - глаголами (что это за глаголы? Зачем один глагол несколько раз повторяется?). Какой эф­фект это создает?

Интересно, что в стихотворении Тютчева только два глагола, один из которых незаметный, незначительный - есть. Второй - зовем - подводит итог, называет, фиксирует смысл сказанного. Стихотворение написано в форме элегии - думать об осени и страдании всегда грустно, а для размышлений собеседник не нужен.

В каком стихотворении лирический герой участвует в общей жизни на земле, а в каком - словно смотрит со стороны?

Попробуйте раскрасить стихи, обращая внимание на слова, имеющий свой цвет. Какое из стихотворений более цветное и почему? Как это связано с содержанием текста?

Какое стихотворение написано в форме послания (обращения к другому чело­веку), а какое - в форме элегии (грустного размышления)? Почему избрана имен­но эта форма?

Сравнивая эти стихотворения, мы видим удивительное поэтическое мастерство двух русских поэтов. Используя как основной прием психологический параллелизм, обращаясь к картинам природы, Фет создает картину состояния лирического героя в единстве с состоянием природы. Его лирический герой - часть Божьего мира. Тютчев же использует картины природы для сравнения с состоянием человека вообще. Не случайно в стихотворении нет местоимения я. Есть мы, то есть люди вообще. Лирический герой Тютчева - наблюдатель, аналитик, мыслитель.

2. Сопоставительный анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета. Любовная лирика.

Перед вами тексты двух стихотворений. Внимательно прочитайте их, сопоставьте, затем запишите ваши наблюдения.

Что объединяет эти стихотворения? Для ответа на этот вопрос обозначьте цве­том: слова, обозначающие время; описания (пейзаж, портрет); чувства, ощущения лирического героя, состояние, чувства девушки.

Какие образы и как созданы в стихотворении Тютчева (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какие отношения связывают лирического героя и девушку? Важно ли это?

С какой целью поэт настойчиво обращает внимание на приметы угасающего дня?

Сравните эпитеты, использованные в первых двух стро­ках третьей строфы.

Для чего использована эта антитеза?

В каких строчках сформу­лирована главная мысль стихотворения?

Каким настроением (пафосом) оно проник­нуто?

Что можно сказать о лирическом герое стихотворения?

Какой образ в стихот­ворении является доминирующим (важнейшим)?

Какие образы и как созданы Фетом (женский образ, образ лирического героя, пейзаж, время)?

Какой из них является доминирующим (главенствующим)?

Каким пафосом проникнуто стихотворение?

Сравните результаты анализа стихотворений и сделайте вывод об особенностях лирики двух поэтов.

Ф. Тютчев

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое,

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И вечер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

А. Фет

Когда мои мечты за гранью прошлых дней

Найдут тебя опять за дымкою туманной,

Я плачу сладостно, как иудей

На рубеже земли обетованной.

Не жаль мне детских игр, не жаль мне тихих снов,

Тобой так сладостно и больно возмущенных

В те дни, как постигал я первую любовь

По бунту чувств неугомонных,

По сжатию руки, по отблеску очей,

Сопровождаемым то вздохами, то смехом,

По ропоту простых незначащих речей,

Лишь нам звучащих страсти эхом.

Оба эти стихотворения - воспоминания о счастливом прошлом, связанные с образом девушки. И это, пожалуй, единственное, что их роднит.

В стихотворении Тютчева большое место (четыре с половиной из шести строф) уделено описанию: пейзажу и портрету. Место, время года и время суток точно обозначены. Картина живописна, но лирический герой как будто любуется ею со стороны, и мы не знаем, какие отношения связывают его с его юной спутницей, да это, видимо, и не важно: чувства героя не названы, а девушка беспечно весела не оттого, что влюблена или кокетничает с героем, - она просто очень молода.

Все стихотворение построено на антитезах: высокий берег - внизу река, вверху еще солнце - внизу уже померкли берега, вековая груда камней - мла­денческая нога девушки. Река, камни, небо - все это существует дол го. Человеческая жизнь коротка и быстротечна, ее радости уходят так же быстро, как уходит за горизонт солнце, как отцветают и осыпаются яблони.

В стихотворении три плана времени: неподвижное «золотое время» этой встречи на берегу Дуная, неподвижное нынешнее («я помню») - время воспо­минания и незаметно летящее время, быстротечность которого ощущает лирический герой.

Главная мысль стихотворения сформулирована в двух последних строчках. Вспоминая со­бытия далекого угасающего дня на берегу Дуная, лирический герой с грустью думает о быстротечности человеческой жизни. Образ времени доминирует в стихотворении. Мотивы любви, природы Тютчеву необходимы для философских размышлений о жизни вообще.

В первой строфе стихотворения Фета два плана времени: прошлое и настоящее. Разрыв между ними усилен библейским мотивом в сравнении. Все остальное - воспоминания о чувствах, подаренных лирическому герою первой любовью. Фет - импрессионист, поэт ощу­щения.

3. О собенности любов­ной лирики Некрасова, Пушкина, Тютчева, Фета.

«Клиповое сознание» - это бешеный темп, смена ярких кадров, фиксация от­дельных картинок для создания общего впечатления. Заставим «говорить» с помощью цвета сразу несколько стихотворений.

Художественный анализ стихотворений

А. С. Пушкин

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди... 1825

1. Перескажите стихотворение. Какое событие передаёт автор?

2. Сколько в нем действующих лиц? Через какие слова и образы они передаются?

3. Какое настроение сопровождает стихотворение?

Ф.И. Тютчев

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени. 1858

Н.А. Некрасов

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы!

Отдайте ей ее посланья

7 Урок-кейс по литературе "Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета на основе сопоставительного анализа стихотворений".

Урок-кейс «Особенности поэтического мира Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

на основе сопоставительного анализа стихотворений».

Цели:

Ø Активизация познавательной деятельности учащихся.

Ø Отработка умений работать с предоставленной информацией.

Ø Обучение сопоставительному анализу лирических произведений:

ü умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

ü умение анализировать язык и образную систему литературного произведения в неразрывной связи с содержанием, понимание идеи и нравственного пафоса произведения, понимание русского слова в его эстетической функции.

ü умение анализировать литературное произведение, понимать способы донесения до читателя авторских идей, мыслей и чувств.

Ø Выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Задание.

Перед нами две пейзажные зарисовки. Сопоставьте данные произведения, опираясь на предложенный план для обсуждения.

Летний вечер

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды. (1829)

Ф.И. Тютчев

«Какая ночь! Как воздух чист…»

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, черней лишь тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть. (1857)

Афанасий Фет

План для обсуждения.

1. Определите тему, идею, композиционную стройность произведений, а в целом – движение поэтической мысли в произведениях.

2. Каково основное настроение, переданное поэтами. С какими другими чувствами переплетается оно.

3. Охарактеризуйте особенности поэтического языка каждого стихотворения.

4. Проследите, какие внутренние ощущения возникают после прочтения стихотворений.

5. Свои наблюдения и умозаключения внесите в таблицу. Сделайте вывод.

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Природа - прекрасное живое существо, которое может мыслить, дышать, чувствовать и преображаться, создавая ощущение переменчивости окружающего мира

Природа - живой одухотворенный, многоликий мир.

Богатая метафоричность, использование символики.

В стихотворении присутствует несколько образов, выстроенных автором в четкой последовательности. При этом солнце, небо, воздух и звезды – это лишь часть природы, но благодаря метафорам, созданным поэтом, они превращаются в самостоятельных героев произведения.

Произведение написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении нет резких движений: все плавно, медленно. Преобладают светлые и спокойные краски.

Разнообразие звуков, ритмов, синтаксиса.

Используя приемы аллитерации (повторение звуков «з», «с», «ж») и одушевления природы («дремлет лист», «спит залив», «вздохнет волна») возникает ощущение живого движения, непостижимой жизни мира ночи.

Использование прилагательных в сравнительной степени во второй части стихотворения подчеркивают разницу меду состояниями природы и состоянием человеческой души

Кольцевая композиция произведения, которая создает ощущение завершенности и цельности размышлений и наблюдений

Мастер композиции – использует все виды композиционных повторов (кольцо, анафора, рефрен) таким образом заставляя переживать смену настроений, тонов, звуков, влияя на наши чувства

Семантическое ядро

Глава-Земля (2/2)

Частотность употребления 3,17%

Семантическое ядро

Воздух-Свет (2/2)

Частотность употребления 4,16%

Восхищаясь сменой времен года или пытаясь запечатлеть неуловимые моменты преображения природа, автор полностью абстрагируется от личных переживаний, концентрируясь лишь на том, что видит

Словно пропускает увиденное через себя, находя в таких милых пейзажах созвучье собственным ощущениям и душевным переживаниям

Человек часто одинок и бессилен в сравнении с могуществом природы. Бытие воспринимает как катастрофу

Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, бессильный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.

Находясь в гармонии и слиянии с природой, человек черпает в ней вдохновение, обретая движение души и открывая все новые тайны природы

В жанровом аспекте - склонность к философской миниатюре, поэтическому фрагменту

В жанровом отношении тяготеет к лирической миниатюре.

Вывод: при общности тем произведений и предмета изображения, эти стихотворения очень различаются. Объяснением тому служит разное поэтическое мировосприятие поэтов.

В качестве домашнего задания к данному уроку может быть предложено несколько вариантов: сочинение-миниатюра, презентация, устное